Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Четвертая власть |
английское название: |
Die vierte Macht |
год: | 2011 |
страна: |
Германия
|
слоган: | «Journalist. Terrorist. Innocent?» |
режиссер: | Деннис Ганзель |
сценаристы: | Деннис Ганзель, Флориан Шумахер, Пьер Питерс-Арнольдс |
продюсеры: | Томас Фридл, Нико Хофманн, Тобиаш Тимме, Себастиан Вернингер, Нина Мюллер |
видеооператор: | Даниэль Готтшальк |
композитор: | Хайко Майле |
художники: | Матиас Мюссе, Ральф Шрек, Тильман Лаш |
монтаж: | Йохен Реттер |
жанр: | триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 марта 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 57 мин |
Знаете, забавно наблюдать, как люди готовы единомышленника сразу объявить гением, а посредственный фильм, но высказавшийся на больную тему в определённом ключе, немедленно становится достойным просмотра.
Что, собственно, за фильм? Политический триллер (в начале не зря мерцает предупреждение о вымышленности событий), где немец расследует причины взрывов домов в Москве, убийство оппозиционного журналиста… Ответ лежит на поверхности, и в фильме чёткое разграничение хороших и плохих: чеченские боевики хорошие, а все силовики козлы. И журналисты трясутся под гнётом тоталитаризма.
Стоит отметить, что Москву режиссёр всё же старался показать без особой клюквы. Так, ошибки, киевские места, странные надписи (когда увидел, ГДЕ работал Яжинский — улетел под стол), да куча народу шпарит по-немецки, а сам Пауль чертовски хорошо ориентируется в городе, не зная русского языка.
Но когда мне начинают впаривать крайне однобокую трактовку событий под завывания «это же правда!!!», причём предназначенная для зарубежного зрителя, который особо не в курсе происходящего в РФ… Про убитого оппозиционного Журналиста никто не рискует говорить-печатать? Да наши СМИ минимум неделю разглагольствовали о подобном, выражая, в основном, положительное мнение. Все боятся писать Правду? Ну, по ТВ — может и да, редко смотрю, но газеты-радио читаю-слушаю. Не боятся, говорят напрямую. И ничего, живы-здоровы. Я живу в другой России? С митингом вообще клоунада, у нас они немного по другому выглядят, и разгон тоже, а уж про намерение девушки взорвать метро ради брата (и она остаётся хорошей!) — что-то уму непостижимо.
Спецслужбы… Стоят хмурые дяденьки, на лице которых так и написано: 30 лет в КГБ, 20 в ФСБ, папа из НКВД, дед в ЧК, метут грозные взгляды. И чеченских боевиков зря обижают, вот они какие хорошенькие. А раскрываются до того нелепо, что сидишь и думаешь: что за дурдом?
Если всё же говорить про сам фильм… Актёры плохо играют, особенно Блябтрой (главный герой, однако). Разве что Шербеджиа традиционно хорош, да Римельт. Плохие персонажы, как на подбор, с хмурыми лицами, тяжёлым взглядом и сухощавым лицом, хорошие — хорошо выглядят. На фоне плохих, по крайней мере.
Сценарий неровный: отдельные моменты хорошо сняты, динамично и увлекательно, но промежутки между ними такие тоскливо-затянутые… А так же все эти невероятные чудесные совпадения, алогичное поведение всех и вся, то спецслужбы контролируют всё, то ничего не контролируют, то герой является грушей для битья, то внезапно крутеет и сам лихо валит недругов…
Да, фильм на больную тему, в чём есть его кое-какой плюс. Только вот он рассматривает проблему настолько узколобо, в столь узких рамках мышления и стереотипов, что остаётся разводить руками.
И всё же, в забавном мире мы живём.
И страшном.
