Бегум Джан
Begum Jaan
5.6
2017, боевик, драма, история
Индия, 2 ч 8 мин
В ролях: Амитабх Баччан, Флора Сайни, Насируддин Шах, Гаухар Кхан, Мишти
и другие
Бегум Джан — хозяйка большого провинциального борделя, который после раздела страны в 1947 году на Индию и Пакистан неожиданно оказался на самой границе. Представители двух стран кнутом и пряником пытаются принудить женщину прикрыть свой бизнес, но только она не привыкла сдаваться.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бегум Джан

английское название:

Begum Jaan

год: 2017
страна:
Индия
слоган: «My body. My house. My country. My rules.»
режиссер:
продюсеры: , , ,
художник: Рик Рой
монтаж:
жанры: боевик, драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 апреля 2017 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 8 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма, история

Постеры фильма «Бегум Джан», 2017

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бегум Джан», 2017

«Неважно, что происходит в мире - война ли, мирное ли время, потоп или цунами - у девушек лёгкого поведения всегда будет работа, потому что шлюхи нужны всегда» - Бегум Джан, владелица борделя.

Думаю не просто так у меня получился именно этот заголовок к рецензии, это одна из фраз главной героини этого фильма (который я вчера посмотрела впервые), которая отражает главную суть происходящего в мире. И действительно, с древнейших времён, чтобы не происходило в мире, как бы мужчины не тешились играя в войны или строя политические интриги, им всегда нужны будут женщины, которые смогли бы их утешить и развлечь в тяжёлые (и в не очень тяжёлые) времена. И часто это бывают именно такие женщины, которые продают своё тело за деньги, потому что им больше не на что жить, не на что кормить своих детей, и не приходится ждать помощи от мужчин. Мужчины только пользуются женщинами и выбрасывают многих на дно жизни, заставляя тем самым выживать как получится. А тем более в таких древних и консервативных странах как Индия. И женщинам ничего другого не остаётся, как начать заниматься таким унизительным делом.

Давно подмечено, что судьбы людей во всём мире решают мужчины, именно мужчины развязывают войны, политические конфликты, устанавливают правила жизни во всех государствах. А женщинам остаётся только приспосабливаться к предложенным условиям и выживать в них. Женщина - прежде всего Мать, её главное предназначение заботиться о своём потомстве, кормить и растить своих детей, а потом уже всё остальное. И часто случается так, что ради своих детей женщина способна упасть на самое дно жизни, но остаться при этом чуть ли не святой.

Фильм - драма с очень сильным сюжетом, в котором режиссёру удалось максимально отразить проблемы общества в целом и бесправие женщин, в частности. Это, я думаю, было достигнуто через повторяющиеся психологические моменты, контрасты характеров и противопоставлении отрицательных героев фильма с положительными, хотя эти понятия часто менялись местами на всём протяжении истории.

Фильм очень понравился, как отражающий реальное положение дел и не только в самой Индии (думаю, что такие проблемы всё-таки имеют место и в современном обществе во всех странах мира). В тоже время, история показана слишком трагично. Актёры сыграли хорошо и реалистично, даже отрицательные герои выглядели настолько правдиво, что вызвали неподдельную неприязнь к себе. Ещё хочется отметить роль главной героини Бегум Джан, в исполнении шикарной Видьи Балан, прошедшей через все трудности в своей трагичной жизни, при этом не растерявшей человеческих качеств и даже сохранившей чистоту своей души, что не каждому удалось бы при такой жизни.

Фильм затрагивает проблему дискриминации в Индии по половому признаку, которая актуальна по сей день. Фильм скорее больше будет интересен женщинам нежели мужчинам. Хотя считаю мужчинам его посмотреть тоже стоит. Обязательно стоит. Может быть эта история поможет им хоть на миг задуматься о том, что многие их действия в жизни, отражаются прежде всего на женщинах и детях. Есть в фильме несколько нюансов, которые в обычной жизни мужчины не замечают или не хотят замечать. А они как оказывается очень давят и влияют на психологию женщин. Вообще совсем не похоже на индийское кино. Заставляет задуматься и сделать какие-то выводы.

