Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Труба |
год: | 2013 |
страны: |
Россия,
Германия,
Чехия
|
режиссер: | Виталий Манский |
сценарий: | Виталий Манский |
продюсеры: | Симона Бауманн, Наталья Манская, Виталий Манский, Филип Ремунда, Petula Rsler |
видеооператор: | Александра Иванова |
монтаж: | Павел Мендел-Пономарев |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 июля 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
«Труба» — острое западническое высказывание Виталия Манского, с которым трудно спорить, ибо не изобрели еще такой карты, которой можно было бы крыть столь беспощадные аргументы. Манский спорит с почвенниками, во всем корящими Европу, показывая, что элементарные условия жизни в нашей стране гораздо хуже, чем в Европе. Газовая труба становится символом общественно-политической стагнации в России, ситуации, когда, те кто покупают газ живут лучше тех, кто его продают. Манский — блестящий режиссер, обладающий ассоциативным монтажным мышлением, позволяющим ему убедительно противопоставлять захваченные врасплох документальные сцены.
Одна, из них — рытье могилы в оледенелой земле в Уренгое вкупе с унылыми развлечениями в деревне — песней самодеятельности «Ой, до чего красивые поля». Это тот эпизод, который не знаешь, как воспринимать, потому что смешно и горько одновременно. Беспощадность фактов, подобранных Манским, их удачная подача в форме мозаики, своего рода энциклопедии жизни на газовой трубе людей, живущих без этого самого газа, ошеломляет. Даже протест этих несчастных, замученных социальной и индивидуальной депрессией и беспросветностью людей не выходит за рамки примитивной «совковости»: смехотворные вирши у памятника Ленину, коммунисты-пенсионеры, выглядящие карикатурой на политический протест.
Несколько мизантропическая ирония режиссера пропитывает многие сцены из фильма, приобретая порой черты русофобской насмешки, поскольку, стоит лишь территории России и Украины закончится, и начаться европейским землям, как благополучие жизни сразу же начинает расти — стоит спросить Манского, почему он показывает лишь внешнюю благоустроенную сторону жизни Запада, почему он не показывает жизнь трущоб и подворотен крупных европейских городов? Неужели он не смотрел европейское документальное кино, обнажающее социальные язвы? Неужели он не понимает, что его портрет Европы грешит однобокостью? Но как человек западнических убеждений, он предпочитает не замечать недочетов там, где ему мерещится идеал.
«Труба» — блистательное кино, направленное против российской властной элиты, но оно слишком верит в Запад, чтобы быть объективным. Потребители такого кино — высокооплачиваемые интеллектуалы либеральных убеждений, живущие в условиях евроремонта, люди же, часто сталкивающиеся с социальной неустроенностью на работе и дома, вряд ли захотят все это смотреть, когда видят это и так каждый день. Ощущение тотального уныния, нищеты и меланхолии — самая яркая примета отечественного документального кино, в том числе и картины «Труба» (название которой можно воспринимать и как иносказательную характеристику положения дел в стране), это делает большинство отечественных документальных лент несмотрибельными из-за их черного пессимизма в оценке перспектив развития России.
Документальное кино России вполне можно было бы назвать «чернухой», если бы оно не было пропитано сочувствием к поруганному достоинству русского человека, стремлением назвать своими именами общественно-политическую ситуацию в стране, которая на протяжении более чем четверти века не поднимается выше черты бедности, страшной, мрачнейшей нищеты, которой нет конца. Манский снявший убедительный, хотя и противоречивый портрет человека-«совка» в ленте «Частные хроники. Монолог», на этот раз сделал острое высказывание, обличающее власть предержащих в современной России, их жадность, ставшую причиной бытовой неустроенности большинства людей. Несмотря на его западнические идеологические иллюзии, за эту Правду ему стоит сказать спасибо.
2 марта 2016
Зритель, некогда посмотревший ленту Манского «Девственность», явно уповал разглядеть в данной картине спасательный круг, новое слово в документалистике.
Однако, тут его ждет лишь незапланированное разочарование.
Пробежав фильм глазами, я понял какое высказывание содержит в себе данная фильма.
Высказывание звучит так: «Документальное кино снимать очень просто. Вам не нужен сюжет, персонажи, драматургия. Единственное, что вам пригодится — это красивые планы».
Планы здесь взаправду красивые: сразу видно, что Виталий Манский закончил кинооператорский, а не режиссуру игрового кино.
Да, в Девственности тоже были всякие красивости, однако там была какая-никакая, но позиция художника, гражданина.
Что же я увидел в фильме.
Верхушка власти, в частности глава городского муниципалитета, вышестоящая скотина, наживается на хороших людях, заставляя их работать за бесценок. Те, в свою очередь, покорно блеют, однако дом покидать не хотят.
Мне, впрочем этих работничков совершенно не жалко. Хотя бы потому, что к ним равнодушен сам режиссер. Иначе как объяснить местечковое ханжество, которое проходит через весь фильм?
А под ханжеством я имею ввиду.
Безобразные кадры со свадьбы: пошловатые конкурсы, где молодой особе лезут между ног, а также какая-то сердобольная тетенька, что собирает недоеденную рыбу в пакет.
Я понимаю, что это бытовая правда: на всяком празднестве найдется запасливая женщина, собирающая остатки еды, а на свадьбах полно нелепых игрищ. Однако, выглядит это не очень симпатично.
Что же в итоге?
Дышащая на ладан провинция, которую объедает верхушка власти.
А провинция, в свою очередь, ничего не делает и раболепно просит у хозяев кусочки благ.
