Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Парад |
английское название: |
Parada |
год: | 2011 |
страны: |
Сербия,
Словения,
Хорватия,
Черногория,
Македония,
Франция,
Великобритания
|
режиссер: | Срджан Драгоевич |
сценарий: | Срджан Драгоевич |
продюсеры: | Срджан Драгоевич, Бильяна Прванович, Владимир Анастасов, Майк Дауни, Ева Рорман, Никола Койо, Игорь Нола |
видеооператор: | Душан Йоксимович |
композитор: | Игорь Перович |
художники: | Кирилл Спасеский, Елена Джорджевич, Стефан Савкович, Елена Милинович, Iva Rakic Svec |
монтаж: | Петар Маркович |
жанры: | комедия, мелодрама, драма, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1300000 |
Сборы в России: | $11 717 |
Мировые сборы: | $2 492 128 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 октября 2011 г. |
на DVD: | 19 ноября 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Я не особый любитель балканского кино и оно для меня в новинку. Так что фильм «Парад» стал для меня чем-то с родни знакомства с кинопроизводством этих странах. И знакомство было удачным.
Реалии стран вроде Сербий и Словений даже ассоциативно кажутся нам близкими к нашим реалиями. Только еще более бандитскими и грязными. Что-то такое и показывает нам режиссер фильма Срджан Драгоевич. Только добавляя во все это юмора. Именно он сглаживает углы. Ведь, смотря фильм, ты даешь себе установку, что все утрировано для комичного эффекта. К слову, комичность основное достоинство фильма.
Сюжет таков: жила-была два гея и все было у них хорошо. Только вот у одного из них была идея фикс устроить гей-парад в родном Белграде. По волшебному стечению обстоятельств оба знакомятся с местным криминальным авторитетом. И просят его помочь с защитой парада. Тот бы и не помогал, только вот у него свой интерес. Так и начинается все это забавное действо.
На какое-то время картина из серии «про криминальных парней и геев» переходит в разряд роуд-муви. Уморительно забавного и приятного. Наши герои ищут поддержки у бывших врагов по балканской войне уже упомянутого мной криминального авторитета. И я бы сказала. что именно эта часть фильма лучшая. Она яркая, колоритная и смешная. И «Парад» был бы идеальным фильмом, если бы всю картину смогли бы выдержать в таком духе. Но увы.
Смотря фильм, ты уже с середины понимаешь, что он ничем позитивным не закончится. Вроде бы все весло и хорошо, но ты уже ждешь чего-то плохо. Так что концовка не является неожиданной. Но она наиболее правильная. Зритель как будто выныривает из всего этого занятного фарса в реальность. А она как всегда сурова и неприятна.
В общем, у «Парада» есть один главный минус: стереотипность. Будь-то гомосексуалы, бандиты, местные власти или скинхэды. Все представляют собой живой стереотип. Никто не сомневается, что и такие представители этих групп существуют. Но тут сделано с каким-то гигантское обобщение. Так что каждая группа представляется единым персонажем, так как особых характерных отличий у каждого из группы просто нет.
8 из 10
21 июня 2015
Как это ни удивительно, на гомофобных Балканах фильм стал хитом, в год выхода собрав в кинотеатрах более полумиллиона сербов, хорватов, боснийцев и тех, кто ещё недавно сражался друг с другом не на жизнь, а на смерть. Как это ни странно, но эта картина даже не пытается замаскировать свою миссию — объединить балканские народы… через толерантное отношение к геям.
Двусмысленный меседж, ни находите? Однако, судя по посещаемости, увиденный и услышанный. Другой вопрос: усвоенный ли? Бывшие югославы и нынешние россияне — самые гомофобные нации. Часто воюющие, они в мирные времена ищут по привычке врага и находят его в тех, кто ведёт себя иначе. В данном случае — сильно иначе. Поэтому то, что в западной Европе уже давно стало общим местом, у славян в массе своей всё ещё вызывает дикое сопротивление. Но это пройдёт. Просто у нас по причине холодного климата всё происходит медленнее, чем на тех же Балканах.
