Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хайдер |
английское название: |
Haider |
год: | 2014 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Вишал Бхарадвадж |
сценаристы: | Вишал Бхарадвадж, Уильям Шекспир, Basharat Peer |
продюсеры: | Вишал Бхарадвадж, Рекха Бхардвадж, Индерджит Чадха, Khawar Jamsheed, Викас Мехта, Rakesh Mishra, Амрита Пандей, Рэма Рао, Sandeep Sharma, Аншул Талвар, Сидхарт Рой Капур |
видеооператор: | Панкадж Кумар |
композитор: | Вишал Бхарадвадж |
художники: | Субрата Чакраборти, Долли Ахлувалиа, Shraddha Johri, Rupam Paul, Амит Рай |
монтаж: | Аариф Шейкх |
жанры: | боевик, триллер, мелодрама, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 370000000 |
Сборы в США: | $1 048 143 |
Мировые сборы: | $1 404 307 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 октября 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 40 мин |
Я поражена этим фильмом. Посмотрела его вчера, и думаю теперь он меня долго не отпустит. Прочитала о нём, что снят по шекспировской пьесе «Гамлет». Должна признать, из Шекспира я лично читала только «Укрощение строптивой» и «Король Лир». Все остальные его самые известные произведения только смотрела - либо телеспектакли в записях, либо кино-экранизации - «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Гамлет» и др. И если честно в Гамлете особо и не помню, в чём суть пьесы, смотрела спектакль с Высоцким в главной роли, очень давно, ещё в старших классах школы. С тех пор не пересматривала. Помню только, что там вроде убили короля, а его сын принц Гамлет, ищет убийцу своего отца с помощью тени (тень отца Гамлета), и помню только две фразы из всего произведения - самую популярную «Быть или не быть», и «Бедный Ёрик» (или Йорик, не знаю как правильно). Поэтому начав вчера смотреть этот фильм, я никак не ассоциировала его с пьесой Шекспира.
Просто очень тяжёлый психологически фильм, который стоял у меня на просмотр по фильмографии Ирфана Кхана (светлая ему память). Хотя самого Ирфана там было совсем немного, небольшая роль, но очень запоминающаяся. А в главной роли Шахид Капур. Это его вторая такая не типичная роль, после «Летящего Пенджаба», где у него очень сильный образ и характер персонажа. Не милашка мальчик-одуванчик, а именно мужчина переживший боль, тяжесть потери близкого человека, и прошедший путь от разочарования до мести.
В данном случае фильм о человеческих трагедиях и сломанных судьбах, о людях живущих в тяжёлых условиях, в самом спорном регионе Индии - в Кашмире. Между 1846 и 1947 годами (больше ста лет) Кашмир был большим полунезависимым государством, которое англичане продали индийским махараджам. В 1949 году, в результате военного конфликта между Индией и Пакистаном, Кашмир был разделён между ними поровну, и остаётся в таком состоянии по сей день. Конфликтная ситуация вокруг штата привела к индо-пакистанской войне 1965, 1971 годов, и Каргильскому конфликту 1999 года. С 1987 по 2001 годы в Кашмире практически не было ни дня без обстрелов погранзастав с обеих сторон, и вооружённых вылазок боевиков. К 2001 году в результате почти беспрерывных схваток с боевиками и терактов, Индия потеряла более 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей. Пакистан официально отрицал свою причастность к происходящему в Кашмире, заявляя лишь о моральной поддержке «борцов за свободу Кашмира» и о «нарушениях прав человека», и «притеснениях мусульман» в Кашмире. Были постоянные проверки документов, обыски и облавы, комендантский час и жизнь в постоянном страхе. Это пространство давит на людей, калечит их, и сами люди, показаны как существа, находящиеся на грани между человеческими и демоническими сущностями.
Вот в такое место и в такие условия помещает режиссёр героев этой истории. Пространство огорожено высокими заснеженными горами, и главный герой фильма, Хайдер, возвращаясь после учёбы домой, попадает сразу на проверку на пограничном посте. И после этого его жизнь меняется в корне.
Вообще всё пространство в фильме напоминает заснеженный лабиринт, в котором блуждают герои этой истории. Это пространство делится на некоторые составные части - это и относительно похожие на нормальную человеческую жизнь, островки семейного спокойствия в домах, и совершенно волшебный кусочек счастья и абсолютной гармонии в древе жизни (романтичный клип с Хайдером и Арши), и дороги-реки по которым передвигаются герои. И жуткие участки боли и страдания - тюрьмы, пыточные камеры, в которых и мучители и жертвы теряют свой человеческий облик. А есть ещё мир мёртвых - кладбище - отделённое от мира людей воротами и радугой. А за кладбищем - Граница, откуда «живыми» (в смысле существами с человеческой душой) уже не возвращаются.
