Дорогие товарищи! (2020)

Страна производитель Россия
Рейтинг фильма
Кинопоиск 7.1
IMDb 6.7
Описание фильма
оригинальное название:

Дорогие товарищи!

год: 2020
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Андрей Найденов
художники: Ирина Очина, Константин Мазур, Екатерина Харнас
монтаж: ,
жанры: драма, история
Сколько денег потрачено и получено
Бюджет: 151 472 080 руб.
Сборы в России: $121 403
Мировые сборы: $120 942
Дата выхода
Мировая премьера: 7 сентября 2020 г.
Премьера в России: 12 ноября 2020 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч. 56 мин.
Отзывы о фильме Дорогие товарищи!

1962 год, в советском Новочеркасске – забастовка на главном городском заводе, люди требуют снижения цен на продукты и повышения зарплат. Когда к забастовке присоединяются рабочие других предприятий, правительственная комиссия решает ввести в город армию, и через считанные часы на улицах звучат выстрелы боевыми патронами. Работница парткома Людмила искренне верит в то, что строит коммунистическое общество и возмущается поведением заводских смутьянов. Но когда в бойне на площади без вести пропадает её дочь-подросток, стройная картина мира убежденной коммунистки рушится в одночасье.

Другие фильмы этих жанров
драма, история

Отзывы критиков о фильме «Дорогие товарищи!», 2020

Для отечественной, да и для западной культуры, Андрей Кончаловский стал живым классиком. Его последняя работа «Дорогие товарищи» получила специальный приз жюри на 77-ом Венецианском кинофестивале и стала номинантом на премию «Оскар», но если не крутиться вокруг наград, то фильм заслуживает внимание благодаря великолепному сценарию, основанному на засекреченных материалах о расстреле демонстрации рабочих в городе Новочеркасск в 1962 году.

Кончаловский ведёт расследование тех событий, двигаясь по направлению к душе главной героини Людмилы (Юлия Высоцкая) — партийной работницы горкома, убежденной коммунистке и бывшей фронтовичке. Женщина, как наиболее непредсказуемое и необъяснимое создание, стала идеальным объектом для раскрытия сложной и противоречивой стороны советского человека. Персонаж двойственный и непредсказуемый, это её качество подтверждается обратной эволюцией — от вершительницы справедливости до растерянной матери, которая находится в поисках дочери после кровавых событий на площади перед горсоветом.

Что мне всех больше понравилось в исполнении, что Кончаловский не прибегает ни к каких трюкам и искусственности при постановке кадра, такая работа позволяет ближе проникнуться атмосферой, поверить и ощутить боль личной и общественной трагедии. «Этот формат особенный, потому что он, в отличие от современного кино, позволяет видеть небо. Новые кинематографические системы лишь концентрируются на экшене и толпе. Сегодня кинорежиссеру все труднее возбудить зрительскую фантазию», — рассуждает режиссер. Помимо изображения, в фильме увлекательно выстроены диалоги, по-своему сильные, и идеально выписывающиеся в почти любую советскую художественную литературу, например, Сергея Довлатова.

Сразу после просмотра у меня всплыли в памяти образы той же Юлии Высоцкой в другом фильме Андрея Кончаловского «Рай». Эти ленты объединяет формат черно-белой пленки и фокус на судьбах женских характеров, заточенных в центре исторических событий. Они обе представительницы слабого пола, но на проверку оказываются чрезвычайно сильными. Думаю, что для режиссёра отличной идеей было бы уместить эти фильмы в трилогию, как у Ларса фон Триера «Золотое сердце» или же создать целый цикл. Героини схожи, но в их фундаменте есть отличие: если персонаж Высоцкой из фильма «Рай» видит единственный выход спасения в смерти, то для Людмилы из последней картины, смертельные жертвы имеют смысл до того момента, как они приносят результат. Что же в этой проверке оказывается выше — идеология или самосознание? Ответ выберет зритель сам, по окончанию просмотра. А я лишь порекомендую увидеть это кино всем.

