Апокалипсис: Первая мировая война
Apocalypse la 1ère Guerre mondiale
8.6
8.8
2014, документальный, военный, история
Франция, США, Канада
18+

В ролях: Матьё Кассовиц, Фердинанд Фош, Раймон Пуанкаре, Франсуа Арно
Этот новый документальный сериал создан на основе более 500 часов восстановленных в цвете и озвученных архивных киноматериалов, большая часть которых ранее не показывалась. Мы перенесемся в эпицентр военных действий, от окопов северной Франции до менее известных фронтов в России, Сербии, Турции и Палестине, и также увидим повседневную жизнь гражданского населения в тылу.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Апокалипсис: Первая мировая война

английское название:

Apocalypse la 1ère Guerre mondiale

год: 2014
страны:
Франция, США, Канада, Бельгия
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
композитор:
монтаж:
жанры: документальный, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 18 марта 2014 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Другие фильмы этих жанров
документальный, военный, история

Видео к сериалу «Апокалипсис: Первая мировая война», 2014

Видео: ТВ-ролик (сезон 1) (Апокалипсис: Первая мировая война, 2014) - вся информация о сериале на FilmNavi.ru
ТВ-ролик (сезон 1)

Постер сериала «Апокалипсис: Первая мировая война», 2014

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Апокалипсис: Первая мировая война», 2014

В ад и обратно

«1914 год открыл эпоху массового уничтожения».

Эрик Хобсбаум. «Эпоха крайностей. Короткий XX век», 1994 г.

В тот самый злополучный день сербский националист Гаврило Принцип направил свой револьвер на карету, в которой находился наследник австрийского престола вместе со своей супругой. Это было настолько ошеломительно, что никто не успел ничего предпринять. Палец надавил на спуск и череда выстрелов обрушилась на головы обреченных людей. Кронпринц и его жена погибли на месте, но их смерть стала лишь поводом для всеобщей агрессии, злобы и ненависти, которая в скором времени поглотила весь земной шар. Государства облачились в военные шинели, а мирная жизнь оказалась выброшенной на помойку империй. Так начался Апокалипсис.

Огромная и неповоротливая военная машина закрутилась с бешеной скоростью, потому что на тот момент все страны были очень тесно повязаны между собой, и поэтому от грядущей беды удалось спастись очень немногим. Австрия напала на Сербию, вслед за чем Россия вступилась за братьев-славян, а дальше уже завертелась мировая политика, и вскоре весь центр Европы был взорван до основания. Земля обагрилась человеческой кровью, бывшие соседи стали лютыми врагами, вчерашние границы оскалились рвами, траншеями, пушками, ружьями и гаубицами. Одно покушение стало решающим маховиком, раскрутившего мир на долгие четыре года в состояние дикой ярости.

Изабель Кларк не ищет правых и виноватых, в своем документальном сериале она пытается дойти до одной простой истины, которая заключается в противоречивом вопросе, затрагивающем глобальную политику расчеловечивания. Режиссер старается дать полную картину всенародного безумия, угнездившегося в душах людских, которые еще совсем недавно щеголяли по улицам в модных шелках, играли в бридж по вечерам и посещали балы, пили и веселились, не зная горькой печали. Кларк кажется удивленной, ведь её ставит в тупик именно то, что недавние джентльмены уже облачились в мундиры и отправились в грязные и кровавые окопы, чтобы отстоять слишком уж абстрактные идеи и убеждения, от которых с годами останется лишь пыль.

«Апокалипсис: Первая мировая война» - это антология страха, сменившего всем своим видом все благородные идеи и чаяния, ведь эта бойня начиналась чуть ли не учтиво, когда императоры били поклоны и слали друг другу ультиматумы. Что стоят слова, когда в ту же секунду по умам народа бьет та или иная пропаганда, а всемогущие дельцы и торговцы уже довольно потирают руки и подсчитывают прибыль, хищно ухмыляясь при одном только виде того, как безусые юнцы и взрослые мужчины готовы зубами загрызть врага на горизонте? Изабель Кларк вскрывает все нарывы и гнойники, она спокойно и без обиняков объясняет своему зрителю, что война стала результатом назревших и давно нерешаемых проблем.