Не надо быть большим психологом, чтобы понять: самое ярое неприятие однополая любовь вызывает у латентных гомосексуалистов. С помощью направленной агрессии они пытаются вытеснить страх перед осознанием того факта, в котором боятся признаться самим себе. Поэтому и предпочитают атаковать тех, кто этого не боится.
Признаюсь, лично мне во имя благой цели не раз и даже не два приходилось играть на гомофобных настроениях… В былые времена в кинозал «Синема», где я являюсь куратором показов, время от времени могли захаживать молодые люди в спортивных штанах, да ещё и с пивасиком. А поскольку пивасик имеет свойство раскрепощать и развязывать языки, в маленьком зале даже двух неадекватов уже было бы достаточно, чтобы испортить просмотр всем остальным. Поэтому предвосхищая возможные инциденты, прямо у кассы я «фильтровал электорат», сообщая такой компании как бы ненароком: «Скажу по секрету: фильм, на который вы собираетесь пойти, про голубых».
Как правило, этого было достаточно, чтобы пацаны с нервным смехом и репликами в духе прозы Захара Прилепина стремительно ретировались. Некоторые (не вру) буквально спасались бегством, лишь бы не быть заподозренными ни то что в лояльном отношении к «гомосекам», но даже просто — в интересе к теме. Без ложной «нескромности» скажу, что с помощью этой уловки мне удалось «спасти» немало сеансов, в основном — совершенно невинных гетеросексуальных мелодрам. Так, используя «особенности национального характера», можно предупреждать скандалы и одновременно экономить на охране.
Собственно, проблема охраны как раз и оказалась главной в фильме «Парад». Всё дело в том, что белградские ЛГБТ-активисты решили провести в столице парад гордости. В итоге два десятка рисковых гомофилов могли стать жертвами нескольких сотен разъярённых гомофобов. Чтобы избежать кровопролития, два гея от полной безысходности решаются на весьма креативный шаг: нанять для охраны мероприятия ветеранов балканской войны. Бригада секьюрити набирается по принципу, придуманному ещё в «Семи самураях», а затем апробированному в «Великолепной семёрке».
Четверо (да-да, всего четверо!) бывших вояк, представляющие четыре разные балканские народности, закорешившиеся ещё в военное время на почве нелюбви к НАТО, слабости к туалетной бумаге и прочим перверсиям, не сказать, что горят особым желанием сложить головы за «грязных педиков», но личная дружба — превыше всего. В общем: «Все, как один, умрём в борьбе за это…». В итоге неравной битвы с бритоголовыми молодчиками погибает один из «нежных сердцем». На церемонии погребения присутствуют одни сплошные подранки — изувеченные, но не сдавшиеся участники парада гордости, заложившие своим поступком фундамент прогрессивных изменений. Через год, в октябре 2010-го, первый официальный гей-парад в Белграде будут охранять уже 5600 полицейских, не позволивших помешать его проведению шести тысячам скинхедов. Хотя 207 человек в тот день всё-таки получат ранения разной степени тяжести, — обо всём этом сообщат лаконичные финальные титры.
Срджан Драгоевич, в 1998-м поставивший «Раны» — один из самых брутальных фильмов о балканской междоусобице, и на этот раз не пожалел ни красок, ни символики, чтобы пронять и достучаться до своих соотечественников. Его невероятная сатирическая фантасмагория с яркими шаржированными типажами и большим количеством кича в каждом отдельно взятом кадре недвусмысленно призывает постюгославов брататься и оставить, наконец, в прошлом межнациональную вражду. В конце концов, чем абсурднее повод, тем веселее это делать.
28 июля 2013
На тему этого фильма не хочется много говорить, потому что в этом нет смысла. Гомофобы не станут такое смотреть. Даже если их завлекать тем, что тут избивают геев. В фильме употребляют уличный жаргон для их обозначения, дабы передать ситуацию более реалистично. Для самих геев и людей действительно толерантных к секс-меньшинствам тут тоже ничего нового не покажут. Ну, может, для геев в цивилизованной стране это покажется возмутительным нарушением прав человека. А наши геи понимают, что им могут хорошенько «вломить» на улице за то, что ты не такой, как они.