1 декабря 2020

Дараггие таварисчии (название фильма будет звучать эффектнее, если произносить его с брежневскими интонациями) — это творение, выдвинутое от нашей страны на получение покрытой сусальным золотишком фигурки. Можете быть уверены, в какой — нибудь номинации, фильм статуэтку получит. Ибо: обожают интуристы смотреть на то, как мы смачно плюем в наше прошлое, размазываем по мордасам слёзы покаяния, и каемся, каемся, каемся…

Почему Андрон Кончаловский решил снять кино о Новочеркасской трагедии именно сейчас? Романтический порыв? Случайно выбрал одно из «белых пятен» истории? Я дура старая, грешна, потому что читала его книги — «Низкие истины» и «Возвышающий обман» (чуете эрудицию? Пушкин в помощь). В своих книгах, автор предстаёт расчётливым, циничным человеком, который ничего не делает просто так, подчиняясь душевному порыву (бойтесь первых побуждений, они самые искренние!). Кончаловский тонко чует тренды, и всегда следует за конъюнктурой.

Для того, чтобы создать у зрителя ощущение реалистичности происходящего, режиссёр выбрал монохромную цветовую гамму. Документалка. Так оно всё и було. Вы просто поверьте. Мы и верим. С первого же кадра. Работница горкома просыпается в постельке председателя горкома. Бывает. Засиделись, изучая «Антидюринг». Ну, а то, что в одной постельке… Смычка города и деревни, понимаешь. Председатель выведен как истинный строитель коммунизма — на всё есть инструкции ЦК! Возникают вопросы — читай инструкции ЦК! Кончаловскому стоило усилить эффект, и гротескнее показать тупость чиновника, сняв постельную сцену. Люда (главная героиня) принимает раскованную, эффектную позу, а правильный председатель говорит ей — в инструкциях ЦК чётко прописано, в каких позициях партработникам дозволено получать оргазм. Примите идеологически верную, одобренную ЦК, позу, дорогой товарищ Людмила!

О чём говорят люди, недавно испытавшие близость? О чём говорят партработники, испытавшие близость? Правильно. Они говорят об инструкциях ЦК, о повышении цен, о Сталине и Хрущёве. Расслабляться нельзя ни на секунду! Враг не дремлет! Причём, не дремлет он, возможно в вашей постельке!

Второй приём, который использует Кончаловский, это гиперболизация. Если нам показывают партработника, то он просто лучится казённым, идиотическим партоптимизмом, он ангельски глуп, говорить может только по бумажке, и с таким пафосом, будто он выступает на митинге. Спецпаёк и карьера — все партработники, с восторженным, идеологически правильным, рёвом, словно стадо ослов, бегут за этими морковками. В фильме нет ни одного нормального партработника. Люда (которой зритель должен сопереживать) — романтическая сталинистка. Ненавидит Хрущёва (цены поднял, а при Сталине снижали!), и мечтает об абстрактных расстрелах. До тех пор, пока расстрелы не коснутся её лично. В мозгу зрителя должна сработать простенькая ассоциация: если все партийные руководители преступники, то и весь строй был преступным, а значит Новочеркасский расстрел — логическое следствие преступной деятельности коммунистов (Оскар ещё никогда не был так близок!).

Третий приём.

Дихотомия: тупые чинуши — правильный, героический народ. Чиновники народ не слышат, не видят, и не понимают («там одна пьянь собралась» — что — то похожее мы слышали совсем недавно, в одной соседней стране). Народ грезит конституционными правами, и имеет фактурные лица пьяниц и пациентов психлечебниц (кастинг осуществлялся по заветам Пазолини).

События происходят на Дону, и Люда (которая первые десять минут нормально, жёстко, «по-московски» произносит букву «Г»), с десятой минуты вспоминает о своём казачьем происхождении, и начинает старательно «гэкать», и щеголять терминологией современной либеральной тусовки — «гхэбня!» смело бросает она в лицо единственному «правильному» кгбшнику Виктору. При этом, она не может не петь официозные советские песни (вот что пропаганда с людями делает!), и продолжает славить Сталина.

