Два Папы
The Two Popes
7.6
7.6
2019, комедия, драма, биография
Великобритания, Италия, США, 2 ч 5 мин
В ролях: Энтони Хопкинс, Джонатан Прайс, Луис Ньекко, Кристина Банегас, Мария Уседо
и другие
2005 год. После смерти Иоанна Павла II кардиналы католической церкви собираются в Ватикане, чтобы провести голосование и выбрать нового папу. В первом туре больше остальных голосов набирают консервативный кардинал Ратцингер и кардинал Бергольо, сторонник реформирования. По итогам повторного голосования главой католической церкви выбирают Ратцингера — он становится Бенедиктом XVI. 2013 год. Проживающий в Аргентине кардинал Бергольо уже не первый раз шлёт письмо в Ватикан с просьбой о собственной отставке, когда Бенедикт XVI вызывает его для личной встречи. Об отставке кардинала папа римский и слышать не желает, но двум высокопоставленным сановникам есть, что обсудить.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Два Папы

английское название:

The Two Popes

год: 2019
страны:
Великобритания, Италия, США
слоган: «Inspired by true events.»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Сезар Шарлони
композитор:
художники: Марк Тилдесли, Мерседес Альфонсин, Matas Martnez, Саверио Саммали, Лука Канфора, Руди Кампанелла, Ливия Дель Приоре, Вероника Мелери, Наталия Мендибуру, Херман Нальери, Беатриз Де Бенедетто, Alessio Panzironi, Стефано Мария Ортолани
монтаж:
жанры: комедия, драма, биография, история
Поделиться
Финансы
Мировые сборы: $243 711
Дата выхода
Мировая премьера: 31 августа 2019 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 5 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, биография, история

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Два Папы», 2019

Видео: Тизер (Два Папы, 2019) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер
Видео: Трейлер (Два Папы, 2019) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Два Папы», 2019

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Два Папы», 2019

Загадка Хопкинса…

Знаю, что вызову гнев многочисленных почитателей Сэра Энтони Хопкинса, это один из харизматичнейших актеров современности, но, тем не менее…

С одной стороны, вполне понятно стремление режиссера получить глыбу такого масштаба (вполне заслуженного!!) в свой фильм — успех заранее обеспечен, тем более тема очень привлекательная, а интерес после фильмов Паоло Соррентино к тому, что происходит за высокими стенами Ватикана — просто фантастический.

С другой стороны — мне все таки показалось, что Хопкинс переигрывает. Как ни крамольна эта мысль, но масштаб игры актера оказался крупнее поведенческого масштаба Папы…

После этого фильма начал просматривать другие работы Фернанду Мейреллиша, открытием стала блестящая работа оператора Сезара Шарлони. очень понравилась манера игры Джонатана Прайса — фильм получился очень сентиментальный, уютный, умный, красивый, честно-благородный и высокопрофессиональный, ну а если бы господин Хопкинс сыграл бы поспокойней — результат был бы идеальным!!

24 октября 2022

Замечательная критика религии

Подозреваю, что в netflix на волне успеха сериала 'Молодой Папа' решили сделать свой аналог с Энтони Хопкинсом и Джонатаном Прайсом - Два Папы. Получилось восхитительно! Не сказал бы, что лучше чем у Соррентино, но более конкретно и обстоятельно про Католическую Церковь и ее проблемы. Оба фильма, несмотря на местами вопиюще провокационные материалы, основанные на конструктивной, честной, осмысленной критике, показывают насколько религия важна для очень многих людей, как она изменяет жизнь вокруг и сама изменяется под влиянием жизни. Видно, что авторов волнуют рассматриваемые темы и они очень ценят, любят свой материал. Такие произведения легко могут впасть в рекламирование определенных ценностей и мнений, но этого не происходит... явно. Неожиданно, кстати, было наблюдать в кино, как в Аргентине во время типа 'оранжевой' революции убивали марксистов и священников, которые их поддерживали. Это тоже очень показательно и важно, что такое явление не остается за бортом осмысления истории. Очевидно, что большие художественные произведения готовы рассматривать сложные и актуальные вопросы общества. В этом их сила и красота!

1 декабря 2021

Прочитал рецензии и ни у кого не нашёл тех важных фактов, которые нужны не столько для понимания фильма, сколько для понимания роли этого фильма в окружающем мире.

Рецензия будет не совсем отрицательная, почему я окрасил её в такой свет, поясню ниже.

Сначала о хорошем. В фильме хорошо почти всё: операторская работа, игра актёров, да и сюжет неплох. Теплая атмосфера. Темп повествования очень подходит к истории. Слово, фильм снят необычно хорошо для «Нетфликса».

А что же с фильмом не так? А то, что фильм просто один большой кусок леволиберальной пропаганды. Как, впрочем, вообще всё, снимаемое «Нетфликсом».

Итак, как фильм рассказывает историю? Пожилой кардинал Ратцингер (1) интригами занимает папский престол. Он (2) не хочет быть ближе к народу, ведёт консервативную риторику, игнорируя реальные проблемы церкви, такие как (3) финансовые скандалы и (4) педофилию. После бесед с прогрессивным кардиналом Бергольо, Бенедикт XVI (5) осознаёт свою доктринальную и личную неправоту, кается в грехах, отрекается и благословляет Бергольо на престол.

Вроде история звучит логично, но имеется одна проблема – это полная противоположность тому, что происходило в реальности.

Напомню по пунктам:

(1) Йозеф Ратцингер очевидно не хотел быть избранным Папой Римским. Его речь на конклаве в 2005 году была направлена против такого количества секулярных идеологий и неортодоксальных трактовок, сколько он, по видимости, смог припомнить. Он явно старался убедить присутствующих не голосовать за кого-то настолько несговорчивого. В своей первой проповеди Папа Бенедикт просил “Молитесь за меня, чтобы я не сбежал из страха перед волками.” Он явно не хотел оказаться во главе борьбы с модернистами в церкви, но оказался там.

(2) Хоть Ратцингер и был человеком книжным, он не прятался от людей. Например, он убрал бронестекла из папамобиля, уже будучи Папой Римским регулярно крестил детей сам, дошло до того, что он завёл твиттер и т.д.

(3-4) При Бенедикте XVI было много скандалов, но связаны они были именно с тем, что он начал чистки в церкви, стараясь избавить её от использующих сан в преступных целях. Рассказывается же история совсем наоборот – в фильме Бенедикт сожалеет, что куда-то подевался его толковый помощник (в реальности он сам его устранил, узнав о финансовых махинациях).

Из сцены с исповедью получается, будто бы Бенедикт если не покрывал, то уж точно попустительствовал Марсиалю Масьелю в его разврате и наркомании, хотя на самом деле Масьель прекрасно держался на своей должности при все предыдущих папах, а именно Бенедикт его лишил должности вскорости после своего избрания Папой.

А вот при Франциске скандалы как-то затихли. Кто-то конечно может считать, что все злоумышленники внезапно из церкви пропали, но вероятней другое объяснение –нынешние церковные власти не особо с ними борются (например, истории с насколько можно долгим покрыванием Франциском епископа Хуана Барроса и снятием наложеных Бенедиктом санкций с кардинала Маккэрика), а СМИ не хотят бросать тень на “прогрессивного“ Папу.

И наконец

(5) Бенедикт ушёл с должности, осознав неправоту своей позиции. На самом деле, судя по всему, он ушёл из-за того, что модернистские круги не оставили ему другого выбора и альтернативы были очевидно хуже. То, что концептуально Бенедикт не капитулировал, достаточно очевидно из его нынешних посланий – например, послание от апреля 2019 года где он (на шести тысячах страниц!) осуждает курс Франциска и «опасно либеральные теологические идеи».

В целом, фильм оставляет зрителю мало пространства для мнения и настойчиво подталкивает к выводу, что Франциск хороший, а Бенедикт хоть может и не особо плохой человек, но в жизни и религии понимает всё неправильно. Для этого используются не только сюжетные ходы и разговоры, но даже и подбор актёров. В то время как Прайс по типажу схож с Бергольо, внешность и игра Хопкинса гораздо более зловещи, чем реальный Йозеф Ратцингер.

Почему «Нетфликс» занимает такую позицию абсолютно понятно – Франциск сразу же сменил курс на либерализацию нравов и прогосударственную и коллективистскую риторику (вспомним атаки Франциска ни с того ни с сего на либертарианцев и индивидуализм – хотя христианство это принципиально индивидуалистическая религия, воздаяние не по классовым и национальным признакам даётся, а по личным деяниям), а уж последние два пункта масс-медиа всегда одобряют.

В целом, я рекомендую насладиться фильмом с эстетической точки зрения, но забывать, что это красиво снятая пропаганда, наверное не стоит.

20 октября 2021

Такая игра!..

Просто получила удовольствие от просмотра... это необычное кино - в нем нет экшена, скорости, любовных переживаний и драматических развязок... но в нем есть своя особенная притягательность, несмотря на то, что затронута очень щепетильная тема веры и власти...

Что же хорошего в этой картине...

Первое - это диалоги - хорошо прописанные, наполненные смыслом, заставляющие задуматься, с тонким юмором и иронией, раскрывающие персонажей и события вокруг.

Второе - это замечательный актерский дуэт - Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс просто живут там, а не играют, они бесподобны до мелочей, до каждого жеста и полуулыбки... просто браво!

Третье - это определенная (местами реальная) документальность, которая органично дополняет повествование, но все в меру и очень аккуратно, так что практически не замечаешь переходов.

