Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В лабиринте молчания |
английское название: |
Im Labyrinth des Schweigens |
год: | 2014 |
страна: |
Германия
|
слоган: | «In Germany, 15 years after World War II, one young man forces an entire country to face its past.» |
режиссер: | Джулио Риччиарелли |
сценаристы: | Элизабет Бартел, Джулио Риччиарелли, Амели Сиберберг |
продюсеры: | Якоб Клауссен, Sabine Lamby, Йенс Оберветтер, Ульрика Пуц |
видеооператоры: | Роман Осин, Мартин Лангер |
композиторы: | Себастьян Пилль, Ники Райзер |
художники: | Манфред Деринг, Аенн Пломанн, Janina Jaensch |
монтаж: | Андреа Мертенс |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $794 452 |
Мировые сборы: | $4 574 756 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 3 мин |
Все конечно хорошо, нацистские преступники бяки, их над осудить, заговор молчания все дела. Все под колпаком у Мюллера и т.п. Идея правильная. Но фильм получился нудный и жутко затянутый. И это самое страшное. Ну нельзя так вести антивоенную пропаганду, чтоб под конец вспоминались детские стишки про фашистов и гестапо. Поживее маленько надо, чтоб не засыпал зритель, а проникся, прочувствовал атмосферу. Ни одного яркого персонажа, ни одной судьбы за которую бы захотелось переживать. Может так оно в жизни и было юридические процедуры полны рутины. Но ведь это художественный фильм зачем так-то вяло. Да и материал все же не совсем проходной. Врачи-убийцы, пытки-расстрелы, война наконец.
В конце-концов гг узнает страшную правду и о своем отце. И что он делает? Выпивает пару стаканов шнапса и скандалит с подругой. Ппц драма. Неужели нельзя было оживить картинку? Ну немного псевдо документалки подкинуть 'по местам боевой славы'. Ничего этого в фильме нет, одни хождения из угла в угол, ворох бумаг и разговоры. В результате и сами преступления остались за кадром. И совершенно непонятно за что хватают этих 'милых старичков'. Граждане, нельзя же так работать. Картинку покажите, она говорят лучше тысячи слов. Пусть зритель прочувствует за что судят этих дедков, нелишне напомнить как это было. А в фильме настолько все обтекаемо, что просто обидно. Ни одного кадра с места событий. Ни одного! Вот и подумайте когда случился этот заговор молчания и не повторяется ли он снова.
25 декабря 2021
Каждый год, накануне 9 мая, в нашей стране, со стороны некоторых «либеральных» деятелей, раздаются призывы покаяться. Перед немцами — за оккупацию Германии. Перед восточными европейцами — за принесённые сюда коммунизм и «народную демократию». Перед самими собой — за ГУЛАГ, и тирана Сталина. И всё это с приведением в качестве примера той же Германии. Мол, сразу после 1945 года, они провели у себя денацификацию, покаялись перед всеми, узникам концлагерей выплатили пособия. И нам так надо. Покаемся — и всё у нас станет хорошо. Вот прямо — сразу.
Мне смешно, и грустно слышать эти призывы. Признать их, значит забыть подлинную историю. Которую, в нашей стране, надо прямо сказать, давно превратили в краплёную карточную колоду, откуда и власть, и оппозиция, вытаскивает нужные им в данный конкретный момент карты. А вот в Германии — свою историю помнят. И берегут, понимая, что другой — не будет.
Именно об этом и повествует нам фильм «В лабиринте молчания».
