Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Донбасс |
год: | 2018 |
страны: |
Германия,
Франция,
Украина,
Нидерланды,
Польша,
Румыния
|
режиссер: | Сергей Лозница |
сценарий: | Сергей Лозница |
продюсеры: | Хайно Декерт, Михаил Колодяжный, Мария Шустова, Жак Биду, Тина Бернер, Денис Иванов, Сергей Лозница, Кристиан Николеску, Марк ван Вармердам, Питер Варнье, Мартыньш Эйхе, Катя Лачина |
видеооператор: | Олег Муту |
художники: | Кирилл Шувалов, Дорота Рокепло |
монтаж: | Даниэлюс Коканаускис |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2500000 |
Мировые сборы: | $141 067 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 мая 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 2 мин |
«Донбасс» — художественный фильм 2018 года режиссёра Сергея Лозницы совместного производства 5 европейских стран. Это 13 новелл, в некоторых деталях связанных между собой, о жизни на оккупированной части востока Украины. Сюжеты взяты из реальных любительских видео на YouTube, снятых на территории Донбасса за 2014—2015 годы.
Отличительная черта этой картины — реализм. Будучи здесь ещё и сценаристом, Лозница выбрал живую натуральную манеру повествования. В «Донбассе» нет фальши в актёрской игре или в условиях, в которых существуют персонажи. Всё в кадре — настолько настоящее, что мы забываем о том, что это не документальный фильм.
Не выделишь среди всех новелл какую-то одну, наиболее драматическую или какую-нибудь ещё. Все они — равно важны для того, чтобы сложить образ человека в ДНР и ЛНР. Этот человек искалечен войной и, может быть, навсегда потерян для цивилизованного общества. В той среде — пропаганда, пир во время чумы и все самые гадкие настроения, которые могут двигать обществом в таких условиях. Так выглядит трэш, где страх и смерть каждый день ходят с тобой под руку, скалясь жуткой улыбкой.
«Донбасс» оставляет после себя неприятный осадок. Потому что, как никто другой, ударяет зрителя мордой об стол неприглядной реальности.
8 из 10
Рекомендую к просмотру!
6 июня 2019
Те, кто художественному кино предпочитает постановочные сюжеты «новостийных журналистов», могут и не читать рецензии. Могут и не смотреть фильм. Могут и не размышлять над проблемой, принимая за «чистую монету» то, что преподносят иные авторы.
Те же, кто пытается самостоятельно разобраться в сложной ситуации, сложившейся в отношениях между некогда братскими народами, будут искать самые разные материалы в виртуальном пространстве, которые включают в себя сводки с фронта от разных новостных агентств (по обе стороны линии разграничения), реальные видео и фото очевидцев, снятые на мобильные телефоны, посты в социальных сетях, и прочее… И кто-то даже посмотрит работу режиссера-документалиста, замахнувшегося на художественный жанр, Сергея Лозницы.
Поскольку режиссер — дока в документальном кино, то и свою работу над этим фильмом он пытался представить в подобной манере. И в этом изюминка «Донбасса». Хотя избежать некоторых ошибок автору все же не удалось. Под ошибками я имею ввиду слишком узкий срез историй и персонажей. Фильму явно не хватило разнообразия сюжетов, которые автор черпал из реальной жизни. А реальная жизнь всегда более разнообразна, чем то, что может войти в фильм, который зачастую ограничен временными рамками. А возможно, и финансами.
Разбирая же данный фильм, следует отдать должное создателям, которые, взяв за основу подлинные истории, облекли их в художественную оболочку, практически не меняя сути. А так иногда хотелось увидеть продолжение, услышать пояснения. Но нет, каждая из 13-ти историй появляется перед зрителем как-бы из ниоткуда и также в никуда уходит. Без комментариев. Без ремарок. Оставляя после себя лишь атмосферный шлейф послевкусия.
Для меня это послевкусие — ассоциация со зверинцем, с чем-то таким, чего не может принять мое сознание. Я с детства не люблю зоопарки, особенно передвижные. В них всегда какая-то безысходность. На всю жизнь в моей памяти запечатлелись грустные глаза животных, заточенных в малогабаритные клетки с устойчивым запахом урины, который ощущаешь за несколько десятков метров от зверинца, однотипное метание от стенки к стенке запуганного «царя зверей», и торчащая из решетки лапка обезьянки, выпрашивающей у посетителей хоть что-то съедобное…
Но вернусь к фильму. Не сочтите за спойлер, в любом случае вы не узнаете из ниже следующего комментария, кто там убийца, но апогеем этого перфоменса и самой удачной находкой режиссера считаю сцену бракосочетания, где на фоне всех выделяется Наталья Бузько с её героиней.
