Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последний вальс |
год: | 2017 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Юлия Бобкова |
продюсер: | Станислав Ершов |
видеооператоры: | Сергей Ландо, Александр Филиппов, Мария Евтеева, Андрей Ананин |
композитор: | Олег Каравайчук |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $620 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Рецензия цвета травы на Комаровском кладбище
Документальный фильм может быть музыкой, если его сочиняет композитор. Ритм «Последнего вальса» Олега Каравайчука отбивает стук колёс уходящего поезда, стук молотка по гвоздям в гробовой доске, и даже стук пальцев, печатающих на клавиатуре рецензию, потому что сердце после просмотра продолжает биться в такт этому вальсу.
Режиссёр Юлия Бобкова считает автором произведения не себя, а композитора: её имя в титрах следует за именем автора идеи. Он сочинил «Последний вальс» (и фильм, и музыку к нему), а она его сыграла по нотам. Выдержала размер, не сфальшивила, учла все примечания в партитуре. Юлию можно назвать дирижёром, который руководит оркестром — съёмочной группой, исполняющей «Последний вальс».
Это фильм Каравайчука, но не о Каравайчуке, он в нём один из музыкантов оркестра. Но всё-таки он играет сольную партию. Каравайчук рассказывает о Комарово, но камера и внимание фокусируются на рассказчике: он в фокусе, даже когда едва выглядывает из-за голов слушателей на концерте, сидящих на переднем плане. Один из них, задавая композитору вопросы, склоняется к нему, возможно, чтобы лучше расслышать, но это выглядит как поклон. Зрители же в основном смотрят на Каравайчука снизу вверх, потому что в таком ракурсе его снимает Сергей Ландо. Фильм снят в жанре монолога, и слушатели Каравайчука внимают не только его музыке, но и его словам. Это в равной степени фильм-портрет и фильм-пейзаж. В нём Комарово показано глазами Каравайчука, и зритель познаёт их в симбиозе.
«Последний вальс» эстетически созвучен фильму «Берлин: Симфония большого города», первому и одному из самых выдающихся в ряде городских симфоний, концертов, вальсов. Но вальс Каравайчука в соавторстве с Бобковой произведение не города, а посёлка Комарово. «Последний вальс» и «Вальс Комарово» — два разных музыкальных произведения, но при этом единое кинопроизведение; фильм «Последний вальс» звучит шумами Комарово. Не гудками автомобилей и гулом говорящих по телефонам людей, а стуком дождя по карнизам дач, ветром в крыльях взлетающих птиц и шлёпаньем босых стоп по берегу Финского залива. Это близко к поэтической документалистике, зародившейся в двадцатых годах прошлого века. Здесь дождь, выступавший главным героем одноимённого фильма Маннуса Франкена и Йориса Ивенса, играет роль одного из музыкантов мирового оркестра. И если Берлин в фильме Вальтера Руттманна исполняет симфонию, то Комарово играет себе реквием.
Зрители и слушатели фильма оказались не на концерте, а на похоронах, и оркестр заиграл не ещё один вальс Каравайчука, а его последний вальс. Смерть композитора повлияла на тональность произведения: оно стало минорным монологом о смерти, и его эпиграф — «Для этого фильма он сыграл вальс, который оказался последним» — выглядит эпитафией. Рассказ начинается словами, с первых нот задающими эту тонику: «Грустное очень настроение, помирать надо». Это фильм не о Комарово, а о знаменитом Комаровском кладбище, на котором похоронен и Олег Каравайчук. Этим кладбищем стал теперь весь посёлок.
Олег Каравайчук говорит о Комарово, о гениальных людях, которые здесь жили, в прошедшем времени. Всё хорошее осталось в прошлом, и архивное видео 2002 года, на котором Каравайчук ещё улыбается, — чёрно-белое. Этот дачный посёлок был когда-то подарен талантливым людям, занимающимся наукой и творчеством, Сталиным. Каравайчук не хочет говорить о КГБ, но начинает разговор о разрушении Комарово: «Стали наезжать новожилы», и в этом почему-то снова слышится фамилия вождя.
Каравайчук рассказывает, каким Комарово было раньше, а оператор показывает, что с ним стало теперь. Там, где сын Шостаковича катался на велосипеде, знак предупреждает: «Проезда нет! Опасно!» По тропочкам, которыми люди ходили к заливу, проезжают автомобили. Оператор показывает указатель с перечёркнутым словом «Комарово», и в контексте фильма он обозначает не выезд из посёлка, а то, что Комарово уже не существует.