Я смотрела этот фильм, и не могла избавиться от ощущения, что присутствую при каком — то фальшивом, нелепом, глупом и непристойном фарсе. Настолько гротескно выписаны фигуры руководителей, сочетающих в себе только три качества: тупость, наглость и трусость, и блеющих во время опасности — «меня расстреляют?». Вместо попытки честно разобраться в причинах трагедии, и ответить на вопросы: почему «мирные протестующие» забросали камнями ни в чём не повинных пассажиров, остановленного ими поезда? Почему мирные протестующие захватили и разграбили здание горисполкома? Почему вырывали автоматы из рук солдат? Почему не упомянут генерал Шапошников, отказавшийся выполнить приказ о применении оружия? Откуда взялись «секретные» снайперы? Ой, простите. Они же секретные, а значит и информация о них засекречена настолько, что они нигде не упоминаются, ни в каких, даже в секретных исторических документах. Это важно, потому что, если снайперы действительно были, то спонтанные выстрелы (как это следует из документов) превращаются в заранее спланированную казнь. В чём нас и пытается убедить режиссёр. Почему… да много ещё «почему» можно задать режиссёру. Почему уважаемый режиссёр показывает такое примитивное понимание действительности? Почему он не допускает мысли о том, что реальная история сложнее, чем его чёрно — белое видение?

«Дорогие товарищи» показывают нам простенькую, чёрно — белую картинку. Преступники — коммунисты расстреляли безоружный народ. Всё просто. Без полутонов. И главный преступник — Хрущёв. Очень уж он не нравится Люде (альтер эго режиссёра). А Люда «усехда» права.

Интуристам понравится. Готовьте место для статуИ!

22 ноября 2020

Нельзя видеть только белое или черное ни в исторических катаклизмах, ни в характере и действиях человека.

Фильм понравился. У Кончаловского, как правило, в центре повествования — человек в контексте тех или иных событий. В обсуждаемом фильме — это завсектором горкома КПСС Людмила Семина, которая оказалась втянута в события 1962 года в Новочеркасске, известные как «Новочеркасский расстрел». Насколько противоречивы события российской истории, в том числе Новочеркасский расстрел рабочих, настолько противоречив и образ Людмилы: дочь белого казака, побывавшая на фронте во время Великой Отечественной войны; мать-одиночка, воспитывающая одна дочку, плод фронтовой любви; рьяная сталинистка, свято верящая в коммунизм и в то же время бегущая в магазин, чтобы «через заднее кирильцо» получить горкомовский паек.

О новочеркасских событиях 1962 года стало известно только в горбачевские времена. Однако не всё было так однозначно, как поначалу об этом писали. Рабочим снизили расценки при одновременном повышении властью цен на продукты, и возмущенный народ вышел на улицу. Но среди народа были и хулиганы, и нетрезвые граждане, которые возбудили толпу, и толпа стала неуправляемой. Власть не сумела справиться с возмущенными горожанами и применила свой излюбленный метод: по указанию Хрущева народное недовольство было подавлено силой — по протестующим начали стрелять.

Людмила поначалу горячо выступала за то, чтобы все участники митинга были арестованы, а зачинщики расстреляны. Но когда оказалось, что в митинге участвовала и ее дочь, она засомневалась в таком радикальном способе ликвидации народного недовольства.

Замечательно сыграла Высоцкая роль Людмилы: и речь, и движения, и мимика — как будто не только родилась она в Новочеркасске, но и всю жизнь там прожила. Да и сотрудница горкома очень похожей получилась: помню, помню я таких парт. активисток из народа.

Вывод, к которому приходишь после просмотра фильма: нельзя видеть только белое или черное ни в исторических катаклизмах, ни в характере и действиях человека. Всё гораздо более многоцветно, многогранно.

