Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шайтан |
английское название: |
Shaitan |
год: | 2011 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Беджой Намбиар |
сценаристы: | Мегха Рамасвами, Абхиджит Дешпанде, Беджой Намбиар, К.С. Кришнан, Колин Терренс |
продюсеры: | Сунил Бохра, Анураг Кашьяп, Гунит Монга, Вандана Бхатти, Шиваджи Дасгупта, Викрам Малхотра, Ануп Поддар, Симран Соунэй, Мераж Шейх, Sunil Bhora, Maitreyee Dasgupta |
видеооператор: | Мадхи |
композиторы: | Ранджит Барот, Лаксмикант Шантарам Кудалкар, Прашант Пиллаи, Анупам Рой, Пьярелал Рампрасад Шарма, Амар Мохиле |
художники: | Шубхра Гупта, Радживан |
монтаж: | А. Срикар Прасад |
жанры: | боевик, триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 июня 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
Это могли быть условные семидесятые с национальной психоделикой цвета и медитативным напевом ситара в клубящемся дыму кальяна. Вступительные кадры познакомили с одной психически нездоровой и еще четырьмя пока без диагноза. Классическое три плюс два — казалось бы, веселитесь себе на здоровье: секс, наркотики, рок-н-ролл; портите салфетки под влиянием мыслей о непотребствах, стреляйте из водяных пистолетов или лежите на траве, распевая что-то вроде Curry Fields Forever. Первые семнадцать мгновений этой весны юности, разгильдяйства и сомнительных знакомых обнадеживали своей непритязательностью, однако семидесятые мирно ушли в направлении истории, поэтому «Шайтан» внезапно взял курс на модернизацию повествования, промахнувшись при этом лет на десять.
Это оказались условные нулевые, когда всем одинаково хочется за что-нибудь заморочиться под бездумное тунц-тунц. Они не просто пятеро сумасшедших — они party animals, живущие лишь животными инстинктами насыщения и размножения, безликие, бесцельные, бессмысленные (Mumbai city, make some noise). Здесь вслед за Фрейдом валят все на мать, затыкая ее невменяемостью основную сюжетную дыру; здесь, разумеется, есть человек, который знает, что они сделали прошлым летом во время одной из своих дешевых тусовок, где юноши изображали из себя этаких франтиков, перед не то, чтобы belles femmes, совсем не fatales и даже не de talante. «Шайтан» морально устарел: из коктейля «наркотики-алкоголь-пустая драма» давно выкинули третье составляющее за ненадобностью; современная апория, когда логически-то все верно (беспорядочно-аморальный образ жизни приводит к искомому геморрою, в простонародье именуемому «приключениями»), но в реальности маловероятно, ибо проблемы вышли из моды. Кло(у)н молодежных сериалов, синекурничающий на экране, не принося никакой эстетическо-информационной пользы. Нарочито морализаторский набор кадров с паточным слоу-мо едва ли повлияет чье-то укуренное или упитое сознание (надо думать, именно эту цель преследовал Намбиар), ибо в нем нет живого тока, как в силу откровенно слабого исполнения, так и по причине замены рычагов воздействия в молодых головах. И ведь битлов-то так и не спели.
3 из 10
16 марта 2013
Бац!
Пара передних фар внедорожника окрасилась алыми брызгами, пять пар обдолбанных глаз немигающим взором уставились в пустоту, две пары поломанных ног торчат из-под колёс, намекая на то, что первые полчаса фильма благополучно завершены и резкий поворот жёлтого «хаммера» оказался долгожданным сюжетным. Не зря продюсер Кашьяп в заставке предупреждал, что наркотики и алкоголь — это фу и ай-яй-яй, не зря столь очевидным было предчувствие, что сладко-запретные увеселения золотой индийской молодёжи добром не кончатся, не зря в графе «жанр» у «Шайтана» значатся триллер с боевиком. И будет гнусный купле-продажный мент, который заломит огромную сумму за своё молчание, и будет похищение самих себя, чтоб вытянуть деньги из собственных родителей, и будут «кошки-мышки» с полицией, по итогам которых и мышки, и кошки недосчитаются кое-кого из своих собратьев. А вот ангельски-положительных героев, хэппи-эндов и танцев — не будет.
Ибо тьма пришла с Запада и окутала Индостан. Тьма циничная, расчётливая и влекущая. Тьма, ослепляющая зрителя внезапными ракурсами, оглушающая сумбурными мотивами R’n’B и death-metal, ошеломляющая непривычной жестокостью и откровенностью. Всё реже в начале титров встречается надпись «Капур», всё чаще фильмография режиссёра/актёра/оператора открывается позапрошлым годом, всё больше в кинотеатре старшее поколение досадует, а младшее — узнаёт себя на экране. В отголосках умирающего дня — накачанные мачо-альтруисты и взмывающие вверх машины, в наступающей ночи — бешеная кокаиновая юность и разбитые в кровавое месиво головы. Картинка всё так же сверкает красками — но уже нет прежнего приторного лоска в поведении персонажей и сюжетной канве. Фильмы всё так же нацелены на коммерческий успех — но достигают его уже злободневностью тем, а не надёжностью танцевально-песенно-слезоточивых штампов. Матерью их всё так же значится Индия — но отцом уже открыто стал Запад.
