Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни |
английское название: |
Loong Boonmee raleuk chat |
год: | 2010 |
страны: |
Таиланд,
Германия,
Франция,
Великобритания,
Нидерланды,
Испания
|
режиссер: | Апичатпонг Вирасетхакул |
сценаристы: | Апичатпонг Вирасетхакул, Фра Срипарияттивети |
продюсеры: | Апичатпонг Вирасетхакул, Саймонд Филд, Кит Гриффитс, Михаэль Вебер, Ганс В. Гайссендёрфер, Дэнни Гловер, Чарльз де Мо, Луис Минарро, Сучада Сиританавуддхи, Кэролин Вини, Джослин Барнс, Хольгер Штерн |
видеооператор: | Сайомбху Мукдипром |
художники: | Акекарат Омлаор, Чатчай Чайон, Буанген Нгамчаренпуттасри |
монтаж: | Ли Чатаметикул |
жанры: | фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $34 748 |
Сборы в США: | $184 292 |
Мировые сборы: | $1 130 645 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 мая 2010 г. |
на DVD: | 16 июня 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Знаете, меня очень тяготит то, как устроен мой мозг и мышление. Я постоянно анализирую все вокруг, рефлексирую свои мысли и действия, я не умею отдыхать, потому что любой досуг я заполняю чем-то, что требует анализа, достижения результатов. Я даже кино смотрю критично, и соревнуюсь сам с собой «ну нет, надо поставить рекорд и посмотреть за один день 6 фильмов». Так жить очень тяжело.
Бунми это первый фильм, а может даже одна из двух-трех вещей в жизни, которые подарили мне покой. Когда я смотрел фильм я был все время готов плакать от счастья и неописуемой легкости, что я порой и делал.
Чем больше рациональных и критичных слов будет говориться про этот фильм, тем ближе будет смерть сущности этой картины. Дядюшка Бунми это фильм, которому удалось невообразимо легко, естественно, по настоящему религиозно показать, как сосуществуют люди, призраки, существа из леса, и сны. Здесь нет театральности, нет ошалевшего удивления, нет спецэффектов, с которыми связана для современного человека связь с потусторонним. Призрак просто приходит к столу и его спокойно принимают, спрашивая о повседневных, очевидных вещах. Пропавший сын, ставший мифологическим созданием, приходит к столу, рассказывая свою крайне обыденную историю. Сон и явь, жизнь и смерть, миф и реальность теряют границы, становясь единым полотном, тканью бытия. Этот фильм показывает мир, который человек утратил когда-то, когда порвал связь с космосом, мифом, бытием. Вам кажется, что это кино метафорично, но это кино абсолютно лишено всякой метафоры. Тут нет ни одного слова иносказательности, это самое реалистичное кино, которое мне довелось видеть.
И я испытывал при просмотре небывалое счастье, от возможности прикоснуться к тому, чего так сильно желаю, но частью чего я никогда не смогу стать.
10 из 10
Забавно и нелепо ставить фильму — торжеству иррационального оценку, которая по своей сути заковывает в рамки, рационализирует, дает возможность сравнить.
23 августа 2019
Бесконечно спорное для обыденных зрителей и максимально удовлетворяющее кинокритиков решение на уже столь далёком Каннском фестивале-2010 с годами, на мой взгляд, только упрочило свою значимость и свою обоснованность. Работы тайского режиссёра с течением времени теряют большую часть ненавистников, заявляющих о пустоте, медлительности, заядлой скучности, простоте, выглядящей пафосом, и отсутствии какого-либо рода киноязыка, не предлагая взамен никакой альтернативы. Любой фильм имеет своего зрителя, и «Дядюшка Бунми» на самом деле одна из тех лент, которая решает свои вопросы заранее — либо ты влюбляешься в это медиативное повествование, либо ты возмущаешься отсутствию привычных конструкций и обструктивистскому опыту «магического реализма».
Именно под этот выделяемый художественный анахронизм попадает «Дядюшка Бунми». Да что там говорить, именно под ним всегда работает Вирасетакул, и лауреат каннского кинофестиваля — отнюдь не системообразующая его лента, поэтому и награда выглядит справедливой для фамилии и конкуренции, но не выглядит определяющий по отношению ко всему творчеству тайского режиссёра. «Бунми» не больше, чем квинтэссенция его прошлых работ, прошлых ходов, не более чем композиция, составленная из проверенных чувств и эмоций, собравшая в себе всё основы того самого пошлого «магического реализма».
Вирасетакул никогда не имел граней. Мир в его представлении не имеет черты между своими образами. Здесь нельзя отличить мёртвых от живых, нельзя расфасовать человека и животного по разным клеткам, нельзя определить время, нельзя детерминировать само понятие жизни. Здесь нельзя выделить историю, при имеющейся единоначальной линии повествования, её нет как таковой. Режиссёр категоричным образом соединяет в ленте наивность и утончённость, при этом изображая ситуативность с точки зрения пародии не только на классический концепт ленты, но и на привычное западное видение мира (стоит признать, что Вирасетакул отнюдь не джунглевый самородок, а вполне обученный в принятом цивилизованном обществе художник). Наряду с захватывающей релаксирующей атмосферой путешествия вглубь страны и сознания одновременно, именно такое жанрово-стилистическое сочетание, описанное выше, заслуживает отдельной похвалы и зрительских аплодисментов.
И конечно же, это в полной мере «географическое кино», одна из форм «азиатской школы», и прочее, прочее деление карты мира на составные фигуры. Благодаря Вирасетакулу можно принять на веру мировоззреческие устои тайцев, можно разглядеть запляжные джунгли, можно прочувствовать непривычный уклад жизни и манеру поведения. Условие, при котором лента становится и познавательной, и очаровывающей в своей атмосфере, наверное, самое подходящее, что требуется киноману для описания его трансцендентного романа.
При этом, особую благодарность стоит выделить тайскому режиссёру за то, что в своей ленте он не собирался никому ничего объяснять и доказывать. Что он не ставил вопросы перед зрителем и не искал истины, не демонстрировал загадочные интерпретации авторской души и не искал выход в том помещении, куда невозможно попасть. Все отражение, запечатлённое данным отзывом, не более, чем принятое веру лицезрение, которое описывается с привычного положения и привычным языком. На самом деле, можно ли говорить применительно к этой ленте об особом культурном коде, о главенстве традиций, об иронии, о красоте и медиативности, о кажущейся линейности истории и о том, что совмещение магии с реальностью происходит в действительности, не ясно и по сей день. Что хотел сказать своей работой Вирасетакул? Скорее, просто молчал. Именно в молчании его фильмов и есть то маниакальное и неестественное обаяние.
