Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.7 |
IMDb | 4.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рассвет |
год: | 2019 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Ты не проснёшься» |
режиссер: | Павел Сидоров |
сценарий: | Евгений Колядинцев |
продюсеры: | Дмитрий Литвинов, Алена Алпацкая, Светлана Кабанова, Софья Соколова, Владислав Северцев |
видеооператор: | Иван Бурлаков |
композитор: | Гарри Джудд |
художники: | Сергей Шарамет, Евгения Царько |
жанры: | ужасы, триллер |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $830 657 |
Мировые сборы: | $1 028 949 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 апреля 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Ещё с трейлера у меня появилось ощущение, что ничего хорошего из этого не выйдет, так как он был сделан, ну буквально по типичному лекалу любого хоррор трейлера. Однако уж очень заинтересовала тема и разочарование от того, сколько потенциально хороших сцен было упущено не отпускает до сих пор.
Фильм эту идею не вытянул.
1. Актёры.
Играют неплохо почти все… кроме главной героини. У неё за весь фильм три эмоции — улыбашки, поджать губы и выпучить глаза. Странные дёрганные движения, видимо, призванные показать испуг не считаются.
Остальные актёры играют чуть лучше, но всё портят абсолютно бездарные диалоги. Местами у меня складывалось ощущение, что они вообще пытались импровизировать и выдумывали фразы на ходу, настолько нелепо это смотрелось. Цедили сквозь зубы, зажёвывали слова, кидались короткими, обрывочными фразами. Однозначно минус.
2. Персонажи.
Зачем раскрывать персонажей? Кому это надо? Какие предыстории? Парочка фраз да интервью на старом настенном телевизоре — и хватит с вас. Главная героиня то ли амёба, то ли манекен — хрен пойми. Вроде и главная а вроде на неё наплевать чуть ли не больше чем на второстепенных персонажей — и это при том что в отличие от них у неё есть полноценная предыстория.
3. Съёмки.
Снято неплохо. Но режиссёр страдает искусственным затягиванием кадров. Серьёзно в конце фильма персонаж просыпался почти минуту. Почти минуту мы просто смотрели как она валяется на кресле. В начале неплохую задумку с засыпанием дивана землёй превратили в какую-то хрень потому что это опять-таки было растянуто на минуту-две. Зачем? Вы вообще слышали про динамику?
4. Пугалки.
Скримеры, громкая музыка. Стандартный набор ленивого хоррора, разве что сексом никто не занимался, а то было бы вообще. Зато плохой конец на месте, тоже немаловажный признак — чем хуже фильм, тем больше вероятность что концовка будет плохой что бы ну хоть как-то задеть чувства зрителя.
5. Атмосфера.
Кто-то хвалил атмосферу выше. Не ведитесь, её тут нет. О чём вы думаете, когда вам говорят что фильм будет про осознанное сновидение в которое вторгается какая-то чертовщина? О чём вы думаете, когда вам говорят что это групповое осознанное сновидение нескольких людей?
Вы думаете о том что их проблемы будут перемешаны вместе, что их страхи будут напрягать их всех. Вы думаете о том, что демон будет пугать их, что пространство будет меняться… Забудьте. Они будут носиться по институту дикими козлами, орать и на этом всё. У каждого индивидуальный приход показанный всего один раз и который никак не задействует посторонних.
Я поставила этому фильму двойку, 2 из 10, и два балла только за неплохую идею и неплохое качество съёмки.
15 февраля 2020
Отпраздновав свой день рождения вместе с друзьями, девушка Света получает от брата Антона шикарный подарок — он самоубивается путем выхода в открытое окно. Пытаясь понять, что же толкнуло парня на столь радикальный шаг, она выясняет, что их покойная ныне мать вместе с Антоном когда-то давно состояла в секте «Рассвет», адепты которой старались вызвать некого Безликого (увы, это не Каонаси из «Унесенных призраками»), Демона Снов. Далее у Светы начинаются жуткие глюки и ночные кошмары, и она решает отправиться в загадочный НИИ сомнологии, где погибший брат изучал осознанные сновидения. Там ее вместе с другими людьми погружают в коллективный сон, который каким-то образом должен дать ей ответы на все вопросы.
Никогда такого не было и вот опять. Хотя жанр хоррора по-прежнему не хочет имплантироваться в российское кино, студия «10/09», ответственная за выход «Невесты» и «Пиковой дамы», с завидным упорством продолжает клепать одну второсортную страшилку за другой. Все они имеют схожие черты: многообещающую задумку, претензии на стильный и эффектный видеоряд, заимствования у голливудских собратьев и тотальное непонимание основных принципов нагнетания страха у зрителя. «Рассвет» идет тем же самым путем и делает это с таким гордым видом, будто на тему сновидений и ментальных приключений никогда не было картин вроде «Кошмара на улице Вязов», «Клетки», «Астрала» и прочих хитов. Основная загвоздка фильма в том, что желание режиссера-дебютанта Павла Сидорова напугать зрителя очень настырное и вычурное, а потому не работающее совсем. Авторы никак не могут постичь уже давно ставшую понятной всем грамотным хоррормейкерам истину: страх извлекается из умело рассказанной истории, ситуаций и искусного владения образами, а не тупых скримеров, бестолково вылезающих монстров и обилия затемненных локаций. Мрачняк разливается где надо и не надо, неестественные квартиры с жуткими обоями, где темно даже днем, таким образом уже стали неотъемлемой частью интерьера российских страшилок, а пространство таинственного НИИ (его экстерьер изображает Московский институт биоорганической химии РАН) обыгрывается скудно и безыдейно.
Сценарий вообще представляет собой гонки роялей в кустах вперемешку с жуткими сценарными дырами (например, каким образом главная героиня сумеет отыскать ключ к своему прошлому, погружаясь в коллективный глюк совершенно посторонних людей, авторы разумно объяснить даже и не пытаются), играют актеры плохонько, а все путешествия по царству снов ограничиваются унылыми блужданиями в коридорах, где каждый рано или поздно столкнется со своей фобией. Однако создатели полны энтузиазма, поскольку финал открыто намекает на сиквел, вполне возможно, не один, вплоть до развития целой вселенной а-ля «Заклятие». Вот только смогут ли поклонники хорроров выдержать еще один визит в «НИИ сомнологии», где подобные проекты стоит крутить в качестве пособия для скорейшего погружения в сон.
4 из 10
22 мая 2019
Фильм получился очень неоднозначным. Есть в нем некоторые существенные достоинства, а есть также весьма существенные недостатки, коих, к сожалению, куда больше, чем достоинств. Попытаемся разобраться. Итак, достоинства. В первой половине фильма очень хороши пугающие сцены в квартире главной героини, прямо таки вселяло определенную надежду, даже игрушечная собака так потрясающе создала нужную жуткую атмосферу. И вот тут-то кроется парадокс; пока героиня в реальности, в квартире, на улице, есть драйв, есть саспенс, пусть не в густом и большом количестве, но есть. Но как только действие перенесется в другую реальность, ту, что за гранью сна, весь драйв и весь саспенс улетучатся как дым, к сожалению…
Создать мир сновидений авторам категорически не удалось, ужасающе скучно. Для чего нужно было отправлять героев в мир сновидений, если нам показывают все тот же институт, ни капли не похожий на пространство сна! Герои мечутся в поисках выхода, устраивают разборки друг с другом, куда-то бегут, и время от времени где-то там на заднем плане мелькнет чье-то страшное лицо. Причем промежутки между тем, как из темноты выглянет кто-то страшный, тянутся и тянутся, и просто начинают раздражать. Отправить героев в сон, чтобы они просто бегали и дубасили друг друга — непонятно право. Ну правда неплох эпизодик, где та самая черная игрушечная собака из реальности вдруг начинает преследовать героев во сне, но и этот эпизод снят как-то без особого старания. Сцена где мужчина избивает женщину, точнее убивает, если это применимо ко сну, настолько натуралистически жестока, что оторопь берет, но опять же она тут вообще не к месту; герои-то вроде во сне, а выглядит все чересчур по реалистичному.
