Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я потеряла своё тело |
английское название: |
J'ai perdu mon corps |
год: | 2019 |
страны: |
Франция,
США
|
слоган: | «An extraordinary journey in self-discovery.» |
режиссер: | Жереми Клапен |
сценаристы: | Жереми Клапен, Гийом Лоран |
продюсеры: | Марк Ду Понтавиче, Camille Wiplier, Люси Больце |
композитор: | Дан Леви |
художники: | Jocelyn Charles, Jrme Florencie, Magellan Jeoffrey, Patrice Suau, Le Provost Ulric, Italo Scialdone |
монтаж: | Бенжамен Массубр |
жанры: | фэнтези, мелодрама, драма, мультфильм |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $1 136 431 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
Намереваясь посмотреть мультфильм «Я потерял свое тело», я особо ни на что не рассчитывал. Неплохие рейтинг и отзывы на произведение, но заинтересовала именно номинация на «Оскар» в категории Лучший анимационный фильм.
С первых же минут картина приковывает внимание зрителя непривычной и своеобразной рисовкой, которая, как правило, свойственна авторским проектам. Работа режиссера Жереми Клапена заинтересовывает сразу благодаря необычной подаче материала, поначалу непонятной концепцией отсеченной кисти руки, что бродит по хищному городу, и несомненно притягательному саундтреку.
Материал подается через флэшбеки главного героя Ноуфеля, сцены его текущей жизни и с помощью отдельной сюжетной арка руки, если так можно выразиться. Чем дальше создатели продвигают нас по истории молодого человека, тем больше нам открывается грустный мир этого молодого человека. Режиссер умело дергает зрителя за те и иные нервы, позволяя окунуться в мир парня и отождествить себя с ним. Наблюдая печальную историю Ноуфеля, который когда-то был полон энтузиазма и мечтал о много: о светлом будущем со своими родителями, о прекрасной карьере, просто о счастливой жизни. Однако детские мечты бывают наивными, а судьба распоряжается так, что многому не суждено сбыться. Так стало и с Ноуфелем. Молодой человек живет серой жизнью, он один в этом огромном городе, который на самом деле вполне может быть хищным и опасным. Порой кажется, что у него нет конкретной цели, он уже свыкся со своей судьбой и теперь попросту старается выжить, работая доставщиком пиццы. Его мечты о том, как он станет космонавтом или музыкантом, теперь являются лишь в воспоминаниях, которые неразрывно связаны с давно ушедшими родителями.
Однако все вдруг меняется, когда Ноуфель буквально влюбляется в девушку, точнее в ее голос, когда пара общается по домофону в дождливый вечер. И тогда в парне вспыхивает нечто. Он пытается вновь разжечь пламя жизни в самом себе, вдруг осознав, что способен быть не один в этом огромном мире.
Другая сюжетная линия — метафорическое путешествие отсеченной кисти руки в поисках потерянного тела. Сначала даже не понимаешь, что это за кисть, и куда она спешит. Но, поверьте, ближе к финалу вы обязательно поймете. Каждый, как мне думается, сделает свой собственный вывод, как о сиротливо скитающейся руке, так и о картине в целом.
Отсеченная кисть, как ее увидел я, это все мы, каждый конкретный человек, который так или иначе потерял нечто важное из детства, умение видеть мир детскими глазами, желание постигать новое и ощущение того, что в этом мире возможно все. В какой-то момент, когда ты уже становишься взрослым, вдруг осознаешь, что вокруг масса сложностей, запретов, замков, которые созданы обществом и/или самим тобой. В мультфильме, как я это увидел, для Ноуфеля отправной точкой невозврата стал уход его родителей, который не позволил ему оправиться и стать тем, кем он так мечтал. У него не было поддержки, он перестал стремиться сам. У зрителей же это может быть масса тех самых точек, о которых каждый подумает самостоятельно и обязательно погрустит на эту тему, понимая, как давно ушло то время, когда он был действительно свободен.
Эмоции от этой картины очень сложно передать словами, да сделать это еще и так, чтобы действительно заинтересовать потенциального зрителя, но поверьте, вы сумеете погрузиться в эту интересную глубоко личную историю. Здесь нет чего-то шедеврального, сюжет достаточно прост, но общая концепция произведения ближе к финалу позволит раскрыться мультфильму так, как не раскрываются порой самые качественные драмы. Быть может, это только мое восприятие картины, но просмотр этого произведения лишним точно не будет.
