Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сказание о принцессе Кагуя |
английское название: |
Kaguyahime no monogatari |
год: | 2013 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «A Princess' Crime and Punishment» |
режиссер: | Исао Такахата |
сценаристы: | Исао Такахата, Рико Сакагути |
продюсеры: | Ёсиаки Нисимура, Сэйитиро Удзииэ, Кодзи Хосино |
видеооператор: | Кэисукэ Накамура |
композитор: | Дзё Хисаиси |
художник: | Кадзуо Ога |
монтаж: | Тосихико Кодзима |
жанры: | фэнтези, мультфильм, аниме |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5000000000 |
Сборы в США: | $703 232 |
Мировые сборы: | $24 479 719 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 ноября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 2 ч 17 мин |
Росточек превратился в куколку. Куколка в лялю, ляля в девочку...
Какое-то традиционное сказание, традиционное рисование. Это как смотреть чёрно-белое кино музыкальное, снятое сегодня. Артист, но не артист, не французское, а японское, звуковое, цветное, но кажется монохромным.
Девочка растёт. Она настоящая принцесса, выросшая из леса. Сказочная. Её мечты - это мечты всех малых детей, женских особей. Какая девочка не мечтает побыстрее повзрослеть и стать самой настоящей принцессой, благородной барышней? Все диснеевские принцессы об этом мечтают.
Но наша девушка не лишена и озорства чисто крестьянского, среди которого прожила немалую часть своего короткого детства. А ведь действительно детство проходит быстро.
А ещё, как и любой чудесный и талантливый ребёнок, девушка быстро обучается всему, впитывает знания как губка буквально.
Но хочет ли принцесса быть принцессой?
Сказка похожа на старые русские народные. Какие же все национальности одинаковые. Живём в тысячах километрах друг от друга, но мечтаем об одном и то же, думаем об одном и том же... все мы люди.
Тут и старые традиции и традиционные для человека желания. Кто-то любит дочь своей отеческой любовью, стараясь для неё добыть всё лучшее. Но лучшее - враг хорошего. И отеческая любовь может задушить в корне что-то прекрасное. Хотя, быть может, через это 'отец' получит свой урок.
Многие должны получить урок за алчность, желание обладать, а не любить.
Если совсем коротко, то главная героиня напоминает многим своим естеством нашу Оранжевую. Такой же озорной малыш... озорыш, растущий подписчиками буквально на глазах. Пленяет миллионы, даёт невыполнимые задания - 'написать рецензии' пишет под каждой киношкой - попробуй тут напиши, их же тут на сайте миллион. Вот и наша принцесса из мультика даёт парням невыполнимые квесты, если замуж хотят.
8 сентября 2023
Это тоже сказка о взрослении, только жёстче, чем у Миядзаки. О ребёнке, который не понимает, что так красиво прыгающие кузнечики и квакающие жабы буквально за углом отрывают друг другу головы, едят чужих детей, и пока ты держишь чудеса природы в ладони, они уже раз 5 пытались прокусить твою кожу, просто силы не хватило, так что они остались прекрасными созданиями.
О непонимании того, как связана кучка престарелых, чванливых мудаков и нелепые придворные условности с тем, что тот резчик бамбука, который тебя вырастил, вообще существует и режет свой бамбук. А есть же ещё отморозки с Луны, которые суррогатно выращивают знатных детей на другой планете и даже подкидывают на это денег. Летают на облаке под угрожающе радостную музычку, заранее заготовив стиратель памяти. Эти уже совсем совесть потеряли, очевидно, отдалившись от кузнечиков ещё дальше, чем болтливые японские женихи со страпонами на голове.
Принцесса восклицает – люди тоже хорошие! Ну так и твои лунные товарищи хорошие, у них тоже обязательно есть на всё причины. А в наивном детстве, где травка зелёная, букашки милые, а с деревенским братишкой можно летать вечно и не париться, оставаться долго не надо, это опасно. На Луне тоже хорошо, хоть и побледнее.
28 августа 2022
Последнее произведение великого Исао Такахаты. Экранизация древнейшей японской сказки. История, которая постоянно вас бьёт обухом по голове, показывая суровую реальность.
Наверное, одно из самых необычных, с точки зрения рисовки, произведений студии Гибли. Минималистичный стиль карандаша и пастельных тонов создают совершенно непохожую ни на что картинку. Кого-то это может отпугнуть, а кого-то действительно погрузить в сказку. И если вам кажется, что рисовка слишком простая, то вы глубоко ошибаетесь. В нужный момент она вас поразит (момент бегства Кагуи - ярчайший тому пример). Отрисовка лиц особо ничем не выделяется, но когда вы видите главную героиню, это меняет всё. Её живость, смех, грусть, слёзы. Ты действительно понимаешь и веришь, что она принцесса.
Сама история невероятно печальна. Автор через призму сказки преподносит нам реальность жизни и выбора. Тема свободы и счастья идёт на протяжении всего произведения. Мы чётко видим, что все принцессы несчастливы, и их не понимают. Любовь отца, который хочет для своей дочери только лучшего, приводит к загубленной жизни. И если в начале это действительно любовь и надежда на лучшее для ребёнка, то в итоге это переходит лишь в выгоду и в поиск статуса. А о чувствах человека никто и не думает. Чего хочет сама девушка? Нужны ли ей блага светской жизни и богатство? Что для неё радость? Как могла на самом деле сложится её судьба на земле?
Такахата в своём произведении рушит все мечты, давая лишь на короткое время моменты искреннего счастья. А когда всё добивается финальными кадрами, ты чувствуешь полное опустошение и огромную несправедливость. Это невероятно грустная притча, которая заставляет ещё больше задуматься о своей жизни. Великолепное произведение.
6 апреля 2022
Да, данный лозунг, в своё время декларированный представителями декаданса в искусстве, как нельзя кстати подходит к данной работе.
То, что мы имеем в данном случае — это классический пример такого рода искусства. Сказать, что оно будет интересно широкому зрителю? Маловероятно, уж очень рискует он заскучать.
Обладает ли данная работа художественной ценностью?… А вот это самый что ни на есть глупый вопрос, который можно себе задать. Несомненно!
Если погрузиться в историю вопроса, то увидим, что каждый, каждый кадр отрисован вручную, грифелем, углем и акварелью. Каждый кадр данной работы уже представляет собой законченное произведение, собирая воедино мириады маленьких шедевров в одно единое полотно.
Еще одно неоспоримое достоинство данной работы — это максимально достоверная передача строй и очень известной сказки из японского фольклора. Действительно, сложно себе представить более яркую и подробную иллюстрацию.
А вот обыватель, не будучи погружен ни в мир изобразительного искусства, ни будучи знакомым с японским эпосом рискует уйти с сеанса разочарованным, ведь тут не будет ни боевых роботов, ни любовных линий, ни ярких противостояний, с которыми у обывателя ассоциируется (и небезосновательно) японская анимация.
Вот кому это надо смотреть, так это всем без исключения творческим людям, студентам художественных вузов и людям искусства. Это их продукт.
9 из 10
27 ноября 2020
Однажды собиратель бамбука Мияцуко нашёл в зарослях девочку. Она была крошечная, с палец величиной, и появилась в самой середине бамбукового ростка. Подивившись чуду, старик взял её с собой, чтобы воспитать как родную дочь. Малышка росла не по дням, а по часам, но даже за это короткое время своего детства успела почувствовать, что значит быть счастливой. Когда ты ребёнок, это так просто: голубое небо над головой и свежая весенняя трава под босыми ногами, спутанные ветви деревьев-великанов, по которым так весело лазать, прохладная вода в ручье, и, конечно, новые приключения за каждым поворотом узкой лесной тропинки. Но в зарослях бамбука Мияцуко вновь ждало чудо: самый настоящий клад, целая груда золотых монет и нескончаемые волны лёгкого шёлка для кимоно. Для старика это был знак: его маленькая дочка достойна большего, чем жить обычной деревенской жизнью. Он увёз её в столицу, поселил во дворце, нанял придворную даму, которая смогла бы обучить девочку манерам, игре на кото и каллиграфии. Одним словом, сделал всё, чтобы Бамбучонок стала настоящей принцессой, нашла хорошего мужа и была действительно счастлива.