Самое начало 60-х. Молодой, но амбициозный, прокурор, ведущий скучные дела по дорожным происшествиям, случайно узнаёт о существовании до сих пор ему не известного, лагеря под названием Освенцим. И в поисках истины, начинает спуск в «свой» Лабиринт. Где минотавром — может оказаться любой немец. Даже его собственные родители. Или отец его девушки. А может и близкий сослуживец…
Для него, как и для окружающих его таких же молодых людей, открытая им правда, становится тяжким грузом, который нельзя скинуть, и с которым им придётся прожить всю оставшуюся жизнь. Оказывается, все эти годы, прошедшие после окончания второй мировой войны, никто не разыскивал даже самых отъявленных злодеев. Нюрнбергский трибунал осудил лишь верхушку гитлеровского режима, выдав всем остальным индульгенцию. Чем эти злодеи и воспользовались. Продолжив жить своей тихой, бюргерской жизнью, Словно ничего и не было. Кто-то открыл свой колбасный магазин, кто-то устроился учителем в школу, кто-то стал успешным банкиром. И никого из них, не мучила совесть. Они же лишь исполняли приказы. И молчали. Дома, в семье, на работе. И точно так же молчали, их родственники и соседи. Круговая порука. Разорвать которую нельзя, можно лишь в назидание будущим поколениям, показать, что так делать нельзя. А для этого нужно провести открытый суд — пускай и через 20 лет после прошедших событий. Что и попытался сделать в 60-е годы знаменитый франкфуртский прокурор Фриц Бауэр, а уже в наше время режиссёр фильма Джулио Риччарелли.
Увы, как это и бывает в настоящей истории, сделать этого не удалось. На трёх Освенцимских процессах, прошедших во Франкфурте-на-Майне в 1963—68 годах, на скамью подсудимых сели лишь рядовые надзиратели, да и они, отделались лишь лёгким испугом, получив от 3 до 6 лет за совершённые ими преступления. Фриц Бауэр, по официальной версии умрёт 1 июля 1968 года, от сердечного приступа (вскрытия тела, при этом не производилось). Начатый им незадолго до этого, судебный процесс над руководителями «программы Т-4» (программа принудительной эвтаназии во времена Третьего рейха), был после его смерти прекращён. Недаром, однажды он сказал своим друзьям: «Когда я выхожу из своего кабинета, я попадаю в чужую и враждебную страну».
9 из 10
12 мая 2020
Недавний фильм «В лабиринте молчания» нетипичен уже потому, что затрагивает тему нацизма и насилия вне 1933—1945 гг. (обычно снимают именно о гитлеровском периоде). Примечательно и то, что он основан на реальных событиях — на Франкфуртском процессе 1963 г. против палачей лагеря смерти Освенцим (в фильме — Аушвиц). Это был первый германский процесс против нацистских преступников. Франкфуртская прокуратура во главе с генпрокурором Фрицем Бауэром готовилась к нему четыре года. На скамью подсудимых сели в итоге 22 обвиняемых. Процесс на протяжении 20 месяцев вели молодые прокуроры и, на основе показаний выживших узников Освенцима, сумели добиться тюремных сроков для большинства обвиняемых.
Но этот фильм не о самом процессе, а о том, как прокуроры готовились к нему, выступая поначалу не против нацистских палачей, а против общественного мнения.
Главный герой, прокурор Йоханн Ратманн, откликается на просьбу журналиста Томаса Гнилке, который имеет доказательства совершенных в Освенциме преступлений. Как и все в его молодом поколении, Ратманн ничего не знает об Освенциме, не знает ничего и о Холокосте, и об уничтожении военнопленных. Лишь начав расследование и столкнувшись лицом к лицу с бывшими узниками лагеря, Ратманн узнает правду.
Движимый чувством справедливости, он борется с чиновниками (которым не нужны скандалы, когда Германия только оправилась после нацизма), с мнением окружающих и замалчиванием — вместо диалога об ошибках прошлого.
Даже при некоторой схематичности, фильм не опошляет затронутую тему. Сам вопрос, поставленный им, не дает ему стать стандартной драмой о нацизме и его жертвах. Просто — и тут это хорошо — он рассказывает, что правда лучше незнания; что молчание — пособник преступления; и что важно не опоздать с разговором — иначе ворота другого Освенцима не замедлят открыться для новых жертв.
16 августа 2018
Удивительная, хорошо снятая, не скучная, интригующая и красивая лента. Хорошая игра актеров. Изумительные приемы, как по мне.
