Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
История российского шоу-бизнеса |
год: | 2010 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Максим Масальцев |
сценарий: | Михаил Брашинский |
продюсеры: | Константин Наумочкин, Сергей Кальварский, Вячеслав Муругов, Владимир Неклюдов, Алексей Казаков |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 45 мин |
Бесспорно любопытный проект, не побоюсь сказать, что это одна из самых интересных и любимых мной телепередач в принципе, и наверное, а уж если говорить применительно к началу 21 века, то и говорить нечего!
Это настоящее культурологическое исследование, настоящая история не только популярной музыки, но и в принципе история России и постсоветского пространства. Данная многосерийная телепередача как бы подытоживает то, что было сделано на телевидении и эстраде в период с начала реставрации капитализма (ещё в позднем СССР) и до медведевской эпохи начала освоения социальных сетей в интернете, то есть примерно 20 с хвостиком лет. Невооружённым взглядом видно, насколько громадный скачок в сознании, если иметь в виду идеологическую составляющую, а также в экономическом, культурном, техническом плане, совершило наше общество за эти годы, и проект 'История Российского Шоу-Бизнеса' только подтверждает данный тезис.
Когда я впервые увидел анонс 'ИРШ-Б' по каналу 'СТС', то подумал, что будут петь оды лишь попсе, проект будет зациклен на какой-то гламурной составляющей, где всё будет завязано на акулах шоу-бизнеса и их подопечных, на личной жизни этих звёзд, тем не менее, решил посмотреть, благо интернета тогда у меня ещё не было, в информационном плане было достаточно скудно, и вообще выбирать не приходилось. Каково было моё удивление, что рассказы, именно живые рассказы на ходу, в разных локациях, а не скучные, монотонные диалоги в студии, перемежались историческими параллелями в виде неких вставок, где фигурировали такие люди, как М.С. Горбачёв, А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Г.А. Зюганов, а также видеокадры митингов, переворотов, съездов...Видимо, общество тех лет было настолько политизированным, что даже говоря о поп-музыке, роке, эстраде, без этого никак нельзя было обойтись. Также приятно удивили пусть и небольшие по времени, но всё же упоминания о таких людях, как Александр Башлачёв, Майк Науменко, Егор Летов, Янка Дягилева, которые ну никак не стыкуются с самим понятием 'Российский Шоу-Бизнес' - совсем не ожидал услышать там о них. В общем, охватили всех в диапазоне от Иосифа Давыдовича Кобзона до Стаса Барецкого. Достаточно много говорили об альтернативной музыке или просто о хорошем поп-роке, типа 'Морального Кодекса' или 'Мегаполиса'.
Очень хорошая идея с небольшими рубриками, в особенности с такими, миниатюрными хит-парадами 'Песня Года' и особенно 'Телеэфир', и вот здесь хотелось бы остановиться поподробнее. Именно 'Телеэфир' очень сильно повлиял на моё сознание, всколыхнув что-то забытое, к примеру, когда я в выпуске про 88-й год увидел бегущего человечка в заставке 'До 16 и Старше', у меня что-то ёкнуло, ассоциации с Цоем и песней 'Бошетунмай' и всё такое...Нет, я конечно же знал о такой передаче, но в памяти больше отложились поздние выпуски, а тут вдруг понял, насколько это древняя передача, я даже не ожидал, что выходила она ещё аж при К.У. Черненко (!) то есть ещё в доперестроечный период! И можно сказать, что после этого телепроекта я всерьёз задумался о том, что надо обзавестись интернетом, чтобы черпать всё это сокровище не в час по чайной ложке, а в неограниченных количествах. С другой стороны, был удивлён, когда узнал, что в той же рубрике 'Телеэфир', но за 1989-й год не было ни '600 секунд', ни 'До и после полуночи', а ведь страшно популярные в ту пору телепередачи, зато была упомянута передача 'Мысли о вечном', о которой я ничего ранее не слышал - вот и просветительский фактор!
Безусловной находкой является и то, что там было несколько постоянных экспертов, кочующих из серии в серию, и это были как раз те люди, которые разбираются досконально в обозреваемом объекте, что только добавляет вес данному документальному проекту. Особенно порадовали комментарии Л.Г. Парфёнов, и не случайно я его упомянул, ведь его телепроект 'Намедни', во многом, как я думаю, и вдохновил создателей 'Истории Российского Шоу-Бизнеса', слишком уж много общего, и там тоже были эксперты - Т.Друбич, Р.Литвинова, Е.Т. Гайдар, А.Стреляный, С.Караганов.