10 марта 2018
Обладатель Золотой пальмовой ветви в 2010 году. Режиссер Апичатпонг Вирасетакул. Очень удивительно, как картина из Таиланда смогла так обрадовать европейскую аудиторию. Еще и вдобавок глубоко артхаусное кино, которое отражает только восточные ценности и мировоззрения. Визуально фильм выглядит прекрасно, что и спасает его от сильной пустоты внутри. Стиль и оригинальность постановки держится все время не сбивая темп. Частично это хорошо, картина тихая, атмосферная, успокаивающая, в то же время очень монотонная, поэтому не заинтересованных зрителей она может оттолкнуть и покажется банально скучной, и возможно, они будут правы в силу того, что эта картина их, да и вообще многих мало касается.
За унылой артхаусной оболочкой, которая является только видимостью ничего не скрывается, создавая только иллюзию глубокого смысла. Форма здесь явно преобладает над содержанием. Философия, которая могла быть поистине интересна в данном случае здесь просто отсутствует и даже вглубь своей тематики фильм не лезет, показывая ее лишь поверхностно, просто отражая мировосприятие некоторых восточных и азиатских стран. Существование духов и нахождение их среди нас. Вера в прошлые жизни и воспоминания о них, что спустя столько веков может прийти озарение и можно вспомнить свою самую первую жизнь. Однако в данном случае для чего это нужно? Зачем это все показывается, нам не дают ответа. Получается простая игра образов и наивно полагать, что она может полностью затмить многие недостатки. Картина на сегодняшний день совсем некстати, она является совершенно ненужной, но не стоит воспринимать ее в штыки из-за того, что нам полностью ее понять не суждено, это сугубо личная картина, для людей, которые согласны с мнением режиссера, а для остальных это будет обычная фантасмагория.
Приятные виды, краски, звуки, операторская работа и необычная структура будет радовать глаз и вся эта красота запомнится надолго, однако это единственные стоящие моменты, благодаря которым запомнится фильм. В силу своей парадоксальности, поверхностности, и артхаусности кино получилось одновременно простым и сложным, но разве на такую неоднородность рассчитываешь, когда смотришь кино фестивального уровня? Диалогов очень мало, поэтому даже не знаешь, что интересного могут рассказать нам.
Возможно, когда мы приближаемся к смерти, вспоминаются разные необъяснимые вещи, подводишь итог жизни и думаешь, что было сделано не так. Вся подача этих маленьких крупинок истории очень неубедительна, используется принцип — «все гениальное — просто». Пытаются удивить простотой, но явно работать это будет не на всех. Фестивали любят необычное кино, но не до такой степени, поэтому награждение этого фильма из Таиланда для многих остается загадкой.
6 из 10
14 января 2018
Вы удивитесь, но Таиланд известен не только своими туристическими местами, но и тем, что в этой стране живёт, по мнению знающих людей, один из лучших молодых кинорежиссёров, о котором мы совершенно ничего не знаем. Если вам приелась голивудщина, то азиатское кино — это то, что нужно. У режиссёра Апичатпонга Вирасетакуна для простоты есть псевдоним — Джо (спасибо!)), фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» снят в 2010 году и получил золото в Каннах. В нём есть похожие на Чубакку-негра люди-обезьяны, говорящий сом, принцесса, монах, призраки, коммунисты… Как оказалось, практически все тайцы до сих пор верят в переселение душ. Фильм о том, что грань между живым и мёртвым, человеком и животным, прошлым и будущим слишком тонка. Здесь почти нет того, к чему мы привыкли в кино: связной фабулы, понятных диалогов, динамичного монтажа, но этим фильм и прекрасен. А ещё необыкновенными съёмками природы, непредсказуемыми сюжетными линиями и общей медитативной атмосферой.
8 декабря 2017
Поскольку меня интересуют фильмы о религии, а так же фильмы с длинными названиями (есть у меня такая слабость), в раздел «буду смотреть» это, на первый взгляд, слегка странное творение попало давненько. Плюс Золотую Пальмовую Ветвь просто так не раздают направо и налево, а всего лишь раз в год и, чаще всего, за явление миру картин, удовлетворяющих голод интеллектуальный и духовный. Плюс незнакомый мне доселе режиссер по имени Апитчатпон Вирасетакул просто не мог снять нечто плоское и банальное с таким то именем.
А если серьезно — я поставила оценку 5 из 10, и рецензия моя носит нейтральный характер, потому что для себя я нашла как положительные, так и отрицательные моменты.
Во первых мне очень понравился сюжет, за исключением некоторых моментов. Я думаю, что режиссер взял на себя ответственность объяснить несведущему зрителю момент ожидания тайцем приближения неминуемой скорой смерти. Дядюшка Бунми страдает от болезни почек и накануне смерти встречается с сестрой умершей жены, желая обсудить с ней вопрос наследования плантации. Они ведут вполне бытовые беседы о болезни, семье, о наемных рабочих. И тут, невзначай, за ужином их посещает призрак умершей жены главного героя, и явлению его как будто никто не удивлен. Почти сразу к трапезе присоединяется их сын в обличье духа обезьяны. И его появление как будто так же естественно, как появление призрака умершей жены. И этот момент мне очень понравился, так как я вижу в этом традиционное для культуры Тайланда видение процесса завершения текущей жизни. Он заканчивает свой путь в этом теле рядом с близкими людьми в пещере, которая является для него символом рождения. Это может показаться абсурдным для европейского зрителя, но я вижу в этом аналог видений рая и ада, о которых рассказывают люди, пережившие, допустим клиническую смерть.
Но мне абсолютно не понятна сцена с принцессой и сомом, а так же все, что произошло после смерти главного героя. Тут режиссеру все таки не хватило выразительности, так что мне не понятно — я чего то не поняла, или в некоторых моментах реально нет смысла.
Что касается актерской игры, то тут подчеркнут некоторый элемент документальности, так что играть они должны были самых-самых обычных людей, а может даже не играть, а быть ими.
Я не спешу восторгаться этим фильмом, но мне вполне понятен выбор жюри Каннского кинофестиваля. Фильм вполне может заинтересовать пусть не широкие массы, но человека заинтересованного.
30 января 2016
Я не ждала от этого фильма ничего. Не читала отзывов и даже описания. И тот поразивший меня факт, что данное кино стало призером Каннского кинофестиваля я обнаружила когда через минуту после просмотра зашла на этот сайт. Да, мне было интересно найти отзывы тех, кто это кино «понял» в отличии от меня. Хотя, признаться, меня больше порадовали отзывы, тех, кто как и я задаются вопросом: что это вообще было? Полный провал.