В общем видно, что бюджет у фильма небольшой и экономили буквально на всем. Демон сна безликий, о котором постоянно говорят и столкновения с которым ждут, сделан вроде бы и неплохо, но по устоявшемуся обыкновению наших хоррор-фильмов, его появление в фильме столь минимально, что и говорить не о чем, мелькнет в паре эпизодиков, и всё. Угомон, о котором так настойчиво твердили в аннотации, в рекламе, в фильме так и не появился, увы, разве что о нем упоминают в секундном эпизоде, связанном с книжкой Маршака.
Да вот еще что, очень обидно еще за один момент. Героиня находит дневник погибшего брата, где он фиксировал свои сновидения и зарисовывал монстров. И это можно было бы неплохо развить, увязав с дальнейшей реальностью сна. Но, увы, линия с дневником обрывается, едва начавшись. Нет, я не скажу что фильм однозначно плохой, есть в нем свои определенные достоинства. Но просто когда рекламная кампания так громка и навязчива, и рейтинг ожиданий определенно завышен, тем сильнее видишь, что фильм однозначнее слабее, чем его рекламная кампания. Я так же, например, не понимаю, зачем нужно было звать хорошую актрису Акиньшину, чтобы ей поучаствовать в паре секундных эпизодов без слов.
Еще один существенный недостаток картины тот, что мать (Акиньшина), брат и главная героиня существуют как будто отдельно каждый в своей реальности, плохо стыкуясь на уровне схематично прописанной драматургии. Что же, сходив на фильм, я еще раз убедился, что лучшие наши хорроры остались там, в начале девяностых. Двадцать восемь лет я жду российского ужастика, который собьет меня с ног и перехватит дыхание, как когда-то «Люми» или «Жажда страсти», но видимо так и не дождусь. В марте нас ждут две новые премьеры — «Гости» и «Пиковая дама. Зазеркалье», будем надеяться.
9 апреля 2019
Что может быть страшнее современного отечественного кино? Только современные фильмы ужасов. История «Рассвета» — это история 20-летней девушки Светы, на глазах которой произошла ужасная семейная трагедия. После случившегося она пытается разобраться в причинах и каждую ночь вынуждена страдать от ночных кошмаров. Чтобы от них избавиться, Света отправляется в НИИ сомнологии, чтобы попытаться излечиться от кошмаров и найти ответы на свои странные сны.
С одной стороны идея «Рассвета» неплоха и тема сна, вообще, весьма привлекательна для киношников, ведь подобному этому состоянию, она раскрывает широкие возможности для творческих идей. Здесь и Фредди Крюгер со своим «Кошмаром на улице Вязов», и «Начало» с концепцией внедрения, и «Клетка» с поисками маньяка — словом, сколь безграничны возможности человека во сне, столь масштабен и выбор. Кстати в «Секретных материалах» в третьем сезоне есть серия, где ветеран войны во Вьетнаме во время сна покидал свое тело и в облике духа убивал. То есть на самом деле — придумывай не хочу.
Создатели «Рассвета» попытались пойти по тому же пути, однако вышло не очень. Слишком долгий пролог повествует о таинственной секте, поклоняющейся демону сна, которому нужен проводник в наш мир, чтобы установить здесь хаос. Зрителю впихивают информацию о поселке «Рассвет», где обитала секта, Света находит у брата в квартире массу газетных вырезок об этой общине и их массовом исходе с нашей земли и здесь логично предположить, что главная героиня отправится в тот поселок, чтобы попытаться выяснить причины случившегося с братом, узнать больше о своей матери, проживавшей в «Рассвете»… Однако на деле все ограничивается газетными заметками, а повествование перетекает в проблемы ночных кошмаров девушки и погружение в сон.
На мой взгляд столь резкий переход с сектансткой темы на лечение от кошмаров посредством сна стал бы более плавным, окажись Света во сне именно в поселке «Рассвет» и начни поиски истины там — ну идеальное же развитие событий! И в таком формате можно было бы устроить самый настоящий квест с подсказками, ложными ходами, угрозами от представителей секты, их охотой на девушку и прочими элементами. Пугающий населенный пункт с полуразрушенными домами, место идолопоклонничества тех, кто является последователями сектантов, мрачные местные жители, явно что-то скрывающие или к примеру поклоняющиеся таинственному демону сна, как это было в «Дагоне» — придумай продолжение, начни развивать тему, пораскинь немного мозгами, ан нет.
Вместо этого Свету и еще троих незнакомцев (кстати, по какому критерию отобрали именно этих людей?) пригласили на эксперимент и пообещали, что они окажутся в удивительном месте — общем сне. Сеанс сна, называемый терапией сродни сеансам лоботомии из «Острова проклятых», где психически нездоровых людей пытались лечить, просверливая им головы. Ребята, серьезно? Терапия подразумевает лечение человека от чего-то, а не усиление их страхов путем погружения в то, от чего они пытаются избавиться! Или замысел такого лечения заключается в том, чтобы столкнуть человека и его самый жуткий кошмар лицом к лицу? Бред. А где доказательство того, что после пробуждения кошмар не выберется за пределы сна и не станет явью или что человек проснется трёхнутым на всю голову и возомнит себя таким же монстром или еще что?
По идее, фаза быстрого сна под стать своему названию является непродолжительной. Именно в нее, по словам организаторов сеанса помещают группу. Фазы быстрого сна составляют 20—25 % ночного сна, около 90—120 минут, одна фаза длится 10—20 минут и чередуется с фазой медленного сна. То есть логично предположить, что либо участников терапии погружали все таки в медленный сон (значит налицо нестыковка с сюжетом и невнимательность тех, кто прописывал сценарий), либо фаза быстрого сна, в которой они погружались на самом длилась 10—20 минут. Но судя по событиям, описанным во сне — все это дело заняло явно не треть часа, а гораздо больше.
И все же, почему в группу набрали именно этих людей. Во сне кратко зрителю поясняют с какими сновиденческими страхами они сталкиваются и это хорошо, здесь как бы обыгрывается тема того, что беспокоит людей, на чем они зациклились, за что испытывают угрызения совести. Однако оказавшись в одном общем сне они по идее должны стать командой, чтобы преодолеть трудности, а не сходить с ума, устраивая забеги и охоту по пустым коридорам. Раз уж снам уделена была солидная часть сюжета, можно бы было обыграть смешение страхов, чтобы каждый герой оказался во власти того ужаса, который беспокоит другого. В общем, снова есть идеи для развития, но они бездарно провалены.
Неясным остается финал, ведь по ходу фильма ведут постоянно одного человека — Свету, а затем ее роль списывают на второй план, представляя как бы неожиданный финал, связанный с пресловутым демоном сна и его проводником в наш мир.
Типичные скриммеры, типичные темные коридоры, постоянно звучащая напряженная музыка, без которой ряд сцен обошелся бы идеально (не понимаю, зачем ее пихать было в сцену с погружением в сон, ведь в этом эпизоде не было ничего нагнетающего) и декорации, словно из 90-х годов с ламповыми мониторами и техникой, явно прожившей уже несколько десятков лет. И еще по музыке — было бы еще более атмосферно и пугающе, если бы во сне ее не было. Вообще. Передвижения героев в тишине, в какой-то момент даже они перестают издавать шорохи, тишина усиливается, превращаясь в тягучий туман, за которым ничего не видно… Плюс финальная песня на титрах — господи, какой шлак сегодня выпускают отечественные звукозаписывающие студии! В какой-то момент однотипных композиций от как бы певцов и певиц (а скорее недопевцов и недопевиц) стало так много, что этими исполнителями заполонили все и кровь готова из ушей литься рекой, когда слышишь это убожество…
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
4 из 10
17 марта 2019
В какой ситуации русский хоррор? Очевидно, что плохой. Такие фильмы как «Невеста», «Дизлайк» и «Диггеры» втаптывают русский ужас раз за разом в могилу. К созданию «Рассвета» съемочная группа подошла со всей ответствнностью — по крайней мере они так заявляют. В качестве сценариста привлекли Колядинцева, чьи творения креативны, но до сих пор бросают в дрожь и отнюдь не из-за элементов ужасов: настолько плохи были «Дизлайк» и «Диггеры». Что ж, его новая идея действительно оригинальна и достойная игра с ней позволяет развиваться сюжету в различных направлениях. Режиссером избрали Павла Сидорова — перспективного клипмэйкера. На роли героев позвали как симпатичных молодых актеров, так и несколько громких имён русского кинематографа для придания «Рассвету» солидности. Что же могло пойти не так? Как оказалось, всё. Формально «Рассвет» действительно включает в себя всё вышеперечисленное, но дальше строчек на афише это не заходит. Хоррор реализован спустя рукава и вызывает исключительно кислое ощущение.