Единственным моим огорчением после фильма стало то, что все-таки концовку не довели до бесполезного, но пафосного возмездия. Хотя на самом деле, смысл судебного процесса, экранизированного в ленте, было именно стать первым среди многих. Поэтому финал все же очень ровно укладывается на положенное место.
Серьезный, местами параноидальный фильм. Интересная и все же актуальная тема замалчивания. Послевоенные года. Почти каждый человек старше 35 — ветеран войны. Но никто из счастливых и беззаботных молодых немцев не слышал об Аушвице. Для работницы библиотеки Франкфурта это всего лишь место на карте, куда даже нет путеводителя. Страх да и только. А ведь у нас были свои лагеря ГУЛАГ, раскулачивание и красно-белый террор, и сколько там человек умерло, может не менее жестоко…
10 из 10
7 декабря 2017
Война — самый неоднозначный феномен человеческой истории. Нам всем понятны основные мотивы, причины и предпоссылки, логически выведенные образованными, умными людьми в уютных кабинетах. В школах и университетах нам объясняют ход и итоги, описывают заключенные политиками договора и удачные сражения как ходы в шахматной партии. Но разве война в этом? Фильм «В лабиринте молчания» утверждает, что нет.
Нормы морали и гуманизма в военное время — не слишком заботящие кого-то вещи. Война развязывает руки, приводит жизнь в хаос. Но с заключением мирных договоров и выводом войск безумие, вырвавшееся наружу, не заканчивается. Бывшие нацистские преступники сделали всё возможное, чтобы избежать наказания, затаились, снова надев маски благочестия на свои лица. Один надзиратель Аушвица — школьный учитель, второй — продаёт выпечку. Жертвы многолетних истязаний, пленники лагерей, натыкаются на улице на своих мучителей. Вымысел? Нет, реалии Германии 50-х годов.
Всё это так бы и осталось без внимания, не заинтересуйся делом молодой прокурор Йоханн Радманн. Такие вещи обычно держатся на энтузиастах типа главного героя — юного борца за справедливость, преследующего великие идеи правосудия, в которое никто уже не верит. Звучит он поначалу очень наивно. Но этому жестокому миру необходимо хоть немного наивности и слепой веры в лучшее.
В фильме показана кропотливая работа по сбору информации, — не так уж просто доказать причастность к преступлениям. Это очень интересный формат истории; здесь нет места погоням и стрельбе, лишь серьёзный труд, способный перевернуть с ног на голову устоявшееся бюргерское общество. Хорошо, что немцы — аккуратный народ, очень точно ведущий документацию. Это и позволяет выследить основных подозреваемых, найти свидетелей и создать крепкую обвинительную базу.
Немцы понимают свою вину за произошедшее, но большинство просмотренных мною фильмов по этой тематике выглядят как попытка оправдаться. Сказать в очередной раз, что люди не имели выбора: либо ты, либо тебя. Неподчинение — смерть, и тут уж каждый решает для себя. И извечный вопрос совестливого человека самому себе: а как поступил бы я? Есть подобная часть и в «Лабиринте молчания», но здесь она скорее высмеивается. Главный герой не хочет этих оправданий. Правда ранит его, но совесть не позволяет молчать дальше.
Главный герой просто великолепен. Йоханн смело берется за дело, слишком трудное для юнца, не до конца понимая даже его масштабы. Он действует. Он находит свидетелей, находит виновных, сажает их на скамью подсудимых и выносит приговор. Эти обвинительные приговоры — лишь капля в море, но стоят они дорого, — отомщение для несчастных жертв Аушвица.
Основная мысль фильма: виновны все. Мужчины и женщины, что молча наблюдали за зверствами по соседству, стыдливо отводя глаза. Все, кто был опрошен после, утверждали, что ничего не знали. Не хотели знать. И давняя отговорка: «я подчинялся приказам» не изменяет того факта, что тысячи людей были загублены без причины.
