Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Они продают даже дождь |
английское название: |
También la lluvia |
год: | 2010 |
страны: |
Испания,
Мексика,
Франция
|
слоган: | «Spain Conquered the New World for Gold 500 Years Later, Water is Gold Not Much Else has Changed...» |
режиссер: | Исиар Больяин |
сценарий: | Пол Лаверти |
продюсеры: | Эрик Альтмайер, Пилар Бенито, Моника Лосано Серрано, Эмма Лустрес, Иван Гордон, Кристина Сумаррага |
видеооператор: | Алекс Каталан |
композитор: | Альберто Иглесиас |
художники: | Хуан Педро Де Гаспар, Соня Гранде |
монтаж: | Анхель Эрнандес Соидо |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 10600000 |
Сборы в США: | $518 017 |
Мировые сборы: | $5 810 330 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 сентября 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Интересный фильм, построенный на почти что не скрываемой параллели между основной сюжетной линией и сюжетом фильма внутри фильма.
По сути, весь фильм это сравнение поведения современных «белых людей» и коренного населения с их предками, жившими несколько веков назад. И это сравнение, разумеется, делается не в пользу просвещенных европейцев. Оказывается, что самая что ни на есть насущная проблема рядовых представителей местного населения — тотальная нехватка воды — их практически совсем не интересует, в отличие от собственной безопасности и, конечно же, фильма. Что самое странное, будучи вроде бы милыми и хорошими на вид людьми, они искренне не понимают, зачем эти люди устраивают митинги, они остаются поразительно глухи к бедам страдающим рядом с ними боливийцев.
Сам фильм, снимаемый внутри фильма и призванный, по сути, просветить современного зрителя по поводу начатой Колумбом колонизации, является, конечно же, параллелью тем просветительским идеям, с которыми приехали Колумб и его соратники. И ровно так же, как и около 500 лет назад, это просветительство не нужно никому, кроме самих европейцев, и ради этих идей они готовы идти до конца. Конечно же, как и в колумбовской истории, среди съемочной группы находятся сочувствующие проблемам боливийцев, но их примерно столько же, сколько и несколько веков назад (если назад), и руководство точно так же упрямо готово идти до последнего (в отличие, между прочим, от своих последователей — опять сравнение не в их пользу). Очень здорово проводятся параллели между актерами и теми ролями, которые они исполняют, показывая, что многие из них не способны даже на то, на что были способны их предшественники, зато им очень легко и хорошо удается изображать из себя тех, лучших людей.
Что касается местного населения, они больше не могут повторять тех зверств, которые совершали их предки даже понарошку, даже если это от них очень требуется. Сейчас они вообще не представляют, как человек может поступать подобным образом. С другой стороны, близко знакомые с европейской цивилизацией и ее ассимиляцией на местной почве, теперь они знают, как с ней бороться, понимают, что надо идти до конца, что без разрушения порой невозможно созидание. Пожалуй именно эти герои вызывают наибольшее сочувствие.
Фильм снят неплохо и с технической точки зрения. Хорошая операторская работа, очень здорово показано создание фильма внутри фильма. Особенно хорошо играет Луис Тосар, показывая диалектику души своего героя.
Фильм получился на довольно злободневную тему, хотя, конечно, главная идея лежит куда глубже социальной проблематики. Главный вопрос таков: как хорошо мы умеем выносить уроки из истории.
29 марта 2018
Этот фильм я не мог не заметить, потому что он очень часто попадался мне на глаза. Во-первых, люблю Луиса Тосара, который практически всегда радует меня своими ролями. Во-вторых, обожаю современный испанский кинематограф в целом, а эта социальная драма как раз выдвигалась на Оскар, как лучший испанский фильм. В-третьих, фильм даже получил награду на Berlinale. Но всегда от просмотра меня останавливала тема фильма. Вот не люблю я социальные драмы о политике. Что толку возмущаться, если ничего не изменится от этого?