В этой сцене шикарно всё — от самих брачующихся до их выбора носить совместную фамилию «Яишница», от речи ведущей церемонии до поздравлений гостей. А самый шикарный троллинг от режиссера — выбор актрисы на роль ведущей этой почти шутовской церемонии — Натальи Бузько.
Замечательная артистка, которая в голове каждого нормального человека неизбежно ассоциируется в первую очередь с «Маски-шоу», а значит со смехом и вторым слоем, имеющимся у любого порядочного комика, и этот слой подчас важнее того, что лежит на поверхности.
Спасибо Наталье Бузько и Сергею Лознице именно за эту сцену. Потому что ею сказано всё о «народных республиках».
Тем же, кто критикует фильм не по художественным качествам, а по политическим, скажу одно: снимите свое кино на эту тему. Если у вас есть что сказать.
8 из 10
25 марта 2019
«Донбасс» — противоречивый, спорный и тяжелый фильм о войне, безнравственности и пустоте, в которую автор погружает зрителя на протяжении почти всего двухчасового повествования.
Режиссер Сергей Лозница хорошо знаком поклонникам авторского и документального кино. За его плечами такие картины, как «Кроткая», «В тумане», «Блокада» и другие. Он неоднократно номинировался и получал награды на всевозможных европейских кинофестивалях, включая фильм «Донбасс», за который Сергей Лозница получил Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру.
Основная сюжетная линия у «Донбасса» отсутствует, поэтому фильм больше воспринимается в рамках киноальманаха с определенным количеством короткометражных историй, в которых используются новые герои и разные локации. Они ничем не связаны и не являются частью чего-то одного, если не считать, что все события происходят на территории окруженной войной (или, как утверждает автор, на оккупированной территории). Практически все истории снимаются одним кадром, что придает некое ощущение реального присутствия в местах, где происходят те или иные события.
Сразу стоит отметить, что в фильме присутствует агрессивная проукраинская направленность, поэтому все ополченцы, городские жители и местные чиновники выглядят не в самом лучшем свете. Режиссер в очень жесткой форме проходит по многим представителям тех или иных профессий и специальностей. Здесь вас ждет проворовавшийся чиновник со своими дружками, которые обворовывают простой народ, оставляя у себя большую часть гуманитарной помощи. Вы познакомитесь с ополченцами, которые в буквальном смысле занимаются рэкетом, бандитизмом и похищениями людей. Зритель станет свидетелем, как местная власть подстраивает массовые убийства своих же граждан, чтобы потом на камеры журналистам говорить о жестокости украинской армии. Но самое противное коснется самих граждан Донбасса, которые представлены в образе тупых и агрессивных животных, которые готовы только рвать, кричать и сквернословить.
С одной стороны автор раскрывает все ужасы войны, тем самым намекая на бессмысленность всего происходящего, которая отчетливо прослеживается в большой сцене подвальной экскурсии, где мирные жители живут просто в нечеловеческих условиях. Смотреть на это действительно тяжело и страшно, но когда в кадре появляются маленькие дети и старики, становится уже просто невыносимо. Но с другой стороны режиссер преследует конкретную цель — дискредитировать ДНР и всех к этому причастных.
Конечно, любой разумный человек понимает, что при любом режиме всегда есть как хорошие люди, так и плохие, Но в фильме «Донбасс» хороших нет и в помине, если не считать нищих и голодных детей, зато есть одна чернота, грязь, насилие и смерть.
Разумеется, в фильме упоминается и об участии в военных действиях на территории Донбасса российских войск, но режиссер это делает очень деликатно и осторожно, словно не желая ссориться с большим братом, чтобы продолжить работать с российскими кинокомпаниями. В кадре мы видим «зеленых человечков», но кто они такие и откуда пришли, автор открыто не говорит.
В любом случае картина полна ненависти и презрения ко всем, кто борется за независимость и свободу ДНР. К фильму можно относиться по-разному, но с технической стороны он, конечно, снят хорошо, и вся визуальная часть выполнена в лучших традициях авторского кино. Актеры сделали все возможное, чтобы их героев можно было ненавидеть лютой ненавистью, поэтому в актерском плане все выполнено на отлично.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что фильм является ярким примером качественной пропаганды для определенных целей (в частности, для европейской части населения). Смотреть это кино или нет, вопрос неоднозначный, но в любом случае у фильма будут и ярые противники, и такие же поклонники, которые всячески поддержат режиссёра, поэтому выбор за вами.