Главным героем истории, является Хайдер, потерявший горячо любимого отца и переживающий предательство матери. Очень чётко показаны глобальные метаморфозы героя. Любящий сын, смышлёный студент - становится практически демоном, мстительным озлобленным человеком, и словно сумасшедшим. Но он на самом деле не сумасшедший, он притворяется, он надел маску сумасшедшего, поскольку изнутри раздираем страшными подозрениями, страданиями, противоречивыми мыслями (о своём долге, о предназначении жизни, тоскует об отце, горюет о матери, так скоро предавшей память отца). И он вынужден держать все свои страдания втайне. Маска сумасшедшего помогает ему существовать среди всей этой грязи, которая его окружает. Его сознание изменилось, его душа проделала очень страшный отрезок пути, на котором наступила «точка невозврата». Сбритые волосы (как делали в определённых обстоятельствах при удалении человека из мира реальности, например в монастырь), верёвка на шее - знак гибели. Всё. Прежний послушный мальчик умер. Кто же теперь перед нами? Месть, возмездие с пистолетом в руках. И вроде впереди ещё брезжит надежда на душевное исцеление, но душа Хайдера уже искалечена окончательно. Она заглянула туда откуда спастись невозможно - смерть, обречённость, месть. Хайдер прошёл все круги ада в этом пространстве, под конец истории он находится на последней точке, где в людях остаётся ещё что-то человеческое, хотя он уже практически стал демоном.
Теперь Газала (мать Хайдера), в исполнении гениальной Табу. Она шикарна, красива, в её глазах всё - любовь к сыну, горе, тоска, глубина. Бездна! Глядя на неё понимаешь почему именно из-за этой женщины умирают окружающие её мужчины. В фильме эта Мега-женщина олицетворяет и Жизнь и Смерть. И Хайдер - её Ангел, свет её очей, её маленький принц. Он её продолжение, её отражение, её внутренний голос, её жизнь. Она не мыслит себя в этом зыбком мире без своего Хайдера. Но тем не менее, она склонна к предательству, от чего Хайдер страдает невероятно.
Ещё один загадочный персонаж - Рухдар, Ирфан Кхан. Вроде и живой человек, но после перенесённых страданий находится действительно между «тем» и «этим» миром. Он буквально вернулся с того света, вернулся для мести. Он живёт, но не для жизни, а для возмездия. Он как призрак, белые одежды, своеобразная «метка» на глазу, хромота. Признаки того, что человек вернулся из преисподней. Ирфан гениален в этой роли.
В завершение мне очень хочется сказать огромное спасибо режиссёру за этот фильм. Много чувств вызывает, много мыслей, пищи для души и ума. А ещё спасибо, что можно увидеть актёров в таких необычных для них образах. Роли сыграны настолько мастерски, настолько талантливо, что остаётся только восхищаться работами настоящих Мастеров. А уж какой низкий и земной поклон за гениальнейшие работы Табу и Ирфана! Просто аплодирую стоя.
Фильм о бессмысленной мести, очень тяжёлый, но посмотреть его нужно всем, особенно в наше время. Обязательно посмотреть.
10 из 10
1 августа 2023
Долго не могла решиться на просмотр этого фильма, всё набиралась моральных сил. Фильм действительно очень сильный и тяжелый. При этом это гениальная и пока что лучшая адаптация шекспировского Гамлета, которую мне приходилось видеть. Индийцы умеют взять лучшее, глубоко понять смысловую составляющую, а не событийную. И каждый кадр был наполнен этим пониманием.
Фильм цепляет с первых кадров. Болезненная тема войны в Кашмире может быть понятна только тем, кто знаком с этой проблемой, историей Индии и Пакистана. Здесь говорится о мусульманах. И они не в самом лучшем свете выглядят на экране. Да и ничего тут нет от ислама кроме платков на голове и нескольких молитв на арабском. Много того, что противоречит исламу, например, самоубийство, внебрачные связи. Вообще не понимаю, зачем нужны были постельные сцены.
