Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смертельный вальс |
английское название: |
Halálkeringö |
год: | 2010 |
страна: |
Венгрия
|
режиссер: | Кёвеш Кристиан Карой |
сценарий: | Иштван П. Сабо |
продюсеры: | Габор Ковач, Аги Патаки, Петер Деак, Жолт Кукучка, Андраш Поош, Юдит Ромвальтер |
видеооператор: | Балаж Добоци |
композиторы: | Виктор Раконцаи, Арон Адам Ковач |
художники: | Ката Шара, Агнеш Меньхарт, Михай Тапаи, Балаж Хуйбер, Дьёрдь Хорват, Фанни Матияк |
монтаж: | Адам Фирш |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 января 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Как влюбиться в Венгрию и венгерцев за два часа? Смотрим «Смертельный вальс» (желательно с субтитрой, потому как русский перевод — он в духе лучших времён Гоблина, гипергнусавый, однако же без шутеек, что расстраивает очень) — всё, вы любите венгерцев. Либо вы ненавидите венгерцев и презираете их всем сердцем — тут третьего не дано.
Лента в духе старого-доброго «Куба», первой, разумеется, части, но в разы, откровенно признаюсь, круче и запутаннее. Тут прям всё, как мы любим: «я проснулся и узнал…» Очень много и многократно узнаёт героиня — всякий раз разное, к слову. Всякий раз из разных фрагментов собственного сознания, всякий раз вывернутое чуть иначе, всякий раз, как в первый, но, что самое жуткое, не повторяемо.
Более того, процесс переключения между этими самыми фрагментами контролировать она тоже, прям по классике жанра, контролировать не может.
Я же теряюсь в догадках — к какому именно жанру относить ленту — потому как это и не нуар, и не дизельпанк, ныне модным оказавшийся, и даже не классическая эксперименталка, это именно что какой-то абсолютно неклассифицируемый зверь от кинематографа, про который проще сказать «да ты посмотри, это unreal как круто», чем пытаться объяснить.
Хотя сюжетная линия — да там тоже чёрт ногу сломит. Главная героиня, её муж, её отец, какие-то ребята, разумеется, наркотики, куда без них в таком экшне, всё в духе боевичков с оружием и выламыванием дверей, все постоянно переводят стрелки друг на дружку, при этом никто, ровным счётом, в полной мере не понимает — что же случилось, но все уже паникуют, и вот в такой вот круговерти наша героиня пытается хотя бы прояснить для себя, что — правда, а что — галлюцинация.
И вполне серьёзно могу заявить, что зрителю ни на грамм не проще, нежели героине — потому как Кристиан собрал всё это великолепие так, что и со стороны до последнего момента тоже ни черта не понятно.
Ясно с первого кадра только одно — ничем хорошим лента не закончится, и вся эта выхолощенная подсинённая зернистая плёнка не поможет.
Она и не помогает, равно как (вот здесь я отдельно похвалю ребят, ответственных за интерьеры) не помогают локации, прорисованные в духе тотального лофтового минимализма (смотреть — одно удовольствие, это вот как раз пример того, как при минимальном бюджете можно сотворить нереально красивую съемку практически из ничего). Спустя пять минут ты уже и синевы не замечаешь, и на интерьеры не смотришь, а пытаешься вникнуть хотя бы примерно в то, в какую именно заварушку угодила девушка и почему весь трогательный мирочек «она-любимый муж-маленький ребёнок» вдруг превратился в сущий адок. Да нет, не адок — там ад прям по Данте, только кругов не девять, а, судя по всему, штук восемьдесят, захочешь — все не обойдёшь.
Потому героине приходится нелегко — это первое. Потому, в конечном счёте, она к разгадке даже и не подбирается — это второе. Потому справляться со всем этим форшмаком в итоге приходится, ибо больше-то некому, её отцу, который, к слову, это изначально предлагал, но вот только получил отказ — это третье. Потому в самом-самом что ни на есть конечном счёте история не заканчивается (ну это и из названия понятно сразу) — это четвёртое. Потому вальс — да, смертелен, но от того не менее притягателен — это пятое. И потому пересматривать эту ленту, равно как и «Broken», тоже нежно мною любимую, хоть уже не венграми снятую, можно бесконечно, раза с третьего — в беззвучном режиме.