И о минусах. В эпизоде, когда партийные функционеры и руководство завода оказались заблокированными протестующими в заводоуправлении, первый секретарь обкома Басов говорит: «Прямо Бангладеш какой-то!» Но Республика Бангладеш была образована лишь в 1971 году. Во времена событий, показанных в фильме, это был Восточный Пакистан. По-моему, для мэтра это непростительная небрежность.

9 из 10.

20 ноября 2020

Сумбур

Сюжет в совокупности с названием фильма и его европейские награды вместе с возможной номинацией на Оскар дали мне понять, что это очередная антисоветская пропаганда. По-другому на различные западные кинофестивали не попасть. Хочешь туда? — сними про трудную жизнь в Российской Федерации или про коммунистическую заразу и возможно получишь номинацию. А если хочешь победить, то тогда нужно стать толерантным по-американским меркам и добавить в фильм угнетённых (думаю понятно о ком я).

Но мои ожидания не особо оправдались. После увиденного у меня в голове образовалась каша. Я был не знаком с историческими событиями происходивших в фильме. После похода в кино я прочитал о них в википедии. Не буду сравнивать прочитанное с тем, что я увидел на экране, ибо от уведенного, и без википедии, возникает куча вопросов.

Главная героиня всей душой любит Сталина и верит в коммунизм, но почему-то без упрёков совести свободно берёт продукты в гастрономе, когда другие «дорогие товарищи» не могут себе это позволить. Что-то не вяжется у меня это в голове. Возможно, я чего-то не понял, но поехали дальше.

Почему в чёрно-белом формате и с вытянутой картинкой? «Потому что режиссёру так нравится!» Ну ладно, но как по мне фильм от этого лучше не стал. Надоело наблюдать демонстрацию советского быта в фильмах, как что-то старое, разваливающееся и унылое. А тут и вовсе чёрно-белым сделали, ещё и в вертикальном формате.

Зачем демонстрировать пошлятину, если она не несёт никакой смысловой нагрузки? Любой срам, будь это мужской или женский, не важен, если он не играет важную роль в сюжете, или не раскрывает характер персонажа.

Что послужило причиной к массовому волнению людей? Повышения цен? И только-то? Я только хочу сказать, что очень слабо раскрыт мотив толпы. Недостаточно того, чтобы кто-то из персонажей назвал причину поведения недовольных и в следующих кадрах уже показывать организованную толпу. Я не верю! Нужно показать причину, а не ставить перед фактом, что повысили цены и люди вышли с плакатами: «Хрущёва на мясо!». Этого мало для художественного фильма.

Возникло непонимание от поведения чиновников. Все они представлены какими-то мелкими прихвостнями, готовые лизать зад по любому поводу. Не вяжется это с людьми, которые не так давно победили фашизм. Я не говорю, что не было таких, но фильм демонстрирует очень жалких и слабовольных людей. Не так себя обычно ведут люди на руководящих должностях, особенно в советское послевоенное время.

Не понял я и секретных снайперов КГБшников на крышах. В фильме он один, но судя по выстрелам и убитым — больше, но это не главное. Главное то, что они действуют вроде как секретно, но главной героине можно об этом знать. Видимо потому что они тоже тайно и искренне любят Сталина.

И самое ужасное в фильме — это подбор актёров. Если главные герои отыгрывают более-менее нормально, то все второстепенные и эпизодические роли ужасны. Я такого даже не помню, что бы мне так не нравилась актёрская игра. Ощущения, что это прохожих с улицы попросили отыграть. Что это? Денег не хватило на актёров? Или это такие серьёзные проблемы с кадрами у нас в стране? Так это про нас в таком случае в чёрно-белых тонах снимать нужно, а не советских людей.

Вот от этого всего и образовалась каша, даже абстрагируясь от реальных событий. Как-то стыдновато за возможную номинацию на Оскар. Хотя, даже любопытно, как встретит запад женского главного персонажа, который до конца фильма остаётся верен идеям Сталина.