Я, конечно, ценю попытку режиссера объединить перед экраном любителей драм и любителей поржать, но вот смеяться совсем не хочется. Особенно в конце. Не вижу ни малейшего повода для радости. Да и качество юмора оставляет желать лучшего. Персонажи сделали шаблонными. Удивительно, как это обошлись без боа? Это же обязательный атрибут в каждой комедии про геев! (Сарказм). Хотя и так пара главных героев выглядит вполне стандартно: милый пухляш и его манерный дружок. В прочем, натуралам повезло не больше — бритоголовые и не шибко умные. Тем не менее, у первых хватит мужества, а у вторых — сентиментальности. И вместе они станут смотреть «Бен-Гура», трактуя сюжет по-разному.
Скажу честно, понравилась только концовка. Ради нее стоит посмотреть весь фильм. Можно понять тех, кто испугался нескольких сотен неонацистов. Я думаю, что подавляющее большинство в той ситуации поступило бы также. И этого не надо стыдиться. Небольшая польза будет для общества от того, что вас побьют. Но нельзя не восхититься мужеством тех, кто остался на месте, зная наперед, что с ними случится. Фильм обладает мотивирующим посылом. Хочется верить, что ситуация изменится и в Сербии, и у нас, чтоб каждый мог чувствовать себя в безопасности в своей родной стране.
Но в конце хочу привести цитату из книги Сэлинджера: «Признак незрелости человека — то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости — то, что он хочет смиренно жить ради правого дела.» Эти парады приносят самим геям больше вреда, чем пользы. Наше общество еще не готово к таким переменам. Открывайтесь близким людям и некоторым знакомым, а не всем подряд. Ради собственной безопасности. Поверьте, гомофобное общество не оценит ваше самопожертвование. Его просто никто не заметит. Подумаешь, п***р умер. Но за своих друзей не бойтесь заступиться, если придется. Сила не в том, чтобы быть сильным. Сила в том, чтобы не обижать тех, кто слабее тебя.
7 из 10
12 июля 2013
Первое, что подкупило меня в этом фильме, это ощущения полного присутствия меня где-то там в комнате, на улице, за столом. Будто я всё время среди них. За счет чего так вышло? У нас много общего. Много вероисповеданий, много нерешенных конфликтов в обществе, такое же отсутсвие свободы слова, и, пожалуй, схожий темперамент, хотя эти товарищи ещё более сумашедшие.
Второе, что придало фильму легкость при просмотре, это комедийные моменты. При другом раскладе, фильм повис бы очередным камнем на шее, а так, дал повод в очередной раз призадуматься, и порадоваться за правильный посыл содержания.
Однозначно, удачное кино!
19 марта 2013
От этой ленты ожидала большего. Нет там ни глубины юмора «Бората», ни накала любовной трагедии «Горбатой горы», ни политических лозунгов «Харви Милка», ни легкости голубого бытия «Queer As Folk».
Фильм на самом деле довольно простенький, рассчитан на натуралов, а с тем единственным переводом, что есть(грубыми «педиками» и «педрилами» с первых кадров) и вовсе в первые 10 минут отталкивает. Все персонажи утрированно карикатурны: «педики» манерны, беспомощны и жалки, натуралы — брутальные качки с военным прошлым, жена бандита — пергидрольная баба «с яйцами», и т. д. И фильм типа комедия. Но не без слез и трагизьма.
Но вот его главный плюс — Сербия тут очень похожа на РОССИЮ, и от этого происходящее воспринимается как художественное произведение лишь во вторую очередь, на первое выходит ощущение «дежавю»: то же бесправие, униженность, беспомощность, продажность чиновников и полиции, беззащитность, и в конечном счете, беспросветность оставаться «в этой стране», а не эмигрировать куда-то в Канаду. И в этом смысле второй плюс, что фильм снят при поддержке государства и при его финансировании. Видимо, у сербского государства что-то забрезжило — и это вселяет надежду.
