В мае 1897 года писатель Оскар Уайльд выходит из тюрьмы, где отбыл срок по обвинению в “непристойном поведении”. Прежней жизни больше нет (в целях безопасности ему приходится жить под именем Себастьяна Мельмота*) – Констанс Ллойд (его жена) держится от него подальше, потому что боится, что, увидев его, простит, с детьми он тоже не может встретиться, так, он переезжает во французский Дьепп, где компанию ему составляют Роберт “Робби” Росс и Реджинальд “Реджи” Тёрнер, те немногие, кто остался лояльным к писателю после опалы.
* 'Себастьян Мельмот' произошёл в честь христианского святого и мученика Св. Себастьяна и главного героя Странника Мельмота из готического романа Melmoth the Wanderer Чарльза Мэтьюрина, двоюродного дедушки Уайльда.
Оскару Уайльду всё же приходится испытывать на себе уколы общества за его прошлое, никто не хочет принимать его как талантливого человека, все видят что-то тёмное и непристойное. Но он пытается “вернуться”, не теряя надежду наладить отношения с лордом Дугласом и Констанс.
Проект “Счастливый принц” (The Happy Prince) является проектом мечты для актёра Руперта Эверетта (Rupert Everett). Он шёл к воплощению десять лет. Очень амбициозно. Руперт Эверетт не только взял на себя исполнение главной роли, а также и постановку.
И если в плане актёрской игры получилось достойно, то в плане создания картины эпохи и прорисовки отношений и полного образа писателя – нет. Технически образ Оскара Уайльда у Руперта Эверетта получился насыщенный, подача выразительная, всё же чувствуется актёрская уверенность и точность, и понимание чувств писателя в жестоких условиях, когда всё против него – общество не готово принимать человека с другой ориентацией, они не рассматривают его как равного себе, он для них стал врагом. Сейчас вопрос ориентации стал рассматриваться иначе, всё же люди смягчились и научились принимать других, но в 19 веке гомосексуалистов принимали за чуждый элемент и отправляли в опалу.
Кстати, можно предположить, что мечта перенести историю Оскара Уайльда на экран появилась у Руперта Эверетта появилась в 2012 году, когда он принимал участие в возрождении театральной постановки “Поцелуй Иуды” (The Judas Kiss). Изначально премьера состоялась в 1998 году в Playhouse Theatre Уэст-Энда, а позже в этом же году его показывали в нью-йоркском Broadhurst Theatre, а роль Оскара Уайльда исполнял Лиам Нисон (Liam Neeson).
За свою роль в постановке Руперт Эверетт получил награду WhatsOnStage Award в категории “Лучший театральный актёр”. Вполне логично, что ему захотелось развить роль дальше, и также логично видеть на экране, когда это состоялось вполне подробно продуманный образ писателя, переживающего упадок. И в фильме есть небольшая отсылка к спектаклю, если я правильно поняла, когда Уайльд говорит о Бози (Альфреде Дугласе), что это его “собственный Иуда”.
Только в плане построения истории есть претензии. Повествование выглядит хаотично, поверхностно, искусственно. Всё же сам Оскар Уайльд производит впечатление очень поэтичного человека, опираясь на его красивый слог и остроумные высказывания, что хочется увидеть продолжение этой возвышенности на экране.
Эверетт пропустил через повествование одну из сказок (The Happy Prince) из сборника Уальда 1888 года The Happy Prince and Other Tales, она и дала название фильму – к статуе Принца, покрытой золотыми листами и украшенной драгоценными камнями, прилетает осенью Ласточка, они сближаются и переживают последние дни вместе (это если совсем компактно пересказать). На эту красную нить Эверетт попытался нанизать факты из жизни писателя, соотнести фрагменты сказки с соответствующими фазами жизни, но это было так очевидно, что перестало быть интересным. Непонятно, почему сделан такой акцент на распад личности писателя, зачем вызывать жалость. Я имею в виду, что иногда режиссёры прибегают к приёму, когда не показывают самый неприятный момент, но по реакции действующих лиц становится ясно, что происходит чудовищная вещь. Мне кажется, здесь бы это было уместно. Запечатлеть именно благородный образ писателя, оставив за кадром его унизительные последние дни.
