Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я дышу |
английское название: |
Respire |
год: | 2014 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Мелани Лоран |
сценаристы: | Анн-Софи Брасм, Жюльен Ламброшини, Мелани Лоран |
продюсер: | Бруно Леви |
видеооператор: | Арно Потье |
композитор: | Марк Шуарен |
художники: | Арно Дэнис, Майра Рамедан Леви, Сесилия Блом, Станислас Редейе |
монтаж: | Геррик Катала |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $42 297 |
Мировые сборы: | $42 297 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Я наткнулся на эту картину совершенно случайно, и знаете что... я не пожалел о потраченном времени. Не сказал бы, что фильм прям цепляет за душу и его можно рекомендовать всем и каждому, однако считаю, что это вполне интересный, добротный фильм, который стоит своего времени. Сейчас расскажу почему.
В центре сюжета девушка Шарли, которая ещё учится в школе. Зритель наблюдает за её повседневной жизнью: учёба, семейная жизнь, различные вечеринки. Но всё меняется, когда в её классе появляется новенькая — Сара. Шарли знакомится с ней и дальше начинает закручиваться главный сюжет. Взаимоотношения этих двух девочек показаны весьма хорошо. Обе девчонки сыграли просто великолепно, они смогли выдать те эмоции, что от них требовались и в их игру можно поверить.
Фильм снят по мотивам романа, но я к сожалению его не читал. Тем не менее, фильм, даже если он как-то противоречит первоисточнику, очень хорош. Он затрагивает распространённые темы взаимоотношения подростков, разного взгляда на жизнь и жертвенности в отношениях. При этом, благодаря игре титульных актрис, создаётся обоюдная эмоциональная связь разного плана. В купе с концовкой, выходит достаточно трагичное и в тоже время поучительное произведение, которое оставляет эмоциональный след.
Хочется похвалить операторскую работу. В фильме множество хороших кадров, выстроенных сцен и интересных визуальных решений. Причём это заметно на протяжении всего фильма. То и дело присутствуют креативные переходы внутри сцены, концентрация внимания в определённой точке, взгляд от лица главной героини и работа с отражениями. Фильм в целом снят хорошо: постоянно меняется антураж и настроение сцены, что позитивно влияет на восприятие происходящего.
Также можно отметить хорошее звуковое сопровождение. Нет каких-то неуместных или раздражающих композиций. Все звуки, мелодии и песни подставлены хорошо, подчёркивая эмоциональное настроение сцены.
Данное произведение можно смело назвать хорошим, добротным фильмом. 'Я дышу' имеет множество плюсов и его точно стоит посмотреть, если вам его посоветовали или вы наткнулись на него сами. Фильм не хватает звёзд с неба и нельзя назвать его шедевром, однако он отлично рассказывает простую, и при этом интересно снятую, историю, которая заставит пошатнуться ваши эмоциональные весы.
7 из 10
19 июля 2023
Эта кинолента имеет линейное повествование, в ней нет никаких особенных приемов, отсылок или спецэффектов. И этим она производит свое впечатление.
Это красивая, и в то же самое время пронизанная какой-то личной трагедией главной героини, авторская экранизация уже созданного литературного произведения, романа с одноименным названием.
История доверчивости, девичьей наивности, подростковой радости, жизнерадостности, первых шагов во взрослую жизнь, а также предательства, обмана, вероломства и цинизма разворачивается на наших глазах, мы становимся свидетелями непростых взаимоотношений двух молодых девушек - Шарли и Сары, где поначалу ничего не предвещает окончательной развязки.
Все сцены фильма показаны через главную героиню, Шарли - мы видим все, что с ней происходит.
Как она оказывается подвергнута влиянию другой, совершенно не похожей на нее 'подруги'.
Слово 'подруга' взято в кавычки, потому что, хоть Сару с Шарли и связывают эти узы общения, и в начале все очень светло и радужно, постепенно Сара приходит к тому, что лишь использует Шарли, манипулирует, и в конце концов совсем не воспринимает ее как близкого к себе человека, и даже относится к ней пренебрежительно и уничижительно.
В начале фильма они впервые знакомятся, постепенно все больше сближаются и их одинаковый возраст, одинаковые желания объединяют их.
Шарли оказывается очарована своей новой одноклассницей, ей светло и радостно.
Хочется дышать полной грудью, наслаждаться прекрасным возрастом, жить легко и беззаботно.
