Рейтинг фильма | |
![]() |
3.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Путь Лидера. Астана |
английское название: |
Put lidera. Astana |
год: | 2018 |
страна: |
Казахстан
|
слоган: | «Столица великой степи» |
режиссер: | Акан Сатаев |
сценарий: | Тимур Жаксылыков |
продюсеры: | Акан Сатаев, Алия Мендыгожина, Санжар Султанов |
видеооператор: | Хасанбек Кыдыралиев |
композиторы: | Алим Заиров, Иван Синцов |
монтаж: | Галымжан Санбаев |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
16 декабря 2018 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 30 мин |
Парадоксальный жанр в Казахстане был придуман и киноэпопеей о Первом президенте наречен. Парадоксален он в первую очередь тем, что АО «Казахфильм» рапортует о небывалом успехе предыдущих фильмах франшизы, но премьеру проводит в концертном зале в Алгабасе через неделю после того, как картина шла аж в четырех (напомню, про небывалый успех предыдущей серии франшизы) кинотеатрах Алматы.
Итак, «Путь лидера. Астана» расскажет о том, как в середине 90-х Нурсултан Назарбаев решил, что нет ничего более важного в кризисные времена, чем перенести столицу из Алматы в Акмолу. Далее зритель увидит полтора часа различных поручений, объяснений кому и для чего это все нужно, переносов срока сдачи, массового переселения чиновников и грандиозной работы гримеров, которые превращали неплохих казахстанских актеров в орков из «Властелина колец».
Во франшизе «Путь лидера», как и в любом государственном учреждении, действует одно правило — новая метла метет по новому. После того, как Рустем Абдрашов честно отработал четыре серии, на смену ему заступил россиянин Сергей Снежкин, который первым делом назвал фильмы Абдрашова лакейским кино и снял свое «нелакейское», но монументальное, получил правительственную награду и уехал восвояси.
На постановку шестой серии государство благословило режиссера Акана Сатаева, который параллельно с работой над фильмом о переносе столице, работал над постпродакшном «Бизнесменов» и готовился к запуску «Томирис».
Новый постановщик поступил так же, как Снежкин, разогнал весь актерский состав предыдущего фильма и набрал новый. Впрочем, «Путь лидера» хорош тем, что вообще без разницы, кто и кого там играет, важно, что в центре всего стоит монументальный образ главного героя.
Здесь для монументальности ввели персонажа, который никак не влияет на сюжет, но выступает рассказчиком. В кадре рассказчик не делает вообще ничего, кроме того, что восхищенно смотрит на президента, стоит за его спиной и вообще максимально старается сливаться с интерьером. Зато за кадром этот самый рассказчик соловьем разливается о всех событиях в стране в период с 1994 по 1998 год.
И событий, действительно, много. И все они по-настоящему важны. Тут и принятие новой конституции, и укрепление границ с Китаем, но каждому из этих событий уделяется от силы две минуты экранного времени. Все остальное время отпущено на сцены примерно следующего содержания:
Кто-нибудь из экспертов подходит к главному герою и говорит «Нецелесообразно переносить столицу», а он в ответ «А я думаю, что целесообразно» или «Здесь невозможно ничего посадить, солончак», а президент в ответ «Арабы в пустыне пальмы сажают». И все (вот сюрприз!) соглашаются.
Верный соратник Сатаева Тимур Жаксылыков при посильной помощи первого акима Астаны Адильбека Джаксыбекова (и тут, глядя на фамилии, мы понимаем, что скрипт писали хорошие люди) удивительным образом создал еще один сценарий, в котором отсутствует один из ключевых элементов драматургии — конфликт.
Вернее, конфликт есть. Даже много конфликтов, но все они решаются одним словом. Надо. Зачем мы переносим столицу? Надо. Почему все сотрудники должны переехать к этому сроку? Надо. Почему презентация Астаны должна пройти именно в этот день? Надо!
Чтобы добить хронометраж до удобоваримых полутора часов, создатели фильма щедро сдабривают картину документальной хроникой. В итоге получается документально-игровое кино в духе телевизионных расследований на государственном телеканале.
Отдельного упоминания стоит этот гениальный грим от «оскаровского» лауреата. Складывается ощущение, что заграничный мастер работал исключительно над гримом главного героя, потому, что на Еркебулана Дайырова и Азамата Сатыбалды, сыгравших соответственно Акежана Кажегельдина и Касым-Жомарта Токаева без слез не взглянешь. Кажется, вот-вот и от них в лучших традициях ужастиков 70-х начнут отваливаться куски лица. Более-менее повезло Жану Байжанбаеву, которому для вхождения в образ Джаксыбекова потребовался лишь накладной нос (который, правда, периодически смотрит в разные стороны).
Ну и на закуску, нельзя не просмаковать блестящий эпизод, где президент встречается с представителями бизнеса. Сама по себе сцена ничем не выделяется, если не обращать внимание на то, что Булата Абилова в ней играет вайнер Бексултан Казыбек, а Тимура Кулибаева певец Арман Конырбаев, более известный в миру, как муж Аши Матай.
16 июня 2021