Больше всего здесь приглянулась идея Исиар Больяин делать фильм в фильме. Эффект матрешки в кинематографе и литературе всегда смотрится более выигрышно, чем рядовые линейные сюжеты. Получается, что одна линия разворачивается на съемочной площадке, где местные жители играют аборигенов, которые сталкиваются с Колумбом и восстают против европейцев. А вторая линия остается за кадром в Боливии, где местные жители также пытаются отстоять свои права и выступают против приватизации воды. Причем в обеих случаях главная роль достается предводителю Даниэлю, чье участие в демонстрациях ставит под угрозу съемочный процесс.
На самом деле становится страшно, если задуматься, что даже сейчас многим людям на нашей планете приходится в прямом смысле слова бороться за свое существование. Страшно даже представить, что где-то нет питьевой воды. Поэтому фильмы подобного рода оказывают на меня угнетающее действие. Я и новости не люблю смотреть по этой же причине. Вообще я считаю, что такие серьезные темы должны подниматься исключительно в документальном кино, а не в художественном. Среди актеров выделить некого. Пожалуй, интересно только переосмысление ценностей продюсера Косты, который сначала тоже смотрит на местных, как на дешевую рабочую силу, а уже потом относится к ним, как к нормальным людям. Сколько веков прошло, а многие до сих пор продолжают смотреть свысока на страны третьего мира. И многие до сих пор идут работать на иностранцев почти за те же 2$ в день. Но это не моя тема, поэтому буду держать нейтралитет.
5 из 10
11 июля 2015
В общем, съемочная группа приезжает в боливийский город Кочабамба, чтобы снять фильм о Христофоре Колумбе. В этот же город немного раньше, по-моему, пришла международная корпорация «Бехтель», приватизировала водопровод и сказала местным: «Ну, собсна, сейчас вам будет счастье». Началось счастье с того, что жителям раз в 5 увеличили цену за воду. Ну, люди там простые живут — платить отказались. Сказали, что «как пили тысячу лет воду с гор, так и дальше будем пить». Компания настаивала. Начались уличные сражения. После чего приватизацию отменили. Все это вперемешку со съемочным процессом нам покажут в основном фильме.
Обе темы переплелись в картине, усиливая друг друга. Героические персонажи времен Колумба оказываются слабаками, а дельцы — героями. Они достаточно интересны в развитии.
Лишь один человек кажется застывшим на фоне этого постоянного движения. И если честно, я не поняла почему: то ли Берналь не смог, то ли задумка режиссера со сценаристом.
В Берналя я верю еще со времен «Дневников мотоциклиста», он душка. Только иногда излишняя трепетность его наружности (или романтичность какая-то въевшаяся) мешают увидеть что-то кроме этого в его героях.
«Себастьян, некоторые вещи важнее, чем фильм»,- говорит самый колоритный и задиристый индеец. Но Себастьян в исполнении Берналя весьма последовательно отметает все сомнения в справедливости этой простой истины.
Луис Тосар. Браво. 5+ или, что актуальнее, +1. Ничего не буду пояснять по этому поводу, посмотрите — поймете.
Вообще, тема, поднятая в фильме, актуальна для большинства стран-бывших колоний. Да что там! Для целых континентов. Южная Америка. Северная Америка. Австралия. Африка. Азиатская часть Евразии. Да и некоторые страны Европы заявляют о том, что «захватили, не спросясь» (советский режим в Прибалтике глазами современных прибалтов, к примеру).
Глобально. Лаконично. Со вкусом… дождя. Или грозы.
P.S. На одном из ресурсов я нашла такое высказывание: «Я, как оптимист, твердо планирую дожить до приватизации воздуха. Кому-то ведь он обязан принадлежать?».