Завертелись крупные капиталы, накопилось много оружия и средств уничтожения, последняя до того битва закончилась пятьдесят лет тому назад, и поэтому в те страшные дни все думали о войне с романтизмом и этаким наивным убеждением, что и новые поля сражения получатся как в милых книжечках. Изабель Кларк показывает, что все это оказалось ложью, все страны обратились в злых волков, ощерившихся бешеными оскалами и норовивших поубивать друг друга. Апокалипсис был неминуем, а следом за ним пришли его верные всадники – голод, смерть, холод и мрак. Грянули такие леденящие кровь сражения как битва при Ипре, операция на реке Сомма, Верденская мясорубка и Галиополи.

Изабель Кларк окрашивает для нас хронику прошлого современным светом и тенью, голоса забытых эпох звучат по-новому, по сути своей режиссер переосмысляет сам жанр документалистики, погружая аудиторию во всполохи багряных разрывов, оставляющих за собой разруху и нищету, во смрад разлагающихся тел и пороховую гарь выстрелов, разящих плоть штыков и жутких воронок, которые похожи на шрамы исстрадавшейся почвы. «Апокалипсис: Первая мировая война» - это апогей того, что мы называем геноцидом, где грань преступлений переходит все немыслимые границы. Но ради чего? В который раз человек наступает на грабли. Кларк же в ответ лишь удрученно качает головой.

Режиссер показывает картину реального гнева, когда ученые умы придумывают лишь новые типы оружий и средств массового истребления; в Первой мировой войне использовали все, что только можно. Танки, огнеметы, отравляющие вещества, самолеты, дирижабли, корабли и целую прорву различных снарядов, и все это ради массового помешательства, затеянного в высоких кабинетах и кулуарах власти. Кларк расскажет, что после двух-трех лет солдаты так и не смогут повлиять на границы фронтов, позиционная война войдет в стадию тупика, некоторые императоры лишатся своих тронных залов, и лишь горделивые генералитеты не перестанут отправлять людей на бойню.

Любая война заканчивается искуплением грехов и мирным договором. Изабель Кларк покажет, что получится впоследствии, когда все устанут от кровопролития и бессмысленных жертв. Падут целые империи, родятся новые нации, у кого-то же останется чувство реваншизма и ощущение того, что их солдат предали. Миллионы погибнут и останутся без жилья, но все это ради чего? Цезари тешат свое самолюбие и верят в непоколебимое превосходство, но их поданные ложатся в землю навеки, без права на дальнейшую счастливую жизнь. Политика колониальных государств придет в упадок, что является ее вполне объяснимым итогом. Жернова войны пережуют всех без остатка.

«Апокалипсис: Первая мировая война» - это живое свидетельство того, что люди не учатся на своих ошибках. Великая война, как ее назовут потом, не принесет человечеству ничего, кроме боли, слез и новых трагедий. Чья-то экономика пойдет в рост, но в большинстве своем заключенный мир породит еще большего дьявола, который вылезет из преисподней и вонзит свои когти в тех, кто еще вчера считался победителем. История циклична, она не любит сослагательных наклонений, ее закон безутешен – все повторяется лишь в более жутком масштабе. Изабель Кларк заставляет лишь подумать и сделать вывод. Дескать, уже два раза мир стоял на грани исчезновения, а стоит ли еще дергать судьбу за усы?

Но послужит ли этот сериал очередным предостережением для современной цивилизации? Учитывая то, что снова гремит оружие и сталь просит человеческой крови, мы можем сделать столь горький вывод о том, что многие народы остались глухи и слепы, а политики так и вовсе не читают книг по истории. Война пожирает своих детей, но все может повернуться таким образом, что в конце не останется никого. Как говорится, однажды весь мир получит билет в один конец. И все из-за неуемной жажды власти, кровопролития и слез. Печально, что работы над ошибками так никто до сих пор и не делает.