Но совсем скоро мы понимаем, что Сара выбирает совсем другую линию поведения в своей жизни, нежели Шарли.
Ей откровенно скучна и неинтересна размеренная, скромная и тихая жизнь. Как становится понятным, она из неблагополучной семьи(у нее из родителей лишь пьющая мать).Это сказывается на характере - она может быть резка, безрассудна, груба.
Она самостоятельна в поступках и мыслях.
Этим, кстати, она притягивает к себе Шарли и других молодых людей.
В то же самое время она умеет играть напускную роль, как того требует ситуация. Она умеет выдавать одно за другое, умеет манипулировать и пользоваться ситуациями и людьми в своих меркантильных и эгоистичных целях.
Понимая, что в обществе своих сверстников иметь мать-одиночку и алкоголичку - это постыдно и непредставительно, Сара просто обманывает одноклассников, говоря про свою мать, придумывая прикрытие для себя.
В фильме мы видим сцены предательства со стороны Сары и просто подлости, и в этих моментах.
Шарли оказывается деморализованной, у нее всякий раз выбивается почва из под ног.
Но она снова и снова покупается на ложь, доходя до последнего момента, когда отчаяние от обиды толкает ее на аффективное и неконтролируемое.
В фильме много деталей взаимоотношений и поведения - все они создают портреты и образы двух девушек.
Задумываясь о содержании фильма, я понял, что образ Шарли - это образ спокойной, весьма прилежной и воспитанной девушки.
Она стоит на пути обретения профессии, честной морали общества. Она из достаточно обеспеченной семьи и она намерена раз за разом приумножать свое благосостояние, медленно и верно.
Сара - это совсем другое.
Она не хочет медленно и методично посвящать свое время учебе и профессии. Она готова идти в обход, иногда путем обмана таких, как Шарли, приобретая себе необходимое. Она берет то, что ей хочется, прибегая к любому способу. И ей не нравятся такие честные и простые девушки, они для нее слишком скучны со своей нравственностью. Она хочет жить и наслаждаться, не теряя времени на то, что ей кажется пустым и ненужным. Возможно, ее мать - это и результат подобного подхода к жизни, и одновременно нечто отталкивающее от себя.
Видно, что Сара хочет самостоятельности и независимости.
По сути дела, это фильм о том, что Сара - это олицетворение взрослого и жёсткого мира, который полон несправедливости, жестокости, безразличия и прочих нелицеприятных проявлений.
Сара раньше повзрослела.
И все это сминает ранимую, наивную и нерешительную девушку Шарли.
Не в силах допустить такого обращения с собой, от незаслуженной обиды Шарли совершает этот страшный поступок, по сути, уже не контролируя себя.
Не допуская того, чтобы жизнь во всех своих красках доставалась той, которая так пренебрежительно ведёт себя по отношению к любимым ценностям - учебе, домашней работе и уюту, встречам с любимыми друзьями.
Шарли спрашивает у Сары в конце фильма - 'В чем я виновата?'
Даже полностью подавленная и оскорблённая, она обращается с чувством вины, 'что я сделала, чем я заслужила такое отношение?'
Этот вопрос лично для меня не имеет однозначного ответа.
В чем виновата Шарли?
Фильм называется 'Respire'. Главная героиня пользуется ингалятором, есть такая особенность. Словно бы ей что-то не хватает, чтобы дышать легко и свободно.
10 из 10
28 июля 2022
Французские фильмы какие-то особенные, утончённые и прекрасные со своим мастерским умением впитать каждую мелочь (от вздоха, до выдоха), изобразить это цельным произведением искусства.
Две казалось бы такие отличные друг от друга девушки, но на деле такие схожие своей одной болью — одиночеством, становятся близкими. Многие не увидели между героинями химии любовного типа, но я увидела. Это просматривалось на протяжение всего отдыха, с чрезвычайно большим сосредочением нежности и уюта между главными героинями. На отдыхе обе как будто «выплыли» за рамки своих обыденных сетей, стали свободными от школы, родительских проблем… стали дышать…
По приезду домой начинается пресловутая игра в подавления искренности, чувств. Шарли не может дышать от недосказанности, но подавляет в себе зародыш, который мог бы породить начало разговора; Сара, сама бывшая в подавлении, подавляет в себе все хорошие эмоции и чувства. А ощущая собственную уязвимость, принимая тот факт, что она уже зависима, голая в глазах подруги, она становится худшией версией себя, принимается подавлять Шарли, что усложняет всё ещё больше. Обе героини неустойчивы. Отдаваясь этой неустойчивости, они пожирают друг друга.