В общем, идея фильма такова: «Простые люди работают не покладая рук, а чиновники на их горбу в рай въезжают».
Очень новая мысль! И, наверняка станет открытием для жителя одной из двух российских столиц. Для всех прочих — не рекомендую.
Ленивые статичные (хоть и красивые) планы никуда не подевались.
Однако, не понимаю, зачем снимать двухчасовой фильм, если куда проще написать крохотную публицистическую статью?
14 сентября 2015
«Труба» — документальный фильм-наблюдение, рассказывающий о трудностях жизни разных народов, обитающих вдоль гигантского трубопровода, поставляющего газ с севера Сибири в европейские страны. Автор показывает сходства в способе существование совершенно разных людей: малых народностей России работающих на поддержания газопровода, немецких чернорабочих занимающих курьерской доставкой газа в дома, работника крематория в чешском городке (который с помощью этого же газа кремирует людей), а также многих других зависимых от трубы людей.
Картина состоит из разных эпизодов плавно перетекающих вдруг друга. Монтаж ленты настолько мягкий, что не всегда можно определить в какую именно секунду заканчивается один эпизод и начинается другой. Благодаря такому монтажному ритму автор создает неделимый монолит из разрозненного на первый взгляд материала (а его было отснято двести часов).
Закадрового текста в фильме нет — режиссер легко справляется и без него. Свое позицию Манский выражает при помощи столкновения образов. Так за сценой, в которой дети в сельском ДК репетирую песню к празднику, следует сцена, где суровые сибирские мужики долбят ломами замерзшую землю на кладбище, что бы похоронить умершего товарища. А сцена, в которой ветераны ВОВ, собравшиеся на городской площади девятого мая, обсуждают политиков, смело рифмуется с кадрами, в которых два работяги пытаются зажечь потухший вечный огонь.
Режиссер бескомпромиссно наполняет пространство картины образами смерти, такими как вымершая снежная пустыня, покосившиеся кресты церквей, почерневшие от старости иконы, опустевшая городская площадь, в центре которой возвышается темная макабрическая фигура главного вождя мирового пролетариата — Ленина.
Визуально картина Манского, выглядит довольно современно. Многие мизансцены по своей геометрии могут напомнить некоторые кадры из «Райской трилогии» Ульриха Зайделя. Режиссер чаще всего использует неподвижную, статичную камеру, что типично для жанра кинонаблюдения. При избытке кадров снятых в небольших помещениях, у зрителя не возникает чувство клаустрофобии, благодаря использованию широфокусных объективов. Киноизображение наполнено холодными оттенками, и даже красные советские флаги у Манского могут существовать лишь в серой фактуре обветшалых советских построек.
Каждому эпизоду Манский уделяет 5—10 минут. Идут они в строгой географической последовательности с востока на запад. Это сделано для того, чтобы зритель мог проследить изменяющийся вместе с географией быт.
В «Трубе» нет главного героя, если конечно не учитывать старуху смерть, которая присутствует (как я и писал выше) во всех эпизодах ленты. Ближе к финалу фильма у рядового зрителя возникает мысль: «Ага, нашу чернуху нам показали, теперь прелести европейской сладкой жизни будут показывать». Однако, вопреки ожиданию, Манский не старается изобразить старушку Европу в розовом цвете. Европейским чернорабочим, тоже приходятся не сладко в их нелегком труде, хотя и ездят они не на санях (как в Уренгое), а на стареньких Мерседесах.
27 июня 2014
Фильм о социальных и гуманитарных проблемах от лучшего русскоязычного режиссера-документалиста. Участник конкурса документального кино 57-го Лондонского кинофестиваля, проводимого Британским Институтом Кино.
Честный рассказ о людях, что живут в стране, чьи недра полны природными богатствами. Только вот население этой страны живет в состоянии перманентной гуманитарной катастрофы. Причина этой социальной несправедливости стара как мир и описана во многих учебниках истории — в тех главах, где речь идет о нелегитимных политических режимах.
Игра контрастов и полное отсутствие закадрового текста производят поистине невероятное впечатление. Уметь говорить и демонстрировать свою авторскую позицию не прибегая к вербальному, а используя лишь визуальные образы — это настоящее мастерство и режиссер владеет им в совершенстве. Принял ли бы это господин Манский за комплимент или нет, но он явно с легкостью мог бы работать в художественном жанре. Композиция, драматизм, акценты — так распоряжаться экранным пространством большинство постановщиков кинофильмов просто не способны. «Труба» это образец того настоящего Кино, что говорит только на языке образов, не опускаясь до текста, который в кинематографе возможен лишь как дополнительное выразительное средство.
«Труба» это документальное кино такого высокого класса, о котором в России, пожалуй, никогда и не слышали. От первого до последнего кадра это согласованная сложносочиненная симфония, в которой нет ни одной фальшивой ноты, ни одной неверной интонации.
Манский снимает кино неудобное для современного российского режима. Правда и бескомпромиссность не дают ему стать acclaimed. Но, это и не нужно — те бездарности, что царят в так называемом российском кинематографе и, что не имеют собственного взгляда и стиля не достойны даже стоять рядом с режиссером такого высокого уровня. Если в современной России есть элита, то Виталий Манский один из ярчайших ее представителей.
«Труба» — возможно лучший документальный фильм года. Заметьте, без приставки «российский», потому что у качественного кино нет границ, оно принадлежит всему миру. Это тот фильм, что нельзя пропустить, потому что на финальных титрах вам придется встать и сказать: «Браво!».
8 ноября 2013