Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Примечание |
английское название: |
Hearat Shulayim |
год: | 2011 |
страна: |
Израиль
|
слоган: | «Pride, Envy, Vanity... How far would you go for recognition?» |
режиссер: | Джозеф Седар |
сценарий: | Джозеф Седар |
продюсеры: | Леон Эдери, Моше Эдери, Давид Мандил, Джозеф Седар, Михал Грэйди, Тамир Кфир, Tamir Kfir |
видеооператор: | Ярон Шарф |
композитор: | Амит Познански |
художники: | Лаура Шейм, Арад Сават, Michal Wolf |
монтаж: | Эйнат Глэйзер-Зархин |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $14 704 |
Сборы в США: | $2 007 758 |
Мировые сборы: | $2 451 259 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 мая 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
«Примечание» — это, с какой стороны не посмотреть, попросту идеальная работа: и по сюжету, и по стилистике, и по съёмке, и по монтажу. Тут даже придраться не к чему — даже если очень пытаться.
Суть тут в чём: есть папа-учёный и сын-учёный. Работают они в одном и том же научном институте, более того, надо одной и той же проблематикой. Талмудисты они. Да, в Израиле тоже есть специальные учёные, изучающие различные трактовки священных книг. У них ещё и Академия своя есть. Но загвоздка, в общем-то, не в том — Седар показывает нам два подхода к пониманию проблематики: отец всю жизнь занимается глубоким изучением одной и той же проблемы, не пытаясь куда бы то ни было отклоняться, и пишет большой и внушительный фолиант, не особо заботясь о том, принесёт ли то ему славу, известность и почёт; сын же, напротив, перебивается кучей маленьких статеек и абсолютно проходных лекций, которые приносят ему весьма кратковременную славу, помимо того, всячески бахвальствует тем, насколько он успешен, исходя из количества собственных публикаций за год и не оценивая совершенно их качество… В общем, старо всё это весьма — либо много, но плохо, либо мало, но хорошо.
И, казалось бы, ну уж учёные-то мужи явно должны быть на стороне отца в данном вопросе, однако же — ну нельзя быть настолько наивными. Конечно же, молодой академик, постоянно публикующийся и везде разъезжающий, не гнушающийся писать всяческий бред полунаучного толка, им и ближе, и понятнее. Потому и премии вручают регулярно, и на конференции отправляют, и почитают всячески. Но — случается сумятица вдруг: во время номинирования на очередную премию допускают ошибку — и вместо сына официальная бумага почему-то составляется на имя отца. А для отца, к слову, это вообще первая премия за последние несколько десятков лет.
И сын — да, нужно отдать ему должное, вполне сносно пытается убедить комитет в том, что, раз уж бумага была отправлена отцу, то пускай и премию дают ему, тем более что бумаги составлять по-новой нельзя, правило такое. Или же он вообще и сам премию получать не будет.
Комитет также в долгу не остаётся, сообщая, что ни при каком раскладе премию отцу не выдаст, потому как он им не нравится. Да, мы понимаем, что вы уже, скорее всего, его пошли искать, дабы начать смотреть — но мы вам тут ещё одно, самое главное, расскажем. Неважно даже, что премию отцу всё-таки дадут — это, в общем-то, дело десятое, тем более что, в конечном счёте, он поймёт, что она ему и не нужна была.
А в том, что в какой-то момент сына этого самого ставит на место не какой-то там комитет, не какие-то там академики, а его собственная жена — потому как спустя пару десятилетий брака он вдруг выясняет, что всё это время она была на стороне отца.
И вот этот конфликт, если говорить откровенно, в разы интереснее. Так что вы его не провороньте — хотя проворонить его сложно, конечно, но мало ли, вдруг вы, как и все, на примечания отвлечётесь, они там уж больно красивые.
10 января 2017
Фильм начинается с церемонии принятия в члены израильской академии наук сына, а заканчивается вручением национальной премии Израиля отцу.
Нам подана семья со сложными внутренними взаимоотношениями. Все завязывается вокруг национальной премии, это главная интрига фильма.
Следует сказать, что более «еврейский» фильм снять просто невозможно. Музыка и общая атмосфера ни на секунду не дают нам забыть о том, что мы находимся в Израиле.