Музыка в фильме просто шикарна. Ее хочется переслушивать, она позволяет напомнить, как о самом произведении, так и о том теплом внутреннем чувстве грусти, которое испытывал при просмотре мультфильма. Работа Жереми Клапена заслужила номинацию на престижную премию, но еще больше она научила лично меня видеть свою жизнь через призму потока времени, собирая воедино все, что когда-то с нами случалось. Ведь это умение дает понять, как сделать свою жизнь счастливее, когда ты видишь жизнь главного героя картины. Каждому из нас стоит учиться быть хотя бы чуточку счастливее, чем мы есть сегодня. И такие произведения помогают отыскать дорогу к этому счастью в наши нелегкие времена.
8 из 10
13 июля 2022
Со словом «мультик» или мультфильм ассоциируется добрая история, повествование о том, что очевидно, но про что все забыли. Здесь совсем не так. Это и не кино, потому что нарисовано. Но как? Это было невозможно смотреть! Как будто из 2009 вышли школьники с программой Paint и начали соревноваться кто лучше нарисует календарь из 1984. Лица невыразительные, линии флэшбеков, например, с матерью героя, не трогают. Потому что образ слабый. Флешбэк работает только если предыстория сильная, а здесь зритель знает крайне мало.
Хотелось хвататься за сердце каждый раз при встрече с задушенным голубем или жадными до крови крысами. И вот уж сомневаюсь, что это мастерство режиссера. Скорее, это рефлекс, и это было противно, хотя и неожиданно.
Не хочу писать токсичную рецензию, однако, описывая киноленту, настрой рецензии всецело зависит от просмотра.
За что номинации на награды? Это выглядит как некачественный диплом студента-прогульщика, любящего прикинуться романтиком и у которого есть дядя-столяр. И вот он включил эти элементы в свою работу. Поэтому эти элементы кажутся неестественными, в них не веришь.
Спасибо, что час двадцать, а не два тридцать.
7 июля 2020
Почему после просмотра достойных вещей хочется обнять весь мир и немножечко даже космос? Неужели и правда становишься другим человеком, на некоторое время теряя своё тело… Или только его часть…
У парня погибли родители, парень живёт в приёмной семье. Парень хотел быть пианистом или космонавтом, но теперь лишь доставщик пиццы. Парень сами понимаете, как хочет жить дальше… Но однажды он влюбляется в голос девушки, которой не смог привезти вовремя заказ, и с тех пор пытается ей понравиться. Всё бы ничего, если бы параллельно с этим трепетным сюжетом чья-то отрубленная рука не пыталась найти своё тело…
Да. Половина мультика про отрубленную руку, алё! И это прекрасно!
Французы, конечно, выдумщики.
Компактно уместить трагическую историю о разбившихся мечтах, одиночестве, поиске себя и любовную драму в одном пространстве с приключениями человеческой кисти надо уметь! Может, потому что сценарий писал один из авторов фильма чудаковатой «Амели»? Или потому что режиссёр настолько чувствителен и может создавать реалистичные миры, где даже самый чёрствый человек будет переживать за какую-то культю…
Нежнейшая музыка придаёт мультфильму чарующую сюрреалистичную атмосферу, Париж нарисован так, словно это и не Париж, а карантинное зазеркалье. Меланхоличное, неспешное, отстранённое, но в то же время светлое, хрупкое и дающее надежду. Такие печальные люди, как я, уверяю вас, очень хорошо видят сюжеты, в которых за кажущейся депрессухой скрывается истинный луч света.
В этом году мультфильм был номинирован на Оскар в категории «Лучший анимационный фильм», но, увы, его так и не получил. Тем не менее, он останется одним из самых трогательных в моём сердце.
Совершите это красивейшее путешествие по закоулкам французской фантазии. Не бойтесь удивляться, плакать и сопереживать. Эти чувства делают нас живыми и цельными, ибо нельзя доверять человеку, который никогда не страдал. Вот честно.
10 из 10
6 мая 2020
Этот замечательный французский мультфильм под названием «Я потеряла своё тело» (J`ai perdu mon corps) от сценариста «Амели» всего лишь полтора месяца назад боролся за «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм», награду не получил, но от этого не перестал быть невероятно запоминающимся явлением в мире современного кинематографа, пусть и не очень громким.