5 из 10
10 февраля 2019
Тринадцать мини историй — как тринадцать ощетинившихся зубцов для ловли человеков. Дьяволиада. Как есть, дьяволиада.
Тринадцать сюжетов чернушного марания, как под копирку. Где тут кто, спрашивается? Моральные уроды, пожалуйста. Циники всех мастей во всей красе. Лица без ретуши и грима, и в гриме и в ретуши тоже. Животное стадо на выпасе. Сброд. Что женщины, что мужчины. Всех под одну гребёнку. А чего там, гулять так гулять. И нечего тут излишне либеральничать. Не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаешь, нашего, Шекспира, так сказать? На «Оскара» что ли нацелились? Или на «Медведя», канскую «ветвь»?
Фарс. Уродливая карикатура, изображением. И крик из каждого кадра. Вопиющий. И сделано мастерски, и форма выбрана доступная. Каждому предельно понятный язык. Стоит лишь запастись терпением на два часа времени. И посмотреть от начала до конца сей опус. Вопросов не возникнет. Подтекстов нет. Раскрывай рот и автор накормит тебя «от пуза». Как тут не вспомнить классика с «Балладой о правде и лжи»
… Только к утру обнаружила правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово.
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую правду, а так ничего.
Правда смеялась, когда в нее камни бросали
Ложь это все, а на лжи одеянье мое..
Двое блаженных калек протокол составляли,
И обзывали дурными словами ее.
Тот протокол заключался обидной тирадой
(Кстати, навесили правде чужие дела)
Дескать, какая-то мразь называется правдой,
Ну, а сама пропилась, проспалась догола.
Голая правда божилась, клялась и рыдала,
Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах…
Что в этом фильме для меня ни так? Однобокость. Однобокость подачи материала. Выглядит всё как дешёвая, состряпанная для конкретной утехи поделка. Но в угоду кому? Наверное тем, на кого рука не поднялась в создании видеоряда. Тем, из чьих рук получен заказ. Они в этом фильме — противниками «головорезам». И противники эти предельно корректны, предельно вежливы (вспомните сюжет с Мерседосом при проверке документов). И взяток ни-ни — из паспорта вернули вложенные купюры. И даже более того — досмотр личных вещей проводить не стали, хотя очереди из машин перед шлагбаумом нет, а пассажир ведёт себя несколько странно. А грубости или мата себя никогда не позволяют. Более того, запрос касательно установления личности сделан, но дожидаться комментария нет надобности. Верят на слово. Физиономисты. Новороссию же «полоскают» на все лады. Грехи какие есть — все в один котёл. Секретарша, матерщинница и стерва первостатейная — даже мать не уважает. Босс её — едва ли не криминальный урка. Ополчение — безпредельщики. Население — озлобленная биомасса. Невеста свадебная — «лягушка-царевна»… И мародёрство, и грабёж, и убийства всё ярмом на шею по эту сторону баррикад. По эту сторону.
А что же, простите, происходит по ту? А вот и не скажу, — говорит автор, — там всё очень-очень хорошо, поверьте мне на слово. Я и рассказывать об этом не стал вовсе. Там нет никаких проблем. Там люди живут счастливой, полноценной жизнью. В тепле, в сытости, в честности. Заработная плата стабильная и высокая. Обмана нет. Там мудрое руководство окормляет всех. Недовольные? Ну, что Вы…. Перебили давно. Простите, оговорился — поробили…
Говорят, что с youtube большинство сюжетов в картину «переработали»? Возможно это? Ну, а почему нет? Только вот документальное и художественное кино разнятся по своей сути. Документальное, да ещё и самостоятельно снятое на телефон несёт на себе отпечаток создателя. Порой грубый, низменный, безобразный посыл. Бездумный где то. Цензора нет. Цензуры тоже. Осознание глупости приходит позже. За ним и раскаяние. Вне сомнения, порочность, тёмная сторона есть в каждом, но люди не выставляют это на показ. В нынешний же век, барьер этот легко преодолим, благодаря социальным сетям. Всё это пустое.
Грязное, вымаранное кино. Которое и «кином»-то назвать нельзя. Агитка. Политический заказ.