В итоге задача правосудия состоит не в том, чтобы наказать виновных, но в том, чтобы отдать дань памяти жертвам ужасных преступлений, — отомстить за сотни тысяч погибших, дать возможность высказаться выжившим. Если уже спустя десять лет не осталось воспоминаний о кровавых событиях в Аушвице, как можно считать здоровым это общество? Если замалчивание фактов считается благом, и виновники зверств свободно разгуливают на свободе, разве это не продолжение жестокой расправы? Замечательно, что силами пары человек был дан толчок, заставивший работать систему правосудия. Да, дети не в ответе за грехи отцов, — но они должны помнить эти грехи. Так работает история. Когда забывается одна война, приходит время следующей. Мне радостно, что снимаются такие фильмы. Они служат напоминанием.
Да и фильм снят жёстко, точно, красиво и просто — очень по-немецки. Два часа пролетают незаметно, но каждая минута вызывает эмоциональный отклик. Хотя и не обошлось без лирических приёмов, вызывающих в зрителе сочувствие, это не выглядит нелепо. Это не слёзы ради слез. Очень хорошая кинокартина.
10 из 10
11 августа 2017
Пожалуй самым страшным явлением выглядит элементарное незнание действительности.
Многие люди попросту не представляли всего происходящего ужаса и деяний палачей-работающих в лагере. Они стоят в одних глазах с простыми вояками, и признание данных людей преступниками выглядит по меньшей мере нелепым и даже ужасным.
Главный герой полон энтузиазма поймать всех сам поневоле поддаёшься его прыти. Преградами встают коллеги, множество людей в глазах народа он совершает непоправимое.
Поражает и отношение самих палачей к обвинениям, поведении и ярость с предвзятостью говорит само за себя.
Самым большим шоком видится понятие банальных казалось вещей виноватых участников войны огромное множество даже среди родственников. Но реальность такова что наказать всех невозможно, не хватит целой жизни. Спасибо имеющимся показаниям находившимся в заключении людям и оставшимся документам. Документация с подробностями своих деяний, словно нацисты были уверенны в вечном господстве и безнаказанности.
Возможность сделать небольшой шаг в сторону справедливости всё на что способен суд в настоящее время. Благодаря решительным действиям и преодолению всех сомнений справедливость восторжествует. Малая капля в большом море сделала своё дело.
Становление человека как профессионала и свалившийся на него груз в виде окружения где каждый в итоге наносит удар за ударом и неспособность принять многое придаёт ещё больший накал кипящему котлу негодования и ярости.
Тем кому понравился данный фильм, рекомендую ознакомиться с картиной «Отрицание» (2016) основанный также на реальных событиях.
8 из 10
24 февраля 2017
Обязательно посмотрите. Другим народам тоже тяжело узнавать правду о преступлениях своего прошлого, тоже страшно смотреться в бездну. Нам ведь мало известно про то, как осознавали нацизм и холокост немцы. Оказывается — с большим трудом, и только спустя 20 лет после войны — в начале 60-х, а вовсе не сразу после Нюрнберга. Самое бередящее в фильме — это нежелание немцев знать правду, когда главный герой молодой прокурор в конце 50-х начинает процесс над палачами Освенцима. Самое, если здесь уместно это слово, приносящее удовлетворение — это торжество справедливости в виде самого проведения этого процесса. Фильм отлично снят, советую посмотреть.
15 декабря 2016
Историческая память народа, вероятно, что-то вроде исторической совести. Пример немцев, с завидной периодичностью возвращающихся к своему нацистскому прошлому в художественных произведениях, памятниках, мемориалах, документальных расследованиях, чтобы вспомнить, или, быть может, чтобы помнить произошедшее когда-то в каждом следующем поколении, это подтверждает. Судя по всему, это своего рода государственная миссия, иначе не объяснишь тот факт, что почти через семьдесят лет после окончания второй мировой войны итальянский режиссер снимает фильм о шестидесятых годах прошлого века в Германии — знаковом периоде, когда первое послевоенное поколение ее граждан впервые стало переосмысливать прошлое родителей, которые в то время были еще в здравом уме и твердой памяти, а страна выдвигает его работу на Оскар.