3 из 10
9 октября 2014
Фильм «Четвёртая власть» прекрасно показывает всю размытость правдивой журналистики в России, по ходу просмотра фильма ощущалась даже сама идея режиссёра подать всё в замыленных тонах, чувствовалась какая-то неполноценность происходящего. Фильм одновременно про страну, где почти абсолютно и нет этой четвёртой власти, и про человека, который нам напоминает что такое «четвёртая власть».
Нам была подана диалектика всего, что происходит в нашей стране на протяжении 20 лет.
Вся правда здесь — это жизнь за кадром, нет настоящей правды, которая говорила бы нам, что действительно происходит в стране. А в стране происходят взрывы, о которых мы ничего не должны знать, а если и должны, то мы знаем это в размытом, одновременно правдивом, но и в фальшивом виде.
«Четвёртая власть» оказывается в тюрьме, куда очень немногие журналисты хотят попасть. В нашей стране все боятся потерять работу за правду, а то и хуже — попасть в тюрьму или быть убитыми.
Наша правда теперь — глянец. Всю правду главный герой узнаёт только в тюрьме, жаль, что вся правда теперь только там. В жизни нам рассказывают только такую правду, какую нам полагается знать. Четвёртая власть — уже не четвёртая власть.
14 сентября 2013
«Стоит ли говорить правду? Правда никому не нужна».
Лучший пример «политического фильма», чего-то такого. Тут есть все, что нужно знать европейцу и американцу о России. После просмотра этого фильма появились некоторые эмоции. Первая — злость от того что о нем мало кто знает.
Этот фильм надо показать по федеральному каналу, разрекламировать… Сделать все, что бы его посмотрело как можно больше русских. Именно после этого всем станет понятно, что это за фильм. Жалко что этого не произойдёт, потому что тема взрыва домов цензурируется властями. И в самом фильме один из персонажей расскажет почему это правильно.
Основные тезисы фильма следующие: Россия — полицейское государство, население боится власти. Журналисты боятся темы политики, а национальная идея (патриотизм) используется властями для того что бы устанавливать тоталитарный контроль. ФСБ взрывала жилые дома 10 лет назад что бы установить власть и запугать население. Все СМИ жестко контролируются, а террористическая угроза — липа властей, что бы, в том числе, дискредитировать оппозицию, которую пакуют и закрывают после каждого митинга. В тюрьмах нет никакого надзора и порядка.
Убогий и нереалистичный фильм, являющийся пропагандой для пятой колонны России и для «благополучных» стран. Типичный образ криминальной России с угнетаемым населением. Все бухают водку, а все девушки проститутки. Спецслужбы занимаются постоянной слежкой за журналистами, которых если нужно, убивают, и называют это терактами. Интересно как в фильме показано, будто бы русские имеют западный образ жизни. Создатели фильма вообще не пытались перенести Россию в свой фильм.
Очень рекомендую после просмотра фильма несогласным с моим мнением вспомнить 9/11 и какую роль это событие сыграло во внешней и внутренней законодательной политике США. Раз вы такие умные…
1 из 10
9 июля 2013
Этот немецкий политический триллер, пожалуй, настоящий экстремистский фильм с точки зрения современных российских властей. У квасных патриотов он наверняка вызвал бы лютый баттхерт, а у квасных либералов — восторг. Но в России его на большом экране или по телевизору ни за что не покажут.
Немецкий журналист (Мориц Бляйбтрой) приезжает в Россию вести колонку в гламурном журнале, он быстро погружается в неприветливую российскую действительность с ее контрастами, блеском и нищетой. Однако после публикации некролога на убийство известного журналиста, Пауль Йенсен попадает в водоворот событий, которые приводят его в гущу политической конспирологии и помогают раскрыть тайну гибели отца, тоже журналиста, в России в конце 90-х.
В ленту попало почти всё, что можно вспомнить из политической жизни России: коррупция, бюрократия, взрывы домов в Москве и пр. терракты, чеченцы, митинги оппозиции, разгоняемые омоном, Кровавая Гэбня™, «взбесившийся принтер», политические фигуры, в которых совершенно отчетливо узнаваемы реальные государственные лица — над Россией протянулась паутина скрытого и явного террора.
