Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Платформа |
английское название: |
El hoyo |
год: | 2019 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Гальдер Гастелу-Уррутия |
сценаристы: | Давид Десола, Педро Риверо |
продюсеры: | Анхелес Эрнандес, Давид Матаморос, Карлос Хуарес, Елена Газало, Карлос Хуарес, Рэкуэл Переа |
видеооператор: | Хон Д. Домингес |
композитор: | Арансасу Кальеха |
художники: | Йон Хихон, Асегинье Уригоитиа |
монтаж: | Хариц Цубиллага, Елена Руис |
жанры: | фантастика, триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $1 090 116 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Впрочем, сказать по правде, я не совсем понял, чем в контексте фильма отличался бы от 'Дон Кихота' любой другой роман. Героя можно назвать идеалистом, несмотря ни на что? Что ж, с натяжкой. Возьми он с собой в камеру пыток 'Преступление и наказание' или 'Илиаду', мало что изменилось бы, по большому счету.
Камера пыток, да. В этом суть сюжета: герой добровольно и по весьма нелепой - других не озвучено - причине (лучше бы курил, Степан) вписывается в дикий эксперимент, в рамках которого его помещают на один из ярусов каменного мешка лицом к лицу с не вполне здоровым дедом. Ярусов - тьма тьмущая, на каждом по двое заключенных, и через все этажи сверху вниз проезжается раз в сутки платформа с едой. Верхние едят много и впрок, средние умеренно и то, что осталось, нижние... Ну, вы поняли.
В общем, платформа - это жестокая критика общества потребления (можно разглядеть даже эко-критику), местами срывающаяся в тошнотворный почти что слэшер. Много вопросов к тому, стоит ли такое показывать вообще, но показать иначе, наверное, нельзя. Поэтому впечатлительным натурам лучше не смотреть.
Чем-то напоминает популярный в свое время 'Куб' - но тот, кажется, просто пугал, без аллегорий.
Когда актер состарится, ему очень подойдет роль самого Ламанчского идальго.
А больше мне и сказать-то нечего. Во всяком случае, после фильма действительно задумываешься - о процессах, происходящих в обществе, о неразумном потреблении ресурсов цивилизацией как таковой. И тема голода, конечно... Это ужас, да.
10 октября 2024
Я, конечно, поздновато со своей рецензией, все уже обсудили, но зато мне не придётся пересказывать сюжет — тут хватает пересказов и без меня. Можно сразу о фильме говорить.
Надо сказать, что когда читаешь описание, идея сильно цепляет. Триллеры в замкнутом пространстве я люблю, особенно если герои хорошо выписаны и присутствует психологизм. Но круто было на бумаге.
Героев выписывать вам тут никто не будет. Авторы слишком увлечены своими прямолинейными аллюзиями, так что главный герой — он Иисус. Все остальные детали о нём ничего вам не дадут. Конечно же, он читает Дон Кихота, ведь ему самому предстоит побороться с ветряными мельницами. И, конечно же, он такой, знаете, хороший. Больше ничего. Про его соседа - колоритного деда говорить намного интересней, там личность колоритная и непонятная, как и положено отрицательному герою. Змей-искуситель, не меньше. Плюс сыгран очень круто. Лучший персонаж во всем касте.
Ну и дальше что-то происходит, еда подъезжает, нам показывают старательно снятые физиологические потребности, пичкают в нас объяснениями, которые не требуются. И вот в условиях 333-этажного бункера создаются разнообразные всем известные человеческие формации. Коммунизм, капитализм, секты и т.д. Эта тема будет больше раскрыта во втором фильме, но здесь даётся затравка. И это всё прекрасно, если бы об этом сто раз уже не сняли не написали. Ничего нового здесь вы не увидите и не услышите.
Авторы ставят мировоззренческие вопросы, а потом заканчивают ничем. Потому что, сюрприз, ответов на эти вопросы человечество до сих пор не нашло. Есть только вопросы. И все мы в определённом возрасте ими задаёмся. А потом понимаем, что всё несколько сложнее.
Да, это довольно динамичное кино, некий тренажер для начинающих философов. Но как бы инсайтов от него не ждите. К середине уже понятно, чем это все закончится. Ничем. На один раз пойдёт. Картинка хорошая.
7 октября 2024
Итак, что мы имеем. Есть некое грандиозное сооружение на много-много этажей, на каждом этаже — по два человека. Сверху вниз спускается платформа, на которой тьма тьмущая еды. Ну, то есть, изначально. Как сразу можно догадаться, чем ниже платформа опускается — тем меньше еды на ней остаётся. Ближе к низу на платформе остаётся лишь чуть больше, чем ничего, а ещё ниже люди вынуждены совершить нелёгкий выбор: умереть с голоду или заниматься ганнибаллектеризмом, если вы понимаете, о чём я. Стоит заметить, что раз в неделю систему заполняют усыпляющим газом, а затем генератор случайных чисел распределяет всех участников эксперимента (?) по случайным этажам. Кто был никем — тот станет всем (С), а может и наоборот, оказаться ещё ниже; заранее это неизвестно. Это фабула. А теперь поехали размышлять. Но должен предупредить, что совсем без спойлеров не получится, так что если не смотрели — остановитесь на этом моменте, посмотрите, а потом возвращайтесь.
Нет, я не совру, если скажу, что кино захватывает, с первого до последнего кадра. Тут присутствует всё, что необходимо для фильма в таком сеттинге, плюс неплохой юморок, который «разряжает» зрителя, что только добавляет очков фильму. Но главное — это идея. Вот есть фильмы созерцательные, есть фильмы-экшены, есть фильмы-головоломки, а есть фильмы, которые пытаются донести до зрителя определённую идею и/или философию. Вот этот — как раз из таких, и сама идея — слов нет, как хороша. Редко когда в подобного рода сеттинге имеет место быть глубоко социальная мысль, причём в сугубо положительном ключе. Причём она не запрятана глубоко, не подаётся через метафоры и аллегории, нет — она даётся практически прямым текстом. Один из «постояльцев» сего места — девушка, которая принимала участие в разработке этого эксперимента (?). От неё мы и узнаём, что в системе 200 уровней, и еды на платформе кладётся достаточно для того, что если каждый будет кушать столько, сколько нужно и не более — то хватит всем. Понимаете? Чувствуете, какая мысль? Каждому по потребностям, и всем всего хватит, только и всего. Разве не прекрасная мысль?
Вы наверное читаете и удивляетесь, почему же тогда рецензия красная? Сейчас объясню. Всё дело в том, что автор, ну, немного лукавит и сводит человеческую психологию к банальному «здесь и сейчас», тогда как это неверно, человек на то и sapiens, что умеет чуток думать о перспективах. Ключевой момент тут — случайное распределение. Да, мы проникаемся праведным гневом к «верхним этажам», которые жрут от пуза, из-за чего «нижние» вынуждены чуть ли не буквально есть друг друга. Но имеем ли мы на это право? Ведь они знают, что через неделю, образно говоря, «верх и низ» могут поменяться местами, и тогда голодать придётся уже им самим. А потому желание «отожраться» может и выглядит эгоистичным, но оно вполне оправдано при текущем положении дел. Что тоже является ключевым моментом, потому что в какой-то момент герои пытаются построить… ну, наверное правильным будет назвать это неким коммунистическим обществом, где именно что «каждому по потребностям и всем всего хватит», но ожидаемо терпят крах. Потому что люди не готовы. Но вовсе не потому, что они беспринципные эгоистические сволочи, нет. Просто подобная «смена парадигмы» — вопрос не недели, и не двух, и не трёх. Вероятно, если бы этот эксперимент (?) продлился бы, скажем, года два — к этому бы всё и пришло. Человек — существо гибкое, и если в данном мире, с точки зрения выживания всех участников группы, выгодно делиться и оставлять еду для «нижних» — он будет это делать. Но автор упорно смещает акцент на эгоизм и, так сказать, «классовое расслоение», и не пытается развить мысль чуть дальше. Но не это плохо, не это стало причиной красной рецензии. Причину сейчас озвучу.
