Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пока ночь не разлучит |
год: | 2012 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Борис Хлебников |
сценарий: | Александр Родионов |
продюсеры: | Елена Степанищева, Заур Болотаев, Александр Плотников, Петр Гудков, Евгений Семин, Владислав Огай |
видеооператор: | Павел Костомаров |
художники: | Ольга Хлебникова, Светлана Михайлова, Маруся Севастьянова |
монтаж: | Юлия Баталова |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 100000 |
Сборы в России: | $224 101 |
Мировые сборы: | $224 101 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 октября 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 3 мин |
Об этом незамысловатом киноэскизе (все-таки трудно назвать полнометражным фильмом эту часовую хулиганскую зарисовку) впервые услышал от жены, которая фактически разобрала его на цитаты, хотя до сих пор считает и считала «Пока ночь не разлучит» тупым фильмом. Поставленная по сценарию Александра Родионова — одного из лидеров «новой драмы», эта лента в наибольшей степени, чем любая другая в нашем кино, воплощает собой так называемую технологию «Вербатим», когда диалоги подслушиваются автором на улице, в метро и в магазинах, а потом включаются в текст. В данном случае местом действия становится ресторан, все подноготную которого и призван показать картина.
В этом ресторане работают трудовые мигранты и весь фильм что-то говорят на своем языке, здесь тиранствует шеф-повар (такой же мигрант, но натурализовавшийся, по-видимому), — это изнанка, то, благодаря чему создается жизнь ресторана (читай — России), а в это время в зале самые разные люди, представители среднего и высшего классов от братков и проституток до выясняющих отношения членов буржуазных семей решают за столом свои проблемы. Решают их и официанты в блестящем исполнении Яценко и Сытого (постоянных актеров Хлебникова): кто-то терзаем плотским желанием, которое он считает любовью, кто-то тщетно пытается восстановить брак.
Конечно, режиссер и сценарист переборщили с количеством персонажей: для часового формата их слишком много, некоторые слова не успевают сказать (как героиня Ребенок, например) и уже исчезают из поля зрения, это создает эффект сумбура. Создатели «Пока ночь не разлучит» перебрали и с матом, это, конечно, не «Страна Оз», но где-то близко к ней. С другой стороны, циничная атмосфера современной Москвы подана очень хорошо и узнаваемо. Финальные разборки и разнос ресторана в щепы — это, безусловно, метафора, назревающего в стране бунта (картина вышла, можно сказать, по следам Болотной).
Хлебников, будучи человеком левых убеждений, всегда снимал социально острое кино, но ни по кому конкретно прицельно не стрелявшее (исключение — «Долгая счастливая жизнь», снятая в том же году, что и «Пока ночь не разлучит», тоже весьма скромная, камерная, но при этом жесткая драма), что доказала «Аритмия», — вершина его творчества и человеческого проникновения в суть современных проблем, но при этом гуманное и не зовущее к топору. Всегда будучи близок к «Новой драме», этот режиссер работает с ее авторами, как те же Серебренников, Германика и Хомерики, достаточно плотно, выражая в кино принципы нового театра.
Однако, для объемности взгляда технологии «Вербатим» недостаточно, нужен неподдельный экзистенциальный драматизм, выход на онтологический уровень (что получилось конкретно у Хлебникова в «Коктебеле», «Сумасшедшей помощи» и «Аритмии»), а «Пока ночь не разлучит» своим беззаботным хулиганством, использованием обсценной лексики, окарикатуриванием всех без исключения персонажей создает хоть и яркую, но все же узкую картину нравов столицы. Портрет получился, но хотелось бы, чтобы он был фундаментальной в своем анализе панорамой, а не поверхностной зарисовкой. Если бы Родионов и Хлебников создали полутора или двухчасовую картину, если бы они показали бэкграунд персонажей, то, чем они живут за пределами ресторана, в ленте было бы меньше театральности (хоть и в хорошем смысле слова) и больше кинематографичности.
«Пока ночь не разлучит» — это не «Аритмия» и даже не «Долгая счастливая жизнь», у нее слишком скромные задачи и она ни на что не претендует кроме того, чтобы высказать возмущение положением дел в столице и в России, предложить трагикомическую картину социального беспредела, ибо без юмора и иронии в такой душно-циничной жизненной атмосфере, как ее показывает Хлебников и Родионов, жить просто невыносимо.
5 марта 2020
Быть богатым — скучно. Быть богатым — противно. Быть бедным — сложно. Любить, будучи бедным — ещё сложнее. А богатые и так любить не умеют. Куда ни глянь — одно беспросветное разочарование, которое хочется запить алкоголем и закусить дорогими блюдами.
Сатирическая трагикомедия Бориса Хлебникова представляет собой часовую зарисовку, которую давным-давно мог бы расписать на бумаге Николай Васильевич Гоголь. Быть Гоголем до конца у Хлебникова не получается — увы, краски не те и слово скудно, однако энтузиазм чувствуется на полном серьёзе. Да ещё диковатый финал зарисовки феерически разрушает сложившуюся и, будем откровенными, дико скучную идиллию, которая рано или поздно была обязана сойти на нет — например, чтобы зрителя перестало тошнить от спеси и свинства буржуев, а также знобить в горле от немощи и хабальства простолюдинов.
Но что мы наблюдаем до финала? Любопытную гамму образов, щедро розданных рукой провидца посетителям разного социального положения, отрешённо и разобщённо пребывающим в своих мирках, ибо каждый столик есть не что иное, как отдельная планета. Каморки официантов — отдельные галактики. Кухня с поварами-гастарбайтерами — отдельная вселенная. Всё вместе составляет разодетый в меха, шали, алмазы и слёзы, жестокий и прекрасный космос элитного ресторана.
Жирными мазками режиссёр наносит на холст многообразие характеров, которые вовсе не обязаны нам понравиться. Дело не в приоритетах и симпатии. Дело именно в самом наблюдении со стороны. В беспрекословном невмешательстве. В сравнении, как гости видят обслугу — и как обслуга видит гостей. Это не требует повторного ознакомления, но, как бы то ни было, это оказывается забавным и интересным занятием.
«Пока ночь не разлучит» скорее можно назвать растянутой короткометражкой, нежели полноценным художественным фильмом. И всё же подобный трюк не является совершенно бесполезным кинематографическим перформансом. Ведь только взглянув на себя и других со стороны, мы способны сложить в голове мозаику нынешней реальности — или хотя бы какого-то её элемента.
Не важно, насколько мы богаты или бедны, щеголяем как в последний раз или батрачим каждый раз как в первый — в общей картине замысла природы мы все не отличаемся от обычного муравейника, на который рискуем наступить старым ботинком или который имеем за честь переехать на роскошном новеньком «Бентли». Мы такие же, как эти муравьи. А может, и похуже. Но всегда есть шанс случайно или намеренно пробудиться от тяжёлого сна и, вопреки нормам общественной морали, забыв про навязанную ложь этикета, выпустить наружу себя настоящего.
6 из 10
27 октября 2017
Знаете, из чего состоит итальянский десерт тирамису? Там вам и сыр, и эспрессо, и яйца, и бисквит, и какао, и алкоголь. Итальянцы любят мешанину. Вот и новый фильм Хлебникова, то ли сатира, то ли просто смеялка, в котором усталый и томный от наскучивших домашних страстей официант (Е. Сытый) разносит это самое лакомство, тоже — мешанина. Не хаос площадного зрелища, не обэриутовский абсурд, не хармсова околесица, не постмодернистская бредовая пустота пустот, а именно мешанина из всего, что попало под руку, или просто капустник. Официант презентует блюдо тирамису толстосумым дамам и господам как созданное когда-то на грани жизни и смерти от большой, страстной любви большим человеком. Но всё, и он, и они, и интерьеры (навязчивые своею излишностью, пышностью, пафосностью и арфострунностью), — мелкое, мелкое, мелкое… Мелкость при отсутствии чего-либо крупного, важного, стоящего, без помощи, без выхода из нее раздражала неимоверно. И не меня одну, судя по обсуждению фильма и написанным после него рефлексиям.
Поначалу, когда еще пыталась примирить себя с фильмом «Пока ночь не разлучит», попробовала отыскать в нем рудименты средневекового народного театра: незатейливость балагана и цирка, карусельная динамика, грубо намалеванные образы, народные клоуны, балаганные шуты (Шнуров), площадной фарс, бурлескная условность, ярмарочная толчея, поспешность и оголтелость. Но нет. Не притянешь за уши! От народного смеха и народных шутов (даже самых грубых их форм и личин) этот фильм далек, потому что он несмотря на то, что внешне выглядит как мешанина, весь есть схема, рационально-интеллектуальная конструкция из трех ярусов: богатые (дерутся, пьют, матерятся и плачут), наши бедные (доедают с барского стола, дерутся, пьют, матерятся и тоже плачут) и бедные, да еще и не наши, эмигранты (доедают с барского стола, бывают биты, матерятся и тоже плачут, но, вроде как, от более человечных чувств). Уверена, лишь отсутствие рационалистической сконструированности делает смех смехом — живым, искрящимся радостью или высекающим искры боли и стыда. Так умел смеяться Шекспир с его Фальстафом, так смеялся Рабле… Но о чем я?