В определенный момент картина приобретает кафкианский налет беспросветности и абсурда, напоминая о Йозефе К, когда главный герой попадает в тюрьму. Кстати, намеки на Кафку хороши.
Многие детали российской действительности, хоть и утрированы, но весьма схожи с настоящим. Но и стереотипных ляпов тоже предостаточно. Серость окружающего мира удачно подчеркнута операторским решением фильма, с приглушенным холодновато-серым колоритом.
Что раздражает в «Четвертой Власти»: моменты перегибания идеологической палки, любая конспирологическая агитка сверх меры не вызывает у меня радости. Во-вторых, русский язык немецких актеров. Лучше бы они всё время говорили по-немецки. В-третьих, драматургия: не нравится ощущение, будто только случайности все время ведут пассивного героя. И наконец, сам герой кажется чересчур наивным, просто до глупости. Актерские работы в целом незапоминающиеся, хотя красива актриса Касия Смутняк, сыгравшая Катю, любовницу Пауля.
5 из 10
29 марта 2013
Безусловно, фильм заслуживает того, чтобы быть просмотренным. Нет, конспирологическая канва — не главное, и не показатель. «Четвертая власть» ценна как политическое кино вообще. Дан вполне определенный, неглубокий, срез российской политики, если понимать это слово буквально как police — государственное насилие. «Силовики» прорисованы довольно четко. К счастью, режиссер не полез в глубокий психологизм «силовиков», не стал вскрывать их душу. Они показаны как беспощадные инструменты системы. Ничего специфически российского здесь нет.
Конечно, портреты главных героев прорисованы слабо. Размыт и главный герой. При этом контраст культурного кода поведения немца и русских, на мой взгляд, выигрышный. Очень хорошо передается атмосфера ужаса европейца перед системой, с которой он столкнулся (на примере тюрьмы).
Как уже было отмечено критиками, финал и наивен, и не досказан. Реалистическая сторона пострадала, но посыл, в принципе, правильный — российские журналисты должны готовы рисковать ради правды.
Это не то кино, которое захочется смотреть снова. Но оно стоит потраченного времени.
6 из 10
30 октября 2012
«Все персонажи и события данного фильма являются вымышленными» (с), — эту надпись надо было оставить на экране на все время фильма.
Картина вызвала весьма противоречивые чувства. С одной стороны, я далеко не приверженец официальной версии событий на Каширском шоссе, и легко могу допустить, что терракты были организованы спецслужбами. Также меня не особо смущает то, как показаны олигархи и милиционеры, да и вообще наш быт. Т. е. ничего необычного для среднестатистического россиянина тут нет, а иные клюквенные моменты могут лишь вызвать легкую зевоту вперемешку с ироничной ухмылкой. Исходя из всего этого поначалу мне как-то стало непонятно, откуда же у меня взялась такая злость на тех, кто сделал этот водевиль?
Взялась она от несоответствия жанра фильма серьезности обсуждаемой проблемы. Из трагедии сделали фарс. Начнем с того, что тема была выбрана очень смелая. До недавних пор, освещая такую тему можно было нечаянно разделить судьбу Марии Кюри. Режиссер обезопасил себя от чая с микроэлементами мелкой строчкой о «вымышленности событий». В таком случае, абсолютно непонятно зачем он упоминает об, отнюдь не вымышленном, гордом горном народе? Оказывается, война в Чечне началась оттого, что (отнюдь не вымышленные) русские непонятно зачем пришли и вырезали весь аул с женщинами и детьми. Обездоленным горцам ничего больше не оставалось как пойти с оружием в руках восстанавливать справедливость… Извините, но уж больно это напоминает пропагандистский «The beast of war»! Почему в фильме не упоминаются сотни сожженных заживо детей Беслана? Неужели их тоже ФСБ брало в заложники, а Басаев тут не при чем? Почему нет ни слова об убийствах мирного русского населения в Чеченской республике в начале 90-х? Или этого не было? К чему эта, сказанная чеченцем, фраза: «президент нашей республики — кремлевская марионетка»? Что это, призыв для чеченцев ввергнуться в ад очередной войны? В общем, при просмотре фильма картина в отношении чеченской войны складывается вполне однозначная и, к сожалению, абсолютно не соответствующая действительности.