Сказки и легенды как литературный жанр отличаются изрядной долей условности, поэтому для того, чтобы рассказывать их на языке кино, нужно суметь с одной стороны, дать волю своей фантазии, которая поможет дорисовать недостающие детали, а с другой, помнить о чувстве меры, чтобы оригинальная история не потеряла своё лицо. «Повесть о старике Такэтори» не исключение, однако режиссёру и сценаристу хватило деликатности, чтобы перенести сюжет самой старой японской сказки на экран так, что древняя легенда, сохранив атмосферность своего времени, обрела новый голос, ни одна интонация которого не кажется фальшивой или ненужной. Это чем-то роднит Исао Такахата с его далёкой исландской коллегой Ничкой Кин, превратившей полузабытое «Можжевеловое дерево» братьев Гримм в самостоятельное произведение, далёкое от гладкости и выхолощенности диснеевских пересказов и хранящее в себе нечто большее, чем наивная, рассчитанная на понимание маленьких детей, мораль.
Европейскому зрителю фильм может напомнить «Дюймовочку», но если события в жизни андерсеновской героини представляли собой череду случайностей, которые, в итоге, привели её к хэппи-энду, то в судьбе Бамбучонка всё не так просто. Малышке, родившейся из ячменного зёрнышка, достаточно было смиренно переносить все тяготы и оставаться доброй, нежной, и красивой, а там уж всё произойдёт как-нибудь само (как это часто случается в сказках, рассчитанных в первую очередь на детскую аудиторию). У японской принцессы с этого начинаются все невзгоды. Она с радостью принимает свой переезд в большой город, новое жильё и удивительные наряды, но только до тех пор, пока не понимает, что отец ждёт от неё другого. Безуспешно попытавшись отстоять своё право на собственное счастье, которое заключается, конечно, не в общении с благородными господами, она вскоре покорно склоняет голову перед волей отца, и делает всё, чтобы осуществить его мечту. Но послушание приводит лишь к тому, что её красота и доброта становятся разменной монетой. При этом, пытаясь продать свою дочь подороже, Мияцуко искренне желает ей самого лучшего, однако его родительское тщеславие разрушает жизни.
Тема поиска счастья, и именно в детстве, занимала Исао Такахату больше двадцати лет, с тех пор, когда, в 1991 году, вышел его мультфильм «На заре». Но если Таеко по крупицам собирала свою прошлую жизнь из обрывков воспоминаний, чтобы понять, что же делало когда-то море таким синим, а ветер — таким свежим, и, в конце концов, очищалась от взрослых обид и огорчений, то в «Сказании о принцессе Кагуя» режиссёр не даёт своей героине шанса. Как будто разочаровавшись в собственных изысканиях, а может быть, тоскуя по чему-то родному, заветному, но не сбывшемуся, он так тщательно выписывает все мельчайшие подробности жизни Бамбучонка, чтобы в итоге прийти к единственному закономерному выводу. Осознание, что беззаботное ощущение свободы и вечное предчувствие счастья ушло навсегда, а вместо него остались лишь душное непонимание, несправедливость и ложь, настигает принцессу внезапно, и волна горечи и ощущение картонности и фальшивости окружающего мира накрывают её с головой. Мимолётный побег в прошлое окажется лишь наивной попыткой повернуть время вспять, но в результате останется ещё одним саднящим шрамом на сердце, и единственный путь спастись от этой боли — забвение.
«Сказание о принцессе Кагуя» стал последним фильмом режиссёра, и в этом есть какая-то истинно восточная красота и символизм. В конце «Повести о старике Такэтори» микадо читает письмо Кагуя-химэ и отдаёт оставленный ею напиток бессмертия слуге, чтобы тот зажёг его на вершине самой высокой горы. Финал анимационной картины Такахаты проще и изящнее, и прощальный взгляд принцессы, уже отрёкшейся навсегда от своего возможного земного счастья, становится и прощанием самого режиссёра, разочарованного, но где-то в глубине души всё ещё верящего в возможное чудо. А рассказанная им история поднимется вечным дымом к далёким облакам, к царству светлой луны, но останется напоминанием о том, что никакие копья и стрелы, никакие увещевания и покаяния, никакие слова о любви не могут помочь, когда становится слишком поздно.
28 сентября 2019
Почитала рецензии и купившись на положительные отзывы и отсутствие отрицательных, а так же на высокий рейтинг, посмотрела мультфильм. Пусть забросают меня гнилыми помидорами уважаемые поклонники и ценители прекрасного, но мульт унылый. Редкостная нудятина.
Ну да — картинка красивая, но эта бледность в течение 2 часов добавляет еще больше тоскливости. Сюжет растянут, скучен. После того как героиня вырастает она все тоскует, мечется, летает, рефлексирует.
Мы с мужем смотрели сказку 3 вечера, потому что уж очень в сон клонило. По окончанию мульта муж грустным сонным голосом сообщил, что сказка хорошая. Я просила: «А В чем смысл?». Он неопределенно ответил, что, мол, оставляет доброе послевкусие, и внезапно громко захрапел.
Простите, ценители этого высокохудожественного шедевра, я простая русская женщина, что вижу, о том говорю.
13 апреля 2019
Нефритово-изумрудный лес, пахнущий немыслимым можжевеловым дурманом, цветущими травами, сладкой росой только что прошедшего дождя. Желтое солнце, хитро выглядывающее сквозь густую листву и сплетения множества бамбуковых рук, жарким топленым маслом разливается по земле и согревает всех и все вокруг. Ночь отступает без капитуляции, утро приходит в свои чертоги. Нежное журчание листвы, так похожее на разговор двух влюбленных — и каждая фраза как признание в вечном, как клятва на века. Тихий шепот воды, струящейся горным хрусталем из ручья и неторопливый шаг старика Такэтори, отправившемся вглубь зеленой бездны, ибо лес для него — древний и неизбывный — есть всем смыслом жизни и источником существования. Обычный собиратель бамбука, обделенный очень многим, но при этом довольствующийся малым. Впрочем, не знал он, что в это утро — одно из многих, на первых взгляд, и совсем неотличимых от иных — его жизнь изменится, когда он найдет, совершенно неслучайно, заключенную в тонкий ствол бамбукового деревца крохотную девчушку. И это было лишь начало в удивительной истории, что развернулась как среди уюта маленьких японских поселений, так и среди суетности большого мира.
Нежные, чувственные, добрые и в то же время пронзительно мудрые черты юной Кагуи, смешливый изменчивый лик старика Такэтори, суровые, выточенные ветрами и снегами лица крестьян, изысканные черты вельмож, будто покрытые бесстрастностью и безэмоциональностью масок… Природа, которая кажется истинным воплощением вечности. Здесь жизнь есть такой каковой она должна быть: без притворства, без лукавства, без предубеждений и подавлений. Здесь каждый есть неотьемлемой частью чего-то значительно большего. Искрящееся щебетанье птиц, шум деревьев под порывами ветров, разливающийся розовыми бутонами цвет, чей аромат проникает буквально в мозг, чаруя и гипнотизируя. Гармония всеобщего сосуществования на равных.
«Сказание о принцессе Кагуя» знаменитого японского мультипликатора Исао Такахата, ближайшего и самого способного ученика великого Миядзаки, на первый взгляд поражает неброской простотой своей рисовки, так кардинально непохожей на всю существующую современную японскую анимацию с их резкими штрихами, гротесковыми чертами и яркостью красок, подчас чрезвычайно слепящих. Впрочем, условия для реализации продиктовал и сам выбранный Такахатой материал, лежащий в основе сюжета, а именно древняя, датированная еще Х веком сказка «Повесть о старике Такэтори», которую можно смело назвать прародительницей всех фантастических историй. Причем аниматоры к сказке об инопланетной девчушке Кагуе, оказавшейся принцессой, обращаются далеко не в первый раз; работа Такахаты уже пятая по счету, но, пожалуй, и объективно, и субъективно самая лучшая, не сравнимая ни с отстраненным творением Кона Итикавы 1987 года «Принцесса с луны», ни с ускользающей пустотой «Клэр» Милфорда Томаса. Избрав исключительно чистую форму рисовки, уходящую корнями к классической японской живописи, нежными штрихами акварели и карандаша оживающей, воскресающей и возвращающей к истокам, Такахата выхватывает как отдельные, наиболее важные для повестования детали, так и создает полновесную художественную панораму, смешивая реализм рисовки с притчевой тональностью самой истории принцессы Кагуи, пришедшей буквально из ниоткуда, чтобы перевернуть мир старика Такэтори, который уже и не мечтал, что жизнь его вновь приобретет новый смысл. Примечательно и то, как в ленте сама палитра красок играет важную роль для постижения сюжета. Теплые тона сменяются густыми, значит грядут непростые времена и тяжкие решения; иногда цвета тускнеют, тают, становятся бесплотными. Грусть, тоска, страдание. Потом — игра красок, всплески ярких цветов. Эмоциональный подъем, неподдельные эмоции.
