Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Охота на гауляйтера |
год: | 2012 |
страны: |
Россия,
Беларусь,
Украина
|
режиссер: | Олег Базилов |
сценарий: | Игорь Тер-Карапетов |
продюсеры: | Артем Доллежаль, Влад Ряшин, Виталий Бордачев, Александр Безверхий |
видеооператор: | Сергей Павленко |
композитор: | Сергей Круценко |
художник: | Александр Холодцов |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 ноября 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 50 мин |
В основу сюжета положены реальные события Великой Отечественной войны.
Так её называли в СССР, так её уже не называют на Украине, а судя по сценарию этого сериала, вскоре не будут называть и в Белоруссии.
Работа режиссера, оператора, игра актеров, костюмы трюки — всё великолепно. Прекрасно справилась со сложной ролью Заваратнюк, блеснули профессионализмом немецкие актеры… Интрига, цепь событий — всё интересно и перспективно (в смысле рейтинга). При поверхностном (с пропуском деталей) просмотре сразу возникло желание сериал купить и показывать непременно в прайм-тайм.
Но дьявол кроется в деталях:
Отсмотрев все серии целиком, меня просто потряс тот цинизм сценаристов с которым они оболгали реально существовавших героев-подпольщиков. Причем ведь это были не просто герои — если солдаты погибали в бою, то деятели подполья умирали под пытками в Гестапо, многие так и не выдав своих товарищей. Невольно вспомнились такие фильмы как «Майор Вихрь», «Молодая гвардия», их снимали люди, которые помнили войну и знали что такое война.
Что же мы видим в этой работе? Белорусы служившие немцам очень напоминают бандеровцев, а это настраивает зрителей против братского нам народа (хотя вроде сами белорусы это и снимали). Подпольщики разобщены, дисциплина отсутствует. Отношения между ними не соответствуют их положению и задаче (эпохе). Партизаны мстят за невыполненное задание — полная чушь.
Командир партизанского отряда выглядит эдаким сверчеловеком, которому наплевать на погибших (говорит, что гауляйтера нужно убить потому, что он добрый и не настраивает население против немцев).
Самый главный минус сериала, это сведение героической борьбы с фашизмом, до борьбы за обладание мужчиной — любовный треугольник (Заваратнюк-Машкова) и их взаимная ненависть.
Вынужден разочаровать продюсеров, этот сериал мы покупать не будем, и даже даром не возьмём.
Ах если бы появился добрый волшебник, и вымел бы (поганой метлой) таких вот сценаристов из нашего кинематографа?!
7 июля 2016
Как-то Николай Фоменко шутил по поводу фамилии Насти Заворотнюк, и предлагал вместе «заложить за воротник», то есть — выпить. Фамилия у актрисы и вправду непростая: и веселая, и манящая в путь. Именно на Насте держится все здание фильма «Охота на Гауляйтера». Самая известная «Няня» страны воплощает на экране образ брошенной мужем простоватой бабы по имени Галина, которая привыкла видеть мир сквозь розовые очки. Ее муж в самом начале войны отвергает ее, вовсе не признает за свою жену, потому как она ребенка не доносила, случился выкидыш.
Галю он предал, а она все туда же: «Он — хороший у меня вообще-то, только нервный очень». Несколько удивительно видеть всегда оптимистичную Заворотнюк из «Моей прекрасной няни» в новом амплуа. В сериале «Охота на Гауляйтера» ее персонаж и вся она как-то растеряна, суетлива, в чем-то не очень умна. Она даже не эвакуируется вместе со всеми при вторжении немцев в СССР, хотя такая возможность была! И это нелогичное решение втягивает ее в цепь исторических событий.
В то же время Галина сохраняет в себе мягкость, даже кротость. Заворотнюк создала пластику образа в воздушных тонах. Кажется, дунь на ее героиню — и та и разлетится в пух и прах и пойдут клочки по закоулочкам. Но что не отнять у ее игры в данном сериале — это обаятельность ее персонажа. Обаятельность и самой актрисы, и ее мышления. Ее человечности. Невольно вскинешь в восхищении руку вверх: «Есть же женщины в русских селениях!»