Дело в дальнейшем сюжетном твисте, и вот тут я отказываюсь уже понимать. То ли автор просто не подумал и сделал этот твист ради твиста (это плохо), то ли так и задумывал (это ещё хуже), но факт в том, что вся вот эта прекрасная социальная идея далее просто перечёркивается, когда мы узнаём, что на самом-то деле в этой системе уровней гораздо больше, чем 200. Понимаете, да? То есть еды гарантированно на всех не хватит. Сколько бы там не ели «верхи», «низы» будут есть друг друга, ну или умирать с голоду. Обязательно. Без вариантов. То есть, вся вот эта глубоко социальная и очень правильная в общечеловеческом смысле мысль вырождается в банальный рандомизатор, где всё решает случайность, а не человеческие качества, а у человека в общем-то есть лишь один выбор — умереть, или переступить моральный горизонт, отобедав своим соседом. Не поймите неправильно, я далеко не через розовые очки смотрю на мир, и если бы такая вводная была изначально — я бы слова против не сказал. Но тут получается, что автор сперва выдаёт мысль совершенно верную, в общечеловеческом смысле, а затем сам же её топчет, как бы говоря нам «забудь чувак, человек человеку волк, ты ничего не изменишь, поэтому если ты наверху — жри пока можешь, а если внизу — выбирай, хочешь есть или быть съеденным». Именно это полностью перечеркнуло фильм в моих глазах. Нельзя пытаться усидеть сразу на двух стульях. У нас тут ведь не блокбастер про трансформеров или иной какой космический экшен, фильм-то снят так, чтобы донести до зрителя некую идею, и снят явно для тех, кто готов эту идею услышать и понять. Поэтому такой «финт ушами» мне кажется чуть ли не плевком в зрителя. Вот поэтому рецензия красная.
Но посмотреть его, несомненно, стоит. Потому что снят он хорошо, мысль там всё-таки есть, и порассуждать после просмотра, безусловно, есть о чём.
6 из 10
18 января 2024
«Платформа» (2019) — это удивительный кинематографический опыт, который заставляет задуматься и вызывает множество эмоций. Этот фильм, снятый режиссером Гальдеги Урретия, виртуозно привносит в зрительский мир глубокие философские и социальные вопросы.
Сюжет фильма разворачивается в будущем, в мрачном и абсурдном мире, где общество разделено на уровни. Главный герой, Горе, оказывается в тюрьме-башне, в которой на каждом уровне находится пара человек. Каждый день небольшая платформа с разнообразной едой спускается сверху вниз. Но зачастую на нижние уровни попадает только пустая тарелка. Фильм исследует аморальность, жадность и неравенство, заставляя зрителя задуматься о том, что происходит в нашем собственном мире.
Актерская игра в «Платформе» невероятно сильна. Исак Хосе, исполнивший роль Горе, подарил своему персонажу глубину и эмоциональную насыщенность. Каждый персонаж на платформе — это отдельная история, и актеры передают их чувства и страдания с невероятной искренностью.
Режиссерский посыл Урретии несомненно уникален. Его способность создать напряженную атмосферу и вызвать чувство дискомфорта удивительна. Кадры в фильме мастерски выстроены, подчеркивая безысходность и надежду, которые переплетены в этой темной истории.
Музыкальное сопровождение и звуковые эффекты великолепны, погружая зрителя в атмосферу таинственности и угрозы. Камера мастерски передает напряжение и тревожность каждой сцены, делая опыт просмотра увлекательным и захватывающим.
«Платформа» — это кино, которое заставляет задуматься о человеческой природе, о наших поступках и последствиях. Этот фильм не оставляет равнодушным и заставляет по-настоящему почувствовать всю глубину человеческого духа. По всем параметрам, начиная от актерской игры и заканчивая великолепной режиссурой и музыкой, «Платформа» заслуживает высокую оценку. Это произведение искусства, которое надолго останется в памяти зрителя, заставляя задуматься о смысле жизни и нашем месте в этом мире.
10 из 10
6 ноября 2023
Посмотрела фильм Платформа от испанского режиссёра Гальдер Гастелу-Уррутия, выкупленный и представленный на суд широкой публики небезызвестным и противоречивым Нетфликс.
Жанр картины определён как 'триллер, ужасы драма', но я бы назвала этот фильм психологическим детективом. Хотя, скорее даже психо-детективом или детективом ментальным, почти готическим. Почему? Да потому что режиссер сумел преподнести фильм таким образом, что мозг будет просто вынужден войти в 'режим Пинкертона' и судорожно искать истинный смысл. Причём искать долго. Очень долго. И остановить такое неистовое пахтание ума сможет разве что опытный практик.
Здесь есть всё, что так любит ненасытный головной орган человека: аллюзии, метафоры, интертекстуальность, странные совпадения, Чеховские ружья и Кафковские превращения.
Сюжет прост и незатейлив, как в любой антиутопии (а это несомненно антиутопия): Мужчина средних лет по имени Горен решается на участие в неком эксперименте сроком на полгода. В случае успешного прохождения оного Горен получит сертификат. Про возможный летальный исход эксперимента Горена, судя по всему, не предупредили, а то бедняга попросил бы два сертификата и кружку в подарок. Но кому-то и сертификата не обещали, как выяснит наш герой на месте.
И вот Горен открывает глаза и видит себя в маленькой комнате с дырой в полу и потолке и престарелым соседом напротив. Раз в день к ним спускается платформа с едой, точнее с остатками еды, так как всего таких комнат оказывается много.
С этого момента, как и положено в эксперименте, мы наблюдаем за подопытными и видим наглядное устройство человеческой психики. 'Дыра - это просто дыра' - говорит первый сосед храброго идальго (да, Дон Кихот там тоже будет). Но человеческий ум не понимает слова 'просто'. И завертелось. Усатик начинает слышать голоса. Видеть глобальную идею. Бросается грудью на амбразуру и. .. ничего не происходит. Нет ну в целом что-то происходит, но оно происходило бы и без него.
К сожалению или к счастью, талантливый режиссёр сумел добиться того, что почти каждый зритель становиться маленьким Гогеном, познавшим суть. Я читала рецензии в которых авторы утверждают, что этот фильм - агитка левых либералов, рецензии в которых главного героя сравнивают с мессией, с доном Кихотом и прочими-прочими-прочими. Безусловно, в фильме присутствуют и фундаментальная идея: насколько далеко может человек уйти от животного. Но если бы всё ограничивалось только ей, то, полагаю, Нетфликс бы прошёл мимо.
Любая теория на первый взгляд идеально туда вписывается и так же идеально выписывается после тщательного критического анализа. Смешно, но не оригинально.
7 из 10
Не люблю я онанизм, ну не люблю.
З.Ы. Причём тут чувство долга? Посмотрите - узнаете.
29 августа 2023
Писать рецензию об этом фильме без спойлеров очень сложно,
(хотя, если посмотреть некоторые рецензии, видимо можно).
Попробуем разбить на 3 главные составляющие.
Сюжет:
Читали описание фильма на этом сайте? Прибавьте еще пару абзацев текста, и это будет весь сюжет фильма. Как уже написал чуть выше — о нём не возможно рассуждать, т. к. он пустой и коротенький донельзя, максимум на короткометражку. Единственное, что понравилось- концовка. +1 балл можно поставить.
Как снято:
И авторы, понимая, что у них на руках сценарий короткометражки, постарались «на все денежки» это компенсировать. Возможно единственное, за что можно посмотреть фильм (только если вы не впечатлительный), кровь, драки, пожирание еды, расчлененка - всё сделано так, чтобы вызвать полное отвращение, и за это +3 смело.
Вот только зачем оно вам понадобится, придумать не могу.
Идея:
А вот тут к заголовку. Идея фильма проста, её 'пихают' в лицо каждым кадром, авторы не попытались как-то завуалировать или скрыть, сделано так, чтобы дошло даже до самых маленьких и необразованных обитателей «нижних этажей»: те, кто сверху, пируют и жируют, и мочатся на людей внизу, а люди низкого класса страдают, голодают, и вынуждены друг друга убивать.
