Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8.6 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Первая мировая |
год: | 2014 |
страны: |
Россия,
Украина
|
режиссеры: | Андрей Верещагин, Алексей Федосов |
сценарий: | Марина Бандиленко |
продюсеры: | Валерий Бабич, Влад Ряшин, Константин Эрнст, Сергей Титинков |
видеооператор: | Дмитрий Киптилый |
композитор: | Максим Войтов |
художник: | Александр Якимов |
монтаж: | Сергей Левин |
жанры: | драма, документальный, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 53 мин |
Я уже видел работы от StarMedia, посвященные освоения космоса, и в целом, к работам этой студии у меня было положительный настрой, но этот докфильм разочаровал настолько, что я даже решил его не досматривать.
Претензий много.
Во-первых, по ходу повествования идет много неточностей, сначала при захвате Перемышля «все оружие было уничтожено», а «потом захвачено 900 орудий». То «страна уже наладила выпуск боеприпасов и вооружения», а спустя минуту уже опять «не хватает снарядов и патронов». От такой небрежности повествования теряешься.
Сама подача выбрана в духе учебника. Генералы, сражения, даты. Каких-то новых и интересных подробностей дано мало. Примерно тот же самый объем информации гораздо быстрее можно получить из Википедии.
Видимо, чтобы разбавить сухое перечисление, в фильме добавлены художественные вставки с абсолютно выдуманными диалогами и попытками изобразить штыковую атаку силами десятка реконструкторов. От всего этого сквозит дешевыми русскими сериалами. Смысловой нагрузки от этого очень мало, но зато здорово растягивает хронометраж. Все серии займут около 8 часов.
Возможно, это понравится тем, кто не представляет как выглядел русский или немецкий солдат начала ХХ в.
Хроники и документы даются только в иллюстративном ключе и на фоне. Никаких сопроводительных надписей к ним нет, иногда одна и та же хроника используется для разных событий.
Очень много места отводится в повествовании судьбам будущих генералов Второй мировой, зачем-то в сотый раз показывается, что Гитлер был художником и воевал. Да было, но речь-то не про него. А уж про генерала Малиновского говорят столько, что начинает казаться, что докфильм про его боевой путь, а не про Первую мировую.
Изначально, выбрана крайне про-имперская позиция и это сильно искажает объективность. Все победы у нас сокрушительные и героические, трудности временные, союзники трусливые, а царь-батюшка всему голова. От документального фильма про войну столетней давности ждешь гораздо более взвешенного подхода и трезвой оценки.
Возможно фильм стоит смотреть, как русско-имперский взгляд на Первую мировую, но однозначно не как информационное пособие.
12 июля 2021
Увы, вполне объективным, «взвешенным» подходом к показываемым нам событиям Первой Мировой войны (в отличие от «Великой войны», сотворённой теми же «СтарМедиа», «Бабич десижн» по заказу того же 1-го канала) этот сериал похвастать не может, к моему величайшему разочарованию. Создателей 8-серийной документально-игровой эпопеи «Первая мировая» явно обуял направленный «сверху» (то есть от заказчика) дух буржуазного либерализма (а не истинного патриотизма, который, согласно тому же Путину, является нашей основной идеологией!). В результате в сериале сплошь и рядом отходят от объективной трактовки многих исторических событий и пытаются навязать нам свою, «угодную» заказчику. К тому же, многие, знаковые для той войны факты здесь просто «не имеют места»! Да тут целый фронт «забыли» (имеется в виду Балканский фронт, о чём ниже!). В общем, считаю этот сериал большой исторической неудачей любимых мной «СтарМедиа» и «Бабич десижн», хотя чисто художественно всё исполнено на «высоком уровне» и смотрится с интересом! Ниже последуют мои любимые «записки на манжетах»
… Было приятно, что одним из главных «игровых» и «сквозных» персонажей стал Родя Малиновский, будущий Маршал Советского Союза, разгромивший японскую Квантунскую армию в августе 1945-го и впоследствии Министр обороны СССР. Материалы для сериала явно взяты из его прекрасной, автобиографической книги «Солдаты России», настольной книги моего покойного деда. Правда, в книге автор называл себя Ванюшей Гринько… Но не на фронте же! А пулемётчиком Родя был- от Бога! Действительно, он не хотел потом ехать «за границу», думал «заболеть», простудиться… Да не вышло!