Главная героиня создала на экране нужную для роли женственность. Ее героиня в оккупации не «легла» под немца, хотя с ее внешними данными жизнь стала бы намного легче. Она ради племянника пошла мыть полы, по которым топают немецкие сапоги в комендатуре.
Заворотнюк особенно удались сцены игры с детьми наместника Гитлера в Белоруссии гауляйтера Краубе. Мне кажется, здесь раскрывается образ Гали с еще одной стороны. Немецкие дети бегают вокруг нее и звенят колокольчиками. Идет игра в жмурки. И персонаж Анастасии просто смеется, как и всякая мама. Пусть дети эти — непростые, а дети врага. Но они — дети, не они придумали эту войну. Галю тоже накрыло войной нежданно. И стечение обстоятельств да Любовь вовлекла ее в эту войну. Ее использовали как партизаны, так и немцы. Каждый в своей игре. Она же ничего не выиграла, и героиню Заворотнюк чисто по-человечески жалко.
Фильм «Охота на Гауляйтера» во многом домашний. Здесь немцы не рисованы одними только черными красками. У них есть жены, дети, свои проблемы. Это не военный боевик типа «Диверсант», это история двух женщин (в исполнении Машковой и Заворотнюк) во время судьбоносных событий.
Уже не в первый раз наши кинематографисты привлекают в свои работы иностранных актёров. Директора по кастингу картины «Охота на Гаутляйтера» пригласили немцев на роли Гауляйтера и его подручного гестаповца. И я должен сказать, что эта идея себя оправдала. Участие настоящих немецких актёров создает еще большее ощущение реальности происходящего на экране. А то раньше часто немцев играли наши малоизвестные актёры «с рязанскими физиономиями» и так и хотелось скривить лицо в недовольной гримасе: «Да какой же ты немец, Вася! Если ты — немец. То я — космонавт».
Особенно мне пришлась по душе работа массовки и пиротехников в эпизодах бомбежек города и уходящих в тыл поездов с беженцами. Бывает в наших фильмах и сериалах, что взрыв запаздывает, а массовка уже падает, как подкошенная трава под косой крестьянина. В «Охоте на Гауляйтера» я вижу, что соблюдена логическая последовательность: взрыв — ударная волна — тело подбрасывает в воздух. Может быть, это — мелочи для сериального кино, но они вкупе создают ощущение достоверного действа, что очень важно в искусстве кинематографа. Я не знаю ни имен, ни фамилий участников массовки, но они сработали похвально.
Я всегда уважал людей идейных. Есть в них какая-то внутренняя сила, помноженная на веру. В «Охоте на Гауляйтера» есть такой идейный столп: Мария — героиня актрисы Марии Машковой. Я рискну предположить, что именно так и выглядели и вели себя тогда, в 1940-х, преданные делу Партии и делу Ленина-Сталина молодые особы Страны Советов. Даже что-то во внешности актрисы говорит, что перед нами «спортсменка, комсомолка, да и просто красавица». Сейчас наши молодые девицы ходят по улицам с банками, в которых плещется алкогольный коктейль, и их мало интересует политика.
Сразу вспоминается эпизод из «Охоты на Гауляйтера»: героиня Машковой Мария решительно преграждает дорогу мародерам, несмотря на то, что с ней был ребенок, несмотря на то, что злодеи вооружены ножами. Но тут СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА увидела явное нарушение закона со стороны советских же граждан и выказала решительность, свою гражданскую позицию, за что ее можно и нужно уважать.
Вообще, многосерийный фильм «Охота на Гаутляйетра» это некое полотно, рассказывающее о ЖЕНСКОЙ доле в войне. Мужские персонажи в картине вышли более проходными, малоинформативными. Но это — не беда! Основной из них — Яков (Александр Дьяченко), полфильма валяется на кровати раненый, лопает пирожки, а за ним ухаживают женщины. Потом Яков и вовсе переименовывает себя в Сергея (конспирация!), становится еще более непонятной личностью, но никакого выпуклого образа создать не сумел. Да и не было у него на это достаточно экранного времени. Сценаристы, заразы, не дали. Зато в итоге мы получили кино о женских методах войны в экстремальных условиях, что делает вещь еще более оригинальной.