Для работы Такахаты характерна ускользающая красота, поиск того, самого главного момента, нравственного камертона из множества, ибо едва ли «Сказание о принцессе Кагуе» это лишь история о старике и его названной дочке, о его слепой любви к ребенку, во имя которого Такэтори предал свои идеалы, предал в конце концов самого себя, подменив искренние чувства материальным, которое так или иначе, но есть губительным, опасным, деструктивным. Не этого желала для себя Кагуя, выросшая столь же быстро, как новорожденная луна, как сакура, напитанная божественным светом! Лишив ее свободы, сызнова заточив в клетку из золота и яшмы, назвав этот безжизненный каменный гроб, этот дворец ее домом, старик-отец горько ошибался на счет своей дочери, не желающей принадлежать никому и никогда, кроме себя самой. Почитать своего спасителя, уважать его и любить как самое родное, что у нее есть на Земле, любить так, как лишь она способна, но не бояться. Или это преступление — желать свободы?
Однако не только об этом повествует Такахата в своем сказании, полном до краев нюансов, штрихов, дополнений, каждый из который дает свой, правильный ключ для постижения заключенной в нарратив Истины. Наблюдая за быстротечным ростом принцессы, аниматор следит и за тем, как меняется время, эпоха вокруг нее. Она становится ровесницей цивилизации, будучи ее самым добрым и самым верным дитя, присланном на Землю, чтобы изменить нас самих, изменившись при этом самой. Познав всю сладость и горечь, без которых нет в человеческих чувствах именно всего человеческого, всю радость и боль, что испытывает сердце, стучащее по воле божьей, узнав высокую цену тяжко добытой любви и дешевизну легко приобретенного богатства, принцесса с Луны увидит как на смену одной власти придет другая, как желание возвыситься над остальными приведет лишь к упадку, но это лишь самая видимая и самая ничтожная расплата за жажду прорваться вверх, любой ценой, немыслимой без утрат духовности. Впрочем, такова и вся история человечества, и человек вот уже в который раз сбрасывает с себя цепи условностей, и идет в никуда, считая, что там, в белесой неизвестности, будет лучше. Увы, это не так. Кагуя не осуждает, а лишь призывает быть людей людьми, оставаться такими, невзирая ни на что. И в этом она созвучна гуманистическим идеям самого Такахаты, для которого жизнь — прекрасна, а человек — не так уж плох, стоит лишь приглядеться пристальнее и внимательнее.
6 апреля 2017
Я не раз упоминал Миядзаки, его студию Гибли и их мультфильмы. Этот тоже не исключение — бесподобный мультик, просто жемчужина. Вот только в студии Гибли так умеют, только они сейчас делают настоящие сказки, которые интересно смотреть и детям и взрослым. Все их мультфильмы делаются «дедовским способом» в маленькой тесной студии. К каждому они подходят с особой тщательностью, изучением материала, вниманием к деталям. Потому производство каждого из них занимает порой годы. Но оно того стоит.
Во многих мультфильмах этой студии за редким исключением, вроде совсем уж известных мультиков, поразительно то, что тут вы не найдете крутого экшена, лихих сюжетных поворотов, красивых спецэффектов и многих современных вещей. Мало того, действие порой в этих мультфильмах движется очень неспешно, если не сказать медитативно. Герои ходят туда-сюда, болтают, едят, занимаются повседневными делами, минуту могут показывать просто пейзаж знойного лета. И если проматывать мультик, то можно рискнуть отказаться от просмотра ввиду непретензионности материала. Но как раз в этом и талант маэстро: за простыми вещами, сюжетом, рисовкой показать глубокие вещи, поднять нужные темы, суметь заинтересовать, порадовать глаз и зацепить душу. Так и здесь. Рисовка — карандаш и акварель. Порой тут совсем уж размытые контуры, но уже с первого взгляда я любовался рощей, деревней, анимацией персонажей. Очень четко прорисованы все движения. К примеру, отлично показано то, как ребенок впервые вставал на ноги, нарисовано четко, и это было смотреть забавно и умилительно. При том, что я суровый 34-летний мужик. Также мне всегда был интересен восточный быт и культура. Тут с этим тоже традиционно хорошо. Он пронизывает каждую минуту мультфильма, показан тщательно, детально и бережно. Созерцать казалось бы обычные вещи тут очень интересно. Ну, как и полагается в этой студии, мультфильм несет правильную мораль и идеи.
Причем это не совсем аниме в привычном понимании слова, а нарисован он ближе к традиционным мультфильмам — тут нет больших круглых глаз, розовых волос и прочих атрибутов, так что мультик могут смотреть даже принципиальные антогонисты аниме.
Резимирую: добрая, красивая, душевная, правильная, смешная сказка. Таких сейчас не делают. Смотреть обязательно.
10 из 10
31 января 2017
Мне кажется, это вершина творчества студии Гибли. Ничего лучше они не делали, и, вероятно, не сделают.
Конечно, фильм не затрагивает так, как фантастические картины Миядзаки, потому что фантастического в нём очень немного и потому что потворства вкусам массовой аудитории тут намного меньше, если не сказать, нет вообще. Этот фильм абсолютно некоммерческий и не современный. Но гениальность Такахато тут проявилась в самой высшей мере, что касается и рисовки, и сценария. Я не видел более красивого полнометражного анимационного фильма; «Сказание о принцесса Кагуя» изобразительно достигает едва ли не живописного уровня, на мой взгляд. И мы видим тут самую настоящую традиционную Японию, без всякого модернизма, без каких-либо проявлений европеизации, и это прекрасно. Гениальность «Сказания» не захватывает эмоционально, но ощущается душой.
И ещё здесь есть многими не замеченная и многим действительно недоступная смысловая глубина.
10 из 10
31 января 2017
Вы когда-нибудь видели бледную японскую анимацию «Сказание о принцессе Кагуе»? Вспоминаются те долгие дни, которые пытаешься посмотреть сие творение, день за днем, вечер за вечером первые пять минут грустная и светлая история проникает в твое сознание. И вот удивляющийся старик и старуха, которые нашли и воспитывают девочку в бамбуковом дереве, в свою очередь, которая непрерывно растет, осознают, что она необычный ребенок…
Не смотря на то, что творение Исао Такахата — 2013г., т. е. относительно недавнее, ему удается вселить в зрителя ощущение того, что это не современное «произведение». В основе лежит японская народная сказка «Повесть о старике Такэтори». Кажется, десяток веков не изменил того, что происходит и в нынешнее время: любовь к природе, истинные чувства, настоящая жизнь — все это взято за основу повествования. Номинация на премию оскар в 2015г., как лучший анимационный фильм — весьма весомый повод посмотреть это анимэ.
Это действительно добрая и немного грустная история для тех, кто не может разобраться в себе. Особенно для девочек, которые мечтают о замке и принце, и не осознают всей прелести простой жизни в деревне. Так же и наша принцесса, которая быстро начала увядать в неволе, не смотря на богатую и обеспеченную жизнь. Тут довольно много символизма и суеверия, японского менталитета, погружает в атмосферу некой отчужденности, даже внеземной философии. Проявляются хорошо человеческие характеры и роли, и девочка, которая должна выйти замуж, ее томление и грусть, перед тем, кто наслышан о ее красоте, готовый бросить все к ее ногам, тем не менее не вызывают никаких чувств и эмоций, как таковых. С другой стороны родители, которые готовы возвести вокруг нее хоть стены, хоть сад, облачить в дорогие одежды, дать самое лучшее воспитание — воспринимаются, как стражники свободолюбивой Кагуи.