Осталась покорённая главными героинями и их тонкой мимикой, разумным раскрытием подноготной персонажей, их психологической картины, операторскими захватами того, что дествительно важно для истории, почти до каждой мелочи прописанный сюжет (вплоть опять-таки до символичной сцены с кабаном), обилием сцен курения, потребления алкоголя (умеют французы продавать это не как грех, а как стиль, манеру).
Жизнь есть жизнь, так?
8 из 10
1 декабря 2020
Не сказать, что фильм плох. Вроде бы и картинка приятная, видно, что операторы постарались, и актрисы справились с ролями… но вот заданная сюжетом среда не вызывает никаких положительных эмоций. Весь фильм меня не покидала мысль — когда же это все закончится? И, на мой взгляд, некоторые сцены вообще можно было бы убрать.
Шарли, прилежная ученица, умница и скромница, жила спокойной жизнью и бед не знала, затем в привычный ход вещей врывается Сара, общительная тусовщица с чемоданом, полным историй. Две очень разные личности, между которыми каким-то образом возникает дружба, позднее перерастающая в конфликт. Сара, будто растение-паразит, входит в доверие, пользуется людьми, талантливо используя свое обаяние. И перед Шарли возникает проблема: что же делать дальше? Решение приходит к ней достаточно неожиданное (но, как ни странно, одновременно с этим весьма предсказуемое).
На выходе имеем посредственную и местами нудную подростковую драму. Хотелось бы видеть более оптимистичное и романтичное кино.
1 из 10
3 апреля 2018
Пожалуй, начну сразу с дифирамбов данной картине. Потрясающее, утонченное, сложное кино о жизни, чувствах, переживаниях, отношениях юных людей. Фильм, оставляющий ком в горле.
Великолепный подбор актрис, музыкального сопровождения, и никакой голливудщины. (Это вовсе не значит, что я не люблю голливудское кино. Я не люблю именно голливудщину). Честное, естественное, европейское кино о том, что мучает почти всех 17—18тилетних девушек. Здесь не будет манипуляций чувствами зрителя, и каждый решит сам, чью сторону ему занять. В зависимости от того, кто из героинь ближе. Мне все равно, какие чувства возникли у одной героини к другой. Дружба ли это, любовь, или одержимость.
Бывает так, что в твоей жизни появляется кто-то особенный, и неважно безумная ли это подруга, с которой мир становится не просто краше, а превращается в некий парк аттракционов. Даже процесс курения, и выпивки алкоголя становится чем-то вроде особого ритуала, и, кажется, что жизнь имеет смысл только рядом с этим человеком. Во всяком случае, приобретает большую значимость. Это так же может быть парень, в которого ты безумно влюбляешься, и который обещает быть рядом всю жизнь. А через неделю внезапно исчезнет безо всяких объяснений. А позже найдет себе другую! И что делать в таком случае? Когда ты взрослее, осознаешь, что лучше ничего. Но, в юном возрасте навряд ли. В юном возрасте, ты обязательно причинишь себе боль, и обожжешься. Этот опыт бывает полезен, но не всегда!
Очаровательная Мелани Лоран предлагает нам взглянуть на ситуацию с двух сторон. И это мне нравится в этой картине. Две симпатичные, очаровательные девушки очень быстро сдружились. Обеих объединило чувство одиночества. Шарли было тоскливо до появления Сары, с которой ну совсем не соскучишься. Тут совершенно нет стереотипа, что одна из них замухрышка, на которую никто не смотрел никогда, а вторая дерзкая красотка. Скорее одна интроверт, ранимая и неуверенная в себе, а вторая экстраверт и они друг друга дополняют. Обе по-своему несчастны и им не хватает настоящей поддержки. Но, лишь до поры, до времени будет длиться их дружба. Когда люди слишком близки, делятся всем, чем только могут, становятся почти одним целым, отношения приобретают опасный окрас.