Мне было трудно смотреть фильм из-за того, что не уделили внимания тому, кто именно те люди, которые окружали Оскара Уайльда, Робби и Реджи. Это две прекрасные роли, Реджинальда Тёрнера играет Колин Фёрт, писателя, журналиста из круга Уайльда, и он не отвернулся от него до конца; и Роберта Росса в исполнении Эдвина Томаса, журналиста, критика и арт-дилера, кто занимался делами писателя и после его смерти, и кто был, наверное, самым близким ему человеком. Думаю, что всегда нужно учитывать, что кто-то увидит историю впервые и ему нужны будут пояснения. Кто-то, возможно, может впервые узнать об Оскаре Уайльде именно из этого фильма, поэтому не мешали бы подробности. И эти роли мне понравились даже больше центральной, Колин Фёрт всегда идеально вкладывается в образ и трогает этим невероятно. Известно, что именно в этом фильме он снимался практически бесплатно, потому что его друг Руперт Эверетт хотел именно его участия ещё до того, как проект стартовал в производстве, а когда он уже запустился, у Фёрта были другие проекты, так что пришлось сильно подстраиваться.
Момент с железнодорожной станцией в фильме, пожалуй, мне понравился больше всего, и он имеет потенциал, но его не развили: когда Уайльд признаётся, что здесь он потерял веру в Бога и в кафе на станции он встретился с Альфредом “Бози” Дугласом после разлуки. Есть в этом большая печаль – он метафорически словно всю жизнь сидел на станции в ожидании поезда в счастливую жизнь, но он, хотя и приходил, только увозил не туда, куда мечталось.
27 января 2023
«Счастливый принц» — эстетский фильм о главном эстете мировой литературы Оскаре Уайльде. Это, одновременно, и главное достоинство картины и основной ее недостаток. Впрочем, было бы странно, когда бы новичок в режиссуре Руперт Эверетт вот прямо сходу сумел бы создать безусловный шедевр о самом противоречивом и, позволю себе подчеркнуть, самом большом снобе мирового литературного бомонда. Блестящий денди, острослов, рассказчик, гениальный стилист, немногие произведения которого давно разошлись на цитаты и летучие фразы, Уайльд, не признающий кумиров кроме себя, в жизни был труднопереносим, саркастичен и убийственно циничен. Что с одной стороны, создавало ему толпы поклонников, готовых носить кумира на руках, с другой — так же легко отвращало от него людей, способных понять подоплеку этого остроумия. Классический случай горя от ума, исторический пример, как чаша личного яда, вопреки желанию, поднесена к собственным губам и испита до дна.
Намеки эти буквально рассыпаны Эвереттом по сюжету фильма, но, увы, понятны только зрителям, знакомым с биографией и творчеством Уайльда. В основном это сценарный недостаток — десяти лет, потраченных Эвереттом на его создание оказалось явно недостаточно. Что отвернуло «простого» зрителя от фильма и априори обеспечило ему незавидную прокатную судьбу. Впрочем, режиссер (все тот же Руперт Эверетт) несколько высокомерно признавался, что делал эту работу не ради денег. От подобных заявлений всегда попахивает снобизмом — искушенные киноманы это обычно хорошо чувствуют.
Эстетство и снобизм — не самые хорошие спутники шоу-бизнеса и позволительны лишь в случаях создания высокого искусства. Увы, «Счастливый принц» в это число тоже не входит. Прежде всего, из-за того же сценария, композиционно нелинейного. Даже несмотря на то, что режиссер не ставил перед собой задачу высветить важнейшие вехи жизни гениального писателя и намеренно сосредоточился на последних двух годах, внятной истории не получилось. Похоже, Эверетт сам себя «переиграл», взявшись сразу за все сразу — сценарист, режиссер, исполнитель главной роли. В результате можно придраться ко всему сразу, даже к актерству: не получилось глубины и тонкости образа. И если литературу Уайльда сравнивают с импрессионизмом, то игра Эверетта — это грубоватая картина маслом. Что в моем понимании мало вяжется с этим персонажем.
