| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
5.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Обезьяна, страус и могила |
| год: | 2017 |
| страны: |
США,
Израиль,
Болгария
|
| режиссеры: | Олег Мавроматти, Виктор Лебедев |
| сценаристы: | Po98, Анна Дэн, Олег Мавроматти, Виктор Лебедев, Боряна Росса |
| продюсеры: | Анна Дэн, Боряна Росса, Андрей Сильвестров, Марат Гельман |
| видеооператор: | Виктор Лебедев |
| монтаж: | Виктор Лебедев, Олег Мавроматти, Боряна Росса |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
6 апреля 2017 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 35 мин |
Сюжет фильма начинается с рассказов Горина о детстве и бытовых советах, постепенно переходя к воспоминаниям о похищении инопланетянами, которых он называет «лунатиками» или «Жегловым и Шараповым». Центральное место занимает сцена, где он показывает тетрадь с рисунками, включая изображение обезьяны, страуса и могилы, что символизирует его внутренний мир и восприятие окружающей действительности.
Фильм представляет собой глубокое погружение в психику человека, живущего на фоне войны, и отражает абсурдность и ужасы происходящего. Режиссер использует реальные кадры из интернета, включая уличные сцены с людьми и человеческими трупами, что усиливает эффект присутствия и достоверности происходящего
Три персонажа — обезьяна, страус и могила — это не просто образы животных и объекта, а скорее архетипы. Обезьяна символизирует хаос, первичную энергию, импульсивность и бунт против установленных норм. Страус — это страх, стремление спрятаться от реальности, нежелание видеть и принимать происходящее. Могила же является метафорой конца, неизбежности, напоминанием о бренности всех попыток уклониться от настоящего.
Фильм медитативно исследует темы отчуждения, бессмысленности стремлений и внутреннего бегства человека от самого себя. Обезьяна постоянно пытается действовать, меняет обстановку вокруг, сталкивается с препятствиями, в то время как страус пассивно избегает проблем, зарывая голову в иллюзорную безопасность. Между ними — могила, немой свидетель, вечный укор и финальная точка любого пути. Отдельно стоит отметить визуальный язык фильма: режиссёр мастерски использует приглушённые тона, длинные статичные кадры и резкие переходы между сценами, чтобы усилить чувство безысходности и внутреннего напряжения. Звук в фильме — минималистичный, с акцентом на естественные шумы, что создаёт ощущение изоляции и усиливает тревожную атмосферу.
'Обезьяна, страус и могила' — это произведение, которое требует от зрителя активного участия и рефлексии. Оно оставляет множество вопросов без ответа, заставляя каждого интерпретировать увиденное через призму собственного опыта и мировосприятия. Это кино не для развлечения, а для внутреннего диалога, для размышлений о природе жизни, страха и выбора.
28 апреля 2025
В первую очередь нужно отметить, что этот фильм — политический манифест. Олег Мавроматти — один из первых людей искусства, вынужденных уехать из России из-за преследования ещё в начале 00-х годов. С тех пор ему остаётся узнавать о происходящем в родной стране лишь из косвенных источников.
Для художника такими источниками стали психически больные люди. Их восприятие похоже на детское — они являются зеркалом происходящего вокруг, и это самое происходящее оставляет отпечаток на их психике.
Главный герой фильма — Геннадий Горин, известный в интернете человек с особенностями психического развития. Мавроматти переместил его из города Орла в зону боевых действий и косвенно, через психологический портрет Геннадия показал своё отношение к войне, братоубийству и современной политической обстановке в некогда братских странах.
Рекомендую фильм к просмотру, хоть он и несколько затянутый (те же самые идеи можно было выразить и в коротком метре).
