Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последний из сарацинн |
год: | 2014 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Фёдор Ромм |
сценарий: | Фёдор Ромм |
продюсер: | Фёдор Ромм |
видеооператор: | Мария Нашикина |
композиторы: | Анастасия Фомина, Анна Фомина |
художники: | Алексей Цеглов, Анна Гаврилова |
монтаж: | Фёдор Ромм |
жанры: | комедия, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 32 мин |
В названии ленты нет ошибки: «сарацинны» не имеют ничего общего с племенем кочующих разбойников сарацин; смысл этого неологизма будет раскрыт в самом фильме целиком и полностью, поэтому здесь я не буду объяснять значение этого слова. Наверняка будущие рецензенты сделают это за меня — пусть им тоже будет, о чём порассуждать.
Теперь о манифесте. Я именно так воспринял эту картину, хотя вина в рождении этой интерпретации лежит полностью на мне. В самом фильме нет и следа дидактики, призыва или деклараций. На первый взгляд, «Последний из сарацинн» представляет собой лёгкий комедийный мокьюментари-фильм о поиске самого великого авторского режиссёра, лица которого никто никогда не видел, и о жизни которого вне кино доподлинно ничего не известно. Да и на второй и на третий взгляд так оно и будет: перед нами тонкая и ироничная комедия-розыгрыш. А ещё глубокая причта о выборе своего пути, но вот именно этот пласт может открыться далеко не сразу.
И вот тут начинается та самая киношная магия, которая знакома всем киноманам. Когда восприятие сюжета или знание драматургической линии фильма заранее не отменяет чувство полного потрясения от увиденного.
От чего же такое потрясение? От того, как это кино сделано. Когда встречается точная, продуманная до деталей операторская работа с толково выстроенными мизансценами, когда ювелирно выверенные монтажные склейки полностью согласуются с проработанным саунд-дизайном — это всё то, что отличает дотошно и педантично выстроенные фильмы от фильмов, снятых с меньшим вниманием и любовью. Это самое настоящее кино в самом полном значении этого слова. Громкие слова для дебютной работы, но я сейчас объясню, почему я их тут использовал.
Причина в том, что «Последний из сарацинн» — абсолютно авторская, и даже авангардная работа. Сюжета как такового тут как будто бы и нет, зато идёт постоянная игра с формой: разрешение кадра скачет с SD в HD и обратно, с черно-белого кино слудуют резкие переходы в цвет. Одна киноцитата плавно подхватывается другой: вот ещё недавно была стилизация под кино 60-х — причём, одна из самых точных стилизаций, нужно отметить, — как тут же мы резко оказываемся уже в стилистике Линча. Не успели мы распознать «монолит» из фильма «Космическая Одиссея» Кубрика, как уже этот «монолит» превращается в проклятую кассету из японских фильмов ужасов.
Новаторство ленты в том, что при всех этих играх и проявлениях авторского своеволия, кино смотрится с завидной лёгкостью. Особенно наглядно это было видно на открытых показах, куда приходили люди самой разной степени кинематографической эрудиции и художественных предпочтений. Понравится всем невозможно в принципе, но увлечь большинство зрителей в свой, непохожий на других кинематографический мир, режиссёру точно удалось.
Мы имеем тот редкий случай, когда с одной стороны авторское и экспериментальное кино остаётся максимально доступным и дружелюбным для зрителя в плане восприятия. И достигается этот эффект за счёт очень точной и тонкой работы с самой материей кино.
И уж совсем удивительно то, что эта картина, при всех своих стилизациях, подражаниях и мимикрии, сфокусирована на сегодняшний день. Это притча про современность, про сегодня, и про то, перед каким выбором стоит современный художник: либо самовыражение и тотальная свобода автора, но из-за своего эгоизма полное игнорирование интересов зрителей, семьи и друзей, или выбор в пользу создания понятного и зрительского кино, ведя при этом образцовый образ жизни, но жертвуя ради этого своей индивидуальностью.
И именно эта точность и глубина в постановке проблемы с указанием на недостатки обоих вариантов, делает фильм «Последний из сарацинн» столь важным и ценным в наше время. Это цельный, зрелый, профессионально сделанный фильм сложившегося режиссёра.