Стереотипные, но вполне заслуженные в силу политических событий, ассоциации религии с терроризмом. Нет никакого объяснения этому. Правда жизни, что есть террористы под покрывалом мусульманам, есть люди, совершающие убийства во имя Бога. И здесь такие же лицемеры. И уже не знаешь, кому верить… Человеческий фактор стирает всю человечность с лица, всё добро, что несёт в мир любая религия.
»… Я и храм, я и мечеть. Я и суннит, я и шиит. Я — индус. И всегда им был, им и останусь» — говорит Рухдар. У него даже нет настоящего имени. Он борется с террористами-мусульманами, а сам других взглядов. Он кто угодно, пока это в его интересах. Но кто он в душе? И есть ли у душа у убийцы? Первая часть имени «рух» — переводится как «душа». Он — олицетворение лицемерия и безликости.
В этом фильме затронута тема сопротивления с Пакистаном: «Вы можете быть свободны с Индией или рабами Пакистана». Пакистан — как логово террористов, погибель, а с другой — насаждение любви к Индии, когда за то, что не говорят «Слава, Индии!» — людей пытают.
Режиссер показывает, что нет ни хороших, ни плохих, пока люди достигают желаемое оружием. Нельзя добиться мира через войну, нельзя заслужить свободу через убийство. Эти идеи в течение всего фильма проходят по судьбам людей, в том числе Хайдера (Шахид Капур).
«Месть только порождает месть в ответ. Месть не может дать свободу» — главная идея фильма, где тема свободы народа стоит на первом месте. Этой свободы нет не просто у нации, а у каждого человека. Здесь каждый зависим, в оковах своих грехов, страсти, эмоций, долга. И месть своему врагу, обидчику не освободит от этих кандалов.
И этот выбор стоял у Хайдера до последнего момента. Он буквально разрывался между своим долгом — местью за смерть отца — и прощением, ведь эта месть уже унесла жизни самых близких людей, невинных людей. А отпустив человека, можно наказать его сильнее всего.
В этой идее и заключена политическая составляющая — война на основе мести между индийцами и пакистанцами. Где-то это борьба за власть, территорию, деньги, свободу, а на деле это уже месть. Всегда ответные боевые атаки от политических лидеров двух государств на территории Джамму и Кашмира. И нет покоя, нет свободы, потому что всеми руководит уже месть — от простого народа до верхушки власти. И эта нескончаемая война за право присоединить территорию ведётся по принципу «око за око, зуб за зуб».
Жестокий фильм: кровь, плоть, насилие. Жестока сама ситуация, которая вгоняет людей в такое положение.
Мне бы хотелось отметить игру Шахида Капура. Это просто нечто! Настолько сильная роль. Чего только стоят глаза Хайдера, сумасшедшего сына, который пытается отомстить за смерть отца. Не зря он получил за эту роль премию за лучшую мужскую роль. Гениальная и потрясающая игра!
И, конечно же, музыкальное сопровождение заслуживает отдельной похвалы. Особенно меня зацепила танцевальная постановка и сама песня «Bismil». Не частый случай в индийской кинематографии когда всё очень гармонично и в тему, с глубоким смыслом в каждой песне.
Вряд ли я стану пересматривать этот фильм. Он не относится к числу тех, что хочется посмотреть на досуге. Но он в копилке тех, что я считаю лучшими творениями Болливуда.
28 мая 2017
Фильм понравился. Не скажу, чтоб очень, но запомнился. В некоторых моментах действительно впечатлила игра Шахида Капура. Это второй фильм, в котором я обратила на него внимание. Сцена театральных представлений, устраиваемых Хайдером перед сельчанами и на свадьбе матери — некие кульминации картины — оставляют сильные ощущения.
Тяжела тема картины — исчезновение людей в Кашмире ввиду постоянного военного или полувоенного положения. Трудно выживать на неспокойных спорных территориях, поэтому трагедии типа гамлетовской, в этом случае с семьей Хайдера, неизбежны. Потерявший все, обманутый герой становится орудием в руках преступных вооруженных группировок, и вот уже он сам причина гибели дорогих людей. Трудно вовремя остановиться, когда охвачен местью.
Вместе с Ш. Капуром ожидаемо понравилась Таббу. Она, конечно, молода для роли матери, но отнесем эту оплошность к киноусловностям. Страшно разочаровал К. К. Менон — мой любимый актер. Ничего я не увидела в его игре, что бы могло привлечь взгляд. Странный образ создал, мне неясный.