Итак, «Рассвет» повествует о девушке Свете, которая страдает из-за того, что по сути убила мать — женщина умерла при родах Светы. Брат этой двадцатилетней девушки покончил с собой из-за ночных кошмаров. Виноват в этом, судя по всему, какой-то демон, так что Светлана отправляется в НИИ сомнологии, где отечественные ученые изобрели аппарат из «Начала», позволяющий группе людей испытывать коллективный сон. Как тебе такое, Илон Маск? Естественно, что всё идёт не по плану, а в сны вторгаются демоны и прочие чумазые черти.
«Рассвет» реализован по стандартному сценарию: здесь найдется место и клише, и предсказуемым сюжетным поворотам, и скримерам, и дурно прописанным героям, и каким-то деталям русского быта, которые есть только в кино. Печально то, что самой перспективной идее фильма, т. е. путешествию сквозь сны, уделяется преступно мало внимания. Вместо этого зрителя пичкают каким-то кремом, чтобы, судя по всему, добавить персонажам глубину, а на практике всё выливается в слабых героев, написанных широкими мазками. От этого страдает и атмосфера: несмотря на все попытки саспенса, за персонажей не переживаешь, что попросту негативно сказывается на впечатлениях.
Засунув себя в рамки хоррора, сценаристы оказались ограничены жанровыми приемами. Из «Рассвета» вполне, без шуток, могли бы выйти русские версии вышеуказанного «Начала» или «Клетки», однако всё тонет в натянутых сюжетных элементах и сценах формата ужасы. Это всё попросту не работает: такое чувство, что сценарий составляли из задумок, имеющих отношения к абсолютно разным проектам.
По части реализации, увы, всё в очередной раз плохо. Легко видеть желание создателей возвести атмосферу приемами старой школы, т. е. без компьютерной графики, но на практике всё выполнено халтурно и попросту глупо. Погрузиться в иллюзию фильма не получается и из-за статичной актерской игры. Музыка? Такое чувство, что композитором выступил какой-то доморощенный русский Ганс Циммер: эпичность звукового сопровождения ни разу не оправдана.
В итоге «Рассвет» оказывается заметным проектом, хотя бы из-за своего сюжета и подхода. Заметным не значит хорошим. Увы, дебют Сидорова в игровом кино натыкается на те же проблемы, что и другие русские хорроры до него: отсутствие символизма, экзистенциализма и того, что можно назвать кошмаром русской души.
3 из 10
10 марта 2019
В последнее время поход в кино на «ужастик» напоминает игру в Русскую рулетку с тремя, а то и четырьмя заряженными патронами. К отечественным представителям жанра страшно было прикасаться даже палкой, однако, волею судеб меня таки занесло на сеанс данного фильма. Стоит ли говорить, что ожидания были занижены настолько насколько это возможно. Быть может, именно это послужило причиной воспеваемых мною дифирамб, но обо всём по порядку.
По своей сути Рассвет является типичным аттракционом «пугалок», какие фабрика грёз штампует десятками каждый год. НО… В отличии от большинства из них, здесь они работают. Скриммеры выскакивают там где нужно и заставляют вздрагивать с неприличными фразами на устах, операторская работа и музыка создают необходимые атмосферу напряжение. Про них отдельно, Рассвет качественно выделяется из потока хороров тем что остаётся жутким на протяжении практически всего хронометража. В фильме нет тех самых нелепых переходов, когда пережив пятиминутную бомбёжку скриммерами, герои минут по 15 мило выдавливают из себя корявые диалоги на залитой солнцем лужайке, и только потом вспоминают, вообще-то что снимаются в фильме ужасов. При этом картина не очень проседает и по другим параметрам: диалоги можно слушать; идиотия в поступках героев выдержана в необходимых для жанра пропорциях, но не превышает грани добра и зла; второстепенные персонажи раскрыты коряво и на скорую руку (хоть и довольно жутко), но назвать их мебелью тоже нельзя; в игру молодых (и не очень) актёров лично я поверил; сюжет не блещет оригинальностью, но и не заставляет бить себя рукой по лбу.
Если говорить о минусах картины, можно выделить два.
1 «Запортаченная» концовка фильма — ну не надо быть такими жадными, ребят, понятно, что вы хотите сиквел, но зачем отправлять полтора достойных часа в унитаз парой заключительных сцен. Счастье, что не превратили финал в недоблокбастер, как в омерзительном проклятии монашки
2 CJI-ный демон не пугает вообще не в одном месте, благо времени у него меньше минуты.
Ах да: Кто собрался поглазеть на Акиньшину — вам в другой фильм, её тут минут 5 от силы, но я думаю можно простить авторам этот грязный приёмчик.
И напоследок: Отдельный респект авторам за Маршака.
7 из 10
13 февраля 2019
«Рассвет» — уникальное кино. У него сногсшибательно ущербные трейлеры и смешной постер, но, симпатичный концепт, благодаря которому интерес к проекту все же не теряется. В самом деле, тема снов — прекрасная. Она идеальна для любого жанра, а уж для ужастика безпроигрышный вариант. В нашем кино не так много подобных проектов, так что «Рассвет» в этом плане оригинален и самобытен.
Ближайшая аналогия к сабжу — прошлогодний «Проводник». Тот же набор плюсов и минусов. С «Проводником» «Рассвет» роднит цветовая гамма, медитативное развитие событий и классная музыка. В то же время, в наличии весьма волнистый сценарий, в начале картина просто скучна до зевоты. Герои местами ведут себя как ежики в тумане, некоторые их поступки сложны даже с точки зрения понимания того, что это «всего лишь кино».
Впрочем, это просто уголок придирки — да, он есть, но не критичный. Команда студии «10\09» определенно растет, и понимает, что на одних «бу!» далеко не уедешь. В «Рассвете» авторы попытались пойти в атмосферу, и, у них это получилось. Во многом благодаря локации — НИИ само по себе выглядит как что-то зловещее, по сути, не надо никаких монстров, ибо аскетичные, пропахшие нафталином пустые коридоры выглядят намного страшнее. Конечно, не обошлось без внезапных бабаек, но, право дело, их мало и они правильно вставлены. Визуал — одно из сильнейших достоинств «Рассвета». Некоторые сцены просто красивы, картина Одда Недрума навеяла воспоминание о просмотре «Клетки» Тарсема Сингха. В конце концов, просто приятно, что авторы попробовали поработать над образами персонажей. Да, вышло коряво, но, не страшно — при наличии выше упомянутых достоинств создателям фильма хочется дать еще один шанс.
Даже поймал себя на мысли, что я бы посмотрел сиквел…
Из забавного: ГГ довольно сильно похожа на Аню Тейлор-Джой. И прям так и ожидалось, что где-то в коридорах НИИ ее ждет Орда…
9 февраля 2019
Русский хоррор почти что звучит, как приговор. В нашем кинематографе трудно вспомнить хотя бы один нормальный фильм ужасов, который не вызывает противное чувство де-жа-вю или от которой не веет бездарностью создателей. Данный фильм опасен тем, что его режиссёр — тёмная лошадка (у него даже фото на КП нет). Актёры вообще не пойми кто, и более менее узнаваемая тут только Акиньшина. Но за основу взята старая добрая тема «страхов во сне», рейтинг приличный (5 из 10), так что глянуть, думается, есть на что.