И мы это часто можем наблюдать даже в отношениях взрослых людей, когда они дышать не в силах в присутствии друг друга. Например, отец и мать Шарли. Какая-то мелочь задевшая за живое, за самую глубокую рану, как правило, приводит к настоящей драме. По капле! Обиды растут как ком. Люди приходят постепенно к тому, что уже все! Точка невозврата пройдена, и дальше быть вместе не то, чтобы не стоит. Нельзя! Невыносимо! Невозможно! Любое слово, или действие начнут раздражать, и будет казаться, что они таят в себе издевку над твоими чувствами.
Шарли этого не осознает. Пока Сара (та, что дерзкая) определяет для себя, что она свободная, и будет делать все, что захочет. Шарли реагирует совсем неправильно. Реагирует она, следуя в какой-то степени примеру матери. Именно с Сарой она ощущает себя полноценной. Но, это ее проблема, а не проблема Сары. Вместо того, чтобы отпустить, она начинает хвастаться изо всех сил. Ей хочется докопаться до всего, что гложет Сару, что, зачем и почему. Сара лишь отдаляется в ответ, и дерзкая девушка превращается в настоящее мстительное зло поэтапно. Сара с ее кудрявыми волосами, с вызывающим танцем напоминает цыганку, с дикой душой. Свободная от обязательств, дружбы, и, пожалуй, любви юная женщина. Несчастная. Носящая чужую маску. Задыхающаяся от боли, и презрения. Боящаяся не столько одиночества, сколько не востребованности.
Такие если впустят в свой мир кого-то, то потом долго жалеют. Она настолько несчастный человек, настолько напуганный, что пойдет на любую подлость и грязь, чтобы сохранить свое «лицо».
Сочувствие так же вызывает Шарли. Девушка, в чьей жизни Сара не просто подруга, а надежда на лучшую жизнь, яркий луч, кислород, постепенно превращающийся в ее удушающий кошмар. С ней она преображается, с ней она счастлива. С ней она не притворяется. Напротив Саре же тяжело дышать рядом с Шарли. Фильм о стремлении дышать свободно. Кого-то чье-то присутствие удушает, а кого-то чье-то отсутствие.
1 августа 2016
Каждый из нас учился в школе. Каждый из нас не понаслышке знает, что такое школьные проблемы. И каждый из нас сталкивался со школьной жестокостью.
Если так называемое «запугивание» не касалось нас лично, то все мы были свидетелями того, как это происходило с другими людьми. Потому что такова школа, таковы подростки. Отправляя туда своего ребёнка, никогда нельзя быть уверенным, что вечером он вернётся таким, каким ушёл утром. По этому поводу написана не одна работа по психологии, так как тинэйджеры — порой абсолютно непредсказуемые, беспощадные, плохо контролирующие своё поведение существа. Почти каждый день мы слышим жуткие истории, долетающие до нас из школ по всему миру. Мелани Лоран представляет нам одну из таких.
Шарли — застенчивая ученица выпускного класса. Когда в школе появляется новенькая, Сара, её жизнь в корне изменяется. Отношения девочек перерастают из дружеских в около любовные, но, не успев перейти эту грань, позитивная окраска повествования идёт на спад и перетекает в довольно неожиданное русло.
Мелани Лоран затрагивает актуальные для многих подростков темы — дружба во всех её проявлениях, учёба, издевательства, проблемы в семье, любовь. В голове возникают аналогии с популярной «Жизнью Адель», где зритель также наблюдает за становлением личности девушки и за непростыми отношениями между героинями, а затем — с «Тринадцатью» Кэтрин Хардвик, где дружба тоже оказывается совсем не такой, какой мы её представляли.
Правда, не обошлось без штампов: в начале фильма, конечно же, показан урок литературы, на котором ученики, конечно же, проявляют неплохую эрудицию, рассказывая о любви (чтобы каждый зритель точно понял, какая тема будет затрагиваться); отношения bad girl — good girl, где вторая попадает под влияние первой; нездоровье главной героини (кинематографисты очень любят использовать в своих произведениях астму со всеми вытекающими). Всё это оставляет свой отпечаток, но впечатления не портит.
Финальная сцена — лучшее, что есть в фильме. В ней будто заключены все эмоции, которые главная героиня и сами создатели фильма сдерживали на протяжении всей картины. Опытный зритель, конечно, способен догадаться, к чему приведут поступки героев, но то, насколько драматически выверено и насыщенно это выглядит наполняет искренним восхищением и одновременно пробуждает чувство леденящего страха. Такое кино нужно смотреть просто для того, чтобы пережить этот катарсис.