Художественные приемы интересные. Порадовали полудокументальные вставки, ненавязчиво рассказывающие нам факты о жизни главных героев.
Уриэль Школьник. Блестящий преподаватель и преуспевающий человек. Хотя жена в лицо называет его трусом. Закомплексованный мужчина, для которого положение в обществе — земля на которой он стоит и если он ее потеряет, то потеряет все.
Элиэзер Школьник со скепсисом относится к сыну и его работам. В нем заметно едва скрываемое разочарование в жизни. Не отвечает на вопрос охранника, когда нужно сказать: «Присутствую на церемонии вступления сына в члены академии наук».
У старика давние терки с Гроссманом, что во многом повлияло на его жизнь и судьбу. Примечание Вайнштейна — его главная гордость.
Элиэзер Школьник — герой, который, по задумке авторов, должен вызывать наибольшее сочувствие. Оно действительно у меня появилось, но, все-же, некоторые размышления сбавили его насыщенность. Например, тот факт, что он, хоть и пытается это скрывать, что тоже плохо, не перестает мечтать о премии и признании. Ведь, по сути, если ты сделал великое дело, которое тебе нравится и сделал бескорыстно, у тебя должно быть внутреннее удовлетворение. Если пожилой человек так мечтает и желает признание, то это последняя жалкая попытка умирающего человека обрадовать свое эго.
По сути единственная заслуга Элиэзера, это скурпулезность в исследованиях, что скорее говорит о занудности, чем о гениальности. Даже то, что пожертвовал всю жизнь ради этих исследований не вызывает у меня особого уважения. Наверняка все это опять-таки было из эгоистичного желания обрести признание. И трагедия в том, что, порой, в конце жизни люди осознают, что все время гонялись за тем, как утешить свое самолюбие.
Случилось так, что по ходу фильма начинаешь сопереживать и уважать Уриэля Школьника сострадание которого к отцу побеждает собственные амбиции. Особенно ярко это проявляется после сцены в маленьком закрытом кабинете, где он начинает резать правду-матку Гроссману — очень смелый поступок. Его сильнейшее качество — доброта. Позже сложится так, что ценой за его добрый поступок окажутся собственные амбиции. По моему это одно из самых глубоких решений в этом фильме.
Затем он сам собирается рассказать отцу о нелепой случайности, что переходит в очень трогательный момент, когда он видит счастливое лицо отца и не решается сообщить ему правду.
В середине вырисовывается сложный конфликт двух характеров. Сын уважает отца, но получает незаслуженные почести. Отец не уважает сына и не получает заслуженного признания. В данном случае мы видим, что ценность понятие относительное. Один мечтает о признании, другой о справедливости.
Искусство, помимо всего прочего, служит доказательством теории Юнга о коллективном бессознательном. Ведь, в подавляющем большинстве, люди сопереживают одним героям и зрительской симпатией можно манипулировать. Таким образом, на эмоциональном плане человек реагирует одинаково, что говорит на о том, что есть единый закон и он внутри нас.
Важно то, что момент написания сыном решения жюри (что было для него крайне тяжело) и интервью с отцом переплетаются. Мы видим, свойственную драме, четкую цепочку событий. Если вытащить отдельный момент, то конструкция рухнет. Журналистка раззодоривает конфликт, добавив едкости в слова отца. После этого Уриэлю становится особенно больно и он начинает срываться на других людей.
Что отец, что сын не являются однозначно положительным или отрицательным героем, что говорит нам о мастерстве драматурга.
Сильнейшая сцена, когда Элиэзер, используя свой скрупулезный метод изучения, определяет, что текст поздравления написал его сын, а не Гроссман. Не отстает и финальная сцена. Оба знают правду, но предпочитают держать ее в себе.
8 из 10
15 января 2014
Отец и сын — блестящие ученые и преподаватели, занимающиеся изучением Талмуда в Еврейском университете. Но в вопросах карьеры сын Уриэль оказывается удачливее своего отца, чем вызывает зависть и недовольство родителя.