И вот этим фильм и опасен. Через жесткую и откровенную картинку он завлекает зрителя в свою идею, не давая опомнится и подумать. Завлекает на опасный путь радикальности, хотя вся идея разбивается самыми очевидными фактами. Тем самым, ничем не отличается от радикальных политиков/обитателей «верхних этажей».
В «„горизонтальном“» обществе прошлого этот фильм бы попросту запретили. +0
4 из 10
За визуал и концовку.
Смотреть же крайне не рекомендую.
27 марта 2023
Сюжет: Горенг просыпается в странной бетонной камере под номером 48 с огромной прямоугольной ямой посередине. Его сосед Тримагаси рассказывает, что они находятся в тюрьме, где раз в день по дыре спускается платформа с едой. Количество этажей неизвестно, но ниже сотого уровня еды уже не остается никому. Каждый месяц заключенных случайным образом перемешивают, и никто не знает, окажешься ли под солнцем или на дне.
Меня раздражает, когда очевидные истины доносят лежащим на поверхности способом. Понятно, что поднята тема социального неравенства. На верхних этажах люди едят больше, чем им на самом деле нужно, а на нижних ради выживания идут на убийства и каннибализм. Пожалуй, единственная хорошая мысль была высказана в начале фильма. Тримагаси говорит, что лучше всего быть посередине. Средний класс - рулит, богатые сходят с ума от своего богатства, а бедные вынуждены выживать в нечеловеческих условиях. Разве не очевидно, что это плохо?
Есть некая Администрация, которая, как выясняется впоследствии, проводит эксперимент: настанет ли день, когда еды хватит на всех, ведь перед попаданием в эту Дыру людей спрашивали, что конкретно они хотят себе на обед. Опять же, тема связи между властью и обществом. Плохо ее раскрытие и незавершенность, по сути, перед проблемой ставят в лоб, когда в середине фильма Горенг просыпается в комнате с бывшей работницей Администрации, которая, естественно, ни капли правды о Дыре и не знала. Больше тема не раскрывалась.
Впихнули и религиозный мотив, что, кстати, довольно интересно, но было слишком в лоб. Несколько раз прозвучало слово 'мессия', чтоб зритель точно понял, что Горенг страдает за грехи человеческие и только доброе сердце его спасет людей от мук. Это, пожалуй, самая раскрытая тема.
Финал фильма сделали открытым, но непонятно зачем. Приём-то хороший, но уместный ли? Да и сам поступок героев не понятен. Тут уже грешу на собственную глупость, но раз уж остальное было так очевидно и в лоб, то почему бы и тут не сделать красивее. Лишняя загадочность и двусмысленность?
Создатели 'Платформы' слепили винегрет из чего-то и палок, пытаясь впихнуть много тем в один фильм. Вышло плохо и не раскрыто, буквально вскользь. Если брать очевидные проблемы, то нужно их показывать со всех сторон, а не выплескивать как воду из стакана на лицо зрителям.
Претензия на философский фильм не удалась, не хватило ни глубины, ни сложности. Зря потраченное время. Мог бы получиться классный напряженный триллер, не будь этих лишних нераскрытых тем.
12 января 2023
Красота художественных и совершенство естественных форм достигло немыслимого уровня. По строгим правилам искусства «всё к лучшему, в этом лучшем из миров». И всё это при относительном перенаселении и уменьшении ресурсов. К тому же, в природе практически не осталось заблуждений по поводу справедливости или нравственности, лишь эволюция и сегрегация под рациональным соусом эгоизма. И пока на самом верху дни высокой кухни, часть временно бедствующих индивидов конкурируют за энергию и сертификаты на строго отведенной им платформе со своеобразным социальным лифтом. Эксперимент это или метафора, администрация определяет стратегию и рандомность, а главное пассионарность, общей мальтузианской ловушки. Так работает система, такой представлена одна из моделей потребительского общества.
И снова: солидарность или варварство? считай что гуманитарный тест. Только не ищите ответов на вопросы внутри себя, так вы их не найдёте. Злейший враг свободы мысли есть сытый и довольный раб, а сама мысль о свободе – это уже право на неравенство. И тут главное знать, где себя ловить; и это плохое место, особенно для тех, кто любит книги. Дон Кихот и Вергилий, фигуры в этой когнитивной комедии безусловно интересные, но приходящие. После крушения смыслов масштаба «от каждого по способностям, каждому по труду» и заново начавшейся сортировки человеческого материала, это кино не порадует, не утешит. Атлант, видимо, может только снова пожать плечами.
30 декабря 2022
Режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия и сценарист Педро Риверо, работавшие ранее вместе над «Психонавтами» создают искусственную, но пугающе реалистичную антиутопию. Немногословный сценарий потрясающ, как и атмосфера безысходности. Авторы в этой работе спорят с тем, что победа над силами зла в таких условиях невозможна.
Обидная метафора настоящей жизни демонстрирует отношения между людьми через огромное многоэтажное здание, в котором каждый этаж – это заданный при рождении уровень, с которого только один выход – в пропасть. На месте пропасти иногда появляется еда, но чаще от неё остаются объедки, фекалии и кровь. Однако на верхний этаж попадает ровно столько, сколько хватило бы на всех, если бы каждый культурно и бережно ел только одно своё блюдо. В этом образе терпит крах как идея социалистического строя, так и Жак Фреско с его верой в разумное использование ресурсо–ориентированной экономики. И весь хронометраж - слегка карикатурная иллюстрация одноразового питания со всеми выходящими последствиями.
Фильм не столько об окружающей человека и растущей внутри него грязи (она выступает ироничной декорацией в купе с темой капитализма) сколько о надежде на то, что жизнь победит эту вездесущую грязь. Даже в аду, куда спускаются Данте и Вергилий, есть жизнь, которая там же и зародилась, так зачем опускать руки?
23 ноября 2022
В первые минуты виднеется чёткая аллюзия, которая впоследствии будет прямо высказана. Все мы занимаем какое-то место в социальной иерархии. Разница между ямой и жизнью лишь в том, что в яме не мы определяем своё положение. Задумка, которая строится на обличении человеческого существа в экстремальных условиях начинает обретать новый смысл, выходя далеко за рамки первоначального представления.
Платформа здесь одновременно может являться реминисценцией, но в тоже время и нет. Так или иначе, это не будет иметь однозначного, универсального толкования. Ведь варианты не заканчиваются на факте наличия или отсутствия реминисценции в фигуре платформы, они лишь множатся исходя из количества сторон с которой мы рассматриваем пусть даже только 1 этот вопрос. Тогда в чём же заключалось послание? Сам факт того, что ребёнок попадёт на 0 этаж не играет роли. Смысл послания даже не столько в девочке, сколько в том факте, что в какой-то мере сам зритель находится на 0 этаже, ибо он толкует послание, и лишь он может придать этому посланию смысл. Остановится ли он лишь на факте того, как жестокая администрация допустила ребёнка в эту человеческую мясорубку или копнёт глубже?
Отмечу, что идея того, как съеденный тобою человек условно становится частью тебя также заслуживает внимания. Быть может, что это своего рода высказывание о человеческом выборе, неосознанной сделке на которую мы идём чтобы выжить, ведь забирая часть плоти - отдаёшь часть себя. Сложно рецензировать такого рода фильм, ведь всю роль здесь играет толкование, а не исполнение в том или ином виде, от чего это кино с трудом вписывается в стандартную систему оценки, оставляя лишь голый субъективизм, неприкрытый похвалой того или иного аспекта картины.
23 октября 2022
Перед просмотром этого фильма мне сказали: «Лучше не ешь во время него». Я ела. А потом мне стало тошно.
Сюжет «Платформы», как оказалось, не нов: такое же было в «Высотке» и даже мельком в «Титанике», но несмотря на это, он меня поразил!