Результатом ревизии минувшего стали всем известные «Освенцимские процессы». Повзрослевшие дети вставшей с колен страны вынуждены были задаваться мучительным вопросом — не убийцы ли их отцы и учиться жить дальше вне зависимости от того каким будет ответ. Да, первоначально стояла стыдливая дилемма — стоит ли ворошить былое и кому от этого будет хорошо. А как иначе, закрывать глаза всегда проще, однако же, при подобных раздумьях человечество не раз приходило к выводу — дрянная правда, в конечном итоге, лучше доброй лжи. У Джулио Риччиарелли этот выбор так же вторичен, необходимые сомнения как появились, так и были отсеяны. Цель его фильма-исследования — поиск верной причины того зачем это знание нужно людям. Режиссерская версия банальная, но единственно верная — для того, чтобы оставаться людьми. « В лабиринте молчания» — кино, в котором документальная составляющая кладет на лопатки художественную, и эта дисгармония его ничуть не портит. Здоровая доля реальности периодически необходима вымыслу, чтобы человек напрочь не оторвался от земли.
24 февраля 2016
Тяжелый немецкий фильм, о том, где молодой прокурор пытается засадить нацистов за решетку спустя десяток лет после войны. Только проблема — в той счастливой растущей послевоенной Германии почти каждый возрастной мужчина был нацистом. Довольно трудный путь — рыться в старых документах и разделять преступников нацистов и простых солдат, еще труднее создать дело и арестовать. Да и сам фильм с трудом можно смотреть, конечно если для вас это не больная тема.
Меня, выросшего в СССР на фильмах и войне и почти всегда неприязненно воспринимающего немецкую речь, фильм очень тронул. Мы привыкли вспоминать кто больше потерял людей в этой Мировой войне или рассуждать кто больше или меньше виновен в этой трагедии, но лично я никогда не задумывался о том, что это было для самих немцев. Для детей, для внуков тех, кто когда-то носил черные мундиры с красными повязками. И это кино и об этом тоже. Немцы сполна заплатили и в прямом и в переносном смысле за грехи своих отцов. Не помню где, слышал о том, что в школьную программу по истории страны входит экскурсия в конц. лагеря, которые не сносят или равняют с землей, чтобы поскорее забыть, а хранят, чтобы ПОМНИЛИ. Боюсь, что кто-то, наверняка вырвет что-то из контекста, это нынче модно и даже востребованно, но я не мог не выразить те мысли и эмоции, которые вызвали это КИНО. Ведь за это мы и любим КИНО, правда?
На одном дыхании, оторваться невозможно. Игра актеров просто класс. Мне фильм очень понравился. Грустно осознавать, что и по сей день есть люди, которые понятия не имеют о том, что творилось в лагерях. Это был ад на земле и про этот ад так быстро забыли… Замели следы скотообразные недолюди, которые совершали там свои мерзкие преступления. Даже животное не убивает просто так и не делает злодеяний, на которые способен «человек».
Никто не идеален, но есть еще и монстры
Хороший фильм
10 из 10
4 октября 2015
Послевоенная Германия. Народ, пытающийся найти себя в мирной, социальной реальности. Молодой, принципиальный юрист, получивший работу в прокуратуре заинтересовался мелким происшествием:одинокий художник узнает в прохожем бывшего нациста, служившего в Освенциме. Попытки разобраться в деле упираются в непонимание и нежелание общества вспомнить и понять, а также осознать масштабы преступлений нацизма. Расследование приводит к ужасающим для героя результатам, а также меняет его мировоззрение.
Интересная работа немецких кинематографистов про реальную историю судебного расследования над персоналом Освенцима 1963 года. Атмосфера 50—60-х годов, прекрасная работа художника-постановщика, оператора и режиссера, ну и конечно обаятельный и талантливый Александр Фелинг в главной роли.
Отдельный поклон группе сценаристов, которые не постеснялись в наше неспокойное время описывать исторические события, приближаясь к реальности.