Четвертое - это съемка... красота Ватикана и детали жизни, которые ты просто не увидишь и не узнаешь... Также мне импонирует, что прошлое показано в черно-белых тонах - это не путает и создает дополнительное настроение прошлого и ушедшего...

Это картина о реальных людях и реальных событиях смены политической власти и выборов нового Папы Римского... это фильм про любовь к людям и поиск истинного призвания, неизбежность жизненного выбора и тяжесть ответственности, про глобальные социальные проблемы и простые человеческие радости...

Однозначно рекомендую тем, кто любит добротное умное кино.

18 октября 2021

Два папы. Римских папы.

Попытка рассказать по-человечески историю отказа от власти Бенедикта XVI и прихода к ней Франциска.

Сюжет впрочем охватывает много десятилетий, а главным героем становится не Йозеф Рацингер, а кардинал Бергольо. И есть чувство, что Фернанду Майреллиш вложил в него все надежды, ради которых можно и иначе прошлое объяснить. Надежды, например, на то, что церковь проявит и больше терпения и больше открытости. Первое — по отношению к ЛГБТ, второе — признать проблему священников-педофилов. Собственно, спор между папами в том и состоит — Рацингер защищает церковь как целое и незыблемое, а Бергольо — конкретных людей. И христианство выглядит в таком раскладе как дышло — куда повернёшь, туда и вышло. В нем ведь много чего найти можно — главное, правильно интерпретировать. Этим спорщики и занимаются.

Только вот режиссёр, то ли по убеждению, то ли по земляческим соображениям (оба — латиносы) всегда оставляет слово или риторический вопрос в споре за Бергольо, а за Рацингером — лишь один, правда, сильный жест.

Хорошо, что актёры выдающиеся, и поэтому Джонатан Прайс не играет в этих диспутах победу, тем паче что немцы в футбол все равно выиграли, а для мира это ныне явно более важно, а играет спокойную убеждённость, а Энтони Хопкинс играет драму религиозного человека в секуляризованном мире. Так что до поры до времени ему и футбол до лампочки. Естественно, что у Бергольо преимущество — к тому же он ещё и власти не хочет, даже как кардинал отставку просит. Так что и правые убеждения можно простить, и сговор с диктатурой, и сожжение марксистских книг — ведь за ради ж спасения людей! И ничего, что когда-то на костер шли за книги, а за Библию и вовсе распинали… Отставку же Рацингера можно и вовсе Трампу адресовать, а ещё лучше — Путину. В итоге классно сделанная и сыгранная картина все равно отдаёт нетяжелой, но спекуляцией. Что-то подсказывает, что решения даже в Ватикане принимаются не двумя людьми и даже не конклавом…

12 сентября 2021

Встретились как-то в Ватикане немец и аргентинец, чтобы поговорить о церкви…

О фильме Нетфликс Два папы я узнала, как раз в год премьеры, вместе с крайне положительными отзывами и некоторыми номинациями. Сейчас, находясь под впечатлением от сериалов Паоло Соррентино о католической церкви и понтификах, очень захотелось еще что-нибудь посмотреть на эту тему. А это еще и о реальных людях, хоть и с немалой долей вымысла, но все же… Итак, встретились как-то два папы.

2005 год. После смерти папы Римского Иоанна Павла II собирается конклав, на котором готовятся выбрать нового понтифика. Одним из основных претендентов был кардинал Хорхе Марио Бергольо, архиепископ Буэнос-Айреса, но все же новым папой становится немец Йозеф Ратцингер, он же Бенедикт XVI, убежденный консерватор, который в будущем не раз станет объектом критики, как раз из-за его устаревших идей, и нескольких скандалов. Спустя несколько лет, кардинал Бергольо собирается в Ватикан, чтобы подать прошение об отставке, но уже купив билет, он получает приглашение от папы. Кардинал прибывает на встречу с Бенедиктом, но оказывается, он пригласил его не для того, чтобы обсудить его отставку, а то, что скажется на будущем всей католической церкви.

Байопик — это один из моих любимейших жанров кино. Фильм, в котором рассказывает о значимых событиях выдающихся людей, всегда вызывает у меня огромный интерес. А когда речь идет о людях, еще живущих и о событиях, не столь отдаленных — то это кажется еще более увлекательным. Вот и здесь рассказывается о встрече (реальной или нет — неважно) двух церковных служителей католицизма: Йозефа Ратцингера, он же папа римский Бенедикт XVI, и Хорхе Бергольо, он же будущий папа римский Франциск. Они встретятся для того, чтобы поговорить. Казалось бы, чем может нас заинтересовать фильм, где основное место уделяется именно диалогам, с кратковременными флешбеками, а не действиям. Но именно диалоги и удерживают наше внимание до самого конца фильма. Ведь это не просто диалог, а настоящая религиозная дискуссия. Где каждый из участников придерживается своей точки зрения, приводит разумные доводы, при этом оценивая своего оппонента, обдумывая и взвешивая его доводы. И даже не являясь религиозным человеком, такую дискуссию слушать было весьма интересно.

В этом фильме всего два центральных героев, вокруг которых сконцентрировано все действие. А это значит, актеры должны быть поистине выдающимися, чтобы смогли одними словами удерживать на себе все внимание зрителя. И с кастингом этим актеров не ошиблись. Два поистине легендарных британских актера — Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс. Их герои совершенно непохожи друг на друга. Йозеф Ратцингер — не готовый к радикальным переменам в церкви, уже уставший от своего поста, задается вопросом о вере, беспокоится, что уже не слышит голоса Божьего, готовится принять тяжелейшее решение. Хорхе Бергольо, даже в преклонном возрасте все еще бодр и подвижен, общается с прихожанами на улицах Буэнос-Айреса, танцует танго и болеет за любимый футбольный клуб Сан-Лоренцо, убежден, что церкви пора меняться, и именно ее неизменность и заставляет его просить об отставке. Два церковника со столь противоположными взглядами на будущее церкви встречаются и начинают долгую беседу, в ходе которой видно, что Ратцингер оценивает своего посетителя и внимательно слушает его доводы в пользу преобразований. Как и Бергольо, внимательно слушает и понимает доводы понтифика, хоть и не соглашается с ними. Параллельно мы видим Бергольо в молодости, когда он оставляет девушку, работу и будущее, ради карьеры священнослужителя, его деятельность в годы военного переворота в Аргентине, что во многом повлияло на его взгляды в настоящем… Их беседа начинается даже несколько антагонистически, ведь Ратцингер видит в Бергольо серьезного противника консерватизму и сторонника преобразований, которые он не принимает. А Бергольо уверенно доказывает папе, почему церкви необходимо меняться. Но на протяжении нескольких дней оба служителя проникаются друг к другу огромным уважением, слушают исповеди друг друга, отпускают грехи и даруют прощение. И это было просто прекрасно. Как и совместный просмотр финала Чемпионата мира по футболу)

Фильм-диалог — явление редкое (из подобного вспоминается трилогия Ричарда Линклейтера «Перед…»), но и уникальное. Он заставляет нас внимать и слушать, не открываясь ни на минуту, ни на секунду. А когда участники диалога — это реальные люди, которых играют одни из самых выдающихся актеров современности… Даже на тему церкви, понятную не каждому. Но фильм Два папы сделал ее необычайно интересной.

10 из 10

Приятного просмотра!

30 августа 2021

Вперед в лучшее.

Фильм «Два Папы» мне очень понравился. Очень интересная, а главное, реальная история про переизбрание Папы Римского после смерти Иоанна Павла II. С самого начала фильм погружает нас в занимательный процесс собраний, голосования и того, что происходит на улице и в ресторанах во всем мире — телерепортеры, множество новостей в этот день посвящены именно этому событию — кардиналы собрались в Ватикане, чтобы избрать нового Папу Римского.

Одно из самых ярких впечатлений в этом фильме для меня — это диалоги Папы Бенедикта XVI и кардинала Хорхе Марио Бергольо. Когда начинается их разговор о чем бы то ни было, нет впечатления, что это затянуто, хотя на самом деле разговоры их были не короткими. Им посвящена большая часть фильма, ведь в них-то мы и узнаем, в чем заключается противоположность их взглядов.

Избранный Папа Римский Бенедикт XVI — сторонник консерватизма, не желающий вносить каких-то серьезных изменений в устройство католицизма, смиренно неся бремя, которое возложено на него. Кардинал Бергольо по типу лидерства конечно же является реформатором, желая изменить ход некоторых событий в истории католической церкви.

По моему мнению такая позиция Бергольо обуславливается событиями из его жизни в прошлом, он в какой-то степени все еще чувствует вину за свои поступки, а это отражается в его нынешних чувствах. При разговорах чувствовалась какая-то напряженность в его словах. Наверное, каждая из попыток преподнести Папе Римскому свое видение на будущее церкви не является до конца взвешенным высказыванием, потому что порой изменения не могут быть настолько стремительными, как ему бы того хотелось. Быть может, именно в этом проявлялась уязвимость его позиции — в моменты выражения предлагаемых кардиналом изменений его рассудок не был на сто процентов холодным.

Что касается уязвимости позиции Бенедикта XVI, здесь, как мне кажется, все просто — отсутствие гибкости, а только лишь склонность к традиционным порядкам. Его фраза из фильма касаемо казалось бы совершенно неважной темы, но хорошо описывающая всю его позицию: «У меня нет выбора, я обязан быть Папой Римским». Но если мир меняется, то и мы должны быть гибкими, если это конечно же не выражается в противоречии Священному Писанию.