Французские фильмы всегда выделяются среди других своей чувственностью, особым эмоциональным зарядом. Возможно, секрет заключается в том самом шарме, который передался от самих французов их кинофильмам. Это не обошло и «Я дышу» — произведение о чистоте, оказавшейся брошенной в грязь, откуда не нашлось выхода.
14 апреля 2016
После данного просмотра происходит целая буря оваций! В первую очередь, благодаря великолепной режиссерской работе и сопровождающей везде отличной музыке. Актерские таланты оказались не менее заметными, а скорее и стали той завершающей деталью фильма.
В центре сюжета — жизнь со стороны школьниц и их связь, привязанность, дружба. Хочется добавить, что французы вообще — великие ценители тонкого психологизма, страсти, эмоций. Вот и в этой картине — безусловно все удалось; органично сочетается развернутость жанра, драматизм, экспрессия и передается в лучшем формате.
О теме любви и верности можно рассуждать сколько угодно: долго и упорно — здесь у каждого будет определенное мнение на этот счет. Кому-то нравится обсуждать, кому-то не очень, но в мире кино все возможно и легально, так как это в высшей степени прежде всего искусство, а не политическая и международная конкуренция. Выходит что, кто не понимает — значит мимо, кому интересно — тот не пожалеет своего времени.
Главная героиня, предстает в виде цветка: нежный и мягкий без тени зависти, злости и подлости. Ее противоположность — особа жестокая, лживая, амбициозная, раскрепощенная для всего нового и увлекательного. Но только жизнь расставляет приоритеты, а отношения — пожалуй самое сложное, что может быть между людьми.
Лента оставляет за собой осадок и заставляет задуматься нам о многом: ради чего прощаем, к чему идем, какие допускаем ошибки и как жить со всем дальше…
Всем зрителям серьезного и драматического кино приятного просмотра!!
10 из 10
6 февраля 2016
Последний длинный план — то, ради чего стоит смотреть весь фильм. Я пересматривала эту сцену раз, потом другой, третий. Тем удивительнее встретить подобную замечательную актерскую игру на фоне непрекращающейся волны рядовых старлеток. Словом, девочки не подкачали — и типажи подобраны верно.
Редкий случай, чтобы в кино подростков показали не бунтующими, не чернушными — а обычными уже-не-детьми, мирно существующими в тихом русле жизни родного городка. Разумеется, у них есть и алкоголь, и сигареты (и еще что на покурить), и ссоры, и вечеринки, и прочее — но все без налета излишней драмы.
Она, тем не менее, разворачивается внутри Шарли — самого спокойного персонажа картины. Однако, несмотря на хорошую игру, в перипетиях сюжета не хватает остроты, которая бы правдоподобно объяснила финал. Несмотря на то, что режиссер сделала героинь более реалистичными, изменив некоторые детали книги (семью Сары, например), некий авторский надрыв повествования и нагромождение подробностей в оригинале в некоторой степени все-таки объясняли итог. В фильме же Шарли копит и носит обиду внутри день за днем, и только под самый занавес её странное поведение становится настолько демонстративным, что это отмечают друзья (и зрители).
Тем не менее, благодаря и актерам, и съемкам, и за общему нежному духу юности и чистоты — хорошо.
P.S. В фильме нет ЛГБТ-темы. Вообще. Никак. Единственный поцелуй, родивший такой недалекий вывод у любителей выискивать второй смысл там, где его нет, говорит лишь о том, что понятие платонической любви/юношеской бесполой влюбленности им неизвестно.
1 августа 2015
Прочитала «Я дышу» Анн-Софи Брасм будучи подростком буквально на одном дыхании! Была приятно удивлена, когда узнала, что сняли фильм по мотивам этого романа, хотя прошло уже немало лет.
От фильма ожидала большего, но не знаю, как восприняла бы его, если бы не была знакома с данным произведением. Книга впечатлила меня в том возрасте достаточно сильно. В ней, на мой взгляд, героиня предстает более одиноким и закомплексованным человеком. Кроме того, показан более длительный период дружбы Шарлен и Сары, и, что очевидно, более глобальные чувства и переживания в душе героини, атмосфера тотального непонимания и то, как это все дошло до критической точки.
Что касается фильма, многие говорят о ЛГБТ-тематике, которую я, кстати, не усматриваю ни в фильме, ни, тем более, в книге.
