Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дело Декабристов |
год: | 2016 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Максим Беспалый |
сценарий: | Ольга Елисеева |
продюсеры: | Валерий Бабич, Влад Ряшин, Мария Проценко, Евгения Беспалая, Сергей Титинков, Константин Эрнст |
видеооператоры: | Иван Бархварт, Валерий Петров |
композитор: | Максим Войтов |
художник: | Михаил Гаврилов |
монтаж: | Сергей Юханов |
жанры: | драма, документальный, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Прекрасный фильм, аккуратно раскладывающий по полочкам информацию, связанную с декабрьским восстанием. Прежде всего — едва ли не поминутная подробная реконструкция событий 14 декабря. Один из лейтмотивов фильма — схематичная карта центра Петербурга, на которой показываются передвижения полков и батальонов, участников восстания и лоялистов, зевак и третьих лиц. Описание хода следствия по делу декабристов. Плюс краткие биографические выжимки, цитаты из документов, немного статистики, доходчивое описание различий в программах Северного и Южного обществ.
Несмотря на большой объем информации и довольно нейтральную, академическую подачу, фильм не разваливается на кучу фактов и фактиков (как это часто случается с документальными фильмами), создавая достаточно целостную и системную картину происходящего. Не покривив душой можно порекомендовать фильм в качестве наглядного пособия к школьному курсу истории.
Мелкие недостатки есть. Время от времени создателей фильма заносит и они скатываются то в откровенный ликбез (объяснение различий между монархией и республикой на уровне младших классов), то в лирику (переживания великих княжон и императрицы), но на два часа фильма подобных эпизодов, выпадающих из общей канвы отстраненно-академичного повествования, наберется минут десять-пятнадцать, так что ими можно и пренебречь.
2 января 2020
Историческая реконструкция с элементами компьютерной графики. Очередное произведение именитой студии «Бабич Дизайн», которое я давно ждал, еще со времен их проекта «1812—1815. Заграничный Поход», и не зря. Давайте все по порядку опишу то, что мне понравилось:
1. Визуальная эстетика — она просто отлична. Не больше не меньше. Частично этот дизайн взят из «Нулевой Мировой», но это как раз придает определенный колорит данному проекту. Сочетание живой съемки и компьютерной графики буквально окунали в атмосферу. Касательно этого аспекта, создатели ни в одном своем проекте не уронили планку качества, что достойно отдельной похвалы, ведь студии скоро будет почти десять лет, как они работает. В каждом своем проекте они стараются привнести что нибудь новое, и соответствующее заданной эпохе. Создатели очень дотошно работают с документами, что бы зрителю было интересно смотреть.
2. Рассмотрен главный вопрос — почему восстание потерпело поражение. Хотя для меня это было очевидно, поскольку я прошарен в этом вопросе, поскольку я очень люблю историю. Но все же создатели меня поразили тем, что сказали, сколько действительно людей участвовало в заговоре и даже назвали имена некоторых. Имена нескольких меня очень удивили, это ясли мягко выразится. Скажу вам честно, для меня те пять декабристов, которых повесили за измену никогда не были героями. Либералы в дореволюционной России их возносили, а после Революции из них слепили этаких «борцов с тиранией», и «спасителями Отечества». Каховского я считаю обыкновенным трусом, застелившим генерала Мелорадовича подло в спину, Бестужева — Рюмина и Муравьева — Апостола — обыкновенными террористами в военной форме, опозорившими этим поступком мундир. Считаю, что приговор в целом был даже очень справедливый и милосердный, чего не скажешь о планах восставших, особенно Пестеля. Культ, который возник вокруг этих фигур угас, и постепенно забывается, что совершенно заслуженно. Для меня они — государственные преступники, заслужившее свое наказание.
3. Соответствие актеров их историческим образам. Это касается всех ключевых фигур, начиная от императора Николая Первого, графа Бенкендорфа, и заканчивая декабристами. В сериале так же показываются исторические портреты, поэтому можно спокойно сравнить. Сходство практически стопроцентное.
Немного о главных действующих лицах:
1. Император Николай Первый — именно ему предстояло руководить подавлением восстания. Николай еще молод, впрочем как и многие участники событий, но уже здесь видна его решимость и императорская воля. Он не лишен милосердия, порой даже мягок. Именно он спас многих участников заговора от смерти и других наказаний. Порой он был нерешителен, но в трудную минуту он сделал то, что от него требовалось. Думаю, что именно события холодного декабрьского дня 1825 года повлияли на него, и на дальнейшее преобразование России.
2. Граф Бенкендорф — герой Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода Русской Армии. Преданный Отечеству и императору человек. Именно ему Николай поручил следствие по делу декабристов. Проявил себя самым лучшим образом, за что впоследствии и руководил Третьем Отделением Императорской Канцелярии. Лично знал многих участников восстания, со многими служил, и некоторых спас. Не представляю, насколько ему было тяжело вести это дело, но результат есть результат. Достойный сын Отечества!
3. Генерал Мелорадович — «первый храбрец Русской Армии», генерал — губернатор Петербурга. Именно он почти смог бескровно остановить кровопролитие, но подлый выстрел Каховского оборвал эту надежду. Все погибшие в этот день люди — полностью на совести восставших.
Самих заговорщиков даже описывать подробно не буду, поскольку кратко о них я рассказал.
Что в итоге: жалко близких людей декабристов, которым до конца дней не приходилось жить с клеймом изменников, хорошо, что Николай их не тронул «Сын за отца не отвечает» — это его слова, очень мудрые слова. И жалко погибших зевак и солдат, которых обманом подвигли на восстание. Делайте выводы сами. И помните «Тех, кто не помнит уроки истории — будут вынуждены их повторить»
10 из 10
19 декабря 2017