Сама картинка, откровенно говоря, тоже погружает в расслабленное внеземное ощущение, которое очень и радует глаз. Бледные цвета, не четко и до конца прорисованные линии, совсем растянутый и размазанный сюжет, игра на народном инструменте, как фоновая озвучивание, только добавляет уныния во время просмотра. А может это внеземная грусть? Самое лучшее, что можно почерпнуть за эти два часа это смысл, который заключается в том, что не надо цепляться за все земное, которое настолько переменчиво, как погода, людские настроения и времена года. Здесь затронуто много религиозного и мистического, что так свойственно восточным странам. Будь то темы: реинкарнация, божественное вмешательство и провидения, цикличность бытия и человеческое бессознательное поведение.
Неудивительно, что после просмотра появляется некая отчужденность, от всего происходящего, применимая на свою жизнь и близких людей. Та бесконечная мудрость принцессы Кагуи, которая спустилась с небес на землю, а уже подсознательно понимаешь смысл ее поступка, всем своим существом зацепила каждое живое существо, не оставив их равнодушными. Иногда поражаешься, как хрупок и зыбок этот мир, и каждое человеческое существо, и что даже в красивом создании небес может быть столько скорби, истинной мудрости и покорности своей судьбе. Как действительно все идет своим чередом, и ты толком ничего не можешь исправить. Но, благодаря таким сказкам ты можешь стать чуточку добрее и мудрее.
12 ноября 2016
Исао Такахата многие десятилетия снимает очаровательные мультипликационные шедевры. Его аниме мною особенно любимы. Такахата вместе с легендарным Хаяо Миядзаки сняли кучу потрясающих мультфильмов на все времена, которые со временем можно пересматривать и пересматривать. Что касается Такахаты, то его мультфильмы «Еще вчера» и «Могила светлячков» я особенно люблю. Для меня — это маленькие шедевры с огромной проделанной работой.
Когда в 2013 году вышел очередной, громкий мультфильм Исао Такпхаты, то я очень им заинтересовался. Мультфильм называется «Сказание о принцессе Кагуя». А почему он громкий? Потому что аниме снято по известной, японской сказке, которая в свою очередь у себя на родине очень и очень популярна.
Мы видим историю юной, мистической принцессы Кагуя. Однажды один старик, который занимается сборкой бамбука, находит в лесу в одном бамбуке крошечную девочку. Он приносит ее к своей жене, и супруги решают оставить крошку. Девочка быстро растет и скоро становится настоящей красавицей. В их руках оказалась юная принцесса Кагуя, судьба которой будет очень интересна…
История этого мультфильма прекрасная и милая. Все смотрелось с большим удовольствием. Студия под руководством Исао Такахаты снимает в его непревзойденном стиле мультфильмы, и их всегда можно отличить от других своей структурой нарисовки, стилем и атмосферой. Смотря мультфильм творца Такахаты, погружаешься в нечто волшебное и таинственное, полное чудес и невероятных тайн. В чем успех мультфильмов этого режиссера? Думаю в том, что все сделано с любовью и детально продуманно, поэтому и мультфильм такой отменный.
Очередной подарок от японского творца получился восхитительным, и его признали ни только у себя в Японии, но и во всем мире. Запад оценил данное аниме и наградил номинацией на премию Оскар, но не думаю, что для создателей этого аниме — это главная награда. Мне почему-то кажется, что для создателей этого мульта, это событие не самое важное. Данный мультфильм можно сравнить с чем-то очаровательным и милым, идеально раскрытым чудесную сказку. Хочется сказать спасибо.
«Сказание о принцессе Кагуя» — чудесное аниме 2013 года. Лично мне было очень приятно его оценить. Всегда здорово окунуться в изысканный и тонкий мультфильм, абсолютно любой, Исао Такахаты. Он мастер своего дело. Спасибо за внимание и приятного просмотра! Всем хорошего настроения и отличных фильмов и мультфильмов!
9 из 10
7 августа 2016
Среди множества японских анимационных лент, выполненных в схожей технике и измучивших зрителя навязчивым инфантилизмом содержания, «Сказание о принцессе Кагуя» выгодно выделяется последовательностью в раскрытии механизмов восточного мировоззрения, давая богатую пищу для размышлений, как религиоведам, так и всем, кто интересуется проблемой несовместимости христианской и ориенталистской онтологий.
Прежде всего, данная картина хорошо демонстрирует цикличность понимания времени, свойственную восточным религиям, ту атмосферу отчаяния, которая окутывает человека, который его разделяет. Ведь если все повторяется, то единичность и уникальность каждого момента жизни совершено обесценивается, представление о неповторимости личности теряется в цепочке бесконечных реинкарнаций, человек уравнивается в правах с другими живыми существами, теряя свой богоподобный статус и мечтая лишь об умерщвлении всех желаний, мыслей и чувств.
Главная героиня фильма мечется в мире людей как в тюрьме, приходя к неутешительному выводу, что она — всего лишь фальшивка, что-то ненастоящее, лишенное своих собственных уникальных характеристик. Ее одновременно и влечет мир людей, и тянет в небытие, ведь восточные религиозные системы — это настоящая апология ничто, жизнь воспринимается в них как бессмысленное страдание, которому нет конца, и которому не полагает предела даже смерть.
Если в христианстве каждый момент неповторим и любая личность уникальна, свободно выполняя или сопротивляясь своей таинственной роли в глобальном деле Божественного спасения людей, а материя, телесность и желания, ей свойственные, обладают хоть и второстепенными по значению, но, безусловно, положительными характеристиками, то на Востоке личности как таковой нет, как нет и свободы, есть лишь ярмо желаний, от которых надо избавиться несмотря ни на что.
Христианство побуждает нас не угашать желания, но преображать их, очищая от искажений, вылечивая и возвращая в нормальное состояние (также, кстати говоря, и печаль о своем несовершенстве — вполне адекватное для христианина переживание, часто извращается им, превращаясь в «мировую скорбь», в тоску, умерщвляющую деятельные силы души, к чему как раз и стремится буддизм). Ориенталистское мировоззрение противно человеческой природе, жизнелюбивой в самой своей сути, и фильм хорошо это показывает. Мы любим жизнь и ненавидим смерть, и это нормально, но как же несчастен тот человек, который родился в извращенной культурной среде, которая побуждает его к прямо противоположному?!
Принцесса Кагуя ищет любовь, подсознательно мечтая вырваться не из мира, а из удушливого мировосприятия, которое побуждает ее к жизнеотрицанию, но отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света (Римлян. 13:12), как призывает святой апостол Павел, может не каждый, для этого нужна вера во Христа, ведь даже христианин знает, сколь велико сопротивление страсти уныния на пути самоотвержения и движения к Богу, без Его помощи побороть ее невозможно.
«Сказание о принцессе Кагуя», как и финал картины Бертолуччи «Маленький Будда», буквально вопиет о противоестественности ориенталистских религиозных систем, о тех мучениях, которые претерпевает духовно голодный человек, изнемогающий в их тисках. Ведь все мы, независимо от мировоззрения, пусть подспудно, но все равно жаждем вечной жизни, а ее можно обрести лишь во Христе.
1 января 2016
Для Кирилла
Нефритово-изумрудный лес, пахнущий немыслимым можжевеловым дурманом, цветущими травами, сладкой росой только что прошедшего дождя. Желтое солнце, хитро выглядывающее сквозь густую листву и сплетения множества бамбуковых рук, жарким топленым маслом разливается по земле и согревает всех и все вокруг. Ночь отступает без капитуляции, утро приходит в свои чертоги. Нежное журчание листвы, так похожее на разговор двух влюбленных — и каждая фраза как признание в вечном, как клятва на века. Тихий шепот воды, струящейся горным хрусталем из ручья и неторопливый шаг старика Такэтори, отправившемся вглубь зеленой бездны, ибо лес для него — древний и неизбывный — есть всем смыслом жизни и источником существования. Обычный собиратель бамбука, обделенный очень многим, но при этом довольствующийся малым. Впрочем, не знал он, что в это утро — одно из многих, на первых взгляд, и совсем неотличимых от иных — его жизнь изменится, когда он найдет, совершенно неслучайно, заключенную в тонкий ствол бамбукового деревца крохотную девчушку. И это было лишь начало в удивительной истории, что развернулась как среди уюта маленьких японских поселений, так и среди суетности большого мира.
