Митридат, царь понтийский
Mitridate, re di Ponto
2016, музыка
Франция, 2 ч 56 мин
В ролях: Михаэль Пирес, Патрисия Пётибон, Мирто Папатанасиу, Кристоф Дюмо, Сабин Девьель
и другие
Дополнительные данные
оригинальное название:

Митридат, царь понтийский

английское название:

Mitridate, re di Ponto

год: 2016
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Сесиль Треллюйе
жанр: музыка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 20 февраля 2016 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 56 мин

Постер фильма «Митридат, царь понтийский», 2016

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Митридат, царь понтийский», 2016

Митридат в Театре Елисейских Полей — когда содержание затмевает форму

«Митридат, царь понтийский» — блистательное, монументальное (в оригинальной редакции почти четырехчасовое) творение в жанре оперы-сериа было создано 14-летним гением Вольфганга Амадея Моцарта. В качестве драматургической основы либретто юный композитор избрал одноименную трагедию известного французского драматурга Жана Расина, посвященную драматическому эпизоду из античной истории — противостоянию царя Понта Митридата Евпатора и Римской империи.

Сюжетная коллизия искусно сплетает политический и любовный конфликт — угрозу вражеской аннексии римских легионов отягощает семейная распря между монархом и его сыновьями. Ревность и честолюбие — доминирующие акценты в эмоциональном спектре сюжета. Перед отбытием на войну с римлянами правитель Понта наказал сыновьям Сифару и Фарнаку заботиться о его невесте Аспазии. Однако между Сифаром и нареченной его отца вспыхивает страсть. Тщеславный Фарнак пытается заключить союз с врагами-римлянами. В этот критический момент поступает известие о гибели Митридата. Именно столь драматически насыщенный эпизод Моцарт избирает в качестве драматургической декорации для вступительных аккордов своей оперы.

«Митридат» — крайне непопулярное творение Моцарта. Большой хронометраж, невероятно сложные, виртуозные партии в эстетике высокого барокко, несколько монотонная ритмика музыкального повествования, характерная для оперы-сериа, весьма непривлекательный для современной режиссуры драматический материал — все эти факторы превращают Митридата в своеобразного репертуарного изгоя.

Однако в 2016 году интерес к этому произведению возродился благодаря появлению тенора, который способен исполнить одну из самых сложных моцартовских партий. Театр Елисейских полей представил этого блестящего исполнителя — на парижской сцене состоялся феноменальный дебют американского тенора Майкла Спайрза в роли Митридата. В течение последующих двух лет американец триумфально исполнил эту партию в Брюсселе и Лондоне.

В качестве постановочной модели Парижский театр избрал не классическую стилизацию, а смутно обрисованный, практически абстрактный концепт с невнятными историческими и семантическими ориентирами и практически полным отсутствием драматургического взаимодействия персонажей. Режиссером выступил представитель Комеди-Франсез Клеман Эрве-Лежер, очертивший скупые эстетические контуры сценографии, ограниченные неблаговидной реконструкцией заброшенного старого театра. Очевидно, в качестве исторических декораций постановщик избрал годы Второй мировой войны. В запустевшем театре, пытаясь даже в суровых реалиях оккупации служить искусству или, наоборот, найти в нем забытье, актеры упоенно изучают и не менее увлеченно разыгрывают драму Расина, зачастую сплетая вымысел и действительность. Немыми, но крайне внимательными наблюдателями этого импровизированного спектакля становятся мальчик и девочка, очевидно, символизирующие вечную преемственность творческого дуэта актер-зритель и бессмертие самого театрального искусства.

Режиссерская трактовка подчинена четко структурированной ритмике самой оперы, превращая весь трехчасовой хронометраж спектакля в перечень сольных номеров исполнителей. Лишь дети присутствуют практически в каждой сцене, выступая этаким консолидирующим элементом.

Неопрятные, поношенные, обыденные костюмы героев преображаются, скрываясь под незамысловатыми костюмами их персонажей. Длиннополые, насыщенного оттенка шинели у царя и его сыновей и простые, словно сшитые из занавесей платья женщин.

Драматургическая трактовка характеров персонажей, похоже, была делегирована режиссером самим певцам, которые проработали их в соответствии со степенью личной творческой фантазии. В результате такого сомнительного эксперимента степень драматургического накала колеблется от нейтрально-индифферентной до вполне обдуманной.