9 из 10

23 декабря 2022

Страницы из истории не вырвать

Очень интересный и повествовательный сериал получился у создателей. Наткнувшись когда-то в интернете на первую серию, я с удовольствием и, практически, на одном дыхании просмотрел первые три серии, которые заставили меня проникнуться в суть происходящего. Авторам удалось передать душе трепещущую атмосферу тех страшных времён, когда великие империи мира начали рушиться, а общество стало раскалываться в своих политических взглядах.

Война — это инструмент для решения бизнес вопросов, для улучшения боеспособности государств, но и нещадное уничтожение простого населения, часть которого гибло на фронтах, как военнослужащие, присягнувшие на верность своей родине, а вторая часть — гражданские, которые не раз становились заложниками разборок противоборствующих сторон.

Многие народы были вовлечены в действо, которое должно было продлиться не долго, скоротечно, согласно уверениям политиков и генералов, однако война порождала страх и безумие!

Мало осталось тех, кто помнит годы первой мировой войны, время идёт вперед стирая память о происходящем, но благодаря таким познавательным многосерийным фильмам, мы хоть отчасти будем помнить и не забывать о подвигах и величии наших предков и о тех ужасах, которые им довелось пережить.

20 мая 2019

Путешествие на край жизни

«Из тюрьмы выходят живыми, с войны не возвращаются. Все остальное — слова.» Л.-Ф. Селин

Война. Яснее всего значение этого слова понимают погибшие солдаты, к (не)счастью для живых, не способные поведать о своем ужасном опыте. Война — суть событие, ситуация вполне неописуемая и непознаваемая. Переживший ее никогда и ни при каких условиях не будет прежним. Но как хотя бы в минимальной степени почувствовать и понять для себя этот жестокий феномен существования вновь и вновь повторяющийся в истории? Увы, сегодня мы видим слишком много тщетных и неудачных попыток. С одной стороны, война преломляется сквозь призму художественного восприятия, результатом чего выходят продукты совершенно противоположной степени качества — в одном случае это великая реалистическая трагедия, в другом грубый китч и почти насмешка. С иной стороны сам феномен войны тонет в океане фактологических данных, бесчисленного множества теорий и интерпретаций, также уводящих зрителя от реального положения вещей, только в противоположном направлении. Есть много гениальных фильмов и книг о войне во всех жанрах, еще более обширно поле просто хороших произведений, базирующихся в своей области, но совсем не много проектов, пытающихся расширить саму форму подачи материала и вслед за известным канадским философом Маклюэном показать, что смысл сообщения напрямую зависит от формы его подачи.

К счастью для всех русских людей почти за десятилетие до выхода эпохального проекта французских мувимейкеров на ниве гипердокументального кино блестяще потрудился наш арт-хаусный режиссер Сергей Лозница (ремарка, документальный проект Ромма «Обыкновенный фашизм» нечто совсем другое, вспомните хотя бы голос режиссера за кадром). В 2005 году на экраны вышел его проект, целиком состоящий из раскрашенных и отретушированных кадров кинохроники осажденного фашистами Ленинграда. Занятно, что Лозница сумел избежать некоторых проблем, на которые натолкнулись французы и в итоге представил на суд публики шокирующе гиперреальное документальное кино, в своем минимализме кричащее о яростном отвержении любого трагипафоса, идеологической интерпретации, о пренебрежении к историческим цифрам и фактам. Объектом рассмотрения «Блокады» было всего одно бесконечно важное, многозначное, но очень трудное для понимания слово…жизнь.