Если в до недавних пор раздираемой военными конфликтами крохотной Сербии (население страны 7 млн. чел. — это примерно половина населения Москвы) сумели защитить гей-парад — он-таки состоялся! — от 5 тысяч вооруженных скинхедов, может быть и в России, стране, победившей фашизм 60 лет назад, смогут защитить от пары сотен националистов подобное шествие хотя бы на 8-ю попытку его проведения в Москве в 2013-м?
И еще: несмотря на странное предупреждение перед фильме о «наличии сцен насилия» — в фильме нет даже намека на эротизм и хоть какие-то обжимашки — так что натуралам такой фильм смотреть весьма безопасно. (Они же всегда боятся «заразиться», глядя, как один мужик на экране целует другого.) Драки есть, но по сравнению с каким-нибудь Рокки или ВанДаммом — так, щекотка.
Поэтому посмотреть «Парад» я рекомендовала бы.
Пройдет лет десять и фильм, наверняка будут критиковать за неправильно расставленные акценты. Ведь главная мысль в нем: «педики» еб*нуты, но безобидны, не угрожают добропорядочным гражданам, давайте их пожалеем — это польстит нашему великодушие, которое нравится нашим женщинам». Но пусть хоть так. В болоте агрессивной гомофобии любая соломинка — шаг из болота.
18 ноября 2012
«Я не гомофоб, но эта песня такая, мать ее, гейская!» (Джон Ладжой)
Кто предупрежден, тот вооружен: у этого фильма ужасный, отвратительный, мерзкий, соплежуйский, насквозь искусственный финал. Бойтесь американцев, дары приносящих, помимо демократии и воинствующей толерантности у них в загашнике может заваляться еще какая-нибудь пакость, типа пафосных концовок кинопродукции и сотворения мучеников. И все бы неплохо, но на этой разнузданной сербской комедии, одновременно ироничной и фарсовой, последние 20 минут смотрятся, как на корове седло. Или как если бы в финале фильма Кустурицы цыгане сели на медведей и отправились в Непал с миротворческой миссией, а их жены махали вслед не первой свежести платочками и тихо плакали в свои морщины.
И все-таки концовка вполне закономерна, ведь на подготовке к пресловутому параду построен весь сюжет картины, громоздящей одну на другую уморительные нелепицы, чтобы, как, рыдая, скажет ЛГБТ-активист Марко, две Сербии, наконец, смогли взглянуть в лицо друг друга… Тьфу ты, какая пафосная гадость! Ну, посмотрят они, что дальше? Одна сторона увидит кучку прижатых к стене фриков с идиотскими радужными шариками, идиотскими радужными флагами и требованием каких-то там прав. Другая — толпу разъяренных молодых садистов, с образами Георгия Победоносца наперевес, воющих в предвкушении крови. А потом Сербии подерутся, и победит та, которая заведомо сильнее и на чьей стороне Бог, ведь образом бить определенно сподручнее, чем связкой шариков.
Самое забавное, что не испорченному гей-пропагандой зрителю очевидно: две Сербии смотрят друг на друга весь этот прекрасный, яркий совершенно нецензурный фильм. Старая — не Сербия даже, а Югославия, сгоревшая в пламени локальных войн. Пятидесятилетние сербы, хорваты, албанцы, македонцы, называющие друг друга презрительными прозвищами, но притом связанные давними днями под огнем, одолжениями ценой в жизнь, любовью к своим бабам, детям и полукриминальной работе. Редкие встречи, медвежьи объятия, серия тостов: «за 1991», «за 1992» и фирменный «будемо!» Новая — их сыновья, которые на пресловутом параде станут по разную сторону условных баррикад. Бритоголовые неонацисты, которые пороху не нюхали, а туда же, сучьи дети, Родину от педиков защищать. Радужные активисты, знать не желающие ни историю своей страны, ни саму страну, покуда она не обеспечит им достойный уровень жизни.
