Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Маленькая комната |
английское название: |
La petite chambre |
год: | 2010 |
страны: |
Швейцария,
Люксембург
|
режиссеры: | Стефани Шуа, Вероника Реймонд |
сценаристы: | Стефани Шуа, Вероника Реймонд |
продюсеры: | Рут Вальдбюргер, Николас Стейл |
видеооператор: | Пьер Милон |
художники: | Магдалена Лабуз, Франсуа Дайкс |
монтаж: | Тьерри Фабер |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 200000 |
Сборы в США: | $7 440 |
Мировые сборы: | $7 440 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 августа 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Материнский инстинкт: что старый, что малый.
Участь подобных фильмов — остаться незамеченными — характерна для сегодняшнего дня, когда невосребованным становится почти всё, что просеивается сквозь сито пресловутой коммерции. Меж тем именно такие вот маленькие фильмы часто несут в себе тот духовный заряд, который абсолютно отсутствует в коммерческом кино, ориентированном исключительно на развлечение.
После того как Роза на восьмом месяце беременности теряет ребёнка, её отношения с мужем Марком становятся всё более проблематичными. Будучи медицинской сестрой, работающей с престарелыми пациентами, Роза невольно начинает переносить на них пробужденное и ставшее почти гипертрофированным стремление кого-нибудь опекать. С одним из стариков, 80-летним Эдмоном — желчным, привередливым и мизантропичным, у неё, единственной, завязывается хоть какой-то контакт. Но после того как сын Эдмона сдаёт отца против его воли в дом престарелых, она тайком увозит старика из приюта и поселяет у себя в квартире. Однажды Эдмон забредает в детскую комнату, предназначавшуюся для новорожденного, и сообщает Розе, что останется в ней жить…
Так капризный пожилой ребёнок наполняет существование опекунши утраченным, было, смыслом, а одновременно «открывает» чувства зрителей. Мне не раз приходилось переживать в маленьком зале это состояние, которое мудрый Аристотель обнаружил ещё до нашей эры и назвал красивым словом «катарсис». В этот раз я бы сравнил это переживание со стремительно распустившимся цветком лотоса, пробудившим глубокие и неоднозначные чувства, так трудно переводимые на уровень слов. Не знаю, как вы, но я с некоторых пор смотрю кино исключительно ради этих редких мгновений.
Большевики в своё время интуитивно двигались в «верном направлении», когда превращали церкви в кинотеатры, видя нешуточный идейный (читай — религиозный) потенциал важнейшего из искусств, позволявшего им воздействовать на массы. Пришедшая на смену коммерция девальвировала идейность до уровня потребления, в свою очередь ориентированного исключительно на удовольствие. Вот поэтому мы имеем сегодня в залах то, что имеем. Но это вовсе не значит, что фильмов, говорящих о глубоких вещах не существует. Они путешествуют по фестивальным орбитам, а потом уходят куда-то прямиком в «космос», по большей части не оставляя никакого следа в сердцах даже не подозревающих о их существовании зрителей.
Меж тем «духовное кино» (как и духовность сама по себе) обладает немалым терапевтическим потенциалом. Как выяснилось, оно способно — «укреплять иммунную систему, снижать риск инсульта, рака и заболевания сердца». То есть может стать заградительным щитом от самых распространенных сегодня болезней. Такое кино можно использовать как оздоровительное средство, не дающее осложнений и не имеющее побочных эффектов. А всё потому, что когда мы чувствуем связь с чем-то высшим, мы наполняемся новыми силами из не медикаментозного источника.
Вы заметили, что нарастающее количество развлечений почему-то не уменьшает число людей, страдающих от ощущения пустоты и неудовлетворенности? Мы довольствуемся тем, чтО нас развлекает (здесь к услугам целая индустрия, в том числе и кино) вместо того, чтобы увлекаться чем-то, что приносит глубокое удовлетворение. Глубина и смысл вообще пугают всё больше и больше, я даже рискну утверждать, что незаметно в обществе сформировался «синдром подмены». Это когда человек предпочитает суррогат чему-то истинному и настоящему. Данный процесс стал определяющим в кино, где уже не сильные эмоции, а так называемый «лёгкий жанр», лишенный смысла, пробуждает переживания самого поверхностного толка: интерес на уровне «догонит — не догонит», «попадёт — не попадёт»…
И когда я вижу, как в маленьком зале семь присутствующих на «Маленькой комнате» зрителей начинают одновременно, как по команде, «шмыгать носом», то в очередной раз впадаю в наивное недоумение: почему желание пережить что-то глубинное стало теперь уделом избранных «VIP-персон»? Так же как большинство предпочитает кормиться из супермаркетов, а не из маленьких вегетарианских магазинчиков, покупать сосиски и гамбургеры вместо брокколи и зеленого чая, так и в афише большинством выбирается «прикольное» кино, а не духовное или душевное. Однако если совсем не уделять время душе, то в нашей мультимедийной жизни можно легко потеряться.
Наполненное смыслом содержание, ориентированное на установление связи с душой, перестало быть приоритетным для потребителей фильмов. И потому «пир духа» (цинично прозванный «пердуха») незаметно исчез с экранов, осев, в лучшем случае, в непрезентабельной маргиналии интернет-торрентов. «Кто про что, а вшивый про баню», — скажете вы, прочитав этот пост, где я промываю не столько чьи-то, а в первую очередь свои собственные мозги. А всё для того, чтобы не поддаться этому соблазнительному и убаюкивающему искушению следовать за большинством. Тем более, когда знаешь, что в мире есть такие ценные вещи, как «Маленькая комната».
30 июля 2013