Анураг Кашьяп делает высоклассные вещи. Да, быть может, он поступает не очень патриотично, снимая по европейским и американским образцам. Но образцы он выбирать умеет, а ещё умеет находить малоизвестных талантливых людей, способных потрудиться так, что будут аплодировать и зрители, и критики. Смелый индиец совершает если не революцию, так как минимум эволюцию в своей области, выводя национальное кино на качественно новый уровень — пусть пока в основном за счёт формально-технических средств вроде впечатляющей работы оператора, художника, монтажёра… Сам он и его режиссёры-протеже тоже своё дело знают туго, сводя старания всей съёмочной группы к единому мощному знаменателю. Однако чего местами ощутимо не хватает его проектам и «Шайтану» в частности, так это адекватности сценария. Стремясь избавиться от всепоглощающей наивности царившего прежде романтизма, Кашьяп забывает о том, что реализм — он не только в тематике и брызжущей из кадра крови, но и в деталях.
Можно простить то, что Анураг ставит на главные роли свою не слишком даровитую в плане актёрства жену, можно простить излишнее заигрывание с техникой вроде надоедливо постоянного slow motion, можно простить даже очевидно-нарочитое морализаторство: «бездумно прожигаешь эту жизнь — рискуешь сгореть заживо»… Но если маховиком всего разыгрываемого действа оказывается внезапная неадекватность персонажей в ключевых моментах истории, вера в реальность происходящего уходит. Видимо, название этой картины является своего рода объяснением подобной странности: «Его/её/их попутал Шайтан», — вот только, когда смотришь жёсткую криминальную драму, претендующую на суровое правдоподобие, эдакие бесовские козни оказываются крайне неприятным сюрпризом. А уж когда это повторяется из раза в раз, попросту перестаёшь понимать, почему вроде бы талантливые сценаристы столь упорно желают играть на одном и том же фальшивящем рояле в различных сюжетных кустах.
«Шайтан» — это любопытный продукт качественной массовой культуры, которую за последнее десятилетие научился производить индийский кинематограф. Обилием экшн-сцен, смелой манерой съёмки и хорошо подобранным саундтреком он наверняка доставит удовольствие любителям развлекательного кино с претензией на жизненность. Ценителям же серьёзной драматургии здесь, пожалуй, делать нечего. Приходите ещё лет через пять-десять — уверен, к тому времени преображённый Кашьяпом и его соратниками Болливуд сумеет вас приятно удивить.
16 марта 2013
Индийское кино, как всем известно, на любителя. Кому-то нравится старый добрый романтичный Болливуд, а мне нравится наблюдать, как меняется сама Индия и ее кино.
А меняется последнее все сильнее и сильнее. Одна из главных причин, почему быстро меняется Болливуд, не только глобализация, но и преобладание молодежи в Индии. Можно еще добавить, что менеджеры и продюсеры кинокомпаний с недавних пор начали сознательно инвестировать в молодежное кино (Яш Радж студия, Шарух Кхан как продюсер и т. д.). Одним из первых в этом направлении был Аамир Кхан, который выпустил «Трех идиотов» в 2009 году и продолжил с «Delhi Belly» в этом году.
Но одним из самых интересных инноваторов в индийском кино является Анураг Кашьяп, который медленно делал свою карьеру, снимая кино для продвинутых молодых. Поначалу цензура гасила творчество Анурага, не допуская его фильмы для широкого круга зрителей. Но постепенно этот режиссер, сценарист и продюсер приближался к известности. Самым известным его фильмом в качестве режиссера стал, как мне кажется, Dev D (2009), но настоящее признание он получил, как продюсер фильма «Полет» (Udaan, 2010). Ну и апогеем можно считать на данный момент новый фильм «Шайтан» (2011), который — Ура! — вышел в широкий прокат.
Кашьяп выступил в качестве продюсера фильма, а режиссером стал дебютант Беджой Намбияр. После выхода в свет «Миллионера из трущоб» многие, наверное, задались вопросом: а сможет ли индиец в Индии снять подобного рода картину? То есть совершенно отстранившись от традиций Болливуда? Посмотрев «Шайтана», можно смело сказать, что один такой Бойл или Гай Ричи в Индии точно есть.
Главным достоинством фильма с моей точки зрения является то, что он, будучи снятым по канонам западного кино, совершенно не смотрится как страстное его копирование и подражание. Также, я не почувствовал конфликта между индийскими реалиями и происходящим в фильме.
Многие индийские зрители описали «Шайтан», как суперский фильм. Я смотрел его с приподнятыми бровями, что довольно редко случается, когда я смотрю индийское кино. Я был впечатлен. Но все восторги по поводу картины можно отнести скорее к ее стилю и технике исполнения. Каких-то глубоких эмоций этот фильм не вызывает.
Актеры:
Из всего ансамбля актеров зрители выделили в первую очередь Раджива Канделвала и Калки Кечлин. В этом году я посмотрел «Порочный круг», где Абишек Баччан исполнил большую роль крутого полицейского. И мне казалось, что он хорошо справился с ролью. Игра Абишека блекнет после того, как посмотришь Раджива Канделвала в роли брутального, взрывного и гордого полицейского. Вот это настоящий мачо, покоритель женских сердец!
С Калки Кечлин посложнее. Во-первых, она жена и муза Анурага Кашьяпа. Во-вторых, она настоящая индийка, хотя ее родители французы. Посему тут никуда не денешься, так как знаешь, что другой актрисы на эту роль быть не могло. Мне больше понравилась из актрис Шитал Менон в роли жены полицейского.
Из трех парней больше приглянулся тот, который очкарик — Нейл Бхупалам.
Самая клевая сцена: это когда полицейский перестреливается с африканцами, а банда молодых убегает от фиг знает кого. Происходит под известную песню «Khoya, khoya chand», классно ремиксованную.
«Шайтан» хорошо бы выпустить в широкий прокат в России, хотя бы для того, чтобы показать, как сильно меняется Индия и ее кинематограф.
9 из 10
9 сентября 2011