Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Спасти или уничтожить |
год: | 2012 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Владимир Фатьянов |
сценаристы: | Павел Гельман, Андрей Житков |
продюсеры: | Ульяна Савельева, Сергей Титинков, Леонид Загальский |
видеооператор: | Игорь Рукавишников |
композитор: | Олег Коваленко |
художник: | Владлен Семченков |
жанры: | приключения, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 мая 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
О сериале «Спасти или уничтожить» я узнал от одного нашего знаменитого интернет-обзорщика в обзоре на фильм «Служу Советскому Союзу», где он перечислил данный сериал к разряду «антисоветских, показывающих гниль и чернуху». Сюжет сериала, как группа разведчиков пытается спасти сына Сталина меня подцепил.
И сериал оставил у меня двойственные впечатления. Когда я начал смотреть он мне даже понравился, получился отличный приключенческий фильм про разведчиков и опасное задание. Мне лично было реально тревожно и волнительно наблюдать за главными героями, за тем как они линяют от немцев, маскируются среди немцев. Я думаю, такой сюжет даже школьникам понравился бы. А сцена как Корнеев под видом немецкого офицера проникал в немецкий штаб вообще для меня теперь эталон стэлс-жанра. И в остальном сериал тоже хорош, здесь много таких сцен с проникновением, похищением, допросов это всё получилось реально здорово и интересно, я при просмотре ни разу не пожаловался на скуку.
Но вынужден признать, что в сериале действительно полно всякого рода сомнительных сцен. Я, например, задался вопросом уже с самого начала, при показе сцены со сворачиванием шеи одного из героев своим. Да в сериале многократно объясняли зачем это нужно было, и я даже задался мыслью, что покажи такую сцену, например в «Спасти рядового Райна» как герой Хэнкса добивает раненого, чтобы тот ничего не выдал немцам, никто и не подумал бы осуждать фильм, все бы говорили: «Война, бывает». Но всё рано я как-то усомнился, нужно ли было вставлять такую жестокую сцену, это всё таки…как-то вот нитак.
Дальше есть ещё более раздражающие сцены. Например, нам детально показывают, как советские органы вели допросы провинившихся: с избиениями, шантажом, угрозой близким, пытками и. т. д. Что советские органы обычно делают с участниками разведопераций чтобы никто не узнал тайну. Как сотрудницам НКВД приказывают убивать людей, чтобы никто не узнал тайну. Как офицерша НКВД (слуга и опора партии и страны) всерьез предлагает на всё плюнуть и бежать в Европу. Вот я смотрел это и хватался за голову, ведь мог выйти отличный приключенческо-военный фильм, вот зачем надо было показывать эти мерзости оскверняя и фильм и память о войне, у сценаристов что, фантазии не было придумать что-нибудь получше? Благо, хоть немцев не обеляют.
Вывод: Мог получиться отличный, безукоризненный сериал про разведчиков и он В-принципе-то и получился, как я сказал интрига и приключение в сериале есть. Но эти мерзотные сцены я не понимаю, зачем их надо было снимать, ведь это испортило мой восторг от фильма.
6 из 10
27 июня 2016
Очередной «военный» мини-сериал (я посмотрел 4 серии) вроде бы российского (хотя сначала он, похоже, прошёл по украинскому ТВ, откуда и скопирован в Рунет) происхождения «Спасти и уничтожить»- традиционный (в последние годы) образец «телефильма ко Дню Победы». То есть вполне добротный, серьёзный, увлекательный и… проходной. Думается, он, как и множество подобных ему лент, не оставит заметного следа в нашей кинопамяти и вскоре забудется (был- не был), если, конечно, его не станут активно повторять, поскольку в нём нет никаких художественных открытий, да хотя бы новизны. Нова разве что тема, которой прежде никто не касался: создание спецразведгруппы для того, чтобы во что бы то ни стало вернуть в Москву командира гаубичной батареи (попавшего в самое пекло начала ВОВ), старшего сына товарища Сталина Якова Джугашвили. За сыном Сталина немцы (абвер и т. д.) тоже развернули настоящую охоту, надеясь, что его пленение сможет «повлиять» на решения его отца. Они жестоко просчитались! Во-первых, потому что плохо знали, кто такой товарищ Сталин и вообще историю его «семейных отношений» (Процитирую его высказывание о сыне после того как папаша «развёл» Якова с его первой, «нежелательной» женой, 16-летней Зоей Гуниной, из-за чего Яков неудачно стрелялся и потом долго лечился: «Передай Яше от меня, что он поступил как хулиган и шантажист, с которым у меня нет и не может быть больше ничего общего. Пусть живёт где хочет и с кем хочет.»; это было написано ещё году в 1926—27-м и во многом объясняет (а не только пафосом!) приписываемое (именно!) Сталину