У главной героини брат, внезапно, совершает самоубийство. При осмотре вещей девушка находит упоминания некоего Рассвета, тайны смерти родной матери и проблем со сном (точнее, осознанными сновидениями). Дальше хуже — появляются страшные галлюцинации. Пытаясь избавиться от них, девушка отправляется в научный институт, где проводятся эксперименты по изучению сновидений: группу пациентов погружают в общий осознанный сон.
Идея, конечно, не особо нова (страхи во сне, при желании можно привести параллели с Фредди Крюгером), но её исполнение навевает мысли, что режиссёра волновала только атмосфера. Всё остальное — бесполезная оболочка. Дырявый, невыразительный сюжет с кучей клише, картонными персонажами, банальными диалогами (актёры говорят так, будто на ходу вспоминают сценарий) и совершенно молниеносным «роялем в кустах» в финале. Серьёзно, включая фильм, уже можно угадать что будет через пять минут. На дворе 2019 год, а сценарист как будто зависли в начале нулевых.
Сюжет — это вообще каша. Жидкая, невкусная, напичканная всем, чем можно. С одной стороны совместить на одном экране страхи во сне, секту, таинственные самоубийства и прочие глюки — это неплохо. При желании и таланте можно и пришельцев прикрутить. Но у Сидорова нет ни того, ни другого. Одна часть пришита к другой белыми нитками. Вопросы «как, зачем и почему» будут преследовать на протяжении всего сеанса. Концовка вообще переворачивает всё с ног на голову, но делает это так, что после просмотра напрашивается один серьёзный вопрос: «Зачем это всё?!». К сожалению, на него вам никто не ответит.
А количество глупых и нелогичных моментов достигает невероятных высот. Пример: к сестре приезжает старший на пять брат, она рада его видеть. Но уже в следующей сцене они начинают напоминать друг другу все свои косяки и грешки, а ещё в следующей: брат поёт колыбельную сестре. Серьёзно?! Или вот: оказавшись в огромном пустом помещении, что будете делать? Искать выход? Не. Давайте бегать, кричать! Авось, тараканы ответят. И таких моментов полно.
Единственный плюс — атмосфера. С ней Сидоров поработал как надо. Заброшенный НИИ, тёмные коридоры, необъяснимые события — реально играют на руку. И уж куда лучше, чем 1000 и 1 скриммер, которые пихают авторы с целью напугать. Честно, более убогого и примитивного способа сыграть на человеческих нервов не сыскать.
Актёрская игра невыразительна и бездарна. Честно, уже на тридцатой минуте хотелось уйти с сеанса, потому что от лицезрения кирпичного лица главной героини тянет в сон (иронично!).
«Рассвет» — к сожалению, ещё один русский ужастик. Тупой, беспощадный, примитивный и интересный. Но из-за атмосферы и идеи я могу сказать, что у Сидорова есть потенциал двигаться дальше. Всего лишь то — поработать над сюжетом, а не готовить клишированное смузи.
Тем более, что есть фильмы и хуже.
5 из 10
8 февраля 2019
Вы знаете, слоган «спасительный рассвет» — это даже не фигура речи, чтобы более интересно представить свою рецензию. А получилось неожиданно так, что новый российский фильм ужасов «Рассвет» действительно «спасительный» фильм для жанра, в котором российские фильмы долгое время не могут нащупать почву под ногами. За последние полгода было множество наших ужастиков в прокате, но не один не приближался настолько к слову «хороший», как этот фильм.
Идея фильма хоть и не нова, но достаточно оригинальна. Главная героиня, которая после личной трагедии испытывает проблемы с невероятно реалистичными кошмарами, решает обратиться в институт сомнологии, который предлагает ей необычный способ избавиться от кошмаров: совместное погружение, с такими же страдающими от кошмаров, в осознанное сновидение. Эта «процедура» приводит к обратному эффекту и теперь героям эксперимента придётся столкнуться с невероятным количеством кошмаров, чтобы дожить до рассвета. Ну, круто же? Что же мы увидели.
На самом деле, сюжет достаточно лихо закрутили. Несмотря на множественно обыгранную тему сновидений, создателям удалось создать нужное настроение и держать зрителя весь фильм в напряжении. Да, тут есть диалоги, которые слегка притормаживают действие, но зато следующие за ними сцены с лихвой компенсируют некоторое замедление. Хочется отметить работу гримёров — все страшилища в фильме выглядят убедительно и не отталкивающе. Несмотря на то, что главной звездой тут заявлена Акиньшина, у нее все-таки тут небольшое количество экранного времени. Основной же удар по актёрскому мастерству держат молодые — Дроздова, Молочников и Слю. Убедительно играют, без переигрывания и видно, что очень и очень стараются.
Моё лично мнение по поводу «Рассвета» — однозначное: есть у российских хорроров будущее. Несмотря на то, что у фильма режиссер дебютант, не очень известные актёры и очень узкий жанр — фильм получился хорошим. Если в молодых и талантливых поверят «мастодонты» нашего киношного бизнеса, то я точно уверен, что российский ужастики достаточно скоро сумеют на равных конкурировать, конечно же, не с Голливудом, но с европейскими фильмами точно. И меня это радует. Ведь не комедиями едины мы в желании получить качественный отечественный продукт.
Советую к просмотру не только любителей жанра, но и людей, которые хотят окунуться в нестандартную и интересную историю. Честно — не пожалеете.
7 из 10
5 февраля 2019
Институт сомнологии — как светоч, способный пролить свет на мучающие вопросы загадочной смерти близкого человека. Погружение в состояние отстранённого покоя под присмотром наблюдателей. Сонливое забытьё. Эксперимент встречи. С кем? С кем то? С собой? Соприкосновение с неким иным?
Раз, два, Фредди Крюгер идет,
Три, четыре, ножи достает,
Пять, шесть, в оба гляди,
Семь, восемь, с ним не шути,
Девять, десять, распятье возьми.
Разобраться бы, разобраться. Унылая серость шизоидного бреда? Навязчивые состояния проявленностью в реальность? Что здесь от болезни, а что от расстроенного сознания? Прогрессирующая форма падения, деградация личности? Депрессия вперемешку с апатией? Мыслительная заторможенность вкупе с физической немощью проявлением? Если так, диагноз можно выносить. А есть ли звучание собственных мыслей эхом? Нарушено ли восприятие окружающего пространства? Значит ли это, что психическое расстройство наблюдаем? Нервный срыв и комом по жёлобу вниз…
Раз, два, Фредди уже здесь,
Три, четыре, лучше запри покрепче дверь,
Пять, шесть, тебя ждет нечто ужасное,
Семь, восесь, и тебе никуда не деться,
Девять, десять, ты никогда не сможешь больше спать.
Слуховые галлюцинации присутствуют? А вкусовые или обонятельные? Проявление неуместных эмоций наблюдаем? А соматические галлюцинации? То есть ложное ощущение событий, которых в действительности нет. С ними как? Наличествуют? Есть? Вот отправная точка картины. Вот начало начал ленты. Галлюцинации как форма балансирования меж двух состояний — нормы и отклонения. Именно они к рассмотрению. Именно в них вопросы и ответы для зрителя. Но это в контексте научной парадигмы. С методологией пути исследования. С проверкой опытом. А если имеешь дело с чем то, неукладывающимся в канон? Как быть с этим? Отнести в раздел загадок и парадоксов? Считать, что попросту этому ещё не найдено должное объяснение? Знание иного плана как же? Мистика не может быть принята базовой основой для ответов? Тогда и галлюцинация уже не воображаемое поле болезненного сознания. Иная сфера. Иная реальность, иной мир приоткрывающейся завесой полога. Впускает в свои чертоги и задёргивает занавес за вошедшим.