И вообще, признаюсь, фильм этот ждала и смотрела исключительно из-за Колина Моргана. Которому выпала очень нелегкая задача — сыграть человека, которого история расценивает двояко — с одной стороны, как главную музу писателя, с другой — злого гения уайльдовской судьбы. Есть и еще одно определение, пущенное в оборот уже в этом веке (в прошлом за это сажали в тюрьмы и ссылали на каторжные работы даже в просвещенной Европе — Уайльд знает) — любовь всей жизни. Причем, литературоведы, занимающиеся творчеством Оскара Уайльда, обычно склонны демонизировать Альфреда Дугласа, называя его источником всех бед писателя.
Несмотря на тончайшую работу Колина Моргана, его герой тоже внятным не получился. И опять из-за сценария, давшего лишь наброски истории, в которой оказались исторические прототипы. Тем не менее, ему, чуть ли не единственному, удалось создать вполне себе зримый образ. И почти уверена, что у зрителей не знакомых с этим героем и его отношениями с Уайльдом, появится желание заглянуть хотя бы в википедию. Про то, что в этом фильме Альфред-Бози чуть не единственное лицо, на которое просто приятно смотреть — лучше промолчать, так как сразу же полезут и намеки на претензии к касту.
В общем, засчитаем «Счастливого принца» за очередную попытку воссоздать художественный образ реального человека, который сам по себе столь велик и многогранен, что никогда не уместится в чужие метражи и трактовки. Байопики вообще жанр не благодарный, ибо реальные личности всегда объемнее и масштабнее плоских экранных. Во всяком случае я не припомню ни одной безусловно удачной работы в этом жанре.
5 из 10
15 сентября 2020
Ленивые лучи солнечного света проникают сквозь перламутр старинного витража и бесшумно крадутся по тонким светлым волосам, по изгибам изящного рта и по холёным нервным рукам…
Как можно в тебя не влюбиться? Как можно тебя не любить? Как сложно не бросить всю свою жизнь к ногам толпы, глядя в твои синие глаза, такие далёкие, равнодушные и насмешливые?…
… Нам никогда не понять, что было между этими двумя мужчинами, молодым и не очень. Для Уайльда Бози был музой, проклятием и судьбой. Той самой кульминацией, в момент которой Уайльд из грешника-язычника превратился в мученика викторианской эпохи.
«Счастливый принц» — это не просто фильм, это кино-поэма о трагической любви, о падении и об обретении себя.
Руперт Эверетт задумал фильм очень давно, примерно в 2007—2008 годах, и только в 2018 нам удалось его увидеть.
И это для меня большое счастье: в фильм буквально ныряешь с головой, как будто переносишься к человеку, за которого я так часто болела всей душой, читая «De profundis» или акройдовское «Завещание».
Метод Эверетта — это чистейший кино-импрессионизм, которому под силу передать движения утраченных минут во всей полноте их цвета, запаха и температуры…
Фильм, посвящённый последним годам жизни Уайльда (1897—1900), построен на контрасте — итальянская вилла/дешёвая парижская гостиница… Локации, которые передают динамику всей жизни самого Уайльда, в том числе и духовной: он не знал середины — либо светский салон, либо дно; либо обожание, либо низвержение с пьедестала — либо всё, либо ничего… И это тяготение к крайностям в фильме очень утончённо приправлено пороками, которые уже стали частью естества, но которые не дают ни радости, ни наслаждения.
Сам Эверетт играл Уайльда. Уайльд вышел из тюрьмы, когда ему было 43 года. Многие отмечали, что он как будто помолодел, оживился, сбросив груз высокомерного эстетства… Но это быстро прошло, и наступила преждевременная старость (посмотрите фото Оскара в 1897—1899 г. г.). Эверетт очень точно передаёт эти изменения. Уайльд, сыгранный Эвереттом, опускается на дно, уходит в ночь, но уходит красиво, сохраняя достоинство настоящего эстета.
Констанс, жену Уайльда, играет моя любимая Эмили Уотсон. Констанс всегда была ангелом-хранителем Оскара, она его любила до последнего, как бы он её ни предавал и ни осмеивал. Когда Уайльд был почти при смерти, ему было видение: Констанс (уже покойная на тот момент) вошла к нему в номер и села около него… Оскар долго размышлял об этом случае и признавался друзьям, что если бы можно было всё вернуть назад, то он бы с ней так не поступал… Эмили Уотсон идеально попадает в образ Констанс, хоть внешне совсем не похожа на неё. Уотсон играет настоящую викторианскую леди, которая в своих принципах морали так же сильна, как и в умении бороться за семью до конца.
