Рейтинг фильма | |
![]() |
6.7 |
![]() |
6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
По воскресеньям |
английское название: |
Sundays |
год: | 2015 |
страна: |
Нидерланды
|
режиссер: | Миша Розема |
сценаристы: | Кевин Колер, Миша Розема |
продюсеры: | Nick Dodet, Стэйси Перски, Tonya Pittman, Annejes Van Liempd, Аня Маркам, Jules Tervoort |
видеооператор: | Jon Gaute Espevold |
композиторы: | Мэтт Джэнцен, Эк |
художники: | Роберто Бонелли, Yvan Foltzer |
монтаж: | Миша Розема |
жанры: | фантастика, короткометражка |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
21 марта 2015 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
15 мин |
Оригинальный и выдающийся кинопроект последних лет «Sundays» голландца Миши Розема идеально соответствует голливудским стандартам научной фантастики — животрепещущие идеи, умопомрачительные апокалиптические сцены, достойные герои. Но, в отличие от заокеанских мегакорпораций, сделавших подобное средством приумножения капитала и влияния, европейские независимые режиссёры стремятся повысить устоявшуюся планку мастерства, не теряя при этом ни качества, ни коммерческой выгоды.
Известность к Розему пришла вместе с первыми визуальными опытами, после серии успешных проектов голландской студии PostPanic, специализирующейся на создании высокотехнологичных рекламных роликов для продвижения известных брендов — Nike, Google, MTV, Vodafone. «Sundays» же стал важным шагом к осуществлению его давней мечты — созданию полнометражного фильма. Как и главный здешний ремесленник голливудского размаха Кристофер Нолан, Розем начинает режиссёрскую карьеру с короткого метра. На всё про всё ему потребовалось чуть больше 50 тысяч долларов бюджета и четверть часа времени.
В первой части ленты, спокойной и размеренной, он предстаёт этаким европейским идеалистом, имеющим достаточный багаж знаний и опирающимся на тот самый опыт. У Бена нет проблем с работой, но в личной жизни много вопросов, и весь мир для него — один большой упорядоченный механизм, под стать Вселенной. Всё дело в вере, которой живут люди, передавая из века в век одну и ту же истину для следующих поколений в виде книг. Любовь подобна смерти с точки зрения своей бесконечности, и это главное.
Во второй части Бен открывает в себе жёсткого аналитика и думает уже не о смысле вещей, а о том, как их видит большинство, к которому принадлежит и он. Необъяснимость окружающего как милейший идеал и тысячелетиями опробованный способ существования стирается без остатка, оставляя на холсте сознания мучительные ощущения беспомощности и пустоты, потому как буквально всё превращается в ноль, утрачивая даже право на существование. От прежней конструкции остаются лишь руины, доказывая свою фантомность. У Бена остаётся лишь сомнение в том, что мир не принадлежит ему, но и оно — лишь маленькая соломинка, готовая обломиться в тот момент, когда последняя молекула героя скроется в пучине экзистенциального кризиса его «Я» и всего сущего, оставляя лишь уродливый страх, пропорциональный величине той самой веры.
Очевидной сложностью фильма является возможность генерировать бесконечное количество интерпретаций. Главный герой Бен объективно воплощает принадлежность не к серой массе большинства, а к редким исключениям среди своего поколения, критически переосмысливающим накопленный опыт поколений. Что из произошедшего является прошлым и что будущим, до конца неизвестно, а сомнения в его реальности остаются на своём месте, но лучшей аналогией к образу Бена мог бы стать спящий человек из произведения Жоржа Перека и одноимённого фильма. Масштаб проблем там, правда, был несколько другим, да и действие «Sundays» происходит в далёкой Мексике. Футуристическая архитектура её столицы стала фундаментом не только для мощного научно-фантастического сюжета, но и основой для развенчания всяких земных идеалов, последним зримым рубежом на пути уничтожения условных границ между знаниями и воображением, о которых в прологе напоминал философ Дэниел Деннет. Похожие на закрытые гетто районы Мехико с их самостийной энергетикой и удалённостью от цивилизационной открытости содержат в себе некий первозданный мотив человеческой истории, возможно, являющийся пресловутым ответом преобладающей идеалистической части населения на сомнения в истинности своих откровений.
Сгруппировав в одном человеке наиболее проблемные вопросы нового поколения, Розем в очередной раз поставил под сомнение само понятие идеала, удобно вписавшееся в капиталистическое сознание общества. Будущее человечества будет очень сложным, говорит режиссёр на языке образов. Сомнение станет едва ли не путеводной звездой, но и здесь не нужно перегибать палку, иначе неидеальный, но вполне приятный мирской рай уже для тебя может превратиться в самый настоящий ад с бесконечным ожиданием подвоха от всего вокруг.
30 апреля 2016