… Малиновский, с частями Русского Экспедиционного корпуса был переправлен французам дальним путём: из Владивостока, через полмира до Марселя. Части корпуса, где служил мой дед, отправлялись из Мурманска на французских судах и прибывали в тамошний порт Брест. Потом почти половина корпуса осталась воевать во Франции (с Малиновским), а другая половина (с моим дедом) была отправлена на Балканский фронт (о котором в сериале ни слова, как будто бы он и не существовал!!!). Я написал книгу по воспоминаниям деда; она оказалась интересной для историков Первой мировой…
… Сериальная трактовка действий Русской армии в самом начале войны в Восточной Пруссии не выдерживает никакой критики! Самсонов, Ранненкампф и другие… Если бы не их недальновидность, бездарность, русский успех в Восточной Пруссии мог бы повлиять на исход войны! Сошлюсь хотя бы на роман Солженицына «Август четырнадцатого»… А Ранненкампфа в 1918 году разыскали «красные»- в Таганроге под именем некоего мещанина-огородника, и «шлёпнули» за несогласие работать у них «военспецом». Думается, нашли бы его «белые», тоже бы ему припомнили Восточную Пруссию, особенно те, кто там воевал…
7 из 10
29 марта 2020
Историческая реконструкция с элементами компьютерной графики. Один из первых проектов именитой отечественной студии «Бабич дизайн», который я посмотрел еще в год его выхода, а именно трансляцию сего по Первому каналу, и тогда же поставил оценку, которую, спустя миллион пересмотров не собираюсь менять, хотя сейчас замечаю недостатки, которые проглядел раньше, и мы их так же разберем. А пока вот вам мое мнение в двух словах — эпичнейшая реконструкция. Теперь, по старой доброй традиции, приступим к разбору и поймем, стоит ли тратить свое время на данный сериал.
Итак, однозначные плюсы:
1. Тема Первой мировой — так уж получилось, что в нашей стране эта война померкла на фоне Гражданской и Великой Отечественной, в которой погибло гораздо больше людей, чем в Первой мировой, и создатели данной документалки решили напомнить нам всем об этой забытой войне, которая сокрушила несколько империй, включая и Российскую, и завершила целую эпоху в нашей истории. Именно после премьеры данного сериала вновь появились публикации, статьи, были открыты памятники воинам, связанным с данным событием. Нам всем нужно об этом знать, ведь все герои этой войны — достойным пример для подражания. Я очень жду от студии документалок о Гражданской, русско — японской, и русско турецкой войне 1877- 1878 годов. Россия должна знать своих героев!
2. Подача материала — с этим у студии как всегда на высшем уровне, исключая разумеется недостатки, о которых позже. Документальные кадры чередуются с реконструкцией, с показами карт и документов того времени. Что мне нравиться в работах этой студии — это то, что в каждом своем проекте они создают свой, особенный стиль, отличный от других работ.
3. История Родиона Малиновского — да, именно его, будущего маршала и героя Советского Союза, а в ту пору — обычного паренька, который бросив все, отправился на фронт Второй Отечественной войны (как тогда называли Первую Мировую) защищать Родину. Его история изобилует крутыми поворотами и неожиданными моментами, но уже в них виднеется будущий командир, осознающий ответственность за жизни сослуживцев. За его историей интересно наблюдать, да и актер очень постарался.
4. Героизм и предательство — данная документалка рассказывает без утайки о героизме русских солдат и офицеров, а так же об интригах генералов. Слава Богу, что героизм превалирует, но предательство в конце войны разрушило буквально все, что очень обидно, ведь это нивелировало все жертвы! У меня просто буря негодования по этому поводу! Еще Суворов в свое время сказал «Каждого интенданта, просидевшего на одном месте десять лет — надо расстреливать без суда и следствия». Это надо знать, и хорошенько запомнить, что бы не наступить на те же грабли снова!