6 из 10

18 ноября 2020

Трагедия по обе стороны. Рецензия на фильм «ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!»

«Дорогие товарищи!» — основанный на реальных событиях фильм Андрея Кончаловского, одного из наиболее признанных за рубежом отечественных режиссёров. Последние годы Кончаловский снимаем очень приближенное к простому народу кино, делая человека центром своих трагических историй. Однако у нынешнего режиссёрского почерка Кончаловского есть одна занятная особенность: режиссёр одинаково сопереживает как представителю рабочего класса, так и тем, кто удерживает в своих руках власть — он умеет смотреть и на тех, и других. Кончаловский в равной мере понимает конфликт людей по обе стороны баррикад, благодаря чему «Дорогие товарищи!» вместо очередного «Народ — хороший, а Власть — плохая» превращается в полноценную трагедию про отношения между первыми и вторыми.

За «Дорогих товарищей!» Андрей Кончаловский получил Специальный приз жюри 77-го Венецианского кинофестиваля, вызвав тем самым у некоторых российских зрителей весьма скептический настрой по отношению к картине. Политическая ли это была награда? Может быть со стороны жюри подобное и было. А вот сам Андрей Кончаловский во всех интервью и во время всех пресс-конференций в рамках Венецианского кинофестиваля из раза в раз повторял одни и те же слова. «Никакой политики! Это аполитичное кино!» — заявлял режиссёр. В этом плане «Дорогих товарищей!» можно сравнить с лентой Мишеля Франко «Новый порядок», удостоившейся Особого приза жюри в Венеции в этом же году, в которой политические и социальные высказывания сочились буквально из каждой сцены, в отличии от картины Кончаловского.

Андрей Кончаловский снял же, отстранившись от политических высказываний, кино не столько о печальных событиях в Новочеркасске, произошедших в 1962 году во время забастовки жителей города, сколько о людях. Пока зарплаты оставались на прежнем уровне, местные власти то и дело повышали цены на еду, из-за чего жизнь в Новочеркасске больше стала походить на выживание. Власть «кормила» народ бесконечными обещаниями, рассказывая о светлом социалистическом будущем. Но каким бы сильным не был советский народ, переживший Великую отечественную, чаша терпения в один день переполнилась и люди вышли на забастовку, в следствии которой было убито более 20 человек, 40 получили ранения, а ещё сотня забастовщиков получили сроки от 2 до 15 лет.

«Дорогие товарищи!» — фильм о большой трагедии, реставрирующий три страшных дня из советской истории, написанное по рассекреченным документам. Это кино о том, как свои убивали своих, закапывали убитых парами в окрестностях города и затыкали рты всем, кто потенциально мог бы проговориться. Кончаловский никого не осуждает — он сталкивает народ и власть, медленно и очень методично наблюдая за человеком, столкнувшимся лицом к лицу с чудовищной несправедливостью. Власть, в представлении режиссёра, не является априори злом, а совсем напротив — Кончаловский через призму ярой коммунистки и рассказывает историю фильма, то есть: говорит со зрителем через власть.

Эмоциональное ядро ленты — это актёрская игра Юлии Высоцкой. Люда, так зовут её героиню, проходит путь от твёрдо уверенной в собственной правоте социалистки, мечтающей построить коммунизм, до сомневающегося, сломленного и разочаровавшегося в собственных идеалах человека. Люда — работница парткома, поначалу на дух не переносящая забастовщиков, однако как только дочь главной героини пропадает без вести во время расстрела мирных жителей, персонажу Высоцкой ничего не остаётся, кроме как пытаться найти своего ребёнка. Ищет Люда везде, начиная от раненых в больницах, заканчивая моргом и кладбищем. Можно углядеть в этом частично автобиографии режиссёра, прошедшего почти такой же путь: от светского уклада жизни к народности, став чем-то вроде богемы.

