Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
100 шагов |
год: | 2019 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Андрей Комаров |
сценарий: | Александр Андрющенко |
продюсеры: | Алексей Парфенов, Артур Цомая |
видеооператор: | Александр Бурцев |
композитор: | Артур Цомая |
художник: | Алексей Дударев |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 23 мин |
В 2020 году на кинофестивалях различных уровней начал громко заявлять о себе короткометражный фильм режиссёра Андрея Комарова «100 шагов» с Владимиром Гостюхиным в главной роли. И примерно в то же самое время выходит фильм с очень похожим названием: «73-й шаг», режиссёр Андрей Хазов, главную роль в котором исполнил Юрий Назаров. И фильм сей тоже начал активно заявляться на кинофестивали.
Что самое примечательное в этой истории: два вышеозначенных фильма имеют совершенно идентичные сюжеты. То есть, они не просто похожи, а именно… одинаковые. Пожалуй, с одной лишь разницей: в «100 шагов» — действие происходит в Москве, а «73-й шаг» — в Киеве. В остальном повторяется всё, включая даже реплики героев. И если по данным «Кинопоиска» сценаристом «100 шагов» стал Александр Андрющенко, то в фильме-клоне информация о сценаристе отсутствует. Но если внимательно посмотреть его финальный барабан, то там можно прочесть, что роль сценариста взял на себя всё тот же Андрей Хазов. И в том же барабане написано, что литературный первоисточник взят из интернета, но БЕЗ указания авторства.
Вот сей момент, признаюсь, выглядит очень странным. Бывает, появляются разные экранизации одного и того же произведения, но когда они выходят практически одновременно. И 100% схожесть сюжетов не заметить, ну просто, нереально, а при этом стоят разные авторы сценария, возникает резонный вопрос: КТО У КОГО СПИСЫВАЛ?
Ну да ладно, оставим претензии на авторство клона на совести Алексея Хазова, и попытаемся сравнить эти два короткометражных фильма.
Первое, что хотелось бы сказать: при всём уважении к Владимиру Гостюхину… ну не похож он на фронтового офицера, которому по сюжету должно быть 90—95 лет (!) Всё-таки иного склада фактура этого актёра! Он безусловно хорош в роли водителя-дальнобойщика, милиционера, деревенского мужика. Но в роли Алексея Семёновича ему не веришь совершенно. Тем более, что художник по гриму в «100 шагах» не очень-то и старался превратить круглолицего крепкого Гостюхина в дряхлого старичка. В этом плане герой Юрия Назарова в фильме-клоне выглядит на много убедительнее. И его герою веришь практически с первых кадров. И трясущийся пистолетик в его руках выглядит куда трогательней, что наградной ТТ в бравой крепкой руке Гостюхина. Так что если ставить рядом героев воссозданных замечательными и очень талантливыми актёрами: Владимиром Гостюхиным и Юрием Назаровым, то проголосую именно за работу Назарова. Его ветеран получился сильнее!
Но на этом плюсы «73-й шага» Алексея Хазова иссякают. Дальше там сплошные минусы, начиная от слабой игры практически всех персонажей, непродуманных декораций, оборванных сюжетных линий, и много чего ещё. Даже название фильма остаётся нераскрытым на протяжении сюжета. Почему именно 73-й шаг? И куда в таком случае пропали ещё 27 шагов?
Позабавил в 73-ем шаге ещё один жёсткий ляп (хотя их немало, но этот как-то очень резанул по глазам). Где обычно располагают свои точки снайперы? В самых незаметных местах на верхних точках! А Алексей Хазов расположил своего снайпера на крыше малоэтажного дома, аккурат в зоне видимости десятков окон, других, более высоких строений. Вот это шляпа! Ну, он тогда бы его на центр стадиона посадил бы что ли. Выглядела бы такая локация не менее комично.
В контраст такому ляпу, Андрей Комаров нарочито сажает своего снайпера на самую высокую башню, и не раз запускает вокруг него квадрокоптер, наглядно показывая: в его фильме всё более грамотно.
И действительно, опергруппа в «100 шагах» работает более слаженно. Оперативный штаб, развёрнутый в зоне событий тоже смотрится весьма правдоподобно. И Алексей Парфёнов в образе майора полиции выглядит убедительно, и к его герою невольно проникаешься уважением.
Видно, что консультанты у Андрея Комарова были грамотные, и в кадрах с правоохранительными органами он не налажал.
Узнаваемо и даже слишком нарочито, смотрелись в «100 шагах» логотипы в офисе «Сбербанка». Всё-таки можно было развернуть основные действия в каком-то абстрактном банке. Но если здесь замешан продуктплэйсмент, то тут уже никуда не денешься. Тот, кто платит, тот и музыку и декорации и заказывает. В противовес, банк в «73 шаге» это несколько стульев, столов и растяжек в пустой комнате.