13 марта 2012
Воздух едва слышно звенит от жары и гнетущего чувства тревоги. Съемочная группа приехала делать фильм об угнетаемых белыми завоевателями индейцах, даже не замечая поначалу, что эта война и не заканчивалась. Они и понятия не имеют, во что ввязались…
Маленькие люди, борющиеся за свое существование, вынуждены подняться на защиту своих прав. У них и так ничего нет, а теперь у них отнимают даже воду… «Что еще они украдут у нас? Пар от нашего дыхания, пот с нашего лба?». Времена кровавых завоеваний канули в лету, но это только на первый взгляд. Угнетенный народ смыл боевой раскрас со своих лиц и даже пользуется некоторыми благами цивилизации, но по-прежнему вынужден бороться за право спокойно существовать на своей земле, принадлежащей ему веками.
Коста, один из руководителей съемочной группы, отзывается о них пренебрежительно, воспринимая как кукол, как декорации, необходимые для съемок. Но по мере того, как он наблюдает за Даниэлем — главной звездой его документального фильма, который яростно отстаивает права своего народа, он понимает, что эти люди не просто деревянные болваны, готовые на все за два чертовых доллара в день. Коста жалеет, что связался с этим бунтарем, ведь он изначально был против его кандидатуры. День ото дня атмосфера накаляется и съемки фильма под угрозой срыва. Но этот катаклизм местного масштаба помогает измениться некоторым людям, находящимся в водовороте событий, по-другому взглянув на жителей маленькой страны, такими усилиями отстоявшей свою выстраданную независимость.
Название фильма скорее похоже на изящную метафору, описывающую что-то, происходящее как минимум в стране грез. Но они и впрямь продают даже воду… Неужели никогда не видать индейцам спокойной жизни? Размышляя ли о прошлом народа kechwa или их будущем, не перестаешь задаваться одним и тем же вопросом: за что они расплачиваются? Неужели рек пролитой крови недостаточно, чтобы смыть все их грехи?
10 из 10
3 октября 2011
Если вам фильм испанской актрисы, сценаристки и режиссера Исиар Больяин напомнит социалистические изыскания британца Кена Лоуча, то все лишь потому, что в основе «Они продают даже дождь» лежит сценарий Пола Лаверти, который с Лоучем работал долгие годы. А значит, добро пожаловать в мир борьбы за социальные права нищих и обездоленных, стачки и демонстрации, пальбу по некогда мирным жителям и увлекательное турне в мир человеческих чувств, которые может о Карле Марксе и не знали, но о которых Карл Маркс знал доподлинно.
Ничего подобного первые минуты фильма не предвещают. Съемочная группа приезжает в Боливию снимать исторический фильм о завоеваниях Христофора Колумба, во главе с увлекающимся режиссером Себастьяном (Гаэль Гарсия Берналь) и жадноватым продюсером Костой (Луис Тосар). В массовке, набранной среди туземцев, оказывается самый настоящий самородок Даниэль, способный воплотить на экране вождя, противостоящего Колумбу и конкистадорам, что сразу подмечает режиссер. Продюсер же не строит иллюзий насчет его актерского таланта, и предупреждает, что с этим индейцем могут быть проблемы, ибо такое вживание в роль возможно лишь в том случае, если роль совпадает с образом жизни человека. И пока идет съемочный процесс, параллельно развивается схожая с фильмом Себастьяна история. Даниэль, кроме съемок за два доллара в час, подбивает местных жителей на противостояние иностранным корпорациям, позарившимся на их воду. «Они продают даже дождь» — кричит Даниэль, поднимая народные массы на восстание, и из искры возгорается пламя войны, грозящее уничтожить не только экономическую интервенцию в Боливии, но и фильм Себастьяна и Косты.
Последнее время в мировом кинематографе утвердился тренд путать сознание зрителя иллюзией реальности. В ход идут комбинированные съемки, предполагающие наличие, как профессиональной камеры, так и любительской, несколько сюжетных пластов, взаимодействующих друг с другом, так, чтобы зритель, сравнивая несколько реальностей фильма, одну считал более реальной, чем другую, и тем самым сильнее было его восприятие. Схожим путем идет и Исиар Больяин.