Приятные актеры и декорации, музыкальное сопровождение, природа. Не понравилось, правда, что очень много курят в фильме. Ну прямо очень много.
7 из 10
26 июля 2015
Честно говоря, начиная смотреть фильм, я был готов ко всему, но ждал только получения положительных эмоций. Итак, фильм успешно просмотрен и… Ничего. Серьёзно, у меня не осталось ни одного воспоминания о том, что происходило в фильме. И слава, как говорится, Богу.
Сюжет фильма, в наше время, довольно обыденный: девочка-тихоня, у которой проблемы в семье, встречает другую девочку, но уже более-менее весёлая. И, естественно, они заводят дружбу. И дружбу, надо отметить, очень крепкую. И… Всё.
Единственное, что мне понравилось в фильме — это начало. Очень понравились декорации. Сюжет даже интригует. Наблюдать за дружбой девчонок интересно. Но с середины начинается какая-то, простите, фигня.
Сюжет ОЧЕНЬ пестрит дырами. Это очень заметно и это просто громадный минус. Но ещё интереснее то, что этого даже не скрывают. События так размазаны по всей картине, что смотреть уже просто не удаётся.
За главной героиней смотреть становится уже просто скучно. А вот с Сарой наоборот. Она заставляет зрителя испытать очень много эмоции по отношению к ней. Это плюс.
Персонажи, вписанные в сюжет, появляются в сюжете, эм, как-то так: «Я искал микроволновку. А, её нет? Ну я тогда пойду» или «У меня встреча, поэтому я ухожу». Зачем? Для чего, чёрт возьми?! Для создания обыденности происходящего? Вряд ли. Если уж рассказывать про проблемы дочери с подругой и её матери с отцом, то сделайте акцент на этом! А не на том, где они полчаса просто нервничают, плачут и орут друг на друга.
Итог: Мне фильм НЕ понравился. Но я не могу отнестись к нему плохо. Хотя бы из-за великолепного начала. Мог бы получиться хороший фильм. Жаль, очень жаль.
5 из 10
3 июля 2015
Подкупили объемные рецензии и философские рассуждения о фильме. Что получили по итогам -.. . Полное разочарование. О каких наградах может идти речь?! Фильм не то, что не выдающийся: в нем как таковом выделить то нечего — ни игры актеров, ни сюжета, ни постановки, ничего. По книге снят — лучше обратить внимание на фильмы, снятые по книгам, о которых хотя бы кто-то слышал.
Вкратце глазами скептика — повесть о том, как вредно копить в себе гневные эмоции. Абсолютно типичная девичья дружба, типичные проблемы, типичное поведение: девочка-скромняга и девочка-расфуфырка.
Еще ждешь в финале какого-то неожиданного разворота — а фильм и вовсе кончается. А как же добро и справедливость?! Должно быть хоть что-то в фильме хорошее? Я вот ждала, когда же героиня наконец раскроет глаза, переключиться на своего замечательного парня и не даст топтать себя в грязь. Можно было бы вытянуть сюжет. Но нет.
Фильм для любителей слабых личностей и простых проблем. Думать после фильма не о чем, веселить — не веселит, смысла просмотра просто не вижу. Не рекомендую!
9 мая 2015
«У безумия есть своя логика: в первую очередь оно обрушивается на тех безликих существ, которых жизнь обошла своим вниманием.» (Анн-Софи Брасм «Я дышу!»)
В далеком 2001 году французский книжный мир очень взволновал выход романа «Я дышу!», автором которого стала 17-летняя девочка по имени Анн-Софи Брасм. Мелани Лоран на тот момент было всего 18 и, вероятно, она, как и многие ее сверстники, тоже впечатлилась этой жестокой и смелой историей, потому как ее киновоплощение, которого пришлось ждать целых 13 лет, получилось намного тоньше и психологичней самого оригинала. Наверное, сказался зрелый (в отличии от автора книги на момент написания) возраст режиссера.