С первых кадров фильма становится ясно, что тут можно ожидать чего угодно и до самого конца я ждала, когда же что-нибудь произойдет, что возможно конец фильма удивит, раскроет карты и наполнит смыслом весь тот бред, который я «терпела» в течение полутора часов. Именно терпела, стойка уговаривая себя, что надо досмотреть. Но вот на экране появляются титры и у меня начинается истерический смех. Вот и все. Разложу свои мысли по полочкам:
Сюжет: его по сути нет. Картинки сменяют одна другую и человеку, который не знает, что это фильм пестрит кадрами воспоминаний прошлых жизней будет весьма сложно догадаться к чему это все и кто все эти персонажи. В центре событий мужчина, умирающий от болезни почек и прикованный к диализу. Хотя слово «событий» слишком громко сказано. Скорее бытовых сцен, бессмысленных диалогов, вперемешку с кадрами настоящего безумия. Как вам рыба совокупляющаяся с принцессой? Да, поистине гениально. Первый звоночек прозвенел, когда за тихим тайским ужином внезапно материализовался призрак умершей жены главного героя, который до конца фильма спокойно обитал среди живых и даже помогал ему менять дядюшке Бунми катетер или как там называется это оборудование. Совсем никого не смутило ее появление. Вполне, знаете ли тривиальная ситуация. Не стоит она того, что бы актеры проявляли эмоции. Ну или тайцы по жизни так расслаблены. Когда на этот же ужин заявился пропавший сын, покрывшийся обезьянью шерстью, пропавший много лет назад — это тоже вызвало лишь малый интерес у собравшихся за ужином.
Спецэффекты: грим существ и спецэффекты на уровне первой половины ХХ века. Но наверное, если бы в этом фильме были более качественные спецэффекты — это было бы еще более странно. А так вполне вписывается в антураж.
Актерская игра: отсутствует более чем полностью. Можно просто взять первых попавшихся тайцев, снять как они едят, ходят и моются скрытой камерой и получится тоже самое. Утрирую конечно, но герои не выражают никаких эмоций и по сути действий. Даже самый удивительные события воспринимаются ими с каменными лицами.
Особые приемы режиссера: показать как моется человек, очень знаете ли интересно. И прочие неинтересные никому моменты. Затянутость. Непонятно: что, зачем и почему так долго? Фильм настолько скучный, что в здравом уме его невозможно смотреть. Возникает чувство, что тебя просто троллят этим маразмом.
Смысловая нагрузка: Как по мне так она отсутствует более чем полностью. От «культурного» тайского фильма, снятого при поддержки кучи министерств культуры и с участием разных стран ты ждешь идеи, философии и пищи для ума. Но что мы узнали? Какие мысли оставляет фильм после себя? О чем задумается западный зритель и те, кому близка восточная философия после просмотра? Боюсь, что ничего нового. Реинкарнация, вера в духов. Кажется все. А где мораль?
Что бы подытожить скажу так: стоит ли искать гениальный смысл, подтекст и духовную нагрузку там где ее и в помине нет? Мое мнение, не стоит даже пытаться найти в этом бреду пищу для души и разума. Смотреть только тем, кто хочет удивить себя немыслимой бредятиной. Сейчас очень модно смотреть кино не для всех и искать в нем зерно гениальности. На самом деле нужно учиться отделять мух от котлет.
1 из 10
28 октября 2014
Постараюсь оставить за скобками буддийский подтекст этой картины, великолепно обыгранную автором тему реинкарнаций и понимания кармы. Не стану и уверять вас о том, что каждым кадром, Апичатпон настаивает на осознанном просмотре зрителем своего фильма, что предполагает множественность толкований, каждое из которых заведомо истинно, если исходит от сердца. Да и сам сюжет, про умирающего мужчину, который вспоминает свои прошлые жизни и готовится перейти в другой мир — ничего нового в себе не несет.
Гораздо больший интерес представляет другое, а именно вопрос того, как согласуется «Бунми» Апичтапона с современной, откровенно прозападной, парадигмой кино. Ну вот выиграл этот фильм Каннский кинофестиваль, что означает заведомый его просмотр у кинолюбителей всего мира. Но при этом, многие зрители (да и я не исключение) пытаются сравнивать творчество Апичатпона с работами Линча, Рене, Бунюэля и многих других мистиков и созерцателей западного мира. Однако, любое подобное сравнение упирается в невидимый барьер «эпохи Возрождения». Так или иначе все указанные мною европейские и американские авторы (как и многие неназванные их коллеги), неизменно повторяют заложенный эпохой Возрождения культурологический код «уважения к Знанию». Поэтому, так или иначе, все их произведения либо предполагают логическую последовательность, как форму доступности для зрительского понимания, либо, наоборот, бунтарский отказ от таких связей. Апичатпон, являясь вполне современным человеком, не понаслышке знакомым с западной культурой, предлагает кардинально другую парадигму, построенную на созерцательности. И если в его описаниях городского Таиланда можно встретить намеки на существующие жанры — от минимализма до итальянского неореализма, то когда он заводит нас в свои джунгли… То у нас просто не остается выбора, ибо мы получаем прикосновение к совершенно другой реальности Познания.
Этим и силен Апичатпон, а «джунглей» в этом фильме будет слишком много. Главное зрителю в них не потеряться.
10 из 10
11 ноября 2013
Дядюшка Бунми страдает почечной недостаточностью, но причину видит отнюдь не в плохом питании, а в карме, что подпорчена особо меткой стрельбой по лаосским коммунистам. Разговаривать скучные разговоры или, по официальной версии, следить за здоровьем дядюшки прибывают тетушка Джен и неопределенного семейного статуса Тонг. Однажды во время ужина на незанятом стуле без предупреждения материализуется призрак жены Бунми. Поначалу все очень боятся, но тут же понимают, что в Таиланде еще и не такое может случиться, а потому как ни в чем не бывало заводят беседу с привидением. Cпустя время к и без того не самой банальной трапезе присоединяется другой пропавший без вести родственник, который почти не изменился за время долгого отсутствия, разве что мутировал в огромную волосатую обезьяну. И так далее и тому подобное, речной сом под покровом ночи совокупляется с рефлексирующей принцессой, буддистский монах астральным образом раздваивается после посещения душевой, скрытые смыслы аккумулируются в стрекоте цикад, кто виноват и что делать знает только один человек.