4 из 10
6 февраля 2019
Трагикомедия, обязательная к просмотру. Визуальный pop-up государственных стремлений напоказ всему миру.
Кино рассказывает о катастрофе, сравнимой с блокадой Ленинграда. Невероятен факт подобной жизни в Европе в 2019 году. Фильмом показана ничейная, ненужная земля — зона отчуждения здравого смысла, где потеряны нравственные ориентиры.
Один из сильнейших документальных режиссёров в постсоветском пространстве обращается к художественному жанру, желая донести беспристрастные факты до своих людей и европейских соседей. Камера, взмывая и фиксируясь, в верхней угловой точке сцены в конце фильма, подчёркивает меланхоличный нейтралитет, который режиссёр старается в рассказе соблюдать, несмотря на то, что речь идёт о преступлениях.
Некоторая ненатуральность актёрской игры в массовых сценах размывает границу между документальным и игровым фильмом, натурализуя происходящее: изображаемая актёром ложь оттеняется людьми, от которых не требуется ничего изображать, ведь они знают, что в данный момент съёмки им лгут, поэтому на их лицах застывает потерянное неловкое недоумение, недоверчивость.
Контраст малой узнаваемости актёров с их резкими, пронзительными персонажами погружает в фильм крепко, позволяя верить.
5 февраля 2019
Сергей Лозница уже и раньше вникал в тёмные области постсоветского менталитета, но даже по меркам его ранних работ «Донбасс» вышел чрезмерно откровенным. Черная комедия выполнена настолько гротескно, однако при этом настолько узнаваемо, что для зрителя предвзятого выглядит просто какой-то дичью. При этом, несмотря на однозначную художественность постановки, признать реальность происходящего можно легко: хотя стилистически «Донбасс» кричит против войны, кинокартина вполне ложится в современный тренд fake news — неудивительно, что у этой киноленты появится множество противников.
Сюжетно «Донбасс» поделен на 13 сегментов, однако ни один из них не рассказывает ни о причинах конфликта, ни о каком-либо значимом событий. Это просто зарисовки из жизни граждан Новороссии. Фрагментарная структура начисто исключает сюжетную линию, которая даже не особо и жестока. Героев нет, а их общей чертой можно назвать, разве что, печаль и безысходность.
Итак, где-то в затерянном во времени крае на рубеже 2014-го — 2015-го годов происходит ряд событий. Открывающий эпизод повествует о группе людей, что дают интервью о диверсии коварных украинцев. На самом деле выясняется, что свидетели — ряженые, и это первый звоночек о вскрытии темы пост-правды. «Донбасс», судя по всему, также является продуктом этой самой эпохи, особенно если рассматривать кинофильм в контексте следующих эпизодов. Персонажи, вылезающие на свет в каждом новом сюжете, словно вчера были в выпуске уже реальных новостей с федерального телевидения: здесь и женщина, выливающая ведро фекалий на чиновников, и какой-то комиссар, который показывает сотрудникам детдома изобилие продуктов и лекарств, хотя очевидно, что их положили только недавно. С каждым последующим сегментом повествование неумолимо мрачнеет, освещая тему войны: даже такое радостное событие как свадьбе оборачивается бросающей в дрожь мерзостью.
Черный юмор «Донбасса» достоверно относится к традиции нашего искусства высмеивать проблемы: от Гоголя до Алексея Германа и Алексея Балабанова. Фильм, вероятно, более близок циничным постсовестким народам, чем зрителям, искушенным современным мировым кино о гуманизме и всепрощении. Тем не менее, даже в этом не самым приятном свете «Донбасс» иногда сбоит: такое чувство, что намерения Лозницы не до конца были сформулированы, когда он садился в режиссерское кресло. Искусственность всё же играет в минус: портрет горького мира написан слишком широкими мазками и даже самые несчастные новороссы не трогают, так как лица обреченных сливаются с пейзажем. Нельзя переживать за тех, о ком так мало знаешь.
В конечном счете и трудно сказать, стоит ли при просмотре «Донбасса» смеяться или плакать. Даже в самых нелепых сюжетных точках есть трагедия, которая точно покоробила бы кого угодно, произойди она со зрителем в реальности. Подтекст киноленты кажется слишком серьезным, чтобы его можно было принять с юмором. Тем более, что последний здесь, скорее, бытовой: остроумия какой-нибудь «Смерти Сталина» «Донбассу» точно недостает.