Казалось бы, что может заинтересовать российского зрителя в фильме про двух еврейских ученых, изучающих Талмуд? Данный фильм интересен поворотом сюжета, когда выявляется неожиданная ошибка, которая связана с денежными вопросами. Она меняет положение дел и проявляет непростые родственные связи.
В изящной манере режиссер поднимает следующие вопросы: возникновение вражды между детьми и родителями, механизм присуждения престижных наград, готовность к самопожертвованию ради семьи.
В самом начале мы видим сына — успешного карьериста, и отца — яркого индивидуалиста. Поначалу мне показались более привлекательными позиция и стиль жизни отца. Но с развитием сюжетной линии с удивлением замечала, что симпатии оказались на стороне сына. С чем связана смена предпочтений? С проявлением характеров главных героев в нестандартной ситуации, изменившей границы зоны комфорта.
Зрителем необычно преподносят зарисовку ключевых моментов из жизни отца и сына. Мне такой режиссерский приём пришелся по вкусу. Как мне кажется, благодаря этим зарисовкам и было выбрано название картины.
В фильме также много забавных и ироничных моментов (например, посещение Уриэлем Министерства образования Израиля). Фильм не радует количеством саундтреков, но в нём есть своя музыкальная изюминка. Благодаря вниманию режиссера к деталям, многое становится понятным без слов в этой и так немногословной картине. Для меня «Примечание» слишком быстро и неожиданно закончилось, оставив финал открытым. Пересмотрю ли я его снова? Да, что-то есть в этой своеобразной истории двух «учителей».
Цитаты: «Нужно быть смелым, чтобы решиться потерять многое»
«Ты не изменяешь, потому что ты трус»
«Отец уверен в своей правоте и готов платить, а ты со всеми готов согласиться, лишь бы не идти на конфликт»
Награды: Приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале(2011г.), Девять наград Израильской киноакадемии Офир (2011 г.), Был номинирован на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке»(2012г.).
8 из 10
7 января 2014
Израильское кино, снятое не потомками выходцев из этой страны, перебравшихся в Голливуд, а ее непосредственными жителями, за пределами самого Израиля известно не слишком. Искушенный зритель, сильно постаравшись, может и вспомнит пару-другую лент, но сказать про них что-нибудь определенное не сможет. Исправить такое положение дел вызвался Джозеф Седар — пожалуй, самый известный на данный момент Израильский режиссер. Его дебютная лента «Костер» была отмечена на Берлинском кинофестивале, а второй его фильм «Бофор» — даже выдвинут на премию Оскар, хоть и в категории «Лучший фильм на иностранном языке». И, хотя, эти достижения нельзя назвать несерьезными, со своим последним фильмом — драмой «Примечание», постановщик вышел на новый уровень качества и известности.
В центре сюжета «Примечания» — отец и сын семейства Школьников. Первый — видный филолог Элизер, известный своими грандиозными трудами в области изучения Талмуда, оставшимися неоцененными широкими массами. Дело в том, что за месяц до публикации результатов его 30-летней работы, более ушлый коллега старшего Школьника, опубликовал труд, фактически делающий работу того лишенной смысла. Элизер, человек и до того не слишком открытый, после такого потрясения окончательно замыкается в себе. Тогда как его сын, Уриэль Школьник, также выбравший своим призванием изучение Талмуда, делает широкие шаги на поприще отца и, в конце концов, уходит далеко вперед. Старый Элизер считает подход сына к работе несерьезным и в глубине души презирает все, чем тот занимается. И когда в результате канцелярской ошибки, важную национальную премию вместо Уриэля получает именно Элизер, конфликт между отцом и сыном открывается, подобно небрежно зашитой ране.