В конце, в заключительной серии, ведущие как бы подводя черту, приговорили шоу-бизнес, дескать всё, интернет окончательно его добил...Весьма спорное заявление...На мой взгляд, пока в поп-музыке будут крутиться большие деньги, и сам этот бизнес будет подпитываться скандалами и конфликтами, будут продолжать появляться новые артисты (а такие появлялись и появляются, те же Стас Михайлов или новомосковец Shaman), новые властители дум и любимцы женщин разных поколений, то можно с большой уверенностью сказать - 'наш шоу-бизнес неискореним, он живее всех живых и уверенно стоит отнюдь не на глиняных ногах'.
3 сентября 2024
Сложилось впечатление, что проект умышленно сделали поверхностным и местами непрофессиональным, либо, что более вероятно он является таковым и в самом деле. И это не может не вызывать недоумение. Структура сериала проста и понятна, но вот действующие лица (ведущие и эксперты) вызывают некоторые вопросы. Что касается ведущих: если Шнурову досталась роль эдакого всезнающего гуру, и он с ней в общем то справился, то Корчевников, изображая недалекого Санчо Пансу, порой раздражал странным тонким смехом и, ну очень наивными вопросами. Так в серии о 1988 годе, он спрашивает у Шнура о том к какому стилю относится «Гражданская оборона», уж не к тяжёлому ли року?. О том, что группа является одной из главных, если не самой главной отечественной панк-группой Корчевников, видимо не слышал.
Об экспертах: большинство достаточно органично комментировали происходящее, за исключением Матвиенко и Макаревича. Создалось впечатление, что им не хотелось участвовать в передаче, но были вынуждены.
Но самое странное — это множество очевидных неточностей, которые сразу заметны, даже неподготовленному зрителю. Вот только самое очевидное. Итак:
Серия о 1987 годе — ведущие говорят об Игоре Скляре, поющем песню «Комарово» в кедах. Скляр в кедах пел её в 1985 году; упоминание о группе «Алиса» сопровождается видеорядом из клипа 1994 года;
серия о 1988 годе — именно здесь Корчевников спрашивает про «ГрОб»; говоря об отказе в получении премии им. Ленинского комсомола И. Кормильцевым и пожертвованием В. Бутусовым своей части премии, ведущие не упоминают о Дмитрии Умецком (также одном из основателей «Наутилуса Помпилиуса»), который свою долю получил; рассказ о группе «Кино» ведётся под видеоряд концерта 1990 года;
серия о 1989 годе — фильм «Маленькая Вера» вышел в предыдущем году; говоря о группе «Мираж» перечисляют всех солисток за все время существования, при том, что одновременно в группе они быть не могли;
серия о 1990 годе — вновь о «Мираже». Не все солистки пели под фонограмму Суханкиной. Гулькина и Разина пели сами; о Янке Дягилевой — Корчевников утверждает, что её смерть была самоубийством. Тем не менее до сих пор неизвестна причина её смерти; о Газманове — песня «Люси» появилась ещё в 1988 году; под песню «Упала шляпа» группы «НА-НА» подложен видеоряд песни «Эскимос и папуас; упоминание группы «Milli Vanilli» в смысле жёсткости наказания за использование фонограммы некорректно, так как иностранцы пели не под свою, а под чужую фонограмму;
серия о 1991 годе — песня Распутиной «Играй, музыкант» 1989 года; Вновь отличается Корчевников задавая вопрос о смысле слова «атас»; Валерия стала известна раньше, чем вышла песня «Самолёт». К этому времени у неё уже два альбома было;
серия о 1992 годе — разговор о «Мальчишнике» сопровождается показом клипа из гораздо более позднего времени.