Экспериментальный «Донбасс» Лозницы является очень спорным фильмом и прежде всего из-за подхода к производству. Все минисюжеты связаны с понятием правды: будь то первый сегмент о «свидетелях войны» или будь то расправа за распространение лжи в СМИ. Сценарий содержит это ядро постольку-поскольку, чтобы исследовать манипуляции общественным мнением… в конце концов сам превращаясь в манипуляцию общественным мнением! Уверен, что множество зрителей будут оскорблены «Донбассом», хотя симпатии Лозницы в целом неоднозначны. Да, в «Донбассе» содержится неприкрытая критика современной России. И да, фильм настолько же антирусский, насколько и антиукраинский: по ту сторону от русского мира, оказывается, Мордор ничуть не лучше. «Донбасс» ответа не дает: Новороссия — земля обетованная или всё-таки Чистилище?
7 из 10
4 февраля 2019
Четыре года назад Сергей Лозница сотворил «Майдан». Премьера прошла в июле 2014 года, т. о., его работа увидела свет по очень горячим следам, буквально через пару-тройку месяцев после освещаемых событий. Автор предлагал аудитории повторно пережить все недавно случившееся в роли бессловесного наблюдателя, что волею статичной камеры оператора появлялся в том или ином месте бурлящей локации. «Майдан» демонстрировал «нашу сторону» только что победившей революции, поэтому был лишен каких-либо главных персонажей и сторонних комментариев, что, по задумке его творца, способствовало более глубокому погружению в атмосферу и объективному восприятию исторического события без преломления через рефлексию других участников.
Контроверсионный стиль изложения ложится минусом в карму режиссера.
Новый фильм Лозницы «Донбасс» сохраняет определённые художественные особенности вышеупомянутого «Майдана», но вместе с тем обретает черты, от которых лента в целом выигрывает.
В отличие от событий четырехлетней давности, создатель лично не переживал описываемые перипетии, поэтому в основу картины легли пересказы очевидцев и материалы из открытых источников, а окружающую действительность зритель наблюдает через вымышленных, но порой легко узнаваемых, персонажей.
«Донбасс» это сборник 10—15-минутных нарезок из жизни оккупированных территорий, застрявших в зазеркалье. Здесь нет здравого смысла, зато ведется борьба с фашистами. Отстаивают русский язык, но разговаривают матом. Воруют вагонами, но наказывают за украденный мобильник. По пути на свадьбу избивают привязанного к столбу пленного «укропа». «Местные» не могут вспомнить название родного города. «Защитники» экспроприируют собственность именем войны с хунтой. Юморист Георгий Делиев принципиально не шутит.
Режиссер ведет зрителя из серии в серию, цепляясь за второстепенных героев. Демонстрирует срез всего общества «за блокпостами», от загнанных в подвалы беженцев до властной верхушки. Используя почти в каждой сцене «майданный» прием со статичной камерой, Лозница намеренно передерживает завершение фрагмента, давая наблюдателю возможность переварить эту порцию перед подачей следующей. Посыпает повествование тонким слоем аллюзий. Порой слишком тонким, дабы оценить их без предварительной подготовки.
Внимания заслуживает тот факт, что, изображая стан врага, создатель старается выдерживать черту, за которой начинается пропаганда. Однако основная аудитория его работы — это тот же Майдан. Люди, что и в довоенное время жили преимущественно клишированным представлением о Донбассе. Поэтому периодически в угоду его основному зрителю рассказ сознательно обостряет черты отдельных персонажей, доводя их до дичайшего градуса абсурда. Но попытка выставить ту сторону нелепыми клоунами разбивается о суровую действительность четвертого года войны, провоцируя очень неудобный вопрос самим себе. Если там «клоуны», то почему мы до сих пор их не победили?
«Донбасс» очень нелегкий фильм о нашей коллективной ране. Не давая прямых ответов, он предлагает вернуться на несколько лет назад и попытаться осознать, что же с нами случилось весной 2014 года.
7 из 10
30 октября 2018
Донбасс — это не для всех. Это касается как фильма, так и региона в целом. Увидев высоченные рейтинги картины на Томато, а после награды Каннского фестиваля, вопрос о просмотре нового творения Сергея Лозницы даже не стоял. Мы собрались компанией и отправились субботним вечером на просмотр (как нам казалось) черной комедии, высмеивавшей нынешнее упадническое состояние некогда одного из самых прогрессирующих регионов Украины.