18 апреля 2019
Фильм «Обезьяна, страус и могила» я посмотрела в рамках программы Артдокфеста, но новый шедевр Мавроматти оказался невообразимо далёк от канонического документа. Это произведение-перевёртыш, созданное из бесконечных мерцаний и бликов. Главный герой фильма — Геннадий Горин, сумасшедший видеоблоггер из Луганска, который ведёт свой дневник во время боевых действий 2014 года. Он учит нас лечить головную боль с помощью мокрой туалетной бумаги, рассказывает про лунатиков и НЛО в луганском небе, про своё любимое мороженое и сказку «Маленький принц». Иногда он выходит на улицу и снимает ад, творящийся в городе, — обстрелы и бомбёжки, кровь, трупы, ужас. Но даже у сумасшедшего не находится слов, чтобы описать происходящее: «мусор тут давно не убирали», говорит он, глядя на разбросанные вокруг тела.
Невозможность поименовать зло — проблема, с которой мир столкнулся после Второй мировой. «Ты ничего не знаешь о Хиросиме» — говорят герои Алена Рене, потому что знать значит забыть и потерять навеки. Слова создают образы вещей; где есть образ, там вещь уже отсутствует. Поэтому говорить об абсолютном зле аморально: слово нейтрализует реальность события, переводит его в фиктивный модус бытия.
Если бы не этот контраст между речью безумца и её отсутствием, фильм Мавроматти вряд ли можно было бы назвать документальным. Реальное проникает сюда не через парадный вход, а с задворок, через зияющие дыры в языке и ткани повествования. Безумное сознание Геннадия Горина изо всех сил пытается залатать эти дыры собственными творениями — лунатиками, тарелками, жегловыми и шараповыми, но сквозь них всё равно сквозит ужасное и несказуемое. «Вы знаете, что они со мной сделали?! Вы знаете, что они со мной сделали!!!» — истошно кричит в камеру Горин. Нет, мы не знаем, но очень хорошо чувствуем.
Фильм Мавроматти поднимает много разных проблем, в частности, проблему соотношения игрового и документального в кино. Нашла по этому поводу книгу кинокритика Зары Абдуллаевой «Постдок. Игровое/неигровое». Добавлю в свой бесконечный список мастридов.
8 из 10
3 февраля 2018
Очередная попытка (уже четвёртая) в том чтобы разобраться в том, что это за фильм. В ней я, скажем так, приду к отвлеченно-формальному типу описания, минуя какие-то слишком субъективные эмоциональные оценки. Мы будем стараться отрешиться от, скажем так, «жаренной» темы данной картины.
В первую очередь фильм этот продолжает линию предыдущего творения Мавроматти «Дуракам здесь не место». Это всё тот же моноспектакль только вместо Серея Астахова в нем главная роль отведена Геннадию Горину. Герой Мавроматти это типичный маленький русский человек сродни Акакию Акакиевичу или Мармеладову. Вообще персонаж классический для русской литературы и быта со всеми его странностями и патологической детскостью в его облике. С первых минут фильма мы видим конфликт злой взрослой реальности с внутренним детским где-то забавным миром Геннадия. Наверное, это одна из основных тем фильма. С другой стороны тут вспоминается такие творения как «Незнайка на Луне» и другие поделки антикапиталистического писателя Носова.
Другая тема фильма это такой вот порыв, который Мавроматти уже нащупал в предыдущей его картине «Дуракам здесь не место». Это порыв, действие, процесс развала порядка, процесс преодоление симметрии через хаос. И если в предыдущем фильме этот хаос только определялся как что-то что может вот-вот произойти или наступить, то в этом фильме хаос уже вышел в мир через разбойный-вакхический дух, который есть вражда порядку или симметрии. В предыдущей его картине нам был явлен пусть неэстетичный и уродливый, но четкий, иерархический мир, в котором присутствовал какой-то порядок. Реальность же этого фильма сродни гоммункулу или телу первородного Хаоса.
Распад — главная тема фильма. Пусть даже в кино его идея не утверждается, а только проглядывает между строк. В центре сюжета развал неэстетичной и явно выстроенной злым демиургом или какой-то другой злой волей реальности «Дуракам здесь не место», её распад на первоэлементы и возвращение её не в Плеорму, а туда. Туда в вечный океан Хаоса к низвергнутым титанам.
В Тартар.
10 из 10
20 января 2018