Для усиления драматизма действа авторы картины прорисовали конфликтную линию внутри немецкого командования. Гауляйтер Краубе — наместник Гитлера в оккупированной Белоруссии — либерал, склонен к диалогу с местным населением. И тем еще более опасен! Он вызывает симпатию у значительной части белорусов, которые видят немецкий порядок, видят, что их не загоняют насильно в колхозы, не сажают за анекдот, все меньше доверяют Советам. Актер из Германии Уве Йеллинек создал образ не простого солдафона, а думающего, культурного оккупанта.
В противовес ему эсесовец Готтенберг в исполнении Дирка Мартенса видит в людях не немецкой национальности лишь скот. Он заливает кровью деревни. Сжигает жителей, проводит карательные акции, и вектор ненависти к фашистам у простых людей идет верх. Две разнонаправленные линии в фильме пересекаются, что создает ощущение политической игры и столкновения двух типов мышления.
10 из 10
14 июля 2014
Можно ли назвать эту работу «Беларусьфильма» (в соавторстве с российской компанией) самой удачной на тему войны в Беларуси за последние десятилетия? Пожалуй, что и так! Однако то, что у россиян фильм вызовет лишь интерес, а у белорусов еще и противоречивые чувства — несомненно.
Сюжет. К настоящей документальной истории добавлены интересные детали и ходы. И это работает как плюс, учитывая жанр картины и её формат. Однако обращает внимание следующий ляп кинематографистов и весьма серьезный. Послевоенное время спустя 30 лет. Стало быть — год 1973 и съезд ЛКСМБ. На экране — Дворец Республики РБ, который начал свою работу лишь 3 октября 1997 года. И затем этот ляпсус на трибуне? Мог ли он иметь место в жизни, пусть даже и вне трибуны? Авторам нужно было поставить эмоциональную точку в конце длительной истории. Она оказалась весьма спорной и мало украсила в целом удачную работу. Выглядит несколько наивной мелодраматическая любовная история на фоне почти документальных съемок о войне, партизанах и гетто. Но именно эта история в целом спасла роль А. Заворотнюк, придав её необыкновенный лиризм.
Актеры и роли. Как уже писали многие героиня Машковой олицетворяет борьбу, Заворотнюк — выживание. Обе справились с блеском. Обе из «мыльных сериалов» и сыграв звездные роли, несомненно подняли свои рейтинги. Можно отметить большинство актеров из России, Беларуси и всех немецких актеров.
Концепция фильма. Я её выстроил для себя следующим образом. Архипова — олицетворение идейности и русского человека, для которого важнее принципы и честь. Помазан — олицетворение белорусов и выживаемости. Беларусь — небольшая территория, находящаяся на перекрестке путей, многочисленных войн за свою историю, особо свирепой атаки сталинского террора и прочих чернобылей. Русских иногда удивляет характер и поведение белорусов, их мировоззрение. Русские, как жители очень большой территории могут позволить себе воевать за идею, ценой своей и других жизней (как и немцы). Белорусы скорее нет. Им бы выжить, ибо полностью исчезнут. А в душе у них нет любви и симпатии к «немцам — освободителям», как это можно понять из фильма. Белорусский язык звучит почему то в основном из уст «предателей» и полицаев. Смешно было наблюдать за мечущейся старухой в национальном костюме с хлебом-солью. Это самый незабываемый смешной момент фильма. По своим убеждениям устроила спектакль эта бабка или это — организованное «шоу» — судить зрителям. Однако спешу напомнить, что и идейная Архипова взяла в руки флажок со свастикой, когда надо было поучаствовать в спектакле, не выделиться из толпы, «приспособиться». Очень часто и в обыкновенной жизни мы — актеры. И об этом фильм тоже.
8 из 10
15 января 2013
Сценарий убийства Кубе и его исполнение вошли не только в учебники истории, но и летопись диверсионно-подрывной деятельности спецслужб различных стран. Сегодня каждый, по крайней мере белорус, знает об этом событии. И всё же не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Уже сразу же после взрыва в особняке на Театерштрассе глубокой ночью 22 сентября 1943 г. среди различных партизанских групп развернулась настоящая закулисная борьба за лавры автора удачной операции по убийству самого гауляйтера Вильгельма Кубе. При этом борьба развернулась и на самом верху, в Центре — Москве — между Разведуправлением и НКВД. За многие послевоенные десятилетия это событие обросло подробностями и деталями, в большинстве своём — фальшивыми и стремящимися преувеличить роль того или иного лица. Всё это вносит ещё большую путаницу в правдивую историю убийства гауляйтера Беларуси.