Чтобы состояться, это фильму Хлебникова не хватило нелогики, дикости концепции, сценарного произвола, в том числе полной децентрализации сюжета. Идея успела изнасиловать материал (по-моему, это выражение принадлежит Б. Брехту) до того, как он привольно расплескался во все стороны сразу, в естественном беспорядке, как в жизни. И в результате схема заменила собой мудрость (живую мысль о жизни); жирный и разгульный Порок, напоминающий аллегорического персонажа средневековых моралите своей безжизненностью, — живых — не формульных, не штампованных — людей, а маты (отрыжка критикующего цинизмом интеллекта) — собственно смех и смешное. И всё потерялось, сдулось. И развлечение. И поучение. И чувство, что режиссер — печальник горя народного, борец за справедливость, рыцарь без страха и упрека, сражающийся с мельницами бездуховного капитала вопреки воли продюсеров-толстосумов, которые говорили же ему, говорили же… Нельзя критиковать богатство!
5 июля 2016
Фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» некоторые обвиняют в банальности, изъезженности. Мол, все это уже было, мы обо всем знаем, новых истин не открыто. Только, если задуматься, а много ли вообще тем в искусстве? Человек из века в век, по сути, не меняется, и все глобальные истины, которые его тревожат, были раскрыты еще до появления кинематографа. Однако изобретение Люмьер прижилось, выросло в искусство, а, значит, была в этом необходимость. А значит, дело не в новых истинах, а в том, что и о старом, всем известном можно рассказать так, что это заиграет новыми красками. Амбициозные стремления вложить в искусство нечто совершенно новое, перевернуть мир — это, конечно, похвально. Но только нового на каждого желающего может и не хватить.
Да, Хлебников в своем фильме не сказал ничего нового, да, показанные слои общества не раз уже обыгрывались в кино, и при этом довольно часто в похожем жанре. Но все же фильму я тоже говорю: «Да».
Сюжет прост. Место действия — псевдошикарный, помпезный ресторан, герои — его посетители, богатые, пафосные пвсевдолюди и его работники. В зале течет псевдожизнь, давно сгнившая в основе. Осталась только иллюзия. На кухне люди живее, человеческое им еще свойственно. Противопоставление посетителей и работников ощущается, но оно неяркое. Хлебников не указывает зрителю на плохих и хороших. Понятно только, что работники более искренни, глупая напыщенность, царствующая в зале, им не свойственна. Также через служащих понимается истинная ценность самого ресторана. Официанты тут носят пиджаки, которые им малы, арфистка не умеет нормально играть. Все абы как. Псевдодороговизна, столь распространенная в современном мире. Приставка «псевдо» очень подходит всему происходящему.
Интересен парадокс фильма: он весь держится на словах, но сами слова практически неважны. Намного большую роль играют интонации, мимика, жесты. Слова — самый малоговорящий о героях фактор. Даже то, что они заказывают характеризует их глубже и больше. Вино по цене VIP на стол двух упитанных, громогласно смеющихся бизнесменов, устрицы на столик глуповатой дурнушке с дочерьми, пиво на столик гламурных и абсолютно пустых девушек… и то, что огромного поросенка заказали две бывшие и, по сути, нынешние, провинциалки — тоже не случайность.
Хлебников выбрал правильную позицию камеры. Она неровная, дрожит и выступает в роли постороннего наблюдателя. Если бы кино снималось со штатива, было бы совершенно другое ощущение, камера была бы неживой.
Если не ждать от фильма «Пока ночь не разлучит» чего-то феноменального, нового, а воспринимать его проще, тогда и претензий к нему, конечно, в разы меньше. Однако одна сохраняется в любом случае — концовка. На мой взгляд, она резко выбивается из общей атмосферы фильма. Хлебников зачем-то сам убивает свою иронию, превращая ее, даже не в сарказм, а в тупой, плоский юмор. Не знаю, самому ли режиссеру не хватило дешевого экшна или это было требование продюссеров, кого-либо еще… но концовка подпортила впечатление от общей картины. Вышло грубо и не к месту. Исключительно ради развлечения. Чтобы зрительный зал разразился смехом, когда начнется «мясо», когда все будут рвать друг на друге волосы, а герой Шнурова таки врежет арфистке. Концовки, одним словом, не вышло.
Есть в фильме еще одна особенность. Он вовсе не пуст, в него заложены мысли, рассуждения, он наполнен острой сатирой, но все мысли очень быстро воспринимаются зрителем, заглатываются и уходят. Не остается впечатления после просмотра, не остается информации, которую нужно было бы переварить. Фильм короткий по хронометражу и быстрый по опознаванию его содержимого. Я не беру на себя привилегии расценить эту особенность как положительную или как отрицательную. Все зависит от точки зрения.
Как киноочерк, «Пока ночь не разлучит» очень качественен, интересен и полноценен. Как серьезное кино? Здесь вопросов больше. Для меня данный фильм Хлебникова — это зародыш будущего серьезного фильма, который режиссер, наверняка снимет. А «Пока ночь не разлучит» — некоторый переходный проект.
14 мая 2016
Ночь в роскошном московском ресторане. За столами совершаются крупные сделки, рушатся отношения и ведутся базары за жизнь. Но и по другую сторону заведения так же разворачивается своя интрига.
Как и в недавней тошниловке «Sex, кофе, сигареты», Борис Хлебников знакомит нас с типичным контингентом дорогих ресторанов. Пафосные шалавы, золотая наркоманская молодёжь, развязные бандиты, мутные бизнесмены (таких хорошо Евгений Шестаков пародирует), проедающие бюджет киношники и прочий бомонд, которых обслуживают неприятные и злые на вид официанты. Типичное едкое видение наших режиссёров-хондриков, представляющих себя срывателями покровов. Непонятно только для чего это всё? Откуда черпать эмоции? Кем здесь интересоваться и за кого переживать?
Дадут ли ночью официанту? Фиолетово. Отпустят ли менты гастарбайтера на волю? Да побоку, пусть хоть расстреляют эту ущербную морду. Среди всего этого безобразия, единственной интригой являются домыслы, нажрётся ли к финалу трезвый как стекло Серёга Шнуров, которого знакомые активно дразнят полными стопариками. А чего тут к бабке ходить, разве ж это спойлер?
Похвалим Александра Робака за бодрящее пяти секундное выступление (хоть его героя это нисколько не оправдывает) и свалим из этой шарашки подальше. В рестораны ни ногой.
3 из 10
8 января 2015
Недавно открывшийся московский ресторан. Самые разношерстные посетители (от незадачливых кинопродюсеров до бандюганов) усаживаются за столики. Один официант занимается сексом по телефону, а другой объясняет своей благоверной связь между едой и знаками любви. Наиболее адекватными кажутся повара иммигранты восточной наружности, одного из которых задержали полицейские.
Не самая плохая идея дословно экранизировать журнальную статью (основанную на подслушивании разговоров реальных людей) обернулась неудачей. Смотреть на это попросту скучно.
Что удалось Хлебникову — так это поддерживать атмосферу непосредственности происходящего, живого разговора, импровизации. Смотреть за этим не то чтобы интересно, и как-то не совсем смешно, но местами любопытно. Главная фишка режиссера — отстраненность от происходящего, тут становится главной его проблемой. Наблюдать за малопонятной болтовней поначалу занятно, но надоедает быстро.
Каждая зарисовка снята как отдельный скетч. Один столик — одна кучка действующих лиц. Они практически не пересекаются, а зря. Единая картина едва складывается.
Наиболее удачная часть фильма создана не по подслушанным разговорам, а уже придумана. Эпизоды с иммигрантами производят самое сильное впечатление, лучше поставлены, вызывают не вялые смешки, а интерес.
Длится фильм чуть-чуть больше часа, но и за это время может потерять многих зрителей. Поначалу кажется, что это только прелюдия к чему-то большему, но нет. Вступление продолжается до самого конца. Автор переминается с ноги на ногу, перед тем, как сказать что- то интересное, но вместо этого устраивает истерику. Только она производит унылое впечатление, словно долгожданный гость, пришедший на торжество к тому моменту, когда уже все разошлись по домам или спят в салате.
13 августа 2014
Шикарная картина ни о чем. Новый фешенебельный кабак, в него приходит всякое странное, иногда похожее на людей, иногда не очень — ведет беседы, решает проблемы, создает проблемы, сволочится между собой, рассказывает истории, ненавидит друг друга — та еще кунсткамера. Но если снизить финансовую составляющую — то это все так безумно знакомо и смешно!
На сам деле это просто сборник баек и подслушанных разговоров. Но очень здорово подобранных.
И над всем этим Шнур. Кто бы мог подумать, что это трагический актер, который глазами может отыграть полфильма один, не хуже Эла Пачино.