Ставя во главу угла вечную тему отцов и детей, Седар все-таки умудряется показать ее так, как до него не делал никто. В первую очередь, «Примечание» выделяется из ряда похожих лент по манере съемки, выбранной режиссером. Сложные монтажные склейки, забавно оформленные флешбеки, помогающие лучше обрисовать характер персонажей, кроме всего прочего придают фильму налет комедийности. Именно он лишает «Примечание» вполне возможного, при выборе такой тематики занудства, которое часто так свойственно арт-хаусным лентам. Сами персонажи фильма хоть и несколько утрированы (в особенности Школьник-старший), но в силу этого более интересны и понятны зрителю. Кто-бы вообще мог подумать, что конфликт между, грубо говоря, двумя книжными червями из-за подхода к изучению древних книг, может настолько увлечь и заинтересовать. Но, так оно и происходит. Отчасти, потому что, сменив предмет спора отца и сына на более близкий для себя, понять их сможет практически кто угодно. А отчасти, потому что избранный Седаром стиль подачи материала является единственно верным. Балансируя на тонкой грани между семейной драмой и семейной комедией, «Примечание», отклоняясь то в ту, то в другую сторону, в итоге остается там где надо — на той самой золотой середине.
4 октября 2013
Есть одна интересная притча. Несколько голодных людей сидят за одним столом. Перед каждым стоит миска супа и они голодны. Но ложки, слишком длинные, чтобы донести суп до своего рта. Соответственно, единственный выход — кормить своего соседа. Действие происходит в аду, а за столом — грешники. Они завидуют друг другу. Поэтому они вечно голодны.
Может ли преклонный отец позволить себе завидовать успехам сына? Возможно ли такое? Жизнь отвечает положительно, а фильм «Примечание» заставляет зрителя погрузиться с головой в эту проблему. Тут не будет убийств и страшных интриг. Вся фабула заключена вокруг премии Израиля по талмудистике, о присуждении которой ошибочно сообщили ученному.
На самом деле, ее должен получить его сын. Но кто сообщит ученному об ошибке. Сможет ли сын придумать альтернативу и будет ли искренен по отношению к отцу. Ведь речь идет о важном событии, но все же формальности. Но что поделать, если человек находится в плену своего тщеславия.
Эта простая история великолепно представлена режиссером Джозефом Седаром, как триллер. Это ведь действительно непросто показать анализ талмуда или нервную беседу ученных смотрибельно и интересно, остросюжетно. Поэтому, я просто не сомневаюсь в последующих успехах этого режиссера.
Важно, что Седар замечательно умеет работать с актерами. Обратите внимание на второстепенные мужские работы. Морщинистый лоб Мики Робинсона просто невозможно забыть. Серьезный, основательный и консервативный — он кажется настоящим злодеем, прибывшим из Мордора. Но, вскоре Седар расставит все точки над «i» и реабилитирует его. Не менее точно «попадание» в роль и у ученного-отца, которого блистательно исполнил Шломо Бар-Аба. В последних кадрах, когда по его взгляду мы должны понять истинную природу его отношения к сыну и себе, в глазах актера промелькнет ответ на вопрос. Но если посмотреть внимательно, то немалый вклад в успех сцены сыграет и работа камеры, постановка эпизода.
Феноменально играет и исполнитель главной роли — Лиор Ашкенази. Актер настолько четко передает всю внутреннюю гамму переживаний взрослого мужчины, который понимает неизбежность конфликта с отцом и выбирает наименее прагматичное решение. Безукоризненность созданного образа не оставляет сомнений в серьезности его способностей и значимости актерской работы.
Более, сказать мне об этом фильме нечего. Джозеф Седар заходит на облюбованную Бергманом кинематографическую территорию и показывает настоящий класс.
7 из 10
5 сентября 2013
Скучающие по интеллектуальному кино и изощрённой игре ума, могут в полной мере утолить жажду. Израильтяне сняли кино, которое наконец-то адекватно представляет их как нацию, чьё местечковое самосознание стало настолько самодостаточным, что впору говорить о комплексе национальной полноценности.
Эпиграфом к фильму, отражающим его основной конфликт, запросто могло стать четверостишие Бориса Пастернака, но только вывернутое наизнанку:
Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
Но надо заводить архивы,
Над рукописями трястись…
Отец Элиэзер Школьник и его сын Уриэль изучают Талмуд, используя при этом две разные «методики». Отец тридцать лет дни и ночи отрешённо корпит в библиотеке над манускриптами, скрупулезно сопоставляя буковки различных версий, сын стремится идти в ногу со временем и не брезгует при случае самопиаром, чтобы успеть ещё при жизни снискать славы, научных званий и степеней. В этой связи, между ними наметилась скрытая конфронтация, на поверхности выражаемая сдержанностью и даже холодностью отношений, плохо маскирующих два непримиримых самолюбия.
