Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мир будущего |
английское название: |
World of Tomorrow |
год: | 2015 |
страна: |
США
|
режиссер: | Дон Херцфельд |
сценарий: | Дон Херцфельд |
продюсер: | Дон Херцфельд |
видеооператор: | Дон Херцфельд |
художник: | Дон Херцфельд |
монтаж: | Дон Херцфельд |
жанры: | фантастика, комедия, драма, мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 января 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 17 мин |
Я люблю Дона Херцфельда и смотрю его работы уже давно. Думаю, что неправильно было бы — да у меня бы и не получилось — рассматривать «Мир будущего» отдельно от других произведений Дона.
Херцфельд — известный мизантроп. Вспомнить его творение 2005 года «Смысл жизни», в котором всё проникнуто справедливым презрением к роду человеческому. Или трилогию про Билла (2006—2012) под издевательским названием «Какой чудесный день», хотя дни в ней довольно трагичные. В обоих случаях (как и в «Мире будущего») фоном для пессимистичных повествований служат шедевры Чайковского, Шумана и иных классиков, но это патетический саундтрек необходим, ведь в этих произведениях Херцфельд даёт ответ на столь серьёзный вопрос — в чём же этот самый смысл жизни? Для Херцфельда он лежит за пределами нашей экзистенции — это нечто трансцендентное и невыразимо прекрасное… То, что неизмеримо больше отдельно взятой человеческой личности. То, что как может, он изображает в финалах обоих мультфильмов, и что описывать в общем-то бесполезно. Суть самого бытия, которая недоступна человеку, но с которой он может соприкоснуться после и к которой всё время должен стремиться.
Но чем же тогда утешаться в пределах этого мира, пока не прошёл отведённый срок? Сам Дон очевидно реализует это стремление к трансценденции в процессе творчества — не идеальном, но подходящем субституте смысла жизни. Он рисует свои мультфильмы вручную и, как видим, в «Мире будущего» выступает противником и критиком прогресса. В новой короткометражке форма вторична по отношению к содержанию, но при этом всё же далека от примитивности, и техника подачи материала выведена на новый уровень. А содержание, на мой взгляд, не стоит воспринимать чересчур серьёзно. Херцфельд видит наше будущее таким; возможно, у него есть на то свои основания и причины, а может, он просто хотел бы, что бы всё в итоге кончилось именно так. У нас сегодня, в свою очередь, мало оснований доверять таким скептическим прогнозам. Я лично верю в светлое будущее, верю, что следующие поколения будут жить лучше нас, и не в последнюю очередь благодаря технологиям. Дон Херцфельд не учёный, а художник, и он показал всего лишь свою версию — принимать её за чистую монету необязательно.
Что мне вообще не понравилось:
1. Слишком банальная мораль. «Совет дядюшки Херцфельда» прозвучал бы уместно от убелённого сединами старца, всю мудрость прожитых десятилетий вложившего во фразу «Живи сегодняшним днём». А так, знаете ли, какое-то неуважение к зрителю получается, плевок в лицо и пощёчина общественному вкусу — заинтриговать, завлечь и под занавес выдать избитый трюизм? Как будто бы сегодня, спустя несколько лет, Дон уже согласен на отказ от стремления к вечному, согласен довольствоваться чем-то земным, тривиальным. Мне больше по душе его предыдущие высказывания.
2. Странный финал. «Панчлайн» заставил меня в некотором роде душевно проникнуться и постичь глубину и великолепие авторского замысла, но… это оказался ещё не конец, а конец (кстати, не слишком логичный) оставил в недоумении — для чего был сделан намёк на такое развитие событий? В итоге общее впечатление только ещё более подпортилось.
Как итог, я могу посоветовать лучше обратиться к прошлым работам мультипликатора, которые уже были мной упомянуты. Мне они видятся достойнее и интереснее в сюжетном, концептуальном и эмоциональном плане, особенно сильна философская трилогия. «Мир будущего» же обманул мои ожидания, но хочется сказать спасибо Дону за то, что сумел удивить, хоть и отрицательным образом. До выхода этой короткометражки мне было безумно любопытно, чего ожидать от Херцфельда в этот раз. Теперь мне в десять раз любопытнее — что же будет в следующий? Любопытно наблюдать за эволюцией взглядов, в какую бы сторона она ни шла.
24 апреля 2016
Короткометражка от Дона Херцфельда даёт свой необычный взгляд на то, что ждёт человечество в будущем. Довольно необычное видение, где богатые клонируют себя и, таким образом, могут жить вечно, загружая воспоминания в клон, бедные же могут загрузить свои воспоминания только в аутернет (аналог интернета в будущем, конечно, с намного бОльшими возможностями). При этом даже клоны лишаются всех эмоций, они уже не могут чувствовать, живут одними воспоминаниями своих оригиналов.
Поначалу отпугивает очень простенькая анимация. Такое ощущение, что рисовал всё это ребёнок. Да и то, сильно не запаривался. В противовес анимации ставятся слова героев — девочки Эмили и клона Эмили в четвёртом поколении. Всё, что говорит клон, повергает в уныние… Неужели что-то подобное ждёт человечество? При всех неимоверных возможностях, которые дают высокие технологии, люди полностью теряют вкус к жизни, они просто существуют, живут прошлым. Не дай Бог, Дон окажется пророком и всё примерно так и будет. Но в наш век, когда правят технологии, когда уже виртуальная жизнь захватывает себе львиную долю времени, боюсь, что что-то подобное возможно. После мультфильма хочется выйти на улицу, полюбоваться природой, обнять родных и почувствовать, что ты жив и ты чувствуешь.