5. Музыка — и вновь музыкальное сопровождение меня очень порадовало, ибо очень сильно давит на эмоции, и заставляет буквально на себе прочувствовать то радость победы, то горечь поражения. Тем более что есть насколько моментов, когда от происходящего идут самые настоящие мурашки.
Итак, выявленные недостатки:
1. Ошибки в справочных материалах — в первую очередь ошибочные границы государств, хотя этот косяк был исправлен в последующих сериях.
2. Текстовые ошибки — тут имеются ввиду опечатки и откровенные перевирания и незначительные умалчивания, хотя, насчет умалчивания я могу тут заступиться, ибо если перечислять весь ход войны детально, то никакого хронометража не хватит. Все таки в моментах, где незначительные сражения опущены, говориться про общий ход сражения, победа или поражение, но вот насчет перевирания… скорее тут я бы заменил это слово на преувеличение. Это в основном касается последней серии, но на это я могу закрыть глаза.
А сейчас я расскажу о запомнившихся мне героях той войны (про Родиона Малиновского я уже говорил):
1. Генерал Федор Артурович Келлер — граф, потомственный военный и герой нескольких воин. Человек чести и мужества с отличным воспитанием. Человек, для которого девиз «За Веру Царя и Отечество» не пустые слова. Человек, который всеми своими делами доказывал правильность этих слов. Мой личный герой, ведь я сам по убеждениям монархист. Человек принципа, отвечающий за свои слова и всем сердцем преданный Родине.
2. Генерал Алексей Брусилов — военачальник, пионер тактики, ставшей классикой в военном деле, которую до сих пор использую большинство армий мира. Как военачальник он прекрасен, но вот его убеждения вызывают у меня множество вопросов, но не буду об этом говорить.
И еще, небольшая тирада — в сети постоянно ноют про «урапатриотическое кино», которое яко бы заполонило все каналы. Люди! Вы что там курили! Такого кино очень мало, более того, его сейчас очень и очень не хватает. Я обоими руками за его создание, более того, я хочу, что бы по тому же Перовому каналу показывали старое отличнейшее светское патриотическое кино. Давайте давайте, либералы и прочие нытики, закидывайте меня тухлыми помидорами, ведь больше вы ничего не умеете!
В итоге имеем просто отличную историческую реконструкцию с элементами компьютерной графики о героизме русских солдат на полях Первой Мировой Войны с рассказом о ее западном фронте, все это в отличных декорациях и с шикарной музыкой.
10 из 10
1 декабря 2018
Скажу прямо: начинал смотреть с долей скептицизма. Обычно современные фильмы хромают цитированием устоявшихся мифов и просто слухов. Но чем дальше я смотрел тем мне все больше нравилось то что я видел на экране. Во-первых, достойно переданы детали обмундирования императорской и других армий. Во-вторых, наконец, Государь Николай 2 показан без нанесенной на эту весьма достойную историческую фигуру грязи. Русский царь показан таким каким он и был. (Особенно положительный момент в фильме, когда мы видим роль императора как главнокомандующего в преодолении последствий Большого отступления). Кроме всего прочего рассказывается действительно доказанная сейчас историками динамика развития Империи. Создатели фильма постарались показать что Императорская Армия воевала не числом, а умением. Сравниваются операции союзников, что наглядно показывает все с точностью наоборот. Прекрасно подобраны актеры. Корнилов вообще копия… Вторая Отечественная (первая мировая) очень мало изучена в России, подобный документальный фильм очень востребован сейчас русскими людьми. Тем более, что вся историческая информация об этой войне до недавнего времени была представлена только иностранными источниками. Сейчас дело потихоньку меняется… Появились и труды отечественных историков, весьма не предвзятые. И пласт мемуаров современников тех событий. Фильм очень познавательный, навеян в меру здоровым патриотизмом и приятен в просмотре. Спасибо.