Хорошо, что конфликт и столкновение двух мнений решается хоть весьма и необычным явлением, но в целом положительным образом для церкви — назначением первого в истории Папы из Нового Света Франциска — того самого кардинала Хорхе Марио Бергольо, но и в то же время отречением от престола Папы Римского Бенедикта XVI.

На мой взгляд, все было правильно и своевременно, ведь католическую церковь ждут позитивные перемены с новым Папой, который стал более расположен к правильным рассуждениям и принятым решениям в будущем, благодаря долгим разговорам со своим предшественником, сумевшего повлиять на него.

Фильм в какой-то мере научил меня старанию понимать и принимать мнение другого человека в тех случаях, когда наши мнения противоположны, а также тому, что не всегда есть место тяжелой морали и религиозности, достаточно просто выслушать друг друга и покаяться в собственных ошибках.

26 ноября 2020

Иногда так бывает, что записываешь где-то или запоминаешь название какого-нибудь фильма, чтобы в будущем его посмотреть, но на протяжении долгого времени откладываешь просмотр этого фильма просто из-за нежелания и смотришь что-то другое. А в один момент находишь это кино на Netflix, недолго думая включаешь его и открываешь для себя, что это очень хороший фильм. Именно так было у меня с «Папами».

Фильм рассказывает о встрече Папы Римского Бенедикта XVI, которого великолепно воплотил на экране Энтони Хопкинс и будущего Папы Франциска, которого не менее великолепно сыграл Джонатан Прайс. Во время разговора они затронут важные проблемы католической церкви, обсудят влияние церкви и религии в целом на социальную жизнь общества, заденут такие понятия, как вера, надежда и любовь, а также главной темой беседы станет отречение Бенедикта XVI от престола.

Сценарий максимально простой. Здесь нет никаких неожиданных сюжетных поворотов или неожиданной концовки, сюжет не держит в напряжении, от которого можно было бы сгрызть ногти. Ничего этого нет, но фильм очень интересно смотреть. Сперва с любопытством наблюдаешь за тем, что происходит за закрытыми дверьми во время выбора очередного Папы, далее разглядываешь апартаменты понтифика, узнаешь историю жизни папы Франциска, вслушиваешься в разговоры двух служителей Господа на серьезные темы и умиляешься их разговором за пиццей «Диавола» и бутылочкой «Фанты». Эта картина вызвала у меня интерес к престолу святого Петра, из-за чего я засел в википедии читая про Пап разных времен. Фильм невероятно приятный для глаз, каждым кадром наслаждаешься, снято все в красивейших местах, а теплые цвета лишь подчеркивают все превосходство картинки. По сути этот фильм, это игра двух актеров Энтони Хопкинса и Джонотана Прайса и мало того, что они внешне похожи на своих героев, так и отыграли их на высшем уровне, не даром оба они были номинированы на Оскар. Джонатана Прайса еще во время его участия в «Игре престолов» внешне сравнивали с папой Франциском, но, когда я открыл фотографию Бенедикта XVI я поразился, что и Хопкинс очень похож на реального понтифика.

Этот фильм я посмотрел с наслаждением. Прежде всего наслаждался диалогами, грандиозной актерской игрой и приятной картинкой. Очевидно, что не каждому зрителю понравится это монотонное, размеренное кино, да еще и о религии, но тот, кто включая фильм, знает чего от него ожидать, точно не разочаруется в своем выборе.

«Два Папы» познакомил меня с двумя великими людьми. Я не знаю насколько они замечательные в реальной жизни, но то, что я увидел на экране произвело на меня впечатление и всковырнуло мои чувства.

9 из 10

26 октября 2020

Два пути

Иоанн Павел II умер и настала пора выбирать новый путь развития католической церкви путем выборов ее главы. Основными 2 кандидатами являются кардинал Ратцингер, противник реформации, чтущий святость формировавшихся веками канонов, и кардинал Бергольо, реформатор, считающий, что церковь далека от народа и перемены необходимо провести незамедлительно. Кандидаты отличаются друг от друга во всем, начиная с происхождения, первый выходец из Старого света, прятавшийся всю молодость за книгами и не вкусивший жизнь по полной. Второй, выходец из Латинской америки с итальянскими корнями, вкусивший радости и горести жизни и чуть было не отказавшийся от церковной жизни из-за женщины. Единственное, что их объединяет, это искренняя любовь к матери церкви, хоть ее будущее они видят кардинально разным. Новым папой становится кардинал Ратцингер и кардинал Бергольо возвращается на родину, однако, спустя некоторое время понимает, что больше не может быть частью «такой» церкви и просит об отставке. Его вызывают в Ватикан, находящийся в эпицентре скандала, начавшегося не успел затихнуть прежний.

Начинается битва умов двух выдающихся людей и их взглядов на жизнь, старых норм и нового видения церкви и даже веры. Фильм показывает, что два человека, какими бы непримиримыми они не были, могут найти общий язык и даже стать друзьями если в основе своей позиции имеют благие намерения и любовь.

К обоим персонажам проникаешься, оба остры на язык, хоть и шутки у них разные, как и их мировоззрение. В фильме полно прекрасной музыки и картина приятна глазу.

О минусах. С моей сугубо субъективной колокольни мне видится, что конфликт показан хоть и не совсем однобоко, но больше с позиции сторонника реформации. Упоминаются скандалы, касающиеся священников-педофилов, хотя, на сколько мне известно, таковых среди священников в процентном соотношении не больше, чем среди представителей других профессий. Возможно, фильм про церковь в нынешнее время просто не может не коснуться этой темы, а не то создателей обвинят в умалчивании. Упоминается скандал с банком Ватикана, но мне лично непонятно, как реформация взглядов на веру должна уменьшить количество жуликов. Возможно, создателям казалось, что проблемы церкви настолько очевидны, что и так всем все понятно. Мне, однако, хотелось бы видеть что-то конкретное и как каждый из персонажей видит решение. Недосказанность в данном случае зло, как и подход «за все хорошее против всего плохого». Последние кадры фильма вообще вызывают у меня ассоциации с фрагментом «Дружище Христос» из Догмы.

Итого, фильм, на мой взгляд, имеет несколько спорную идеологическую подоплеку, но в исполнении прекрасен.

26 июля 2020

Грамотно приукрашенная реальная история

Чем меньше вы знаете про реальную историю до просмотра, тем лучше. Но могу сказать, что после просмотра я бросился выяснять, что из этого правда, и, к своему удивлению, обнаружил, что баланс фактологии и драматургии здесь соблюдён очень корректно.

Отправная и конечная точка истории — абсолютно исторически верны. Персоналии и их пристрастия (фанта, формула 1, футбол, игра на фортепиано) — тоже соблюдены. А вот та часть, о которой мы можем только догадываться, а именно — конкретные диалоги, отдана на откуп чистой драматургии. Тем не менее, зная из реального мира откуда повествование шло, и куда пришло, вся «придуманная» часть видится очень органичной — очень легко поверить, что всё именно так и было, хотя правды нам никто никогда не скажет.

Фильм полон интересных деталей, довольно острых диалогов, и зрелых суждений на довольно непростые темы. Он раскрывает о церковном мире гораздо больше, чем не интересующийся человек мог бы узнать случайно, и это тоже одна из ценностей фильма — даже те, кому обычно безразлично, что там эти церковники делают за закрытыми дверями, получат довольно интересную историю, которая может сделать их чуть восприимчивее. Потому что как раз перемены и компромиссы — одна из основных мыслей фильма.

Ну а про Хопкинса и Прайса (известен как высший церковник по кличке «Воробей» из «Игры Престолов») и говорить нечего — попадание кастинга и мастерство исполнения просто десять из десяти. Если кто-то когда-то ещё будет дерзать играть Пап, мне заранее их очень жаль, потому что тягаться с такими мастодонтами очень тяжело. Безупречно точный выбор режиссёра Фернанду Мейреллиша, которого вы должны, просто не имеете права не знать, благодаря одного из лучших фильмов 2004 года, на совершенно другую тематику, который по иронии называется «Город Бога.»

7,8 из 10

Грамотно приукрашенная реальная интересная история — понравится, если вы любитель умных диалогов и действительности, которая удивительнее любого сценария.

Может не понравиться, если вы лютый антиклерикал, но, как ни удивительно, даже в этом случае я бы скорее рекомендовал посмотреть.

24 июля 2020

Католическая церковь раньше и сегодня является довольно спорным институтом, с одной стороны позиционирующим себя как учителя духовной жизни и проводника для христиан в этом и других мирах. С другой — современные скандалы и более ранние деяния церкви позволяют усомниться в искренности священников и кардиналов и в их приверженности постулатам, которые они транслируют пастве. Поэтому, на мой взгляд, многие фильмы о Ватикане и священниках, вышедшие в последние годы, ставят своей целью пиар и вызов дополнительного интереса к христианству и католицизму в частности. За примерами далеко ходить не надо — сериал «Молодой Папа» и его продолжение Паоло Соррентино, «Молчание» Мартина Скорсезе, сериал «Борджиа» и «Ангелы и демоны» по роману Дэна Брауна. Так или иначе эти фильмы стимулирую дискуссию вокруг современного христианства, привлекают внимание к эстетике церемониалов и обрядов, дают интерпретации положению религии в обществе и жизни человека.