Клон Эмили даёт девочке простые и очень важные наставления: жить сегодняшним днём, не терять времени, наслаждаться жизнью. Думаю, стоит прислушаться, пока можем, пока чувствуем, пока у нас есть душа…
21 февраля 2016
В те моменты, когда список фильмов-номинантов на всевозможные кинематографические премии становится своеобразным путеводителем среди бесконечного множества кинокартин, так приятно обнаружить нечто совсем непривычное, но занимательное, чье содержание секундой за секундой порождает рой мыслей, играет на струнах души. Так, благодаря номинации на «Оскар» в одной из категорий, я узнала об анимационной короткометражке «Мир будущего», работе режиссера и сценариста Дона Херцфельда.
Необычная, на первый взгляд, анимация (подобно неказистой оболочке) способна отпугнуть нетерпеливого зрителя на первых же секундах просмотра. Но в то же время она и притягивает, заставляет с интересом наблюдать за необычным путешествием обаятельной девчушки Эмили Прайм и ее клоном в четвертом поколении по миру будущего, миру, до края наполненного технологическими возможностями, но напрочь лишенного тем, что делает человека человеком, — эмоций и воспоминаний. Давнее стремление обессмертить себя воплотилось в скудное существование уже не людей, а клонов в четвертом-пятом поколении, не способных удержать воспоминания своих оригиналов, не способных наслаждаться жизнью так, как это умели делать оригиналы. Кажется ли теперь бессмертие столь притягательным и желанным? Возможно ли почувствовать жизнь, когда с каждым новым поколением клонов способность испытывать и запоминать эмоции становится все слабее? Подобные размышления о человеке, его стремлениях и будущем, секунда за секундой наполняют эти семнадцать минут, в которые помещается повествование, делая его не просто занимательным, но наполненным смыслами.
«О. О, Боже. О, Боже. О, Боже. О, мой Бог! Матерь Божья. О. О. О. О. Бог», — все, что мог сказать дедушка, чье сознание было помещено в куб на просторах аутернета, сети будущего. И, думаю, то же я прошептала бы, окажись в таком будущем…
Искал ли клон Эмили встречи со своим оригиналом, чтобы предупредить о катастрофе? О, нет. Чтобы взять у нее воспоминание, ведь именно оно может сделать ее более живой…
Безусловно, сильная работа, заслуживающая широкого зрительского внимания. И, надеюсь, что номинация на «Оскар» станет хорошей рекламой, поскольку подобные короткометражки не должны быть затеряны среди бесконечного множества других.
8 из 10
15 февраля 2016
Маленькая Эмили Прайм живет в наше время, у нее беззаботное детство. Решившись залезть в интернет, она становится свидетельницей странного события: взрослая женщина, которую тоже зовут Эмили, забирает ее с собой в психоделическое путешествие в далекое будущее.
Несмотря на несколько спорную мультипликацию, режиссеру Дону Херцфельду удалось создать настоящий взрослый анимационный фильм, в котором затрагиваются вопросы форсайта, трансгуманизма и философии. Взрослая Эмили оказывается клоном в третьем поколении по отношению к маленькой главной героине. Ее будущее, технологически продвинутое, оказывается настоящим сумрачным миром антиутопии, в котором правит научная логика и нет чувств. Проблема социального разделения так и не решена: есть богатые слои общества, есть и бедняки. Богатые могут себе позволить клонирование, благодаря которым в нового клона загружаются воспоминания прежнего и это поддерживает номинальное бессмертие, но лишает человека его чувств, эмоций, самой души. Бедные же могут загружать свое сознание в интернет. Мир полон возможностей, но для каждого они разные. Взрослая Эмили способна чувствовать в себе некоторую тревогу, но полностью лишена чувств. Подобно страдающему «вещизмом» современному человеку, она влюбляется в камень, в бензоколонку, в монстра с близлежащей планеты, в такого же клона, но также быстро с ними расстается, не испытывая никаких особых моральных мук.
Лишь обреченность человечества, которое за витком науки и техники, совершенно забыло про моральный дух, про личностное развитие. Погоня за вечной жизнью убило саму суть человека. И никакие технологии оказываются никчемными и бесполезными перед лицом угрозы, которая ставит под сомнение вида человеческого. Дон Херцфельд показывает себя пессимистом почти шопенгауэрского масштаба: без духа и воли люди ничто. Для Эмили-клона самым ценным в том погибающем мире становятся не вещи, не предметы старины, не деньги, а детские воспоминания — те самые, яркие, светлые, позволяющие с полным восторгом воспринимать окружающий мир, не замечая его темную сторону. Своей историей взрослая Эмили сообщает своей юной предшественнице о таком даре как жизнь, каждым моментом которой надо наслаждаться, проживать ее с целью, успевая сполна воспользоваться всем отмерянным временем.
Хотя в итоге получился очень странный анимационный фильм, с техникой мультипликации, которая кому-то покажется противоречивой и недостойной внимания, но «Мир будущего» — это тот вариант, когда автору удалось за не самой привлекательной формой подать сильное содержание. 17-минутная короткометражка содержит столько идей и размышлений, которых не в каждом умном артхаусном кино можно встретить. Данный мультфильм заслуженно получил свою номинацию на «Оскар», и, хотя я болею за анимацию Константина Бронзита, я не буду огорчен, если в итоге лауреатом станет эта по-своему пронзительная и умная картина.
20 января 2016