Аннотация
Марокканец Науфель всегда был очень искренним мальчиком, мечтающим стать пианистом или космонавтом, однако трагедия, произошедшая с его родителями, полностью изменила жизнь ребенка. Проходят годы. Теперь он живет в Париже, работает простым доставщиком пиццы и едва сводит концы с концами. Однажды юноша по домофону знакомится с девушкой, которой ему не удается доставить пиццу, и влюбляется в ее голос. Науфель решает разыскать незнакомку. Параллельно с этим нам показывают историю самостоятельно действующей руки, которая «просыпается» в медицинском учреждении и отправляется на поиски своего тела.
Что еще за отсеченная рука?
Нет, это не продолжение истории кисти из «Семейки Адамс», ведь схожесть чисто номинальная. Как только мы начинаем смотреть этот мультфильм и погружаемся в его особенную атмосферу, такие ассоциации даже не приходят в голову.
Сюжетная линия с конечностью, которая явно отсылает к «Андалузскому псу» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, отвечает тут за две функции: функцию метафоры на главного героя, отрезанного от родителей и с юного возраста вынужденного выживать в одиночку, слоняясь по этому довольно жестокому миру, и за функцию общего символизма, касающегося одиночества и утраты.
Создатели, награды и «Нетфликс»
Режиссер «Я потеряла своё тело» Жереми Клапен до этого был известен лишь короткометражными мультфильмами, самым громким из которых является 13-минутный «Раскол» 2008 года, завоевавший на Каннском кинофестивале приз за лучший короткометражный фильм от компании Kodak.
Основой для нового французского анимационного произведения стал роман Гийома Лорана, сценариста «Амели».
Как я уже писал выше, «Оскар» мультфильм не получил, однако награду от прессы всё того же Каннского кинофестиваля отхватил, что тоже неплохо.
Режиссер Жереми Клапен, несмотря на свою низкую продуктивность, уже довольно давно в узких кругах считается талантливым постановщиком, но всё же не успевшим пока себя реализовать в полной мере. Судя по всему, именно с «Я потеряла своё тело» начинается его путь в большое кино. По крайней мере, «Нетфликс» моментально разглядел в новой работе Клапена потенциал и выкупил права на ее показ сразу же после каннского мероприятия.
И что в итоге? Шедевр?
Не стал бы кидаться такими громкими словами, время покажет. Однако мультфильм точно получился стоящим. Акценты в нем расставлены верно, режиссура грамотная, музыкальное сопровождение не мешает, как иногда бывает, а помогает воспринимать происходящее на экране, а драматизм истории трогает и даже вышибает слезу из сентиментального зрителя. В сумме мы имеем качественную работу, которую легко можно назвать особенной. Лично я записываю «Я потеряла своё тело» (J`ai perdu mon corps) в список своих любимых полнометражных мультфильмов для взрослой аудитории, а вам советую обязательно его посмотреть.
8 из 10
27 марта 2020
С удивлением узнал, что эта полнометражная лента Жереми Клапена дебютная. Совершенно не похоже на пробу пера. Все от необычной рисовки до озвучки и саундтрека оставляет ощущение целостности и завершенности.
Автор выбрал очень непростой, поначалу шокирующий, метод подачи, выделив сюрреалистичную сюжетную линию с рукой, предпринявшей марш бросок по недружелюбному городу. С одной стороны, это позволяет сразу приковать зрителя к экрану, удивить и заставить требовать объяснений, с другой, впоследствии кисть становится главным метафорическим образом картины. Посредством флешбэков, как бы от ее имени, нам постепенно рассказывают историю главного героя, аккумулируя в ней весь груз его воспоминаний, а как выясняется потом, и его комплекс вины. На мой взгляд, детальность приключений руки несет цель через сопереживание ей заставить зрителя самому сродниться с воспоминаниями героя, которые она символизирует, желать ее воссоединения с телом и в концовке делать сложный выбор вместе с персонажем. В ней он держит микрофон диктофона, в котором материализуется его память, сожаления и сомнения, ее же он высовывает из машины перед аварией. Таким образом, ей предстоит стать сакральной жертвой на пути высвобождения героя из колеи обреченности и одиночества.
Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение, обеспечивающее полное погружения и не отпускающее даже после начала титров.