Перед зрителями открывается дыра… Многоэтажная дыра, на каждом этаже которого есть комната с ямой и место для двоих. Каждый день в определенное время с самого верхнего (нулевого) этажа начинает спускаться еда: здесь тебе и изысканные десерты, и сочное мясо, и дорогой алкоголь, которым можно запить грусть от пребывания в этом месте. Только вот эта еда не распределяется равномерно, по обычаю те, кто выше, ели больше, а нижним этажам оставались лишь, дай бог, кости. Выживает сильнейший… Ну, или тот, кому повезло попасть на вершину.
На вершину попасть не так уж сложно, здесь все решает великий и могучий рандом. Раз в месяц участники данной игры оказывались на разных этажах в независимости от того, что делали и сколько ели до этого
Фильм этот вовсе не о еде, как кажется на первый взгляд. Фильм о нас, людях, об обществе и иерархии в нем: нам всем нужно больше, нам всем нужна выгода и мало кому интересно, что становится с людьми 'ниже этажом'.
Не только социальным, но и религиозным посылом мне зашла данная работа. Но не буду спойлерить - посмотрите, поймете. Хотя чтобы понять, мне пришлось пересмотреть снова...
Здесь нет красивой картинки и веселой музыки, здесь не будет ярких цветов, самое яркое, что вы увидите - стол еды. Однако для такого фильма и не нужна вырвиглазная эстетика. Суть и смысл всё вывозит.
Жуткое кино, которое полно крови и месива, страха и голода — несмотря на это всё, оно очень затягивает и держит тебя в напряжении до самого конца. Конец, кстати, остался открытым, так что поломать голову придется.
10 из 10
6 июля 2022
Я не увидел дисклеймера перед фильмом, что для его просмотра требуется высшее образование в области философии, а Платформа требует именно этого. Она безжалостно вываливает на зрителя героев, образы, метафоры и аллегории, душит ими каждую минуту и в конце бросает зрителя наедине с этим багажом.
Рассуждать о фильме без спойлеров сложно. Сюжет рассказывает о колодце(яме), разбитой на уровни. По уровням сверху вниз двигается платформа с едой. На каждом из них живут люди, которые забирают часть еды себе. Чем ниже спускается платформа, тем меньше остается на ней еды.
В этой завязке и дальше по сюжету Платформа пытается критиковать общество, систему, людей, капитализм. Кино навязывает обиду на тех, кто 'вверху', на несправедливость системы и так далее. Причем делает это настойчиво и невнятно одновременно. Модель ямы для меня выглядит грубой и наивной метафорой, которая к реальному миру имеет отношение такое же, как сова к глобусу.
Фильм обращается к внутреннему чувству справедливости, но в четкие тезисы с которыми можно спорить и над которыми можно рассуждать так и не облекает. Конечно, в интернете я нашел разборы, которые рассматривают фильм в ключе разных философских концепций(или религии), но как дойти можно было дойти до этого своим умом я плохо понимаю.
Я как зритель ожидаю, что кино попробует выстроить со мной диалог, рассказать историю(притчу, донести мысль и т.д.). Что для хорошего фильма мало накидать случайных образов, сказать и заявить, что он 'не для всех' и пусть три с половиной эстета разбираются в смысле содержимого. Особенно, если смысл неочевиден или вовсе отсутствует.
Из плюсов могу назвать хороший каст и запоминающуюся внешность героев. А также в целом давящую атмосферу фильма, которую хорошо дополняет музыка. Мне чем-то кино напомнило старый фильм из 90-х 'Куб', кстати рекомендую.
Итог:
Местами мерзкий, темный, заумный, но несвязный фильм. Подойдет любителям поковырять метафоры и поискать глубинные смыслы. Правда, не надейтесь их найти без предварительной подготовки.
28 мая 2022
Этот испанский фильм стал доступен на Нэтфликс 20 марта 2020 г. И царившая тогда атмосфера в связи с пандемией - лучший фон для того, чтобы по достоинству оценить идею этого фильма и представить себя на месте героев.
А главная идея очень проста - если каждый из нас будет потреблять только тот минимум, который ему действительно необходим, то все человечество будет жить намного лучше. Но... во время самоизоляции все мы видели пустые полки в супермаркетах. Даже туалетную бумагу было не так просто купить...
'Платформа' - это нигилистский шедевр. Сюжет фильма таков: Молодой мужчина просыпается в своего рода тюрьме, камеры которой расположены в виде башни, друг над другом. В центре каждой квадратное отверстие - раз в день сквозь него проходит специальная платформа с шикарной едой. Количество еды рассчитано так, чтобы ее хватило абсолютно всем. Однако те, кто находится на верхних уровнях потребляют слишком много, соответственно на нижних уровнях люди умирают от голода...
В каждой камере размещено два человека и раз в месяц их пересаживают в произвольном порядке на новый уровень...
Такая концепция может показаться слишком простой и очевидной, чтобы из нее можно было создать достойный просмотра фильм. Однако у Гальдера Гастелу-Уррутия получился без преувеличения очень достойный фильм.
Эту ленту часто можно встретить в списках лучших киноновинок 2020-го года. И фильм действительно достоин хвалебных откликов.
Из банальной идеи о всеобщем равенстве и братстве, которое могло бы быть основой общества, но становится жертвой человеческой жадности, ленности и эгоизма, режисер и сценаристы сумели создать действительно оригинальный фильм.
А необыкновенные характеры главных героев фильма и их слова наверняка останутся в вашем сознании надолго. Чего стоит только простая фраза 'Не обращайся к тем, кто выше, они не будут слушать тебя, потому что они наверху, а ты внизу. И не обращайся к тем, кто ниже, они не будут слушать тебя, потому что они внизу, а ты наверху.'
Кроме того лента отличается великолепным визуальным стилем. Часто такие фантастические и мистические истории сложно смотреть из-за того, что они очевидно созданы с очень маленьким бюджетом. Но эта лента не заставит вас сомневаться в происходящем. Все выглядит более чем реалистично и заставляет зрителя с первых минут полностью погрузиться в темный, мрачный и суровый мир 'Платформы'.
'Платформа' - это фильм о реальности, о том как устроен этот мир, рассказанный с помощью жуткой и одновременно прекрасной метафоры.
Этот фильм с одинаковой вероятностью может вызвать у вас чувство отвращение или восхищения из-за увиденного. Однако в любом случае 'Платформа' - это фильм, который заставит вас о многом задуматься и будет жить в вашем сознании очень долгое время.
3 мая 2022
Жестокие и временами дикие, но отрезвляющие разум триллеры с философским подтекстом я люблю. В этих фильмах есть какое-то послание, попытка сказать: 'Не важно, насколько мы цивилизованны, оказавшись в подобной ситуации мы все уподобимся животным, движимыми лишь инстинктами самосохранения'. На такую тематику как раз и была отличная философская притча 'Куб', с которой теперь сравнивают весьма нашумевший хит Нетфликс 'Платформа'.
Хотя, трудно его сравнивать именно с 'Кубом'. Здесь нету помещений с ловушками, которым нет ни конца, ни края. Здесь только люди, готовые на всё лишь бы... не умереть с голоду. Суть в том, что есть бесконечное число этажей, которую соединяет лишь та самая платформа с едой. Казалось, её может хватить на всех. Но люди выше кажется буквально плевать хотели на то, что думают люди ниже и наедаются до отвалу. А когда в следующий раз они проснуться и будут ниже, чем те люди, что раньше были выше, то и до них никому не будет дела. Весьма прямолинейная, но работающая метафора на современное общество, где те, что 'выше' урывают непосильный кусок, оставляя голодать тех, кто оказался 'ниже'.
Более всего этот фильм похож на 'Сквозь снег' Пона Джун-хо, где тоже была аллюзия на классовое неравенство, где большинство голодало на своих нижних этажах (или последних вагонах), а меньшинство объедалось на верхних этажах (или первых вагонах). Однако, как здесь, так и в 'Платформе' нашлись герои, которые всеми силами старались не просто противиться системе, а бороться против неё. Доказать, что жить можно и по-другому, не смиряясь со своей участью. В обоих фильмах финал остаётся окутанным тайной, мрачным и жестоким, но тем не менее дающим пусть и тусклый, но всё-таки хоть какой-то лучик надежды.