Как эта разношерстная компания оказалась вместе, в одном розовом автомобильчике, испохабленном крепкими словами на трех языках — долго рассказывать. Всему виной совпадение, мечта, предстоящая свадьба и шикарная полнотелая Бисерка, из тех что за своего «душе» кому хочешь душу вытрясут, маникюра не жалея, зато уж и с него не слезут, пока не сделает все, что велено. Пройдет немало времени, пока альфа-самцы перестанут прикрывать перед сном зад подушкой и огорченно материться, выслушивая ответ на очередной откровенный вопрос, а манерные мальчики — брезгливо фыркать и воротить свои напудренные носы от тех, кому завтра предстоит их защищать. Немало времени, пока станет ясно, что «вот эти вот, и даже вон тот придурок» — самые обычные люди, смешные, несовершенные, не лишенные недостатков, но настоящие. Люди, которым бы не по парадам шляться, а просто чаще встречаться друг с другом глазами.
7 из 10
26 октября 2012
«Балканы — пороховая бочка Европы» считалось в 19 веке. Хотя, по моему, ни 20, ни 21 век не дал спокойствия ни Балканам, ни Европе частью которой Балканы являются.
Фильм сербского режиссера С. Драговича «Парад» рассказывают историю маленькой ЛГБТ-организации Белгорода, которая пытается провести гей-парад, и этим выразить свою гражданскую позицию. Однако, основная проблема фильма, как мне кажется, шире. Автор затронул и проблему недавней гражданской воны в Югославии и «миротворческую» миссию условного Запада (ЕС-США), криминализацию балканских стран и в целом, фиктивности (по крайней мере, слабости) демократических, гражданских институтов в этих странах.
Главная ценность этого фильма, в том, что это здоровая комедия. Здоровая в том смысле, что не ядовито-саркастично высмеивают тех же гей-активистов или защитников морали с иконами в одной руке, битами в другой. Фильм пытается быть выше ситуации, смеется над абсурдностью проблемы, которая совершенно серьезно может вылиться в новую гражданскую войну. Это попытка, можно сказать, научного анализа, только с юмором. Этого в России не хватает, где с советских времен привыкли, что искусство должно быть ангажированным (даже сверхангажированным).
В связи с этим фильм актуален и на постсоветском пространстве, которое так похоже на пост-югославское.
Соответственно, бывшие СССР и Югославия похожи больше не столько историческими событиями (распад многонациональной страны, вооруженные межнациональные конфликты, криминализация общества и т. д.), а современным состоянием обществ. Чувство неполноценности, национальная закомплексованность приводит к усилению экстремистских группировок, которые вымещают зло на более слабом противнике.
Несмотря на то, что фильм смотрится довольно легко, финал напоминает, что это все-таки и драма.
23 октября 2012
Взятые в плен Европой, Балканы обречены разделить участь единой семьи, пропитываясь соком гуманизма и общечеловеческих ценностей, переваливающихся через склоны высоких гор, инфицируя население вирусным влечением к свободе, равенству и братству, добирающимся до отношений полов и тел.
Всё ещё только начинается, и поэтому Срджан Драгоевич выбирает комедию, с шуткой проникая в исторический контекст и представляя современные реалии распавшейся страны, пребывающей в прозрачности границ недавних врагов, живущих воспоминаниями о былых боях и сражениях в дивном новом мире цветущей коррупции и нетленного национализма, вымещающего застаревшую злобу на бессильно ничтожное сексуальное меньшинство.
Не беря на себя лишнего, режиссёр, считаясь с реалиями, благоразумно выдаёт толерантность как результат сделки, иронией судьбы связавшей натуральных мужчин с гомосексуалами, готовых обменяться услугами (не подумайте ничего такого), одни — во имя идеи, другие — ради счастья семьи.
Заключив пакт, смешанная пара отправляется на поиски решения: собирать бывших врагов по оружию в команду спецназа для охраны горстки неугомонных геев, грозящихся пройти парадом по столице, где скинхедов стократ больше, чем фонарных столбов.
После пародийного гангстерского расстрела четвероногого друга сербского братка, замаячивший было потешный криминальный боевик, в два хода переходит в русло уморительного роуд-муви, нанизывая на одну нитку с тем воякой бездельничающего хорвата, не обременённого заботами боснийца и находчивого албанца, поддерживающего экономическую независимость наркообменом со своими «освободителями».