Фильм «Два Папы» для меня стал поводом хотя бы бегло просмотреть биографию и основные статьи Ратцингера и Бергольо, а также существенные события в жизни католической церкви за последние годы. Причем есть понимание, что после просмотра фильма ты еще больше задумываешься о феномене вере и его сложности. Не в последнюю очередь это связано с симпатией к главным героям, которых превосходно сыграли Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс. В дискуссиях противоположные аргументы и мнения персонажей кажутся оба истинными. Во время совместных сцен ты думаешь: «Да, вот сейчас Бергольо прав». Но стоит только Ратцингеру выдвинуть ответный тезис, то и он имеет право на истину. И этот антагонизм героев длится на протяжении всего фильма лишь иногда находя некие точки соприкосновения. В итоге ты принимаешь оба мнения и понимаешь насколько трудно людям их уровня варьировать между двумя вроде бы истинными позициями. Что делать в таких условиях зрителю? Самому искать ответы, четче формировать и аргументировать своё мнение.

Несмотря на сложность тем и персонажей повествование не выглядит тяжелым. Фильм стремится как бы достучаться до зрителя, оставить позитивное впечатление. Поэтому используются очень светлые цвета и яркий антураж, да и распространение через стриминговые платформы тоже как бы намекает, что религия должна быть доступной, а церковь идти к человеку. Вполне возможно, что благодаря развитию стриминговых сервисов в России мы сможем увидеть нечто подобное по формату и про РПЦ, в которой скандалов и противоречий ничуть не меньше, чем в Ватикане. В конце концов выпустили же у нас и «Год культуры», и «Последнего министра», и «Домашний арест».

11 июля 2020

Не только о религии

Простые диалоги пожилых людей редко бывают содержательными и вряд ли кого-то могут заинтересовать. Но тот, из которого соткан фильм «Два папы», не оставит равнодушным никого.

Два священнослужителя придерживаются разных точек зрения на проблемы религии и устройства общества. Оба они претендуют на должность папы римского. Избирают немецкого консервативного кардинала Ратцингера, нареченного Бенедиктом XVI (Энтони Хопкинс). И когда со временем второй претендент, аргентинский кардинал-реформатор Бергольо (Джонатан Прайс), будучи несогласным с политикой папства, решает уйти, происходит его встреча с избранными папой Бенедиктом XVI. И нет, не начинаются словесные баталии и отстаивание своей точки зрения. Как люди умные и высоко духовные, они делятся друг с другом тем лучшим, что есть в них самих. В результате каждый из них становится выше и чище. Они исповедуются друг другу, говорят о том, что они в жизни сделали не так, от чего тяжело на душе. Даже если это было сделано по убеждениям, с благими намерениями. Говорят о вере, о преданности и предательстве, о том, как по-разному люди их понимают. То, чего в повседневной жизни нам не хватает — осмысления своих поступков и убеждений.

Зритель забывает о рутине и задумывается о душе, о Боге, который незримо присутствует в фильме. Результат общения Бергольо и Бенедикта XVI удивит и героев, и зрителя.

Очень милый и позитивный финал помогает снять напряжение после сложной душевной работы, проделанной во время просмотра.

Прекрасная игра актеров, красивые съёмки, органично встроенные документальные кадры (фильм о реальных личностях) делают фильм достойным высокой оценки.

8 из 10

13 июня 2020

Еще никогда Ватикан не был таким искренне-человечным

ВКРАТЦЕ: Йозеф Ратцингер побеждает на выборах и становится папой римским, Бенедиктом. Спустя некоторое время, став обьектом недовольства и собственной немощи, Бенедикт решает пригласить к себе в летнюю резиденцию кардинала Бергольо, которого он терпеть не может. -

В последнее время что ни проект у Нетфликса, то шедевр. Клаус, ирландец, брачная история, Мессия, теперь вот два папы.

Лично скажу, что я плохо представлял чего получу от фильма и честно, он меня не поразил. Зато поразило качество и старание.

Кино рассказывает простую и понятную (более-менее) историю о двух мудрых стариках и, собственно, на этом строится и весь фильм. Так что сценариста стоит поблагодарить в первую очередь — плохие диалоги бы разрушили его в корню.

И слава богу, нет. Тут полно мудрости, порой даже юмора и анекдотов, а в конце с помощью флэшбеков ударяются и в драму и, надо сказать, получилось у них это отлично, притом, что сюжет, за исключением флэшбеков вертится вокруг двух беседующих стариков.

И ещё плюс за актеров — Хопкинс и Прайс сыграли просто отменно, растворившись в своих ролях.

При этом не стоит искать какую-то сокрушительную правду и тайны, тут минимум о Ватикане. Вся лента посвящена дружбе абсолютно разных людей — резкого Ратцингера и мягкого, но испытывающего терзания из-за прошлого, Бергольо. Поистине восхитительно смотреть как эти двое сами того не замечая меняют друг друга и собственные мировоззрения, духовные и нравственные. Да, фильм всего про двух героев, но Фернанду Мейреллиш полноценно раскрывает этих героев давая нам понять их характер, сомнения, попытки измениться тогда, когда уже поздно меняться. И это просто сделано как нельзя отлично.

ВЕРДИКТ: На фоне Ирландца папы, конечно, обделены хайпом и масштабностью, но это красивое и неторопливо-мудрое кино об умудрённых опытом людях, с отличной технической стороной. Ну а если вам всего этого мало, посмотрите его ради момента, где папы пьют пивко и смотрят футбол.

8 из 10

26 мая 2020

Двое в лодке

Личностью папы Римского широкая аудитория ожидаемо заинтересовалась после премьеры итало-испано-французского телесериала Паоло Соррентино «Молодой Папа». Успех сериала как в Италии, так и по всему миру (не в последнюю очередь — благодаря актёру Джуду Лоу) доказали художественный и коммерческий потенциал историй не только о верхушке ватиканского «топ-менеджмента», но и о вере и религии в целом (а в год выхода сериала небезызвестный Мартин Скорсезе как раз выпустил своё неожиданно-религиозное «Молчание»).

На этом фоне новый проект Netflix — экранизация пьесы новозеландского драматурга и романиста Энтони МакКартена «Папа» — выглядит не конъюнктурной, но чисто закономерной. Сам МакКартен также приметен сценариями к высокобюджетным британо-американским байопикам «Вселенная Стивена Хокинга», «Богемская рапсодия» и «Тёмные времена», а первое сотрудничество драматурга с американским Netflix стал ко-продукцией Великобритании и (как и в случае с сериалом Соррентино) Италии.

Первое, чем приметны «Два Папы», так это исполнителями главных ролей. Трудно вспомнить, когда в прошлый раз мы могли наблюдать на экране такую битву титанов старой гвардии, а выбор на главные роли Хопкинса и его земляка Прайса примечателен ещё и тем, что по-настоящему заметных ролей ни у одного из них не было уже давно (Хопкинсу даже посчастливилось представить на экране своё настоящее увлечение — игру на фортепиано).

Да и не часто актёрам почтенного возраста удаётся поработать с по-настоящему проработанными и интересными персонажами. К счастью, британская драматургия полнится не одним только королём Лиром. Кстати, исполняемые Хопкинсом и Прайсом персонажи — замшелый традиционалист Бенедикт и прогрессивный Бергольо так и вовсе напоминают традиционные русские архетипы народника и либерала. Жаль, что из-за отсутствия полноценного проката в России сложно понять, пользовалась ли эта история успехом в русском культурном пространстве.

Что ещё любопытнее — оба актёра в своё время засветились в культовых злодейских ролях (Энтони Хопкинс был и остаётся лучшим Ганнибалом Лектером, а Прайс сыграл медиа-террориста Эллиота Карвера в бондиановском «Завтра не умрёт никогда»), и на этот раз из маньяков превратились в воспитанных и добродушных старцев. С другой стороны, в глазах экранных Бенедикта XVI и кардинала Бергольо нет-нет, да и промелькнёт до боли знакомая обаятельная дьявольщина.

Но опытные киноманы сходу обратят внимание на другую фигуру — знакового бразильского постановщика Фернанду Мейреллиша. Тот прогремел на весь мир в 2002 году — суровой криминальной драмой «Город Бога» — эта буквально пышущая тестостероном, снятая и смонтированная подстать музыкальным клипам жёсткая история становления бразильских уличных банд в смертельно опасных трущобах Рио-де-Жанейро буквально ворвалась в мировой кинопрокат, получила четыре номинации на «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру, окупилась почти что вдесятеро и до сих пор остаётся, пожалуй, самым видным представителем Бразильского кино.

После успеха на родине Мейреллиш снял англо-немецкий оскароносный триллер «Преданный садовник» и научно-фантастическую «Слепоту», после чего больше, чем на десять лет ушёл на телевидение и не самые выдающиеся кинопроекты (даже поработал с Владимиром Вдовиченковым). К счастью, на этот раз культовому постановщику, кажется, удалось вернуться в колею большого кино.

Впрочем, ни прошедшие с премьеры «Города Бога» почти что двадцать лет, ни кажущаяся миролюбивость «Двух пап» не помешали Мейреллишу повторить в новом фильме ту же рваную, полу-документальную манеру съёмки, вкусно чередуя её с кадрами «папской» хроники.

Особенно хорошо истинная стихия Мейреллиша (брутальные истории чести в декорациях полукриминальных регионов Южной Америки) заметна во флешбеках из молодости кардинала Бергольо — как мы узнаем из фильма, личности довольно противоречивой — этот аргентинский религиозный деятель в своё время сотрудничал с кровавой военной хунтой (из благих намерений). Сцены полицейских разбоев и государственного террора в фильме напоминают те самые уличные войны в фавелах Рио из «Города Бога».