Отважились прийти? Намерены получить ответы? Здесь время течёт иначе. Тут причины и следствия в нарушении связи. Где Вы и с кем Вы можете оказаться в следующую минуту не угадать. Как поведут себя Ваши знакомые не предсказать. Блуждания уготованы в липком страхе всполохов. Бег от себя самого лабиринтным туннелем комнат. Подруга ли, друг ли рядом, случайный встречный на что способны они? Протянут ли руку помощи или оттолкнут при случае? А нет ли в них угрозы? Страх — естественное состояние этого блуждания. Страх — накрывающим куполом без выхода. Страх, закипанием крови в венах. Страх до кончиков волос на голове.
Режиссёр умело подводит зрителя к леденящему холоду ужаса через перипетии изначального триллера. Посыл со сновидениями, демонологией выглядит устойчивой конструкцией на которой и выстраивается действие фильма. Логическая составляющая базирующаяся на оккультном знании, подкупает и именно она позволяет воспринимать разворачивающиеся действия как цельную, законченную форму.
Серое и тёмное кино, — возразите Вы? Да, тёмное. ТЁМНОЕ и должно быть ТЁМНЫМ. А как же иначе?
5 из 10
5 февраля 2019
«Рассвет» — мистический триллер о сновидениях в рамках концепции выглядит весьма интригующе, так как в отечественном кино на подобные темы практически ничего не снимается. Но, к сожалению, в самом фильме имеются серьезнейшие проблемы, которые довольно существенно портят общее впечатление от просмотра.
Для режиссера Павла Сидорова данная картина является дебютом в большом кино, хотя в кресле режиссера уже приходилось сидеть неоднократно, снимая рекламу и музыкальные клипы в разных жанровых направлениях: Иван Дорн, группы «Ленинград», «Amatory» и так далее. Зато в лице продюсеров выступают весьма знаковые фигуры в лице Владислава Северцева («Невеста») и Дмитрия Литвинова («Пиковая Дама: зазеркалье»).
Сам сценарий был выбран победителем в рамках всероссийского конкурса сценариев в жанре хоррор, который проводил господин Северцев и его кинокомпания. Из более двух тысяч сценарных заявок члены жюри, включая самого продюсера, выбрали проект «Рассвет», посчитав его лучшим из лучших. Для сценариста Евгения Колядинцева это первый самостоятельный проект, потому что раньше он был только соавтором не самых лучших хорроров. Каждый киноман помнит отвратительный слэшер «Дизлайк», очень слабую историческую мистику «Вурдалаки» и бредовый фильм «Диггеры», у которого, кстати, несмотря на ужасную игру актеров и постановку, был весьма неплохой финальный твист.
Что же касается «Рассвета», здесь авторы предлагают зрителю абсолютно свежую и оригинальную концепцию, хотя в голливудских фильмах на подобную тематику уже снято немалое количество фильмов. Одним из ярких примеров является «Кошмар на улице Вязов 3: войны света», где подростки, находясь в клинике, сражаются в своих снах с непобедимым Фредди. По сюжету «Рассвета» после самоубийства брата главную героиню мучают беспокойные сны. Но помимо новой трагедии её не покидают кошмары из прошлого, связанные с покойной матерью, погибшей двадцать лет назад. И чтобы разобраться со своими страхами и найти ответы на определенные вопросы, девушка отправляется в институт сомнологии, где она вскоре сталкивается лицом к лицу с настоящим злом.
Картина на первый взгляд вызывает большой интерес, но уже во время просмотра первой половины становится понятно, что с фильмом что-то не так. Первая проблема картины заключается в затянутой и нудной завязке. События в институте начинаются лишь только после тридцатой минуты, а для полуторачасового фильма это не очень хорошо. В американском жанровом хорроре вся завязка обычно укладывается в двадцать минут, и потом начинаются основные события. Но в этом фильме основная часть начинается с существенным запозданием. Поэтому уже после двадцатой минуты бездействия на экране у зрителя просто-напросто начинает пропадать интерес. Хотя можно было с легкостью уложиться в нужное время, если бы режиссер не тянул резину с каждой сценой, которые по большей части были искусственно растянуты. В фильме практически нет никакой динамики развития сюжета. Все происходит очень медленно, занудно и с постоянно завывающей музыкой на заднем плане. Конечно, необходимая атмосферность присутствует, но это не спасает положение, потому что фильм уже обманул все ожидания. Вторая проблема, которая бросается в глаза, а точнее режет слух касается диалогов. Такая же беда происходила и на всех предыдущих картинах данного сценариста. Но вот почему продюсеры и режиссер этого не заметили — непонятно. Для примера можно привести пару сцен, которые идут друг за другом в хронологическом порядке (спойлеров здесь нет). В первой сцене доктор громко через динамики представляет всех четверых участников эксперимента, называя их ФИО (эта сцена идет очень долго и неспешно). Но уже в следующей сцене один герой интересуется у рядом лежащей девушки её именем. И все бы ничего, да только вот в третьей сцене другой мужчина интересуется, кто из двух девушек Света. Это яркий пример того, как сценарист просто-напросто захламляет хронометраж ненужной болтологией, не говоря о том, что сами герои в данных ситуациях выглядят дурачками, которые элементарно не могут запомнить три имени своих партнеров по эксперименту. И таких моментов во всём фильме хватает с лихвой. Конечно, многие на это и не обратят внимание, но по сути автор вместо нужной информации пичкает зрителя шелухой, из-за которой опять же усиливается падение интереса к просмотру. И третья проблема фильма заключается в корявой концовке, хотя и тут присутствует типа неожиданный твист. Именно этот перевёртыш еще как-то вытягивает фильм от полного провала, но в общем и целом картина получилась слабой, нестрашной и неубедительной.
А что касается актеров, то, несмотря на старания, их погубила невразумительная история, которая довольно пагубно отразилась на их образах. Бессмысленные действия и хождения по мукам размывали остроту всего происходящего. Кто, куда, зачем и почему герои поступали так или иначе? На эти вопросы авторы так и не удосужились ответить, потому что не были четко сформулированы арки героев, поэтому типажи получились блеклыми, непонятными и просто неинтересными. Конечно, всю вину на одного сценариста сваливать нельзя, ведь любой даже хороший сценарий может подпортить беспощадное сокращение на пост-продакшене, что вполне очевидно для данного проекта.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что фильм погубили две беды: непроработанный сценарий и неумелая рука режиссера, который не смог сделать крепкую и содержательную историю, чтобы она пугала, интриговала и тащила зрителя до самого финала. Конечно, по отдельности сцены сняты красиво, ярко и даже эффектно, но в совокупности со всей историей постановка получилась слабой. Вероятно, режиссёр еще был не готов для такой большой работы, ведь все-таки клипы — это не кино, поэтому и получилось то, что получилось. В общем, рекомендовать картину я не буду, но если вы являетесь большим фанатом отечественной мистики и хоррора, то принятого вам просмотра.
3 из 10
3 февраля 2019
Когда на землю ласково спускается тьма, а горячее солнце пожирается предзакатными тучами, все мы остаемся наедине со своими сновидениями. У кого-то был удачный день и счастливый романтический вечер — таким людям снится море и теплый песок свадебного месяца. А у кого-то при очень странных обстоятельствах погибает близкий человек. И тогда ему снится…
Самое ужасное, отвратительное, пугающее, навеянное убитыми нервами и состоянием горя — всё это будет в снах главной героини Светы.
Причем, отечественные молодые хорор-режиссеры не открывают ничего нового в этом жанре. Они просто используют удачные приемы, которые мы то и дело встречаем во всех классических ужастиках и даже современных саспенсах, типа нового «Хэллоуина».
Здесь и маленькая напевающая песенку незнакомая девочка в темноте, стоящая к камере спиной. А потом — ой, и кадр заполняет ужасающее лицо мертвой старухи. Здесь и зомби, которые появляются на дальних планах, их видит зритель, а герой нет. И зритель сжимается в комок в предвкушении новой бойни.
И, конечно, огромную смысловую нагрузку тащат на себе художники. Игра теней и света, точно выбранная цветовая гамма в помещении, где происходит кошмарная сцена. Или эти мрачные дождливые картинки с кладбища под стук комьев земли о крышку гроба.