'Платформа' не идеальный фильм и временами недосказанность ему только вредит, но тем не менее, это отличный образец неглупого триллера, которому удаётся сделать главное: отправить послание всему человечеству. И оно не дойдёт до тех, кто будет продолжать 'жевать в три горла', тем не менее найдутся те люди, которые извлекут из фильма одну важную мысль - Коммунизм это хорошо... Ой, то есть, быть человеком, вот что хорошо. Давать даже тем, кто находится в самых низах хоть какую-то надежду на выживание.
25 апреля 2022
Острый социальный триллер, которые обнажает грехи человека и демонстрирует «стадное чувство». Довольно интересная задумка принципа социального неравенства, а идея исполнения выдаёт игры на выживание. Целая система и иерархия отражаются в закрытом помещении, дыре, где в центре расположен сквозной туннель, через который и даруются блага. Лента с первых кадров вызывает саспенс и говорит наперёд. Глазами нового человека Горена зритель оказывается частью эксперимента спасительного колодца, даже можно охарактеризовать «колодца желаний».
Фильм олицетворяет пагубность и жадность. Подобные антиутопии и социальное неравенство сейчас актуально показывать. Только если «Игра в кальмара», «Голодные игры», «Сквозь снег» были более расширены (Пон Джун-хо ограничился вагонами поезда), то «Платформа» закрывает испытуемых в прямоугольнике с единственными выходами в туннеле колодца: вверх или вниз на движущейся платформе.
Демонстрация жадности, рвения, алчность только для того, чтобы поесть, уничтожает все моральные устои. Понятное дело, что голодающий человек не может чётко координировать свои действия, но рациональным использованием ресурсов тут и не пахнет. Отчего зритель и Горен пытаются разобраться в этой системе. Впечатляет не только наличие непредсказуемых сокамерников, а возможность оказаться на другом уровне. Не зависящие от героев обстоятельства могут обеспечить им подъём или спуск. Больше еды всегда на первых уровнях, тогда как уже на 50 уровне остаются только крохи. Что говорить про тех, которые пересекли отметку в 100, 200?
Картина полна жестокости. Всё ради еды! Поэтому там, куда доходит только разбитая посуда, процветает принцип сильнейшего. Не ты, так тебя. Кроваво, трэшово. Каннибализм и спасает, и не спасает (двойственная система). Забавляет, что акцент на болезнях делается только посредством голода, а не то, что кто-то что-то не то скушал. В рамках человеческой плоти так и подавно. Картина весьма гармонично и волнообразно демонстрирует первые уровни, чтобы затем спуститься ниже, всё сильнее ожесточая обитателей.
На фоне насилия и голода сюжет даёт разных сокамерников главного героя. Оптимистов, пессимистов и реалистов. Либо это кровожадный Тримагаси, который думает только о своём выживании, либо это рассудительная и солидарная Имогуири, рассчитывающая порции на всех, старающаяся донести до всех уровней принцип равноправия. Но как идти против системы, если звенья в системе прогнили, в нашем случае это и есть люди? В отличие от прямого неравенства, когда одни главенствуют над другими, платформа может сыграть злую шутку.
Принцип того, что пока не поймёшь, каково на нижних уровнях, не сможешь оценить жадность первых. Гуманизм стирается, грани человечности тоже. Почему только главный герой становится Иудой? В сюжет просачивается принцип добровольности, но он позволяет увидеть человека в самом диком состоянии. Прорыв и попытки изменить систему красиво приурочены к жизни в дыре, а кульминация открывает возможность что-либо предпринять. Открытый финал, который оставляет главные вопросы без ответов. Но, исходя из людской натуры, здесь будет действовать принцип «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика: изменить человека можно, но изменить всю систему нельзя.
Таким образом, режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия обнажает методы и кнута, и пряника, раскрывает тонкости человеческой натуры, демонстрирует все инстинкты самосохранения, чтобы донести главную мысль. Это не платформа так жестока с людьми, это люди жестоки по отношению к себе подобным. В итоге мы имеем острый социальный триллер, который удивляет, настораживает, обезображивает и заставляет думать вместе с главным героем. Это интересно, это впечатлительно.
Не рекомендуется к просмотру во время приёма пищи!
23 апреля 2022
С первых кадров фильма мне стало понятно, что просмотр будет не весёлым. Вертикальные комнаты-этажи, выполненные в мрачных холодно-серых тонах, навевают грусть и уныние. Соответствующая музыка ещё более нагнетает депрессивную атмосферу. Первую половину фильма приходится выслушивать бредни мерзкого на вид старикашки, продвигающего философию социал-дарвинизма и приспособленчества. Пройтись по головам других, выжить любой ценой.
Платформа с едой едет сверху вниз, начиная с первого этажа и заканчивая 200-м, а быть может опустится ещё глубже, будто в саму преисподнюю. Некий чудовищный эксперимент сильных мира сего, которые в обмен на награду предлагают выжить в течение полугода в этом адском месте. Устроители эксперимента называют это место вертикальным центром самоуправления. Почему самоуправления? Потому что они хотят посмотреть на реакцию людей и поведение в экстремальных условиях выживания. Предполагается, что если бы каждый житель этажа съедал порцию не более чем ему надо для выживания, то еды бы хватило на всех. Но человеческая природа такова, что верхние этажи объедаются, а до нижних не доходят даже объедки.
Главный герой, эдакий «хороший парень», видимо по замыслу олицетворяющий собой среднестатистического зрителя, взял в это место только книгу… не понимая куда он попадёт, на что подписывается. Каждый месяц участников усыпляют и меняют этаж, то есть человек может сначала оказаться на верхних этажах, полных еды, а затем проснётся на нижнем, где царит каннибализм, боль и отчаяние.
«Платформа», также как фильм «Сквозь снег», является некой аллегорией на толпо-элитарную модель управления человечеством. Только здесь эта идея подана в более мрачных тонах. Приплели даже религию, недвусмысленно намекая на каннибализм и жертвенность, цитируя строки из Библии «ибо плоть моя есть истинная пища, а кровь моя – истинное питие. Едящий мою плоть и пьющий мою кровь во мне пребывает, и я в нём». Для верующих людей, уверен, такие моменты смотреть будет неприятно, не говоря уже мысленно проводить аналогию между Иисусом и каннибализмом. В довершение – фразочка про «мессию дерьма». Честно, был немного в шоке от такого.
Ах да, не берите еду на просмотр этого фильма. Я взял кусок торта, и пожалел об этом. Ибо сцены чавканья и звериного поедания яств на платформе, у впечатлительных людей могут вызвать только рвотные порывы.
Из плюсов фильма можно отметить непредсказуемость того, что будет происходить далее. Это и удерживает перед экраном, не более. Однако в конце фильм не даёт никакого ответа на философский посыл картины, как это было в «Сквозь снег», напротив появляется ещё больше вопросов. Фильм, прямо скажем, не на широкого зрителя. Настроение не поднимает, скорее наоборот. Крайне малое количество действующих персонажей, если сравнивать, например, с фильмом «Куб», все диалоги мрачные. Если «Сквозь снег» и «Куб» смотреть было любопытно и интересно, то «Платформу» смотреть настолько же интересно, насколько и тяжело, по духу напоминает фильм «Слепота» с Джулианой Мур и Алиси Брага. Впрочем, наверное, смотреть тяжело как и любой другой фильм с ярко выраженной концлагерной гнетущей атмосферой отчаяния и безысходности.
7 из 10
10 февраля 2022
Этот фильм представляет собой типичный 'фильм со смыслом', посмотрев который зритель по идее должен о чем-то крепко задуматься и потом вспоминать в интеллектуально беседе.