Фильм похож на своего главного героя — пожилого Элиэзера, отшельника-мизантропа, чей пуризм с некоторых пор мутировал в аутизм: старый буквоед ничего не хочет видеть вокруг, но тайно надеется, что его бескорыстное служение Талмуду будет рано или поздно оценено и вознаграждено по заслугам. И вот вроде бы такой день настаёт, но в последний момент выясняется, что государственная премия Израиля, о которой уже успели по ошибке сообщить Школьнику-старшему, на самом-то деле должна быть вручена его сыну…
В общем, перед нами почти что трагедия, которая будет не слабее фаллоса Гёте. Чтобы как-то заземлить и приблизить к зрителю высокий «штиль», режиссёр Йозеф Седар пытается сделать из неё трагикомедию, для чего прибегает к приёмчикам, будто заимствованным у серийных детективов. Отец, в конце концов, заподозрив неладное, ведёт себя совсем как Эркюль Пуаро или даже Штирлиц: посредством лингвистического анализа выясняет, что и кто стоит за этим казусом с премией.
Мелкий монтаж также заметно взбадривает повествование, равно как и оригинальные сюрно-комическаие детали, извлекаемые из бытовых мелочей и проходных, казалось бы, сцен. Это, в свою очередь, выгодным образом характеризует склонного к фантасмагории ироничного автора, и определенным образом Израиль, как страну.
«Примечание» — настолько самодостаточное кино, что его легко можно обозвать и «вещью в себе». Вещью, до которой в первую неделю российского проката смог добраться всего 681 зритель. Думаю, что во вторую (и последнюю) неделю это число изменилось не на много. А жаль, поскольку это ещё и абсолютно национальное кино, отражающее важные процессы, происходящие на Земле Обетованной. Там в последнее пятилетие случился латентный «пассионарный взрыв»: один за другим появились неожиданно сильные по духу и по мысли фильмы — «Визит оркестра», «Вальс с Баширом», «Ливан» и вот теперь «Примечание».
4 декабря 2012
Много ли вы смотрели израильских фильмов? Тем удивительней резонанс, вызванный вполне себе камерной работой формально о непростых взаимоотношениях внутри семьи талмудистов. Фильм вполне достойный, крепкий, уровня определенно выше среднего, однако назвать его шедевром поостерегусь. Мне понравились актерская игра, ряд сценарных находок, самая возможность воссоздания драматического материала на вроде бы весьма изъезженной территории. Понравились даже и охранники — ну и уровень безопасности на священной земле. Минималистское начало фильма сменяют вполне игривые комментарии про отца и сына, а затем в сцене совещания режиссер вспоминает заветы Сидни Люмета(ну или нашего Михалкова) про разгневанных мужчин в замкнутом пространстве. Увы, после этого по существу фильм малоинтересн и анемичен — иных поворотов создатели не нашли и величавая простота последних минут сорока простотой и остается. Про причину вызова сына на совет филистимлян догадываешься сразу. Разумный баланс между правдой отца и сына и недостатками каждого, в целом соблюден, а все же что-то от голливудского понимания того, чт есть драма, в фильме присутствует.
Единожды посмотреть фильм следует, но ожидать, что это будет чем-то вроде «Осенней сонаты» уж точно не стоит.
7 из 10
13 сентября 2012
Насколько крепки связи между родителями и детьми? Достаточно ли сильны родственные узы чтобы защитить стороны от страстей, направленных друг против друга, например от зависти? Всегда ли стоит ставить правду во главу угла? Какие жертвы во имя семьи оправданы? И будут ли эти жертвы оценены и поняты?
Эти и многие другие вопросы отношений внутри семьи и внутри тесной конкурентной профессиональной среды ставит перед зрителем Джозеф Седар в своем Примечание. По большому счету этот фильм-прикладной материал для исследователя человеческих отношений.
Перед нами двое ученых, работающих в одной и той же области. Один -отец уже стар, всю свои активные творческие годы посвятил исследованию сложному и кропотливому, доказав свою теорию эмпирически после долгих трудов. Но его более удачливый соперник находит фактическое подтверждение теории Элиэзера и публикует научную работу со схожими выводами первым, тем самым буквально затерев всю проведенную работу соперника. Элизер стареет не удовлетворенным, не реализовавшимся и не имеющим главной научной премии.