24 октября 2018
Для тех кто считает, что ура-патриотизм — это хорошо, подобный фильм вызовет восхищение. С открытым ртом они узнают «вона как Врангель немчуру бил» и «ай да Малиновский — в 15 лет в армию пошёл» и многого чего другого о чём они никогда не задумывались и, конечно, больше никогда не задумаются, когда фильм закончится.
Я же изначально рассчитывал, что это будет фильм о России в Первой Мировой войне, потому что война на Западном фронте, по-моему, довольно исчерпывающе представлена зарубежными источниками, хотя бы фильмом «Сомма» (2005), который и заставил меня заинтересоваться подобными фильмами в русском секторе. И вдруг мне почти всю 1 серию этого ура-патриотического кинца с жаром рассказывают о какой-то французской битве на Марне, а о русских сражениях в Восточной Пруссии говорят что-то невнятное об окружении 2-й русской армии и застрелившимся генерала Самсонове.
А затем проявляется всё истинное двуличие ура-патриотизма. Про Лодзинскую операцию авторы фильма расписывают целую инфографику: немцы потеряли в цифрах больше людей и полностью провалили своё наступление! Вона какова русская доблесть! И никто не скажет, что выйдя из окружения немцы вывели даже всех захваченных во время операции русских пленных. А где же эта инфографика, чтобы описать всю «доблесть» русских войск в Восточной Пруссии? Где это сухое сопоставление потерь до 250 000 русских против 44 000 германских? Где кадры кинохроники, показывающие толпы русских военнопленных после Танненберга? А каково будет узнать зрителю, что после трусливого самоубийства генерала Самсонова его группа на следующий день вышла из окружения невредимой? Но нет, Врангель рубит в Каушкене немецкую артиллерию, а, значит, в русской армии всё хорошо, только доблесть и отвага, плевать на цифры.
Не стал досматривать всю эту ура-патриотическую документалистику, которая вызывает только отвращение. Никто не расскажет о «боях местного значения», как и в советско-германской войне. О том, как уже с октября 1914 из-за недостатка снарядов в Восточной Пруссии русскую пехоту заставляли наступать «в лоб» ночью без всякой артподготовки (на Сомме англичане немцев хотя бы неделю утюжили и всё равно потеряли легендарное число бойцов). А потом командующих снимали с должностей потому что у них во время этих атак было недостаточно своих потерь. Не бросались, понимаешь, в восхваляемое «в штыки» в эру пулемётов и артиллерии! Но кого это волнует? Ведь они не участвовали в знаменитой Лодзинской операции, и поэтому недостойны упоминания!
Светлым пятном в фильме остаются простые человеческие воспоминания Малиновского о фронте, с воспроизведённой реальной гибелью его друзей. Наконец-то, казалось, война для меня, как зрителя, обретает человеческое лицо. Я вижу перед собой настоящего, роющего окопы русского солдата. И тут же всё омрачается ненужным пафосом — упоминанием того, что Малиновский, мол, будущий маршал. Я не против этого упоминания, но оно нужно в конце фильма, потому что ценно не то, что Родька станет маршалом, а его воспоминания, как участвующего свидетеля о событиях Первой Мировой. Также мне не нужны беспрестанные напоминания о том, кто стал белым или красным.
В том же фильме «Сомма» (2005) был сделан срез настоящих участников событий: молодой 17-летний доброволец, доброволец — бывший лондонский клерк, кадровый офицер, сержант, офицер — выпускник ускоренных курсов и даже от немцев командир пулемётного взвода и простой немецкий солдат. И только в конце мы узнаём кто выжил, а кто нет. И ведь в конце мы узнаём, что после войны даже кто-то из них стал коммунистом. А что же в нашем ура-патриотическом фильмеце? «Златопогонные» будущие красноармейцы да белогвардейцы и рядовые сплошь будущие советские военначальники. Выборка воспоминаний делалась не от принадлежности к социальному классу, а исключительно только из «выдающихся» людей. И разве эта выборка должна мне выдать сермяжную окопную правду? Неужели нет других подробных воспоминаний от менее известных личностей, но более разнообразных по происхождению?