После весьма схематичной завязки главный герой попадает место, где моделируется некая система распределения общественных благ: верхам достается всего в избытке, а низам почти ничего. В этой метафоре на наш с вами мир и предстоит существовать герою. В ходе фильма он оказывается с разными соседями, представляющих разное отношение к миру и разные способы выжить в этом мире, а в конце происходит как бы многогранная неоднозначная развязка - в общем все необходимые для 'умного фильма' ингредиенты собраны. Приправлено все вполне хорошей картинкой и демонстрацией насилия и крови чтобы поживее смотрелось.
Однако, после просмотра фильма не сказал бы что остался сильно впечатлен. Посыл и метафора фильма очевидны и не особо удивительны. Историю о несправедливости мира и неравенстве общества мы видели сто раз и в фильме ничего нового на эту тему не сказали. Шокирующие сцены, добавленные для усиления впечатления, не шокируют насмотренного зрителя, как начитанного и думающего человека не удивит и не шокирует довольно банальный сюжет и посыл.
Человеку, который смотрит не очень много кино, при этом обычно всякие комедии и блокбастеры, фильм может показаться свежим, шокирующим, заставляющим задуматься, но у кого киноопыт больше останется не столь доволен. При этом я не говорю что кино плохое - его достаточно интересно смотреть, им можно кого-то удивить и можно ненапряжно пообсуждать с друзьями предложенные им темы, но у меня не выходит относиться к нему как к чему-то очень умному и нестандартному.
В общем это умное, нестандартное кино со смыслом для тех, кто обычно не смотрит умное, нестандартное кино со смыслом.
6 из 10
8 февраля 2022
Камерный фильм о паре людей, находящихся в комнате-камере на одном из этажей. В центре комнаты прямоугольные дыры в полу и в потолке, через которые видно другие комнаты и их обитателей. С квозь отверстие опускается платформа с едой, которая пустеет с каждым этажом с едоками. И если количество этажей сверху ты понимаешь по порядковому номеру своего этажа, то внизу просто зияет бесконечная бездна. На верхних этажах люди жируют, на средних догрызают объедки, на нижних едят друг друга. Такая вот иерархия. Раз в месяц сидельцы рандомно меняются этажами.
Фильм легко ломается, задай ты один из трёх вопросов: чё за платформа левитирующая, чё здание такое супервысокое и почему мать столько месяцев спускаясь не нашла дочку.
Но лучше их не задавать и принять на веру условия и смотреть.
Диалоги хорошие, есть черный юмор, жестокость, зависть к тем, кто выше, презрение к тем, кто ниже.
Концовка обламывает, ведь история смело и жестоко идёт вперёд. Но конец это пшик. Ответов ноль и живи с этим. Однако свой литр удовольствия я получил. Очень советую смотреть в оригинале с субтитрами - испанский говор добавляет веса атмосфере.
7 из 10
10 января 2022
Фантастическая драма испанского режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия «Платформа» заставляет задаваться вопросами. Неприятными и даже болезненными. Фактически картина «вскрывает» душу зрителя. Это словно взрезать ножом перезрелый и слегка подгнивший фрукт, выворачивая его нутро наизнанку и, по сути, лишая всех нас шанса прикинуться этакими добрячками. К слову, огромный нож в фильме тоже присутствует. Как противовес книге одного из главных героев, согласившегося участвовать в сомнительном эксперименте с неизвестными вводными и такой же концовкой.
Да, именно так. В фильме описывается некий эксперимент, проходящий в огромном здании, состоящем из множества этажей. Их точное количество – 333. На каждом ярусе определенный временной промежуток проживают два человека. По сути, все это время их жизнь протекает без особого смысла. Только базовые человеческие потребности – спать, есть и ходить в туалет.
Самое интересное, впрочем, заключается в организации процессе питания. По сути, участников эксперимента проверяют на человечность и способность к самопожертвованию. Не все оказались способны с честью выйти из этого испытания. Их жадность и жестокость по отношению к слабым и низшим превратила для многих участников пребывание в этом здании в локальный АД.
Еще в школе мы узнали про касты в Индии и в целом про социальное неравенство, но и представить не могли, что бывает настолько кошмарный социум. Однозначно – фильм не для детей и подростков. Не все взрослые смогут досмотреть его до конца. И не потому, что он переполнен насилием. Нет, именно потому, что его создатели заставляют нас задаваться вопросами, опрокидывающими нашу веру в человечество на самое дно. Мы начинаем осознавать, что вокруг нас транслируют фальшивые ценности, о которых легко смогут вытереть ноги те, кто сильнее нас и выше засел, оказавшись на вершине социальной лестницы. И в таком ужасном мире не хочется жить.
Советовать к просмотру не стану. Фильм кого-угодно вгонит в депрессию.
4 декабря 2021
Не знаю, пытались ли создатели «Платформы» представить свою картину в виде некой аналогии современному реальному миру, но фильм определенно заслуживает внимания. Не стоит искать в нем какой-то скрытый смысл, это скорее как некий аттракцион для мозга: ты быстро погружаешься в сюжет и словно вместе с героями переживаешь всю эту дичь.
В краткости, задумка фильма такова: главный герой, парень по имени Горег, просыпается в какой-то странной тесной комнате и видит на стене число «48». Вскоре он понимает, что заключен внутри огромной многоэтажной башни. На каждом этаже находится по два человека, и каждый день сверху (с нулевого этажа) спускается платформа с едой. Чем ниже спускается платформа, тем меньше остается еды, причем количество этажей в башне неизвестно. Самое интересное заключается в том, что раз в месяц происходит рокировка: заключенные вновь и вновь оказываются на рандомном этаже.
Повторюсь, не стоит проводить параллели между фильмом и реальной жизнью. Их нет. Но при желании, конечно, их можно увидеть, равно как и некий религиозный или даже политический подтекст. Например, перед тобой — дары небесные, великие блага, и только от тебя зависит, как ты ими воспользуешься: съешь все сам, или же поделишься с остальными. Или же — администрация в фильме — это высшее мировое правительство, а этажи — это страны. Наверху — развитые и цивилизованные, внизу — страны третьего мира. Я же просто смотрел этот фильм и переживал сюжет вместе с героями — кого-то система ломает как личность, а кто-то сохраняет в себе человечность до самого конца. По-моему, именно так создатели картины и задумывали — это погружение в некий отдельный жуткий мир, в котором очень не хочется оказаться, но очень интересно, что же будет в самом конце.
9 из 10
9 сентября 2021
Тяжелый психологический фильм про социальное устройство современного мира.
В течении всего фильма, он будет держать вас в напряжении и с мыслью «а что будет дальше?»
Аллюзия на современный мир явно прослеживается, но в отличии от подобных фильмов с похожими тезисами (Например: Паразиты), данный фильм явно намекает на решение. Но не в открытую, несколько раз меняя течение мысли, как будто специально пытаясь заставить смотрящего думать.
Главный герой не сразу понимает, как решить проблему «ямы». Он видит ее в людях. Он пытается их изменить, а в случае неповиновения, применяет силу. Но все чаще и чаще он бьет, бьет и бьет.
Но люди не хотели быть таковыми, их такими сделала ситуация, обстановка в которой они находятся, мир, который их окружает.
А кто это все создал? Кто построил стены, уровни, кто посадил людей?
Правильно, администрация.
Основная мысль фильма, на мой взгляд, это то, что мало меняться самому и просветлять остальных, необходимо достучаться до людей повыше. А это сделать крайне сложно. Но если их не «пнуть» — всегда будут те, кому плохо.
4 августа 2021
Фильм Платформа 2019 является невероятной психологической драмой, держащей в напряжении на протяжении всей картины. Герои фильма заперты по двое человек на этаже, с 0 этажа спускается платформа с едой, после каждого этажа ее едят, и количество еды уменьшается, при том настолько, что на нижних этажах не остается еды, через месяц человек перемещается на другой этаж случайным образом. При этом при грамотном расходовании еды, ее бы хватило на всех, но из-за неравномерного ее потребления, люди внизу голодают. Многие не выдерживают, бросаются вниз, кто-то практикует каннибализм, немногим удается перетерпеть месяц без еды.