В «100 шагов» немного переигрывают посетители отделения банка, особенно хамоватый мужик, который то ли недавно отсидел, то ли готовится отсидеть. А вот роль соседки Алексея Семёновича получилась куда убедительнее, чем у её клона в «73 шаге». Там история главного героя произносилась на крупном плане минут пять. Выложена была вся биография ветерана во всех подробностях. Мало того, что очень затянуто, так ещё и никакой интриги зрителю не оставили.
В «100 шагов», напротив, соседка рассказывает про ветерана ёмко, грамотно и по делу.
Персонаж охранника банка в «100 шагов» тоже раскрыт толково. Происходит даже трансформация героя. Охранник же в «73 шаге» в контраст ему выглядит, поначалу, как типичный недоумок, не знающий, как включить кондиционер, а потом попросту исчезает из сюжета. Такие, вроде не существенные детали, которые в итоге очень сильно сказываются на общем впечатлении от картины.
Да и в целом история в «100 шагов» развивается куда динамичнее, чем в его клоне.
Правда становится странно, каким образом медали ветерана появляются у банка так быстро, слово их достали из волшебного ларца. Но назовём это дело «монтажом» и согласимся с версией, что по специальному распоряжению их могли доставить к указанному месту почти молниеносно. Во всяком случае, это не такой явный ляп, за который фильм можно ругать.
Порадовала и работа композитора в 100 шагах. Всё-таки авторская фоновая музыка — это куда более сильный приём, чем использование музыкальных суперхитов прошлых лет, как было сделано в клоне. «Журавли» и «День Победы» столь сильны и столь знакомы каждому с рождения, что начисто забивают сюжет, и начинают зрителю диктовать своё настроение.
Фоновая музыка Артура Цомая звучит, как и должно быть, ненавязчиво, добавляя эмоциональной окраски, задаваемой сюжетом фильма.
Операторская работа в 100 шагах тоже выше на несколько порядков. Уже с первых кадров видно, что Александр Бурцев с камерой НА ТЫ и творческими приёмами построения кадра владеет куда сильнее, чем его начинающий коллега Юрий Шмаков.
Одним словом, «100 шагов» — это достойная, качественная короткометражная работа с ёмким, 100% раскрытым сюжетом. А вот его клон можно посмотреть только лишь из-за талантливой работы Юрия Владимировича Назарова.
24 января 2021
Сложный фильм. Пожилой ветеран вооруженных сил пришел в банк, решив бороться за восстановление поруганных прав с помощью преступления — вооруженного захвата заложников. Прогнозируемо трагичная развязка.
Виктор Гостюхин (Алексей Семенович) сын фронтовика и транслирует на экран гордость за отца и других ветеранов. Это по-человечески понятно. Конечно, он переживает за них, что-то слышал от отца, но понять мотивацию поступков героя войны он по той же причине не способен.
Тот кто прошел войну, никогда бы не пошел захватывать банк в том числе по причине, что следователи недостаточно активно ищут похищенные награды. Тут надо понять, что массово награждать стали только в 1943, когда наметился перелом в войне. До этого было не до того, а главной наградой у бойцов считалось остаться в живых. Дедушка моей жены прошел три войны, дошел до Берлина, имел лишь две медали. Потом в брежневские годы на ветеранов пролился наградной дождь из всяких юбилейных орденов и медалей, к которым у фронтовиков отношение было неоднозначное, так как это мероприятие как бы уравнивало тыловиков, штабных и тех кто шел в полный рост на немецкие пулеметы или горел в танке. Этим наградам и тогда и сейчас больше радовались родственники ветеранов, никогда не видевшие и не понимавшие войны.
С количеством и составом наград у Алексея Семеновича явный перебор. Войну наш ветеран окончил явно не полковником, а в лучшем случае младшим офицером. Об этом свидетельствует ромб об окончании высшего военно-учебного заведения образца 1950 года. Тем не менее, на кителе ветерана в конце фильма мы видим: 3 ордена Ленина, 3 — боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды, Александра Невского, 18 медалей, то есть нереальный для лейтенанта или капитана генеральский набор.
Чем дальше от нас эхо войны, тем больше фантазий и спекуляций на эту больную для нашего народа тему.
6 из 10
25 мая 2020
Короткометражный фильм Андрея Комарова шокирует непредсказуемостью сюжета, глубиной бездны неуважения к ветеранам ВОВ и циничным безразличием властей. Фильм потрясает и заставляет зрителя не только проснуться но и заплакать, для многих в буквальном смысле.