Нежные, чувственные, добрые и в то же время пронзительно мудрые черты юной Кагуи, смешливый изменчивый лик старика Такэтори, суровые, выточенные ветрами и снегами лица крестьян, изысканные черты вельмож, будто покрытые бесстрастностью и безэмоциональностью масок… Природа, которая кажется истинным воплощением вечности. Здесь жизнь есть такой каковой она должна быть: без притворства, без лукавства, без предубеждений и подавлений. Здесь каждый есть неотьемлемой частью чего-то значительно большего. Искрящееся щебетанье птиц, шум деревьев под порывами ветров, разливающийся розовыми бутонами цвет, чей аромат проникает буквально в мозг, чаруя и гипнотизируя. Гармония всеобщего сосуществования на равных.
«Сказание о принцессе Кагуя» знаменитого японского мультипликатора Исао Такахата, ближайшего и самого способного ученика великого Миядзаки, на первый взгляд поражает неброской простотой своей рисовки, так кардинально непохожей на всю существующую современную японскую анимацию с их резкими штрихами, гротесковыми чертами и яркостью красок, подчас чрезвычайно слепящих. Впрочем, условия для реализации продиктовал и сам выбранный Такахатой материал, лежащий в основе сюжета, а именно древняя, датированная еще Х веком сказка «Повесть о старике Такэтори», которую можно смело назвать прародительницей всех фантастических историй. Причем аниматоры к сказке об инопланетной девчушке Кагуе, оказавшейся принцессой, обращаются далеко не в первый раз; работа Такахаты уже пятая по счету, но, пожалуй, и объективно, и субъективно самая лучшая, не сравнимая ни с отстраненным творением Кона Итикавы 1987 года «Принцесса с луны», ни с ускользающей пустотой «Клэр» Милфорда Томаса. Избрав исключительно чистую форму рисовки, уходящую корнями к классической японской живописи, нежными штрихами акварели и карандаша оживающей, воскресающей и возвращающей к истокам, Такахата выхватывает как отдельные, наиболее важные для повестования детали, так и создает полновесную художественную панораму, смешивая реализм рисовки с притчевой тональностью самой истории принцессы Кагуи, пришедшей буквально из ниоткуда, чтобы перевернуть мир старика Такэтори, который уже и не мечтал, что жизнь его вновь приобретет новый смысл. Примечательно и то, как в ленте сама палитра красок играет важную роль для постижения сюжета. Теплые тона сменяются густыми, значит грядут непростые времена и тяжкие решения; иногда цвета тускнеют, тают, становятся бесплотными. Грусть, тоска, страдание. Потом — игра красок, всплески ярких цветов. Эмоциональный подъем, неподдельные эмоции.
Для работы Такахаты характерна ускользающая красота, поиск того, самого главного момента, нравственного камертона из множества, ибо едва ли «Сказание о принцессе Кагуе» это лишь история о старике и его названной дочке, о его слепой любви к ребенку, во имя которого Такэтори предал свои идеалы, предал в конце концов самого себя, подменив искренние чувства материальным, которое так или иначе, но есть губительным, опасным, деструктивным. Не этого желала для себя Кагуя, выросшая столь же быстро, как новорожденная луна, как сакура, напитанная божественным светом! Лишив ее свободы, сызнова заточив в клетку из золота и яшмы, назвав этот безжизненный каменный гроб, этот дворец ее домом, старик-отец горько ошибался на счет своей дочери, не желающей принадлежать никому и никогда, кроме себя самой. Почитать своего спасителя, уважать его и любить как самое родное, что у нее есть на Земле, любить так, как лишь она способна, но не бояться. Или это преступление — желать свободы?
Однако не только об этом повествует Такахата в своем сказании, полном до краев нюансов, штрихов, дополнений, каждый из который дает свой, правильный ключ для постижения заключенной в нарратив Истины. Наблюдая за быстротечным ростом принцессы, аниматор следит и за тем, как меняется время, эпоха вокруг нее. Она становится ровесницей цивилизации, будучи ее самым добрым и самым верным дитя, присланном на Землю, чтобы изменить нас самих, изменившись при этом самой. Познав всю сладость и горечь, без которых нет в человеческих чувствах именно всего человеческого, всю радость и боль, что испытывает сердце, стучащее по воле божьей, узнав высокую цену тяжко добытой любви и дешевизну легко приобретенного богатства, принцесса с Луны увидит как на смену одной власти придет другая, как желание возвыситься над остальными приведет лишь к упадку, но это лишь самая видимая и самая ничтожная расплата за жажду прорваться вверх, любой ценой, немыслимой без утрат духовности. Впрочем, такова и вся история человечества, и человек вот уже в который раз сбрасывает с себя цепи условностей, и идет в никуда, считая, что там, в белесой неизвестности, будет лучше. Увы, это не так. Кагуя не осуждает, а лишь призывает быть людей людьми, оставаться такими, невзирая ни на что. И в этом она созвучна гуманистическим идеям самого Такахаты, для которого жизнь — прекрасна, а человек — не так уж плох, стоит лишь приглядеться пристальнее и внимательнее.
27 июня 2015
Вслед за уходом Хаяо Миядзаки из родной студии «Ghibli» о своей отставки заявил ещё один классик японской анимации — Исао Такахата. Полотно под названием «Сказание о принцессе Кагуя» стало его последним подарком для зрителей.
И хоть даренному коню в зубы не смотрят, к этому подарку едва ли можно найти претензии. Самое главное знать перед просмотром — то, что вы увидите ни что иное как японская сказка. Об этом говорит и внешний вид эффектно стилизованный под японские классические рисунки, и сюжет, где под слегка чудной формой скрывается не сложное, но довольно умное содержание.
Если вы в детстве читали японский фольклор вы сразу почувствуйте ностальгию по тем славным книжкам. Тот же временами странноватый юмор и такая же смелая драма, странная для сказки в понимании западного человека.
История из обычной детской сказки превращается в картину о проблемах взросления, а потом в философскую притчу с элементами восточной мифологии.
В целом, как всегда со сказками — нужно слушать. Читать. А в данном случае — только смотреть. Смотреть самому. Если вы любите японский фольклор — вы, наверное, уже посмотрели. Если считайте себя к нему равнодушным — не откажите себе в удовольствие выйти за пределы своих интересов, лучшего случая вам в ближайшей время не представится.
Оценка тут совсем не важна. Это сказка, рассказанная мастером перед уходом — какая тут может быть объективность? 10 баллов.
24 апреля 2015
Сюжет основан на японской народной сказке «Сказание о резчике бамбука». Старик Такэтори в один день находит девочку размером с палец в стебле бамбука и растит её вместе со своей женой, как свою собственную, называя её принцессой. Самое важное время своей жизни она провела, сливаясь с природой, наслаждаясь её красотой и великолепием, а также компанией деревенских детей, что, безусловно, наполнило эти дни бесконечным счастьем. Однако отец Кагуи решил, что юной принцессе не под стать жить в таких условиях и увозит её во дворец, как можно дальше от всего, что она знала и что стало для неё привычным.
С первых же минут мультфильм завораживает и приковывает внимание своей рисовкой, выполненной на манер японской живописи, благодаря чему создаётся впечатление полного погружения в искусство. Мягкие цвета сливаются в едином потоке, образуя собой великолепные пейзажи лесов, рек, улиц, полей и, главное, людей, оживающих благодаря движению красок на экране. Наверное, из всех стран мира именно Япония отличается самой необычной и завораживающей анимацией, которой никогда не надоест наслаждаться.
О чём же эта история? Всё вроде бы лежит на поверхности, множество идей пронизывают каждую реплику и каждое мгновение, поэтому очень сложно однозначно ответить на этот вопрос. Каждому в сердце, несомненно, проникнет нечто своё: особое и сокровенное. Возможно, кто-то скажет, что это история о взрослении и о тех отпечатках, которые накладывают на человека внешние факторы, а кто-то обязательно увидит контраст между порочностью и безнравственностью этого мира и чистотой восприятия каждого явления и момента, как самого чудесного и важного. Но в первую очередь это история о жизни, о том, что же делает человека человеком и о настоящем счастье, которое заключается в том, чтобы просто быть собой и радоваться каждому мгновению. Эта картина, вне сомнений, является практическим пособием счастливой жизни и ключом к пониманию того, что необходимо делать для того, чтобы на закате своих дней не произнести слова: «Если бы я сделал по-другому, я был бы счастливым».
