Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Река жизни. Валентин Распутин |
год: | 2011 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Сергей Мирошниченко |
продюсер: | Сергей Алексеев |
видеооператор: | Вячеслав Сачков |
композитор: | Илья Демуцкий |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
«Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании жизни, что мир устроен равноместно и сколько в нем страдания, столько и утешения, сколько белого дня, столько и черной ночи. Да, впереди всегда маячил твердый берег, и в любом крушении всегда оставалась надежда зайти на него и спастись. Теперь этот спасительный берег куда-то пропал, уплыл как мираж, отодвинулся в бесконечные дали. И люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы.»
Есть теория, что мир — всеобщая проекция одного единственного мозга — твоего. Пока ты разговариваешь со знакомым — он существует, но стоит ему выйти из комнаты, как бесконечность поглотит человека в себя. И сложно поверить в существование той жизни, что описывается в документальном фильме. Слишком она другая. Словно и не существует. Словно плод фантазии. А может, так было бы и проще.
Заставляет винить себя, несмотря на то, что никакой вины в исчезновении деревень, я, собственно, не несу. И разум твердит, что подобный ход вещей вполне естественен. В этом мире, как известно, побеждает только сильнейший. Развитие движется вперед, и мы не имеем права стоять на месте. А посмотрим правде в глаза, герои фильма любят свои дома, любят свой быт, как казалось бы, но только зачем же говорить о плохих дорогах, зачем жаловать маленькие зарплаты? Как мне кажется никто и никогда много не получал, живя в деревнях. Люди кормились своим трудом, которого (!) больше и нет. В этом загвоздка. Винят изменившийся мир, не сознавая собственное перевоплощение.
Ностальгия, на мой взгляд, прекрасное чувство. Главное уметь им управляться. И стараться (что сложно) не сравнивать прошлое с настоящим. Проносить картинками в своей голове, и только.
Валентин Распутин — очень молчалив, спокоен. Он лишь наблюдает и тоскует. Строением школы он пытался помочь бедному поселению продолжить свое развитие. Но это попросту никому не нужно.
Вообще, не понятно, что им нужно.
К сожалению, самый запоминающийся момент: интервью мужчины, где его прерывает молодой человек, повторяющий «с кого он брал пример».
Я, честно, не хочу такого примера. И не хочу быть примером для таких.
Мне понравилось несколько моментов в фильме, показывающие сохранившиеся традиции. Богато накрытый стол, радушный прием, песни, крещение. В этом весь смысл. Не в том, чтобы сосредотачиваться на бедности — русский народ всегда был беден. А в том, чтобы отдавать последние силы, последнюю еду, только, чтобы продлить свое счастье, чтобы принести счастье и другим.
Истинная деревенская скромность встречается, вот только не так часто, как хотелось бы. Чаще, это не просто что-то чужое, а что-то совершенно непонятное.
3 из 10
9 апреля 2015
В главной роли фильма документалиста — река. «Сильная, говорливая, щедрая», — так пишет Распутин про Ангару. Блики солнца в зеркальной поверхности воды, кристальные брызги — героиня показана во всей своей обнаженной, неприкрытой красоте. И все смотреть бы да любоваться, однако за внешним спокойствием Ангары таится настоящая трагедия:реке угрожает серьезная опасность — вдоль течения строится несколько гидроэлектростанций.
В главной роли фильма документалиста — река. На берегу Ангары находятся многочисленные села. У каждого человека — жизнь, своя. Еще сохранились гуляния и священные праздники, еще удалые старухи распевают частушки, пуская гостя на порог. Еще детишки прилежно учатся в школах, читают Астафьева и ходят в музей Распутина.
Время утекает, струится сквозь пальцы. Высятся бетонные блоки — гидроэлектростанции почти в полной готовности (как по случайному стечению обстоятельств, в год съемки — авария на Саяно-Шушенской ГЭС). Уже в селах готовятся переезжать в город (многом это не по деньгам да и не по желанию), уже сельчане плачут и горюют по могилам родных, которые затопит вода, уже отчаялись и потеряли единство. Жизнь Ангары питает жизнь сел. Умирает Ангара — умирают поселенья, слово, просторы, народ. В этой простой очевидная связи — та река, что зовется жизнью.
На экране — правда. Точнее сказать, три правды. Трое представителей литературного круга, каждый по-разному смотрит на ситуацию — кто защищает, кто обвиняет, кто воплощает народ. Но, все до единого сходятся в одном: «Сам человек — единица измерения глобальной катастрофы. И тот же человек — единица измерения любви, единства и веры». Почему мы не склонны верить в спасение? Почему мы склонны к ожиданию катастрофы?
Некоторые сельчане верят в то, что строительство ГЭС — шаг к светлому будущему. Если не идти по пути прогресса, таким образом наша страна была бы отдана на растерзание другим странам. «зато как бы красиво умерли…», — вздыхает Курбатов. «У России нет врагов кроме самих себя», — похоже эта фраза — тоже правда.
О хороших фильмах говорят, что их стоит пересматривать. Этот фильм смотреть снова — кощунство. «Река жизни» оставляет сильный отпечаток в человеческом сердце, заставляет себя вспоминать, переболевать трагедию вместе с героями. О таком фильме не скажешь: «Он — хороший. Или, он неплох». Он бесценный.
10 из 10
5 октября 2011