7 из 10
15 ноября 2013
Как примерно гласит парафраз фильма: «Истории, подслушанные в одном из «крутецких» ресторанов Москвы». Мне показалось, что режиссёр осмыслил не те истории: какие-то замутнённые, мало кому нужные, сугубо личные. Да и вообще подслушивать в принципе неблагодарное занятие и посему у Хлебникова в фильме благородству нет места и нет места какой бы то ни было смысловой нагрузке. И те несколько журналистов, что подслушивали в ресторане на тверском бульваре, разговоры посетителей, наверное и не думали, что их креатив так вдохновит кого-то, кто ещё и кино снимет, да не просто кино, а кино фаршированное лоснящимся бомондом и политое сливками общества, которые Хлебников будет собирать в течение астрономического часа. Я бесчувственно поедал кадры, так же как все действующие лица бесчувственно поедали еду — ничего сложного. Только успевай хлопать глазами. Поэтому мат, и всё то, что ниже пояса пульсирует в трусах подслушанных историй, в этих условиях, заметных невооружённым ухом, явно выглядит крайне неуместно и неубедительно. Всё как бы на двоечку в зачётке, всё тот же пластилиновый и таинственно-загадочный Яценко, всё те же три буквы вылетают из уст героев, а кино, где оно? Единственное, что порадовало — это присутствие актрисы из одного малоизвестного крохотного московского театра. Актриса весь фильм играет на арфе в ресторане прекрасную музыку. Но и она и арфа под руководством Бориса Хлебникова по занавес получают в лицо от бородатого мужчины. Типа искусству здесь нет места…
7 октября 2013
В 2005 году в журнале «БГ» вышла серия материалов под названием «Вкусные разговоры» — корреспонденты издания отправились подслушивать беседы посетителей «главной переговорной комнаты города» — дорогого ресторана «Кафе ПушкинЪ». Те статьи и стали основой для создания Борисом Хлебниковым своего самого короткого из полнометражных фильмов «Пока ночь не разлучит». Помимо застольных диалогов в ленте присутствуют еще две линии — выдуманная про официантов и также подслушанная про работников кухни. Последние в большинстве своем состоят из мигрантов (казахо-киргизов), первые же — россияне, но очевидно либо приезжие из провинции, либо не реализовавшие себя москвичи.
Если абстрагироваться от журнальной статьи (откуда мы знаем, быть может, все эти разговорчики не более чем плод журналистской фантазии, разбушевавшейся под градусом), то у Хлебникова получилась жёсткая карикатурная история, с упоением высмеивающая представителей той новой российской элиты. Почти все посетители ресторана выглядят как ряженая челядь за барским столом — кажется, что таких плоских и тупоголовых снобов в природе просто не бывает. Апогей убожества — героиня Марии Шалаевой. Девушка с вечно трехкопеечными зрачками приходит вместе с матерью на день рождения собственного супруга без подарка, садится за заказанный им столик и устраивает скандал, что, мол, столик не тот, да и ресторан не многим лучше Макдональдса. А в ходе беседы с мамашей еще и выясняется, что дамочка то давно увлечена кем-то другим и после развода детей собирается оставить супругу, потому что у неё от них «голова кругом». Когда же приходит муж, разговаривает она с ним в тоне «Максим, ты чё оглох?», изредка отрываясь от еды. И наверняка истинное удовольствие получит зритель, когда Максим, с виду нормальный мужик, просто нашедший свою золотую жилу в 90-е, дает фифе с мамашей 3 дня на то, чтоб собрать вещи, ибо «видеть он их больше не может».
Однако в этом гламурном балагане симпатичен только персонаж Александра Робака. Надо сказать, что и само помещение ресторана с его тусклым, приглушённым светом, без единого окна в кадре оставляет ощущение тюрьмы, может вызвать приступ клаустрофобии. Другое дело — кухня. Вот где по-настоящему кипит жизнь, вот где настоящие людские проблемы и страсти. Одного из кулинаров схватила миграционная служба и грозится депортировать, другая не произнося не слова, дает понять, что неровно к нему дышит и сильно переживает, третий (шеф) по телефону с истинно кавказской изворотливостью пытается освободить своего подопечного. И т. п. Куда менее симпатична линия официантов. Вроде бы всё как у всех — каждый по телефону решает амурные вопросы, а решать их, как известно, сложнее всего. Но делают они это с каким-то мизантропическим раздражением и нервозностью. Быть может, во всём виновато соседство с псевдовысшим светом. Официанты словно уже заражены этой инфекцией, но по-прежнему остаются пролетариатом, от чего внутри взрывной волной протест только нарастает. Да и все эти фифы с кренделями в пиджаках у них очевидно уже в таких печёнках сидят, что не стоит удивляться моменту, когда именно пролетариат и становится инициатором финального махача.
У многих наверняка возник вопрос: почему зритель должен это смотреть? Одно дело журнальная статья, вся фишка которой в реальной жизни реальных людей. Но в фильме ведь эффекта замочной скважины не получается — отрывки разговоров выглядят как скетчи из юмористической программы типа «6 кадров». На самом деле, маркетинговая идея тут банальна — расчёт на приглашённых селебрити. Львиную долю аудитории потащит за собой Шнур, чуть поменьше — Оксана Фандера, Василий Уткин, Дуня Смирнова и иже с ними. Временами фильм и напоминает отнюдь не проект, а некий дружеский междусобойчик, реализованный скорее по чьей-то шальной инициативе. «Немного напрягает, что здесь снимается слишком много моих собутыльников», — говорил во время съёмок Сергей Шнуров. Жаль, что Хлебников не пошел тут до конца — в финальном махаче никто кроме Шнура (и то лишь отчасти) из по-настоящему известных персон и не участвует. Алёна Долецкая vs. Дуня Смирнова! Было бы то еще зрелище…
Кто-то считает, что как статья из «Большого Города», так и кино Хлебникова полностью отражают все пласты той России и смотреть это нужно как документ эпохи. Большая ошибка. Точно такая же ошибка думать — что всё это куда-то исчезло, и 2012-й сильно отличается от 2005-го. Отличается разве что тем, что раньше больше писали про мажоров, а сейчас — про хипстеров. В палитру разговоров добавилась протестная политическая тематика. Но весь этот цирк уродов в виде барыг, мажоров, светских львиц, хипстеров, геев, снобов, грубоватой лимиты, преступной миграции и т. п — всё же далеко не полный срез нашего общества. Потому что есть они, а есть просто нормальные люди.
6 из 10
13 августа 2013
Очередной фильм типа «кино не для всех», подвид «кино для своих». Сняли на свои бабки, сами поржали над собой же, в итоге получился такой междусобойчик или даже хоум видео. Друзья придут посмотрят и даже не улыбнутся, а ты ржёшь как лошадь…
Я отследил пару мыслей:
- Весь фильм идёт приготовление поросенка и в момент, когда он появляется в зале, все посетители ресторана превращаются в свиней, сливаясь в массовой драке, которая в свою очередь символизирует современную Россию, а в частности Москву — мы все между собой скоро передерёмся и глотки друг другу перегрызём без повода, а чурки останутся и снимут это всё на телефон.
- Арфистка на протяжении всего фильма олицетворяет собой всю фальшь и напыщенность этого, с позволения сказать, «общества», которому достаточно арфы в зале, чтобы стать высококультурным. Шнур же, весь фильм с ненавистью смотрящий на арфистку, олицетворяет собой народ, который презирает всю это модную тусовку и даже водки с ними выпить брезгует. Я ждал и надеялся, что он ей усосёт в конце…
Эти задумки добавили ленте глубины, но одновременно с этим образовалась воронка, которую решительно нечем оказалось заполнить. Большинство персонажей — пустышки, большинство диалогов — бессмысленный набор слов, сдобренный чрезмерным количеством немотивированного мата, большинство «актеров» не оставляют в памяти ни капли своего персонажа. Отмечу, разве что, мужика, пришедшего на свой юбилей, официантов и Шнура.
Также к минусам отнесу новомодную манеру съемки дрожащей камерой, которая здесь, по-моему, совершенно не к месту.
В итоге получилась глубокая тарелка мыслей, но совершенно пустая… есть оказалось нечего…
4 из 10
13 августа 2013
Странноватая полуметражная работа Хлебникова, на мой взгляд очередная и часто довольно удачная в российском кинематографе попытка соединить коммерческое и авторское кино, а так же относительно не частая и, как правило, менее удачная театр и кино. Удачно ли получилось у Хлебникова? Наверное сложно сказать.
В целом скорее всего у эстетов фильм вызовет не одобрение, а у рядового зрителя улыбку и лёгкое непонимание. К какой категории себя я сам отношу, я толком не понимаю и со своей всеядностью фильм мне скорее понравился. Конечно социальная сатира Хлебникова слишком уж прозрачна и грубовата, но миниатюры, которые разыгрывают актёры, вполне занимательны и не успевают надоесть к сумбурному и на мой взгляд, плоховатому финалу. Некая философская подоплека, которую если покопаться можно найти где угодно, на самом деле не вызывает на протяжении фильма желания философствовать. Образы конечно очень узнаваемы, но настолько утрированны, что чувства неудобства не вызывают. Конечно, как бы часа и маловато и хочется ещё скетчей, но наверное так и правильно, дабы не возникало перенасыщения. А тот ужасный клоунский торт, которым Борис запускает в лицо зрителя, как бы напоминает, что пора возвращаться в реальную жизнь.
Вот так я сам себе противореча, оправдал этот неказистый финал у этого странновато фильма. Естественно не буду советовать смотреть. Лёгкая атмосферная ассоциация у меня возникла со Свободным плаваньем и почему-то Ночным продавцом.
4 июля 2013
Это фильм — зеркало. Срез разношерстной публики посетителей и работников фешенебельного ресторана. Создается впечатление, что ты живешь внутри картины, растворяешься в толпе, автор — ты сам. Нет плохих или хороших персонажей, есть живые люди- наши друзья, знакомые, а может и мы сами.
Все они погрязли в беспорядочной деятельности, толкотне, у каждого своя проблема — одни пытаются опохмелиться, вторые выясняют отношения, третьего арфистка бесит, четвертым надо решить деловые вопросы, и так до бесконечности. Перегруженные бесполезной информацией и утратившие волю к жизни, все заняты погоней за своими побочными целями, и эта истерическая гонка выливается в финальную сцену — хаотическую драку, где сталкиваются все интересы, смешиваются классы. Потому что достало всё.