Отдельного внимания заслуживает музыка, которая в совокупности с персонажами, рисовкой и мудростью содержания наталкивает на мысли о чём-то вечном, таинственном, возвышенном, но в то же время знакомом каждому человеку, а именно об экзистенции и смысле жизни. А самым ценным является то, что это не исчезает после окончания фильма, а остаётся с тобой, как прекрасный и ценный опыт, который можно направить в совершенствование своей души.
Если ты тот, кто понимает, что главное в жизни — быть счастливым, тот, кто знает, что истинное счастье заключается в моментах, которые каждый человек способен поймать и по-настоящему прожить, если ты тот, кто понимает, что такое настоящая свобода — свобода от предубеждений и мнений окружающего мира и общества, свобода от всякого рода мыслей, свобода быть тем, кем ты являешься в данную минуту и испытывать ощущение бесконечного потока счастья, струящегося сквозь всё твоё существо, то этот мультфильм обязательно стоит посмотреть.
10 из 10
30 марта 2015
Для Кирилла
Нефритово-изумрудный лес, пахнущий немыслимым можжевеловым дурманом, цветущими травами, сладкой росой только что прошедшего дождя. Желтое солнце, хитро выглядывающее сквозь густую листву и сплетения множества бамбуковых рук, жарким топленым маслом разливается по земле и согревает всех и все вокруг. Ночь отступает без капитуляции, утро приходит в свои чертоги. Нежное журчание листвы, так похожее на разговор двух влюбленных — и каждая фраза как признание в вечном, как клятва на века. Тихий шепот воды, струящейся горным хрусталем из ручья и неторопливый шаг старика Такэтори, отправившемся вглубь зеленой бездны, ибо лес для него — древний и неизбывный — есть всем смыслом жизни и источником существования. Обычный собиратель бамбука, обделенный очень многим, но при этом довольствующийся малым. Впрочем, не знал он, что в это утро — одно из многих, на первых взгляд, и совсем неотличимых от иных — его жизнь изменится, когда он найдет, совершенно неслучайно, заключенную в тонкий ствол бамбукового деревца крохотную девчушку. И это было лишь начало в удивительной истории, что развернулась как среди уюта маленьких японских поселений, так и среди суетности большого мира.
Нежные, чувственные, добрые и в то же время пронзительно мудрые черты юной Кагуи, смешливый изменчивый лик старика Такэтори, суровые, выточенные ветрами и снегами лица крестьян, изысканные черты вельмож, будто покрытые бесстрастностью и безэмоциональностью масок… Природа, которая кажется истинным воплощением вечности. Здесь жизнь есть такой каковой она должна быть: без притворства, без лукавства, без предубеждений и подавлений. Здесь каждый есть неотьемлемой частью чего-то значительно большего. Искрящееся щебетанье птиц, шум деревьев под порывами ветров, разливающийся розовыми бутонами цвет, чей аромат проникает буквально в мозг, чаруя и гипнотизируя. Гармония всеобщего сосуществования на равных.
«Сказание о принцессе Кагуя» знаменитого японского мультипликатора Исао Такахата, ближайшего и самого способного ученика великого Миядзаки, на первый взгляд поражает неброской простотой своей рисовки, так кардинально непохожей на всю существующую современную японскую анимацию с их резкими штрихами, гротесковыми чертами и яркостью красок, подчас чрезвычайно слепящих. Впрочем, условия для реализации продиктовал и сам выбранный Такахатой материал, лежащий в основе сюжета, а именно древняя, датированная еще Х веком сказка «Повесть о старике Такэтори», которую можно смело назвать прародительницей всех фантастических историй. Причем аниматоры к сказке об инопланетной девчушке Кагуе, оказавшейся принцессой, обращаются далеко не в первый раз; работа Такахаты уже пятая по счету, но, пожалуй, и объективно, и субъективно самая лучшая, не сравнимая ни с отстраненным творением Кона Итикавы 1987 года «Принцесса с луны», ни с ускользающей пустотой «Клэр» Милфорда Томаса. Избрав исключительно чистую форму рисовки, уходящую корнями к классической японской живописи, нежными штрихами акварели и карандаша оживающей, воскресающей и возвращающей к истокам, Такахата выхватывает как отдельные, наиболее важные для повестования детали, так и создает полновесную художественную панораму, смешивая реализм рисовки с притчевой тональностью самой истории принцессы Кагуи, пришедшей буквально из ниоткуда, чтобы перевернуть мир старика Такэтори, который уже и не мечтал, что жизнь его вновь приобретет новый смысл. Примечательно и то, как в ленте сама палитра красок играет важную роль для постижения сюжета. Теплые тона сменяются густыми, значит грядут непростые времена и тяжкие решения; иногда цвета тускнеют, тают, становятся бесплотными. Грусть, тоска, страдание. Потом — игра красок, всплески ярких цветов. Эмоциональный подъем, неподдельные эмоции.
Для работы Такахаты характерна ускользающая красота, поиск того, самого главного, момента, нравственного камертона из множества, ибо едва ли «Сказание о принцессе Кагуе» это лишь история о старике и его названной дочке, о его слепой любви к ребенку, во имя которого Такэтори предал свои идеалы, предал в конце концов самого себя, подменив искренние чувства материальным, которое так или иначе, но есть губительным, опасным, деструктивным. Не этого желала для себя Кагуя, выросшая столь же быстро, как новорожденная луна, как сакура, напитанная божественным светом! Лишив ее свободы, сызнова заточив в клетку из золота и яшмы, назвав этот безжизненный каменный гроб, этот дворец ее домом, старик-отец горько ошибался на счет своей дочери, не желающей принадлежать никому и никогда, кроме себя самой. Почитать своего спасителя, уважать его и любить как самое родное, что у нее есть на Земле, любить так, как лишь она способна, но не бояться. Или это преступление — желать свободы?
Однако не только об этом повествует Такахата в своем сказании, полном до краев нюансов, штрихов, дополнений, каждый из который дает свой, правильный ключ для постижения заключенной в нарратив Истины. Наблюдая за быстротечным ростом принцессы, аниматор следит и за тем, как меняется время, эпоха вокруг нее. Она становится ровесницей цивилизации, будучи ее самым добрым и самым верным дитя, присланном на Землю, чтобы изменить нас самих, изменившись при этом самой. Познав всю сладость и горечь, без которых нет в человеческих чувствах именно всего человеческого, всю радость и боль, что испытывает сердце, стучащее по воле божьей, узнав высокую цену тяжко добытой любви и дешевизну легко приобретенного богатства, принцесса с Луны увидит как на смену одной власти придет другая, как желание возвыситься над остальными приведет лишь к упадку, но это лишь самая видимая и самая ничтожная расплата за жажду прорваться вверх, любой ценой, немыслимой без утрат духовности. Впрочем, такова и вся история человечества, которые сбрасывает с себя цепи условностей, и идет в никуда, считая, что там, в белесой неизвестности, будет лучше. Увы, это не так. Кагуя не осуждает, а лишь призывает быть людей людьми, оставаться такими, невзирая ни на что. И в этом она созвучна гуманистическим идеям самого Такахаты, для которого жизнь — прекрасна, а человек — не так уж плох, стоит лишь приглядеться пристальнее и внимательнее.
10 из 10
16 февраля 2015
Жить нужно правильно и по совести, это же очевидно.
Всё это имеется в японском мультфильме» Сказание о принцессе Кагуя», сумел посмотреть только сейчас, но я просто в хорошем изумлении и настроении от него.
Главное что это от мой любимой студии, от той самой что подарило нам в прошлом году «Ветер Крепчает», знающие поймут о ком я. Фамилия автора же самого мультфильма, совершенно другая, менее известная Такахата — смешно кстати звучит, если читать нашим языком.
О самом мультфильме, я могу выразить одно очень хорошее высказывание которое здесь вполне для него самое уместное — сказание-притча. Как бы так выразить само по себе это уникальное творение, наряду со своей красивейшей анимацией, точнее буду — прорисовкой, картина от «страны восходящего солнца» сумеет порадовать так и ценителей прекрасного, так и ценителей простого душевного мультфильма.
Из минусов разве что только продолжительность и немного слегка советую не ожидать большого, да и такая прорисовка может, не всем понравится, мне же в нём нравится фактически всё что в нём имеется.
Я даже здесь обойдусь без оценок, хотя примерно для меня самого такой пример хорошей мультипликационной души заслуживает как минимум девятку.