Контраст между съемками фильма о Колумбе и тем, что происходит в фильме в действительности, оказывается достаточно разительным, хотя и в том, и в другом случае, очевидно, были набраны статисты. В этой схеме следует разобраться. Исиар набирает массовку и актеров среди боливийского населения, и они играют в фильме «Они продают даже дождь». Тех же самых людей набирает для своего фильма и Себастьян. Получается, что те же самые актеры, когда играют статистов — играют сами себя, а когда выходят на демонстрации — оказываются настоящими актерами. Причем, что любопытно, для зрителя существует определенная инверсия. В фильме Себастьяна индейцы откровенно халтурят, как будто перед камерой никогда не стояли, а в фильме Исиар они же более чем убедительны, скорее всего потому, что борьба за свои права — это часть их настоящей жизни. Так и кажется, будто приехала съемочная группа и случайно попала в эпицентр массовых волнений. Если бы Исиар Больяин надумала снимать в жанре мокьюментари, то, я думаю, ей бы удалось обмануть зрителей.
Снимая художественный фильм, и фильм в фильме, режиссер подчеркнула схожесть исторических периодов: «колумбовских» времен и настоящего времени. Индейцы в угнетенном положении, что 500 лет назад, что сейчас. Их грабят, но сейчас они способны отстаивать свои права без угрозы, что их распнут на кресте. По ним могут просто могут открыть огонь из более сильного оружия. Смысл один, в Латинской Америке мало, что изменилось с тех самых пор, и люди как тогда были жадны, так и сейчас. Как бы хорош не был Берналь, но куда интереснее персонаж Луиса Тосара. Коста воплощает того самого священника, который несколько лет читал проповеди конкистадорам о правах коренных жителей. Будучи скрягой и довольно скользким типом, способным на подкуп ради фильма, в действительно сложный момент он становится на защиту местных жителей, бросаясь им на помощь, в то время как съемочная команда в панике убегает из Боливии.
Лента «Они продают даже дождь» получила 13 номинаций на премию Гойя, и вошла в лонг-лист премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Но что особенно ценно, приз зрительских симпатий в Берлинской «Панораме». Волнует людей тема социальной несправедливости, ну или в февральском Берлине уже чуяли запах «арабской весны».
9 из 10
28 августа 2011
О чем фильм? О том, что люди не однозначны, и в разных ситуациях могут поступать не одинаково, проявляя характер с неожиданной стороны для окружающих, да и для себя самого.
О чем это фильм? О том, что история всегда повторяется. Проходят сотни лет и забытое, прочитанное в пыльных книгах неожиданно разыгрывается у тебя за окном…
Можно ли назвать Колумба конкистадором? Или же он был только первооткрывателем? Думаю, и тем и другим. Испанцы принесли аборигенам Америки крест, библию и меч и отняли их дом, их землю и уничтожили их культуру. Современные колумбийское правительство и транснациональные корпорации, как и пятьсот лет назад вторгаются в жизнь аборигенов, отнимая у них воду. «Вода — это жизнь! Тебе не понять!» — говорит Хуан Карлос Адувири, местный бунтарь и актер исторического фильма о Колумбе. И действительно, откуда может понять простого труженика, вся жизнь которого заключается в том, чтобы прокормить семью, продюсер кинобизнеса? Для одного вода — жизнь, для другого деньги — жизнь. Так же было и с конкистадорами. Жажда золота — главный двигатель Эпохи Географических открытий. В фильме две истории тесно перепились — современная острая ситуация в Боливии и киноистория про Колумба, снятая с участием местных жителей. История вновь повторилась, лишь в несколько измененном виде. Перед глазами зрителя проведенные режиссером параллели, органично дополняющие друг друга в стремлении рассказать о проблемах, над которыми время не властно.