Фильм снят с любовью к человеку. Иногда едкий и ироничный, иногда печальный, он рассказывает нам о нас самих. Причем языком доступным самой широкой аудитории. Хочется думать, что такие фильмы возвращают зрителя к настоящему кино.
10 из 10
14 июня 2013
Черт возьми, к моему великому сожалению, я познакомился с этим фильмом спустя год!
Кайф, да, наверное, именно, что кайф, ты получаешь при просмотре этого фильма в виде полного отсутствия понимания, что происходит сейчас на экране.
Какие-то блатные мужики, бабы после пьянки, иностранщина с каким-то представителем компании, и семья. Первые минут 10 ничего не понимаешь, но затем как-то отключаешь желание вникнуть в суть фильма, и просто наблюдаешь за происходящим.
Смотришь на обстановку заведения, и, блядь, понимаешь, что какая-та калька на настоящую классику стиля вполне может находится в Москве. Куда стекается современный бомонд, с зажравшимися рожами и нереальными желаниями.
А добивает финальная сцена с дракой, когда ребятки с Ближнего Востока снимают сие торжество на свои деревянные мобильные аппараты.
Вопрос остается один — где та русская духовность?
28 мая 2013
Целая вереница мелких разговоров в псевдокупеческом антураже русского люкс-ресторана, множество казалось бы ненужных деталей, вздохов, взглядов, смешков — будто альбом человеческих ужимок — очень реалистично, не замечая камер показала плеяда известных и не очень людей, которых Хлебников привлек на этот проект. Это произведение сложно однозначно назвать фильмом. Думается это некий видеосрез общества, взгляд режиссера на пугающую действительность. Поиски встречного, понимающего взгляда у многочисленных главновторостепенных персонажей и невозможность их отыскать, наводят на мысль о жутком и чуждом, но совершенно близком мире мещанина-нувориша, мире трубадура-алкоголика, мире униженных и унижающих.
Целостность этой картине не свойственна, да и не нужна. Чтобы оставаться достойной ей не важен и однообразный интерьер и разговорная простота. Это видеопоэма вроде русских «кофе и сигарет», где хорошо выглядящие подонки пляшут на тонущем корабле, разочарованные неудачники грустят о своем, а Сергей Шнуров пьет минеральную воду и выглядит самым адекватным из героев. Абсурдная и обычная русскость, бесповоротная и тупиковая вечность, которую наш народ обрел и не намерен с нею расставаться, как не намерен терять и выдуманный нимб богатой и загадочной души. Сатира на надуманное и высокопарно-патриотичное единение народа.
Один из лучших современных российских фильмов.
9 из 10
16 февраля 2013
Два десятка зрителей покидавших вместе со мной большой кинозал под финальные матерные куплеты Шнура, судя по лицам, были несколько раздосадованы увиденным и услышанным.
Изначально экспериментальная задумка: снять псевдодокументальное кино, построенное на реальных диалогах, записанных в столичном «Кафе Пушкин» ещё в середине прошлого десятилетия и опубликованных затем в журнале «Большой город», — начала покрываться музейной патиной уже при третьем-четвертом диалоге. Данный фильм — это по большей части набор застольных бесед завсегдатаев или случайных посетителей дорогого общепитовского заведения, которые пришли выпить-закусить и себя показать в модный ресторан недешевой еды. Разбавить достаточно однообразное впечатление от них призваны вставные персонажи, а именно — повар «кавказской национальности», пытающийся по сотовому вызволить из КПЗ сотрудника ресторанной кухни, и два недружелюбных официанта, крайне озабоченных своими любовными отношениями на стороне, которые они также пытаются наладить с помощью мобильной связи.
Приодень клиентуру в малиновые пиджаки, а ещё лучше в треники, и всё бы встало на свои места: сатирическая зарисовка о новорусском гламуре времен миллениума смотрелась бы вполне органично, правда столь же и не обязательно… У фильма сразу начали обнаруживаться проблемы с целевой аудиторией. Травить душу, наблюдая за тем, как столичные хлыщи куражатся или скучают за употреблением элитных напитков и закусок, легко расставаясь с месячными учительскими зарплатами, вряд ли найдётся много желающих. Вот почему пафос финальной драки будет оценен далеко не всеми, даже при более чем скромном хронометраже картины, едва переваливающей за 60 минут.
Это даже притом, что в фильме задействована дюжина медийных лиц — от Дуни Смирновой до того же Шнурова. Полноценной драматургии для того, чтобы получилось что-то вроде «масочной антологии русского истеблишмента» тут явно не хватает. Не хватает даже на то, что бы проявились более-менее внятные характеры персонажей. С большой долей вероятности я допускаю, что некоторые здесь запросто играли самих себя или делали дружеские шаржи на собственные персоны.
Хотя режиссёр и утверждал, что относился ко всем персонажам с симпатией и любовью, ни то, ни другое зрителю не передаётся. Пытаясь дистиллировать комедию нравов для получения в сухом остатке чистого абсурда, Хлебников устраивает в финале нешуточное «понтовое побоище», в котором принимают участие все герои, за исключением разве что работников кухни, предпочитающих снимать эту вакханалию на мобилы. Но почему-то очень хочется, чтобы после этой рукопашной в живых никого не осталось.
Согласитесь, достаточно сомнительный итог даже для сатирического кино, которое, тем не менее, дает повод сгенерировать кое-какие любопытные умозаключения. Например, такое: столичному нуворишу, сколько ни рядись он в наряды от кутюр, все равно весьма затруднительно бывает скрыть своё рабоче-крестьянское происхождение, урюпинскую среднюю школу, а зачастую ещё и гопниковские университеты имени Саши Белого. Гены, как ты ни маскируйся под аристократа духа, берут своё: если вышел из плебса, то, скорее всего, так и останешься в своём родном «союзмультфильме». Возможно, именно данный подтекст интриговал режиссёра, который в нашем кино занимает нишу отчасти Джима Джармуша, отчасти Аки Каурисмяки, отчасти Кена Лоуча.
Этот фильм, снятый, наверно, дня за три-четыре, финансировался «вскладчину с друзьями» — впервые примененным в России методом краудсорсинга. Он предполагает бесплатное участие взамен на процент прибыли с проката. Но вряд ли обрадует гонорарами соучастников, скинувшихся в общей сложности на сто тысяч баксов. В самую ударную — первую — неделю показов сборы оказались меньше вложений, а если их ещё разделить на два (отдав долю владельцам кинотеатров), то… вряд ли кому-то понадобится открывать себе новый банковский счет. Но лиха беда начало. Теперь эту арифметику можно брать за точку отсчёта для новых проектов такого рода, которые, полагаю, не заставят себя долго ждать.
20 декабря 2012
С первых кадров бросается в глаза не типично новый для этого режиссера формат кино, хотя отрекомендованный жанр — «комедия» не оправдывает себя.. Со вторых кадров понятно, что Хлебников есть Хлебников: играют новые актеры из старых фильмов, интерьер ресторана знаком, возможно, уже где-то виденный, диалоги писать так никто и не научился, да и снято всё на камеру фотоаппарата..
Запечатлеть происходящее в ресторане пытаются уже не первый раз, отмечу, сериал «Кухня», фильм «Пять бутылок водки» и др. Смотреть интересно немногое, и этот фильм представляет что-то среднее: не злободневное и не комедийное.
Сюжет вял и не скоротечен: за разговорами проходят часы, проблемы прибавляются, решений не находится, еда уплетается, алкоголь доливается..
Как ни странно, не возникает, даже чувства малейшего голода после просмотра этого кулинарного фильма.. Скорее все это говорит, не в пользу положительного отзыва о фильме..
Пятьдесят оттенков серой буржуазной московской жизни, кому вообще интересны их разговоры?
Ну и мое личное наблюдение: водки столько не употребляется, стоит оглянуться вокруг и несложно заметить, что на столах реальных ресторанов стоят Whisky glass со стеатитом вместо льда…
27 ноября 2012
Фильмы о любимых городах теперь не редкость. Были такие и про Москву. Борис Хлебников добавил в коллекцию ещё 60 с хвостиком минут. Так он сам говорит, что новый его фильм «о Москве».
Понятно, что любой город создаётся людьми. Чем древнее город, тем более он впитал в свою атмосферную мозаику осколков человеческих жизней: кто отдал ему всё, кто часть, кто проездом наследил. Сеют люди своё семя в эту бездонную пашню, авось прозябнет. Не всегда прозябает.
Слово «город» в некоторых древних языках (например в греческом и еврейском) женского рода. Москва — город, несомненно, «женщина». Женщина, воспламеняющая любовь. Женщина, воспламеняющая очаг. Женщина, которая поёт, наконец. Обо всем этом фильм Хлебникова. Точнее о том, как ничего этого нет в современной Москве.
Москва ест. Москва пьёт. Москва говорит по телефону, решает деловые и личные вопросы, вступает в различные половые связи и говорит об этом по телефону. Москва изменяет мужу с голым официантом в камзоле у которого «стоит». Москва не умеет застирать пятно на брюках. Москва давно уже не у очага и не знает, как его воспламенять. И, самое главное, Москва совсем уже не поёт, а только самовлюблённо может пиликать на арфе расхожие мотивчики.