Сохранять жизнь в воронке смерти и ада — как описать и воочию увидеть этот парадокс? Сполна описать всю картину этого абсурдного положения, впервые в истории человечества возникшего во времена первой мировой войны, помогли бесчисленные километры отснятой кинохроники, бесстрастно документирующей все происходящее и обнажающей оборотную сторону настоящей бойни. Посмотрев этот фильм можно еще раз убедиться в том, что мероприятия подобные первой мировой имеют совсем мало общего с трагическим пафосом, великими деяниями или блестящими сражениями. Не будет ошибкой констатировать, что все это, если когда-то и было, то осталось в прошлом вместе с атавистическими методами ведения сражений. Теперь война есть безграничная грязь (в фильме вы увидите бескрайние грязевые поля, в которых солдаты жили годами), бесконечное ожидание собственной смерти, абсолютная беспринципность, безрассудность и бессердечие правителей, а также горы трупов и все более и более изощренные и жестокие методы убийства ближнего. Но это только одна сторона, которой война обращается к народу, а ведь есть и другая…

Фильм то и дело прибегает к приемам парраллельного монтажа, играя на эффекте резкого контраста. Сперва авторы во всей нищете демонстрируют жизнь простого солдата на фронте, погибающего от пуль, грызунов, холеры или истощения, и сразу после следуют кадры с другого конца жизни — встречи правящих верхушек, остающихся совершенно холодными и безучастными к судьбам миллионов, ведущих какие-то запутанные интриги по разделу власти и территорий. Временная удаленность, аутентичность и отличное качества съемки не могут не захватить дух при виде статных, навсегда канувших в прошлое королей, царей, кронпринцев, генералов и маршалов, некогда чистейших и благороднейших кровей, таящих за своими мундирами и безукоризненными униформами истинную бездну жестокости, боящихся неотвратимого восстания масс и утраты власти. В их запечатленных лицах и глазах можно прочесть больше, чем написано во всей массе исторической литературы — роковое понимание скорого конца своего владычества, отчаянную жажду пнуть ногой колесо истории, хоть ценой жизни всего человечества. Уникальность фильма как минимум заключена в документом запечатлении последних, по-настоящему больших лиц мировой политики прошлого, навсегда канувшей в лету.

Сложно сказать выиграл бы фильм, остановившись (или скорее поднявшись) на ступени искусно и с пониманием смонтированной кинохроники, бросающей вызов условности и обнажающей саму кошмарную суть события под названием «первая мировая войны». Возможно, спасовав перед столь сложной миссией, или преследуя иные цели, связанные с форматом вещания и ориентацией на познавательный характер, авторы решили придерживаться четкой структуры повествования. Для наглядности вводится политическая карта мира, на которой изображаются передвижение войск и захваченные территории, в самом сжатом и кратком виде резюмируется основная политическая и военная установка тех или иных государственных деятелей, в максимально общем плане описывается мотивировка и намерения государств в общем контексте изменения расстановки сил.

К сожалению, на мой взгляд, это очень полезное и познавательное, но все-таки крайне спорное решение не улучшает фильм в целом. Факты, преподносимые создателями, могут заинтересовать только людей почти совсем незнакомых с историей (к сожалению, таких большинство). В основном это довольно распространенные данные, упорядоченные далеко не в самых стройный и органичный лад. Возникает подозрение, что авторы так и не смогли решить в каком направлении им двигаться — то ли до самого минимума сжимать энциклопедический материал, пытаясь обнажить нерв фильма в кинохронике, то ли расширять историю, преподнося зрителю углубленную мотивацию, хронологию и событийность, в связи с чем, естественно, возрастет общая длительность и сложность проекта с точки зрения восприятия. Конечно, нельзя обвинять создателей в том, что они поступили разумно и прагматично, аккуратно подрезав самые шокирующие кадры, ограничившись общедоступными сведеньями, грамотно распределив время и т. д. Безуловно, en masse проект сильный, профессиональный и потрясающий во всех отношениях. Единственное, чего ему не хватает — небольшой степени нонконформизма, пренебрежения к форме, чистоты художественного помысла, столь характерных для фильма Лозницы. Пожалуй, разница двух этих фильмов во многом характеризует разницу даже в менталитетах. Возможно, именно из-за этой внутренней свободы и какого-то художественного чутья наш народ так и остался непобедимым.