Финальная сцена, вообще, построена гениально. Идеальная кульминацией всей этой сложной конструкции. До последнего момента не ясна развязка, а весь глубинный смысл доходит после, как послевкусие.
Несмотря на сложность восприятия, прекрасная рисовка, музыка и остросюжетность приключений руки, с массой интереснейших находок (которые тянут на десяток оскароносных короткометражек), сражениями с крысами и акробатическими номерами не дают заскучать.
Для меня однозначно главный претендент на Оскар.
10 из 10
4 февраля 2020
История «омеги», который умудрился слить в никуда часть жизни (а как ещё объяснить, что после аварии у него нет воспоминаний, предметов?). История человека, живущего прошлым без настоящего. Это не самые оригинальные сюжеты, честно.
Но больше всего меня разочаровало другое. Главной «фишкой» несомненно выступала рука, которая возвращалась к хозяину. Вот только зачем ей возвращаться? Нам не показывают эту силу взаимоотношений человека и руки. Да, был акцент для зрителя, как он держится за мопед, например. Вот только сам парень больше любит звук, всё сосредоточено на этом, а тактильные ощущения (к которым относится и обработка дерева) — вообще не его конёк. «- Зачем тебе нужна эта работа? — Не знаю». Как аналогию с матерью, которая заботится о сыне, тоже не сработало, мы очень мало знаем про мать, чтобы провести параллели.
И вот получается, что и рука идёт непонятно зачем, и парень занимается всем этим непонятно зачем. Вот уж реально задумаешься, а может фраза про «решил завалить девочку в иглу» верна?
Да, можно сказать, что это мультфильм о текущем поколении, которое не знает, чего хочет, что оно словно без родителей, потому как взгляды совсем другие, да и вечная занятость. Но это поиск глубинного смысла. Да и парень явно старше (слишком явно показан календарь с 1994-м годом).
А самым близким, что приходит на ум, почему-то «Королевство полной луны» Уэса Андерсона. Вот только там совсем другой уровень всяких тактильных моментов (например, Андерсон обожает нарисованные от руки карты и записки), а отношения главных героев, несмотря на общие комичность и сказочность действа, просто запредельны и местами чуть ли не выжимают слезу.
3 февраля 2020
Зацикливание. Люди любят зацикливание. Люди любят узнавание. Вам показывают что-то в начале фильма (в фильмах с тугодумной целевой аудиторией ещё и в середине), потом показывают в конце, происходит эффект узнавания, зритель радуется… Но в данном случае, с мухой, это дурновкусие (я понимаю, что это значит от судьбы не уйдешь, всё равно дурновкусие!).
У этого мультика до сих пор всего 800 оценок. Это несмотря на успех в Каннах и номинацию на Оскар. Почему? Всем стало плевать на награды? Или мутный этот ваш такой мудрёный артхауз отпугивает большинство даже несмотря на авторитет академиков?.. Как вы оказались на этой странице? Я лично прошёл по рекомендации одного ютубера, который сказал о мультике примерно такое: «в этом крайне щадящем хронометражем произведении органично переплетены все традиционные для кино философские темы».
Не буду тянуть и скажу сразу. Я этого тут не увидел. Песок всегда ассоциировался со временем, убегающий — обычно сквозь пальцы — песок всегда ассоциировался с этого самого времени скоротечностью. Банальнее высказывание сложно придумать.
Возьмем сложнее? Скажем, с ребёнком и соской? Сорян, я не понял. Или нечего было понимать?
Давайте пример. Смыслы можно найти где угодно. Деревянное иглу. Традиционно, иглу делается изо льда. И вода, и дерево дарят жизнь, дерево так вообще и само когда-то было живым. Только вот когда лёд растает, вода останется водой, останется великой движущей силой всей жизни на этой планете. А дерево что? Прах, его путь завершается здесь, с этим иглу. Сфера (тут полусфера, но не суть) — самая простая, самая эффективная форма, самая надёжная… В случае с деревом это иллюзия, она не идет ни в какое сравнение с оригиналом, который пытался воссоздать герой. Это значило, что его попытка была обречена на провал с самого начала? Что эта высосанная из пальца иллюзия судьбы, любви, что так увлеченно бросился выстраивать у себя в уме герой, не шла ни в какое сравнение с настоящим чувством, настоящей связью? Не знаю. Я какую-то чушь сейчас выдумал за пять минут — и всего-то. А на самом деле вкладывал это (и не только это, конечно) автор в своё произведение, или они оба — пустышки?