Женщина, прямо или косвенно, является смысловым центром и всего фильма, и всех сцен фильма в отдельности. Но не спешите обвинять Хлебникова в феминофобии. Конечно же, все женские образы лишь отсылают нас к первообразу, избранному Хлебниковым, городу-герою Москве — столице нашей родины. И вот тут, боюсь, у нас серьёзные проблемы. Город не может питаться мертвечиной, городу нужно ткать свою историю из жизней, а где их взять? Все друг друга перебили и сожрали как эскимо на палочке. Остались только азиаты с мобильными видеокамерами. Такой вот последний киносеанс.
12 ноября 2012
Нехитрая солянка, сборник скетчей, половина из которых выдержана в стилистике юмористической части канала ТНТ. По принципу организации материала фильм мало чем отличается, например, от «Самого лучшего фильма» или «Гитлера Капут» с привалированием внутрисценового юмористического начала — разница лишь в том, что фильм Хлебникова обладает единством времени-места-действия. Ну и насчет качества юмора у каждого свое мнение. Обратите внимание на частое использование автором в качестве завершения разговора (преимущественно телефонного) — резкой обрубающей фразы с матом.
Понятно, что у режиссера не было денег и он позвал своих знакомых за бесплатно поработать денек, но зачем было фильм, пусть и короткий снимать? Ощущение тусовочности, которое не покидает при просмотре фильмов, спродюсированных Первым каналом, присутствует и здесь — просто тусовка чуть параллельная гламурной (с несколькими пересекающимися персонажами). В диалоге с участием Кузнецовой легонько потрунидли как раз над актерской братией, ощутимо лягнув лишь безответного Жигунова. Телефонные беседы Яценко и Сытого неостроумны, действия актеров приводят на ум сценические зарисовка студентов театральных ВУЗов.
Бессмысленный фильм и завершен бессмысленно. Надо отметить, что респектабельные актрисы не стали участвовать в потасовке.
Борис Хлебников, видимо, страдает от простоя и безденежья совсем, раз снял такой беззубый конформистский рыхлый пустячок, очевидно рискнув заработанной репутацией вдумчивого и самобытного постановщика.
4 из 10
8 ноября 2012
Когда я впервые услышала о фильме Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», я была уверена, что это наверняка будет любовная драма. Отчасти, я попала в точку, но любовь — далеко не главный герой картины
Действия картины укладывается в один день и «вмещается» в одно место — дорогой московский ресторан. В заведении собрался целый террариум: молодые продюсеры, гламурные тусовщицы, содержанки, не совсем честные бизнесмены. Одним словом, те, кто любит прожигать свою жизнь или активно к этому стремится.
Режиссер Борис Хлебников сам называет свой фильм экспериментом. Представим на секундочку, что в картине не было бы таких известных лиц, как Оксана Фандера, Анна Михалкова, Василий Уткин, Авдотья Смирнова. Их лица завлекали зрителей еще с афиш. На самом деле, им в картине принадлежит буквально по одной-две реплики — меньше, чем остальным посетителям ресторана. Вывод — у Хлебникова получилось завлечь зрителя.
Короткие диалоги (или похмельное молчание) томной публики обрамляется тремя историями.
Так получилось, что все посетители ресторана — это проходные персонажи для раскрытия трех главных героев: толстого официанта, тонкого официанта и шеф-повара.
Герой Сархата Дурсунова это не просто шеф-повар, это король кухни, в подчинении у которого целый штат. И он уже не член братсва поваров-гастарбайтеров. Он, с одной стороны, начальник, а с другой — человек, на которого уже смотрят исподлобья. а два официанта (Евгений Сытый и Александр Яценко) — это и разодетые в блестящие пиджаки шуты, которые обязаны раскланиваться перед господами, и лучшие тестеры для этой богемы. По тому, как герой Сытого рассказывает посетителям ресторана об истории тирамису, можно понять, на каком уровне «высшего общества» находится тот или иной человек.
Официантов настигла проблема любви: один безумно влюблен в свою жену, второй — в чужую. Они бесконечно отлучаются, отвлекаются на телефонные звонки. Толстый якобы пытается разорвать отношения, посылает супругу, а тонкий в красках расписывает, как скрасит досуг замужней женщине. В это время шеф-повар пытается вытащить своего сотрудника, которому грозит депортация, одновременно он сервирует блюда для «господ», а все разговоры слышит тихая посудомойщица, которая единственная искренне переживает за парня. На фоне одноразового, фальшивого, и даже мертвого мира разворачиваются три искренних историй.
В картине есть еще один персонаж, блистательно сыгранный Сергеем Шнуровым.
Это, в прямом смысле, офигевший посетитель ресторана. Он в абсолютном шоке смотрит на всю собравшуюся публику, нехотя идет с ней на контакт. Кажется, он видит этих гнилых людей насквозь. Да что там, он даже пить с ними отказывается! Да только как-то не очень решительно (под предлогом, что «сегодня нельзя»). Эта высшая точка презрения к «богеме».
Его безумно раздражает ресторанная арфистка, которая своей игрой «превращает» сие в общество в высокодуховное. Неудивительно, что в финале герой Шнурова так смачно дает ей в морду.
Выразительной деталью стал мертвый поросенок, которого повар мыл еще в начале картины, а перед заключительным эпизодом — дракой — поросенка, приготовленного, украшенного овощами, соусами, официант вывез в центр зала. Ну а дальше все, как по команде, начали вести себя по-свински.
Фильм «Пока ночь не разлучит» — это еще одна лента, снятая в жанре черной комедии, который так активно набирает популярность в нашей стране. Вроде, и хочется посмеяться от души, и все, что показано на экране другой реакции и не вызывает, но что-то не так. Мало кто сознается, что сам не прочь посидеть в таком месте, поиграть в высшее общество, да даже арфистку нудную потерпеть. Вот только бы не приключилось так, что потом те, кого «богема» считает людьми второго сорта, смеялись над тобой, пересматривая ролики в телефоне. А так и случилось в комедии Хлебникова.
7 из 10
2 ноября 2012
Пафосный московский ресторан, вечер. Кто-то пришел посмотреть на новое модное заведение, кто-то решает свои семейные проблемы, кто-то планирует бизнес, а кто-то просто мучается с похмелья. Все столики заняты, кто-то пришел сюда рассчитывая на бизнес-ланч, а кому-то подают вторую бутылку вина по вип ценнику. Кто-то надеется приобщиться к так называемому высшему свету, а кто-то, как сидящий в уголке Сергей Шнуров, им явно тяготится. В тоже время своя жизнь бурлит и у персонала ресторана: два официанта выясняют отношения по телефону в перерывах между обслуживанием дорогих клиентов, а шеф-повар вынужден вытаскивать из отделения подлежащего депортации сотрудника.
Кинофильм «Пока ночь не разлучит» появился на основе статьи «Вкусные разговоры», вышедшей в журнале «Большой город» в 2005 году. В ней журналисты в течение вечера подслушивали за реальными разговорами в ресторане «Пушкин» и на их основе получился данный материал. Никакого сюжета, случайные люди сидят и разговаривают кто о чем, да и разговором это назвать сложно, т. к. каждому столику посвящено от одной до максимум пары минутных сцен. Исключение составляют лишь связующие и как раз таки выдуманные истории с официантами и шеф-поваром.
Взявшись за эту сугубо разговорную историю, режиссер Хлебников должен был выступить как такой условный Квентин Тарантино, способный из повседневной болтовни сделать увлекательное действо со своими смыслами и акцентами. Однако у Хлебникова свои представления о кино. Он, как самый яркий представитель нашей новой волны, отказывается от какой бы то ни было драматургии в пользу реалистичности происходящего. В его фильмах за героев, итак не слишком многословных, зачастую говорит окружающая их фактура, которую режиссер и наполняет социальными и прочими смыслами. «Пока ночь не разлучит», видимо, создавалась, как едкая сатира наш успешный высший класс, и место для подобной иронии выбрано, надо признать, самое подходящее. Вот только бесхребетная режиссура Хлебникова не работает в рамках разговорной комедии, т. к. режиссер изначально ничего не хочет выдумывать. Он работает исключительно в рамках существующего, «как в жизни» (многие диалоги из статьи перенесены в фильм дословно) и все эти многочисленные герои и их сценки, какие-то по-настоящему забавные, какие-то ничуть, с одной стороны не складываются в единую, общую картину, а с другой не являются самоценными сами по себе. Оттого и финальная массовая драка выглядит не логичным доведением до абсурда, а скорее желанием уже закругляться, потому что, страшно сказать, фильм длящийся час десять начинает казаться слишком долгим. В качестве единственного авторского высказывания можно принять, разве что, звучащий в конце фильма и раздающий всем сестрам по серьгам мотив от Сергея Шнурова: «Ох*ть!».
25 октября 2012
«Пока ночь не разлучит» — фильм режиссера Бориса Хлебникова, интересен своим замыслом и исполнением, пусть слегка и тривиальным, но сравнительно новым для русского кино.
Это история одного дня ресторана и его посетителей. Немного трагедии, немного драмы и много юмора, (удачного и не очень) смешанного с матом, выдают результат, которого мало кто добивается из теперешних русских режиссеров, работающих в областях смежного жанра.
Здесь есть масса типичных персонажей «русской элиты» — это замечательно, что есть люди, которые показывают нам их с позиции осуждения. Хотя это и не столь явно прослеживается во всем фильме, очевидно, что главная задача этого кино проиллюстрировать печальное положение людских дел. В общем-то, данная цель, даже сверхидея оправдывает все недостатки. Рассуждения женщины о своей беременности, под водочку, наводят на интересные мысли, как в прочем и все остальные диалоги. Все это облечено в юмористическую форму, но если смотреть вглубь — становится грустно, а иначе, как вглубь (в данном случае) — смотреть не получается.