В итоге, можно рекомендовать фильм как обязательный для тех, кто не знает или не помнит имени императора немецкой империи, вдруг решившего завоевать мир, однако также он будет небезынтересен тем, кто просто хочет полюбопытствовать как выглядит четырехчасовой фильм из одной сплошной кинохроники. Создателям удалось нащупать ритм повествования, «обыкновенной» жизни «театра» военных действий, столь чуждой и непонятной современному, пресыщенному жизнью, индивиду. Ни ложного пафоса, ни манерной интеллектуальности, ни страсти к фальшивым эффектам картина не несет и в помине. А сегодня такие ленты на вес золота.

20 февраля 2018

Историчность страдает

Очень хорошо, когда студии создают документальные фильмы, рассказывающие нам об исторических событиях, личностях и т. д., особенно, когда это такие забытые в обществе периоды, вроде Первой мировой войны. Но на одной только идее фильма о забытой людьми истории выехать нельзя, нужна грамотная, правдивая, интересная для зрителя реализация, что и стало камнем преткновения для National Geographic. Ну да обо всем по порядку:

Историчность

Столь известная и популярная организация, как National Geographic решила позволить себе умолчать некоторые исторические факты, а другие наоборот преувеличить или же вовсе выдумать, например: история о, якобы желавшем сохранить мир, кайзере Вильгельме II, которую нам рассказали в начале фильма (в действительности же кайзер Вильгельм II был главным эскалатором конфликта). Также огорчает то, как создатели фильма не желают поминать, не раз выручавшую своих союзников по Антанте, Российскую империю добрым словом, но при этом не упускают возможности рассказать ничем не подкрепленные сказки про «угнетение людей царизмом и церковью».

Подача

Фильм сделан на основе восстановленных в цвете архивных киноматериалов, что делает фильм довольно скучным. В отличии от аналогичных фильмов других компаний, вроде российской Star Media здесь редко можно встретить справки об отдельных исторических личностях, отсутствует рассказ о сопутствующих войне вещах, вроде подробных справок о технике Первой мировой войны и сцен, снятых специально для фильма с участием реальных актеров. При этом, даже без перечисленных выше приёмов, можно было сделать интересную для зрителя подачу, если бы не огромное количество «воды» в самом рассказе. Конкретных исторических фактов минимум и, как было сказано выше, многие из них сомнительны.

Хронометраж

Создатели фильма преподносили его, как рассказ обо всей Первой мировой войне, но при этом зачем то загнали себя в рамки только пяти серий, которых для расскрытия истории всей войны крайне мало. Ранее упомянутой Star Media потребовалось восемь серий, чтобы рассказать об истории по большей части только одного восточного фронта, в то время как National Geographic рассказали «обо всей» войне за пять серий. Из-за этого рассказ, который и так сильно заполнен «водой» становится еще более обобщённым и неинформативным.

Итог

Для изучения такого важного, но, к сожалению, забытого многими события, как Первая мировая война, я бы не стал рекомендовать этот фильм. Если вы хотите освежить свою память об этой войне, лучше посмотрите, ранее упомянутый, отечественный фильм или же изучите её при помощи мемуаров современников, статей и т. п.

5 из 10

21 мая 2016

Буквально за несколько лет Изабель Кларк переизобрела, или, во всяком случае, показательно освежила целый поджанр военного документального кино. Это уже не просто разрозненные кадры случайной хроники, собранные под мерный бас закадрового голоса, но целостное поэтапное повествование. В меру своей увлеченности темой двух Мировых войн, я посмотрел десятки документальных проектов, и вместе с этим, с увлечением отнесся к выходу новой части цикла «Апокалипсис». Первое же достоинство, на которое я обратил внимание — манера подачи материала. Создатели проекта акцентировано работают со зрительскими эмоциями, хотя нас и главных участников разделяет без малого целое столетие. Приведу такое сравнение — каждая серия напоминает больше интересную общепознавательную статью, чем просто констатирование рассказчиком происходящего на экране. И хотя, я уверен, перебирать такими редкими кадрами Первой Мировой не приходилось, складывается впечатление, что материал подгонялся под сценарий, а не наоборот.