В этих условиях Горен решает бросить вызов системы и изменить несправедливый баланс так, чтобы еда досталась всем. Ему на пути встречаются различные герои, исповедующие различные идеологии. Большинство же склоняется к тому, что он имеет право «срать» на тех, кто внизу, и быть «обосранным» теми, кто наверху. Никто не проявляет сочувствия к людям с низов, хотя до этого и сами находились там или попадут туда.
Заманчивым является наблюдения за изменением психики героев в зависимости от этажа, на котором они оказываются. Далеко не всегда убеждения человека могут остаться цельными при давлении обстоятельств.
Помимо этого интересны сравнения с социальным делением общества на классы, своеобразный взгляд на неравенство в мире, предельно ясно показывающее ее несправедливость и в то же время неизбежность.
Фильм настоятельно рекомендуется к просмотру всем, кого захватывают психологические триллеры, философские рассуждения об устройстве общества, проявление психики в экстремальных условиях.
5 июля 2021
Друзья порекомендовали мне «Платформу» как фильм, который сложно досмотреть до конца из-за жестокости, но в то ж время несущий огромный смысл. Фильм действительно неприятный, в нём хорошо продемонстрированно, как ужасно может вести себя человек, находящийся в жутких условиях. Атмосфера безысходности, голода, страха передаётся превосходно. Но на деле это единственное, что может предложить фильм. В нём мало логики, объяснений, а местами начинает пропадать смысл. И дело даже не в том, что я не фанат всей этой мистики — какая-то волшебная платформа, которая взялась ни откуда, по определенному расписанию опускается на сотни этажей и поднимается обратно — это не проблема, это жанр. Здесь необязательно нужны объяснения. Больше раздражает, когда фильм нарушает свои собственные правила, но выдаёт это за глубинный смысл, до которого нужно додуматься. Я не могу привести конкретные примеры, ибо это всё сюжетные повороты и спойлеры, но, если что, почти все нелогичные моменты появляются в финале.
Если выбросить всё волшебство из фильма, то он действительно очень реалистичен. Ситуация интересна: 2 человека находятся в ловушке, а еды им не хватает. Естественно, в таких условиях кто-то начнёт есть другого. Если люди относятся друг к другу хорошо, то они постараются не убивать своего нового знакомого, ну а в противном случае начинается бойня и мясо. Но просто снять фильм с подобной идеей было бы как-то неоригинально и неинтересно, поэтому в него и впихнули все эти необъяснимые чудеса. Какими бы увлекательными они ни были, оставляют эти чудеса только кучу вопросов.
По итогу даже сложно сказать что-то ещё. По началу фильм сильно притягивает и увлекает идеей, атмосферой и даже героями, за которыми интересно наблюдать. Но ближе к концу он из необъяснимого превращается в необъяснимый и нелогичный. «Платформа» — интересный средненький фильм, который пытается быть чем-то большим, чем он является на самом деле. После финала у меня остались в основном негативные эмоции и вопросы, ответы на которые не хочется находить даже самому. Поэтому могу посоветовать это кино лишь тем, кто из-за интересной идеи готов простить вообще всё.
4 из 10
P.s. Те, кто посмотрел фильм до конца, ответьте мне: если человек поднимется наверх по платформе, его же просто вернут обратно, как делали с одной из героинь много раз, верно? А к чему тогда все старания героев?
20 мая 2021
Некогда американский социолог Гарольд Гарфинкель в серии экспериментов показал, что человек может искать смысл даже там, где его заведомо нет. Он помещал испытуемых в искусственно созданные ситуации, элементы которых подбирались даже методом случайных чисел, но людям все равно казалось, что это «что-то значит». Словом, кто ищет, тот всегда найдет.
Фильм «Платформа» интересен в первую очередь (и почти исключительно) именно тем, что зрители ищут в нем подтекст. И, конечно, находят! Они невольно воспринимают эту кинокартину в качестве головоломки, которую надо разгадать.
Поэтому, ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции, мы тоже предлагаем свое объяснение.
Итак, есть природа (бог), которая выступает источником разнообразных благ. В силу неравномерности развития человеческого вида народы имеют неодинаковый доступ к этим благам. Кто-то роскошествует, а кому-то достаются только объедки. Две тысячи лет назад на вершине пирамиды потребления находилась Римская империя, сейчас это США, которые, имея чуть больше 4% от мирового населения, поглощают около 30% всего, что производится в мире. И происходит это чисто случайно: не из чего не следует, что двадцать веков назад урвать самый большой кусок непременно должны были римляне, а в наши дни — американцы (хотя в экономической науке есть теории по поводу того, за счет чего это достигается).
Более или менее здравомыслящие люди усматривают тут явную несправедливость: в самом деле, почему Америка и Европа должны объедаться, когда Африка голодает? Однако сделать с этим почти ничего невозможно. Тот, кто по прихоти случая оказался в положении главного потребителя благ, по своей воле с теплым местечком уже не расстанется: своя рубашка все-таки ближе к телу!..
Роль природы (бога) в этой условной черной сказке играют администраторы тюрьмы и, конечно, повара, которые готовят пищу; роль народов — отдельные заключенные на разных этажах тюрьмы колодезного типа. До некоторых людей (= народов) однажды доходит, что с системой распределения еды надо что-то делать, потому что жить в этом абсурде и ужасе дальше нельзя. А что делать — непонятно. Поэтому фильм имеет открытую концовку.
Главный герой на что-то надеется, рассуждает о каком-то послании, которое надо бы донести до всех заключенных. Но на этом всё и заканчивается. И сам он, скорее всего, гибнет, принеся себя в жертву идее справедливости…
Поскольку, как мы предупреждали, это совсем не факт, что создатели картины вкладывали в нее именно такой смысл, поговорим о том, что у них в итоге получилось.
Фильм с первых кадров неприятно удивляет своей изобразительной бедностью, которую режиссер пытается «сдобрить» дешевым и бессмысленным натурализмом. В первые полчаса противно, потом к этому привыкаешь — и во вторые полчаса от нагромождения «чернухи» становится то скучно, то смешно; тошнотворные сцены уже не вызывают никаких чувств. Наконец, в третьем получасе немного оживляешься и даже с некоторым интересом размышляешь: а смогут ли герои картины осуществить задуманную ими «революцию в аду»?
И это, к сожалению, всё: по большей части «Платформа» представляет собой невзрачный и малохудожественный образчик псевдоискусства, расцвечиваемый только воображением зрителя. Авторы сделали не кино, которое хочется пересматривать вновь и вновь, а одноразовое задание по социальной философии для вузов.
2 из 10
4 мая 2021
С испанским кинематографом и режиссёром фильма я никак не знаком, посмотрел по рекомендации подруги, даже не зная сюжета, поэтому без лишних предисловий.
Сюжет заключается в том, что персонаж попадает в тюрьму или аналогичное учреждение, в котором есть огромное количество уровней, на каждом уровне живут по двое человек, каждый день сверху вниз спускается платформа с едой в одно и тоже время, чем ниже уровень, тем меньше еды остаётся, соответственно. При этом еду брать в запас нельзя, иначе комната тебя заморозит или зажарит. В этих условиях существует главный герой по имени Горенг и единственное, что он взял в тюрьму — книгу про Дон Кихота.
Как можете понять, сюжет здесь не самая сильная сторона, так как большая часть описания — это даже не действие и развитие персонажей и истории, а описание стартовых условий. Положительная часть, как раз, в том же, как в фильмах «Куб» или «Пила», то есть интересно, как люди справятся с испытаниями и выберутся из заданных условий, из-за этого возникает напряжение и интерес. Фильм в целом держит в напряжении и отсюда вытекает второй плюс — это простота фильма, то есть чётко видно, что нужно, чётко понятно что как действует в рамках истории, смотрится фильм непринуждённо.