Какой смысл я точно увидел в этом фильме, так это зашкаливающее «самолюбование человека в роли жертвы судьбы» (подрезал фразу в красной рецензии). Последние десятилетия (столетия?) рост количества творцов и их произведений всё яснее опережает рост количества талантливых людей. И тем, кому «не повезло, но очень хочется», остается только делать важное выражение лица и вить нить повествования всё причудливее, чтобы большинству показалось, что «в этом что-то есть» (в последнее время даже просто выражения лица хватает — взгляните хотя бы на посредственного «Джокера»). Надеюсь, что я ошибаюсь и скоро мы это точно узнаем, увидев более зрелые и интересные работы автора. А пока что нейтралитет.
Опять на финальных титрах отличная песня играет, кстати.
19 января 2020
«Я потеряла своё тело» Жереми Клапена — это серьезное мультипликационное произведение, направленное на подростковую и юношескую аудиторию. Это взгляд режиссера на современные проблемы молодого поколения и том, что в любой ситуации есть выход, что жизнь она не всегда состоит из радостей и на пути каждого из людей будут невзгоды, которые нужно просто преодолеть. В конце концов можно всегда начать все с чистого листа.
Перед нами с первых кадров предстает рука человека, которая сбегает из холодильника и пытается найти свое тело, человека, которому она принадлежит. Путь ее проходит по переулкам и подворотням Парижа, это не Париж из разрекламированных фото — это хищный город, который будто бы хочет во что бы ни стало остановить и предотвратить эту встречу. Во время пути в виде флешбэков нам открывается история жизни юноши Нуфаэля, на жизненном пути которого словно каким-то злым роком постоянно рушатся мечты. В каждом случае он находил в себе силы идти дальше, но жизнь жестокая штука и в один из дней, будто ломая героя, подводит его к краю крыши, где ему придется решить пойдет ли он дальше по жизненному пути или проявит слабость решив ее суицидом.
А что же рука? А метафоричный образ руки предстает перед нами как прошлое Нуфаэля, которая словно тактильными ощущениями хранит всю боль, которую Нуфаэль испытывал на протяжении своей жизни. И вот когда она окажется рядом со своим телом нужна ли она будет ему или подобно человеку, начавшему жить с чистого листа, эта «память о прошлом» окажется ненужной?
Отдельно хочется отметить великолепное музыкальное сопровождение Дана Леви. Она словно живет в человеке и подчиняется его эмоциям и переживаниям. Музыка передает всю боль и радость, она словно душа фильма и главного героя, живет на протяжении всей истории.
Вывод: Серьезное мультипликационное произведение с главной темой о жизненных сложностях и преодолении их. Оригинальное воплощение в виде бегущей руки и воспоминаниях о человеке, которому она принадлежит. На протяжении всего фильма сердца зрителей наполнены переживаниями за судьбу героя, чему способствует великолепная музыка. Фильм, который не оставит вас безразличным и возможно поможет кому-нибудь в трудные минуты жизни не сделать ошибки
8 из 10
17 января 2020
В мультфильме отображено несколько историй: 1. история о противостоянии судьбе, человека из низов, раскрыта образами грязного Парижа, его переулки без прикрас и всякой навязанной всем романтичности, попытка ГГ осознать свою судьбу через ложное представление о ней и преодолеть предопределенность плохой доли свершением суетливых, бесцельных по сути поступков. Здесь раскрывается история всех находящихся в тенетах плохих жизненных условиях. Но нет ответов, нет выхода, потому история даже не начата, она лишь намечена, это жалкая манифестация самолюбования человека в роли жертвы судьбы.
2. История любви, она коротка и все участвующие не вызывают ни сопереживания ни сочувствия, парень, что не парень и девушка, что не девушка, персонажи максимально оторваны от прообразов мужчины и женщины, нет ни решительных поступков «во имя» ни искренней теплоты ничего из того что хотелось бы видеть и чувствовать рядом со словом «любовь». С одной стороны это так близко сегодняшним реалиям, с другой- здесь нет ни выхода ни анализа ни даже универсальности и ориентиров для утопающих в современной потере ролей и смыслов людей.
3. История профанаций, раскрывается в подтексте всего мультфильма: профанация понимания судьбы, профанация любви, профанация романтичного Парижа, профанация высокой художественной ценности.
