Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Размытые границы арт-мира |
английское название: |
Blurred Lines: Inside the Art World |
год: | 2017 |
страна: |
Канада
|
слоган: | «The Art of Smoke and Mirrors» |
режиссер: | Барри Аврич |
продюсеры: | Caitlin Cheddie, Riley Mcnair, Jonas Prince, Барри Аврич |
видеооператор: | Ken Ng |
монтаж: | Джакомо Амброзини |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 апреля 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Документальный фильм об экономике современного искусства. С самого начала хорошо задается контекст: показан ипотечный кризис в США 2008 года, расстроенные сотрудники Lehman Brothers, и затем — рекордная по объему торгов аукционная распродажа одного из самых рыночно эффективных художников Дэмиена Херста, состоявшаяся аккурат на следующий день.
Фильм рассказывает об элементах арт-рынка последовательно по главам: художники, дилеры, коллекционеры, аукционы, музеи, ярмарки. Довольно много сухой фактографии, и в этом смысле он очень похож на известную книгу «Как продать за $12 миллионов чучело акулы», где используется похожая схема изложения материала.
Если мы говорим об экономике искусства, то неизбежен разговор о стоимости, наиболее интересный для марксиста. Как связаны стоимость картины и объем вложенного труда художника, ее эстетическая ценность? Современное искусство — та область, где разрыв потребительной и меновой стоимости максимальный.
В фильме хорошо видно, что этот разрыв смущает даже самих участников арт-рынка, которые на этом рынке зарабатывают. «У вещей должен быть смысл существования», глубокомысленно заявляет один из персонажей. «Есть огромное количество работ, которым необязательно существовать». Другой говорит, под ценностью подразумевая потребительную стоимость, конечно же: «Мы живем в таком моменте, когда ценность определяется стоимостью, когда важно, сколько звезд тебя купят». Все в целом соглашаются, что определять потребительную стоимость через меновую — порочный путь, уводящий искусство от его смысла.
К чему приводит разрыв стоимости? Возникают интересные эффекты, и большое поле для мошенничества. Например, в фильме объясняется схема взаимной возгонки стоимости художника: когда через его вовлечение в модную галерею цена на его картины нагоняется до предела, после чего уже сам художник становится востребован — искусственное создание спроса.
«Мы создали мыльный пузырь современного искусства», честно признается один из персонажей. Пузырь — когда стоимость растет быстрее ВВП, а на рынке искусства цены только повышаются быстрыми темпами с 50-х годов. В фильме не хватает нормального анализа, почему это так происходит и с чем связано (рискуем предположить — что с ростом неравенства и необходимостью для сверхбогатых найти удачную инвестицию своим сверхдоходам, а также с удобством офшорного отмывания денег через ничем не обосновываемые стоимости картин).
Кто страдает от всей этой ситуации? Казалось бы, страдают просто какие-то богачи, как говорят персонажи фильма: «мы надуваем арабских шейхов и русских олигархов». Поэтому, считается, власти и не обращают внимания на арт-рынок. Но как справедливо говорится в фильме, государство не считало нужным регулировать то, что происходит на бирже в 2008 году, и к чему это привело?
Основная мораль здесь такая: мы уходим от изначального понимания того, что такое искусство и зачем оно нужно. Все мы терпим урон, наша культура терпит урон. Помешательство на прибыли — неправильно. Необходимо государственное регулирование рынка искусства, потому что в нём процветает мошенничество и коррупция. Такая социал-демократическая мораль под занавес фильма.
На эту же тему могу порекомендовать «Всему есть цена» (2018), понравился больше.
6 из 10
30 января 2021
Новая сказка про голого короля с открытым финалом. Отличная вещь, которую должен посмотреть каждый, кто думает о карьере в мире искусства. Снято очень информативно, зрелищно и занимательно. Иногда немного гротескно и даже печально. Фильм указывает, что сейчас не так в современном арт-мире. Маркетинг, маркетинг uber alles! Озабоченность брендами. Богатые покупают знаменитые произведения искусства точно так же, как драпируются в Prada и Gucci, а галерейщики, их обслуживающие, не делают ничего для того, чтобы укрепить любовь к искусству среди тех толп, что бродят по их галереям, не имея возможности позволить себе приобрести ни одного предмета.
А вообще здесь должен быть мини-сериал, чтобы по отдельности рассмотреть творчество каждого художника, представленного в фильме.
21 января 2021