«Пока ночь не разлучит» — снят, от части, в модной манере «трясущейся или плавающей камеры», что, конечно, на восприятие влияет дурно, и, тем более — это попросту не нужно, когда снимается кино на данную тему в данном экстерьере.
Актеры играют нормально, но, по всей видимости, самих себя. Плохо или неплохо — неважно. Режиссер смог подобрать тех, кто должен сделать четкий абрис роли и внутреннего мира человека за очень короткий срок, и ему это удалось. Роль Сергея Шнурова — никак не влияет на весь фильм — он вообще занимает мало экранного места, но те пару минут, что остались за ним — вливаются в фильм без искажения общего замысла или смещения акцентов, а наоборот — ярко дополняют весь ажиотаж.
Если говорить о режиссерской индивидуальности, то здесь, она выражена концовкой в стиле Феллини. Сравнивать весь фильм с Феллини нельзя, но конец, определенно, под впечатлением от него. Да и вся история, рассказанная Борисом Хлебниковым, по скорости монтажа и кадра напоминает динамику итальянского мастера.
В результате — кино стоит посмотреть, но с ОГЛЯДКОЙ на мат. Детям — нельзя. Взрослым можно. История заставит задуматься многих, кому задумываться не лень и обратит внимание на те вещи, на которые стоит обращать внимание в нашей жизни все чаще и чаще.
Смотреть!
9 из 10
20 октября 2012
Перед нами фильм эксперимент не только по части производства, но также и по части повествования. Действие фильма развивается в реальном времени и в одном месте — в элитном ресторане, где в обеденном зале представлен весь отечественный гламур в виде бандитов, бизнесменов, деятелей культуры и прочих личностей, на кухне наоборот. сплошь эмигранты, которые еле-еле по русски говорят. А между этими диаметрально противоположными слоями нашей столицы снуют энергичные бравые официанты решаю свои сугубо личные проблемы. И если молодой официант озабочен только сексом со своей подругой, то его более опытный коллега недоволен духовной составляющей отношений со своей возлюбленной. Кухня изображена единым организмом, где один за всех и все за одного.
Идея мне видится такой как и в Резне Поланского — потере лица интеллигенции. Пока на кухне вызволяют из полиции своего коллегу, гламурное общество решает свои мелкие проблемы и под воздействием алкоголя превращаются в хрюшек.
В целом, качественно выполненный эпизод из жизни ресторана продолжительностью всего 70 минут или время приготовления поросенка — фирменного блюда этого заведения.
10 из 10
15 октября 2012
Мы вот пять лет в Москве, а ты как была дурой, так и осталась (с)
Меняются ли люди, когда у них появляются деньги? Конечно. Отношение к другим представителям человечества? Бесспорно. Об этом решил порассуждать Борис Хлебников в картине «Пока ночь не разлучит». Это вышло у него коряво и неказисто, но давайте обо всем по порядку.
Действие фильма происходит в одном из московских ресторанов. На его территории сосуществуют посетители, официанты и работники кухни. У каждого из них есть желания и обязанности, которые они и выполняют по ходу сюжета.
Борис Хлебников хотел снять кино, но у него не вышло. На экране появляются известные лица, что-то говорят, едят и уходят в тень, и так происходит на протяжении всего хронометража.
Человек, «написавший сценарий» фильма «Все умрут, а я останусь», удивительным образом все еще существует в кинобизнесе. Александр Родионов попытался сделать из статьи журнала «Большой город» сценарий небольшого полнометражного фильма, а вышел у него набор сцен связанный белыми нитками. Он внес в сюжет несколько линий отсутствовавших в статье, но это лишь увеличило хронометраж и несколько разрядило обстановку полного абсурда происходящего. Ни героев, ни идей, ни диалогов в картине и вовсе нет.
Про актерские работы говорить и вовсе не приходится, здесь все, кто появляется в кадре, изображают типажи или самих себя. Но какой-либо работой это и вовсе не назвать.
Часто используемая последнее время трясущаяся камера появилась и здесь. Но если в боевиках и приключенческих фильмах ее необходимость можно объяснить, то камерной картине это добавляет только некоторой загадочности, которая ей вовсе и не нужна.
«Пока ночь не разлучит» — попытка сыграть на поле черной комедии положений. В итоге у авторов кроме шаблонных фраз и «реальной» действительности ничего нет, и зрители до конца ждут, что про него не забыли, и что оно сделано для них. Но это только мечты…
12 октября 2012
Фильм очень напоминает ролик с youtube. Видеоряд заместо письменного отчёта в дневнике о прошедшем дне. Технологии шагнули далеко — и если раньше определённый тип людей жаждал свои наблюдения проходящей жизни опубликовать в печатном виде, то теперь из этих наблюдений делают клипофильмы — рваное визуальное действо. Впечатление: блогер Борис Хлебников поделился с нами на своей страничке видео из ресторана, в котором проводил время. Поделился, может быть, прямо в реальном времени. Этот акцент на «реальном времени» = «реалиях нашей жизни» проставлен в официальном описании фильма: «О чём на самом деле говорят мужчины и женщины? Фильм основана на реальных историях…». Претендуя на отображение «реалий» режиссёр размазывает одну-сплошную грязь и насаждает тут и там уже набившие оскомину стереотипы: половые органы в речи уже даже не руганью, а массово распространённой присказкой, деньги в головах, русские пьют, очень-очень много пьют, только и делают, что пьют и т. д. и т. д.
Документальное кино, которое как раз-таки ловит и отражает реальность (так как снимается собственно «в реалиях», а не около них), строится на драматургии, а вот блогерский клипофильм чаще всего драматургией не вдохновлён. Ведь «реалии» сами о себе всё скажут и зрители сами выстроят логику набора картинок и отыщут «смысл» (а вообще о «смысле» говорить становится не принято, а принято, наоборот, с гордостью говорить, что «смысла нет»). Однако я не вижу никакого смысла только в том, чтобы показывать в кинотеатрах видеоблог Бориса Хлебникова. Искусство, когда оно искусство, переосмысляет и создаёт. Творчество никто не отменял, а стереотипы, выдаваемые за «реалии», никогда ничего не создавали.
12 октября 2012
Режиссёр Хлебников решил прорваться в клуб богатых и успешных «типа народных» режиссёров… или нет? Поначалу кажется, что именно такой и была задумка.
Он собирает all-star cast из пёстрой мешанины известных теле- и киноактёров, музыкантов, московских тусовщиков, журналистов и проч. (даже Долецкая, мама московского фэшна, засветилась). Он сразу заявляет: перед вами комедия. Ну где вы видели комедию у современных российских «независимых»? У них всё больше драма, трагедия или вообще притча. Он, наконец, обещает зрителю приоткрыть, понимаете ли, завесу над миром сверхбогатых посетителей суперпафосного ресторана, где ужин стоит как поменять колеса на «Субару», а понты можно резать ножом. Скандалы! Интриги! Расследования!
Могу сразу сказать, что за одобрением среднестатистических читателей журнала «7 дней» Хлебников все-таки не гнался — да и сам столичных бомонд вряд ли скажет ему спасибо за такой «пиар». Бизнесмены смотрят через губу в меню со старинными винами и обсуждают откаты и секретарш, светские дамы рассуждают, что для успеха женщине нужно быть смесью проституции и целомудрия (в присутствии дочки одной из них), ещё одна дочка-хабалка оповещает маму, что оставит детей мужу («у меня от них голова кругом»), художественная интеллигенция делится теориями всего и вся под водочку, две дуры-лимитчицы восторгаются унитазами под старину и так далее. Всех этих типажей ждёт заслуженное возмездие, причем от их же собственных рук.
А тем временем на сцену выходят настоящие герои истории: два симпатичных официанта (этакий похабный Ромео и страстный пухляк-Отелло откуда-то из «Покровских ворот»). А также целая команда опрятных гастарбайтеров, которые на пятой скорости стряпают все эти замечательные и красивые блюда для не очень замечательных и даже порой некрасивых людей. И вот тут-то разворачиваются настоящие страсти, тут на полную разворачивается и талант сценариста.
Особенно хочется отметить Сахата Дурсунова, театрального актёра, который играет шумного, сердитого главного повара. Глядя на то, как он хитрой дипломатией вызволяет сотрудника из милиции, вспоминаешь советское кино. Там сын Кавказа тоже был шумным, немного сварливым, немного смешным и непутёвым, но главное — добродушным и щедрым. Может быть, если наше кино перестанет показывать кавказцев и азиатов агрессивными придурками или непугаными идиотами, они и сами будут чаще стараться соответствовать?
В завершение скажу, что в фильме есть всё, чего принято ожидать от комедии — забавные фразочки, неловкие ситуации, узнаваемые типажи и бардачный финал. Фильм успевает закончиться ровно тогда, когда хочется ещё немного — а это хороший признак. А ещё более хороший — это то, что по крайней мере из-за некоторых моментов его хочется пересмотреть дома и показать другим.
8 октября 2012
Фильм посмотрел на премьерном показе в «Доме кино» в Санкт-Петербурге. Картину представили сам режиссер и актеры, среди которых был известный музыкант Сергей Шнуров. Очень рад, что увидел в живую мастеров современного российского кино. Более того, я получил автограф от Сергея Шунрова и пожал ему руку.