изречение, когда ему через Международный Красный крест предложили обменять сына на фельдмаршала Паулюса «Я солдата на фельдмаршала не меняю!» (см. эпопею «Освобождение», фильм первый «Огненная дуга»). Во-вторых, потому, что, как и высокие «кремлёвские товарищи», давшие «подрасстрельное» задание и недавно освобождённому из ГУЛАГа командующему армией (кого-то из «реальных» он до боли напоминает), и его разведчикам, не поняли главного (а в сериале эта глобальная мысль чётко проводится, за что спасибо его создателям): началась Великая (Отечественная) война, война народов и идеологий (фашистско-нацистской и коммунистической, в основе которой, как бы большевики не извращали, лежат те же 10 Христовых заповедей, что признано многими учёными и историками). И тут уж роль, хоть и заметной «личности» (Якова Джугашвили) весьма и весьма опосредованна…
Вообще же фронтовая судьба старшего лейтенанта Якова Джугашвили покрыта мраком и мистифицирована обеими воевавшими сторонами, СССР и нацистской Германией, и чёткого ответа по ней историки до сих пор не имеют (интересующихся темой отошлю хотя бы к Википедии). Пока нет неопровержимых доказательств, погиб ли (официально- пропал) Яков в бою при выходе из окружения у города Лиозно 16 июля 1941-го года или был убит (умер) при «преднамеренной» попытке побега из последнего места его заключения, концлагеря «Заксенхаузен» 14 апреля 1943-го года. В нашем сериале есть момент, когда советские разведчики, обнаружив документы Джугашвили, сожгли их угол с фотографией и «использовали по обстановке» (в исторических свидетельствах присутствуют данные об обнаружении некого мертвеца с такой «корочкой»), но в абвере не дураки сидели и могли задаться вопросом: почему это «корочка» обгорела в важном месте, когда её «хозяин» не похож на головешку?
В общем, по сериалу, и немцы, и наши так и не нашли внятного ответа- где Яков Джугашвили- он, не он, где, нигде… И этот ответ мы ждём до сих пор.
Поскольку для людей, хоть мало-мальски знакомых с российской военной историей, изначально было ясно, что разведгруппа Якова не найдёт и даже не уничтожит, то в чём же заключается основная интрига сериала? Ответ прост: в дальнейших судьбах его героев, которым, по большому счёту, ничего хорошего от невыполнения этого задания (ни генералу, ни разведчикам, стремительно терявшим своих боевых друзей, ни другим…) не светило. И тут действительно самое интересное- что же с ними произойдёт дальше? В финале сериала внятного ответа не даётся. Оно и понятно: впереди их ждёт большая, затянувшаяся Война. Может, сериал продолжится?
И в завершение рецензии. Известный нам по многим аналогичным сериалам «главный разведчик» Никита Зверев как всегда хорош, но уже традиционен: все его персонажи штампованно одинаковы; ничего характерного, отличительного от прошлых типажей, даже какого-то особого движения, фразы (помнится, Борис Галкин в одном классном советском фильме о войне, ко всему прочему, ругался: «Терпеть ненавижу!»; а я-то считал это выражение своим «авторством»!).
И уж совсем в завершении- коротко о «киноляпах». Как говорят в Одессе, «их есть у нас», и предостаточно. Вот только то, что я нашёл в 1-й серии (ограничивает объём рецензии; вы уж сами там дальше находите!). Итак…
… Разведчики передвигаются на непонятном грузовике немыслимой сборки- гибриде «ЗИС-5» с «ГАЗ-ААА», с современными шинами. Неужто не могли добыть настоящую полуторку или трёхтонку? Директора других фильмов и сериалов находят! Похоже, этот автоурод у съёмочной группы был единственным, поскольку, пережив расстрел немцами, он благополучно «ожил» в эпизоде в конце серии.
… По ходу действия разведчики угнали у фрицев реальный грузовик «Опель» и колесили на нём. Но в момент, когда машину подбили советские солдаты, под откос летит и полыхает уже выкрашенный в тот же цвет… «ГАЗ-51», что очень заметно на экране (не хотели разбивать раритет, так тогда бы хоть при монтаже вырезали пару «узнаваемых» секунд или заменили компьютерной графикой!).
… В конце 1-й серии уместен вопрос: каким это образом наши разведчики, после всех приключений прибыв в ещё не занятый немцами город, вдруг из боевого камуфляжа переоделись в обычную полевую форму, с фуражками? Не похоже, чтобы они её под камуфляжем носили. «Вовремя подвезли», ха-ха?
… А вот просто житейская лажа. В конце серии разведчица просит главного героя: «Корнеев, дай мне кусочек шоколада, он у тебя в правом кармане (гимнастёрки)'. Тот отламывает и даёт. Так вот, в условиях боевых действий на июльской жаре оный шоколад, даже горький, поскольку в его состав входит какао-масло, давно должен был расплавиться! Или шоколад в городе, вместе с формой, выдала съёмочная группа?
7 из 10
12 мая 2013