Немаловажно замечать и работу композитора в подобных лентах. В таком жанре их талант является одной из определяющих причин успеха всей картины. Сцены и неожиданные переходы в кошмар буквально отбиваются музыкальными джинглами, а тревожное состояние нагнетается за счет бесконечно тянущихся нот. На «Рассвете» поработал мастер Гарри Джудд, известный по нескольким длинным английским сериалам.
Вероятно, до выверенной музыки к фильмам ужасов наши композиторы еще не доросли. Зато во всем остальном качество работы вполне сравнимо с зарубежными собратьями по игре на зрительских нервах.
Сам фильм смотрится вдохновенно, несмотря на некоторую схематичность и предсказуемость сценария. Кино делают увлекательным и реалистичным две главные героини эпопеи про сны. Это исполнительница главной роли — большеглазка и симпатяга Александра Дроздова. И видавшая виды прима — Светлана Акиньшина. Обе исправно орут в особо критические моменты, да так, что веришь — им по-настоящему страшно. А значит, и сердце зрителей сожмется при виде красивых актрис на грани нервного срыва.
Рекомендуется всем любителям ужасов и саспенсов. Условие лишь одно: находясь в кинозале, ни за что не оборачивайтесь!
8 из 10
2 февраля 2019
Сны загадочны. Кто из нас никогда не просыпался от ужаса, который посещал его в часы Морфея? У кого не было кошмаров, после которых сердце бешено колотится и страшно закрывать глаза? Все мы это испытывали и переживали. Вот и главную героиню фильма «Рассвет», после смерти близкого человека, мучают непонятные кошмарные сны, которые она никак не может выкинуть из головы. Девушка решает положить конец ночным ужасам и отправляется в институт сомнологии. Но она даже не подозревает, чем для нее все это обернется.
Картина вышла неплохая. Конечно, не обошлось без ляпов и глупостей, но если не судить строго, то в целом, создатели сотворили стильный, атмосферный триллер. В просмотр погружаешься с первых кадров, это круто, редко кино может вот так заинтересовать с самого начала.
Оксана Акиньшина неплохо вписалась в роль своей героини. Хрупкая и невинная, на первый взгляд, девушка отлично передает эмоции: страх, испуг, волнение. Жаль только, что роль получилась небольшая, но радует, что с огоньком.
Что же касается сюжета. Раскрывать тайны и спойлерить не хочу. Посмотрев тизер, многим покажется, что они догадаются, о чем будет картина. Но, это совсем не так. Имеют место неожиданные повороты сюжета, тайны, которые годами были покрыты пылью и мраком и все это закручено в интересный клубок событий, который развивается динамично и захватывающе.
Относительно страшилок. Картина заявлена как ужасы и триллер. Все мы взрослые люди и испугать фильмом нас достаточно тяжело. Не могу сказать, что «Рассвет» вызвал во мне дрожь и тревогу, но в некоторых местах напряжение имело место быть. Считаю, что этого достаточно. Не каждая картина вообще способна вызвать подобные чувства.
Подводя итог, отмечу, что жанр ужасов в отечественном кинематографе успешно поднимает планку. Но ему еще бесспорно, есть куда стремиться и чему учиться.
8 из 10
1 февраля 2019
Рецензии на российские хорроры практически всегда принято начинать с краткого обзора всех удач и неудач, которыми жанр пытается покорить отечественный кинематограф. Удачи, впрочем, можно сосчитать по пальцам одной руки, а про остальное и вспоминать не хочется. Но даже в случае с успешными фильмами ужасов похвалы обычно сводятся к сравнению — насколько близко тот или иной фильм подобрался к стандартам голливудского конвейера «страшного кино». И как раз в этом «Рассвет» удивляет, пожалуй, больше всего — его легко рассматривать не как очередное подобострастное подражание американским «Астралам» и «Заклятиям», а как их полноценного и прямого конкурента. Фильм Павла Сидорова — это возможность заглянуть в будущее, в котором российские ужасы будут не менее мощными, чем зарубежные.
«Рассвет» грамотно учитывает и обходит стороной все недостатки жанровых лент, которые так сильно мозолили глаза до него. Персонажи больше не выглядят набором карикатур («мачо», «ботан», «блондинка», «истеричка» и т. д.) — это настоящие, живые люди, мотивация и характер которых легко читается. Сценарий Евгения Колядинцева говорит строгое «нет» штампам ради штампов — пусть фабула фильма и напоминает нечто хорошо знакомое, но в нем видна широкая, продуманная картина, где каждый скример и каждое действие героев четко обозначены либо их целью, либо локальной мифологией. Не обошлось и без умелой игры на детских страхах: к примеру, брат читает Свете на ночь стишок Самуила Маршака про Угомона, который преследует отказывающихся засыпать детей. Поверьте, этот стишок еще никогда не звучал так жутко. И за это съемочную команду хочется поблагодарить еще громче — да, хоррор-составляющая пусть и основывается на громких звуках и резких «выпрыгиваниях» разнообразных демонов и призраков, но некоторые эпизоды играют на психологическом, куда более тонком уровне. Одна только сцена с плюшевой собакой в кресле и следами сапог на полу может дать фору половине недавних лент от Blumhouse.
Больше всего сюжет напоминает по своей идее «Дом ночных призраков», но замечаются и оммажи к другим интересным лентам — к «Астралу», к «Сиянию», к «Призраку дома на холме». Интерес к разворачивающейся на экране истории чудесным образом не угасает до самых финальных титров, где колонки взрывает трек от группы IC3PEAK, а поклонник жанра наконец-то восторженно выдыхает. Да, от взгляда самых внимательных зрителей не укроются ни, возможно, излишняя витиеватость сценария, ни скромно выполненное компьютерное чудовище в финале, ни тягучий темп истории. Для кого-то это будет недостатком, но лично я готов с легкостью закрыть на все пробелы глаза и еще раз порадоваться положительным сторонам.
А их здесь предостаточно — отличная актерская игра (особенно радует ведущая дебютантка Александра Дроздова, которая будто бы всю жизнь готовилась к работе над фильмом ужасов, и не менее впечатляющая Анастасия Куимова в роли её подруги), великолепно вписывающийся и создающий довольно жуткую атмосферу саундтрек, профессиональные работы оператора и осветителя (в определенных сценах свет играет главную скрипку наравне с актерами), интересный сценарий. Сплошь хвалебные эпитеты, но все по-честному и по делу.
«Рассвет» не только на две головы (конечно же, отрубленные) превосходит всё, что было в российских ужасах до него. Это уверенный, жуткий и увлекательный хоррор, который не только «догоняет» западных коллег, но в чем-то даже умудряется их «перегнать». Теперь на постеры будущих фильмов от Владислава Северцева и Ко можно смело ставить пометку «от создателей Рассвета» как знак качества. Ждем сиквел?
8 из 10
1 февраля 2019
Первое, что отталкивает: фильм от создателей «Невесты» (2017) и «Битвы Экстрасенсов». Так и написано на постере. Лучшей антирекламы не придумаешь…
Второе. Сценарий фильма то ли недописан, то ли «переписан», то ли брошен где-то на середине. Вначале история рассказывается предельно детально — когда, что произошло, про безликого демона. Концепция «зла» расписана как в учебнике, но как только герои сталкиваются с этим злом — что-то идёт не так, а финал фонтанирует самыми пошлыми и проходными моментами фильмов ужасов, которые только можно представить. По ходу фильма можно обнаружить логические несостыковки и «невыстрелившие ружья».
3. Что хорошего в фильме: главная локация (Московский институт биоорганической химии РАН), декорации, грим.
Что плохого в фильме: отсутствие динамики, нескладный сюжет, плохие актёры, отвратная музыка. О минусах как всегда поподробнее. Итак, действие фильма «Рассвет» по большей части происходит во сне. Возможно, именно этим и объясняется заторможенность фильма, а может просто режиссёр не умеет снимать фильмы и не знает, где нужно притормозить, а где дать газу. Картинка по большей части тёмная, так что сидя в тёмное зале кинотеатра есть риск заснуть. Взбодрила меня только взявшаяся из ниоткуда слэшерная сценка (вторая половина фильма), но после неё опять наступила смертная скукотень.