Как ни подходи к творчеству тайского возмутителя международного кинофестивального спокойствия, а претензия остается одна и та же: при всем разнообразии выразительных средств он снимает невероятно скучное кино. Аргументом в защиту Апитчатпона Вирасетакуна обычно называют его уникальный невоспроизводимый киноязык, вероятно, не принимая в расчет, что у какого-нибудь трясущегося вертикального youtube-клипа, где кот запрыгивает на шкаф и падает, этот самый язык будет не менее уникален и в той же мере невоспроизводим. Нет, ясное дело, талант режиссера свести в ноль семантику диалогов и затянуть всякий эпизод вплоть до усыпляющего эффекта неоспорим. Понятно, что дерганый клиповый монтаж всем вроде как надоел, и хочется (а некоторым даже удается) провозгласить эпоху медленного кино. Но должен иметься предел. «Бунми» открывается длинным планом бредущего невесть куда буйвола, затем скатывается в бесконечные разговоры, перемежающиеся неспешной съемкой травы и деревьев, после чего уходит едва ли не в документальщину, а под конец дает ударную дозу фольклора. Отношения Вирасетакуна с киноповествованием практически не поддаются словесному описанию. Когда одни намеренно пренебрегают нарративом, другие утверждают, что он мертв вместе с автором, наш каннский триумфатор, кажется, просто забыл про подобные вещи, увлекшись делами более важными. Например, трансляцией секса с рыбой в разных ракурсах.
А ведь за хорошими примерами далеко ходить не надо. Малик не так давно зарифмовал американскую глубинку кривляющимися динозаврами, а тот же Годар в последней работе вовсе учинил такое непотребство, которое и пересказать не получится; но есть в подобного рода безумной дерзости что-то запоминающееся, что-то интригующее. Иначе говоря, в том самом месте, где фильм должен чем-то удивить, шокировать, намертво приковать внимание, «Дядюшка Бунми» предложит пятиминутный статичный план окна, потешных лаосских гастарбайтеров, и умеренное количество диких обезьян. Да и в содержании заинтересовать нечем. Западная философия уже целое столетие в страхе бежит от метафизики, а Вирасетакун гордо устремляется в обратную сторону, выбирая один из худших путей — тему реинкарнаций. И дело здесь даже не в том, что упоительные истории про то, как кто-то был в прошлой жизни пчелой, разбиваются короткой ремаркой демографического толка, просто автор преподносит свою многомудрую теософию в настолько примитивном и почти пародийном ключе, что, кажется, способен разуверить даже убежденных буддистов. Все эти бутафорские звери, карикатурные принцессы, говорящие рыбы — менее удачную презентацию идей, претендующих на что-то возвышенное придумать тяжело.
Впрочем, даже если забыть про таиландскую народную забаву «пригласи на ужин загробную сущность», символика обозреваемого фильма будто бы намеренно (если не сказать конъюнктурно) составлена из самых популярных образов на радость любителям заблудиться в трех интерпретационных соснах. Вот дядюшка Бунми направляется в темную Пещеру — начитанная публика немедленно вспоминает избитую метафору за авторством Платона. Вот мы имеем запутавшегося героя с фотоаппаратом — маститые синефилы уже ищут параллели с «Фотоувеличением» Антониони. Нет, никому еще не вредили множественные трактовки, но, скажем, если удалить все потаенные смыслы из какого-нибудь «Синего бархата», останется первоклассный триллер; если же оставить «Бунми» без вороха интерпретаций, получится малопривлекательная компиляция из «В мире животных» и «Битвы экстрасенсов», замедленная раза этак в два. Конечно, можно восхититься тем фактом, что где-то там, среди беспорядочного мелькания кадров, скрываются нетривиальные отсылки к старому тайскому кино про монстров и чудовищ; что в эпоху тотального заимствования кто-то еще находит в себе силы соорудить нечто самобытное и рассказать миру про свою страну, но фильм от этого едва ли становится лучше. А потому, если признать, что словосочетание «эволюция кино» имеет смысл, очень хочется, чтобы творческий метод Вирасетакуна свернул куда-нибудь в район тупиковых ветвей. Свернул поскорее.
9 ноября 2013
Неподготовленный зритель выключит «Бунми», скорее всего, не дойдя и до середины фильма. Подготовленный же, наслышанный о соцветии наград, которые собрала лента именитого тайца на кинофестивалях, до конца скорее всего дотерпит, надеясь таки ближе к финалу разглядеть сермяжную правду жизни, ту сакральную истину, которую зашифровал режиссер со сложнопроизносимым именем в странных, порою неловких образах, проходящих по экрану. Дождется конца фильма и поймет, что толком ничего так и не понял, и вопрос — можно ли было вообще что-либо здесь понять.
Расшифровывать в «Бунми» особо нечего — разве что, поднатужившись, высасывать из пальца скрытые смыслы и создавать из авторского ничего множество глубокомысленных трактовок, благо сюжет настолько смутен и запутан, что при большой фантазии можно вывести из него любое объяснение. Возможно как-раз на это и был расчет.
Лесные люди-глаза огоньки, сумрачные буйволы и магические рыбы, запахи зелени, сочащиеся с экрана, странные, местами просто неудобные ракурсы. Все это могло бы быть любезно сердцу какого-нибудь этнографа, но как серьезный фильм смотрится скорее неудобно и нелепо.
Еще можно назвать фильм милой, если бы не было так раздуто его значение, этнографической безделушкой, заточенной как-раз под фестивали. «Вы хочите тайских сказок, господа рафинированные европейские критики — их есть у меня.». Благо в свое время популярной были и сказочно-черная советско-российская псевдореалистическая тематика, и этнографически-мрачные румынские экзерсисы. Так и здесь — можно сознательно намутить воду во пруду из расчета, что заглянувшему в это болотце члену жюри или рецензенту станет неудобно признаваться, что он ничего толком не понял. А значит придется восторгаться, изображая осознание «скрытой лесной тайской правды». Старый, проверенный веками трюк, коим пользовался еще приснопамятный граф Калиостро.
Так что смотреть фильм или нет остается на разумение непосредственного зрителя. Мой совет — включите кино, но если к середине ленты не проникнетесь смыслами — выключайте. А если вдруг кино пойдет — что ж, поздравляю, вы один из сотни, тогда наслаждайтесь!
6 из 10
26 февраля 2013
Оказавшись случайно на фильме, я мужественно высидела до конца.
После фильма, я готова была признать себя полным идиотом (так как уже до просмотра слышала, что это «фильм переворачивающий всё естество») и пошла в интернет послушать умных людей, которые объяснят мне, что же я упустила. Но.. я ничего не нашла. Кроме всё тех же абстрактных фраз про то, как это прекрасно, медитирующе, магически и так далее. Поэтому я могу предположить, что смысла никто сформулировать не может. Просто бывают такие культурные явления, которые переворачивают тебя с ног на голову, а толком сформулировать, что произошло ты не можешь. Возможно «Бунми» из этой серии. И тогда здесь действительно всё зависит только от вашего эмоционального восприятия. Я не увидела и не почувствовала ровным счётом ничего, кроме глубокого чувства недоумения.