Теперь людям больше нравится шелест купюр, чем шелест листвы. Они уходят от природы; срубают любимую ель композитора и строят каменные джунгли. Он рассказывает об этом, опираясь на пень, оставшийся от той ели. Он ждёт урагана, посланного «свыше или снизу» — оттуда, куда улетают души, или из-под земли, где лежат тела. Этот ураган должен всё снести с музыкальным сопровождением «Полёта валькирии» Рихарда Вагнера. И Каравайчук начинает напевать, будто в надежде, что это случится сейчас. И на экране всё рушится: камера, подчиняясь стихии музыки, стремительными горизонтальными панорамами разгоняет ветер, а её наклоном роняются столбы и заборы с объявлениями «спилим деревья» и вывесками «SALE».
Каравайчук направляется дальше по «лабиринту тюрьмы», построенному заборами чужих участков, а оператор направляет камеру на колючую проволоку — и на другие камеры, снимающие здесь вовсе не кино, не актёров, а прохожих, будто они заключённые под строгим надзором. Это не только «функционально-архитектурная» тюрьма, но и «тюрьма внутри самого человечества». Может быть, не только внутри человечества, но и внутри человека; тело как «темница души». Оно сковывает, вынуждает зарабатывать на концертах, без которых Каравайчук оставил бы в пять раз больше сочинений после смерти. До бесконечности больше — если бы тело не было смертно и не нуждалось в физической пище. Он и так ест мало, а энергию берёт не от реальности, а от вымысла. Для него чудо — играть, не дыша, потому что «и дышать-то не надо». А для жизни дыхание необходимо.
Олег Николаевич будто всегда стремился к смерти — если не к физической, то к метафорической, к смерти как к отделению души от тела. В монологе на Смоленском кладбище он говорит, что здесь его дом. Он родился рядом, бегал здесь в детстве. Вопреки тому, что в этой земле лежат мёртвые, для него здесь «всё живое», именно потому, что вернулось к земле, к живой природе, стало частью мирового оркестра. И вальсы лучше всего писать на кладбище, когда от человека не осталось ничего физического и он сама душа.
Комаровское кладбище — достопримечательность. Андрей Аствацатуров в романе «Осень в карманах» вспоминает, что в детстве, проводя каникулы на даче, обычно звал на это кладбище бабушку, потому что прогуляться в Комарово было больше некуда. Теперь всё Комарово выглядит как одно такое кладбище, где Каравайчук и писал свои вальсы. Здесь лежат валуны — «величайший могильный знак». Дома стоят за кладбищенскими решётками. Лопаты строителей, копающих купленные новожилами участки, выглядят так же, как те, которыми закапывали гроб Каравайчука, а молоток стучит в такт Вагнеру, не строя, а ломая Комарово.
В конце фильма звучат три вальса, три альтернативных концовки. Под один из них, последний, душа Каравайчука покидает землю, и с высоты этого полёта виден крест, образованный сгибами крыши его дома. Это могила на большом Комаровском кладбище. «Грандиозный fin» Олега Каравайчука и Комарово.
8 из 10
5 августа 2018
Чудесный фильм о влиянии человека на среду, а среды обитания — на человека. Проекция нашего мира, в котором рациональное, индивидуальное, товарно-денежное и сиюминутно-комфортное убивает творческое, непреходящее, то, что должно бы стать вечным. Почему художники, оказывающиеся в деформированной среде, не могут более творить, либо их творчество также подвергается деформации? Деформации, которая, отражаясь в душах слушателей и зрителей, приводит к дальнейшей деформации окружающей их среды. Выходит снежная лавина, всё расширяющаяся воронка, цепная реакция пошлости, приводящей к опошлению и, в конечном итоге, дегуманизации общества.
Избитый вопрос: что оставишь ты миру? Дачу на Рублёвке, которая через цать лет обесценится, обветшает, будет снесена или нечто, что и цать лет спустя будет трогать сердца людей, заставлять их сопереживать, думать, и, в конечном счёте, творить, превращая их творчество в сотворчество с тобой, чья плоть уже не ходит по этой земле?
Каждый день жизни ты либо посвящаешь делу своей жизни, либо этот день оказывается выброшенным тобою в мусорное ведро.
Важная черта «Последнего вальса» — россыпь волшебных совпадений и знаков, встроенных в картину не автором или героями, но Богом в чистом виде. Как дополнительный знак: это кино стоит смотреть!
30 июня 2017