Эгоистичный, авторитарный, импульсивный правитель Понта предстает благородным, принципиальным, ранимым и высокоморальным человеком, угнетаемым тягостной необходимостью выбора между отцовским и монаршим долгом. Дебютируя в партии, Спайрз демонстрирует невероятно тонкую выделку психологического портрета своего героя: богатая и точная мимика, продуманная жестикуляция и сценическая пластика, при этом певец с легкостью являет просто эталонное исполнение одной из коварнейших партий моцартовского тенорового репертуара. Звучание его благородного, красивого, технически безупречного голоса поистине завораживает. Совершенная кантилена, подлинная музыкальность и беспроигрышное чувство стиля превращают его исполнение в музыкальный шедевр. Это лучшая интерпретация партии за последние тридцать лет, со времен Блейка и Форда. Спайрз — безусловный лидер исполнительского состава, он непринужденно затмевает коллег по сцене своим уникальным вокальным мастерством.

Неверная невеста Царя, чувственная Аспазия — в трактовке французской сопрано Патрисии Петибон. Партия невероятна виртуозна и требует от исполнительницы наряду с техническим мастерством еще и немалой выносливости. Скромно наполненный, лишенный объема и глубины, суховатый, блеклый, компактный голос певицы уже утратил яркость, но он еще вполне гибок, позволяя продемонстрировать колоратурную красоту музыки, хотя монохромность вокальных красок несколько умаляет вокальный портрет Аспазии Однако француженка достаточно искусна, чтобы напомнить о технической сложности партии. Психологический образ Аспазии жертвенен и пассивен, однако весьма трогателен. Ее стремление сохранить верность преступному, но искреннему чувству любви даже ценою смерти Петибон превратила в доминантный мотив своего персонажа.

Сифар, младший сын Митридата и возлюбленный Аспазии — партия, созданная Моцартом для кастрата. Однако в современной практике эту яркую роль обычно препоручают сопрано. В данном спектакле ее исполняет гречанка Мирто Папатанасиу. Ее сухой по фактуре, глуховатый голос лишен сочной окраски и должной подвижности, однако вокальные недочеты певица мастерски компенсирует удачным перевоплощением в мужской персонаж. Даже несоблюдение воли отца, предательство его любовных чувств не оскверняют образ Сифара, поскольку его помыслы чистосердечны и искренни.

Фарнак — старший сын Митридата, его наследник — еще одна партия, написанная для кастрата. Современная традиция распределения партий постепенно вытесняет традиционных меццо-сопрано, заменяя их контртенорами. Парижский театр поддержал эту тенденцию, пригласив на роль французского певца Кристофа Дюмо. Очень удачный выбор, поскольку этот исполнитель опровергает стереотипное представление о данном классе певцов как о верещащих фальцетистах без всякого вокального объема и полетности. Его вполне сочный, неплохо резонирующий голос с плотным нижним регистром и весьма достойной динамикой имеет ряд специфических особенностей, особенно, в верхнем регистре, но, тем не менее, позволяет своему обладателю положительно выделяться из общей массы безголосых коллег. Вздорный, тщеславный, амбициозный и заносчивый характер Фарнака Дюмо обыгрывает ярко и рельефно, но без эксцессов.

Квартет главных солистов дополняет Измена — принцесса, избранная Митридатом в качестве невесты Фарнака, но встретившая неприязнь жениха. Эту партию исполняет французская сопрано Сабин Девьей, обладательница крохотного, но яркого и вполне виртуозного голоса с большим диапазоном. Звучание практически плоское, с полным отсутствием нижних нот, но певица создает столь трогательный образ всепрощающей женской любви, что эти индивидуальные черты ее вокала превращаются в проводники архетипической стойкости и благородства, создавая этакий моцартовский аналог Сольвейг.

В компримарной партии коварного римлянина Марция — французский тенор Сирил Дюбуа. Его мелкий, но проворный и яркий тенор прекрасно воплотил небольшую роль, а вот сам певец был маловыразителен и несколько карикатурен.

Превосходное дирижирование Эммануэль Айм превращает звучание оркестра в совершенно самодостаточное и яркое украшение музыкального полотна спектакля, при этом сохраняющее гармоническое единство с певцами.

Идеальный исполнительский баланс, обеспеченный искусными певцами, компенсирует убогую незавершенность сценографии, позволяя этому варианту редко исполняемого шедевра Моцарта без всякого сомнения заслужить самой высокую оценку.

2 ноября 2020

Музыка Митридат, царь понтийский на большом экране с 2016 года, его режиссером является Оливье Симонне. Кто снимался в кино, актерский состав: Михаэль Пирес, Патрисия Пётибон, Мирто Папатанасиу, Кристоф Дюмо, Сабин Девьель, Сирил Дюбуа, Jaël Azzaretti.

Страна производства - Франция.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.