Кончаловский кидает Люду в самый эпицентр событий, заставляя пройти её через все ужасы тех печальных дней. Можно сказать, что героиня Высоцкой является собирательным образом жителей Новочеркасска, переживших страшное. Ужас даже не в том, что люди потеряли своих родных. Самый главный ужас в том, что люди по сей день не знают, где закопаны их любимые — людям попросту некуда приносить цветы. А всё из-за того, что один московский человек с полномочиями захотел прикрыть местного генерала от позора среди начальства, а потому, в обход конституции, на которую офицеры закрывают глаза в фильме, солдатам поступает приказ: стрелять по мирным жителями. По мирным жителям, конечно же, обычные солдаты не стали стрелять, вместо этого даже помогали соотечественникам — вместо них стреляли по людям агенты КГБ.

Всё это режиссёр показывает очень аккуратно, проводя параллели с сегодняшней Россией. «Дорогие товарищи!» хоть и рассказывает о событиях 60-ти летней давности, однако говорит о том же народе, который ест тот же хлеб, что сейчас, что тогда. Андрей Кончаловский — режиссёр советской закалки, поэтому он как никто другой знает, как можно «пустить зайчиков» так, чтобы «не отсвечивало». Здесь стоит вспомнить нынешние политические взгляды режиссёра, заявляющего о неготовности российского человека к демократии. Русскому народу нужно найти свой путь, поиском которого занимается не одно и не два поколения.

При этом восприятие от картины не портят даже фестивальное соотношение сторон в 1,33:1 (4 на 3) и монохромное изображение, снятое на цифру, а не на плёнку. Да, из-за решения снимать на цифровую кинокамеру лента Кончаловского потеряла в атмосфере, поскольку из-за высочайшего качества картинки теряется натуралистичность и достоверность, которую режиссёр добивался в каждой сцене. Работа художников — выше всяких похвал, как и съёмки на улицах сегодняшнего Новочеркасска, однако интерьерные съёмки выглядят очень искусственно из-за вида из окон, сделанного на компьютере при помощи хромакея. Всё это перекрывается мастерской режиссурой Андрея Кончаловского, ловко играющего на визуальных и звуковых контрастах, но технологическая академичность «Товарищей» внушительно бьёт по восприятию в целом.

«Дорогие товарищи!» — кино о парадоксальной невозможности сломать русского человека. Какое бы горе не переживал советско-российский народ и его власть, всегда останется вера в светлое будущее. И эта вера, проходящая с русским человеком через поколения, и отличает его от других. Самая важная сцена в фильме: Люда молится в туалете, просит у Бога спасти её дочь. Что здесь важного? Наверное тот факт, что коммунистка не может верить в Бога, однако в трудную минуту взывает именно к нему. Очень тонкая и любопытная деталь, на которой Кончаловский концентрируется несколько раз. Возможно, как может показаться из фильма, вся Россия сейчас метафорически стоит где-то на крыше пятиэтажки, смотрит вдаль и верит, что скоро всё изменится, скоро обязательно станет легче.

»«Слишком странный, чтобы жить, слишком редкий, чтобы умереть» — это про нас.» — Егор Летов

8 из 10

17 ноября 2020

Дорогие товарищи!

«Дорогие товарищи!» — новый фильм Андрея Кончаловского, рассказывающий о засекреченном расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году, удивительным образом рифмуется с событиями многострадального 2020 года, не расстрелами, конечно, а социально-политической активностью населения, и не только в Хабаровске и в Беларуси, но и в США. Любопытно, кстати, и то, что совсем недавно вышел американский фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой», повествующий о протестах во время съезда Демократической партии США в Чикаго в августе 1968 года, во время которого, как выяснилось позже, чикагские полицейские превысили свои полномочия и о последовавшим за этим не самом справедливом суде над зачинщиками.