Весь фильм — это пустой пафос и бравада, как русские «штыками» брали Львов, со стыдливым замалчиванием Танненберга и Нарочи. Все простые русские солдаты будущие советские военначальники с двумя классами образования, не иначе, а офицеры сплошь в золотых погонах, с усами и со скорбными думами о России — лубочные комиксы для подготовки обывателей к будущим мясозакидательским войнам «в штыки».
3 октября 2018
Под покровом бомб
И газовых атак,
Пулемет Максим —
Ломает ленту
И вскинувши штыки
Бесстрашные вчерашние умы
Бегут — переступая дни войны
Навстречу бесполезной смерти
Не жалея коней
Бросаются под танки.
Сломив голову -
Гонимы цеппелином
Это не та война,
Что знали наши предки.
Это не та война,
Что вспомнят сих сыны.
Война. Война — это революция. Граница между прошлым и будущим. Война — это боль, страдания и слёзы. Война — это десятки ушедших вчера и не вернувшихся на завтра. Но война — это двигатель прогресса, когда ценой миллионов невинных, человек шагает на годы вперед.
В начале двадцатого века ее никто не ждал. Раздолье культуры и досуга предвещало только благие времена и прочие прелести «Золотого века» Но сбыться ему было не суждено. Двадцатый век — станет кровавым. И судить кого-то отдельно, кто нарушил общую благодать не стоит. Баталия была неизбежна, ибо корыстные умы всегда будут возобладать в нашем строе и кабы ни был мелочен ее повод, стоит понять одно — он все равно бы нашелся.
И наступила война. Война всенародная. И на ее театре люди вооружились тем, что даже использовать толком не умели, страшась своих деяний. В этой распре не будет победителей. Не будет проигравших. Оно не внятно начнется и не внятно закончится. По ее окончанию не будет прежних империй. Переменится соотношение сил и сторон. Поменяются порядки, поселятся зерна будущих войн. На вчерашних полях, изорванных воронками уже давно вырастут вечные деревья, а необъяснимые поводы таковыми и останутся, и как и смысл, за какие амбиции полегли миллионы.
Циклу фильмов лишь отдельно огромное спасибо. Без повода судить создателей за бестактность или однобокость, они в очередной раз приоткрыли плотный занавес деталей безымянной войны, укрепив понимание, что изучая историю — учи всевозможные источники и не позволяй провалам знания быть сущими.
3 августа 2017
Этот документальный сериал был снят студией Star Media. Многие, наверное, знают их по другому проекту — «Великая война». Во многом эти два сериала похожи, и оба применяют одну стратегию для подачи информации зрителю: хорошо подобранный и умещенный в короткие серии материал о главных вехах войны, статистика в цифрах, красивая анимация и своеобразная музыка. Также заметной особенностью является предоставление краткой биографии подходящих знаменитых фигур для текущего рассказываемого периода.
Фильм охватывает весь период первой мировой войны. На текущий момент всего 8 серий:
1. Краткая характеристика ситуации в мире со стороны политики, экономики и науки. Причины первой мировой войны.
2. Основные события первой мировой войны в 1914г.
3. Основные события первой мировой войны в первой трети 1915г.
4. Основные события первой мировой войны во второй трети 1915г.
5. Основные события первой мировой войны последней трети 1915г.
6. Основные события первой мировой войны первой половины 1916г.
7. Основные события первой мировой войны второй половины 1916г.
8. Основные события первой мировой войны 1917—1918гг.
В каждой серии рассказывается об различных сражениях, событиях, новшествах или личностей, которые сыграли значимую роль. Делаются также некоторые отступления о интересных моментах, которые произошли в рассматриваемый период. Также разыгрываются некоторые произвольные сценки с участием видных деятелей той эпохи — например, с Малиновским, Корниловым, Врангелем и Брусиловым. Все это позволяет представить, как именно все эти действия могли происходить в те времена, и поэтому рассматриваемые события воспринимаются легко и хорошо запоминаются. Конечно, сериал в основном показывает эпизоды с точки зрения России, но некоторые события рассказываются и о действиях союзников, что придает картине некоторую целостность.
