Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Город Прора |
английское название: |
Prora |
год: | 2012 |
страны: |
Швейцария,
Германия
|
режиссер: | Штефан Ритхаузер |
сценарий: | Штефан Ритхаузер |
продюсеры: | Штефан Ритхаузер, Isabelle Gattiker |
видеооператор: | Маркус Винтербауэр |
композитор: | David Perrenoud |
художник: | Ingrid Buhrmann |
монтаж: | Барбара Тоннишен, Вероник Ротелли |
жанры: | мелодрама, драма, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 марта 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 23 мин |
Вопреки расхожему мнению, «Прора» является картиной, которая все-таки призвана убедить зрителя, что ЛГБТ короткий метр еще не изжил себя.
Если копнуть тематику, то можно обнаружить кучу малу разнообразных короткометражек, однотипных по своему содержанию и кадру. Редко когда встретишь либо красивые съемки, безотносительно сюжета, либо же — интересный неожиданный сюжет, снятый в тривиальных интерьерах. Тема кажется избитой и заезженной — самоопределение, каминг-аут, отношение общества, сверстников и родителей etc.
Но «Прора», хоть и не шедевр, все-таки «луч света в темном царстве», если не пытаться притянуть сюда стандартные клише и стереотипы — как о ЛГБТ, так и о Германии, где собственно и разворачивается вся история.
Прора — это огромный пласт истории. Попытка возвести величие Третьего Рейха в абсолют, подчинив отдых и досуг простых немцев правилам, которые диктовала организация «Сила через радость», своеобразный туроператор нацизма того времени. Режим канул в Лету — но огромные пустующие здания «лучшего курорта Третьего Рейха» остались, как напоминание о былом, о том, чего забыть нельзя. Годы бесконечного чувства вины всех и каждого, и сознательное желание отстраниться и абстрагироваться. Режиссер показывает нам Германию, которую мы не привыкли видеть на экране. Здесь тоже есть «заброшки», по непонятным причинам так и не прибранные к рукам вездесущим капитализмом, по которым гасают толпы маргинальных подростков. И эта реалистичность очень подкупает.
Ян и Матьё своеобразная отсылка к тематике франко-немецких взаимоотношений. Но искать в них глубинный смысл совершенно бесполезно. Это просто два мальчишки, которые вскоре разъедутся в разные стороны, не связанные обязательствами и общностями. Просто лето, море и первые ростки зарождающейся сексуальности, сближают и отдаляют их, как накатывающие на берег волны.
Работа прекрасна именно тем, что в ней практически ничего не происходит. Зритель как бы наперед знает, что случиться, и может расслабиться и наслаждаться кадром. Пустынных пляжей, Балтийского моря, леса на берегу, пустующих недостроев. Совершенно иррациональное чувство — но это красиво и рождает какой-то родной отклик, воспоминание своего урбанистического детства.
Так что свои награды картина получила вполне заслуженно. И в отличие от многочисленного хлама, ее хочется оставить в коллекции для пересмотра.
8 из 10
27 января 2016
Короткометражный фильм о дружбе двух молодых парней, с одной стороны, оставил приятное впечатление, благодаря ностальгии по морю, солнцу и беззаботному времяпрепровождению, а, с другой, поставил вопрос: «А для кого снят подобный фильм?»
Ян и Матье отдыхают в пустынном городке, заложенном еще во времена Третьего Рейха. Режиссёр, несмотря на «короткий метр», уделяет достаточно внимания духу нацистской Германии. Весь фильм зритель находится в напряжении, в ожидании момента, когда в историю двух парней ворвутся современные «фашисты», которые вряд ли были бы благодушны к юным гомосексуалистам. Типичная иллюстрация инфантильного поколения, в котором нет границ, нужды думать о карьере, бытовых реалиях и мнении общества. Главная и единственная проблема — быть отвергнутым. На фоне надписей «Judas» и свастике это кажется блажью.
Дебютный фильм Штефана Ритхаузера является образцом толерантности. Толерантности не только по отношению к представителям ЛГБТ сообщества, но и к нациям — забыта первая мировая война: Ян — немец, Матье — француз.