Что же касается самого фильма…
По словам Хлебникова, фильм является своего рода экспериментом. Основан он на статье, на которую режиссер наткнулся в журнале «Большой город». Суть в том, что корреспонденты просто пришли в ресторан «Пушкинъ» и весь день подслушивали разговоры людей, сидящих за соседними столиками. Прочитав этот материал, режиссер понял, что это история про Москву. Что столица — это не безликий народ, постоянно идущий маршем по своим делам. Очень интересным способом автор картины решил расплатиться со съемочной группой. Все участники, от актеров до режиссера, заключили контракт, согласно которому каждый получит какой-то процент от доходов, который принесет фильм. Соответственно гонорар платить никому не пришлось. Даже удивительно, что почти все приглашенные актеры согласились. А Сергей Шнуров и вовсе сам напросился и внес свою сюжетную линию! Хлебников думает, что это очень важный и полезный шаг для российского кинематографа. И ему хочется верить.
Фильм показывает один день из жизни дорогого ресторана и его разносортных посетителей. Картина состоит из множества не связанных между собой диалогов. Казалось бы, они пустые и не несут в себе никакого смысла, но в то же время зритель понимает, что за ними — вечность. Вот бизнесмен себе на День рождения делает подарок — выгоняет жену с детьми из дома. За соседним столиком две светские львицы, повидавшие жизнь, молча похмеляются пивом после дикого бодуна. А рядом только «начинающие москвички», живущие по модным журналам, поражаются тому, какие в ресторане прекрасные унитазы. За тем столиком продюсеры ищут себе звезду для какого-то фильма. Они перебирают различные варианты, говоря об актерах, как о хлебе в магазине. За рюмкой водки два огромных шкафа, чья жизнь навсегда остановилась в 90-ых, радикальными методами решают возникающие проблемы. Например, фразой «Да вали его нах*й!» А вот два не отстающих от жизни бизнесмена обсуждают партнерство и вспоминают о старой дружбе за бокалом дорогого вина. Двое молодых парней-фриков рассуждают о об обществе и считают его со всей его моралью примитивным. А в углу ресторана сидит Шнуров. Нет, он не грустный. Он трезвый. На протяжении всей сюжетной лини он встречается с несколькими своими приятелями, которыми являются Бархатов, Уткин и Семеляк. Все они налегают на водку и предлагают Сергею, но тот по непонятным причинам в этот вечер не пьет, а лишь с молчаливым бешенством смотрит на арфистку в другом конце ресторана, которая раздражает его своей игрой. Кстати, как сказал сам актер и музыкант, в первоначальной версии фильма его не было. Хлебников просто показал ему сценарий. Тогда Шнуров погрузился в воспоминания о своих вечерах-ночах, проведенных в «Пушкине». Вспомнил про раздражавшую его арфистку. Вот и предложил режиссеру добавить еще одного героя и сюжетную линию, а вместе с тем и эпичный конец фильма.
А за кулисами кухни тоже бурлит жизнь. Повара-гастарбайтеры из Средней Азии во главе с шеф-поваром туркменом Маликом пытаются вызволить из-за решетки своего «ценного сотрудника», которому грозит депортация. Между двумя официантами уже давно идет тихая вражда. Один из них то и дело пытается по телефону объяснить своей жене, как он ее любит, а она… «Она — жопа!» Второй же параллельно первому рассказывает по телефону замужней даме о своих сексуальных фантазиях, не стесняясь выражать всю остроту и глубину своих желаний.
Герои картины, как вы уже поняли, не лезут за словом в карман, и речь их изобилует ненормативной лексикой, что весьма к месту.
Возможно, в фильме собраны не самые приятные люди нашей столицы, да и вообще России в целом. Хлебников вложил в них что-то такое светлое, позитивное. Глядя на них ты, конечно, понимаешь, что в нашей жизни все складывается не так, как нам хотелось бы, но это какая-то светлая грусть. То есть тебе не становится противно и мерзко от того, что вот люди все такие плохие, зажравшиеся, черствые. Просто приходит понятие того, что это все наше — родное. Мы сами выбрали себе такую жизнь. И что в этой жизни есть особенное, теплое. Такое, что мы вряд ли смогли бы жить какой-то иной.
Ну и, конечно же, шедевральный саундтрек от групп «Ленинград» и «Рубль», лидером которых является Сергей Шнуров. Песня «Сладкий сон» на звонке мобильного одного из официантов и посетителя пришлась по нраву всем. А когда зазвучала «Я, гитара и костюм», я вообще начал подпевать!
Продолжительности картины 70 минут. И за это время зал ни разу не погрузился в какое-то депрессивное состояние. Вся аудитория смеялась без остановки, причем смеялась здоровым смехом, что радует. За это время никто не успел устать, никто не покинул зал и даже не издал грустного вздоха. Думаю, «Пока ночь не разлучит» — это действительно шедевр нашего современного кино, которых мало, увы.
В качестве постскриптума хотелось бы сказать пару слов о еще одном герое фильма, который появился лишь в начале и в конце фильма. Это поросенок. Да, мертвый поросенок. Его моют, жарят, украшают, придают ему весьма живой румянец и преподносят к столу. Именно из-за него и началась потасовка между официантами, которая переросла в мордобой между всеми посетителями ресторана — все, как любит наш народ. Совпадение это или режиссерская задумка — пусть каждый решит для себя сам. Я для себя уже решил, но свое мнение оставлю при себе, дабы не наводить смуту в чьих-либо умах.
Приятного просмотра. Смотрите только хорошее кино
6 октября 2012
Посмотрел вчера этот фильм в «Ролане». Перед началом выступили авторы, правда Хлебникова не было, так как он в Чите. Это к нему сразу расположило, ибо редкий отсутствующий автор нынче не в Венеции. Авторы попросили, если фильм понравится, внести лепту в его популяризацию в преддверии проката. Что я и делаю.
Присоединяюсь к предыдущей рецензии. Практически весь фильм уже пересказан, осталось только высказать свои впечатления.
Фильм действительно грустный, при том, что зал, не исключая меня, практически все 70 минут смеялся. Причем здоровым смехом, что нынче существенно. Камера ни на ком подолгу не задерживается, затянутых сцен нет, каждый эпизод по своему ярок и узнаваем. Разве что официант-любовник иногда перегружает подробностями. Но все эти разговоры по мобиле, когда слышно только одну сторону, а смысл другой угадывается, сделаны классно.
Некоторые фразы вполне могут войти в фонд крылатых. Вроде «Вы что-нибудь будете заказывать? — Нет мы уже беляшами пообедали». Давно народ не сыплет на улице свежими фразами из популярных фильмов, как это было во времена Гайдая, Рязанова и Данелии.
Шнур хорош в своей эпизодической, практически бессловесной, но ключевой роли. Немногие актеры умеют так молча играть глазами. Вместе со свиньей и официантами он цементирует действо.
Фильм практически не имеет сюжета, он созерцает, и до конца непонятно, чем может закончиться, хотя об этом не думается. Вроде как спектакль «Записные книжки» в Студии Театрального Искусства по запискам Чехова. Лексика, правда, не Чеховская, но и время с местом тоже. 21 век, ресторан «Пушкин» (я внутри не был, но, судя по фотографиям, снимали все же не там). Окончание фильму, на мой взгляд, тоже удалось. Всеобщая драка и песня Шнура с умеренным количеством нематерных слов вполне выражают отношение авторов к происходящему. Я думаю, режиссер не лукавит, когда говорит о симпатии к персонажам. Это скорее отношение к среде, в которой мы живем. Причем мы — это не только те, кто регулярно посещает ресторан «Пушкин».
Надеюсь, что фильм все-таки выйдет и его не постигнет судьба того же «Клипа», павшего жертвой входящей в моду борьбы за нравственность. Оставили бы нас в покое.
10 сентября 2012
Фильм идёт час десять минут и показывает события, происходящие внутри одного ресторана — эта компактность и камерность идёт ему на пользу, так как, не отвлекаясь на другие задачи, режиссёр моделирует мир, в котором живут современные состоятельные россияне. То есть, те, кто могут предпочесть обедать и просто проводить время в изысканном заведении. А вообще-то нет — не тот мир, в котором они живут, а тот, который ими и для них организован. Потому что жить в нём приходится не только им, высококлассным, но и тем, кто ради них и на них работает.
Ресторан сам по себе сделан, как одна из персонажей замечает, «под старину». То есть, атмосфера в зале для гостей создана не просто экзотическая, а аристократически-романтичная. Может, что-то из эпох барокко, рококо, модерна присутствует в интерьере (жаль, кстати, не виден внешний вид здания). Если ресторан сделан для состоятельных людей, а им действительно нравится в нём находиться, то можно сделать вывод, что им нравится считать себя частью подобной атмосферы. То есть, им хочется быть и немного аристократами, и романтиками.
Если говорить о гостях ресторана, развитие фильма идёт вместе с тем, как у них накапливается раздражение и какая-то озлобленная усталость.
На самом деле, никто всерьёз быть аристократом или романтиком не хочет, только лишь поиграть в эти роли, потому что быть-то в такой атмосфере может и хочется, да только откуда ж взять сил в это во всё верить, по-настоящему пытаться быть людьми, не лучше ли пуститься во все тяжкие и вести себя, как ведётся?