Но у него вырос сын, с детства проникшийся исследованиями отца, который и пошел по стопам отца став взрослым. Вот только карьера сына идет как по маслу. Уриеэль успешен, публикуем, слушаем и награждаем. Возможно ли удержаться от зависти к сыну-сопернику? Возможно ли удержаться от жалости к отцу, ограничившись лишь уважением?
Режиссер говорит, что кровные узы совсем на становятся щитом на пути скрытой враждебности. Он не делает из героев монстров. Обычные люди. У отца действительно не простая жизнь и не сложившаяся по субъективным факторам карьера. И конечно где-то закономерно, что обида и злость бродят в нем. Элиэзер был последовательным всю свою жизнь, будет ли он таким в критический момент?Сын в каком то смысле баловень судьбы и не удивительно что он бережет свою жизнь, ведь ему есть что терять. Как правило он не решается на рискованные поступки. Трус ли Уриэль?
Сценарий фильма выстроен необычно, все важное о героях дается в виде кратких примечаний, по ним и предлагается делать выводы об ученых, до того момента пока в фильме не появляется неожиданная Правда. И отец и сын наталкиваются на нее с разных сторон. Вот она проверка на прочность их позиций, внутренних ценностей и их семейного единства. Тяжелейшее испытание!Мы видим героев уже с другой стороны. Полагаю не ошибусь если скажу, что большинство смотрящих изменит свое мнение о них. А в отце и сыне будет идти внутренняя борьба до последнего кадра, и разрешения ситуации зрителю увидеть не дано, потому что это внутренне противоречие будет мучить эту семью судя по всему пока все ее члены живы. При любом решении у каждого из них останется некоторое неудовлетворении.
Фильм -психологическая загадка, над решением которой интересно поломать голову, потому что однозначного решения здесь быть не может. В пользу разных шагов есть веские доводы.
Посмотрела с удовольствием. Была рада обнаружить здесь понравившегося мне когда-то в Поздней женитьбе Ашкенази.
9 из 10
31 марта 2012
Элиэзер и Уриэль — не только отец и сын, но и два исследователя занимающиеся одной областью, к тому же отношения между ними довольно натянутые. С первого взгляда, кажется, что большая часть вины за это лежит на сыне. Коллеги по работе побаиваются его, а жена называет его трусом, который вечно боится конфликтовать. На этом фоне казалось бы больше понимания вызывает отец. Он посвятил своей работе 30 лет, но вдруг оказалось, что труды его жизни остались не кому не нужны. Ему тяжело смириться с этим и с успехом своего сына.
Картина отличается интересной и очень оригинальной режиссурой. Фильм полностью оправдал свое название. Примечание — это не только название, но и способ режиссера рассказать нам о взаимоотношениях отца и сына. Вначале режиссер знакомит нас с теми фактами жизни, которые нам следует знать об Элиэзере. Они появляются в виде примечаний или сносок на экране. За тем, таким же способом, перед нами предстает жизнь Уриэля. В этой части становиться понятно, как сильно он любит своего отца, а зависть отца к сыну наоборот переходит все рамки.
16 лет подряд Элиэзер выдвигался в претенденты на Премию Израиля, но всегда находились более достойные. И тут случается нелепая ошибка… Уриэль понимает что отец может не пережить ее раскрытия. Сможет ли Уриэль навсегда отказаться от того, что ему было не менее важно? И самое главное оценит ли это его отец?
«Примечание» получил награду за лучший сценарий на Каннском фестивале и номинировался на премию киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке, наряду с «Разводом Надера и Симин». Оба фильма отличаются открытым финалом и оставляют свободу для размышления, но если в «Разводе…» он полностью оправдан, то здесь же немного не достает завершенности.
До этого Джозеф Седар был мне знаком только по фильму «Костер» (Medurat Hashevet), который мне показался излишне мелодраматичным, но вторая «встреча» с этим режиссером оказалась куда более убедительной.
28 февраля 2012