Я ожидала тонкую, экзистенциальную картину с азиатским привкусом и, возможно, медитативным настроением. В итоге я увидела набор какой-то ереси.
2 из 10
11 января 2013
- Что с моими глазами? Они открыты, но я ничего не вижу.
— Может, глазам нужно время, чтобы привыкнуть к темноте?
Первый эпитет, который даешь этой картине при просмотре — «скучная». Первая половина «Loong Boonmee raleuk chat» состоит сплошь из бытовых диалогов — обсуждения пестицидов (у дядюшки вроде как плантация), качества местных спален, диетического рациона главного героя и его больной почки… С появлением призраков умершей жены дядюшки и его много лет назад пропавшего сына ничего не меняется — разве что диалоги на бытовые темы ведутся теперь между обитателями обоих (нашего и загробного) миров.
Долго не понимаешь, при чем же тут золотая пальмовая ветвь? Да, конкурсная программа в Каннах-2010 была довольно слабой (помимо «Biutiful» и нового опуса Никиты Сергеевича, пожалуй, ни одной заметной картины), но в конце концов, «Loong Boonmee raleuk chat» ведь тоже ничем особым не выделяется. Даже наоборот — особенно в первой половине — это довольно слабая картина: скудная актерская игра (можно, конечно, списать все на менталитет, но, в конце концов, посмотрите «Tian bian yi duo yun» Цай Минляна — вот где страсти истинно шекспировские), слабейшие спецэффекты (когда парень подносит призраку стакан воды, его рука тоже начинает просвечиваться), еще более слабый грим (см. сын главного героя в облике призрака обезьяны). Единственное, что вызывает положительные эмоции — так это красоты Тайланда, но, в конце концов, ландшафт — это заслуга природы, а не режиссера фильма Апитчатпона Вирасетакуна.
Однако, чем дальше развивается действие (если его можно таковым назвать) «Дядюшки Бунми», тем больше фильм начинает нравиться. И тем больше начинаешь понимать смыслы и подтексты. Их тут немного. Но, несмотря на это, они очень интересны.
«Дядюшка» при ближайшем рассмотрении оказывается чуть ли не лучшим примером культурного исследования эзотерической и духовной части жизни тайцев. Они, оказывается, живут в фантастическом мире. Вы искали параллельный мир? Верили в волшебство? Оно есть — достаточно съездить в Тайланд. Но не в ту его часть, где отели, море и знаменитые на весь мир тайские транвеститы. Не это — сердце Тайланда. Его сердце там, где люди спокойно общаются с призраками, где природа напрямую контактирует со своими детьми, там, где прошлые жизни — такая же сама собой разумеющаяся вещь, как смерть. Там, где люди готовятся к смерти, как ко встречи со старым другом. Там, где провел свои последние дни дядюшка Бунми.
Начинаешь понимать, что «Loong Boonmee raleuk chat» — это на самом деле очень простая притча об очень простых людях, которые очень просто, и вместе с тем возвышенно живут. У них нет несметных богатств, но есть совершенно удивительные знания о мире, который вроде бы и рядом, но на деле — чрезвычайно далек от нас. Зато близок к ним. Фильм такой же, как и его герои — анахорет, запечатленный на пленку. Столь же аскетичный, сколь и многогранный.
И все равно, непонятно, почему именно «Loong Boonmee raleuk chat» удостоился высшей кинонаграды. Такие высказывания были и раньше, и не одно. Вирасетакун — не первый и не последний, кто обращается к этой теме. Возможно, Бертон решил таким образом поддержать эту отрасль кинематографа и тайское кино в частности — ведь, не будь «Loong Boonmee» награжден в Каннах, вряд ли кто-нибудь обратил на него внимание. В любом случае, это фильм нужный и важный, пусть и не шедевр. Пусть и обладает большим количеством изъянов. Это такое юродивое или, если хотите, блаженное кино. Без которого, возможно, что-то в этом мире пошло бы по-другому.
7 из 10
25 декабря 2012
Проблема негодования, посмотревших этот фильм, заключается в том, что начав просмотр данного фильма, большинство, опираясь на то, что фильм получил главный приз в Каннах, настраивают себя на просмотр очередного фильма, который затронет их до глубины души, но сталкиваясь с непониманием — проклинают все вокруг за потраченное зря время…
На самом же деле, этот очень оригинальный по своей сути фильм — лишь пародийный проект, с долей сарказма и иронии, в которой режиссер мастерски переплетает сознание и убеждения тайцев с некими образами тайской культуры, смешивая все это удивительным видеоартом. Чтобы понять это нужно быть как минимум знакомым с культурой Таиланда, в сознании жителей которого, живет вера в призраков и пребывании умерших среди живых. Поэтому некоторые моменты, такие, как например появление призрака жены Бунми — вместо того чтобы направить наше внимание в нужное русло, сбивает нас с толку своей мистической атмосферой. В регионе, в котором снимался фильм, военные жестоко убивали крестьян коммунистов, это и объясняет большое количество жутких обезьян, бродящих по лесу.. Отсутствие музыкального сопровождения, еще больше сбивает с толку, но думаю, присутствие в етом фильме какой либо музыки было бы излишне. Отдельное внимание хочется уделить звуку, потрясающее звуковое сопровождение!! Видно, что режиссер уделил звуку особое внимание. Думаю звук играет в етом фильме чуть ли не ключевое(!) значение.
Что касается Каннского кинофестиваля — все очень просто объясняется: во первых, действительно сильных картин участвующих в конкурсной программе в 2010 году мягко говоря было маловато, Бьютифул и Турне остались с носом по той простой причине, что президентом жюри в 2010 году был Тим Бертон, которому, как никому другому близка тема смерти и потустороннего мира.
В общем Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни — довольно простой и ясный (на мой взгляд) фильм, при просмотре которого не нужно пытаться что то понять, и не ищите тайный сакральный смысл в этом фильме, вы его там все равно не найдете.
8 из 10
2 августа 2012
Мне близка идея о связи и единстве всего живого, с которой пришел к зрителю Апитчатпон Вирасетакун. И это гармония в фильме великолепна показана в самых мельчайших деталях. Да ж гамак качается в такт покачивающимся листьям. И просто уклад жизни настолько подчинен в фильме природному циклу, и показано все естественно и это плюс картине.
Точно так же мне понятна и где-то близка идея круга перерождений буддийская и на этой идее во многом построен фильм. Вот только образы в которых все подано, мне кажется, подобраны как -то упрощенно. Обезьяноподобное существо-сын.. Это судя по всему чтоб зрителям наглядней было. Но вот эта наглядность мне и не понравилась.