Перейдем к художественной стороне. Большинство сцен снимались в до боли знакомом мне Киеве. В каждом показаном месте был сотни раз. Тем больше режет ухо «я покажу тебе Москву» на фоне позняковских новостроек, «царского села» и Родины-матери. Надписи в «московском» метро «НЕМАЕ ВХОДУ» просто умиляют. Когда это украинский стал в РФ вторым государственным? Ладно, спишем опять на «вымышленность событий и персонажей».
Для низкопробного триллера с вымышленными персонажами, очевидно, не требуется не только достоверности декораций, но и реалистичности событий: главный герой, бродя по многомиллионному городу, оказывается точно в месте убийства известного журналиста; в комнате, заполненной стопками разбросанных при обыске архивных бумаг, в первый же момент находится одна-единственная нужная; в одном из нескольких тысяч вагонов «московского» метро абсолютно случайно встречаются именно те люди, которые нужны; московские красавицы, по мановению сценариста, не ведая гордости и абсолютно бесплатно вешаются на первого попавшегося (ага, именно тот случай); Дмитрий отправляет разыскиваемого полицией немецкого журналиста «отлежаться» в Киев, будто бы между Россией и Украиной нет таможенного поста; на митинге опозиционеров милиция грузит всех в автозаки, а главных героев тут же, под носом у ОМОНа ждет такси и т. п. Все как в кино!
В общем, сценарий был явно написан между очередными частями «Бонд`иады», со стандартными для нее, но несуразно выглядящими и неуместными для более серьезного фильма, вкраплениями эротики и экшена. Глупости и несостыковки нивелируют всю идейную составляющую фильма. Если на арене выступают клоуны, то представление называется клоунадой.
Итого: ширпотреб, с невнятной и непроработанной притензией на серьезность и документальность. Ни рыба, ни мясо. Тем не менее, можно и посмотреть, уж больно тема животрепещущая.
4,5 из 10
29 октября 2012
Очередной триллер (с элементами боевика) категории «B». Сюжет держится на традиционной конспирологической схеме. О ней подробно я говорить не буду — смотрите фильм сами.
Остановлюсь лишь на самом выделяющемся для меня. Герой, попадая с самого начала в недружественную Россию (погода пасмурная), проходит все испытания кафкинского Йозефа К. из «Процесса». Фоном для детективной истории является тотальная коррупция, разбавленная сценами олигархичекой роскоши вперемешку с почти со «сталкеровскими» пейзажами Москвы.
По сюжету журналист Пауль Йенсен (Моритц Бляйбтрой) попадает в свои передряги после того, как печатает политически ангажированную статью (некролог). Дальше влюбляется в политактивистку, которая погибает в теракте (неслучайном конечно-же).
После проходит через лефортовский СИЗО. А после сбегает от недоброжелателей, проявляя недюжие способности и это далеко не всё, но опять же смотрите сами.
Смотрел, вообще, только ради стереотипов, так как уже по трейлеру понял, что будет много.
С одной стороны уж слишком много рядовых москвичей знают немецкий (и могут на нем понятно изъяснятся). Страдает реалистичность, хотя в подобных фильмах ей места совсем нет.
С другой стороны собраны в кучу многочисленный стереотипы о России. Она в фильме мало чем отличается от советского образца года так 1937-го (разве что резким соц. расслоение, с чем не спорю).