Сюжет прост — в отделение Сбербанка приходит ветеран, как потом выяснилось полковник, оплачивает коммунальные услуги за квартиру, а затем вдруг берет всех находящихся в банке в заложники заставив заблокировать вход в банк. Далее разворачивается ход событий никак не вяжущейся с ограблением: выстрелил только раз, вынужденно, чтобы остановить приближающегося уголовника, да и то в потолочную камеру наблюдения; позволил и даже подтолкнул вызвать полицию; успокоил и поиграл с детьми после своего вынужденного выстрела; отпустил детей и всех женщин за исключением сотрудников.
Требование у него как оказалось было одно — вернуть воинские награды которые неоправданно долго находились у следствия по делу о кражи в его квартире при которой эти награды и были украдены.
Получив назад свои награды, полковник при полном параде пытается повторить свои 100 шагов, как тогда в Май 45 в Берлине и которые он тогда выжил. Он пытается опять пройти эти 100 шагов, но уже сегодня, в мирное для всех время, но теперь он не выживает, не выживает даже нескольких шагов. Он упал, упал лицом в низ как бы прикрывая собой все то за что он боролся, защищая в последний раз все то что было свято для него, включая свои ордена и медали, так не осталось никого кто бы мог это сделать за него сегодня. Он упал и уже больше не поднялся.
Полковник умирал, умирал не первый раз, но теперь уже в последний. Он умирал под дулом тех кто сегодня должен был бы защищать его. Он умирал на фоне герба СССР, на башне, укрывшей снайпера ОМОНА, а также статуи Ленина при входе в банк. Он умирал честно, оплатив последний долг, за квартиру, в 2 тыс с лишним рублей, наверное немалая часть его пенсии, хотя эта квартира должна бы быть для него, ветерана, бесплатной, если по совести, и если не тратить 19 миллионов, только в Екатеринбурге, на празднование 9 Мая, где осталось лишь 1500 участников войны. Он умирал не потеряв чувство доброты и человечности с которыми он отнесся к женщинам и детям в последние минуты своей жизни, а также с чувством вины перед ними за свой поступок отчаяния.
В фильме есть несколько серьёзных погрешностей, которые не останутся незаметными для зрителя. Например, омоновское оцепление вдруг быстренько так выстроилось как в почетном карауле; уличные прохожие уж очень быстро столпились за ними как на трибуне, а ведь зона должна была быть в глубоком оцеплении. Это просто излишняя мело-драматизация. Не будь все этого, финал фильма был бы сильнее а воплощение главной идеи фильма глубже. И меньшее количество наград так же бы придало больший эффект всему фильму, поскольку тогда фокус был бы на подвиге, а не на количестве наград.
Откуда появился мундир осталось неясным, равно как и почему мать с двумя детьми оказалась на свободе наравне с двумя другими женщинами, хотя договор этого не предусматривал. Выглядит это плохо, как будто монтаж был наспех. Есть и другие нестыковки.
Актерский состав к сожалению не блистал; однако, режиссерская и операторская работа, а главное талант и игра Владимира Гостюхина более чем компенсировали и слабую работу актеров и погрешности сценария.
7 из 10
21 мая 2020
Пропущены первые сто двадцать выражений точно характеризующие данную поделку выданные разумом после просмотра. Итак начинаем разбирать — ветеран ВОВ и спец. служб путём захвата заложников ищет справедливости. Заложники — абсолютно не причастные к ситуации люди. Место проведения — сбербанк РФ. Не абстрактный банк, а назойливо интегрируемая в кадре торговая марка/бренд сбера. Ну, это или откровенный стёб или полная отбитость авторов. Сюжет о поиске СПРАВЕДЛИВОСТИ с рекламной интеграцией крупнейшего КОММЕРЧЕСКОГО банка… ну это за гранью понимания. Что говорит о слабой интеграции авторского коллектива в окружающую действительность. Или об великолепной интеграции авторов с той частью действительности где СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО только набор маркетинговых слоганов.
Что скорее всего у авторов нарушены связи с окружающем миром, нежели имеются связи с его жёстко рациональной частью говорит выбор протеста ГГ — захват заложников. Не месть или добивание справедливости у непосредственных виновников возникновения конфликта — а есть примеры и в кино «Ворошиловский стрелок», и в жизни: и со стрельбой, и с заложниками же. Только там всё же лица причастные к ситуации. А взятие НЕВИНОВНЫХ противоположно смыслу «операции» ветерана. И не понимать этого… ну, для «молодежи» авторов — туда-сюда, но Гостюхину… вот ведь огорчил.
16 февраля 2020