Финал фильма хорош и естественнен. Говорит о том что в мире всегда есть обычные люди высоко духовно развитые и есть совершенно не готовые к этому люди, которые номинально избирают духовный путь для себя. Но фильм не оставляет того сильного и позитивного ожидаемого впечатления из-за ненужной излишней фэнтезийности. Например фильм, который то же построен на идеях буддизма, Почему Бодхидхарма ушел на восток? ставлю намного выше в своем личном рейтинге именно из-за того что он не ушел в буквальную иллюстрацию коанов.
6 из 10
29 сентября 2011
От этого фильма я ожидала многого, ведь мнение жюри Каннского кинофестиваля для меня что-то значит. Но на этот раз… Одним словом, я совершенно не понимаю, почему «Дядюшка Бунми…» был так хорошо оценен, ведь даже если подумать, в нем нет ничего из того, что составляет или может составить качественный фильм, а воспринимается он еще хуже. Итак:
Сюжет. Ничего высокохудожественного, интересного, неординарного я в этом сюжете не нашла. Честно говоря, у меня даже появились сомнения в существовании сценариста как такового или в его профессионализме. Никаких глубоких мыслей мне в этом фильме найти тоже не удалось… хотя сама идея была неплохой. Жалко. Правда, эту идею я поняла только после того, как прочитала краткое описание фильма, а так я бы не додумалась до того, что это все означало…
Монтаж и съемка. Главное правило монтажа гласит: необходима смена планов по крупности. Ну или хотя бы вообще смена кадров. Две с половиной минуты наблюдать, как где-то далеко в углу кадра идут/сидят/лежат герои и разговаривают о всякой ерунде или вообще молчат — это выше моих сил. Под конец вообще началось что-то странное… Сомнения, на этот раз, возникли по-поводу количества камер и операторов и присутствия последних на съемочной площадке. Опять же жалко, ведь первые кадры были еще ничего… Да, и еще: есть фильмы, вообще снятые цельным куском, которые смотрятся буквально на одном дыхании… Но «Дядюшка Бунми…», лично для меня, оказался слишком нудным фильмом. И скучным.
Игра актеров вообще отсутствовала. Персонажи напоминали мне механических кукол, не способных ни на какие эмоции. Их диалоги тоже не добавляли происходящему реалистичности.
Но не хочу больше расстраиваться. Моя оценка:
1 из 10
1 августа 2011
Так уж сложилось исторически, но мнение жюри Каннского фестиваля принято считать непреложной истиной и авторитетным решением. Раз уж в Каннах кому-то вручили награду, то плохо говорить о его шедевре простому смертному не пристало. Куда уж нам, сирым и убогим, до постижения истинного искусства, сокрытого от глаз люмпенов в хитросплетении витиеватых метафор.
«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» — яркий пример артхауса, в самом лучшем и самом худшем смыслах этого слова. Фильм, убаюкивающий покрепче белого шума, представляет собой цепочку философских размышлений, замешанных в эзотерическом котле восточной мифологии, приправленной буддизмом. При полном отсутствии четкой сюжетной линии, режиссер Апитчатпон Вирасетакун преподносит зрителю предсмертные переживания некоего Бунми, старого тайского фермера. Ожидая на своей ферме кончину, дедушка встречает призраки жены и сына, с которыми он общается так же, как и с живыми родственниками. Главной отличительной чертой фильма является полное или частичное отсутствие нарратива в отдельных эпизодах, и, возможно, в этом и кроется его прелесть. Формируемые потоком сознания образы приятны глазу и уху, они погружают в некий чарующий мир восточных джунглей, с их призраками и анималистическими духами. Нельзя сказать, что фильм абсолютно лишен осмысления, но идеи приходится постоянно извлекать из под тяжеленный метафор. Так, например, в концовке есть эпизод с раздвоением героев, в котором лично я увидел стремление человека быть там, где он хочет, но нахождение там, где должен. А кто-то увидит иное, а иной и вовсе ничего в этом не увидит. Конечно, людям, страдающим апофенией, будет где разгуляться, ибо такого объекта для поиска всякого глубинного смысла не было давненько. Даже обласканный отечественной молодежью «Generation П» в сравнении с «Дядюшкой» кажется элементарной детской сказочкой, над которой и думать-то не надо.
Мне исключительно непонятно, зачем снимать в течении полуминуты окно. Скоро в авторском кино дойдет до того, что оператор будет по несколько минут демонстрировать пустую белую стену. Тлетворное влияние раннего артхауса сказывается на операторской работе Юконторна Мингмонгкона, но он доводит свое ремесло до апофеозной крайности. Это уже не акценты и не метафоры, а самый натуральный китч, обусловленный рамками жанра. Можно конечно сказать, что все эти заторможенные планы служат как инструмент создания того самого потока сознания, формирующего фильм на ментальном уровне, возможно и так.
Отечественному зрителю будет невероятно тяжело продираться сквозь изобилие восточной эстетики, представленной в виде образов и притч. Основной темой рассуждений дяди Бунми является его карма — одно из самых важных понятий южно-азиатской философии. Прежде чем смотреть ленту, стоит хотя бы поверхностно ознакомится с индуизмом и буддизмом, иначе просмотр может обернуться мигренью, ведь вместо того, чтобы погрузиться в фильм, зритель запросто начнет размышлять над каждой непонятной фразой. И этого, кстати, делать ни в коем разе не стоит, так как положительные ощущения от фильма могут придти лишь в состоянии полудремы и чистого восприятия, направленного в суть вещей.
Понятно, что говорить об актерской игре не пристало. Структура ленты не требует от исполнителей знания школы Станиславского. Всё, что требуется от актеров в таком кино — быть максимально раскрепощенными.
Вывод: В чем-то фильм безусловно гениален и отрицательных эмоций после просмотра он не вызывает. Но вот только и положительных, лично у меня, не накопилось. Просто так заискивать и ставить зеленый цвет отзыва, дабы не казаться глупым (фильм-то в Каннах победил), не хочется. Если взглянуть на состав конкурентов «Дядюшки», то выбор жюри становится ясен. Во-первых, программа фестиваля 2010 года была откровенно слабой, во-вторых, эта лента являла миру нечто новое и незаезженное, что, в принципе, редкость. В итоге, как и с фильмом «Счастье мое», при высокой оценке, советовать фильм я не стану, пусть каждый решает за себя сам, стоит это смотреть или нет.