Впрочем, не будем преуменьшать режиссёрские навыки постановщика — даже разговорные и комедийные сцены в «Двух папах» удались тому исключительно на славу — а повествование, хоть и наполнено диалогами почти что сверх меры (как и подобает экранизации театральной пьесы), но грамотно оживляется действием и всякими киношными зрелищностями.

Более того, даже самые, казалось бы, щекотливые эпизоды фильма — документальные кадры коллективного религиозного экстаза и размахиваний распятиями в фильме Мейреллиша совсем не смущают. Наоборот — искренние чаяния верующей публики безболезненно проецируешь и на себя, а работа и объявление результатов Конклава (собрание кардиналов для избрания нового папы) так и вовсе напоминает драматичные президентские выборы или церемонию вручения Оскаров.

В общем, подстать Прайсу и сэру Хопкинсу, Мейреллиш, кажется, сделал поворот в более возвышенный, дискуссионный вектор творчества, не испугавшись даже непривычных религиозных тем. Впрочем, таких ли уж непривычных? Вопросы, что поднимают «Два папы» вполне можно сравнивать с «Городом Бога» (тот взывал к Всевышнему, или к его отсутствию ещё в собственном названии) — это, помимо самой прямой морали (а фильм с лёгкостью объяснит, что гуманизм и здравый смысл во все века оставались выше любых догматов) — мотивы опасного соседства со злом и важности сохранения себя человеком в зачастую бесчеловечных условиях.

В качестве бонуса — уже более дискуссионные темы покаяния, взывания к Богу и звучащего вместо ответа Молчания (снова перекликание с фильмом Скорсезе). Впрочем, в отличие от культового американского коллеги, Мейреллиш к вопросам полемики подошёл осторожнее, и у «Двух пап» есть все шансы покорить самую широкую аудиторию. Мейреллиш, режиссёр чисто жанровый — подаёт щекотливый для современного западного общества интеллектуальный материал с должной долей непосредственности и, что главное — на вполне популярном языке, что делает фильм куда большим, чем просто «Молчание»-лайт. Вполне возможно, что именно ради такого эффекта в разговорную драму о Боге продюсерами и был приглашён падкий до поп-жанров бразилец.

Ещё один любопытный факт, помимо прочего, добавляющий фильму смыслов — его многоязыкость. За время повествования мы услышим английский, французский, испанский, португальский, немецкий, итальянский и латынь. Апофеозом такого Вавилона становятся финальные кадры фильма, в котором изображающие немца и аргентинца британские актёры, под руководством бразильского постановщика, чокаются бокалами и произносят скандинавское «Skol». Этот, казалось бы, вполне закономерный нюанс перекликается с темами религиозного космополитизма и релятивизма (последний термин за время фильма звучит из уст Бенедикта исключительно с отрицательной коннотацией).

Обидно за Мейреллиша, МакКартена, Хопкинса и Прайса только по поводу принятия фильма на фестивалях — «Два папы» не получили ни одной заметной награды, хоть и были представлены как на «Оскаре», так на «Золотом глобусе» и премии Британской академии. Впрочем, мало кого мог удивить такой итог — особенно, если учесть конкурентов — очевидно, что темы «Джокера», «1917», «Кролика Джоджо» и «Однажды в… Голливуде» в прошедшем году оказались актуальнее. Жаль, но фестивальная судьба фильма, вполне возможно, сложилась бы куда удачнее, выйди он в другой год, а может, даже десятилетие.

8 из 10

4 апреля 2020

Старый новый Папа

Ватикан погряз в сексуальных и финансовых скандалах, а консервативные взгляды и затворнический образ жизни Папы Бенедикта XVI лишь ослабляют позиции церкви в современном мире. В это время кардинал Хорхе Марио Бергольо подает прошение об отставке с поста архиепископа Буэнос-Айреса, но Ватикан игнорирует его письма. Но когда кардинал покупает билет на самолет до Рима, ему приходит вызов в Ватикан. Встреча Бенедикта XVI и Хорхе Марио Бергольо станет новой страницей в истории католического мира.

Бразильский режиссер Фернанду Мейреллиш снял очень красивый, трогательный и душевный байопик. Но, главное, он ни разу не опускается до приторного сюсюканья, как то происходит в большинстве кино-биографией. Оба Папы показаны людьми — людьми думающими, страдающими, со своей силой и слабостями.

Сценарист Энтони МакКартена признался, что на работу его вдохновило посещение открытой службы в Ватикане. Тогда он задумался, как прогрессивный аргентинский священник сменил на посту еще действующего Папу-консерватора? Что стояло за этой историей и почему она оказалась возможной? МакКартен начал писать пьесу, но получился сценарий фильма, наполненный не только философскими размышлениями, но и юмором.

В итоге получилась история о вечном споре между консерваторами и прогрессивными людьми в мире и о необходимости найти золотую середину, где обе стороны смогли бы общаться.

Говорят, в Аргентине фильм снимался в реальных местах, которые должен бы узнать Папа Франциск. Сикстинскую капеллу построили в полную величину на студии Чинечитта.

9 из 10

16 февраля 2020

Ватикан двуликий

Тема папства, может, и казалась когда-то не вполне кинематографичной, но в 2016 году случилось нечто такое, после чего не интересоваться Ватиканом — это прямо какой-то нарочитое пренебрежение трендами. И вот уже вслед за Паоло Соррентино, HBO и Canal+ за Папу Римского взялся Netflix.

В 2019 году вышел фильм Фернанду Мейрелиша «Два Папы», который рассказывает о важном для католической церкви моменте передачи папской власти от Бенедикта XVI Франциску. Казалось бы, не самая кинематографичная история, но это только на первый взгляд: фильм не просто увлекает — он захватывает. И происходит это даже вопреки тому, что «Два Папы» имеют привкус вторичности по отношению к «Молодому Папе» Соррентино.

Но феерия фантазии итальянского неоклассика в этом тематическом поле вступает в противоборство с почти документальной кропотливостью Мейрелиша. И у последнего подкупает именно этот глубокий психологический портрет кардинала Бергольо, нынешнего Папы Римского Франциска. Образ его оппонента кардинала Радцингера — Бенедикта XVI очевидно занимает сознание сценариста Энтони МакКартена и режиссера гораздо меньше. Точнее, у них нет потребности в доскональной проработке этого образа. И тем не менее, они сумели показать его.

Конечно, вполне закономерна, очевидна и безупречна номинация Джонатана Прайса и Энтони Хопкинса на две главные актерские номинации «Оскара» и «Золотого глобуса». Казалось бы, на их опыте и классе сыграть двух стареющих людей, пусть и наделенных большой властью, это задача не самая сложная. Но видя эти актерские работы, понимаешь, что сыграть это именно так не просто высший пилотаж, а какое-то артистическое откровение. Когда тебе кажется, что артист по сути не делает ничего, но после фильма ты и думаешь об этих образах постоянно, и начинаешь испытывать к ним особую симпатию, и даже подписываешься на официальные аккаунты Франциска в социальных сетях, то значит, что актеры явили нечто большее, чем игру.

Их путь сомнения, постижения себя, раскаяния, любви и веры — это и есть главная тема фильма. Без собственных ошибок и страданий, ты никогда не сможешь помочь другому в его страданиях и ошибках. Передача власти здесь становится тем самым сюжетным якорем, благодаря которому вся история держится на плаву. Это роднит фильм с сериалом «Молодой Папа», где все было сделано ради того, чтобы вновь обратиться к человеку и его всегда глубоко личной истории одиночества.

Сопоставить сериал и кино можно и по качеству съемок. Во-первых, с обеими съемочными группами Ватикан отказался сотрудничать, и все интерьеры папского дворца и Сикстинской капеллы были воссозданы на студии. Но знание этого факта не только не лишает нас ощущения подлинности всего, что мы видим, но и создает чувство восхищения той способностью кино воссоздавать миры — от самых больших до самых маленьких, и той титанической работой, которую проделывают специалисты самых разных областей. Красивейшие съемки и сама постановка сцен, постоянное противопоставление Бенедикта Франциску (в том числе и через сопоставление их белых и черных одеяний), содержательные многозначные диалоги — все это позволяет смотреть фильм на нескольких уровнях. А значит, и возвращаться к нему — это именно такое произведение, пересмотры которого могут быть важнее и интереснее первого знакомства с картиной.

Приступая к просмотру фильма Фернанду Майрелиша «Два Папы», я думала, что для меня это станет своеобразной разминкой перед новым сезоном соррентиновской папской саги. Что ж, я не впервые так ошибаюсь. Но эти ошибки важны для меня настолько же, насколько приятны.

2 февраля 2020

Твой Папа — Франциск.

Пока готовлюсь к просмотру «Пап» курильщика (первый сезон сериала Соррентино к стыду своему так и не заценил), глянул на конкурирующем «Netflix» «Пап» как будто бы здорового человека.