Итогом можно говорить что для подавляющего большинства мультфильм не принесет ни чего, ни сильных переживаний, ни нового понимания, ни экшена, он как фотография помойки, которая возможно выполнена с лучшего ракурса, сделана на высококлассный фотоаппарат профессионалом, но содержимое от того неизменно- это помойка, которую и так каждый день видят и нюхают все живущие вокруг.
25 декабря 2019
«Вы не видели ничего подобного раньше» — фраза, которая часто встречается среди пиарщиков и гиперболических критиков. Но в случае c «Я потерял свое тело» это высказывание полностью оправдывает себя. Это один из самых уникальных фильмов, которые вы увидите в этом году. Впервые на нашем с вами канале, я вас познакомлю с проектом, который не делал сам NETFLIX, но при этом, студия является дистрибьютором и только у неё права на показ. Но не спроста я решил написать про мультик в жанре драматичного фэнтези, который уже взял 9 наград и номинирован ещё на 24.
«Я потерял своё тело» — первый анимационный фильм, который получил награду Critics» Week Grand Prize на Каннском кинофестивале. Что примечательно, режиссёр Жереми Клапен в 2008 году уже брал статуэтку Каннского фестиваля с короткометражным мультиком в другой номинации. Интересен ещё тот факт, что мультфильм создавался по мотивам книги Гийом Лорана «Счастливая рука».
Идея фильма — это история об отрубленной, бестелесной руке, которая вырывается из парижской лаборатории и отправляется в отчаянный поиск своего тела. Этот первоначальный сюжет пересекается со сценами жизни молодого человека Науфеля, являющимся хозяином руки. Влюбившись в молодую библиотекаршу по имени Габриель, он рискует всем, чтобы попытаться начать с ней отношения.
Фильм демонстрирует сильные стороны анимации, открывая для нас множество необычных перспектив Парижа, от взгляда улиц из мусорного ведра до кульминации полёта с зонтом над автострадой. Из-за натиска проходящего транспорта, реалистичный городской пейзаж растворяется в головокружительном вращении отвлеченных автомобильных фар и уличных фонарей.
Париж, который мы видим здесь, редко встречается на экране, а еще реже — в анимации. Усыпанные граффити, обветшалые районы, полные бетонных башенных блоков и грязных закоулков — ясно, что это не было спонсировано министерством по туризму. Как часто вы смотрите парижский фильм, который никогда не показывает Эйфелеву башню?
Такое противостояние проводит параллели с собственной жизнью Науфеля на дне пищевой цепи. Его любовь к широко открытым пространствам обеспечивает высвобождение, запечатленное в ослепительных видах на крыше и в пульсирующем саундтреке Дэна Леви. Звуковое оформление столь же запутанно, как и визуальные эффекты, демонстрируя внимательность к мелким деталям, поскольку молодой Науфель охотно запечатлевает на своем магнитофоне прозаические звуки, такие как прилив воздуха снаружи автомобиля.
Одинокая рука заставит сжаться ваше сердце, когда в серии гениальных и динамичных боевых действий она сражается с собакой, голубем, муравьями и даже отпугивает стаю голодных крыс. Вы поймёте, что это не столько история любви, сколько история о том, как мы продолжаем действовать после трагедии. Не удивляйтесь, если вы увидите себя в этой руке, продвигающейся вперед через конфликт, ощущающей свой путь в темноте.
10 из 10
19 декабря 2019
Молодой парень Наофель, потерявший в детстве родителей в результате автокатастрофы, живет в Париже и работает доставщиком пиццы. Правда, выходит это у него неважно — он рассеян, неловок и неуклюж. Но во время очередной неудачной доставки Наофель знакомится с девушкой Габриэль, заказ которой он так и не выполнил, зато поговорил с ней по домофону. Парень понял, что влюбился, и буквально на следующий день он начинает собирать информацию о незнакомке, которую даже не видел в лицо. Так бы и строилась эта картина по законам классической love story дальше, если бы не один нюанс — параллельно рассказу о Наофеле развивается сюжетная линия, связанная с ожившей отрезанной рукой, сбежавшей из лаборатории в поисках хозяина, утратившего конечность.
