Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Таинственный остров |
английское название: |
Away |
год: | 2019 |
страна: |
Латвия
|
режиссер: | Гинтс Зильбалодис |
сценарий: | Гинтс Зильбалодис |
продюсер: | Гинтс Зильбалодис |
видеооператор: | Гинтс Зильбалодис |
композитор: | Гинтс Зильбалодис |
художник: | Гинтс Зильбалодис |
монтаж: | Гинтс Зильбалодис |
жанры: | фэнтези, приключения, семейный, мультфильм, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $7 200 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 июня 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Run Boy Run! This world is not made for you.
Run Boy Run! They`re trying to catch you.
Run Boy Run! Running is a victory.
Run Boy Run! Beauty lies behind the hills. «Run, Boy, Run», (Woodkid).
-
Друзья, спасибо, что не забываете о поиске смысла жизни, хотя сейчас и не об этом. Есть такое понятие, как «человек-оркестр», смысл которого прекрасно накладывается и на режиссёра данного произведения. Так вышло, что мультипликация «В даль» (в оригинале «Away») сделана руками одного человека — Гинтса Зильбалодиса, за что хочется выразить ему особую благодарность. Своим творением он инвертирует известный фразеологизм, показывая, что и «один в поле воин». Но с чем же он сражается?
Не столько сражается, сколько раскрывает тему саморефлексии. Знаете, у мастеров дзен есть способ использования апорий (коанов), цель которых заключается в пробуждении у ученика собственных глубоких мыслей, что и зовётся нами «просветлением». С этим явлением и рифмуется данное произведение, призывая нас с вами, дорогой читатель, погрузиться в медитацию, через которую проходит и главный герой мультипликации.
Зачем же нам идти в какую-то даль? Так называемая «Даль» — это то, что греки звали словом «апейрон» (т. е. беспредельное), ибо Гинтс Зильбалодис, как и эпатажный Гаспар Ноэ, пытается вместе с нами поразмышлять над несколькими мифологемами сразу:
а) Экзистенция — главный герой буквально вброшен в Мир, который с самого начала оказывает ему сопротивление посредством взаимодействия с образом упадка/энтропии (таинственная тёмная фигура). Герой борется с энтропией, не позволяя ей разрушить себя, демонстрируя тем самым борьбу нашей хрупкой души за место в материальной действительности.
б) Посмертие — ещё одна тема, раскрываемая в данном произведении. Режиссёр берёт на себя роль Сократа, испытывая с помощью метафоры пути, а также с помощью серии визуальных образов и аллегорий, наше взаимодействие с такими метафизическими темами, как рождение, жизнь, смерть, существование души, проблема Зла, бытие Любви.
И в этом заключается основной кайф данного творения — он с удивительной точностью переносит на экран забег Ахиллеса и черепахи, который демонстрирует зрителю бесконечную спираль жизни, что уносит нас в даль. В самой дистанции между мной и смыслом жизни и может заключаться основной смысл. Движение вперёд, движение, что никогда не кончается. И в этом движении основная эстетика, основная суть, не требующая никаких слов или сентенций.
Если «Вход в пустоту» Г. Ноэ стремился нас шокировать и удивить, в то же время заставляя подумать о Вечном, то «В даль» подходит к вопросу «Вечного» с другой стороны, позволяя погрузиться в данное произведение всем и каждому.
Труд, анимация, интенции режиссёрской души, музыка, а также посыл — всё это не позволяет энтропии ворваться в нашу жизнь, упорядочивая и осмысливая её. Такие продукты достойны и внимания, и похвал, и аплодисментов. Я говорю «спасибо». Продолжим смотреть (и делать) и поддерживать хорошее кино, чтоб всё лучшее в нас и дальше прорывалось наружу. Честь и удачи!
4 августа 2021
В начале мультфильма мы видим мальчика с парашютом, повисшим на дереве. В символическом плане его можно сравнить со старшим арканом Таро — Повешенным, что может говорить о деструктивном состоянии вечной жертвы или означать ребенка, брошенного родителями, в крайнем случае — тяжелый уход из жизни. Однако после такого вступления появляется эдакая ферромагнитная жидкость в форме человекоподобного существа или духа, которая заглатывает мальчика и пропускает через себя. Пройдя таким образом через условный тоннель, юноша как будто возвращается к жизни и спускается на землю, что становится началом его пути. Позднее нам покажут, что антропоморфный дух несет собой как жизнь, так и смерть (заглатывание олененка на поляне, после чего тот умирает). Далее юноша находит некий оазис, где есть всё необходимое для предстоящей дороги и встречает маленькую птичку, которая станет его спутником. Дух, вернувший мальчика к жизни, следует за ним по пятам, скорее всего уже как смерть. Юноша решает избавиться от духа, сломав за собой мост с помощью большого валуна. Существо проваливается в пропасть.
Если рассматривать поверхностный слой повествования, то мы видим спасшегося в авиакатастрофе мальчика. Посмотрев на события глубже, становиться очевидна символичность, пропитывающая все происходящее с самого начала. Победа человека над смертью, душа как ориентир, помогающий идти дальше (желтая птичка), слоны, символизирующие мудрость и силу, дикие черные кошки/коты в разрушенном храме как кризис веры или суеверия и спуск по спирали к истинному истоку. И неотступно следующая смерть, от которой нельзя избавиться. В общем смысле, Таинственный остров — это весь путь, вся жизнь одного человека, «глотание духом» как рождение и умирание. В конце пути увиденные люди могут быть как умершими родственниками, так и душами погибших в авиакатастрофе, а путешествие — предсмертными видениями бардо.
Всё действо очень напоминает «Маленького принца» — авиакатастрофа, один выживший в пустыне, вместо Лиса — птичка. Маленький принц странствовал по планетам, герой мультфильма тоже встречает разных персонажей в своем путешествии, в конце так же присутствует двоякость трактовки, заставляющая задуматься, герой на самом деле умер или спас себя.
Смысл мультфильма хорошо отражает оригинальное название Away — дальше, мне кажется, что это более подходящий перевод. Герой идет всё дальше, углубляется в размышления, воспоминания, сама жизнь заставляет идти дальше, хотя может быть и прочь, прочь от смерти… В любом случае, мультфильм приятно смотреть, анимация сделана в глубоких цветовых тонах, нет ярких переходов, детали не прорисованы, что дает стилизованную лаконичность. Примечателен он еще и тем, что полностью создан одним человеком — Гинтсом Зильбалодисом, ставшим продюсером, режиссером, сценаристом, оператором, монтажером, художником и композитором в одном лице!
Для тех, кто хочет погрузится в медитативное состояние, без лишних слов поразмышлять над жизнью и смертью, будет интересен этот мультфильм.
7 из 10
7 апреля 2021