Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Макбет |
английское название: |
Macbeth |
год: | 2018 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Филлида Ллойд |
композитор: | Джузеппе Верди |
художник: | Энтони Уорд |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 35 мин |
Сегодня, в поисках первых отзывов на предмет этой рецензии, я наткнулась на пост об опере «Евгений Онегин» в Komische Oper Berlin. В комментариях к этому посту я прочла следующую фразу: «Разговор об искусстве должен быть культурно — возвышенным». Хорошо сказано, правда? Но как быть, если пресловутое «искусство» вызывает не возвышенные эмоции, а ярость и горечь разочарования? Не каждый образчик искусства достоин культурно-возвышенных слов. Постановка оперы «Макбет» Джузеппе Верди образца 2018 года в британском ROHe (реж. Филлида Ллойд) их не достойна.
Мне особенно больно ругать эту постановку, потому что когда -то тандем Желько Лучич — Анна Нетребко, игравшие Макбета и леди Макбет соответственно в постановке Эдриана Ноубла в 2014 году, влюбили меня в историю порочной четы, идущей на страшные преступления ради власти. Потом был первоисточник Шекспира, потом замечательный фильм с Майклом Фассбендером и Марион Котийар.. Именно тандемы Лучич — Нетребко и Фассбендер — Котийар, будучи абсолютно разными по сути и по ролям в паре, сформировали в моей голове представление о том какими должны быть тан Кавдора и его леди.
Если вы следите за состоянием оперы как жанра, то вы меня первым делом спросите: режопера это или классическая постановка? Я скажу — серединка на половинку. Костюмы не верх аутентичности, но понятно, что действие происходит в Средневековье. Все остальное же скорее режоперное.
Поначалу ничто не предвещало беды. Да, бледные Фриды Кало в красных тюрбанах, которые здесь зовутся ведьмами, да, рубашка Макбета после битвы в крови, а у Банко -нет, что показывает нам, кто главный в гадюшнике. Но идея того, что Макбет во время дуэта с Банко пишет то самое письмо, что сожжет всякие предохранители в голове у его леди, мне понравилась, так что смотрим дальше. Проблемы начались, когда героиня Анны Нетребко очень быстро, дергано прочла письмо от мужа, что не дает нам прочувствовать героиню с самого начала. Это будет проблемой на протяжении всей постановки: временами оркестр слишком ускоряется, певцы не успевают за ним, а значит и передать чувство в должной мере тоже не могут.
Из-за этого ускорения и холодности между Лучичем и Нетребко (что было немыслимо в постановке Ноубла, где искры так и летели, а любовь, пусть и односторонняя, чувствовалась и показывалась) версия Филлиды Ллойд все меньше вызывала у меня интерес и восторг. Из-за недостаточной эмоциональности (но не в голосе) главных героев и отсутствия между ними искры, тактильности, всего того, что указывало на какую-никакую связанность между ними, мне мгновенно стало скучно. И я говорю не только о Лучиче с Нетребко, абсолютно не чувствуется дружеские отношения Банко и Макбета. Из-за чего спадает накал страстей, а Шекспир и Верди без страстей это как фильмы Гайдая без юмора.
Кстати, Ильдебрандо Д`Арканджело в роли Банко хорош. Его главная ария это почти «ах!». И после этого «ах!» не верится что дальше последует позооорнейшая сцена, после которой желание написать сдержанно — нейтральную рецензию улетучится. Постановка застольной песни была абсолютно ужасна! И я не говорю про пение. А постановка, сам факт того, что исполнители заходят в какую-то квадратную конструкцию наподобие клетки, а вокруг них кругами ходят люди в красных плащах, где Нетребко поет, держа в руке абсолютно не королевский невзрачный золотой кубок, а Лучич вынужден в ожидании своей партии ходить по «сцене» туда-сюда безо всяких эмоций со своей стороны… Как и почему такое дозволяется в современной оперной постановке, в одном из престижнейших театров я решительно не могу понять.
Да и вообще, у меня куча претензий к художнику и работе со светом. Вся сцена темная, кроме героев ничего не видно, я как будто «Фантастическую Четверку» 2015 года за авторством Джошуа Транка смотрю, только доминирующий цвета в этой версии не синий, а коричневый и золотой(и не надо списывать меня со счетов, по той причине, что я сравниваю постановку оперы и экранизацию комикса, я предупреждала, что разговор у нас НЕ культурно — возвышенный).
Сцена, когда Макбет приходит к ведьмам за еще одним предсказанием достойна отдельных помоев. Поначалу, вроде и ничего, но потом Филлида Ллойд решает эпатировать публику. Ах, этот момент на втором часу десяти минутах (я специально засекла в телефоне!)! Ближайшая аналогия, пришедшая мне в голову после увиденного — это момент из первого сезона True Detective, где герой Вуди Харрельсона смотрит кассету с сатанинским ритуалом. А потом нам показывают лучшую сцену за весь спектакль, когда ведьмы приводят к Макбету и его жене их (неродившихся? умерших?) детей и этот момент по силе сравним с «Танго Роксаны» из «Мулен Руж». Но если после «Танго Роксаны» «Мулен Руж» начал выбираться из болотной ямы пошлости и безвкусицы, то «Макбет» так и не выбрался из водопада скукотищи.
Что касается актерской игры, а в современной опере, особенно в трансляции в кинотеатре, основная цель которых приобщить к опере новых зрителей, она важна, то я просто шокирована. Я никогда не видела Желько Лучича таким блеклым и скучным. За три года наблюдений, с того дня, как я увидела его в роли Риголетто, у меня никогда не возникало сомнений в том, что этот сербский баритон может и красиво спеть и пронзительно сыграть роль. И год за годом Лучич меня не подводил. И я даже не думаю, что это его вина, это вина режиссера, которая не смогла мысленно оживить героя, а сосредоточилась на героине Нетребко, за которой я тоже не вижу особого характера. Причем, если леди Макбет выдали некий бэкграунд в виде страданий от невозможности иметь детей, то Лучичу не дали вообще ничего, что могло бы сделать его героя запоминающимся, а его взаимодействие с женой — интересным(привет, Марион и Майкл). И раз уж заговорили о Марион и Майкле, идею о том, что причиной злодеяний леди Макбет является не ее порочность, а ее бездетность, Филлида Ллойд беззастенчиво скопировала с фильма Джастина Курзеля, образца 2015 года. Но художники не воруют, художники вдохновляются. Но я не могу назвать Филлиду Ллойд художницей.
Вы скажете: «Но это же опера, а не кино, здесь главное — пение!». Говорить такое в наше время — это всё равно сказать: «Ну Эмоджи Муви же — детский мультик, а мультики делают для детей!». Трансляции спектаклей и опер по всему миру — маленький да удаленький винтик машины кинобизнеса, искусство. И когда, то, что я увидела в предмете этой рецензии называют «искусством», то хочется спросить: вы искусство когда-нибудь видели? Не обесценивайте слово «Искусство», не путайте его с претенциозностью.
3 из 10
7 апреля 2018