Сюжет незамысловат. После раздела страны на Индию и Пакистан, вновь образовавшиеся государства проводят границу. Но так совпало, что эта самая граница проходит аккурат через бордель Бегум Джан. Далее всеми способами чиновники пытаются расселить бордель, выгнав куртизанок, которые совсем не хотят покидать свой дом. Эмоциональная и смысловая составляющая фильма очень сильные, есть несколько шедевральных сцен, на мой взгляд. Так например, произвела впечатления сцена, когда Руби говорит Суджиту про тело и душу, сцена раздевания «девочки-бабушки», ну и конечно же финальная сцена в огне. Драматургия фильма и проста, и глубинно выстроена одновременно. Все актёры отлично вписались в свои роли и справились.

В фильме нет лишней грязи, обнажёнки и всего такого, что обычно сопровождает фильмы о проститутках. Это бы испортило идейность и общее впечатление от фильма. Музыкальное сопровождение под стать. И со смыслом и мелодии подобраны хорошие.

Итог: получился цельный образ, фильм производит впечатление. Остаётся только поразмышлять над тем, что такое быть свободной для женщины, особенно индийской, особенно куртизанки. Ведь как отмечают не раз героини фильма, они чувствовали себя свободнее именно в своём доме-борделе, а не в семьях бывших мужей и отцов… Да и как сказала сама Бегум Джан - «Нас не обижают слова, которыми нас называют люди, - есть врачи, есть юристы, а есть шлюхи, - это всего лишь название профессии, которой мы занимаемся». Сказано невероятно сильно. Словом, есть над чем задуматься.

В фильме упоминаются трагедии, произошедшие по обе стороны границы. Линия Рэдклиффа будет возведена как граница между новообразованными странами - Индией и Пакистаном. Чиновники сталкиваются с проблемой, когда находят бордель, который нужно снести, чтобы провести эту границу. Фильм рассказывает о жизни 11 женщин и 2 мужчин, обитателей борделя и мерах которые они принимают, для отстаивания своего права жить в своём доме.

«Бегум Джан» делает акцент на борьбе женщин против многих элементов нашего общества: патриархальной системы, социальной стигматизации куртизанок, лицемерных мужчин и их двойных стандартов, права на жизнь, концепций спекуляции на этом, и многом другом. Вступительной и заключительной сценой фильма режиссёр говорит о жестокой реальности, что даже после десятилетий раздела и независимости, борьба с социальной несправедливостью не закончена. Все эти женщины являются жертвами жестокого обращения, насилия, изнасилования, и эти травмы становятся связующей нитью между ними. Всё, что у них есть, - это их единение. Свобода ничего не значит для Бегум Джан, она и другие обитатели борделя не готовы обращать внимание на уведомления, выданные им правительственными чиновниками. Они очень громко и ясно говорят, что это их дом, и они не уйдут отсюда ни при каких обстоятельствах. То, как они все храбро сражаются, формирует остальную часть истории. В фильме много диалогов, которые сильно поражают.

Думаю, что создатели справились с работой на пятёрку, и фильм получился впечатляющим. А ещё когда он сопровождается голосом Амитабха Баччана, рассказывающего эту историю, впечатление остаётся незабываемое. Рекомендую к просмотру сюжет про изнанку самой жизни... то есть - как выжить на дне общества.

10 из 10

26 февраля 2022

Моё тело. Мой дом. Моя страна. Мои правила.

В 2012-м году в Дели произошло зверское преступление: несколько подонков в автобусе напали на пару, возвращавшуюся из кинотеатра. Парня избили, а девушку жестоко изнасиловали, несколько недель спустя она скончалась. Случай вызвал небывалый общественный резонанс, люди вышли с протестами на улицу, насильники были приговорены к смертной казни.