Многие из тех, кто писал об этой анимационной ленте, предупреждали: забудьте, что сценарист Гийом Лоран был соавтором «Амели» и «Долгой помолвки», дабы избежать ненужных ассоциаций и завышенных ожиданий. Эта очень необычная, тонкая и трогательная причта, ставшая дебютом в большом метре для режиссёра Жереми Клапена, действительно имеет мало общего с предыдущим творчеством Лорана, зато заставляет вспомнить такие превосходные образчики европейской анимации как «Песнь моря», «Красная черепаха» или «Жизнь кабачка». Неброская, скромная рисовка отлично отображает Париж глазами Наофеля, создавая меланхолично-отчужденную атмосферу, в которой живет сирота, пытающийся встать на ноги в большом городе без единого близкого человека рядом.
Кому принадлежит рука — не окажется сюрпризом, здесь важнее не обстоятельства, при которых она лишилась обладателя, а метафоричность её образа. Ведь что такое рука как часть тела? Важнейшая тактильная конечность, при помощи которой мы не просто можем ухватывать и удерживать предметы, но и имеем возможность прикасаться к чему-то и познавать мир на ощупь, недаром слепым людям пальцы заменяют глаза. Показывая детство Наофеля, Клапен доносит до зрителя важные осязательные ощущения, оставшиеся с героем после трагического несчастного случая, четко разделившего его жизнь на «до» и «после», превращая фантасмагорический сюжет в печальную поэзию воспоминаний и рефлексию утраты. Реалистичность романтической линии и открытый сюрреализм «ручной» одиссеи ближе к финалу сливаются в нежное и очень грустное сказание о трагедии потери/обретения части себя, когда что-то одно должно остаться позади, а что-то иное необходимо сохранить в сердце и понять, куда двигаться дальше. Авторы не идут на поводу у зрителя, отказываясь от следований проверенным клише — они не боятся вызвать замешательство своеобразными сценарными и постановочными ходами, обманывают ожидания и смело завершают историю открытым финалом, в котором каждый может увидеть что-то свое и выбрать, каким же окажется дальнейшая судьба персонажей: полным надежд и возможностей движением вперед, или же бесперспективным тупиком, потому что жизнь априори жестока. А уж когда в дело вступает прекрасная музыка Дана Леви, так и вообще бывает трудно сдержать слёзы.
9 из 10
14 декабря 2019
Рука потеряла свое тело, в то время как кто-то потерял себя. «Жизнь полна цензуры, ведь я не могу плюнуть вам в лицо!» — сетовала когда-то великая Кэтрин Хепберн. Мы не знаем, кто вносит коррективы в нашу жизнь, да и Жереми Клапен, режиссер «Я потеряла свое тело», не задается этим вопросом. Ему куда интереснее наблюдать за тем, что человек будет делать в ситуации, когда кажется, что выхода больше нет. Это первая полнометражная работа французского режиссера после нашумевшей в далеком 2008 году короткометражки «Раскол», за которую он также получил пальму в Каннах. И как у настоящего автора, его произведения полны родственных мотивов.
Мне бы не хотелось говорить про параллели, типа история развивается и т. д. и т. п. Кажется, что есть только настоящее, в котором воспоминания безмозглой руки рисуются в тоскливой ретроспективе. Вот Ноуфэль еще малыш, и он пытается обмануть время и пространство, чтобы поймать муху, ему нужно быть на шаг впереди. У него это плохо получается. Ему больше нравится плыть по течению жизни вместе с заботливыми мамой и папой, в среде которых самой сложной проблемой для малыша Ноуфэля является вопрос — как же совместить желание стать музыкантом и космонавтом? Беззаботному детству настанет конец — очень скоро. Ноуфэль был не готов к тому, чтобы самой большой проблемой в его жизни стал не выбор профессии, а поиск себя. Спустя лет десять-пятнадцать он продолжает пытаться обмануть время и пространство. Только теперь в качестве доставщика пиццы. «У тебя это плохо получается, может, попробовать что-то другое…» — открывает Ноуфэлю глаза пока еще бестелесная Габриэль, транслируя тепло и человечность по домофону. Где-то рядом Лео Каракс встречает девушку, а Дени Лаван бежит под Дэвида Боуи, и его надпочечники готовы взорваться от ощущения любви.