Сюжет
В фильме отсутствует целостный сюжет, а показывается тринадцать отдельных историй людей или групп людей, которых ничего не объединяет, кроме как место действия событий — Донецк, пригород и область. Часть историй не выдумана и в точности показывает то, что было на YouTube (конечно, с доработками самих авторов). Часть — выдумка и художественные идеи сценаристов и авторов.
Какие-то истории высмеивают события и играют на эмоциях слепых людей, какие-то показывают ужасное состояние отношение к тем, кто попал под молот и наковальню текущей войны. Какие-то показывают алчность, жестокость, бандитизм и полное отсутствие человечности. А кое-какие вгоняют в ступор, напоминая психоделику (это история про свадьбу).
«Донбасс» — это в меньшей степени черная комедия, а в большей — арт-хаус и гротеск.
Атмосфера
Фильм давит атмосферой и делает это постоянно. В некоторых моментах чувствуешь негодование, в некоторых смеешься с происходящего на экране, понимая, что там именно так, а кое-где тебе противно смотреть. Просто противно до отвращения. Но в тоже время все это погружает тебя внутрь — в серую жизнь, в бедность, в алчность, в безрассудство, в человеческий страх и жадобу. Практически все время мне было некомфортно, неуютно и попросту гадко смотреть. Я чувствовал напряжение людей в автобусе, когда «ополченец» просил «чего-то в супчик». Я бывал в таких «автобусах» и знаю эту тишину.
Итог
Знаете, я все это видел собственными глазами. Чего-то в меньшей мере, чего-то в большей, что-то сам ощутил на своей шкуре. «Донбасс» показывает изъяны нашего общества, пытаясь максимально приблизиться к событиям, проходящим на территории Донецкой и Луганской областей. Но он снимался, в первую очередь, для западных глаз, немногим напоминая фильм «Русский дятел» — для европейского зрителя эти кадры являются шоком. Для нас — это привычно и буднично. И это самое грустное.
Возможно, это гениально. А может быть — нет. Понять я этого так и не смог, поэтому оставлю фильм без оценки.
«А мы шо, на велосипедах должны ездить? Тебя от фашистов защищать!»
29 октября 2018
Сергей Лозница стал очень плодовит в последнее время: начиная с 2010-го года, у него выходит как минимум один фильм в год. Самое главное — такой плотный график нисколько не сказывается на качестве выпускаемых картин. В этом году нас ожидает аж три фильма — «Донбасс», «Процесс» и «День Победы». Первый из них — он же единственный из трех художественный, остальные — документальные — добрался до широкого проката, и будет представлен аж в двадцати странах мира. Премьера фильма состоялась в рамках Каннского кинофестиваля, где Лозницу любят, в программе «Особый взгляд», где кино чествовали призом за лучшую режиссерскую работу.
Четвертый художественный фильм Сергея Лозницы представляет собой 13 небольших историй, которые плавно сменяют друг друга и связанных между собой местом действия, которым является, как понятно из названия, Донбасс, а конкретнее — Новороссия.
Кроме нетривиальной структуры сюжета, фильм может похвастаться хорошей операторская работой, которую выполнил Олег Муту («Смерть господина Лазареску», «Милый Ханс, дорогой Петр»). Но самое примечательное — режиссура Лозницы. Его режиссерское мастерство достигло своего апогея, а фильм является квинтэссенцией всего его творчества: тут вам и гиперпобализация персонажей, и абсурд, и тема прибытия поезда. Неудивительно, что этот фильм отправили на соискание премии Оскар от Украины, а сам режиссер рассчитывает попасть в девятку претендентов, ведь в классическом, голливудском, понимании режиссерского ремесла, а именно работа с актерами, Лозница справился великолепно. Из каждого персонажа искрится жизнь.
Свой талант постановщик использует для того, чтобы показать абсурдность жизни на оккупированной территории Украины, но освещает он её однобоко. Режиссер все же лукавит заявляя, что весь фильм он находится в отстранении, и лишь в конце дает оценку происходящему. Вся картина подана под определенным углом и с конкретной точки зрения, и очень жаль, что как не крутись, как не вглядывайся в глубь (а заглянуть есть куда, и я вам советую), на поверхности тебя всё равно будет бить в лоб пропагандистская, политическая мораль. И в этом плане с фильмом тяжело, ведь исполнение вызывает восторг. Но на то это и художественный фильм, где автор волен выражать любую свою позицию, не так ли?
22 октября 2018