7 из 10
15 июня 2011
… По причине сдавших нервов, в какой-то момент автор развернулся в сторону стилистического экзерсиса-китча с очевиднейшим посвящением…
В поисках «нового слова» в кинематографе, экзотики и интеллектуальной клубники жители Парнаса стараются проводить все свободное от съемок время. Иногда нужно отвлечься от собственной гениальности, иначе зарябит в глазах. С опаской посмотреть на творения иных пресмыкающихся и либо погрустить оттого, что кто-то еще умеет снимать кино и придется взять что-то на заметку; либо обрадоваться, если от претендентов в режиссеры толку никакого — а посему и кинуть им пальмовую кость (или ветвь, что не меняет сути), пусть утешаются и фотографируются на память, а то случай может больше и не представиться.
Провинциальные потуги Апитчатпона Вирасетакуна научиться пользоваться дивным изобретением человечества — видеокамерой, если даже она любительская или, боже упаси, контрафактная, увенчались успехом. Правда, переменным. Да простится мне такая нелюбезная оценка кропотливого труда дилетанта, но если нажать кнопку «Запись» для режиссера не составляло труда, даже наоборот, делалось это в каком-то сакральном упоении пантеистическим энтузиазмом момента (максимально точное определение), то кнопка «Стоп» явно тормозила и никак не нажималась, когда вроде давно пора уже. Длинные и монотонные планы «Дядюшки» в лучшем случае напомнят назойливый протухший водоем из «Сталкера». То бишь, поэзия такая, тайская, с элементами рамы-рамы («я все поняла, но можно еще раз?») и буддизма («я ничего не поняла, но мне придется с этим смириться»). Неужели сегодня этого достаточно, чтобы сойти за экзотического постмодерниста-примитивиста и заполучить право оставить свои драгоценные следы на каннских красных ковриках?
Между тем, остальные художественные (если бы!) параметры фильма не оставляют места для спорной субъективной оценки. Ладно, поэзия мертвого и нудного кадра может понравиться кинонекрофилам, но как быть с лишенными смысла и последовательности диалогами? От сценария остается ощущение детсадовского лепета или невольно подслушанного разговора обитателей небезызвестного учреждения имени Кащенко. Претензии на проблемность, национально-культурную оригинальность и мировоззренческую зрелость так и остаются валяться в грязи очевидного непрофессионализма, необработанные — они не дали никаких всходов. Кино третьего сорта — оно и есть кино третьего сорта, несмотря на ускользающую перспективность Вирасетакуна и его неожиданный, но скорее всего эфемерный успех у Бертона и дель Торо.
Можно ли просто включать камеру и записывать все, что местечковым кинозвездам придет в голову сказать, изобразить, протупить? Наверное, можно, раз это нравится мэтрам и раз это последний писк арт-нуво — выдать ничегонеделание за кропотливый режиссерский труд. В результате, произносимый с экранов текст настолько мощно бомбардирует неокрепшие синапсы неподготовленного к такой халтуре зрителя (чья неловкость постепенно сменяется защитным истерическим смехом), что попытка поверить в адекватность происходящего может серьезно повредить ум здорового человека.
Тайский очень-недо-Тарковский тратит весь свой и без того убогий потенциал именно на то, чтобы хоть кого-то (а желательно — всех) убедить в этой самой адекватности. Как оказалось, принадлежность к животному миру не является помехой для обладания буквальными родственными связями с людьми, с самыми тонкими деталями взаимного узнавания, а смерть — не помеха для самого что ни на есть интерактивного и реалистичного общения. Ну можно испугаться и поудивляться немножко в начале такого общения, но потом — как ни в чем не бывало, повседневность и обыденщина же. Мертвая жена приходит менять живому мужу капельницу — без малейших угрызений совести со стороны тех, кто додумался до такого. Сказать еще, что эта самая мертвая жена преспокойно общается со всеми и она вовсе не галлюцинация своего мужа? Нет, пожалуй, не надо.
За что еще похвалить? А, естественно, за спецэффекты. Тайский кинематограф в этом смысле достиг голливудских вершин, правда, 40-х годов, но это ничего. От «Бунми» тонкими аллювиальными струйками, искрящимися в лучах солнца перламутровыми блестками, идет ассоциативный поток к «Кинг-Конгу», особенно в плане грима под названием «Я реалистичная обезьяна». Эти светящиеся в темноте глаза, не двигающиеся минут по пять, были логично встроены в сюжетно-философскую канву фильма (или мне показалось?), от них веяло энергетикой и настоящим экш(е)ном, сердце так и замирало при просмотре у меня и всех моих подружек, мы даже ни разу не отвлеклись на косметичку.
В итоге, «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» не оставил меня равнодушной, всколыхнул все потаенные струны моей души, заставив их еще долго трепетать в безудержном экстазе, так что я, увлекшись, даже забыла вставить в текст цитаты с болдкурсивом и непременным знаком самобытного авторства. Хотя дело в том, наверное, что я просто не знаю тайского языка…
29 мая 2011
К престарелому дядюшке Бунме приезжают с визитом родственники, сестра его жены и её внук. Несмотря на свой преклонный возраст держится Бунме молодцом — сам убирается в доме, помогает собирать яблоки на своей плантации, шутит и рассказывает анекдоты, с улыбкой вспоминает ужасы своей молодости и свои прошлые перевоплощения. Однажды вечером, когда семья вновь собралась за одним столом к ужину подоспели необычные гости: умершая жена и пропавший без вести сын, ставший духом обезьяны.
Вот так обычным летним вечером человек сталкивается со смертью. Эта вечная тема будет прослеживаться на протяжении всего фильма. Апичатпонг Верасетакул вместе со зрителями меланхолично размышляет о перерождении душ и том что ждет нас там, за гранью смерти. Наверное, каждому человеку хоть раз да приходили подобные мысли в голову. А «Дядюшка Бунме» позволяет взглянуть на это со стороны, глазами призраков и духов. Заманчивое предложение, не правда ли?
Но стоит сразу же подготовиться к азиатскому кино и другому видению мира. Лучше всего настроиться на неторопливое и спокойное погружение в далекий мир Таиланда. Это не тот место с заоблачными отелями, лазурными пляжами и огромными Дьюти Фри. «Дядюшка Бунме» покажет другой Тайланд. Таинственный и странный мир на границе между будничной реальностью и тропическими лесами. Там простой парень может встретить прекрасного лесного духа и влюбиться. Или лежа в гамаке вспоминать мистические истории из своих уже прожитых жизней. Где как в фантастическом сне принцесса отдается речному духу, выбравшему форму сома.
Но умершая жена Бунме сообщает что пришло время «отправиться в последнее путешествие». Вместе с собой он приглашает отправиться в путь гостящих у него родственников. Через лес, утопающий в последних лучах солнца, они шли к пещере. Из всепоглощающей темноты кустов и деревьев за ними следили духи. В той пещере было очень красиво — свет от фонариков отсвечивал от пучков кварца на сводах и казалось что это звезды. Там и ушел он из этой жизни вместе со своей женой.