Французы всегда остаются французами. Может потому, что их девушки так прекрасны, но кажется, что на протяжении многих столетий они бессменно остаются последними романтиками на Земле. Без этой немного подростковой, немного конфетной истории любви, героем которой был каждый, когда чувствуешь, что встречаешь кого-то особенного в своей жизни, но не решаешься сделать шаг в сторону, либо полный разворот, а продолжаешь идти — мимо, лишая себя сокровенной возможности узнать другую реальность, история «Я потеряла свое тело» потеряла бы свою романную основу, без которой немыслимо представить ни одно произведение искусства. Хотя история любви в данном мультфильме близко не центральная тема. Жереми Клапен психологинничает — история любви всегда будет трагичной, если человек делает другого объектом своих нереализованных желаний.
Куда больше Клапена интересует эволюция внутреннего мира Ноуфэля. Пока рука доказывает, что естественный отбор не блажь, и человек в любом физическом составе является венцом творения (какую все-таки красивую биологическую цепочку выстраивает режиссер, от прирученных сизых голубей, глупые создания; хитростью уворачиваясь от крыс, прожорливые твари; мимо компанейских муравьев, им все безразлично, кроме собственной системы; почти став своим для дружелюбной собаки, она слушает только команду, рука завершает свое путешествие на груди младенца. Что делает нас особенными, из-за чего мы считаем себя хозяевами вселенной? Возможность сделать шаг в сторону и изменить систему? Но разве не рождаем мы новую, но все же систему, готовую обрасти закономерностями и рамками, этим простым движением в сторону? Если уж и искать ответ, дарящий надежду на то, что не все бессмысленно в этом мире, то находить его в кратком миге вдохновения. Плоть конечна, память уже не такая трезвая штука, какой она была пару столетий назад. Там, где мы были, остались лишь следы на песке. Живите настоящим! — призывает себя и, возможно, зрителя чудесный режиссер Жереми Клапен. И к его совету обязательно хочется прислушаться.
P.S. Спасибо за новую французскую электронику. Dan Levy и S+C+A+R+R доказывают, что не одними Air и Daft Punk богата Пятая республика.
6 декабря 2019
«Я потеряла свое тело» по мнению кинокритиков может считаться лучшим анимационным фильмом этого года. Получив приз в Каннах, эта лента безоговорочно заслуживает внимания. Не только из-за того, что ее отметили на таком значимом фестивале, а в первую очередь благодаря тем ощущениям что приносит просмотр.
Немного о визуальном повествовании и музыке в фильме. Авторская взрослая анимация, с множеством интересных приемов и плавных красивых видов обыкновенного города. Музыка, которую хочется добавить в плейлист. Режиссура, способная превратить действие на экране в реальное, почти тактильное ощущение происходящего. В общем, все технические решения заслуживают своих 10 баллов.
Однако, самым интересным, как в большинстве подобных лент, становится история и ее персонажи. И история не оставляет безразличным. Герои этого мультфильма, главные и второстепенные — все они приятные. Те детали, с помощью которых, рисуется портрет каждого из них. Будь то разговор через домофон с заказчиком, или минуты на принятие решения о необходимости принять на работу помощника. Все эти решения к концу фильма составляют полный образ каждого из них. В целом весь фильм состоит из таких важных, но очень простых, фрагментов. Фантастическая часть сюжета объясняет саму причину существования этого фильма. Подобное погружение в сюжет, те эмоции, которые оставляет за собой просмотр, и то какие чувства полной вовлеченности испытываешь во время просмотра, возможны только благодаря тому фантастическому и абсурдному обстоятельству, вынесенному в аннотацию к фильму.
Вся наша жизнь состоит из фрагментов воспоминаний, которые мы проносим через нее. Наша реальность и все что ее наполнят существует только когда мы думаем о ней. О своей собственной судьбе. И подобный рассказ о нашей жизни, как в этом произведении, возможен лишь тогда, когда о ней рассказываем мы сами, наблюдая ее со стороны. Посмотрев этот фильм, можно почти физически ощутить эти воспоминания, так как имея почти одинаковые тела, подобные воспоминания наполнят жизнь каждого человека, изменяя лишь обстоятельства и детали. Знакомое каждому ощущения песка, утекающего сквозь наши пальцы, красивой метафорой относиться ко всех нашей жизни. Можно верить в судьбу и следовать ей, можно пытаться изменить ее, никогда не заешь, когда полет привычного насекомого навсегда все изменит.
10 из 10
3 декабря 2019