2016-й год. Фильм начинается с подобного эпизода: автобус, приставание к молодой паре… Страшно, потому что знаешь, чем это может закончится. А потом нас переносят на 70 лет назад. На СЕМЬДЕСЯТ! А ничего с тех пор и не изменилось. Единственная защита жертвы — попытаться воззвать к совести преступника. Итак, 1946-й, год перед разделением страны. Год, когда эйфория от грядущей и ожидаемой свободы кружит голову. Год, когда эта еще не полученная свобода порождает чувство безнаказанности и желание творить непотребства. Год, когда в приграничных районах между нынешними Индией и Пакистаном начинаются волнения, выливающиеся в зверскую жестокость по отношению к бывшим соседям. И этот 1946-й год в фильме начинается с того, что от изнасилованной девушки отвернулась ее семья, и теперь несчастной одна дорога — в бордель.

Фильм очень женский, и при том невероятно тяжелый. Поднимает множество вопросов, каждого из которых хватило бы на отдельную картину. Это и бесправие женщин в собственных семьях, и отсутствие безопасности на улицах даже у жен и дочерей чиновников не маленького ранга, и бессловесная покорность жителей приграничных районов, наивно верящих, что кто-то защитит их интересы. Это и страна, разодранная на две части по живому, и несущественность религий и каст. Это и мальчуковые игры в политику, а так же их итог.

Фильм необычайно символичен. Дряхлеющий раджа как олицетворение прежней жизни. Очень показательны два его приезда к Бегум Джан, по ним видно, насколько изменилось положение раджи в обществе. Два друга детства, оказавщиеся по разные стороны баррикад, — два соседних народа, жившие бок о бок, а сейчас протягивающие между собой колючую проволоку. И даже учитель, представитель уважаемой профессии, и тот — редиска, нехороший человек. Именно образованные люди, лидеры различных политических партий допустили кровавый раздел собственной страны, преследуя свои интересы. Вот и учитель решил урвать свою часть пирога… Джинна, Неру и даже Ганди, о котором или хорошо, или ничего. Очки а-ля Ганди на учителе — ну, может, только совпадение.

Так же очень символично упоминание великих воительниц и правительниц Индии — от Лакшми Баи до Падмавати. Они вели себя достойно и благородно, тем самым оставшись в народной памяти. И как-то понятно, с кого обитательницы борделя взяли пример. Причем не пафосно, не напоказ, а как-то обыденно, как само собой разумеющееся. Ну, не на мужчин же им равняться?! Это мужчины разделяют людей сперва по религиям и кастам, а потом по этим признакам делят и территорию, проводя границы прямо по чужим домам. И при всем при том, приходящим в бордель мужчинам не важны ни религия, ни каста выбранной женщины. Голый человек — это всего лишь человек.

Итог: презираемые всеми шлюхи оказались благороднее и честнее всех окружающих, продемонстрировав пример мужества и стойкости. Если бы все те, кто считал себя выше и достойнее этих женщин, поступили так же, как они, страна, возможно, осталась бы целой и неделимой. Закономерным завершением фильма стал показ дальнейших судеб чиновников, загубивших невинные жизни. И это тоже символ: выполняя предписания, погубили не только несчастных женщин, но и многие миллионы переселенцев. Да и сама страна Индия — словно беззащитная женщина: над ней надругались и бросили на произвол судьбы, как девочку-Шабнам.

21 июня 2017

Боевик Бегум Джан на большом экране с 2017 года, его режиссером является Сриджит Мукхерджи. Кто снимался в кино, актерский состав: Амитабх Баччан, Флора Сайни, Насируддин Шах, Гаухар Кхан, Мишти, Ила Арун, Priyanka Setia, Равиза Чаухан, Пунам Раджпут, Ридхима Тивари, Санджай Гурбаксани, Сумит Ниджаван, Gracy Goswami, Раджеш Шинде, Ашок Дханука.

Страна производства - Индия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.