10 сентября 2015
В старом фильме «Нюрнбергский процесс» блистательная Марлен Дитрих в роли фрау Бергольд, жены казнённого фашистского генерала, объясняла судье Хейвуду что «они ничего не знали»… Помню, насколько покоробила меня при просмотре эта её фраза и непогрешимый, обманутый вид… В новом фильме «В лабиринте молчания», который Германия в этом году отправляет на «Оскар», выясняется, что даже на пороге 1960-х большинство рядовых немцев ещё слабо представляли себе что такое Аушвиц и концентрационные лагеря. А те кто знали, делали вид, что не знают…
О чудовищной слепоте и ещё более чудовищной немоте своих предков немцы сняли неброский фильм, запечатлевший зарождение так называемых «освенцимских процессов». Очень огорчило, что самих этих процессов не показали, и в целом впечатление о фильме у меня сложились как о наспех склеенной, грубоватой поделке, которой не хватает ни присущей данной теме эпичности, ни подобающей многозначительности, ни внимания к деталям…
Между тем, это кино об истории и о реальных людях, которое следует посмотреть и в образовательных целях и для того, что бы «мир спасённый вспомнил вновь»…
6 из 10
10 сентября 2015
И всё таки молодцы немцы! Это действительно мужественно быть честным по отношению к себе и своей нации. Фильм настолько впечатлил меня, что в конце я даже испытал чувство гордости за человечество, несмотря на все что мы творили на нашей земле всегда были есть и будут люди, которым не всё равно.
Многие привыкли ассоциировать исторические фильмы со скучной констатацией хода событий и фактов, но Джулио Риччиарелли смог разрушить этот стереотип, фильм смотрится на одном дыхании.
Немного не хватило драмы, можно было заставить людей рыдать, но по всей видимости авторы этого кино не преследовали этой цели (Голливуд бы не упустил такой возможности).
Кино которое непременно стоит посмотреть.
9 из 10
9 сентября 2015
«Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима — то, что мир забудет, что было такое место».
- Генри Аппель, узник Освенцима
Пожалуй, есть истории о которых можно вспоминать: истории прошлого, которые приятны и радостны. Но есть и такие, о которых вспоминать совсем непросто. Хотя, иногда очень важно.
Такой историей и является для всех нас, поколения, которое не видело этого в живую, история концлагеря Освенцима. Режиссер Джулио Риччиарелли создал не просто очередной фильм-послание — он «не стал хранить молчание», как это принято сейчас. Этот фильм, пожалуй, лучший историко-драматический фильм Европы этого года.
Но, думаю, сам автор не хотел бы чтобы ему «пели дифирамбы», он снял данную киноленту совсем не для этого.
Если говорить о структуре фильма, то все довольно просто. Молодой и энергичный парень Йоханн Радманн — прокурор и делает свою работу очень хорошо. Однако, заниматься рутиной он не хочет. И вдруг, ему предоставляется шанс не только наказать виновных, а и в то же время сказать о том, о чем говорить нигде уже не принято. Он, подобно одинокому страннику, пробирается сквозь лабиринты хитросплетений и сокрытия, чтобы найти выход из него и конечно же — доказать правду.
Как известно, есть вещи, которые случаются и забываются, а есть те, что леденят душу одной только мыслью о них. Такую мысль и кладет режиссер Джулио Риччиарелли нам в сознание. И это ему, очевидно, удалось.
В фильме показан весь ужас «того прошлого» в лабиринтах которого так много молчания…
«Самое плохое позади, теперь я верю в то, что продержусь. Я прошла через все, что они придумали, чтобы убить человеческое в человеке. Теперь я верю в то, что буду жить».
цитата освобожденной еврейки из Освенцима.
Итак, это не тот фильм. от которого чего-то ждешь. Это тот фильм, после просмотра которого ты не будешь прежним. Пожалуй, с каждым годом люди стали забывать ошибки прошлого, а история неумолимо переписывается. И пока у нас есть наши ветераны и те люди, которые прошли этот ад и кошмар — они живое представление о том, о чем не напишут в учебниках будущего. По их показаниям и создают подобные картины, чтобы мы, дети нашей Планеты, больше никогда не закрывали глаза на ужас и страдания. И самое главное — помнили, что человеческая жизнь — это самое драгоценное на свете сокровище.
10 из 10
8 сентября 2015