серия о 1993 годе — говорят о появлении Натальи Ветлицкой, но о ней говорили в предыдущей серии;
серия о 1996 годе — музыку к «Семнадцать мгновений весны» написал не Андрей Петров, а Микаэл Таривердиев. (очень грубая ошибка). Правда позже создатели признали эту свою ошибку;
серия о 1997 годе — когда песня «Позови меня с собой» стала хитом о Татьяне Снежиной (авторе) мало кто знал;
серия о 1998 годе — альбом Вилли Токарева «В шумном балагане» не первый, а второй у исполнителя;
серия о 1999 годе — разговор о том, что до Земфиры не было женского рока в СССР и в России. А Агузарова, а Настя Полева, а группа «Маркиза» и др?; песня «Убили негра» в 1999 была вполне политкорректной; группа «Колибри» в 1999 была уже на излёте популярности, а клип «Американская Жена» из сюжета была спета ими в 1992 году; странно, что группы «Демо» и «Вирус» причисляют к стилю техно, а абсолютно похожие «Руки вверх» нет;
серия о 2000 годе — песня «Ленинграда» «WWW» появилась только в 2002 году; слово «сука» то запикивают, то нет; песня в исполнении «Ленинграда» из фильма «День выборов» авторства не Шнурова, а группы «Несчастный случай»;
серия о 2002 годе — о семейственности в шоу-бизнесе: Михаил Гребенщиков не родственник Бориса, а однофамилец;
серия о 2003 годе — здесь единственное спасибо Шнурову, за то, что он считает, что у Агузаровой лучший голос на эстраде;
серия о 2005 годе — очень спорное утверждение о том, что фильм «Бумер» один из лучших в десятилетии;
серия о 2006—2010 годах — Мадонна, не прозвище, а настоящее имя певицы; Борецкий не являлся фронтменом группы «Ленинград», а был частью проекта (спел пару песен); ещё одна грубая ошибка — сборная по футболу наибольшего успеха до 2008 года добивалась не в 1984, а в 1988 году.
И это только те ошибки, что были замечены сразу. Без пересмотров, стоп-кадров и т. п, что говорит о том, сериал вышел сырым, а консультантов видимо не было совсем. Жаль…
22 мая 2018
Вопреки логике Владимира Владимировича этот проект невозможно оценивать как «плохо» или «хорошо».
Это проект сам по себе имеет сразу как минимум два направления: шоу-бизнес со стороны кулис и он же из зрительного зала.
Первое направление: взгляд на культурную (культурную ли?) составляющую нашей новейшей истории. Рухнула система, просуществовавшая 70 лет, разрушились устои. Проявилась долгожданная свобода, но никто не знал, что такое свобода и с чем ее едят. Поэтому есть начали на европейский лад.
Мы едем на опаздывающем поезде, кидаем в топку уголь, чтобы успеть за экспрессом западного шоу-бизнеса. В 60-х на западе уже прогремели The Rolling Stones и уже распались The Beatles. В 90ые у нас поют «Нам нужен мир» еще советские звезды.
В нашей стране народ непрерывно с чем-то борется. Постоянно добивается чего-то, победив, понимает, что не за то боролись и снова борется. После Смольного мы боролись за коммунизм, спустя 70 лет за демократию. Получили демократию — теперь порицаем и ее. За что боролись, на то и напоролись.
За 20 лет, весь рок вышел из подполья, запустилась попса, раскрутки, скандалы, телевидение, продюсеры, пиар и вот уже российский шоу-бизнес стоит над пропастью мультимедиа и абсолютно ничего не может с этим сделать. Мы в быстрой перемотке промотали все ипостаси шоу-бизнеса, которые запад слагал с окончания войны.
Сергей и Борис говорят о существовании «русского шансона». Интервьюируемый бард справедливо замечает: «Что такое русский шансон? Шансон — это песня (в переводе с французского), а русская песня — это «Калинка малинка».
Но у нас перед любым явлением свят слово «русский» и создается видимость того, что это не слепое копирование запада.
Второе направление: что нужно было народу перед и после распада союза. Что нужно было людям когда, мы «были в жопе, а не в Европе», чего хотелось в нулевых, чего в эпоху замены телевизора интернетом.
Бесконечные жанры музыки и веяния моды сменялись один другим. Рок в ожидании перемен, рейв, знающий, что счастье есть, пиар без музыки, фабричное производство попсы, понты, glamour и полный fashion.
Опыт показал, что когда происходит переворот, люди хотят «Перемен», потом он сначала хочет «Двух кусочеков колбаски», затем в «Сан-Франциско». Сам он работает «Бухгалтером» и считает, что «не знает круче слова, кроме Мальборо и клево».
В итоге, отечественный шоу-бизнес пришел к артистам, которые поют песни с одинаковым названием. «Люди слушают ту музыку, которую заслуживают».
Это не очень популярный проект оказался очень любопытным. Его неформатность очень порадовала. Также понравился состав ведущих: Корчевников и Шнуров заставляют улыбаться.