Выйди эти картины годом ранее, к ним все равно было бы приковано общественное внимание, в особенности это касается фильма Кончаловского, потому что, во-первых, он затрагивает весьма горькие и ужасные события времен Хрущевской оттепели, чуть ли не главного советского хорошего времени, а во-вторых, это и, правда, мастерски сделанная работа, которую по банальному интересно смотреть, при этом абсолютно не важно, как вы относитесь к советскому прошлому или и вовсе к нему не относитесь. Но осенью 2020 года эти фильмы выглядят куда свежее и актуальнее, и кажется, что их снимали не о тогда, а о сейчас. И если забыть о Соркине и США с их митингами, движениями и забастовками, и говорить лишь о более близких и понятных нам с вами вещах, творящихся под боком прямо сейчас, то приходит грустное осознание того, что за 60 лет, прошедших с тех кошмарных событий, народ и власть по прежнему далеки друг от друга.

Но проблематика фильма заключается еще и не только в отдаленности власти от народа, но в и отсутствии четких и верных ориентиров для жизни (как людей из власти, так и из народа), а также лицемерия со стороны работников горкомов, обкомов, исполкомов и далее по списку по отношению к гражданам, и пресмыкания и лебезения перед своими начальниками. Хотите сказать, сейчас как-то по-другому? ХХ съезд КПСС развенчал культ личности Сталина, но при нем цены на товары снижались, а при Хрущеве — стали расти, да и где, спрашивается, был Хрущев раньше?! А сейчас мол на костях топчется, а при живом Сталине боялся всю правды раскрыть. Хотите сказать, сейчас как-то по-другому? Союза уже как нет 30 лет, а мы так и не знаем, чем гордиться в своей истории, а чего стыдиться, кому можно памятник, а кому лучше не стоит, да и куда плывем на своем русском ковчеге, тоже не очень-то и понятно.

Расстрел мирной демонстрации рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода и весь тот ужасный конфликт теплых июньских дней 1962 года в «Дорогих товарищах!» показывается не со стороны советского народа, а от лица местной власти и, в частности, главной героини фильма — ответственной партработницы, завсектором горкома, фронтовички и матери-одиночки Людмилы Семиной, великолепно сыгранной Юлией Высоцкой, родившейся, между прочим, в том самом Новочеркасске. Во время образовавшейся сумятицы Люда теряет дочь-студентку и пытается всеми правдами и неправдами ее отыскать, хоть живую, хоть мертвую. Идеологическая борьба и материнский долг, недовольство повышением цен и партийный паек из подсобки магазина, дед белогвардеец и любовь к Сталину, и другие противоречия, и компромиссы, вплетающиеся в повседневную жизнь, достигают пика во время манифестации, но не являются уникальными для героини Высоцкой. Все мы чем-то жертвуем, на что-то закрываем глаза и подыскиваем местечко потеплее. Не знаю, что хотел сказать этим фильмом Андрей Кончаловский, у которого свои собственные отношения, как с советской, так и с нынешней властью, но для меня это и остросюжетный драматический фильм о чудовищных исторических событиях, и одновременно, актуальное высказывание о дне сегодняшнем.

9 из 10

17 ноября 2020

Черно-белые эмоции

СССР, 60-е годы прошлого века. Южный город, солнечное лето, тополиный пух в дорожке утреннего света танцует свой медленный танец. У героини фильма «Дорогие товарищи!» вроде бы все хорошо в этой жизни — она выжила на войне, родила дочь, а сейчас занимает крупную должность в обкоме. И пусть продукты дорожают, зарплаты на заводах урезают, а рабочие поговаривают о близком голоде — Людмилу это не касается. Фирменные чулки ей достаются «по блату», прекрасные светлые волосы утром перед работой уложит в прическу знакомая парикмахерша, а партийный паек она получает в гастрономе с черного хода.