Я почти уверен, что большинство людей не видели цифровой хроники Второй Мировой, не говоря уже о ее кровавой предшественнице за четверть столетия до этого. Конечно, говоря о представленной в этом фильме хронике, мы имеем дело с так называемой колоризацией, то есть приданием черно-белой пленке отдельных оттенков. Тем не менее, эти, казалось бы, неполноценные цветные кадры, учитывая историческую ценность отснятого материала, производят сильное впечатление. Поначалу у неподготовленного зрителя может складываться ощущение карикатуры, но оно временное. Действительно, движения людей и техники в кадре местами кажутся рванными, но это с лихвой компенсируется осознанием дат съемки. Большое уважение военным корреспондентам и журналистам, солдатам, благодаря небезразличию и самоотверженности которых мы сегодня имеем редкую хронику. Могу только представить, какой фронт работ был запланирован и проделан для восстановления оригинальных кинопленок.

Работы госпожи Кларк всегда отличались редким материалом и в данном конкретном случае, утверждение оправданно, как никогда. Подбор видеохроники не ограничился лишь ужасами окопной войны на Западе. Здесь представлены все основные этапы войны, в том числе самые значимые сражения, редкие кадры межгосударственной дипломатии высших кругов, кадры революций и протестов, простого солдатского и гражданского быта. Отдельно стоит отметить более старые записи, предшествовавшие самой Первой Мировой, также отреставрированные. Так сразу и не вспомнишь, где можно их найти в таком же качественном изложении. Закадровый голос рассказчика неустанно вводит зрителя в курс дела и, как я уже сказал, это напоминает чтение интереснейшей статьи или книги. Приводятся также мемуары отдельных участников тех давних событий, также цитаты прессы и пропагандистских фильмов.

Такие проекты, представляющие собой, по сути, апогей документального исследования на отдельную тему, представляют важнейший исторический интерес. Уже нет в живых ни одного участника Первой Мировой, предаются забвению вещи и рушатся постройки — немые свидетели тех событий. Только теперь мы можем оперировать оцифрованными данными, которые уже сами стали частью нашего с вами наследия. Даже если вы не увлекаетесь представленной темой, этот пятисерийный проект может послужить мощным стимулом для самообразования. Я имею ввиду мотивацию, выходящую за рамки конкретной темы Великой Войны (именно так ее называли до разрушительного последователя в 1940-х). Мне кажется, очень немногие, даже скептически настроенные к историческим мемуарам люди, откажут себе в интересе ознакомиться с фильмом.

9 из 10

3 июня 2015

Историю мировых войн, обязан знать каждый.

Каждый кадр этой документальной работы, дороже любых денег. Многие из операторов этих хроник переносили невероятные трудности и рисковали собственной жизнью. Благодаря им, молодежь сейчас может наглядно увидеть к чему приводит наступательная война. Никакой пользы и славы она не принесет солдату, вступившему с оружием на чужую землю. Что «военный романтизм», это преступная юношеская глупость, которая приводит к очень большим бедам и людским страданиям. В каждом из войск есть многие кто мог бы стать хорошим, настоящим другом не взирая на нацию и культурную принадлежность. Но вместо дружбы, по велению своего правителя они идут убивать и грабить друг друга. От наступательной войны давно пора отказаться. К сожалению не все страны могут себе этого позволить. Из-за глупости мужчин и юношей, согласных разорять чужие дома, с внушенной идеей, что этим они защищают свой собственный. Правители всегда будут пользоваться людьми в своих целях. Надеюсь история научит будущие поколения, не повторять ошибок своих предков.

10 из 10

28 октября 2014

Документальный фильм Апокалипсис: Первая мировая война на экранах кинотеатров с 2014 года, с момента выхода прошло чуть больше 10 лет, его режиссерами являются Изабель Кларк, Даниэль Костель. Актерский состав, кто снимался в кино: Матьё Кассовиц, Фердинанд Фош, Раймон Пуанкаре, Франсуа Арно.

Производство стран Франция, США, Канада и Бельгия. Апокалипсис: Первая мировая война — определенно заслуживает внимания, так как его рейтинг говорит за него сам. Такие фильмы можно буквально сосчитать по пальцам. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.