Проблема сюжета в том, что он с одной стороны перегружен деталями, пускай даже интригующими, с другой стороны — «теория» находит блеклое отражение в «практике», то есть в фильме. Если фильм про секту — мы должны увидеть эту секту воочию. Если про демона — мы должны знать о нём всё, мы должны его бояться. Если про осознанные сновидения — должен быть показан механизм, как это происходит. Больше всего меня расстроила работа над персонажами. Они просто не раскрыты, мы знаем о них лишь отдельные факты.
Главный мастхэв любого фильма, а тем более фильма ужасов: сначала зритель должен узнать и полюбить (или возненавидеть) главных героев, проникнуться ими. Должна быть выстроена эмоциональная взаимосвязь, благодаря которой зритель, ассоциируя себя с главными героями, будет за них переживать. В «Рассвете» этого нет и в помине. Ну, брат и сестра. Ну журналист с клаустрофобией. Ну тётка, которой муж изменял. Кто они, что они, откуда? Мне лично было всё равно, что с ними произойдёт — покромсают их на куски, сожрут чудовища или маньяк растворит в кислоте. Хотелось, чтобы только побыстрее.
Неприятно удивило признание актрисы Анны Слю, что изображать страх дело сложное и вообще они внутри себя ржали, когда всё это снимали. Оно и видно! Ходят по экрану четыре Буратины и пытаются сыграть Станиславского. Реально, взять любой замшелый низкобюджетный зарубежный ужастик и там в сто раз лучше никому неизвестные актёры играют испуг, страх и ужас. Но тут я думаю дело ещё и в режиссёре. Достаточно вспомнить Ренату Литвинову. Эта артистка была хороша и органична только в фильмах Муратовой. Кира Георгиевна смогла вынуть из Ренаты то, что нужно было персонажу фильма. Павел Сидоров как дебютант этого делать не умеет. Кстати, режиссёра спросили, какие фильмы ужасов ему нравятся, какие вдохновляют и т. п. И тут меня постигло окончательное разочарование. Я так понимаю сей товарищ не является фанатом фильмов ужасов, в его голове засело от силы пять названий и вообще следующий фильм естественно не будет фильмом ужасов, ведь нельзя зацикливаться на одном жанре. Рукалицо. Рассказ о работе над картиной прояснил ситуацию: Сидорову дали сценарий, сказали «снимай». То есть это не он вынашивал идею фильма, не он всё придумывал. Он просто как наёмный гастарбайтер пришёл выполнить некую функцию под названием «режиссёр». Ребята, это печально. Но такова реальность российского кинематографа: на горизонте маячат деньги Минкульта, продюсеры начинают собирать будущий «шедевр» как Вольтрона: один пишет сценарий, второй подбирает актёров, третий режиссирует и так далее. В итоге, мы вынуждены смотреть не авторское кино с определённым видением и эстетикой, а продюсерский проект по освоению бюджета. Поэтому мой вердикт 2019 для российского кино, снятого при поддержке Фонда Кино и Министерства Культуры: не смотрите!
Что касается музыки. Я убеждён, что процентов 30 успеха фильма ужасов в его саундтреке. Невозможно всю дорогу пугать зрителя чёртиками из табакерки. Нужна атмосфера, но для её создания только декораций или пугающей истории недостаточно. С помощью музыки легко настроить зрителя на ощущение тревоги и тут не обязательно использовать симфонический оркестр. Крутая тревожная электронная музыка, наложенная на крутой визуальный ряд — вот что лично мне хочется видеть и слышать, а не детские стишки-считалочки про Угомона и невнятное музыкальное сопровождение для заполнения пустот.
Как итог, фильмом ужасов «Рассвет» я разочарован и не рекомендую к просмотру.
1 февраля 2019
Русский хоррор можно уже с лёгкостью выделять как абсолютно новый жанр кинематографа. Бессмысленнее и беспощаднее ещё ничего и не было. И, наверное, не будет.
Тем не менее, Павел Сидоров (абсолютный дебютант в кино) предоставил хотя бы интересную идею. Даже для ужастика.
У главной героини в 1999 умирает мать при странных обстоятельствах. Спустя двадцать лет происходит ещё одно событие и Света отправляется в псевдонаучный институт, который занимается осознанными сновидениями.
Заведение это даёт героям версию фильма «Начало», только с меньшим бюджетом. Поэтому практически все полтора часа хронометража герои бегают по собственному сну аки по дешёвому квесту, пытаясь выбраться из лабиринта.
Спасает это только кадр и относительно неплохая игра малоизвестных актёров. Можно сказать, что «Рассвет» — это российский инди-хоррор, который сценарно проигрывает заложенной в него идее. Посмотреть на беготню нескольких безликих болванчиков, пытающихся отыскать ответы на свои вопросы в совместном сне можно.
Это неровный, но достойно снятый и смонтированный фильм-аттракцион.
P.S. Акиньшиной тут две минуты. Серьёзно. Не ведитесь.
1 февраля 2019
Премьера фильма прошла вчера в кинотеатре Октябрь.
Это дебютное кино режиссера Павла Сидорова, который сказал на конференции, что хотел снять свой первый фильм именно в данном жанре.
Начинается вся история со дня рождения героини, которую играет молодая актриса Александра Дроздова, и со смерти ее брата.
Девушке начинают сниться кошмары. Из-за этого она идет в институт сомнологии и погружается еще с 3мя участниками в совсместный сон..
Ничего не напоминает, о, Нолан?
Стоит отметить подругу героини, которая не просто украшает фильм, но и намекает нам о своей интересной роли во всей истории. Раскрывать ее роль не буду, пусть будет маленькой загадкой.
Отсылок ко многим известным фильмам будет много. Для людей, которые постоянно смотрят кино, не новость, что все режиссеры и операторы, безусловно, применяют все полученные визуалы, чтобы сделать свое кино очень интересным. И мне понравилось, что в данном фильме планы хорошие и сняты профессионально. Но ничего сверхвыдающегося.
С первых минут повествования начинаются скримеры.
Сразу скажу, что бу-пугалок с резкими жуткими вещами будет много!
Они сделаны хорошо, я аж вскрикивала пару раз, и дергалась на каждое появление страшилок. Но я ожидала увидеть более атмосферный и нагнетающий напряжение фильм, где есть только ощущения страха, и нет страшилок. О чем говорили на пресс-конференции за день до фильма его создатели.
К сюжету есть вопросы:
-Как работает система?
-Как люди одновременно погружаются в сон?
-Почему именно 4 участника эксперимента?
-Почему именно 2 парня и 2 девушки?
-Какая задача во сне у каждого из них?
-Почему они все попадают в кошмар, если пытаются от этого избавится?
-Как данный групповой сон должен был помочь преодолеть свои проблемы?
-Почему все участники соглашаются заснуть непонятно с кем в одном помещении, не задав предварительно кучу вопросов?
-Что в итоге дает эксперимент институту?
И еще куча тех, которые без спойлеров не обойдутся.
На вопросы можно только додумать свои ответы. В «Рассвете» все затрагивается поверхностно и намекает на некие моменты, которые вызывают лишь недоумение.
Я верю, что ответы будут в следующих фильмах, которые уже стоят в планах.
Еще нашлись недочеты по звуку. Немного, но все же… В кинотеатре громкость огромная, и я слышала каждый косяк, это отвлекало от серьезности происходящего.
Обычно я отхожу от ужастиков еще неделю, боюсь выключать свет, обдумываю каждую сцену, но сейчас я лишь думаю, какое следующее кино снимут создатели, и ответит ли оно на вопросы этого фильма.
Плюсы у картины тоже есть.