Из отрицательного в фильме очевиден социальный комментарий про социальное неравенство и лично мне это не особо нравится, когда такие очевидные метафоры как-то завуалировали и прямым текстом проговаривается, что нам нужен символ и т. п. Это в принципе не портит общее впечатление, но смотрится как-то странно.
В общем, если нравятся фильмы вроде «Куба», «Пилы» или даже «Быстрее, чем кролики», то рекомендую посмотреть — это напряжённый, удерживающий внимание триллер, если вам нравятся очевидные метафоры, то тоже можно, может кого-то это сподвигнет на умственную рефлексию. Не рекомендуется, тем, кто не любит перечисленные фильмы.
7 из 10
24 марта 2021
Понравился ли мне фильм? — сложно сказать.
Достоин ли он того, чтобы его посмотреть — однозначно!
Заставляет ли задуматься и начать анализировать — да, именно так.
Захочется ли его пересмотреть в будущем — возможно, но очень не скоро.
Первое, о чём думает зритель — нам пытаются показать очередной «триллер» на тему безвыходного пространства, где люди дохнут как мухи… Чуть дальше становится понятно, что триллер здесь весьма второстепенен, и что авторы пытаются нас заставить анализировать ситуацию и понять, почему «заключенные» так поступают.
Первое, что сбивает с толку — это мысль о том, что над людьми проводят эксперимент и за ними постоянно наблюдают. Но это не так! Да, заключённых постоянно кормят и их переселяют с этажа на этаж, но переселение полностью случайное и никак сами заключённые не могут на это повлиять! Т. е. как бы хорошо или плохо они себя не вели, в следующем месяце с равной вероятностью они могут оказаться как теми кто наверху, так и теми кто в самом низу!
Есть ли моменты, к которым хочется придраться и которые не находят логичного объяснения? — да, достаточно много.
Но это и не столь важно, ведь всё это становится второстепенным, когда ты понимаешь мысль, которую пытались до тебя донести.
Ведь очень сложно всё продумать до мелочей — пожалуй авторы решили сосредоточится на главном, и оставить пространство для размышлений.
Вот список вопросов, о которых я думал после просмотра:
1. Как я поступил бы, если бы оказался заключённым?
2. Почему люди поступают так, как поступают?
3. Какова роль администрации? — Должно ли это заведение чему-то научить людей? И каким именно человеком выйдет заключённый в конце своего срока? Можно ли на самом деле «дыру» назвать исправительным заведением?
28 февраля 2021
Я не любитель писать отзывы, но здесь просто не могу удержаться. После просмотра захотелось громко заявить, что классикой жанра в теме «Распределение и перераспределение благ в обществе» остается произведение «Робин Гуд»:) Остальное, включая этот фильм, — жалкая пародия.
Начать, хотя бы, с задумки. В ней нет скрытых смыслов и ни в какие размышления она не повергает: те, кто находится выше на социальной лестнице, получают больше, те, кто ниже, получают меньше и крутятся как могут.
Сюжетов под такую идею можно написать много, их можно красиво и многопланово развернуть, в них можно создать подтемы, наполнить фильм интригой и неожиданными поворотами нарратива. Надо сказать, что начало отчасти использует эти возможности, поэтому является самой интересной частью фильма)
Однако по мере развития сюжета ты понимаешь, что перед тобой логический конструктор: тебе даны разрозненные факты, которые тебе следует самостоятельно собрать в общую картинку (что такое Дыра? Почему люди туда попадают? Почему члены администрации не всё знают про Дыру? Каким образом движется платформа? И еще много-много вопросов, которые я не пишу, чтобы не было спойлеров).
Более того, этот конструктор полностью вымаран грязью, и отделаться после фильма от ощущения, что тебя облили помоями, очень сложно. Мне кажется, что режиссер наслаждается всей этой чернухой и насилием — с таким смаком он это показывает, столько времени он этому отдает. По-моему, ему просто нравится самому быть на этом дне, поэтому он затягивает туда и нас.
Логики нет, каннибализм есть — вот, в принципе, и всё, что нужно знать об этом фильме.
Ставлю единицу только потому, что минус единицы в шкале нет:)
22 февраля 2021
Философия социальной лестницы через призму вертикальной дыры, сегодня ты можешь проснуться на дне, а в один прекрасный день на воображаемом 6 уровне. Все решит случай. Или же нет…
Картина повествует о навивном мечтателе, молодом фантазере, который поверил в красивое грядущее будущее, достижимый идеал, в коммунизм, о том, как его мечты в один преднамеченный момент терпят крушение, а стопы начинают вновь ощущать притяжение Земли. Мечтатель же, в свою очередь, становится частью системы. Автономный механизм, к сожалению, с каждым часом сжимает свои тиски все сильнее и сильнее, заставляя деталь вернутся на предназначенное ей место. И лишь не многие соглашаются на сопротивление и не отступают от своей цели. Для таких противостояний определенно нужны качества лидера и, скажу я Вам, не хилая мотивация, а вот чем она будет аргументирована это уже другой вопрос.
Фильм демонстрирует слабые стороны человека, его низменные и животные инстинкты выживания. Высокие мысли и праведные доводы мечтателя неровня двуногому эгоизму, помноженному на стадное чувство. Когда ты терпишь крах, просыпаешься, а перед тобой трехзначное число, впечатанное стену, вопрос о приличие, мирном взаимодействии и о честном соперничестве пропадает, однако желание в простом потреблении пищи растет в геометрической прогрессии. Перед тобой стоит лишь выбор — или ты, или тебя.
10 февраля 2021
Прекрасный фильм, который скрасит ваш вечер и даст много тем для обсуждения, если вы смотрите его в компании.
Он о человеческой природе, разных стратегиях поведения и принципах жизни в разных условиях, о конфликте между рациональным разумом, заботящемся о собственном выживании, и моральными ценностями, о том, готовы ли мы рисковать собой и верить в других людей ради своих принципов.
Показано все в подходящем стиле, каждый момент и кадр приятно смотреть, каждый диалог открывает новые грани и стороны происходящего. Персонажи идеально подходят для иллюстрации разных взглядов и моделей поведения. Актеры играют прекрасно и полностью соответствуют своим персонажам.
Многие жалуются на концовку фильма, но она прекрасна, все темы, которые были затронуты в фильме, раскрыты и показаны очень детально и качественно, там больше не о чем говорить в контексте человеческой природы, а это самое главное. Совсем не нужно вести зрителя за руку, объясняя, в каком именно мире появилась данная система, как она живет, и будет ли меняться, фильм не об этом, он абсолютно законченный, а если кому-то нужны дополнительные детали, то он может придумать их сам, как угодно.
1 февраля 2021
Неплохое высказывание на проблему классового расслоения. Общество, показанное как бесконечной высоты башня, через которую раз в сутки курсирует платформа с жратвой. Все обитатели плюют на тех, кто ниже их (как буквально, так и фигурально), как должное принимая такое же отношение к себе от вышестоящих.
При просмотре сразу же начал сравнивать с фильма Snowpiercer, который использовал тот же способ, чтобы высказаться на ту же самую тему. Тут башня, там поезд. Сравнение не в пользу Платформы — как в деталях, так и в самой сути произведения.
И самое главное, отчего я разочаровался в испанской ленте — выводы. В Snowpiercer зритель понимает, что в рамках существующей системы ничего изменить нельзя, на каком бы месте в иерархии ты не находился. Система не гнётся, она закостенела и гнёт тебя так, как ей нужно. Единственный выход — сломать систему и попытаться построить новую.
У испанского же режиссёра вариант другой — сломать систему нельзя. Просто нельзя и даже не думайте об этом. Вон какие стены толстые, ну куда вы лезете? Самый мудрый человек во всей Башне подсказывает только один выход — намекнуть Небожителям, управляющим раздачей жратвы (а точнее, их слугам, которые на ступеньку ниже их), что населению не всё нравится. И тогда, цитирую, «возможно, у них пробудятся эмоции».
Финал смазал всё впечатление. Из-за трусливого финала рецензия нейтральная, хотя поставил
9 из 10
27 января 2021