Отмечу, что вряд ли «Охота на гауляйтера» раскрывает истинную картину хода подготовки и осуществления одной из самых дерзких (наряду с покушением на Гитлера) операций по устранению фашистской верхушки. В этом признаётся и сам режиссёр. Именно поэтому он заменил имена реальных лиц на вымышленные — дабы у зрителя они не ассоциировались с действительно существовавшими героями. Так Елена Мазаник стала Галиной Помазан, Мария Осипова — Марией Архиповой, а сам гауляйтер — Вильгельмом Краубе. И только начальник СС Карл фон Готтберг остался самим собой. И всё же создателям киноленты удалось, на мой взгляд, максимально точно, насколько это позволяет художественный фильм, воплотить на экране основных участников операции по убийству Кубе.
Мария Осипова /Мария Архипова в исполнении Марии Машковой вышла ярой патриоткой, коммунисткой, которая ни при каких условиях не желает скориться обстоятельствам и бить фашистов до конца. Именно такой и предстаёт перед нами реальный персонаж в описаниях её сослуживцев и лиц, знавших лично. Зачастую эта несгибаемость, несокрушимая вера в партию доходил до абсурда, что чётко прослеживается в самом фильме. Быстрое реагирование на ситуацию и оперативное принятие решений — именно такие черты характера отмечали в Марии те, кто был с ней знаком. Её действительные отношения с Еленой Мазаник /Галиной Помазан не были столь конфликтными, как представляется нам в картине, к тому же директор немецкого кинотеатра, через которого девушки связывались друг с другом, в действительности не был ни мужем Осиповой, ни состоял в интимной связи с Мазаник. Но, думаю, киношники имеют право на выдумку.
Елена Мазаник / Галина Помазан — простая девушка, которой движет вполне объяснимое желание выжить. Она пытается устроиться в условиях новой власти, но не подлаживаться под неё, как делают многие вокруг. Обстоятельства заставляют её связаться с антифашистами, от которых она и получает задание на устранение Кубе. Из протоколов допроса в Москве, уже после рокового взрыва в Минске, которые стали рассекречены лишь относительно недавно, видно, что о том, что она совершила подвиг, Елена Мазаник узнала лишь из правительственного указа о присвоении ей звания Героя СССР. Скромная и запуганная Елена (агент «Галина», как значилось в донесении) уж тем более не представляла, какую всемирную огласку получит её героический поступок. К игре Анастасии Заворотнюк обратимся чуть позже. Но вернёмся к рассмотрению образов героев реальных и их воплощение на экране.
Особо хочется отметить образ Вильгельма Кубе / Краубе. Актёр Уве Йеллинек хорошо изобразил своего героя. Сам Вильгельм Кубе — личность во многом противоречивая. Уже хотя бы потому, что свято веря в превосходство немецкой расы, многие его действия шли вразрез с политикой НСДАП. Находясь в опале Гитлера, своё назначение на пост гауляйтера Беларуси жарким июлем 1941 г. стало для Кубе последним шансом доказать свою верность фюреру. Впрочем, здесь он стал вести себя полновластным хозяином, почему входил в постоянные конфликты с местным руководством СС и вермахта. Потоки жалоб с обеих сторон неоднократно шли в Берлин и были его настоящей головной болью. Существует мнение, что после удачной попытки покушения на гауляйтера Беларуси его ярый враг Гимлер произнёс: «Хорошо, что его убили партизаны, иначе он бы кончил в концлагере». Широко известны и выступления Кубе против карательных акций Готтберга (именно он был начальником полиции и СС Беларуси, а после смерти Кубе — исполнял его обязанности) по убийству евреев. Но не из-за милости к ним. Евреи для Кубе — лишь рабочий материал, уничтожая который, Германия лишает себя рабочих рук. Вспомнить хотя бы один из интересных соответствующих эпизодов разговора между Краубе и Готтбергом в самом фильме.
