Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Горячая точка |
год: | 2019 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Денис Карро |
сценаристы: | Максим Есаулов, Виктор Михеев, Юрий Сапронов |
продюсеры: | Дмитрий Агневский, Лолита Халикова, Антон Шварц, Джаник Файзиев, Рафаел Минасбекян, Сергей Багиров, Наталья Лазарева, Авдей Кирьянов, Юрий Сапронов, Тимур Вайнштейн, Юлия Романова, Вадим Островский, Илья Шаф, Владимир Судаков |
видеооператор: | Иван Мамонов |
композиторы: | Всеволод Саксонов, Василий Тетерин, Кази |
художники: | Татьяна Желтова, София Сладкова, Евгений Бюрчиев |
монтаж: | Михаил Егоров |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 50 мин |
Просматривая где-то четвёртую или пятую серию, я поймал себя на мысли, что вижу перед собой аналог сериала «Меч». И пытался гнать от себя данные ассоциации, т. к. сходства лишь запутывают. Но к определённому моменту понял, что без сравнения сложно будет объяснить, почему «Горячая точка» — просто добротное произведение, не сумевшее реализовать сумасшедший потенциал концепции «нескольких простых граждан достал разгул бандитизма — и они взялись за ружья». Внешний конфликт «Горячей точки» начинается со столкновения ветеранов войны с криминальными реалиями: Константина Таранова, ветерана Афганской войны, местный авторитет хочет подмять за себя и заставить платить деньги «за крышу»; недавно вернувшийся со второй командировки в Чечню Женя Мурин узнаёт, что его девушка активно употребляет героин. Для обоих подобные ситуации — это вмешательство в их пространство. И оба не знают других методов решения проблем, как силового. Так нам представляют двух протагонистов: люди чести и долга, прошедшие через события, где постоянно нужно быть готовым пожертвовать своею жизнью — казалось бы, союз единомышленников. Но выходит, что за все 24 серии они так и не могут стать близкими людьми, несмотря на то, что Таранов является мужем матери Жени. Они товарищи по оружию, соратники в делах борьбы с криминалом — но Мурин так и не способен довериться Константину. Этому мешают разные причины — и кульминацией недопонимания становится превращение Таранова из доблестного офицера и идейного борца в нового криминального авторитета.
А теперь стоит остановиться на самом Таранове и провести сравнение с Максом Калининым из «Меча», чтобы объяснить, почему второй кажется персонажем-человеком, тогда как Константин Таранов нередко вызывает ощущение образа с плаката на 23 февраля. Максим тоже, как говорится у военных, «поучаствовал» в статусе офицера. Калинин такой же лидер группы, как и Константин. И, кстати, тоже называет свою деятельность «войной». Конечно же, оба превосходные стратеги и умные люди, потому что без данных навыков офицер на войне долго не проживёт. Только Макс способен развивать свою мысль длиннее, чем на 4 слова. Более того, Калинин в принципе хороший оратор — и в роли лидера (а не командира) он смотрится органично. У Макса гораздо шире спектр проявляемых эмоций + Максим никогда не лукавил и не стеснялся ради общего дела прибегать к нелегальным услугам (например, подкупить товарища из паспортного стола и сделать новые документы для Орлова). Таранов же вызывает ощущение немного карикатурного советского офицера: чересчур правильный, с ограниченным набором фраз, прямолинейный донельзя. Он имеет сильный стержень, грамотно оценивает ситуацию, умеет вести себя в экстремальной обстановке и повелевать людьми — но это набор воина. А личности и человека иногда катастрофически в нём не хватает.
И здесь стоит перейти к главной проблеме «Горячей точки» — лишь у пары персонажей показана их картина мира. То, как они оценивают важные экзистенциальные вопросы, как формируется их отношение к жизни, какие у них приоритеты, что их беспокоит. «Меч» был диалогом — «Горячая точка» же является приказом. В «Мече» не только участники группировки спорили друг с другом, высказывали свою точку зрения, рассуждали об окружающей их действительности или просто делились личным — то же самое выполняли и другие персонажи. Именно так формируется хороший личностный план персонажей. В «Горячей точке» же активно участвующие лица никак не рассуждают ни о сути криминала, ни о своей идее, ни просто о том, что их волнует и как они хотят жить. Контрабас с первых серий входит в группировку, но за столько времени он вообще не сказал ничего такого, что дало бы нам представление о нём, как о личности. Он просто превосходный солдат и исполнитель приказов. Или Джавдет, человек с таинственным прошлым. По сценарию его история до приезда к Таранову должна быть спрятана в тумане неясности. Хорошо, есть такой приём. Но, когда мы не знаем о прошлом человека, нам должны показывать его настоящее состояние. А Джавдет молчит. Просто молчит и выполняет приказы. Мы не знаем, чего он боится, что он ненавидит и что любит. Из человека-загадки сделали непонятно кого. И это является проблемой почти всех персонажей.
Но есть одна интересная вещь в разделении героев на две категории в соответствии с внутренним конфликтом сериала: те, кто предал собственное «Я», против персонажей, сумевших устоять перед соблазном. В первую группу попадают Таранов, Контрабас, Лёня-море, Брагин. Они изначально были против организованной преступности, но, когда команда Таранова получила власть и средства, то сами погрузились в пучину соблазна. Им удалось сместить Бека, чтобы стать им же. И судьба у них такая же, не считая Лёни-море.
Ко второй группе относятся Мурин, его мать Раиса, Руслан, врач Таня, следователь Реброва и Хасанов-младший. Кто-то, как Раиса или Хасанов, принципиально не встают на путь войны — а те, кто всё же замарал руки (как Эдик и Мурин), находят в себе волю сопротивляться течению тарановских денег. Мурин одновременно брутален и заботлив, из него стараются сделать целеустремлённого и упрямого воина, но со способностью сильно привязываться к людям и даже пытаться их опекать. Татьяну, с которой он познакомился случайно, он постепенно берёт под свою защиту и даже запрещает ей увольняться, т. к. уверен, что иначе она только убежит от своих проблем. Его опека чрезмерно настойчива временами, но и не несёт в себе злого умысла. Проблема в том, что он редко описывает свои эмоции, и от этого выглядит иногда солдафонским. Понятно, почему он привязывается к Тане: она постоянно помогает ему с оказанием медицинских услуг, она чувствует себя незащищённой и имеет проблемы из-за своего прошлого, она не лицемерит и проявляет качества преданного друга. Но, чёрт побери, Женя ни разу не проговаривает вслух причины своей привязанности. Тогда как видение человеческих отношений — одна из главных составляющих картины мира.
Образ следователя Ребровой первоначально может сформировать ложное ощущение: Реброва вводится как своенравный, наглый и постоянно ворчавший следователь преклонного возраста. Но далее нам демонстрируются её преданность долгу, а также довольно сильная привязанность к Эдику, в котором она видит честного человека и хорошего профессионала. Она проницательна, обладает хорошей дедукцией, отлично знает психологию и не терпит халатности. Это неплохой ход сценаристов с опровержением первого впечатления.
Как итог, сериал уровня «неплохо, но не более». Идея хорошая, временной контекст изображён на девятку (только в больнице маленького города слишком уж опрятно, но это мелочи), актёрская игра… ну, учитывая, что это криминальный сериал от НТВ, то даже выше ожидаемого, конфликт задан и разрешается плавно — но сюжет, сами герои и принципы их взаимодействия друг с другом сделаны не лучшим образом.
13 февраля 2020