Вообще тема раскаяния — ключевая тема фильма. Раскаяния, которое тем не менее не перекрыло кислород любви к Бози.
… Бози играет Колин Морган (незабвенный Мэрлин). Играет очень тонко, поскольку его Бози — человек закрытый, хоть и капризный, развращённый etc.
Бози прожил долгую и не очень счастливую жизнь, причём и сам познал тюрьму, уже будучи пожилым человеком… Но всё это потом. А сейчас — свобода, красота и обожание большого во всех смыслах человека. Кстати, Бози был поэт, причём неплохой, вот именно Бози-поэта и играет Морган: он не делает из него демона-искусителя, бьющегося в истерике, в которой буквально растворился Бози, сыгранный в 1997 Джудом Лоу…
… Но, наверное, зритель, Вы и сами увидите многие другие достоинства фильма: не буду раскрывать всех секретов.
Мне хотелось бы сейчас сказать о другом: Руперт Эверетт, на мой взгляд, своим фильмом совершил своего рода подвиг художника, который поставил памятник неоднозначнейшему человеку недавнего прошлого, памятник, в основании которого Любовь. Эверетт не осуждает, не клеймит: он призывает нас подумать о цене любви. И самому выбрать то, что ближе, но и напоминает, что ответственность будет только на нас.
И это не очень типично для западного искусства наших лет, но так созвучно творчеству самого Уайльда, Счастливого Принца, от которого нам осталось только сердце, наполненное раскаянием, прощением и любовью.
10 из 10
24 июля 2020
Весь фильм — бенефис блестящего, истинно «уайльдовского» актера Руперта Эверетта.
Такую роль он заслужил всей своей жизнью и карьерой, в который были и роли в экранизациях пьес Короля Жизни, как иногда называли современники Уайльда.
Понимая, что будет обречен на сравнение с другим блестящим исполнителем, Стивеном Фраем, Эверетт благоразумно сосредоточился на тех моментах, которых не было в фильме «Уайльд» 1997 года, а именно на последних годах жизни писателя, после его выхода из тюрьмы. Крупные планы страдающего лица выше всяческих похвал. Сделав фильм по сути об умирании не самого достойного человека, погубившего великий талант и растратившего сокровища своей души на недостойные объекты и предметы, Эверетт сумел преподнести это красиво. Настолько, насколько вообще красивым может быть умирание. Тут и манера съемки — короткие планы, которые легкими импрессионистскими мазками лишь обозначают картинку, и чудные декорации — настоящий декаданс на излете девятнадцатого столетия, и актеры второго плана, в самых непривычных амплуа. Колина Ферта почти не узнать, Том Уилкинсон опять удивляет, даже случайные персонажи вроде леди Арбатнот в исполнении Анны Чанселор цепляют за душу. Хорошо сыграл Эдвин Томас, хотя для роли Робби Росса нужен был кто-нибудь постарше.
И всё-таки есть в фильме червоточинка, которая помешает причислить его к разряду шедевров. Это сюжет. Короткие эпизоды прошлого и настоящего перемешаны настолько хаотично, что человек, незнакомый с биографией Оскара Уайльда, не поймет ничего. Что произошло ? Почему его посадили в тюрьму, которой вполне можно было избежать ? Почему погиб величайший талант ? Отсутствие внятных ответов на эти вопросы мешает по-настоящему проникнуться жалостью и уважением к главному герою. Понятно, что морализаторство тут вряд ли уместно, но если абстрагироваться от игры Эверетта и декораций, что останется ? Мучительное угасание старого развратника. «Он разрушил сам себя и всех вокруг себя»,- говорит про него жена, и это чистая правда. Чего-то очень важного нет в сюжете и диалогах, что бы оправдало в наших глазах (или хотя бы в его собственных) это разрушение.
Для поэтизации образа добавляются странности, вроде двух парижских мальчишек, которые сексуально обслуживают Уайльда за деньги, но при этом почему-то привязываются к нему, как к родному, якобы потому что он умеет рассказывать красивые сказки. А было ли нечто подобное в реальности ? Или извержение Везувия, на фоне которого является первая, но не последняя галлюцинация. Снято красиво, но в фильмах такого рода каждая деталь должна нести смысловую нагрузку, а этого не происходит.