На контрасте белого и черного и строится весь фильм — не зря он не цветной, черно-белый. Людмила, как партийный работник, возмущена негативными настроениями, нарастающими среди рабочего люда, а когда в городе начинаются беспорядки, с трибуны требует высшей меры наказания для всех зачинщиков «безобразий и хулиганств». Но вот уже демонстрантов расстреливают снайперы, а у героини пропадает дочь, с утра ушедшая на завод — и взгляды на жизнь нашей партийной труженицы резко меняются. Нет, Люда по-прежнему верит в светлое будущее и мечтает, чтобы во всем мире победил коммунизм — вот только теперь ей кажется, что нынешний правитель, Хрущев, уводит страну все дальше от коммунистических идеалов. Ведь если ни во что не верить — то как тогда жить?

«Дорогие товарищи» — типичный фильм Кончаловского, мрачноватый и затянутый, поминутно заставляющий вспоминать «Курочку Рябу», «Асю Клячину» и «Ближний круг». Героиня долго и муторно ищет дочь — в кадре мелькают морги, больницы, кладбища и прочие места весьма печальные. Такое кино действительно находка для любого кинофестиваля, тем более, что уровень накала страстей и актерский талант Юлии Высоцкой поднимают его почти до «оскаровского» уровня. Но Кончаловский, как обычно, не умеет вовремя остановиться, препарируя с почти документальной точностью кадры недавней советской истории. В этом фильме слишком много всего — событий, бесконечного бега длинноногой героини по мрачным облупленным коридорам, гэбистов и военных, печали и тоски. Вот особенно тоски — такой исконно русской, классической. Не хватает только одного — глубины эмоций. Когда я смотрела трейлер пару дней назад, у меня буквально кожа покрылась мурашками — точно, скупо, страшно. В самой же картине эмоции загнанной в угол матери настолько размазаны по двухчасовому действу перепадами настроения, что зрителю в принципе очень сложно сопереживать происходящему. В сухом остатке — жуткая правда прошлого, вытащенная пожелтевшими папками из исторических запасников с пометкой «Совершенно секретно». Это очень хорошо для победоносного шествия по европейским экранам — но не для рядового любителя кино.

Лично мне не хватило в этой картине еще и цвета. Черно-белые съемки, конечно, сразу создают атмосферу послевоенного прошлого, превращают современные скверы и тщательно отобранные двух- и трехэтажные дома в реалии давно ушедших лет, эдакую фотохронику; скрывают недочеты одежды и причесок, местами слишком «нынешних», заставляя поверить и не сомневаться в реальности и историчности происходящего на экране. Но когда с раскаленной площади брандспойтами смывают кровь, мне очень не хватало красного цвета, он был просто необходим взамен неизвестного оттенка темной жидкости, стекающей в канаву. Когда мальчишки на закате купаются в реке — мне хочется переливов южного неба и темно-зеленых холмов вдалеке. «Дорогим товарищам!» не хватает красок в прямом и переносном смысле — здесь эти самые «товарищи» прямолинейно делятся на «плохих» и «хороших», смелых и трусов. И даже вроде бы непредсказуемый финал не разрешает проблемы — наоборот, оставляет зрителя в некотором недоумении. Оказывается, все не так и плохо в советском настоящем, где генералы позволяют себе принимать решение о расстреле рабочих — можно и дальше петь веселые песни и надеяться на светлое коммунистическое будущее, которое непременно придет.

7 из 10

17 ноября 2020

Драма Дорогие товарищи! на большом экране с 2020 года, его режиссером является Андрей Кончаловский. Кто снимался в кино, актерский состав: Юлия Высоцкая, Ольга Васильева-Назарова, Иван Мартынов, Андрей Гусев, Владислав Комаров, Елена Яшнова, Дмитрий Костяев, Юлия Бурова, Артём Крысин, Евгений Зеленский, Светлана Лысенкова, Ирина Шатохина, Сергей Эрлиш, Вячеслав Пигарев, Анатолий Петрунин.

Расходы на кино составляют примерно 151 472 080 руб. (входит в список самых дорогих кинокартин в мире).В то время как во всем мире собрано 120,942 доллара. Страна производства - Россия. Дорогие товарищи! — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2021 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.