Хуан Карлос Адувири — типичный представитель коренного населения Латинской Америки. Спустя пятьсот лет мог несколько измениться облик этих людей, христианская культура прочно вошла в их быт, но дух непримиримый, дух сильный и не покорный остался в их сердцах еще с тех времен, когда они боролись с западными захватчиками. Хуан Карлос и бунтует на улицах и снимается в фильме, где по сути играет самого себя. Никакие деньги не могут заставить его вести спокойную жизнь, досниматься в кино и не выходить вместе с братьями на улицы города строить баррикады и пикеты. Ведь он знает, что борется не за деньги, а за жизнь! Яркий, самобытный характер.
Очень интересно показан процесс съемок, когда мы видим как актеры играют роль и каковы они в реальной жизни. Героический священник Бартоломео Лас Касас, борец за права индейцев, в реальной жизни боится, постоянно озираясь на беспорядки в Кочабамбе. Да и вся съемочная группа, так вдохновенно создававшая фильм, готова мгновенно все бросить, испугавшись происходящих в городе бунтов. А мелочный продюсер Коста, хвалящийся тем, что за 2 бакса, нанимает на работу большую массовку, неожиданно проникается сочувствием к женщине у которой в беспорядках пострадал ребенок, и наплевав на опасность едет в самое пекло, чтобы спасти девочку. Все мы разные. Мы можем быть и плохими, а можем и показать себя героями.
Порадовало участие в фильме Гаэля Гарсия Берналя в роли вдохновляющего весь кинопроект режиссера и сценариста фильма. Хотя, возможно, он и несколько затерялся на общем фоне картины.
Итог, я бы выдвинул этот фильм на премию Оскар. Всем советую смотреть!
10 из 10
26 августа 2011
Для меня стал новостью тот факт, что, оказывается, дождевой водой уже повсеместно торгуют в некоторых странах. Похоже, миф о том, что можно продавать воздух, которым мы дышим, скоро станет вполне возможной реальностью…
Сплочённая компания кинодеятелей во главе с целеустремлёнными лидерами Себастьяном (Гаэль Гарсиа Берналь) и Костой (Луис Тосар) приезжает в Боливию для съёмки исторического фильма о завоевании Америки Колумбом, о противостоянии конкистадоров и племён аборигенов. Съёмочная группа отбирает статистов из многочисленных претендентов, нуждающихся в любом заработке. На рассмотрение всех желающих просто физически не хватает времени, кинопробы закрываются, едва начавшись. Толпа начинает негодовать…
Первое, что бросается в глаза, так это необычная структура данного кино — «фильм в фильме». Действие происходит то на фоне дикой латиноамериканской природы, то в условиях густонаселённого городка, взбудораженного общественными волнениями. И одновременно нам показывается рабочая жизнь главных героев фильма — участников съёмочной группы, размышляющих на тему искусства и сталкивающихся с серьёзными проблемами, присущими кинематографу. Смело могу сказать, что «Они продают даже дождь» — кино разноплановое и искреннее, работа и режиссёра, и актёров, и оператора, и художника заслуживает большой похвалы. Снято профессионально, качественно и, самое главное, реалистично, без подвохов и недоработок. Кинокартина целостная и по-настоящему законченная, что стало редкостью в современном кино. Видно невооружённым глазом, что все до единого создатели фильма искренне сочувствовали не только своим показанным героям, но и всем реальным людям, попавшим в подобную ситуацию.
«Они продают даже дождь» — образец такого кино, о котором сложно рассказывать, его нужно просто посмотреть. Желаю всем зрителям приятного просмотра, и надеюсь, что многих этот фильм тоже тронет до глубины души.
10 из 10
24 августа 2011
Честно говоря, фильм решил посмотреть только из-за участия в нём Луиса Тосара, известного нам по фильмам «Убить Фрейда» и «Камера 211».
С радостью сообщу, что не разочаровался.
Фильм, имеющий не слишком большой бюджет, получился необычным, интересным. Как уже было сказано, одна из причин тому — режиссёрский ход, конструкция «фильм в фильме».