«Два папы» (в оригинале «Two popes») — полный метр о событиях непростого периода в новейшей истории католической церкви. Бенедикт XVI (без преувеличения великий Энтони Хопкинс) стал символом коррупции и ригидности Ватикана (здесь должна быть шутка про многовековое людоедство, но её не будет). Кардинала Хорхе Бергольо (чуть менее великий «Его Воробейшество» Джонатан Прайс, вновь предстающий в амплуа божьего одуванчика со стальным стеблем) видят фигурой надежды и обновления. Своеобразным прологом этой битвы идей становятся выборы самого Бенедикта в 2005 году, где аргентинец уже получает некоторую поддержку. Но тогда церковь выбрала консервативный путь. И вот через семь лет разочаровавшийся в ней кардинал Бергольо прикатит в летнюю резиденцию Папы, чтобы попросить у того отставку в стиле «не могу поступаться принципами». И там между дедами завяжутся несколько утомительные (как для героев, так и для зрителя) дискуссии о вере, компромиссе и прочих абстрактных материях… Ну а вы что хотели, кабаре с монашками? Люди, между прочим, не мешки ворочают, да и вообще, мягко скажем, видали жизнь.

Дальше сюжет пересказывать не буду, вы сами посмотрите (в процессе обратите внимание на мелкие детали вроде обсуждения группы Beatles — они хороши). По итогу всего этого нам покажут отречение Бенедикта и выборы Франциска. Красной нитью через весь фильм проведена мысль, что вот да, времена меняются, а мы же не строим стены (как тебе такое, Дональд Трамп?), а наводим мосты! А ещё символов нам насыпали по самое орегано (чего только стоит фитнес-трекер Бенедикта, который каждые несколько минут назойливо повторяет «Don’t stop, keep moving»). В общем, вроде всё хорошо и понятно.

Но, как говорится, есть один нюанс.

Создатели очень аккуратно подают кризис католицизма, как кризис управления: «Это всё банки, это всё отдельные грешники шпилят мальчиков, да, сорри, не шмогла, не обратила внимание… А вот ты, вот ты сможешь!» Грех самого киношного Франциска (якобы он, будучи местным главой ордена иезуитов в конце семидесятых пытался договориться с аргентинской хунтой, в то время как несогласных убивали на улицах) подаётся как личный грех, который будущий папа пытался замолить на протяжении всей своей дальнейшей деятельности. Ну то есть, если жить не по лжи, то всё в нашей церкви будет хорошо. Попахивает некоторым лукавством. Особенно цепляет контраст между словами пожилого Хорхе «чем сильнее грех, тем теплее объятия для раскаявшихся», и сценой сорокалетней давности, когда усыпленных оппозиционеров сбрасывали в море с самолета сторонники той самой хунты. Интересно, раскаялись ли вот эти конкретные люди? Приняла ли их церковь? Такой себе вопрос, конечно.

Ну личное наблюдение: не могу отделаться от ощущения лёгкого обмана, когда смотрю квазибиографические фильмы про ещё живых людей. Понятно, что за фактами иди-ка ты, петушок, смотри свои документалки. Но ведь, не факт, что вот прям каждый зритель всегда держит в голове: это же киношники, они всё выдумали. То есть да, мы, садясь в кинозале или запуская фильм на компе, добровольно принимаем некоторую упрощенную и даже приукрашенную модель реальности, потому что так проще поведать ИСТОРИЮ. Но эта модель замещает, пусть и временно, в нашем сознании реальность и рождает иллюзию самоценного мира на экране (на этом изящно сыграл в последнем фильме Тарантино, например).

И хорошо, когда два мира так наглядно не совпадают, как это было, например, через несколько дней после премьеры «Двух пап», когда уже реальный Франциск во время общения с прихожанами гневно шлёпнул по руке свою поехавшую фанатку. И здесь же можно вспомнить высказывания Папы о принятии гомосексуалов, но однозначном осуждении церковью актов гомосексуальной любви. То есть тебя, конечно, обманывают, но ты хотя бы это понимаешь.

Это я о кинематографе вообще, если что.

23 января 2020

«Два папы» — новый полнометражный фильм от компании Нетфликс, основанный на реальных событиях, с первых минут приятно радует своей добродушной атмосферой и глубокомысленными диалогами. В фильме мало действий как таковых, потому что б?льшая часть истории посвящена личным взаимоотношениям двух героев, которые на протяжении фильма общаются друг с другом. Но, несмотря на это, на происходящие события не только приятно смотреть, но интересно и слушать то, о чем говорят. В своих разговорах герои затрагивают многие темы, включая политику, социальные вопросы, войну, деньги и власть. Но в первую очередь они рассказывают о себе, своих прошлых ошибках, страхах и сомнениях. С каждым новым рассказом герои постепенно раскрываются как для зрителя, так и в глазах оппонента, вызывая сопереживание, сочувствие или возможную гордость за тот или иной поступок.

Сразу стоит отметить, что фильм не является агитационным или пропагандистским в религиозной направленности. У создателей не было задачи убедить всех в существовании Бога или что-то подобное. Здесь история совсем о другом, о личном, сокровенном и важном для каждого простого человека, где абсолютно неважно религиозен он или нет. В первую очередь эта история о человеке и его поступках, которые в той или иной степени отражаются на его жизни и жизни окружающих.

Конечно, помимо грамотно прописанных диалогов картина запомнится замечательной игрой двух гениальных актеров Энтони Хопкинса и Джонатана Прайса, благодаря которым история преобразилась в нечто хорошее, доброе и радостное. От фильма излучает позитивом, любовью и глубочайшим уважением к людям, жизни и свободе выбора, поэтому после просмотра остаются исключительно положительные эмоции и правильные умозаключения. Однозначно рекомендован всем поклонникам умных и хороших фильмов.

19 января 2020

Используй религию правильно.

Восхитительно красивый, душевный, трогательный и пробирающий на слезы радости фильм. О религии, которая вместе с человечеством не должна стоять на месте, которая обязана расширять свои взгляды, границы, ломать стены, быть благожелательной, основательной и милосердной — открытой для каждого.

Фильм о голосе Бога в каждом из нас — внутреннем голосе — который мы слышим или не хотим слушать, потому что он звучит голосом оппонента или требует от нас некоторых изменений, отказов или наоборот принятия нового. И как правильно подводят нас герои фильма своими исповедями и измышлениями ко всем известной и незыблемой истине, что Бог — есть любовь. И только через любовь к себе, через прощение себя, возможно искупление и обретение способности нести свет и благость этому Миру.

Фильм очень широкий, я бы сказала, глобальный для восприятия, как для верующих любой религии, так и скептиков. Есть в нем что-то логичное, то, что работает и побуждает читать молитвы перед едой, или хотя бы подумать о самой возможности этого.

18 января 2020

Человеческий быт понтифика.

Позвольте с места в карьер, дабы разубедить всех скептиков: если от нажатия кнопки play вас останавливает нежелание слушать двухчасовой скучный треп о религии двух верующих стариков, то кино отнюдь не об этом. Ну или не совсем об этом. Без актуальных и на сегодня разговоров о кризисе веры, падении авторитета Церкви, перманентном противостоянии традиции и реформы, безусловно, не обойтись, но, во-первых, незаметно для себя ты заслушиваешься всем этим в запой, а во-вторых, фильм в самых теплых тонах также демонстрирует, насколько невинным и даже обыкновенным может быть досуг главного слуги Божьего: где бы вы еще смогли увидеть, как Папа Римский и кардинал-епископ наслаждаются футбольным матчем, смотрят «Комиссара Рекса», насвистывают «Dancing Queen», танцуют танго и едет пиццу, запивая ее фантой? Зрелище упоительное, правда. Единственное, в чем ленту можно укорить, так это в слегка утрированной ламповости, препятствующей в определенных местах снять розовые очки и отчетливо разглядеть реалистичные цвета порой жестокой действительности.

Красной нитью проходит, кажется, центральная мысль творения, прямо отвечающая на вопрос, может ли человек измениться? Как ни странно, но, по-моему, это тоже вопрос веры, и если в какой-то момент вы стали отвечать на него по-другому, значит прежняя вера сломлена. Хорошо это или плохо, каждый решит для себя сам. Невозможно обойти стороной и блестящий дуэт холодноватого понтифика Энтони Хопкинса, органично расцветшего под конец, и кардинала-живчика Джонатана Прайса, тонко балансирующего между драмой и комедией.

Отдельную благодарность авторы заслуживают за образцовый монтаж, гармонично соединивший кадры фильма и реальных событий, изысканные виды Италии вкупе с величественным интерьером церквей и, лично от меня, за ликбез, обусловленный постоянным введением в поиск очередного непонятного слова из религиозной области.

«Два Папы» — удивительно легкий байопик про нелегких людей, которые, несмотря на все тяготы жизни и бремя папства, не ограничивают себя в том, чтобы быть музыкантом, записавшим альбом, или фанатом, душевно болеющим за футбол в шарфике своей сборной.

8 из 10

10 января 2020

Путь старого и нового.

В центре истории находятся 2 последних Папы католической церкви. История начинается в тот момент, когда действующий Папа Римский, решил сдать свои полномочия, в один из самых критических моментов для церкви. Выбор его пал на его полную противоположность. Если Отец Бенедикт сторонник старой школы и правил Церкви, то Отец Франциск уже более лоялен к современным тенденциям и формулировке правил менее жесток чем было.

Это тот фильм, где все действие строится вокруг 2 главных героев и их диалогов. И поверьте, пусть здесь и нет напряженных моментов, нет экшена, фильм определенно нельзя назвать скучным. Отличные актерская игра Джонатана Прайса, за которую он уже получил несколько номинаций, не отстает и Хопкинс, пусть и играет он похуже, но все также интересен для зрителя. А уж когда будут сцены исповеди в грехах двух отцов, это никого не оставит равнодушным.