По собственному опыту знаю: чтоб понять некоторые философские драмы, требуется не один просмотр. Этот фильм пересмотреть хочется хотя бы для того, чтоб разобраться в ситуации с событийным фоном. В общем, потенциальным зрителям рекомендую полюбоваться необычной, качественной игрой заглавного исполнителя.
7 из 10
14 апреля 2017
Об этом кино я узнала, когда увидела ТОП-фильмов Индии, получившие хорошие рейтинги и отзывы кинокритиков на Западе. «Почему бы и не посмотреть, что там намудрил Болливуд», — решила я и приступила к делу.
В целом отмечу, что вышло немножко затянуто. Мне показалось, что первая часть была сильно растянутой и несколько скучноватой. Из-за чего я несколько раз нажимала на «стоп» и уходила по своим делам. Вторая же вышла на порядок динамичней и зрелищней. Но отличная игра Шахида Капура заставила меня все-таки досмотреть до конца. С поставленной задачей он справился на ура. Отмечу также игру Табу и Шраддхи Капур. Эти девушки, каждая по-своему, привнесли чуточку романтики и сентиментальности в картину.
О сюжете лишь кратко упомяну. Молодой парень Хайдер возвращается домой в неспокойный Кашмир. Он узнает, что его доктор-отец пропал (вернее, его куда-то увезли военные), дом взорвали, а мать переезжает жить к брату мужа (его дяде), с которым у них достаточно теплые отношения. Хайдер же не сдается и начинает вести поиски отца, но все безрезультатно, пока не него не выходят люди, знающие что случилось с его родителем и кто виноват в его аресте.
Кино получилось несколько депрессивным, с большим количеством сцен насилия, семейных драм, ссор и недопониманий. Тут, по-моему, у каждого своя правда. У Хайдера — своя (сильная любовь к отцу и желание мести). У его матери — своя (печальная женская доля — невнимание со стороны мужа и холодность сына). У дяди — своя (любовь к замужней женщине и невозможность быть с ней рядом). И т. д. Все персонажи тут со своей непростой историей, которую вы можете узнать посмотрев «Хайдер».
Конец ожидаем, правда не в таком ключе. Поэтому у режиссера получилось удивить, признаю. Музыкальные ставки были на своих местах и не в слишком большом количестве, что такому жанру только пошло на пользу. Цветовая гамма соответствовала драматично-пессимистичному настроению фильма.
Один раз посмотреть можно. Но приготовитесь, этот кинопродукт — не легкое развлекательное кино для тихого семейного вечера.
8 из 10
П. С. Болливуд умеет удивлять отличными адаптациями великих произведений, которые получаются качественными и смотрибельными даже не для индоманов.
18 марта 2017
Мрачный и беспросветный и грустный, как «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена. Адаптация Вильяма Шекспира.
Главный герой, как и принц датский «Гамлет», выбирает траекторию пути, и путь этот — месть.
Фильм сохранил концептуальную преемственность оригинала, всё те же непримиримые противоречия, семейные конфликты и глубокая личная драма, развернувшаяся на территории штата Кашмир.
На самой границе с Пакистаном, где по сей день после раздела Индии продолжается маленькая локальная междоусобная война за спорные территории.
Кино получилось скучноватое, но с претензией на эпичность. Сорвавшись в галоп в начале, авторы постепенно отпускают поводья, фильм начинает укачивать и дрейфовать, но во второй части ситуация исправляется, и в конце же нас ждёт финальный катарсис. В целом, фильм у меня вызвал неоднозначные чувства, от восхищения до отвращения. Он умело создаёт впечатление надвигающейся беды при помощи гнетущего саундтрека, присутствует необходимая параноидальная атмосфера и актерская игра на высоте.
Завораживающие панорамные виды сняты оператором безупречно.
На многие индийские фильмы эта картина ни одним местом не похожа, в плане того что все семейные ценности и узы здесь сведены к нулю. Как и в каждом индийском фильме есть и песни, они как и положено драме нудноваты, и затянуты. И хоть их и немного, мне, и без того не большому поклоннику индийского народного фольклора, их слушать было невыносимо больно и отчаянно хотелось перемотать или поспать. Впрочем, в фильме есть вполне динамичные экшн фрагменты, ровно настолько, что не позволили мне назвать его 100% триллером.
В целом, это непустячное, вдумчивое кино, но пересматривать его я точно не буду. Удалил сразу после просмотра, ибо слишком депрессивное, тяжёлое для меня кино.