Не думаю, что фильм появится в нашем прокате, да он и в принципе не для большого экрана, его надо смотреть дома. Но именно надо, потому что планку настоящего британского кино он не роняет, а игра Руперта Эверетта выдающаяся.
9 из 10
30 января 2019
Режиссёрские дебюты актеров очень часто вызывают недоверие. Особенно, если на главную роль новоиспеченный режиссёр пригласил себя и ко всему прочему ещё и сценарий написал. Есть в этом какое-то тщеславие. Но, к счастью, не всегда эти предубеждения оказываются обоснованными.
Фильм известного британского актера Руперта Эверетта рассказывает нам историю последних лет жизни главного провокатора от литературы — Оскара Уайльда. Все знают о его невероятном красноречии, эксцентричных нарядах и выходках. Но не все знают, какая трагедия постигла великого писателя на исходе жизни: тюрьма, предательства, нищета, болезни и забвение. Именно таким предстаёт перед нами Уайльд Эверетта. Легко рассказывать историю о становлении великих личностей, об их зените славы. Говорить об их трагедиях сложно и больно. И высказаться удачно может далеко не каждый. Смеем утверждать, что у Эверетта это получилось. И как у режиссёра, и как у актера. Вопросы есть разве что к сценарию. Нелинейное построение фильма создаёт перед нами портрет, который должен собрать сам зритель. Из крупных и схематичных мазков нам самим следует вырисовать эту трагичную, но такую поэтичную историю.
В зарисовки о жизни Уайльда очень тонко и умело вплетены строки его произведений, его искрометные высказывания. И всё это пропитано атмосферой пронизывающей боли, увядания и отчаяния. Эверетту удалось очень ненавязчиво сказать о темах нетерпимости и людской злобы. О том, как охотно публика готова втоптать в грязь того, кого недавно носила на руках. В картине нет дидактики, нет лозунгов. Зато есть уважение, есть история великого человека, который оказался в сложных обстоятельствах. Бывает, что фильмы рассказывают реальные истории, но как будто отстраняются от них. И ты уже забываешь, что этот персонаж существовал в действительности. В «Счастливом принце» это взаимодействие реальности и искусства подано настолько же изящно, насколько изящной была сама жизнь Уайльда, который даже на смертном одре оказывается выше всех тех, кто его оскорблял и унижал. Не в этом ли подлинное величие? Спокойной ночи, милый принц!
7 из 10
5 ноября 2018
Гиацинт, растоптанный в грязи — таким предстаёт на исходе своих дней гениальный Оскар Уайльд, низложенный король богемы, укрывшийся в Париже от злобной молвы хулителей, мучительно переживая разрыв с любимым другом, ведущий скудную жизнь при поддержке малого круга прежних товарищей, помогающих писателю преодолеть уныние, которое тот разбавляет абсентом, утоляя душевную боль уличными знакомствами.
Крылатый сфинкс, спускающийся с небесных высот на бренную земную твердь, оглядывающий взором сияющее прошлое, пробивающееся сквозь немытые окна меблированных комнат недорогих номеров, замирая, рассказывающий сказку влюблённым в него слушателям — плод истекающего таланта, лишь посмертно возвращённого на золотой пьедестал.
Не отдаваясь фантазии, Руперт Эверетт экранизирует статью из Википедии, методично воспроизводя на экране шаги творца и вехи его жизни, в красочных эпизодах детально обрисовывая приветивший отверженного писателя Париж и его обитателей, шумно пьянствующих по кабакам, где он оставляет последние монеты.
Сияющий разум, высокий слог, пронзительная мысль — прячущийся под именем Себастьяна Мельмота Уайльд подавлен своей участью, убит горем и снедаем тоской, сочащейся из глаз Руперта Эверетта, воплощающего на экране трагический финал высокого полёта, принимая его страдания, как свои, беззаветно вкладываясь своею плотью в монументальную фигуру униженного художника, сокрушённого язвительным гласом толпы.
Сказка о принце — авторская эпитафия, сопровождающая последние шаги, что бы ни делал Эверетт, жалкого человека, своей судьбой повторяющего её жуткий сюжет, жадно выслушанный нетерпеливым подростком, чтобы в новом поколении вернуться отзвуком доброй воли, давшей шанс не ему, но другим.
26 октября 2018