Данный сериал с самого начала замалчивает или только упоминает вскользь некоторые события первой мировой войны, поэтому после просмотра всех серий создается впечатление, что только от Российской империи зависел исход войны. Особенно странно, что у авторов сериала есть свое мнение, и они не стараются его скрыть, хотя исторические события обычно позволяют себе трактовать только с подробной аргументацией.
В целом, сериал будет полезен для всех зрителей. Кто еще не знает историю первой мировой войны, тот сможет вкратце узнать об основных событиях и представить, как все это происходило. Тот, кто знает, может получить уникальную возможность узнать, как можно трактовать события времен первой мировой войны с точки зрения России.
Этот проект познавательный и интересный — смотрится на одном дыхании. Советую к просмотру!
4 марта 2016
Интересный, познавательный документальный сериал о первой мировой войне с художественными вставками. Конечно и огрехи какие-то были (уж очень Николай II на себя не похож, да и Гитлер как-то уж слишком пародийно истеричен,) но все равно смотрится всё это легко и с интересом. А что еще нужно от хорошего документального кино?
А главный интерес в исторической связи этой войны с предвоенным временем и особенно интересна связь с последующей второй мировой войной — все это в фильме снято, показано. Снято именно про участие России в первой мировой, а не про всю войну на всех фронтах, так и снималось для России кино.
Есть ряд потрясающе интересных моментов! Например.
Совместная встреча Рождества 1915 года в окопах английских и немецких солдат — акт пацифизма и гуманизма и между тем первый в истории человечества геноцид, появление пропаганды. Во истину «Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны.» Фридрих Великий.
10 из 10
30 января 2015
Сразу скажу, что в целом мне понравилось, было интересно освежить память и узнать что-то новое. Вот только, когда люди смотрят комедию — они хотят слышать шутки, а когда фильм называется «Первая Мировая», то речь должна идти о всей войне.
В этом же фильме идет речь о России в Первую Мировую войну. Складывается впечатление, что почти все военные действия происходили с участием России, а остальные замирали, задержав дыхание.
Первые 2 года (1914—1916) расписаны на 6 серий! Остальные 2 года (1917—1918) — 2 серии из которых, 1,5 серии это выход России из войны и революция.
Так же отмечу, что Николай ll совсем не похож на себя, халтура еще та. Имея достижения компьютерной графики, столь узнаваемую личность можно было лучше двести до схожести. В текущем варианте он как песок в глазах, хорошо, что его не часто показывали.
8 из 10
16 сентября 2014
Сильно порадовала эта документальная драма. Ещё когда начали выпускать похожий проект Великая война, я, как увлекающийся историей именно Первой мировой войны, стал ожидать похожего проекта. Но шли годы, был выпущен проект про войну 1812 года, были дополнены серии Великой войны, вышла отличная передача про династию Романовых, а долгожданного проекта всё не было. И я уже отчаялся, как на столетнюю годовщину, словно снег на голову, вышла эта передача. Очень впечатлили реконструкции, которые выглядят намного живее, нежели в предыдущих проектах, музыкальное сопровождение, военная хроника и вставки графики. Отчасти, эта документальная драма могла напомнить мини-сериал, так как периодически нам показывали фактического главного героя — рядового Малиновского, который впоследствии стал маршалом СССР.
Но помимо простого исторического интереса и досуга, по моему мнению эта передача имеет важное значение. Первая Мировая война стала неоправданно забытой. Она канула в забвение на 100 лет, и только в этом году стали создавать проекты, проливающие свет на Великую войну. Это один из таких проектов, который я посмотрел с удовольствием и советовал бы к просмотру каждому патриоту, любителю отечественной и мировой истории. Миллионы солдат, погибшие 100 лет назад не должны быть забытыми, а за их подвиги мы должны быть им благодарны не меньше, чем за подвиги советских солдат в Великой Отечественной Войне. Сейчас, мы идём в верном направлении. Надеюсь это не последняя передача, посвящённая данной тематике и сделанная на высоком уровне, а это не последняя моя рецензия таким передачам. Первая Мировая выше всяких оценок, даже максимальных.
5 сентября 2014