11 августа 2015
Хайдер
Каждый раз, начиная, смотреть новый фильм, особенно премьеру, первые мысли о том, совпадёт ли ожидание с реальностью или ожидаешь большего, а это провал. Но ещё сложнее, если до этого вы смотрели нечто потрясающее, что запало вам в душу, и поэтому невольно планка стоит более высокая для следующего фильма.
Для меня Хайдер высокую планку выдержал. Огромный плюс, что индийцы признались, что использовали сюжет своего любимого Шекспира, а не тихо-молча содрали. Именно это для меня было в первую очередь интересно. Второй момент, яркий контраст от привычных празднично-пёстрых красок в серо-бело-чёрных тонах и полностью серьёзный фильм. Слегка только два Салмана раздражали.
Шахид Капур — как я говорила не раз, дайте этому актёру хорошую роль и он проявит себя на все сто. Где-то я читала, что Шахид говорил, что не до конца понимал поведение своего героя и ему было сложно его воплотить. Скажу от себя, воплотить у него получилось на отлично, с ролью справился на все сто. И то, что он воплотил на экране со стороны, было понятно. Прекрасно, что ему досталась такая серьёзная и хорошая роль. Но всё-таки, он мне больше импонирует как приятный молодой парень, а не лысый и с бородой. Впрочем, пусть себя реализует в разных амплуа, но лишь бы не был один и тот же образ, типа раз прокатила такая фишка я «лохматый-бородатый» и во всех фильмах теперь буду таким.
Шраддха Капур — отличная партия для Шахида. Очень приятно смотреть как гармонируют на экране красивые молодые люди, и что больше всего поражает без тонны косметики. Тут она и Табу вообще были с естественными лицами(возможно и был какой-то грим), но как они выглядели обе приятно. Не знаю, возможно это моя больная фантазия, но мне почему-то показалось, что искры промелькнули больше у Табу с Шахидом. Даже прощальный поцелуй в губы, но уверять не буду, может показалось. Как-то теплее они друг на друга смотрели.
Есть актёры, появление которых пусть даже не в больших ролях, для меня определяет знак качества фильма, и это Ирфан Кхан. Точно также как и Табу. Если честно, хотелось бы их видеть и дальше в хороших серьёзных фильмах, чтобы не хватались за что попало, лишь бы поднять себе рейтинги, они и так на высоком уровне.
10 из 10
13 января 2015
Нетипичный. Почему? Всего 3 песни и 1 танец за почти 3 часа. Причем все они к месту, не слащавые, а довольно жесткие. Есть любовная сцена. Такие «откровенные» сцены в Индии не поощряются. Фильм достаточно жестокий, много насилия, но не наигранного, как мы привыкли это видеть в индийских фильмах. Серьезный драматичекий фильм, а не мюзикл, мелодрама или комедия. Мрачный: черно-бело-серые тона и алый цвет. Фильм снят в Кашмире.
Главный герой (правильно произносить Хэдэр с хинди) был простым пареньком, приехавшим из Исламабада на родину, в Кашмир, где происходят волнения, протесты, расстрелы. Хэдэр видит, что его дом сгорел, отец пропал, а мать живет с дядей и ничего не предпринимает. Тогда Хэдэр решается взять все в свои руки: узнать, что случилось с отцом, найти и наказать виновного. Если вы читали «Гамлета», то вы знаете, что произойдет дальше.
Адаптация к индийским условиям прошла идеально! Сепаратистские настроения Кашмира, нетолерантность к религиям в данном регионе и прочие моменты легли на сюжет. Отдельно отмечу Шахида Капура. Перевоплощение невероятное! Я смотрела фильм на хинди в кино в Индии. Первое время я была уверена, что парень тихий, с копной волос и парень бритый, с бородой, сумасшедший — это разные люди! Когда я узнала, что это 1 человек, я была в шоке! Не знала, что в Индии хоть какие-то молодые актеры могут играть серьезные роли, да еще и так правдоподобно! Помимо этого, Шахид шикарно двигается и поет!
Кому смотреть: всем, особенно тем, кто не любит индийские фильмы — будет полезно узнать, что в Индии бывает разное кино. Фильм трогает до глубины души!
П. С.: в этом году в Кашмире было очень мощное наводнение: многие погибли, лишились близких, крова, документов… Во время рекламы фильма по индийскому телевидению зрителям предлагалось отправиль смс и что-то получить, а все собранные от смс деньги пошли на помощь пострадавшим от наводнения.
9 из 10
14 декабря 2014