Фильм хорош в целом. Цвета очень приятные, кадры сняты профессионально, локации симпатичные… Даже фотография героини Оксаны Акиньшиной с мальчиком грамотно проработана по цветам.
А вот ГРАФИКА в этом кино была просто ни к чему. Смотрелась как инородное тело. Опять же, если кино атмосферное, давящее на психику через эмоциональную составляющую героев, через их переживания, то к чему адово неуместный визуал, который стирает нужные впечатления?
В целом, ужастик получился вполне нормальный и смотрибельный (если закрыть глаза на вопросы без ответа и некоторые другие косяки, которые невозможно описать без спойлеров).
Если развиваться дальше в этом направлении, то вполне сможем конкурировать по качеству с Голливудом.
Поэтому фильм можно назвать рассветом в данном жанре и ждать новых интересных картин.
1 февраля 2019
Помните эпиграф из Эдгара По в третьей части «Кошмаров на улице Вязов»? «О, эти сны, эти маленькие кусочки смерти. Как я ненавижу вас!»
Сновидения вдохновляли создателей фильмов ужасов с самого начала становления кинематографа — от «Кабинета доктора Калигари» до старины Фредди Крюгера. Одному только феномену сонного паралича за последнее время посвящено сразу несколько лент — от документального «Ночного кошмара» до «Мары». Теперь к погружению в ночные страхи приступает и российский кинематограф.
В 2017 году сценарист Евгений Колядинцев («Лицо», «Диггеры», «Спойлер») стал победителем конкурса студии 10/09 на платформе IWantFilm. Его проект «Рассвет» обошел 1140 других заявок — и был немедленно запущен в производство. По сравнению со многими современными фильмами-долгостроями, фильм был снят и закончен в рекордные сроки, и уже в конце января первые зрители смогли оценить результат. На премьерном показе продюсеры фильма обещали зрителям «настоящий коктейль страха и мистики» — и не соврали.
Мы следим за историей девушки, чья мать погибла еще при ее рождении при странных обстоятельствах, а со старшим братом случается беда. Девушка обращается за помощью к исследователям «осознанных сновидений», и, словно кэрроловская Алиса, оказывается в Очень Странном Месте.
Фильм удачно сочетает современность — действие происходит в августе 2019 года, и никто не прячет мобильники и социальные сети из кадра — и прошлое. Основные события фильма происходят в загадочном постсоветском «НИИ Сомнологии». Его бесконечные коридоры, обшитые коричневыми панелями в лучших традициях архитектуры советских госучреждений, кажутся вычурной декорацией, вот только они существуют на самом деле — вы можете найти этот НИИ через Гугл-карты в районе метро Беляево и сами «побродить» по его территории. В этом самом загадочном НИИ оказываются четверо героев, у каждого из которых в прошлом — душевная травма, и их «совместное сновидение», как легко догадаться, окажется не самой приятной прогулкой.
В арсенале авторов «Рассвета» практически все козырные карты современного хоррора — тут и игра на психологических и социальных фобиях, и умело перемешанные реальность и сновидения — не чураются они и прямого изображения кровавых подробностей (теперь надо быть очень осторожными, доставая бутылку воды из торгового аппарата!) Удивительно, что описание чудовища, живущего в глубинах снов, было найдено авторами, казалось бы, в самом безобидном месте — в стихотворении Маршака про ночного Угомона.
«…Начал пальцы он считать:
- Раз-два-три-четыре-пять,
Но сбивается со счета
Не дает считать дремота…
Вдруг он слышит: — Дили-дон!
Появился Угомон…»
М-да… Фредди Крюгер отдыхает, а ведь эти стихи из детской книжки, получившей Ленинскую премию (!) в 1963 году… За год до смерти писателя…
Традиционно в ужастиках пугает не то, что мы видим, а то, чего не видим — пустые коридоры, ночной лес, зияющие провалы дверей — но «графического ужаса» в «Рассвете» хватает — тут и обгорелые мертвецы, и демонические собаки, и внезапно появляющиеся за спиной призраки. Тревожная музыка не останавливается почти ни минуту, не давая передохнуть. Цветовая гамма у фильма под стать ночному кошмару — пугающе кислотная, напоминающая о старой «Суспирии» и «Неоновом демоне».
Самой же страшной сценой, на мой взгляд, стали не сжимающиеся стены и не погоня от демонов в узких трубах, и даже не оторванные головы — а невинный голос тети героини, которая утешает ее по телефону… но потом начинает говорить что-то не то. Совсем не то. Вот это ощущение движения на грани сна и реальности, когда ничему нельзя верить, и когда «самая глубокая тьма — перед рассветом» — удалось авторам на славу.
Что ж, как сказали на премьере продюсеры картины, «русский хоррор жив, и он будет жить». Хорошо, что это не сон!
31 января 2019
Наука и медицина могут объяснить самые разные вещи, однако мы так до сих пор не изучили абсолютно все глубины сновидений, которые остаются неизведанными, интригующими и вместе с тем пугающими уголками нашего сознания. Сонный паралич, бессонница, вещие сны — это лишь малая доля того, что происходит с нами тогда, когда мы всего-навсего хотим расслабиться с закрытыми глазами. Неудивительно, что эта тема настолько популярна и была неоднократно использована в культовых хоррорах на протяжении десятилетий.
«Кошмар на улице Вязов» Уэса Крейвена, «Призрак дома на холме» Яна де Бонта и многие другие фильмы пытались заглянуть за рамки сновидений и пугали нас своими ужасными откровениями. Теперь же настал час «Рассвета» приоткрыть рамки, которые вызывает настоящую дрожь. Причем фильм во многом выигрывает у своих западных визави, становясь событием в сегменте российского хоррора, который смело можно пустить на экспорт.
Во главе этой истории находится молодая девушка Света, у которой при таинственных обстоятельствах погибает брат. Одновременно с этим героиню начинают мучать кошмары, от которых она не может избавиться. И даже днем Свету настигают ужасы, не дающие ей нормально отдохнуть. Понимая, что так дальше продолжаться не может, она отправляется в институт сомнологии, чтобы ей помогли. Там Света встречает таких же «подопытных кроликов», как она сама, и принимает участие в эксперименте коллективного сновидения. Только проблема в том, что подобные сеансы далеко не лучшим образом отражаются на душевном и психическом состоянии участников.
Создатели «Рассвета» решили объяснить происходящие мистические события с точки зрения науки, что пошло фильму на пользу. Не сыпля бесконечными научными терминами, экранные ученые тем не менее ясно и доходчиво объясняют причины и следствия кошмарных сновидений, стараясь подыскать для своих пациентов выход. Но, конечно же, все просто обязано пойти наперекосяк и складывается отчетливое впечатление, что на рассвете далеко не всем будет суждено пробудиться.
Было интересно следить за злоключениями главной героини, которая чувствует вину за смерть близких людей и пытается понять, что ей делать дальше. До определенного момента ни мы, ни она не знаем, к чему приведут ее поиски. Но можете не сомневаться, что истина где-то рядом. Главное лишь ее отыскать, правда сделать это сложно, так как история многослойная, драматическая и пугающая. Так что смотреть стоит внимательно.
Особенного внимания заслуживают визуальные изыски режиссера, который сто процентов вдохновился картинами Крейвена и поместил нас в ужасы, которые не снились даже самому Фредди Крюгеру. Все-таки кинематограф, в том числе и русский, далеко ушел вперед и мы получили инструменты, которыми можно воссоздать даже самые жуткие, действительно пугающие вещи, из-за которых после просмотра фильма страшно засыпать. В связи с этим неудивительно, что уже сейчас «Рассвет» начинают называть прорывом отечественного хоррора. Спецэффекты и «бу-моменты» грамотно сплетаются с философией и это оставляет по себе глубокий след.
Итог: «Рассвет» получился интересным и страшным. В нем не обошлось без некоторых логических шероховатостей, но по большей части этот фильм претендует на звание одного из лучших отечественных хорроров. Думаю, вам будет интересно увидеть историю столкновения страхов, от которых не укроется никто.
8 из 10
31 января 2019