Да фильм не без минусов, да он выполнен немного старомодно. И никак нельзя выкинуть из головы другого «Папу», а именно Джуда Лоу из сериала «Молодой Папа». Многие идеи картины практически дословно скопированы из сериала, только в менее провокационной форме. Операторская работа тоже чтит старую школу, работа ручной камерой создает тот самый эффект присутствия. Еще радует, что фильм лишь на треть на английском языке, остальное латынь и другие языки, что только добавляет атмосферности.

Еще не совсем ясен смысл концовки картины и параллель с ЧМ2014, где как раз в финале играли Германия и Аргентина. Толи намек, что в итоге все равно при рокировке должности остался в плюсе именно Бенедикт. то ли еще что увидел режиссер не совсем понятно.

Если вам понравился «Молодой Папа» или вам интересны фильмы, завязанные только на диалогах, то данная картина будет отличным времяпрепровождением. 8 из 10

P.S. Очень радует, что Netflix выделил средства и на картину такого жанра, что все же делает, пока что, лучшим и самым разноплановым стриминговым сервисом на данным момент.

9 января 2020

Были в истории кинематографа режиссёры, которые могли снять свой давно задуманный фильм по любому сценарию, под который продюсеру удалось найти финансирование. Мейреллиш не из таких, он — крепкий ремесленник. Поэтому его «Два Папы» — милый, не глупый, ненапряжный фильм-реконструкция вымышленных диалогов Бенедикта XVI-го и Франциска. Первый устал (ему уже 86), запутался в своём и устал распутывать чужое, второй на 9 лет моложе и он собрался на пенсию. Наследники Святого Петра, они почти на всё придерживаются противоположных взглядов. Но их взаимная симпатия сильнее эгоистического желания отстаивать своё, поэтому они говорят друг с другом не для того, чтобы высказаться самому, а чтобы услышать другого. Там, где художник масштаба Скорсезе снял бы экзистенциальную драму о людях, перегруженных властью, ответственностью, и былыми грехами, драму об их мучительном выборе в условиях осознания ими своей неспособности и незаслуженности решать проблемы предложенного масштаба, Мейреллиш рассказывает негрустную сказку со счастливым концом, «основанную на реальных событиях». Сказку, о двух кардиналах, один из которых стал Папой Римским, а через 7 лет предложил занять своё место оппоненту, олицетворявшему альтернативные пути развития Католической церкви. Это теперь, почти 7 лет спустя, нам известно, что «рокировочка» пошла на пользу лишь Бенедикту, а Франциску почти ничего и не удалось. А у Мейреллиша всё кончается трудовой победой Германии над Аргентиной в финале ЧМ 1:0. Впрочем, возможно именно это он и хотел сказать.

2 января 2020

«Два Папы» не выглядит как камерное кино в обычном понимание этого под-жанра, но ощущения после просмотра оставляет такие же — вы стали участником беседы двух духовных наставников, и эта беседа в тот же час делает экскурс в историю католической иерархии, в биографии двух Пап, а также теологические вопросы терзающие не только главных героев, но и обыкновенного зрителя.

Не скажу, что фильм Мейреллиша достигает безупречности, «Преданный садовник» или «Слепота» имели более строгие режиссерские рамки. «Две Папы» слегка озадачивает эпизодичными съемками «с плеча», что не дает возможность более вдумчиво разбирать диалоги главных героев или же наблюдать за позицией в кадре, а также слишком частые флэшбеки в прошлое главных героев, что кажется было далеко не обязательным для раскрытия характеров.

В остальном фильм замечательный — бодрые Хопкинс и Прайс создают комфортную атмосферу для зрителя, как для двухчасовой разговорной картины события и сцены же выглядят бодро и поводов для скуки не так уж и много. Очень рад, что после существенного затишья в своем творчестве Фернанду Мейреллишу удостоилась возможность вернуться в объективы взглядов многих кинокритиков, которые обещают, как минимум несколько номинаций на премию «Оскар» в грядущем году.

Как итог — фильм смотрится на одном дыхании, при замечательной актерской поддержке эта лента должна оставить положительные впечатления. Не уверен, что проекту удастся выиграть какие-то основные золотые статуэтки учитывая конкурентов в этом уходящем году, но номинациями академики должны наградить.

7 из 10

26 декабря 2019

Взаимная уязвимость

Сегодня посмотрела картину «Два папы» на нетфликсе.

История вдохновлена отречением Папы Бенедикта от папства. Несмотря на то, что весь фильм два папы (нынешний Папа Бенедикт и будущий Папа Франциск) просто разговаривают друг с другом, в фильме невероятная драматургия.

Две полные противоположности. Один уверен в своей правильности и следовании традициям, а другой устал от лицемерия транслируемого нынешним папством.

Противостояние между ними постепенно перерастает в любопытство и каждый из них узнает и себя и своего собеседника с новой стороны.

Проговаривая друг другу моменты за которые стыдно, раскрывая периоды своего малодушия, пытаясь понять разницу между «изменением» и «компромиссом» личности, они рушат эту стену между собой и меняются в лучшую сторону.

Это история о дружбе, которая построена на проявлении абсолютной взаимной уязвимости.

Более того, фильм настолько красиво снят, что гордость за принадлежность человеческой расе пробирает до слёз.

26 декабря 2019

Глобализация равнодушия, или Старомодное кино

Папа Римский на исповеди:

- Конечно, я совершал грехи. Простительные. Впрочем, я уже старый и не припомню, что натворил.

- А так можно?

Кульминацией «Двух пап» становится финал чемпионата мира по футболу 2014 года. Проводит Мейреллиш какую-либо параллель, или подводит черту столь символичным событием? Лично я за два часа экранного времени никаких предпосылок к тому, что финал картины нужно отгадывать, не увидела. Мейреллишу понравилось совпадение, что новый Папа Римский Франциск, выходец из Аргентины, сменил Бенедикта XVI, немца, а в 2014 году лучшими футбольными командами стали сборные Аргентины и Германии. Красивое совпадение. Вот только этот несформировавшийся символизм я применила бы по отношению к самому режиссеру. Казалось бы, прошло пять лет, но этого времени хватило для того, чтобы превратить смертельную немецкую машину в собственную тень, которая с трудом занимает первое место в своей группе в отборочном турнире Евро-2020, чтобы, по злому року, не иначе, попасть в группу смерти с прошлогодними чемпионами мира и последними чемпионами Европы. Гордый Лев рычит о том, что все усилия напрасны. Sic transit gloria mundi. Современный мир меняется слишком быстро. К сожалению.

Лет пять назад фильм Мейреллиша смотрелся бы иначе. Острее. Новее. Захватывающе. Во время просмотра «Двух пап» трудно избавиться от призрака Ленни Белардо. Он присутствует во всех земных радостях святейших особ — газировка, футбол, любовь женщины, а также в неопределенной позиции по отношению к современности. Чего в действительности нет в фильме — это конфликта. Как постановщика Мейреллиша обуяла гордыня духа. И вместо того, чтобы насыщать картинку кислородом противоречивых эмоций, он занимается живописанием современного святого, способного, по версии самого автора ленты, спасти этот мир.

Папа Франциск слишком первый. Первый папа из Нового Света, первый папа-иезуит, первый папа с планшетом и в приложении. Сомневаюсь, что персона Франциска имела бы для Мейреллиша такое значение, не будь он сам выходцем из Новых Трущоб, для которых фигура папы Римского еще значит власть, еще имеет значение. Этим людям из мусорного бака мира необходимо во что-то верить. Только людей, обычных оборванцев, с которыми умеет работать режиссер, за работу с которыми весь мир его и полюбил, в этом фильме нет. Лишь в самом начале. Сладкая краюшечка непропеченного пирога. По воле режиссера на стенах нищего города оживают картины из притчи, которую рассказывает на уличной площади еще кардинал Хорхе Марио Бергольо. Как зритель я испытываю поэтическое упоение от вдохновенной картинки, вот только я еще не знаю о том, что вдохновение Мейреллиша на этом иссякло, и все, что будет дальше, это биографический лес толщиной с наискучнейшую книжку.

Мейреллиш снимает старомодное кино. Операторское исполнение чтит традиции Уолтера Саллеса, молодых Куарона и Иньярриту — съемка ручной камерой, когда крупный план наклонен, рождает чувство личного присутствия при интимной встрече, сменяется широкоформатными планами бескрайних горизонтов. Кто о чем, а Мейреллиш тоскует по нулевым. Заезженные приемы режиссеров Нового Света не так сильно бросались бы в глаза, если бы Мейреллиш смог обозначить причину, по которой его кино заслуживает внимания. Скелетов в шкафу двух пап режиссер то ли не замечает, то ли намеренно обходит их стороной. Для меня, непосвященной в историю политической жизни Аргентины в период 70-х годов, отрезок фильма, описывающий эти смутные события, так и останется темным пятном киноленты. Как мне относиться к герою Прайса, если я не вижу, каким его представляет себе режиссер? Становление Бенедикта XVI Мейреллиш и вовсе обходит стороной. Энтони Хопкинс больше сам рассказывает о своем герое, вот только когда исповедь доходит до главного конфликта католической церкви с мирянами — педофилии, голос Хопкинса уходит в затемнение. Абсурд. Во время, когда весь мир требует справедливости, Мейреллишу просто нечего сказать.