Речь в фильме пойдет о двух девочках. Первая — Шарли, тихая, слегка угрюмая, судя по всему, когда-то сильно любимая обоими родителями, и сейчас тяжело переживающая их разрыв. Вторая — Сара, новенькая в классе, с первого же дня завоевавшая внимание окружающих, яркая, общительная, самоуверенная. Очень скоро девочки становятся лучшими подругами и сначала дружба их представляет собой прекрасное безоблачное чувство, которому можно лишь позавидовать. Сара, пытающаяся казаться более взрослой открывает Шарли мир, а Шарли взамен предоставляет ей тепло и уют собственной семьи, состоящей из мамы и маминых друзей. Но все хорошее, как известно, не вечно, вот и отношения подруг начинают давать трещину. Сначала Шарли начинает поочередно ревновать то Сару к собственной матери, то мать к Саре, то Сару ко всему миру. Саре же, жаждущей перемен и развлечений, быстро наскучивает тихая Шарли, но, чувстуя собачью преданность подруги, Сара не спешит порывать с ней окончательно, и очень скоро Шарли становится Сариным приспособлением для самоутверждения. Обстановка поначалу размеренного и спокойного повествования накаляется до настоящего психологического триллера, и даже тем, кто книгу не читал, становится ясно, ожидать положительно развязки, смысла не имеет.
Удивительно, что получился не очередной фильм о сложностях французской молодежи, и даже не история в духе «Моего лета любви» Павла Павликовского (хотя первая часть очень похожа, да и в концовке есть что-то общее), или «Жизни Адели» (сравнение, по непонятной причине, облюбованное критиками). «Я дышу» сдержанней и вместе с тем более безумен, но безумие это прячется до поры до времени в темных глубинах душ главных героинь. И вообще, назвать этот филь «подростковой историей» язык не поворачивается, хотя он, безусловно, о тех самых существах, которых дети еще не понимают, взрослые уже не способны понять, а сверстники если и поймут, то ни за что этого не покажут. Но после просмотра подсознание, почему-то определяет его в ячейку «психические расстройства, душевнобольные». Ведь есть в поведении героинь какая-то патология. У Сары в меньшей степени, жизнь заставила ее быть жестокой, и, кстати, проблемы с матерью Сары — большой плюс фильма, потому что по книге Сара была просто успешной девчонкой из относительно благополучной семьи (богемная мамаша-подружка, путешествия, мамины друзья), поэтому ее жажда самоутверждаться и манипулировать выглядели не очень понятными. У Шарли же налицо явные психологические проблемы. Она ранима, стеснительна, пытается не привлекать к себе внимание, в обществе часто чувствует себя не в своей тарелке, не может открыться человеку, нуждается в ком-то кто будет ей руководить, возьмет под свое крыло. И здесь выигрывает книжная Шарли, которая заявляет, что причина всего этого в чрезмерной любви родителей, породившей эгоизм. Истоки психоза Шарли в фильме понятны скорее на интуитивном уровне. Но, так или иначе, Сара становится ее идеей фикс, ее наваждением. Шарли до последнего продолжает верить в возвращение подруги, которая сделала ее жизнь невыносимой. Жизнь без Сары бессмысленна и тосклива, с ней — невыносимо удушлива.
И здесь следует, ради интереса, поискать метафизические причины астмы (по сюжету хронического заболевания Шарли). Например известные среди фанатов эзотерики Лууе Виилма и Луиза Хей пишут:
Виилма: «астма — подавленный страх. Боязнь плохого отношения к себе. Отсутствие смелости жить полноценной жизнью.»
Хей: «неспособность дышать для собственного блага. Чувство подавленности. Сдерживание рыданий.»
И та и другая дают советы по психологическому преодолению болезни, но Шарли выбирает свой собственный роковой способ исцеления.
9 из 10
19 марта 2015
Фабула этого фильма несложна. В старшем классе появляется новенькая по имени Сара. Довольно быстро она сближается с красивой одноклассницей Шарли. Но выясняется, что девочки очень различны, различны настолько, что сближение их оказывается катастрофическим.
У девочек есть сходное в их семейных обстоятельствах — там нет благополучия. И влияние этого на поведение и Шарли, и Сары очень велико: для подростковой психики такое трудно переносимо. Однако реакции девочек на эти обстоятельства очень непохожи. Доверчивая, правдивая, погруженная в себя Шарли буквально подмята семейным неблагополучием. Но активная, изобретательная в методах, беспринципная и склонная к интригам Сара старается затушевать реальность и создать фикцию. В ход идет всё: якобы дружба, внедрение в чужую семью, игра настроением, сплетня и разбалтывание чужих тайн, пафосная демагогия.
Вот здесь, как мне кажется следует уточнить и отчасти опровергнуть два утверждения критики.