В фильме явно ощущается атмосфера отрешения от так называемой высокой культуры, а лучше, по возможности — вообще от всякой, что подчёркнуто в репликах разных персонажей: один парень рассуждает о том, нужны ли моральные принципы, а две героини-коллеги (Анны Михалковой и Авдотьи Смирновой) на вопрос о том, не голодны ли они, отвечают уныло, что ели беляши (мол, и воли к хорошему обеду-то уже нет). Если вдруг кто возразит, что из беляшей можно и пир царский сотворить, то почему о них героини говорят столь удручённо? Но, к сожалению, пытаясь передать иронию, эти реплики актрисы сыграли, на мой взгляд, не очень удачно, словно рассчитывая вызвать усмешки, а не будучи удручёнными всерьёз (или тогда вопрос о жанре: в чистой комедии это было бы оправдано, а это всё-таки в большей степени драма, может, ироническая драма; так или иначе, заданные правила игры не позволяют обнаруживать явного притворства в чувствах героев). В целом персонажи ведут себя как раз неприкрыто, не стараясь притворяться, а наоборот, давая себе всё больше спуску и выпуская накипевшее наружу, претворяя это в поступки. В этом отношении в игре А. М. и Д. С. наблюдается просчёт.
Но, кстати, интересно, что Анна Михалкова играла также в фильме «Кококо» той же Авдотьи Смирновой, и название это словно относит нас к заигрыванию с этой самой аристократически-романтической атмосферой (будто родственной архитектурному стилю рококо — пышность, изысканность, декоративность).
Арфистка, которая так бесит Шнура, подчёркивает нелепость желания гостей, будучи такими, какие они есть, поиграть в высокую культуру. Она — совершенно очевидно лишний элемент в их играх. С ней хороший ход придуман.
Когда я уже уходил из кинотеатра, я услышал, как одна из зрительниц говорила, что режиссёр будто бы снимал о том, до чего докатилась Россия. Наверное, так можно сказать. Но только несмотря на все усилия нарисовать целостную картину такой-то жизни, стоит проследить, не оказался ли ты сам и не продолжаешь ли ты быть полноправным участником всего дебоша и кутежа. Потому что, кажется, что если Россия и докатилась, режиссёр ещё докатывает — потому что к отображённой жизни ничего не прибавляет, создаётся ощущение — что происходит с героями, происходит и с авторами. Нельзя, например, не коснуться вопроса камеры. Вот сейчас существует две моды — снимать стерильно с выверенными симметричными композициями кадра или снимать «трясущейся камерой», якобы намекая на «эффект присутствия». Можно предположить, что режиссёр намеревался последовать за второй модой и сделать это частью художественного решения, и попросил талантливого оператора Павла Костомарова (замечательно снят фильм «Как я провёл этим летом») держаться такого стиля. Спокойно можно «резать» рамками кадра лица, дёргать, совершенно выбиваясь из всякого ритма, камеру, заваливать горизонт… Вот интересно, а если официанты, часть того ресторанного мирка, решили бы заваливать набок подносы с дорогими блюдами и напитками? Ну мода такая, художественное решение! Всё равно девиз — долой культуру, долой порядок! Если оператор позволяет себе подобное поведение с самого начала, то сотрудникам заведения почему только в конце можно «на всё забить»?
Авторы, похоже, смакуют момент ухода персонажей от человечности, поддерживают их в этом, а может, считают их состояние человечным. А то, куда докатилась Россия — «современным стандартом человечности». А арфистку — гнусной фальшивой дурой, но если так — то это только по вине тех, кто её туда пригласил.
Всё рассчитано так, чтобы шло не просто сопереживание из зала, а какое-то одобрение. Должно ли кино что-то прибавлять к действительности или просто в компактной форме её запечатлевать? А если здесь не запечатление, а ирония по поводу, то почему всем так весело, в кинозале все смеются над ударенной арфисткой и над тем, как Шнур-таки пропускает рюмаху, а повара-иммигранты, у которых по ходу фильма творится не менее серьёзная драма, снимают всё это, улыбаясь, на мобилу? Если только потому, что это можно видеть и в жизни, но должно ли кино отличаться от жизни?
5 из 10
10 сентября 2012
Вчера мне удалось попасть на фильм «Пока ночь не разлучит» — его показывали в рамках фестиваля «Встречи в Сибири». Автор фильма, российский кинорежиссер Борис Хлебников, сам охарактеризовал свою работу как эксперимент.
Действие картины происходит в дорогом ресторане и представляет собой вереницу диалогов, в которые вступают посетители и сотрудники этого заведения. Некий бизнесмен радикальным способом решает семейные проблемы, выгоняя семью из дома… Двое юношей рассуждают о том, что мораль свойственна преимущественно примитивным обществам… За соседним столиком обсуждаются финансовые дела… Две «светские львицы» молча лечат жутчайшее похмелье пивом, в то время как две другие барышни, приехавшие из провинции, образы «львиц» примерить на себя только еще пытаются, ссылаясь в своей нехитрой беседе на гламурные журналы… Молодые продюсеры напряженно подбирают кандидатуру на какую-то роль, время от времени советуясь по телефону с главной, по видимому, звездой обсуждаемого проекта, подходит ли ему тот или иной вариант в качестве партнера по съемочной площадке, и снова продолжают свой мозговой штурм, говоря об этих людях почти как просто о товаре… На кухне, где бригада затравленных гастарбайтеров из Средней Азии безостановочно готовит блюда для сидящей в зале состоятельной публики, их грозный и грубый начальник пытается решить по телефону проблемы, которые возникли у одного из его подчиненных с правоохранительными органами, что грозит бедняге депортацией… Один из двух официантов постоянно старается на повышенных тонах говорить с супругой о своей к ней любви, а второй, предвкушая встречу с замужней любовницей, периодически в деталях сообщает ей о том, чем и как именно он собирается вскоре с ней заняться… А в углу сидит Сергей Шнуров, которому в тот вечер отчего-то нельзя пить, и недовольно поглядывает в сторону заполняющей пространство ресторана звуками своего инструмента арфистки, явно вызывающей в нем негативные эмоции…
И реплики многих персонажей просто таки изобилуют нецензурной бранью.
По словам режиссера, это игровое кино основано по большей части на реальных диалогах, которые специально засланные корреспонденты подслушали в ресторане «Пушкинъ», в чем, собственно и заключалась суть эксперимента. Эти беседы записывались и без изменений вставлялись в сценарий. Сами создатели картины придумали лишь несколько персонажей — в частности, двух официантов с их проблемами и переживаниями в сфере личной жизни. А Шнуров так и вовсе придумал для себя роль сам. Хлебников, отвечая на вопросы из зала после просмотра его работы, поведал, что, когда он дал почитать сценарий лидеру «Ленинграда» (просто так, исключительно узнать его мнение на сей счет), Сергей сразу вспомнил о своих днях, вечерах и ночах, проведенных в этом заведении (имеется в виду ресторан «Пушкинъ»). Там постоянно играла на арфе какая-то дама и очень сильно бесила рок-музыканта. В результате эта сюжетная линия моментально попала в сценарий.
Хочется сказать, что типажи, собранные в кинокартине, и в особенности из числа именно посетителей, мягко говоря, совсем не вызывают симпатии. Как заметил новосибирский художник Константин Скотников во время беседы зрителей с режиссером, этих людей просто жалко. Однако из ответа, который дал на это Хлебников, можно было сделать вывод, что относится он к своим героям с большой теплотой, а также сказал, что ни в коем случае не стоит рассматривать его ленту как критику богатства. Но, признаться, не очень-то в эти слова автора и верится — есть во всей этой публике (именно в том, как она показана в фильме) нечто «мерзонькое». И это ощущение «мерзонького» усиливает и финал картины — неприязнь официантов друг к другу, как бы ненавязчиво демонстрируемая зрителю на протяжении всей ленты, как-то вдруг неожиданно переросла в их небольшую потасовку, а та, в свою очередь — во всеобщую драку всех без исключения посетителей ресторации. Милые такие люди, знаете…
К тому же есть в фильме одна любопытная деталь — в самом начале в кадре появляется умерщвленный поросенок, которого по ходу действия запекают в духовке, а потом, под конец картины, богато украшенным выносят на блюде в зал. Когда однажды Тарковского спросили, что в «Сталкере» обозначает неведомо откуда появившаяся в кадре собака, то мэтр ответил: «Собаку». И я уверен, что спроси Хлебникова, что обозначает в его фильме это поросенок, он тоже ответит что-нибудь в этом духе. И я не исключаю, что сознательно он действительно ничего не вкладывал в этот эпизод. Но, вероятно, это как раз тот случай, когда талант и сам до конца не понимает, что он делает, доверяясь в каких-то моментах собственной интуиции. И тогда подсознание художника наделяет результат творческих усилий дополнительной глубиной смысла.
А ведь этот поросенок по одной сути своей — свинья, а по другой — в общем-то, труп. И этот труп подвергают различным ритуалоподобным действиям — омывают в воде, подвергают воздействию огня, а затем изыскано украшают, после чего выносят в свет (в зал к таким же украшенным дорогими одеждами и аксессуарами посетителям). Но от того, что труп поросенка снабдили атрибутами роскоши, трупом быть он не перестал. И как ты не украшай труп, стоит лишь вдуматься, что за всей этой роскошью, в сущности — мертвечина, становится «мерзонько». (Надо сказать, что после того, как еще в начале фильма видишь, что поросенок мертвый, к нему, иначе как к трупу, на протяжении всех его гастрономических метаморфоз относиться тяжело).
Мне понравилось, как снят фильм. Это очень хорошее, но очень грустное кино.
P.S. Все описанное выше — это лишь мое понимание и оценка увиденного на экране. И я отчетливо осознаю, что у режиссера понимание и оценка могут оказаться какими угодно другими.
6 сентября 2012