Из игры актёров хотелось бы отметить Уве Йеллинека в роли гауляйтера Краубе — такой яркий и запоминающийся вышел у него этот персонаж. Хорошо сыграли Мария Машкова и Анастасия Заворотнюк. Только если от первой подобной игры ожидал (роль как будто писалась специально под неё), то от Анастасии Заворотнюк, судя по её предыдущим ролям, на подобную игру не рассчитывал. Уже с момента объявления начала съёмок фильма, а за «Охотой на гауляйтера» пристально следил ещё со стадии проекта, был удивлён выбором этой актрисы на роль Галины Помазан. И, как оказалось, приятно разочаровался.
В фильме удачно воплощены все попытки покушения на гауляйтера Кубе, в действительности совершённые разными группами, а не одной Мазаник: засада в мушаковских лесах, операция «Кабан», покушение у здания комиссариата, попытка отравления Кубе, и две попытки поставить мину в особняке гауляйтера (последнюю операцию намеревались осуществить 23 сентября, но, как оказалось, эту группу уже опередила Мазаник). Возможно, поэтому картину растянули на десять серий. Впрочем, все они смотрятся с большим интересом и на одном дыхании. Лично мне интересно было наблюдать за приключениями Марии Осиповой / Марией Архиповой и Еленой Мазаник / Галиной Помазан, даже зная всю реальную историю и её итог в мельчайших подробностях, в силу своего профессионального интереса.
Тем, кому этот фильм понравился и он заинтересовался этой историей — посоветую прочесть историко-документальный очерк В. Селеменова и В. Шимолина «Охота на палача» (в другом издании — «Охота на гауляйтера»). Эту книгу, вероятно, использовали и при написании самого сценария картины, поскольку многие цитаты и мельчайшие подробности — абсолютно идентичны. Конечно, всякий знает и другой снятый белорусскими кинематографистами в 1959 г. кинофильм «Часы остановились в полночь», также посвящённый убийству Кубе, который посмотрели около 35 миллионов человек.
Кстати, по официальным данным киностудии Беларусьфильм только за неполных два последних месяца 2012 г. окупаемость картины составила 125, 4% (+ ожидаемые поступления) и вошёл в Список самых успешных фильмов Беларусьфильма за последние пять лет, что свидетельствует о большой успешности картины.
9 из 10
26 декабря 2012
Я не особо люблю военные фильмы, сюжеты про шпионов, спецоперации во времена Великой Отечественной и прочую подобную тематику. Но этот сериал мне очень понравился. Самое главное, что в нем ясно вырисовывается — это тщательно проработанный сюжет, причем с суровой правдой жизни. Две женщины, две главные героини — Галина Помазан в исполнении Анастасии Заворотнюк и Мария Архипова в исполнении Марии Машковой. Впервые я увидела Заворотнюк в действительно отличном амплуа, образе, — неважно, но её героиня сыграна просто замечательно! Я не думала, что «няня Вика» умеет так играть, особенно глазами — в этом фильме это большое преимущество.
Героиня Машковой — совершенно другой человек, она верна партии, юрист по профессии и не собирается отступать перед фашистами, захватившими родной Минск. Она организует партизанское подполье и борется с врагами. Она очень цельный и твердый человек, но все же, она — женщина. И именно на этих акцентах строится действие. Помазан — воплощение женственности и милосердия, у неё доброе сердце и она не ропщет на обстоятельства. В самом начале войны она потеряла долгожданного ребенка, муж бросил её, даже не подумав, останется ли она в живых или умрет… И пройдя через все эти испытания — предательство близкого человека, бомбежку, смерть, грязь, черствость… она осталась Человеком, и еще — у неё остался ребенок от любимого человека. А сцены с доктором! Гениально снято, присутствие такого врача от Бога просто необходимо по ходу действия сериала. Это внутренне приподнимает настроение и даже разрушенный войной мир оживет и вновь улыбнется солнцу.
А правда ли это все — мне не так уж и важно, главное — сериал отличный.