Я также уверен в том, что как только картина будет выпущена в свободное плавание в сети (если такое планируется), она приобретёт культовый статус и возможно, для многих начинающих кинематографистов действительно станет негласным манифестом, провозглашающим: да, мы можем делать кино сколь авангардное, столь и зрительское. Да, мы готовы снимать про сегодняшний день легко, без натурализма и депрессухи, но при этом глубоко и рассказывая о том, что нас действительно волнует. И да, мы готовы дурачиться, разыгрывать, смеяться над собой и иронично подтрунивать над коллегами.
И при таком варианте, проблема художника, поставленная в фильме «Последний из сарацинн», получит своё идеальное разрешение.
10 из 10
10 июля 2014
Когда я впервые узнал название фильма Феди, мне стало интересно, кто это такие, эти, «сарацины». Нет, я не полез в дедушкину энциклопедию 53-го года, а посмотрел, там же, где и большинство из нас — в Википедии. Да, яндекс в месяц опубликования тизера затрещал от количества запросов о «сарацинах». Большой брат спросил: в чем же дело? Почему спрашивают не про ожирение от нутеллы?
Смотрим. Сарацины — «кочующее племя разбойников, бедуины, жившие вдоль границ Сирии». Федор снял фильм про разбойников-бедуинов? Сирия? Военные действия?
Вот это и есть одна из главных проблем, который затрагивает этот глубокомысленный фильм. «Вы столько много знаете об Александре Сосове, где Вы черпаете информацию? — спрашивает на улице девушку корреспондент. — Как где? — отвечает она. — Из Википедии».
Большой брат выясняет, почему нам так интересно в этом месяце слово «сарацин». Может люди ошибаются, может, не сарацин, а саранча? В штате Иллинойс накануне было нашествие саранчи, может люди опасаются, что она двинется на Россию?
Большой брат есть везде. И в сфере индустрии кино. И в юриспруденции, но это уже отдельная тема.
И я вам скажу вот что: это замечательная идея поднять тему Большого брата в таком формате. Но как это сделать?
Фильм, даже будучи короткометражным, бьет не в бровь, а в глаз. Долой «Реквием по мечте» с его перенасыщенным содержанием кадров в минуту. Фильм «Последний из сарацинн» как бы «говорит» за героя, в нем создается своя, особенная реальность, насыщенное, концентрированное содержание. Это уже не Линч, которого сложно понять. Все говорит голосом главного героя: радио, люди, рекламные баннеры.
С точки зрения мастерства работы тут все как у профессионального гитариста, который может продемонстрировать на гитаре все, что вы только у него ни попросите. В фильме можно увидеть различные способы съемки и подачи материала. Отдельно отмечу неповторимую марлонбрандовость Федора в начале фильма (разумеется, только в хорошем смысле этого слова). Этот взгляд, вы видели?! Невесты в очередь! Не трещите каблуками, сердце этого парня надо завоевать!
«Мою бабушку звали Венера. Она много со мной особо не разговаривала. Когда хотела спросить, как у меня дела, она говорила просто: «Чо?»». «Мы ехали на машине в пустыне, я взял суслика на прокат» — это импровизированные мной отрывки из произведений, которые написал Федя в школьном возрасте. Если почитать их в оригинале, вы упадете под стол со смеху! Этого юмора я и ожидал в фильме и получил его сполна. Я всегда призывал Федю, сними комедию! И он меня нокаутировал «Последним из сарацинн».
И еще я понял, что фильм был настоящим подвигом Федора и остальных участников команды, работавших над ним, не только в режиссерском плане, но и в актерском. Попробуйте поползать по-пластунски по снегу в 25-ти градусный мороз!
Большой брат продолжает смотреть. Вот он не желает давать прокатное удостоверение последнему фильму Звягинцева. У него в планах запретить кеды, и он играет с нами, как кот с мышкой: «Вернули Крым — вернем Москву без пробок».
Слушай, может быть, вернешь настоящее кино? А оно есть, оно существует — это фильм «Последний из сарацинн».
24 июня 2014