Гаэль Гарсия Берналь невероятно хорош. Как и Луису Тосару, роль далась ему без особого труда. Игра остальных актёров, к сожалению, блеклая, но на фоне главных героев это не слишком бросается в глаза.
…«Картина о Христофоре Колумбе снимается в Боливии, самой дешевой и самой «индейской» стране Латинской Америки. Пока идут съемки, в стране назревает конфликт, возникший из-за приватизации и продажи международному валютному фонду источника пресной воды города Качабамба. Как и 500 лет назад, индейцы готовы восстать против пришельцев, только на этот раз сражаясь не за золото или свободу, а… за воду».
Весь смысл фильма я увидел не в том, что перед нами происходит борьба за приватизацию водных ресурсов, и не в том, что вообще существуют принципы борьбы и верность одной из сторон своему делу — борьбе до конца, до последней капли (и воды, и крови), а в том, что было показано во второй части фильма.
Так что же это? Главная идея фильма.
Идея любви к ближнему.
Да, в фильме звучит эта идея, и этим он ценен: герой Луиса Тосара Коста, помогая местной женщине, оставляет съёмочную группу и отправляется на собственном автомобиле в самый центр «войны», чтобы найти её дочь, раненую во время манифестаций. Таким образом, идея любви человека к человеку как средство раскрытия и совершенствования характера главного героя подводит зрителя к мысли о том, что Бог — это любовь, а Человек — это Бог, особенно когда любит. Любит и уважает ближнего своего.
Фильм стоит просмотра. Довольно интересный, многогранный, не унылый и не лишённый смысла.
7,5 из 10
13 августа 2011
Конструкция «фильм в фильме» придаёт любой киноленте какое-то дополнительное звучание. Будто вы пришли на концерт и в перерывах между музыкальными номерами отчётливо слышите мелодию, доносящуюся из соседнего зала. Сценарий, в течение долгих 8 лет готовившийся Полом Лаверти, уникален. Во время просмотра вы будто переноситесь из нового зала с современной системой акустики и освещения, в классический купольный зал с торшерами в стиле барокко, но продолжаете слушать тот же самый концерт.
Съёмочная группа, работающая над исторической лентой об испанской колонизации Южной Америки времён Колумба, сталкивается с нео-колонизацией потомков индейцев кечуа со стороны правительства и транснациональных корпораций. В изменённых декорациях место золота занимает обыкновенная вода (даже собранная дождевая), подлежащая срочной приватизации ради займа от Мирового Банка. Яростные народные протесты в боливийской Кочабамбе, символично совпавшие с Миллениумом, сменяются съёмками с не менее яркими сценами эксплуатации индейцев.
Многие герои предстают перед зрителем в двух воплощениях. Один из первых борцов за права индейцев Бартоломе де лас Касас через пять минут вдруг становится испуганным актёром, с беспокойством поглядывающим на уличные столкновения. А местный житель Даниэль с одинаковой отчаянностью противостоит как продажной власти, так и алчным конкистадорам. Роль Даниэля досталась даже не профессиональному актёру, а очень колоритному боливийскому плотнику Хуану Карлосу Адувири, прошедшему кастинг и ставшему для зрителя воплощённым символом несломленной народной силы сотен поколений.
Возможно, именно эта сила превращает мелочного продюсера Косту, что платит Даниэлю по 2 доллара в час, в человека, готового спасать чужую жизнь.
Талант Лаверти объединяет два исторических слоя в напряжённую симфонию извечной борьбы за справедливость. Яркое социально-политическое наполнение которой ощутимо во всех его сценариях, написанных для фильмов Кена Лоуча. Кто знает, сколько бы ещё поэзии и смыслов открылось в этой истории, если бы Алехандро Гонсалес Иньярриту, три года работавший с Полом, всё же взялся за режиссуру…
9 из 10
26 июля 2011