Русский друг-фотограф Дима имеет все черты этой самой «русскости» — от характера до музыки в машине (обратите внимание на неё при просмотре). Ему не хватает разве, что шапки-ушанки и ручного медведя. В первые минуты фильма он уже выполняет главное дело россиян — давать взятки (в данном случае гаишнику). Невидимая машина «Кровавой гэбни» начинает работать в тот же день, когда публикуется тот самый некролог героя. Я уж не говорю про последнюю треть фильма, где мы узнаем кто «на самом деле» за всем стоит.
Подводя итог, отвечу на вопрос:' А стоит ли смотреть тогда?» Конечно стоит. Это для некоторого зарубежного зрителя фильм будет триллером-боевиком-драмой. Для отечественного зрителя сойдет за неплохую комедию-пародию не только из-за обилия стереотипов, но и из-а типичных для данного жанра ляпов.
2 из 10
исключительно из-за субъективной нелюбви к конспирологии
24 сентября 2012
«Я учу их, как не бояться, не бояться и делать, что надо» (Н. Гумилев)
Если вам представится возможность посмотреть этот фильм, не пренебрегайте ей. Потому что этот фильм сделан очень добросовестно. Потому что Ганзель не боится сказать о том, о чем говорить не принято. Потому что это фильм, который никогда не попадет в российский прокат.
Берлинский журналист Пауль Йенсен (Моритц Бляйбтрой) приезжает в российскую столицу вести светскую колонку в глянце, веселиться, выпивать и коротать ночи в лучших клубах. Однако, опубликовав очерк об убийстве известного публициста, молодой мужчина попадает в водоворот событий, которые помогут разгадать старую семейную тайну: почему погиб отец Пауля, журналист, работавший в Москве в конце девяностых. Это фильм о Москве контрастов: с одной стороны шикарные рестораны, дорогие машины и доступные женщины. С другой — камера следственного изолятора Лефортово, куда Йенсен попадает по подозрению в терроризме, бюрократическая машина и суровый тюремный быт
Почти все ключевые сцены были сняты в Берлине и Киеве. Но несмотря на то, что съемки в Москве шли всего три дня, «Четвертая власть» отличается своим почти документальным правдоподобием. С чисто немецкой педантичностью Ганзель снял очень вдумчивый, умный и серьезный фильм, который будет интересен зрителям любой национальности. Любопытно, что все актеры, чьи персонажи по сюжету были русскими, заговорили по-немецки с очень явным русским акцентом. Для молодого немецкого актера Макса Римельта картина стала уже пятой совместной работой с Ганзелем. Герой Римельта, фотограф Дима — русский до мозга костей. Тут не только удивительно удавшийся Римельту акцент, но и димино мировоззрение: фотограф необыкновенно циничен, полагается на «русский авось», но ради едва знакомого Йенсена, не задумываясь, рискует жизнью. Центром солнечной системы «Четвертой власти» стал Мориц Бляйбтрой. «Если бы он отказался участвовать, фильм не был бы снят», — поделился режиссер с порталом news.de.
В Москве Ганзелю снимать не дали, потому что молодой режиссер поднял большинство тем, обсуждаемых оппозицией: от взрывов жилых домов в конце девяностых до убийства «несогласных» журналистов. Сознательно или нет, режиссер упоминает и о том, что оппозиционная журналистика почти полностью ушла в глянцевую прессу — вероятно, оттого, что там ее не ждут. Редактор Йенсена решается опубликовать материал, который не должен был выйти в свет, прекрасно понимая, что это может стать последним поступком в его профессиональной жизни. Кроме того, в рамках довольно скромного бюджета Ганзелю удалось снять зрелищное кино, продемонстрировав, что и из серьезной темы можно создать триллер, который на два часа заставит зрителя забыть обо всем.
10 из 10
за смелость и основательную подготовку к съемкам.
25 апреля 2012