Первое из журнала «Empire»: «… столь живых фильмов о конфликтах в подростковой среде навскидку вспомнить много не получится. (Евгений Ухов). Верно, что буквально фильм о подростковой среде, что эмоциональность героинь, конкретные поступки во многом определяются их возрастом. Но на самом деле авторы ленты говорят о гораздо большем. Речь идет о человеческих характерах вообще, о чести и бесчестии, о благородстве и интриганстве, об издевательстве одной над другой, о доведении жертвы до отчаяния. В отношениях героинь роли строго распределены. Поэтому странно звучит заключение: «Никакие выяснения отношений не помогают, девушки превращаются в соперниц и злейших врагов, в ход идут самые подлые приемы. Быстротечная яркая дружба и влюбленность, обернувшаяся ненавистью, приводят к страшному финалу.» (Евгений Ухов, Empire). Нет, одна постоянно уступает другой, подлые приемы — только с одной стороны, и враги — вообще неправильно. Одна (Сара) упорно ведет коварную войну, а вторая (Шарли) оказывается ее наивной жертвой.
Теперь второе странное заблуждение: каннское жюри отметило ленту в числе претендентов на премию за освещение в кино ЛГБТ-темы. Да, там есть такой мотив, но в каком контексте? Попытка приобрести власть над подругой — Сара соблазняет Шарли, и та, открытая любви и еще не познавшая ее в традиционном виде, трепетно и безвольно, но вполне целомудренно откликается. Вот и всё. Проходной мотив, элемент в сложном драматическом рассказе. Это ли повод для ЛГБТ- классификации?
Считаю необходимым отметить великолепную игру Жозефин Джепи и Лу де Лааж, исполнительниц главных ролей.
Теперь о недостатках. Фильм, на мой взгляд, несколько заторможен в развертывании сюжета. Но зритель, преодолевший некоторое топтание начала будет вполне вознагражден сильным финалом картины.
23 февраля 2015
За основу взят роман 16-летней французской школьницы Анн-Софи Брасм. Книгу читал довольно давно и чем-то она меня не впечатлила. Фильм снят хорошо, достоверно, кадры мелькают динамично, очень гармоничная атмосфера в том понимании, что в конечном итоге это фильм о проблемах подростков. То есть — этот фильм очень красив для чернухи.
Две девушки, которые не могут иметь ничего общего в принципе типа дружат. В таком возрасте (да и позже тоже) многие из нас создают надуманные образы и сами не знают чего хотят. Конфликт выглядит идиотским и, разумеется, все становятся на сторону крысы — главной героини. В зале кинотеатра слышались ясные комментарии девушек по поводу подруги главной героини «сука». Я нашел кучу дерьма со стороны той, от лица которой идет повествование.
По-моему, это было и при прочтении книги. В общем, психологически перед нами чистой воды конфликт, очень убедительный и постепенно нагнетающийся, образы изображены очень верно, обе героини преследуют свои личные цели. Только концовка весьма неубедительна и даже фантастична. Кажется в книге ничего подобного не было, это придумали сценаристы, чтобы оживить сюжет. Именно поэтому финал так фальшив.
Когда фильм внезапно кончился, зрители продолжали какое-то время недоуменно сидеть в зале и смеяться. Хотя, поводов для смеха как бы и не было.
1 февраля 2015
Фильм об отношениях французских старшеклассников в возрасте 18 лет. Характеры героев и мотивы их действий проработаны, на мой взгляд, недостаточно убедительно, главная героиня по большей части выражает свои внутренние переживания молчанием и печальным видом, а причины перемен в настроении ее роковой подруги туманны. Впрочем, это может быть связано с попыткой показать внутреннее одиночество первой и кризис личности второй. Но это вопросы больше к сценаристу, игра молодых актеров понравилась и фильм посмотрел с удовольствием, т. к. хотел посмотреть европейское кино про молодежь — это и получил. Ожидал, что будет раскрыта тема про интерес девочек к представительницам своего пола, но этого в фильме почти нет. Молодежь к кадре очень много курит (не только сигареты) и довольно много пьет, что забавно и приятно смотреть, т. к. не очень понятно, как при таких условиях фильм мог просочиться в российский прокат. Возможно, это смогли оправдать художественным замыслом картины. И еще один забавный момент фильма — в старшем классе средней французской школы в среднем французском городке учатся исключительно французы.
22 января 2015