Для меня это характерный показатель для того чтобы оператору хотелось руку пожать и сказать «ну вот смог» — когда видеоряд отдельно от текста смотрится настолько годно и самодостаточно, что играет порой даже большую роль, нежели сюжет. А если уж удаётся сохранить баланс, что Карою удалось в полной мере — так это заслуживает высшей оценки только лишь.
9 января 2017
Очень редкий в своём роде и весьма интересный фильм. Достоин просмотра даже для тех, кто не знает, что такое сюрреализм или арт-хаус, соответственно, в особенности для тех, кто знает. В этом ему помогают его основные компоненты: сюжет, атмосфера, операторская работа, актёры и т. п.
Давайте начнём с сюжета. Сюжет по изложению прост, но тем не менее весьма, как мы говорим, закручен, то есть до конца фильма, вы не поймёте, что же произошло на самом деле. Все сюжетные перипетии и повороты прекрасно выдержаны: где нужно, нагнетается обстановка (точнее, она всегда нагнетается, но в определённые отрезки фильма наиболее сильно), где не нужно, она «расслабляется» и динамика, скорей переходит в статику (но не надолго). Идея, заложенная в сюжете никак не банальна, что особенно цепляет. Радует нарушенность фабулы и сюжета, причём моменты вставок-воспоминаний (или бреда), как нельзя лучше укрепляют ощущение ретроспекции. Для любителя также может быть интересным, что во время всего фильма зритель, остаётся в тянутым в середину какого-то дискурса или в его постфактум.
Что касается атмосферы, то тут мы видим прекраснейшую, хоть и гнетущую, композицию (Режиссёр и художники замечательно по работали над стилем своей картины): мы полностью погружаемся в квартиру нашей героини, наблюдаем её от третьего лица, но ловим её внутреннее состояние через операторскую работу (про это отдельно), всё, что она делает становится для нас единым переживанием (сходность по чувству недоумения/непонимания); все вещи в квартире слиты в один стиль близкий местами к стилю неплохого хоррора (что впечатляет, т. к. перед нами не ужасы). Музыка на заднем фоне перманентно дополняет эту композицию.
Если затрагивать тему актёров, то тут по сути мало, что есть сказать. Играют все неплохо. Но крутиться всё внимание вокруг Каты Добо, с чём она великолепна справляется. От неё сложно оторвать взгляд на протяжении всего фильма, даже не потому что она почти всегда в центре камеры, но потому как себя ведёт. В действительности это одна из её лучших ролей.
Говоря об операторской работе, хочется похвалить режиссёра, за то, что нашёл такого хорошего оператора, который мастерски работает со зрителем. В этом фильме съёмка — это одна из тех вещей, дающая нам уловить его сюрреализм, что очень важно. Оператор, следуя за главной героиней, передаёт нам её внутреннее и внешнее состояния, что сосредотачивает нас на происходящем. При просмотре может даже показаться. что если бы в этой картине не было бы героев и сюжета, и тому подобного, но была бы та атмосфера и операторская съёмка, фильм не потерял бы своей эстетичности.
Так как для кинематографа какая-либо экранизация сюрреализма довольно сложна, потому что здесь мы имеем как бы «материальное исполнение» уже априори существующих объектов (в отличии от живописи, где создатель может работать c чистого листа, создавая иную реальность). В кинематографе явление сюрреализма хорошо раскрывается в таких фильмах, как «Зеркальная маска», «Начало»(«Inception»), «Бойцовский клуб», «Машинист» и т. д.. Автор фильма находит этому своеобразное применение: он использует дискретность времени, заостряет внимание на вещах, которые испытывают метаморфозы, изменяет пространство и проч.
К сожалению, неизвестность фильм заключена исключительно в его режиссёре Ковесе Кароли, который снял его и одну короткометражку (по крайне мере, как известно).
На данный момент Кароли практически нигде неизвестен, хотя он достаточно молодой режиссёр, и стоит пожелать ему творить дальше и совершенствоваться!
10 из 10
12 января 2013