12 февраля 2015
Я редко пишу рецензии на фильмы, но после просмотра некоторых рецензий от критиков, которые отметили «красивую картинку и довольно простой сюжет» сдержаться не смог, потому как если первое утверждение абсолютно верно, то второе далеко от истины. К своему удивлению (после часа просмотра я не ожидал, что фильм войдет и в топ5), я обнаружил, что «Принцесса Кагуя» — лучший фильм года и, возможно, лучший фильм от студии Гибли, который стоило ждать тех 14 лет, которые составили перерыв от последнего фильма другого маэстро Студии Гибли — Исао Такахато. Предупреждаю сразу, что цель этой рецензии — подробный разбор сюжета и его толкования, так что читайте на свой риск)
Коротко отмечу заслуживающие внимания пункты, касающиеся картинки и музыкального сопровождения, а затем перейду к сюжету. Картинка просто великолепная, хотя стоит отметить, что вполне возможно не всем она сразу придется по душе, потому что она другая, нетипичная, однако после некоторого времени как вы с этим свыкнетесь, вы поймете, что картинка — это настоящее ожившее, пришедшее в движение искусство. Мне впервые пришло осознание гениальности визуального стиля, когда я подумал, что любой кадр из фильма можно распечатать и повесить на стену — и это будет выглядеть как произведением искусства, чего нельзя сказать про бездушную пиксаровскую компьютерную графику, пусть даже для создания принцессы из Brave, затрачено рекордное количество пикселей. Вообще, кстати, эти фильмы достойны показательного сравнения, но я это затрагивать не буду, потому что рецензия и так длинная получается. Также стоит заметить, что визуальный стиль отличается от всех предыдущих фильмов от Студии Гибли. А что касается музыки, то имя Джо Хисаиши — это уже гарант качества и в Принцессе Кагуя музыкальное сопровождение на уровне.
Ну а теперь, перейдем к сюжету, который некоторые нашли простым. Принцесса Кагуя обладает по-настоящему сильным, многослойным сюжетом и назвать его простой фольклорной историей — в корне не верно. Принцессы Кагуи». Во-первых, Кагую можно рассматривать в этом смысле — как японский фольклор, заслуживающий интерес с культурологической стороны. Это первый слой. Здесь же можно включить темы феминизма, объектификации женщин в обществе, особенно японского общества, которое занимает лидирующее место среди развитых стран по низкой роли женщин в обществе, где доминируют мужчины. Еще одну важной важной темой, которой занимается Такахата — являются отношения «отцов и детей». Ожидания, которые родители возлагают на детей, желание сделать из детей, то, чего хотят они сами, несмотря на искреннюю любовь к ним и не прислушиваясь к желаниям самих детей.
Во-вторых, для интеллектуалов, любящих порассуждать о значении сюжета, здесь есть широкий простор для размышления и догадок. Тем, для кого любимой сценой из сериала «Настоящий детектив» была та, когда Раст рассуждал о бессмысленности существования и плоскости вселенной, будет о чем подумать при просмотре Принцессы Кагуя. Например, историю взросления Кагуи можно рассматривать в экзистенциальном русле, фильм, изучающий взросление и смысл жизни — вопросы, волнующие философов с начала времен. Что это значит — прожить жизнь? Конечно, не обошлость критики западного материалистического пути развития. Такахата грустит, что капитализм захватил мир, в то время как духовные ценности, истончаются буквально на глазах. Каждому из нас отведено определенное время, как это было уделено и Кагуе, но большую часть жизни мы занимаемся тем, чем мы не любим, тщетно ищем смысл нашего существования. Затронута и тема любви, любви трагической, той, которой не было, но могла бы быть. Важная сцена в финале, когда срок Кагуи подходит к концу, но Кагуя цепляется за соломинку, она хочет пожить еще немного, еще чуточку — свойство, присущее человеку, даже тем, кто утверждает, что они готовы встретить смерть и не боятся ее, даже они в конце хотят еще чуть-чуть, отсрочки, еще одного глотка воздуха, еще одного солнечного луча. жизни не бывает много, ею нельзя насытиться и в конце ее всегда мало, увы.
Более того, сюжет фильма можно рассматривать также как историю всего человечества, его судьбы и предназначения. Рождение Человечества ознаменовано единением с Природой, искренней радостью, наслаждением, красотой и уважением природы и биологического начала Человека. Затем, наступает взросление — Человечество переезжает в города, отдаляется от природы, хотя и по-прежнему тоскует по ней. Признайтесь, вы ведь любите ходить в походы, выбраться из душного города в свежесть дикой природы? Кагуя, безусловно тоскует по своему детству и также выбирается в поход, в одном из эпизодов фильма. Примечательно, также, что она также в одном из эпизодов она в порыве разочарования начинает разрушать фейковый сад, который она выращивала в уголке ее обширного поместья. Вопрос единения и последующего разрыва отношений между Человеком и Природой до этого было подробно рассмотрено в другом фильме от Гибли — Принцесса Мононоке и Кагуя занимается дальнейшей проработкой этой идеи. Это третий слой фильма. И появление людей из Луны можно рассматривать как дальнейшее развитие Человечества — достижение дальнейшей ступени эволюции, того, чего еще Ницше называл — Суперчеловеком, а современные футурологи — транцендентом, возвышением. Очевидно, что люди с Луны — более технологически развитые и просвещенные создания, пришедшие на «грязную» землю за своей маленькой принцессой. Эти создания холодны, логичны, рациональны и лишены человеческих эмоций — то, к чему я убежден и приведет транцендент — потеря эмоций, животного начала и приобретение машинного разума, холодного расчета и логики. Существует множество произведений искусства из различных областей, которые затрагивали эту тему (привет Масс Эффект, например, с его противостоянием машин и органики). Пронзительный момент в фильме, когда Кагуя покидает Землю и смотрит на наш красивый синий шарик, парящий в космосе — так будут смотреть будущие поколения, покидающие Землю, когда человечество достигнет нового уровня развития. Такахата, как и Миядзаки в Ветер Крепчает уверен, что человечество не имеет другого пути, как только вперед. Пирамиды были построены на крови и костях, но в альтернативе мира без пирамид и мира, где пирамиды есть, оба они выбирают мир с пирамидами и я не могу с ними не согласиться. Как бы горько ни было, человечество должно идти вперед в поисках ответов, во время этого пути мы кое-что потеряем и что-то приобретем. Я не знаю, найдем ли мы когда-нибудь ответы, но одно я знаю точно — в конце пути мы не будем теми же и такими же, когда мы ступили на эту дорогу.
10 из 10
29 декабря 2014
Бесподобный мультфильм, глубокий, таинственный, но при этом очень легкий и воодушевляющий, оставляющий после себя фантом светлой грусти. Взяв за основу сюжета древнюю японску сказку, Исао Такахата создал уникальную картину, которая с одной стороны может быть данью уважения японской культуре при всей аутентичности как содержательной, так и внешней, а с другой являться чем-то довольно личным и наполненным авторским взглядом на жизнь.
Для начала стоит отметить необычный стиль рисовки, будто бы отсылающий к классическим приемам японской живописи, отличающийся воздушной, легкой тональностью. На акварельных общих планах пастельным штрихом вырисовываются очертания природы, архитектуры, интерьеров, людей. Причем очертания эти не всегда очень детальные, только наиболее важные для композиции и нужного восприятия образы вырисовываются детально, а второстепенные относительно определенного момента образы, будь то персонажи, пейзаж или интерьер, отмечены порой условно или вовсе будто выпадают из поля зрения, особенно если это уходит в перспективу. В чем-то похожим образом были нарисованы сцены детства в фильме «Еще вчера» того же Такахаты. Так же мы видим, как анимация подчеркивает эмоциональную тональность того или иного эпизода, например, за счет изменений резкости и интенсивности линий. Вообще очень любопытно наблюдать за тем, как ведут себя персонажи, да и все остальное, что есть в кадре, включая природу, которой в мультфильме уделено много внимания и любования. Символика народной японской культуры, подкрепленная именно такой визуализацией, выглядит наиболее выразительно. Чувствуется эстетика, атмосфера. Очаровательная, красивая и исчерпывающая относительно своей функциональности анимация.