Диалогов в фильме почти нет. Всё заменено основой бессюжетных клипов: кадры красивых мест, выгодные ракурсы героев, крупные планы эмоций. Из-за этого фильм теряет реальность.
Ритхаузер не только срежиссировал фильм «Prora», но и сам написал сценарий. Фоном довольно банальной истории он выбрал красивое место — огромное по длине общежитие на берегу Балтийского моря. В этом общежитие жили солдаты и Третьего Рейха и советской армии. Армия всегда представляла собой мужественность и наличие строгих правил. Это придаёт нежной дружбе особое обрамление. Будучи в собственной системе координат, Ян и Матье разбивают строгие правила также легко и непринужденно, как стёкла в окнах здания.
Но даже такая находка, как городок Прора для съёмок, не помогла фильму выйти из ряда одинаковых короткометражных лент, десятками доступных в сети. Смею предположить, что если бы в фильме была гетеросексуальная пара, то своих пятнадцати наград он не получил бы.
С другой стороны, может этот фильм и не претендует ни на какую серьёзность, а снят для создания приятного настроения, веры в то, что любовь победит все невзгоды, и чтобы быть забытым на следующий день.
5 из 10
1 ноября 2014
Прора — это курортный городок, не лишенный определенной красоты, построенный еще во времена Третьего Рейха, а ныне пустой, заброшенный и всеми забытый. В сущности, та же Припять, только вместо радиации — дух Гитлера. Ян и Матьё, два приятеля, француз и немец, приезжают сюда провести хорошо время, вдали от шумных городов и людских глаз. По большому счёту, им это удаётся: подростки пьют пиво, курят травку, купаются, кривляются. Всё здорово и весело, возможно, многие устраивали подобные вылазки в какие-нибудь заброшенные деревни, поначалу в ребятах несложно узнать себя или своих знакомых. Поначалу. До какого-то момента всё идёт замечательно. Временами Ян странно смотрит на своего друга, но отшучивается тем, что дико пьян. В итоге же оказывается, что дело совсем не в алкогольном опьянении, а, как вы уже могли догадаться, в настоящих чувствах к ближнему своему, столь же далекими от религиозной морали, как «Майн кампф» — от нынешней немецкой политики.
В целом, эта короткометражка — довольно типичный продукт европейского кинематографа в том плане, что никаких авторских оценок и комментариев здесь найти практически не получится, все снято отстраненно-дистилированно и якобы реалистично, но при этом выглядит отчего-то так, как будто то, что происходит здесь и сейчас — важнейшее из того, что когда-либо происходило на Земле. Сформированное, во многом, именно культурными продуктами особое отношение к проблеме ЛГБТ, со временем ставшее общепринятым, плюс вплетенная в повествование тематика нацизма, без которой можно было бы смело обойтись — попытка «Проры» быть исключительно серьёзной и есть её главный минус.
Запретная любовь обязательно и неизменно трагична, а её неизбежное итоговое принятие и объятия, его символизирующие, произойдут в яркий солнечный день, на берегу водоёма, под аккомпанемент прилива. Тут, конечно, ничего плохого-то вроде бы и нет, хоть и порядком избито всё это. С другой стороны, кому помешает напомнить о том, что любовь всё победит, и нетерпимость, и гнев, и агрессию, пусть даже эта любовь — мужская? Однако дело в том, что уже давно назрел момент, когда имеющуюся дискуссию нужно двигать дальше, нужно менять понимание феномена ЛГБТ уходить от слегка надменного и выокоменрного «они тоже люди», уходить от серьёзного и внимательного отношения к меньшинствам — к обычному, повседневному.
Фильмы же и короткометражки, подобные «Проре», своим появлением возвращают дискуссию в начало. Сцены орального однополого секса посреди памятников нацизма никуда не двинут её, это однозначно, разве что назад. «Проре» отчаянно не хватает какой-то легкости, может быть, даже иронии, не хватает разговоров по делу, не хватает жизни. Здесь можно вдоволь наслушаться пустого молчания, которое должно пониматься как многозначительное и открыть для себя скучную и банальную, образцово толерантно-положительную мораль, уже сто раз пережеванную, но для кого это, кому это нужно? Неужели так здорово раз за разом стоять возле открытой двери и продолжать тарабанить в неё?
22 апреля 2014