Ввязавшись в дело, мужики вынуждены делить компанию с геями, попутно открывая не замеченный ранее гомоэротизм любимых киногероев, переживая смятение и путаницу чувств, побуждающие главаря стать поперёк обритого сына, отметая в сторону шутки, когда дело подходит к войне.
Весь смех тут с серьёзными лицами настораживающе адекватных личностей, исключающих любые намёки на соблазнительную в подобной теме клоунскую дурь, не обламывая серьёзных намерений автора, в нелепом случае увидевшем отражение жёсткой борьбы, в которой личная честь не зависит от сексуальной ориентации, как и от цвета флага, под которым приходится за неё постоять.
Не допуская глупости, Драгоевич обрывает смех трагедией, не скрывая, что правда горька, но свобода возможна, с мудростью честной власти, способной защищать право равенства, независимо от желания возмущённого большинства.
17 октября 2012
Не оставить отзыв к этому фильму я не могу. Пусть хоть кого-то я смогу им подтолкнуть на просмотр. Если вы терпимы к гомосексуализму, то вам стоит его посмотреть, если нет — то тем более.
Первый раз я увидела этот фильм на кинофестивале в Хорватии, и уже тогда после первого просмотра он вызвал невероятную бурю эмоций: хотелось смеяться, плакать, негодовать и бороться с несправедливостью, любой! Огромная толпа людей, стоя, со слезами на глазах, аплодировала создателям и исполнителям главных ролей беспрерывно в течении 15 минут. Узнав, что фильм выйдет в прокат в России, я посчитала своим долгом показать его друзьям и знакомым, потому что просто рассказывать и советовать посмотреть — было мало.
Итак, о чём же фильм Парад? О любви, дружбе, мечтах, идеях, стремлениях, правде… Этот фильм объединяет в себе здоровое чувство юмора и серьёзный, глубокий посыл. Драгоевичу удалось открыто, дерзко и провокационно заявить о действительно серьёзной проблеме своей страны, которая, к сожалению, распространенна повсеместно.
В центре сюжета пара гомосексуалистов, которая хочет добиться своего права не скрывать свою ориентацию и жить свободно, главным актом протеста против гомофобии для них, естественно, является гей-парад. Полиция не желает обеспечивать охрану этому действу, а угрозы о кровавой расправе активисты движения получают каждодневно. В отчаянии герои обращаются за помощью к криминальному авторитету и ветерану балканской войны — Мишко Лимуну. На протяжении фильма мы видим, как меняется его отношение к гомосексуализму и геям, конкретно в лице Радмило и Мирко. Он понимает, что они такие же люди как и он, «такие же нормальные», они так же живут, хотят счастья и гармонии в своей жизни, переживают такие же бытовые проблемы.
На помощь в обеспечении безопастности Мишко зовёт своих «врагов» по балканской войне. И здесь перед нами предстаёт взгляд на другую проблему, уже локальную, балканскую: не смотря на войну, неприязнь, предрассудки, есть вещи, которые объединяют враждующих людей — есть дружба. И друг не будет спрашивать, для чего тебе нужна его помощь, он просто поможет. Перед нами предстаёт картина встречи четырёх друзей, прошедших войну, но оставшихся по разным сторонам баррикад.
Собственно, саму суть этого объединения можно видеть и в создании фильма: искуссвто, желание передать свои мысли и переживания сильнее, чем вражда и распри.
Отдельно хочется сказать про актёрский состав: это невероятно гармоничный коллектив, который создал потрясающе харизматичных персонажей. Переживать за них начинаешь уже с самого начала, к середине все уже становятся тебе абсолютно родными людьми. Каждый настолько ярок и колоритен, что выделить кого-то отдельно просто не поворачивается язык.
Подытоживая, уверено говорю, что после просмотра, фильм в любом случае не сможет никого оставить равнодушным, априори. Не будет человека, который не сможет почувствовать ничего. Какой-то пусть маленький момент, но обязательно затронет за живое и заставит задуматься\одуматься\передумать\измениться\…
Это хорошее кино, действительно хорошее кино, от людей, которые не побоялись высказать своё мнение и открыть его всем.
12 октября 2012