10 из 10
16 декабря 2012
Достойный сериал о войне с горькой правдой жизни. Тут действительно сложно отрицать серьезную работу сценаристов, которым пришлось в рамках одного исторического факта пересмотреть огромное количество информации, предположений, воспоминаний и попытаться объединить разные версии устранения гауляйтера, связав судьбы персонажей еще сильнее, чем это было на самом деле. Абсолютно оправдан в данном случае художественный вымысел, ведь в сухих отчетах, изложениях хронологии событий никогда не будет личного. Не будет той цены, что заплатил человек, не будет тех эмоций, боли потерь и несправедливости, что стоили обычной женщине звезды Героя Советского Союза. И главное, что здесь показаны живые люди, не бездушные машины, у которых в головах одна лишь идеология, они не примеры, они ошибаются. Их борьба больше личная, отчасти эгоистичная, когда речь идет об отстаивании своего мировоззрения или простом выживании в условиях оккупации.
Мария Архипова в исполнении Марии Машковой получилась очень жесткой, волевой, но все же молодой женщиной, которой не чужды ошибки, отчасти даже максимализм, который захлестывает ее из-за своей веры в дело партии. Возможно для актрисы эта роль по любви, поскольку она сама отмечала, что ей нравятся героини с четко сформулированной жизненной позицией. Архипова именно такая, готовая положить на алтарь победы всё, что только имеет. И поскольку сама рискует многим, то искренне презирает всех, кто пытается просто выживать в оккупации, а не помогать своим. Она каждый день сталкивается с безрассудством и отчаяньем своего «комсомольского кружка подпольщиков», как они рискуют, погибают, пытаясь почти в одиночку бороться с фашизмом. И тут понимаешь, что она имеет это право ненавидеть приспособленцев и равнодушных, имеет право любой ценой добиваться исполнения приказов сверху. Маше Машковой определенно удался этот образ, достаточно заглянуть в ее глаза — стальной взгляд. Но все же ее героиня иногда просто женщина, которую могут сломать обстоятельства. Отдавая многое, она так и осталась ни с чем. Ни с чем и чувством несправедливости.
Анастасии Заворотнюк впервые за долгое время досталась по-настоящему сложная драматическая роль. Она пожалуй даже этим вытащила свой счастливый билет, поскольку сценарием в героиню вложено очень многое, и работа над ролью показала и профессионализм, и незнакомые обычному телезрителю актерские краски именно в драматической ипостаси. Галина Помазан в отличие от своей партийной соперницы не отличается патриотическими чувствами, зато ее отличают качества, которые мы так ценим в окружающих: доброта, неравнодушие, отзывчивость, умение искренне любить. Желание жить в ее случае это не просто стремление, грубо говоря, найти кусок хлеба, жить — это попытка сохранить свой мир, свою любовь к близким, умение довольствоваться малым для счастья, не зачерстветь сердцем, сталкиваясь с насилием, жестокостью. Природа наделила Анастасию сильным средством выразительности — в ее глазах горечь утрат и душевная боль, безразличие и страх, в них отражение счастья и любви. Счастье ее героини в одном солнечном утре, когда тепло и шорох листвы парка унесли ощущение войны далеко, ее горе — это пустота, которую оставила после себя война. Эту пустоту искусственно заполнила придуманная жизнь из папки официальной версии партии.
Сама история позволяет создателям сыграть на противоречивости событий, в каждом герое намешено столько всего положительного и отрицательного, что интерес может заключаться в одном лишь в рассматривании характеров: либерал Краубе, но со своими пороками, хоть и фашист, но лишь ненужная фигура на доске гамбургских шахмат; а циничный Клейман — доброволец при защите гетто. Таким образом, режиссер снял очень неоднозначное кино, но не нарушая хода событий прошлого, не мешая нашему осуждению фашизма, не шокируя неприглядной «правдой», не давая оценку правильности поступков.