За него это делает настоящий папа Римский Франциск. «Бог любит всех, даже самых худших из людей», — успокаивает он чудовищ в рясе после того как, сенсационно ли или потому, что другого выбора общественность не дает, отменяет «папскую тайну» по делам о священниках-педофилах. Всех значит никого. Да и черт с ним, с Богом. Утешат ли эти слова на Рождество тех, чьи жизни были изувечены? Ведь они потеряли что-то большее, чем просто любовь воображаемого существа — любовь и уважение к самим себе потеряны для них навечно.

25 декабря 2019

Это неторопливый бенефис двух замечательных актеров: Джонатана Прайса и Энтони Хопкинса. Полный неторопливых разговоров и философствований о жизни, этот фильм подойдет чтобы уютно провести вечер зрителю, который любит смотреть кино со смыслом.

Не стоит ждать от повествования слишком много. Тут нет места критическим оценкам деятельности католической церкви. И хотя в фильме показывается полный драматизма жизненный путь Папы Римского Франциска, все острые углы будут максимально сглажены. И думаю, что это правильно, потому как идея фильма, тонкой нитью проходящая через весь сюжет, это жизнеутверждающая мысль о том, что всегда человек может измениться, стать добрее, помогать и нести добро другим.

23 декабря 2019

Католическая церковь в искусстве точно проецирует не самый привлекательный образ, поэтому трудно было поверить, что «Два Папы», новый проект от Netflix, выйдет таким… позитивным. В этом и заключается почти врожденная привлекательность и гипнотический талант этого легкомысленного фильма на сложную тему — если это звучит необычно или даже немного абсурдно, то извините: сценарий, рассуждающий на тему мрачного положения католической церкви, оказался эмоциональным и почти комедийным.

Сценарий драматизирует несколько встреч между Йозефом Ратцингером, более известным как Папа Бенедикт XVI, и его преемником Хорхе Марио Бергольо — будущим Папой Франциском. Эти таинственные встречи произошли ещё до одного из самых шокирующих дней в современной истории католической церкви: шесть лет назад, когда в мире разгорелся скандал из-за сексуального насилия, Бенедикт XVI подал в отставку. Франциск оказался полной противоположностью предшественнику: Бенедикт был нелюдим ультраконсерватором, а Франциск — харизматичный прогрессист.

О чем вообще могли общаться эти два незаурядных человека? Два выдающихся лидера церкви ведут вдумчивые разговоры, пытаясь решить разногласия по месту католической веры. Иногда диалоги напряженные, иногда неуважительные, иногда просто житейские. Это настоящий подарок для актеров, которые хотят поиграть лицом, а также попрактиковаться в диалектах: разговоры о судьбе католиков Папы ведут на нескольких языках, включая латинский, итальянский и испанский.

В основном кинолента прямым образом противопоставляет две личности. Бергольо любит футбол, группу ABBА и пиццу. Ратцингер же, напротив, предпочитает классическую фортепианную музыку и считает «Комиссара Рекса» вершиной творений поп-культуры. Всё это подготавливает почву для забавных деталей, которые позволяют сделать персон в центре фильма реальными и узнаваемыми. Это даже немного странно, учитывая, что католики считают Папу этаким провайдерам для Господа. Но непогрешимость Папы просто невозможна в связи с большим количеством исторических событий, и, во всяком случае, «Два Папы» с сатирой рассматривает эту тему и вбрасывает даже порцию социально-актуальной повестки.

На самом деле, большая часть диалогов (а фильм относится к «разговорному» жанру) предназначена не для персонажей фильма, а для наших с вами ушей. Например, Бенедикту не надо напоминать, что святой Пётр был женат, или что священники не принимали обет безбрачия до 12-го века. Эти детали представлены для удобства и служат для того, чтобы дать оценку в том числе и сексуальным скандалам, которые несколько раз фигурируют в сценарии. Так или иначе, «Два Папы» прямым текстом бросает вызов ориентированной на прощение современной христианской вере, сосредоточенной на грешнике, а не на жертвах.

Реализован «Два Папа» с шиком, хотя, опять же, это почти камерное кино. Фильм снимали, например, в Ватикане: удалось даже снять сцену в Комнате Слез — частном пространстве Сикстинской Капеллы, доступной только Папам. Также «Два Папы» содержит детали биографии Бергольо — эти сцены сняты в черно-белой палитре. Часть сцен также захватывают зрелость будущего Папы Франциска в Аргентине времён военной диктатуры.

А всё внимание в «Папах» уделяют, естественно, актерам, поскольку исполнители главных ролей привносят некоторые детали, превращая двух умудренных дедов в симпатичные фигуры. Джонатан Прайс настолько оказался похож на Бергольо, что даже в псевдоархивных кадрах тяжело узнать Его Воробейшество. Между тем, Хопкинс, кажется, был рожден сыграть Бенедикта — если присмотреться и сравнить повадки Бенедикта экранного и Бенедикта реального, например, с тех же архивных записей в интернете, то можно заметить, что Хопкинс перенял даже некоторые аспекты мимики.

Если уж решили снять тему на святую тему, то лучше ему быть хорошим — так, видимо, рассуждали создатели «Двух Пап». Перспектива и даже мораль понятны: и Ратцингер, и Бергольо, как реальные, так и кинематографические, изучали одни и те же материалы у одних и тех же учителей, но толкуют их по-разному, что заставляет задуматься. Так или иначе, «Два Папы» озабочены, внезапно, больше будущим церкви и религии как таковыми, чем прошлыми заслугами этих двух индивидов: и когда приходит время задуматься об этом, ближе к финалу, кинолента внезапно смотрится более масштабной, чем она, наверное, является. И хотя агитка на христианскую тематика иногда проклевывается, «Два Папы» всё равно можно назвать очень неординарным произведением: ведь сценарий даже для атеистов подчеркивает важность того, что иногда необходимо верить во что-то. Хотя бы в добро.

7 из 10

22 декабря 2019

Очаровательное buddy movie о вере и жизни.

- Какой псалом вы насвистываете?

- «Dancing Queen»

- ???

- ABBA

Netflix выпустил прекрасное предрождественское по своей тональности кино. «Два Папы / The two Popes». Картина построена на остроумных и, одновременно, вдумчивых диалогах аргентинского кардинала Хорхе Бергольо, избранного в будущем Папой Римским Франциском (Джонатан Прайс), и действующего на тот момент Папы Бенедикт XVI (Энтони Хопкинс). Диалоги, очевидно, выдуманные, но основанные на реальном историческом и биографическом материале двух совершенно разных по пониманию Веры, мировоззрению, происхождению и даже темпераменту лидеров. Диалоги о власти, природе изменений, музыке, футболе, и полные теологических споров, впрочем, понятные любому, даже не верующему человеку.

Кроме того, что это показательный мастер-класс актерской игры двух патриархов театральной и кинематографической сцены, фильм красиво, динамично снят, полон деталей о процессе выбора Папы Римского и забавных трогательных сцен, где Папы едят пиццу, смотрят футбол и обсуждают Beatles. Но основное достоинство этой ленты, мне кажется, это то, как удалось сплести жизненную историю двух таких разных и по происхождению и жизненному пути людей в полные смысла разговоры обо ответственности, выборе и жизни.

Перипетии судьбы и трансформация мировоззрения нынешнего Папы, Франциска, первого, кстати, в истории Папы-иезуита из Нового Света, показаны в фильме подробно. Да и вообще фильм снят с большим уважением и любовью к Латинской Америке, ведь режиссер фильма Фернанду Мейреллиш («Город Бога»), сам родом из Бразилии.

А вот история жизни Бенедикта XVI в фильме обойдена стороной. Йозеф Ратцингер родился в 1927 году и вырос в Германии во времена триумфа Гитлера, вступил в ряды Гитлерюгенда, молодежной нацисткой организации, где воевал, а в 1945 году при приближении американских войск дезертировал, вернулся домой, но вскоре был арестован и провёл несколько месяцев в лагере для военнопленных. Этот факт постоянно припоминался на протяжении всей его жизни, но это не помешало ему сделать блистательную карьеру в Ватикане, хоть и не так-то быстро, он был самый пожилой Папа на момент избрания. Умный, волевой, решительный, Бенедикт тем не менее был вынужден отречься от престола в 2013 году на фоне скандалов вокруг Римской Католической Церкви, вот тогда-то и был избран Бенедикт XVI.

В целом я бы сказал фильм воодушевляющий, познавательный, смотрится на одном дыхании. И я не один раз ловил себя на мысли как много перекликается в нем для меня с точки зрения понимания того, что такое мир сегодня. Ну или по крайней мере, каким бы мне хотелось его видеть. Да, здесь нет углубления в животрепещущие темы, и даже, могу предположить, романтизируется образ текущего Папы, но это и не типичное развлекательное кино, оставляющее пустоту после просмотра. В общем талантливо скроенное, трогающее до глубины души, слегка наивное, при этом, достаточно взрослое buddy movie.

22 декабря 2019

Комедия Два Папы на большом экране с 2019 года, его режиссером является Фернанду Мейреллиш. Кто снимался в кино, актерский состав: Энтони Хопкинс, Джонатан Прайс, Луис Ньекко, Кристина Банегас, Мария Уседо, Ренато Скарпа, Сидни Коул, Акилле Бруньини, Федерико Торре, Лисандро Фикс, Либеро Де Риенцо, Уилли Джона, София Сессак, Винсент Риотта, Дафна Мереу.

В то время как во всем мире собрано 243,711 долларов. Производство стран Великобритания, Италия и США. Два Папы — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.