Но конечно, самое главное в «Сказании о принцессе Кагуя» — это история, которая выражена в форме притчи через целый ряд сильных метафорических образов. Один из самых запоминающихся — дорожка из ярких одеяний принцессы, которые слетели с нее и развеялись позади нее при стремительном побеге в родные края. Так слои навязанных концепций и идей сходят с нас, когда мы возвращаемся к своей истинной природе. И яркие, манящие краски ложного счастья — это лишь мишура, прикрывающая слепую привязанность к авторитетам и статусам, которые являются лишь проекциями прошлого, что уводит нас от сути. Вещи, статусы — не в этом счастье, а в нас самих здесь и сейчас. И если раз ощутишь это счастье, то рано или поздно снова найдешь его, и даже Будда не сможет стать преградой. Ведь оно ждет тебя. По большому счету, это и есть основной мотив сего произведение, хотя можно в нем найти не мало указывающих на определенную мысль образов. И никакого морализаторства, поучения. Все так тонко и лаконично, а еще увлекательно. Очень понравилось, как проработан образ самой принцессы. Характер выражен так живо, прямо так и веет от нее любовью к жизни. Сочетание озорства и мудрости придает Бамбучонку (ее первое имя) особое обаяние. Она становится родной не только пожилой паре и местной ребятне, но и зрителю (мне, по крайней мере), от чего история делается еще печальней, но воодушевлять она ничуть не перестает.
Предельно живые персонажи, изысканная анимация, трогающая до самой глубины история — вот, что Вы можете найти в данном мультфильме. А еще прекрасную, удивительно красивую музыку, которая волшебным образом пронизывает картину, сливаясь с ней в одно целое, эмоционально и стилистически дополняя ее.
«Сказание о принцессе Кагуя» — это шедевр анимации, который способен доставить истинное эстетическое удовольствие, а так же не на шутку зацепить и проникнуть в самую глубину чувственного восприятия. Мультфильм словно просветляет. Исао Такахата еще раз показал, насколько же все-таки он талантлив. Нисколько не меньше, чем его коллега по студии Миядзаки. Исао, на мой взгляд, более самобытный автор, он создает действительно уникальные и жизненные картины. Самый близкий мне творец студии Джибли.
10 из 10
16 декабря 2014
Первая, после многолетнего (с 1999г.) перерыва, работа выдающегося режиссера и сооснователя Studio Ghibli Исао Такахата, автора таких превосходных работ, как щемящая «Могила светлячков» и великолепный фильм-воспоминание «Еще вчера». Хочется сразу предупредить тех, кто ждет красочной и традиционной для студии работы — рисовка картины может их разочаровать. Это ручной, необычный карандашный рисунок, поражающий своей хрупкостью, легкими цветными полутонами и вкупе с поэтической историей создающий ощущение ожившей иллюстрации старинной японской книги сказок. За эмоциональную составляющую фильма отвечает каждый штрих, который удивительным образом передает настроение, меняя оттенки тонов, обозначая эмоциональные всплески то яркими вкраплениями, то агрессивными контурами, то общей монохромностью кадра. Общую изысканность картине придает само очарование древней легенды, основные мотивы которой оказываются актуальными во все времена — здесь и жажда простолюдинов легко оказаться на высшей ступени социальной лестницы как единственное олицетворение счастья; и слепое желание родителей дать ребенку самое лучшее, не замечая, что калечат ему этим жизнь; и подмена духовных ценностей материальными. Нарратив традиционен для картин Такахаты — исключительно живые, прописанные герои, искренность, душевность, проникновенность и невероятные доброта и трогательность, с которыми рассказывается история, а какая-то особенно прекрасная музыка мэтра Дзё Хисаиси довершает впечатление и вызывает на протяжении всей ленты ощущение какой-то светлой грусти. Картина будет участвовать в «оскаровской» гонке, но лично мне абсолютно все равно, проиграет она, или даже не войдет в список номинантов, поскольку этот маленький, хрупкий кусочек народного искусства, даже сравнивать странно с большинством голливудских высокобюджетников.
10 из 10
14 декабря 2014
Полгода не могла заставить себя решиться написать рецензию. Всё ждала, когда улягутся эмоции и я смогу взглянуть на аниме более критичным взглядом. Не улеглись, не смогла) Но, думаю, дело здесь не столько во мне, сколько в том, что аниме — несомненный шедевр, который задевает до самой глубины души.
Итак, история фильма основана на древней японской сказке «Повесть о старике Такэтори», которая повествует о, собственно, том самом старике, который нашел Кагую младенцем в стволе бамбука и вырастил её, как свою дочь. Образ Кагуи и элементы истории не раз использовались в японском кинематографе и анимации(наверное, самый известный для нас пример это аниме «Сэйлормун»), но этот фильм — один из первых, кто точно следует сюжету сказки.
Говорить можно много и долго, так как здесь действительно есть что обсудить, но мне лично не хочется и не можется растекаться мыслью по древу, так что просто пробегусь по основным пунктам.
Рисовка — первое, что меня поразило. Она выполнена в стиле старых японских иллюстраций и бесконечно прекрасна — словно бы классические японские картины вдруг ожили и заговорили. Но не только стиль заслуживает внимания и комплиментов. Рисовка здесь — живая. Она меняется по ходу истории, отзываясь на чувства главной героини и перекликаясь с её эмоциями. Плавные и мягкие линии в спокойных сценах превращаются в резкие, злые штрихи в сценах эмоциональных. Мягкие пастельные оттенки цветов перемежаются с практически монохромными кадрами с редкими яркими всплесками красок. За этими изменениями безумно интересно наблюдать, не говоря уже о том, как это влияет на восприятие фильма.
Музыка — выше всяких похвал. Дзё Хисаиси, имхо, превзошел здесь самого себя. Никогда еще при просмотре джиблевского аниме саундтрек не воздействовал на меня так сильно, чтобы от веселых мелодий хотелось пуститься в пляс, а над грустными лить слезы. Конечно, на это немало повлияла сама история, но те же чувства у меня вызывает и просто прослушивание саундтрека, а, учитывая мои сложные отношения с музыкой, это должно о чем-то говорить. Но даже сильнее, чем музыка, меня впечатлили песни. Одну из них я периодически напеваю даже сейчас.
Персонажи. Странное дело, сюжет вроде бы совершенно сказочный, но персонажи до безумия живые и настоящие. В них не на секунду не сомневаешься, им веришь, сопереживаешь, понимаешь их и даже сердишься на них, как на живых людей. За то короткое время, что они пробыли на экране, они успели стать настолько родными, что было тяжело с ними расставаться. Конечно же, самой замечательной получилась Кагуя, такая реальная, такая близкая, что периодически казалось, что я её знаю в реальной жизни, причем уже давно. Персонаж получился настолько живым, что в её чертах виделись то друзья, то родные, то даже, как в зеркале, отражались собственные черты. Её родители, а также Сутемару-ниичан получились настолько же живыми, а остальные персонажи, хоть им и уделили куда меньше времени, тоже вышли очень яркими и индивидуальными.
В фильме затрагиваются разные темы: о жизни простых людей и знати, о том, как одним небрежным словом можно изменить, а то и разрушить жизнь человека, и многое, многое другое. Мне лично оказалась очень близка тема отношений родителей и детей. Здесь очень ярко показано, как чистейшее стремление дать ребенку всё лучшее может немыслимым образом сломать его жизнь. И здесь этот аспект реализован куда лучше и глубже, чем, например, в диснеевской «Фрозен».
Некоторые сцены фильма ненавязчиво «позаимствованы» из других работ студии. Одна из сцен ближе к концу сильно напомнила мне «Унесенных призраками». Но сцена прекрасная и очень трогательная, так что поругать за это ну никак не получится.
В конце фильма я отчаянно глотала слезы, пытаясь не разрыдаться прямо в кинотеатре. Почти получилось, но только почти) Хотя стыдиться было нечего, потому что в слезах расходился практически весь зал: и взрослые, и дети. Отчасти это вина создателей — до самого последнего момента они подкидывали зрителям всё новые и новые соломинки, чтобы ухватиться, но при этом снова и снова безжалостно их ломали. И даже при том, что я знала сюжет сказки, персонажи стали мне настолько близки, что я всё равно надеялась на иной исход событий.
Итог: несомненный шедевр анимации, глубокая и яркая работа, эталон на многие поколения вперед.
10 из 10
17 июля 2014