| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
5.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Дорогая Эльза! |
| английское название: |
Drága Elza! |
| год: | 2014 |
| страна: |
Венгрия
|
| слоган: | «Minden lépés élet vagy halál (Every footstep is life or death).» |
| режиссер: | Золтан Фюле |
| сценаристы: | Mrk Grtz, Золтан Фюле |
| продюсеры: | Питер Барбаликс, Золтан Фюле, Katalin Weith |
| видеооператор: | Mrk Grtz |
| композитор: | Szilrd Horvth |
| художники: | Jnos Krmi, Золтан Фюле |
| монтаж: | Mrk Grtz |
| жанры: | драма, военный |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
27 ноября 2014 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 36 мин |
Очередной пропагандистский фильм — уже от венгров. С первых минут просмотра кинолента выглядит многообещающе. Эпизоды беспорядочного боя, размышления о бессмысленности происходящего, непонимания, что во всём этом делают венгерские солдаты в фашистском камуфляже на советской земле, да и на войне в целом — не своей войне, за какие идеи сражаются? Они просто хотят домой, как и наш герой. Он рвётся к своей любимой девушке, фотографию которой хранит в своей записной книжке, где тщательно записывает все свои ощущения.
Однако с первых эпизодов появления вражеских советских солдат акценты заметно сменяются. Практически в каждом из этих эпизодов русские иначе, чем дикими варварами не показываются. Причём заметьте — события происходят в самой России. Они насилуют своих же девушек радисток прямо в штабной палатке, глумятся и издеваются. Создатели сего «шедевра» (к слову, победителя американской кинопремии «Золотой глобус» 2014 года — кто бы сомневался) явно вдохновлялись опытом противоположной — фашистской стороны, с её идеей геноцида и превосходства арийской расы. Об этом говорит и использование врага при разминировании, и сцена с мочеиспусканием на тела живых солдат.
Впрочем, нужно отдать должное хотя бы в том, что советские солдаты здесь показаны бравыми вояками, которые уже хотя бы думают, а не пушечным мясом бездумно бросаются под пули, повсюду с именем Сталина на устах. Но киноляпов здесь предостаточно. Тот же эпизод с вечерним боем. Видимо, создатели сэкономили на военных консультантах, не знают, что такое трофейные бригады, да и вовсе не понимают элементарных вещей.
Многочисленные сцены сражений может быть и выглядели впечатляюще, если бы не грубо прорисованные огни от выстрелов, не совпадающих с эпилептически трясущимися руками солдат с оружием. Этим мне и нравится большинство русских фильмов — здесь стреляют холостыми, а не машут пластмассовыми игрушками в надежде на качественную работу VFX-дизайнера на этапе постпродакшена. Актёры, играющие русских солдат, пытаются говорить по-русски, правда, выходит не очень и весьма странно: «Положите их на вагон» вместо «Загоните в вагон», «Несите венгра» вместо «Ведите венгра». Не говоря о десятках сцен, где корявый «русский» напрочь меняет смысл той или иной сцены. Венгерскому/западноевропейскому зрителю то всё равно — думаю, им перевели правильно. Иначе «Золотой глобус» давно прогнил — русофобия всё спишет! К слову, в немецком прокате все герои говорят по-немецки.
На протяжении полутора часов русские солдаты только и делают, что напиваются как свиньи, ведут себя соответственно, избивают и глумятся над другими воинами, устраивают бесчисленные оргии, празднуя и веселясь. Однако не всё и всегда здесь так однозначно. Ломбаш часто встречает друзей, которые его предают, и врагов, которые ему помогают. И тот старик-еврей — что альтер-эго самого героя, подвергающий испытанию его нерушимую веру в свою семью и страну. Венгру-штрафбатнику трудно вписаться в эту обстановку, но старик, который ходит по вражеским позициям как тень, часто навещает его и пытается сохранить ему жизнь своими советами, несмотря ни на что. В конце концов обстановка военной морали и древний инстинкт самосохранения не могут сосуществовать, что и выливается во внутренний конфликт героя.
Фильм можно назвать антивоенным, в чём-то явно схожим по своей идее с небезызвестным творением Эриха Марии Ремарка. Благо подобные отсылки часто мелькают в сюжете на протяжении практически всех двух часов киноленты. Только фронт здесь Восточный, и несколько другой войны. То, что близко нам самим, то, что мы просто обязаны помнить и гордиться. И смотреть на то, как наши прадеды показаны здесь древними варварами, насильниками и мразями (война всё спишет), честно говоря, больно и обидно. Было бы это правдой, а так — очередная агитка под пацифистской обёрткой. Уже привыкли, но не смиримся.
В заключении несколько слов о реакции на свой фильм самих венгров. Ознакомившись с отзывами их кинокритиков, отметил и недоумение со стороны соотечественников: «ужасным сценарием и диалогами — так, что почти вся ценность ленты затмевается этими ошибками», сюжетом, наполненным фальшью и тупиковыми сценами, искажением акцентов, отсутствием венгерского колорита. Примечательно, что фильм задумали ещё в 2008 году, но из-за недостатка финансирования работа над проектом затянулась на шесть лет. «Он не был создан при государственной поддержке, что, например, лишило Фонд кино возможности участвовать в выборе сценария», — пишут критики. Звучит как оправдание — потому как сами венгры, как вы поняли, остались фильмом явно недовольны:
«Нет большего разочарования в напряженном военном фильме, чем когда часть зрителей смеется над абсурдностью сцены». «Дорогая Эльза символизирует несчастье венгерского кино!» «Становится горьким сюрпризом, что наш первый военный фильм, который, как и предполагалось, должен был быть жанрово-нейтральным в голливудском смысле, оказался не о венграх или Венгрии, и мы больше узнаём о русской армии, чем о Земской гвардии … причём сфальсифицировано». «То, что смог сделать десять лет назад фильм «Враг у ворот», «Дорогой Эльзе!» не удалось: проложить путь европейскому военному кино по пути примирения. Я думаю, «Дорогая Эльза!» делает ровно наоборот. После событий 20-го века нам, венграм, следует быть крайне осторожными и не фальсифицировать историю — фильм даже этого не смог сделать. Искажение имело бы смысл только в том случае, если бы оно в какой-то степени помогло пережить травмы нашей истории, а фильм, к сожалению, для этого не подходит».
11 мая 2025