13 ноября 2012
Никто, думается, не станет отрицать, что 10-серийный сериал «Охота на гауляйтера»- серьёзная работа, в которой совместно участвовали поднаторевшая в военно-патриотическо-приключенческом жанре (ТВ) компания «Стар Медиа» и не нуждающаяся в представлении киностудия «Беларусьфильм» (она же «Партизанфильм», ещё с советских времён). Сериальщики добросовестно потрудились над созданием проекта «Охота на гауляйтера». Почти всё, начиная с костюмов, реквизита и кончая машинами, военной техникой вполне соответствует времени, ну, может, за исключением каких-то «мелочей» (например, в 1943-м году, во времена Курской дуги немцам показывали кинохронику как минимум двухлетней давности, со сборкой на тот момент устаревших танков, кажется, «Т-lll»). Хороша и, по-доброму, традиционна съёмка, хотя отмечу (я уже на эту тему писал), что она именно сериальная (нечто, лежащее посредине между постановочным клипом и настоящим кино), исполненная на «цифру»; озвучание тоже сериальное. Поймите меня правильно, это не критика, не «наезд», а просто констатация современных условий телекиноформата России и близких нам стран СНГ. Неплоха и фоновая (именно так!) музыка- вполне в современных голливудских традициях, тем более для сериала: подчёркивает действие (правда, не всегда- иногда на экране происходит что-то такое, что требовало бы короткого музыкального акцента, но его нет) и не претендует, при отличной аранжировке, на большее, хотя можно было бы господину композитору и «разориться» на какую-нибудь яркую тему… Кстати о темах. От еврейской (гетто, концлагеря, уничтожение) уйти было нельзя. При Советах её не особо жаловали (антисемитов у нас всегда хватало), зато сейчас это (в мире!) вошло чуть ли не в моду (из одной крайности в другую). Правда, истинного сострадания притесняемым «юдам» в сериале не заметно. Как будто нам цинично говорят: «Тему обозначили, закрыли. Всё в порядке, отчитались?»
… Актёрская игра. Хотелось бы мне избежать этой «строки», да хоть что-то сказать придётся. На мой взгляд, здесь Машкова гораздо интереснее играет и смотрится, чем Заворотнюк, а интереснее и «жизненнее» их обеих- актриса, сыгравшая старшую сестру героини Заворотнюк, этакую жлобиху. И вообще это чисто женский сериал, который почему-то сочинили и сняли мужчины.
Поначалу «Охота на гауляйтера» начиналась как военная драма, страшная и тяжёлая, как и всё начало той войны, с жуткими сценами смертей, убийств, повешенных (я бы поставил сериалу 12+, поскольку тогдашние дети всё это видели реально, без «ты ещё не дорос», а нынешние, слишком нежненькие, должны знать всю правду о преступлениях нацистов «с младых ногтей» хотя бы для того, чтобы в будущем им не уподобиться). Но потом всё скатилось до банальной, опять же женской мелодрамы (перипетии жизни, мужчины), с вкраплениями подпольщиков, партизан… Великая тема борьбы Народа с Нашествием низвелась к «бытовухе», к тому, как бы выжить при новом порядке (чем, грубо говоря, и занималась Галя-Заворотнюк, чем, ещё более грубо говоря, занимаемся сейчас мы, не думая о Родине, о других людях, ближних своих- видите, какое актуальное кино!). И если бы не жестокий «наезд» неистовой коммунистки, экс-прокурорши Марии (Машкова), получившей задание создать в Минске подполье и работавшей с партизанами, да ещё «поделившей» с Галиной собственного мужа, та бы никогда (!!!) не уничтожила гауляйтера. Так бы и «пахала» на врагов, лишь бы выжить, а, после освобождения Белоруссии вскоре отправилась бы в сталинские лагеря как «пособница фашистов», а то и вообще бы была расстреляна… Зато теперь ей (заслуженно!) дали звание Героя (как и Марии), зато после войны она по всей стране столь же «героически» рассказывает о своём подвиге. Вот только почему-то на комсомольском съезде Белоруссии вставшая из президиума Мария в истерике бросается на неё. Да понятно, почему- «коммунистичка» Мария знает истинную (далеко не идейную!) сторону подвига своего «тихушного» антипода. И вот здесь, преодолев соблазны «мыла», наш сериал снова возвращается в русло драмы. Две женщины, две крайности. И Родина в беде. А как бы вы поступили в такой ситуации? Вот в чём вопрос-то!
7 из 10
11 ноября 2012