Подытожу цитатой Сергея: «Время героев прошло. Молодежь хочет стать юристами и экономистами. Юрист не может быть героем. Кочегар может»
16 декабря 2012
Хоть я еще и слишком молода, чтобы ностальгировать, возраст мне не слишком мешает. Эта документалка будет интересна прежде всего именно ностальгирующим по тому времени, когда и солнце светило ярче, и трава была зеленее, и люди добрее.
Отсчет шоу-бизнеса пошел с 1987 года и продолжается до 2006 года (последующие три также включили в последний выпуск). Мне был особенно интересен период девяностых годов, как раз мое незамутненное детство.
Ведут эту передачу двое перцев — Сергей Шнуров и Борис Корчевников, которого зрители СТС знают больше по «Кадетству». Для этой передачи, пожалуй, нужно именно двое ведущих. Здесь они выступают как своеобразные Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Шнуров — этакий пресыщенный шоу-бизнесом котяра, который точно знает, что говорит. Чаще всего он высказывает свое мнение о тех или иных явлениях в шоу-бизнесе нашей необъятной Родины. С его мнением я далеко не всегда согласна, но это не так важно. Корчевников играет роль такого молодого Ватсона, заглядывающего в рот Шнурову и по совместительству читающего закадровый текст. Эти ведущие свои разговоры ведут везде — в кафе, в гримерных, на студиях записи передач, сидя в зрительном зале какого-нибудь «Пусть говорят», на улице, а благодаря достижениям компьютерных мастаков непосредственно на месте событий, например, в фильме «Брат» или в клипах Лагутенко. Правда, эта задумка мне напомнила заставку «МузОбоза», где маленький Демидов в темных очках отрывался на концертах Битлз или Элвиса Пресли. Также высказываются всякие «эксперты» типа Макаревича, Эрнста или Матвиенко и сами исполнители. Есть всякие интересные мини-рубрики: «Цифры года», «Песня года», «Слухи года», «Мода года», «Телеэфир года», где в крайне сжатом обзоре перечисляются наиболее интересное по мнению создателей.
От подобных передач (например, «Жизнь после славы» на ТНТ) у этой есть отличие. Многие жаловались, что очень много говорилось даже не об исполнителях и непосредственно деятелях шоу-биза, а о телевидении или господствовавших тогда настроениях. В целом, это тоже верно и сделано было правильно. Это же и есть часть нашей так называемой культуры. Вот и отличие: в других передачах рассказывалось об исполнителях, попутно задевая то, что происходило в стране, а здесь наоборот. Но все-таки иногда я забывалась — а о чем рассказывали, о рекламе или реалити-шоу или же все-таки о нашем «неповторимом и уникальном» шоу-бизнесе? А конец достаточно пессимистичный. Есть ли вообще будущее у шоу-бизнеса, особенно сейчас, когда Интернет прочно обосновал свое место в нашей жизни? Вот и думайте, господа зрители.
Достоинства вполне очевидны. От СТС в последнее время кроме тупых сериалов, казалось, и нечего было ожидать, а тут накуся-выкуси, могут ведь хоть что-то толковое создать. Интересна сама задумка попытаться описать жизнь в стране на протяжении 20 лет через призму шоу-бизнеса. К недостаткам можно отнести некую непродуманность, что ли. Очень многое попытались вместить в один выпуск, а о некотором, о чем я бы хотела услышать подробнее, даже не озвучивалось. К очевидным недостаткам могу отнести выпуск за 2000 год, где чуть ли не сплошь рассказывалось лишь о группе «Ленинград», в которой в свое время блистал ведущий Шнуров. Ну ребята, нельзя же так пиариться, некрасиво получается. И еще именно эта сырая подборка материала: о ком-то (например, Лагутенко или Земфира) — очень много, чуть ли не весь выпуск под них отдают, а о чем-то — очень мало, если вообще скажут, то хорошо. И последнее, но это уже скорее мои придирки — очень часто песня звучит одна, а клипом для фона служит совсем другая песня. Но это так, мелочи.
Казалось бы, недостатков больше, и надо бы освистать СТС как халтурщиков. Но все же задумка многообещающая, для СТС вообще неожиданная, и проект, несмотря на все свои недостатки, вышел достаточно интересным и увлекательным. Пусть немного сырым, немного непродуманным, но в целом неплохая попытка, однако еще есть над чем работать.
26 сентября 2010