Очаровательные спецэффекты вызывают улыбку. Вот показывают ночной лес, в глуши начинают появляться две красные точки, потом еще, на фоне жутко стрекочут цикады и квакает жаба. Этих красных глаз все больше — духи обезьян смотрят прямо тебе в душу с экрана. Или же попробуйте поймать практически неуловимых призраков, которые тают с первыми лучами солнца…
Меланхоличное путешествие в потусторонний и загадочный тайский мир наполнено размышлениями о бытии и смерти. Раствориться в потоке времени и на мгновение приблизиться к чему-то едва уловимому… Только вот новые поколения уже перестают замечать духов.
5 марта 2011
Не перестаю удивляться, какие нелепые картины удостаиваются порой Золотой пальмовой ветви! Я понимаю, что если хотите видеть в призерах игровой кино- идите на Оскар, в Каннах мы раздаем.. просто раздаем высокоинтеллектуальному кино для посвященных…
Но что такого было в этом фильме? Что вообще в нем было? Ужаснейшая игра актеров, которые, видимо, репетировали только одно выражение лица и позу, и с ними благополучно просидели до конца съемок. Призраки, здоровенная человекообезьяна — подумаешь! мы репетировали отрешенность, и нам вообще все равно, что вокруг происходит!
малое количество диалогов (герои вообще предпочитали подолгу смаковать собственные банальные фразы и обдумывать очередной унылый ответ) сначала смущало, но потом я расценил это как плюс — можно без зазрения совести перематывать занудные статичные моменты, не боясь что-либо пропустить. А пропустишь -особо не расстроишься. Многие моменты в картине можно было запросто заменить просто фотографиями, так как оператор просто снимал неподвижные предметы, не меняя фокус. собственно, за пол часа до окончания «шедевра», авторы воспользовались такой возможностью и пустили видеоряд из фотографий с закадровой озвучкой.
Как вы поняли, фильм шикарен во всех отношениях.
1 из 10
6 февраля 2011
Засмотрел * Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни *.
Старый добрый дядюшка Бунми, отправляется в свой домик в деревне вместе с тетушкой Чен и ее сыном, дабы дожить в тишине и спокойствии свои последние дни. Они едут по ровной дороге, подставляя лицо ветру, дующему через приоткрытые окна, наблюдая проплывающий мимо однообразный деревенский пейзаж. По прибытии, наскоро разложив вещи, Бунми беседует с Чен о погоде, между делом рассказывая о своем работнике эмигранте из Лаоса Джаае. В обязанности Джаая, помимо уборки территории, входит медицинская помощь Бунми. Бедный дядюшка страдает почечной недостаточностью и обременен процедурой очистки почки, проводить которую так же входит в обязанности Джаая.
Вечером все собираются за ужином, ведут неспешные беседы, обсуждают наказы врачей, запрещающих, дядюшке есть такую вкусную, но опасно острую пищу. В самый разгар беседы за столом материализуется призрак Хуай, погибшей жены дядюшки Бунми. Слегка удивленные неожиданным воссоединением, родственники задают вопросы о том, как нынче живется в загробной жизни, интересуются, вовремя ли доходили молитвы и вещи, оставленные в храме. Внезапно, на лестнице появляются чьи-то горящие красным глаза, таинственный гость представляется пропавшим без вести сыном дядюшки, Бусонгом. Опознанный по голосу Бусонг получает приглашение к столу. Выйдя на свет, гость оказывается поросшим черным волосом обезьяноподобным существом.
История рассказанная им…
Невыносимо скучна, просто умопомрачительно, невероятно и даже баснословно скучна. И так весь фильм, смотреть его также скучно как читать написанную выше стенограмму. Все два часа повествования герои бродят по унылым локациям, изредка выходя из кадра, ввиду того что заторможенная камера больше интересуется красивой природой™. Однако Тарковского или Джармуша из Апичатпонга Вирасетакуна не выходит, как бы он не тужился его царство остановившегося кадра не рождает в зрителе тягу к созерцанию. Хуже того, вся картина приобретает отвратительно бытовой привкус хоум видео, будто дилетант с камерой и в семейных трусах снимает большое кино на своей подмосковной даче, предвкушая как потом весело заставит всех друзей и родственников пересматривать его снулую кинохронь.
Ну, а если даже камере больше интересны пейзажи, чем пресловутый дядюшка, чем он может заинтересовать нас?
Диалоги не просто скучны, или банальны, они просто бытовые. Кто, как и с аппетитом чего покушал и как впоследствии успешно сходил в туалет. Чем зрителя может заинтересовать колченогая тетушка Чен, или сам Бунми, в прошлом истребитель коммунистов, во благо добра, в настоящем истребитель колорадского жука, так же во благо добра. Да, зрителя может ненадолго заинтересовать история принцессы совокупляющейся с рыбой в надежде на чудо, чуда мы не видим, но если возникнет интерес в интернетах можно посмотреть, как женщины совокупляются с различными мертвыми и живыми животными, так что художественная ценность подобной истории мне представляется сомнительной.
Не буду настаивать на своем, но рискну предположить, что жури Каннского фестиваля неожиданно обнаружило себя в ситуации Буриданова осла, неразрешимого с философской точки зрения выбора между УС2 и Дядюшкой Бунми. К счастью, там где осел издох, жюри вышло с блеском. Критики немедленно обнаружили в фильме неведомые бездны смысла. А удивленный режиссер счастливо мямлил, что вовсе не имел в виду ничего такого и вообще мопед не его, он просто разместил, чью-то там книгу, но всем как водится начхать. Мало ли что этот пошляк Апичатпонг там себе вообразил, глубокий и осмысленный, медитативный и пространный фильм в жанре мистического реализма, золотая же пальмовая же ветвь же!
Кому теперь интересно, что для «мистического реализма» не достаточно отнять у призраков эффект удивлять своим появлением, необходимо добавить этот эффект удивительного простым и обыденным вещам.
Финальная сцена очень живо напомнила Российский фильм *Пыль*, там, где герой сначала умирает телесной смертью, а затем и духовной. В данном случае, наверняка зная о существовании загробного мира, беспечный монах покидает свой пост, порождая своим скотским поведением временной парадокс. Как следствие один монах остается с пустым взглядом у телеэкрана, в то время как другой в наказание вынужден бесконечно ждать официанта в задрипанной кафешке слушая дрянную музыку. Судя по всему, сие была мораль, очевидно, это уморительно смешно и не лишено глубинного смысла.
Диагональное резюме.
По началу, признаться, хотел оправить этот фильм в сектор красных рецензий, но вовремя одумался. В целом фильм не плохой, ведь не может быть плохой картина, в которой множество людей нашло возвышенное и волшебное?
Лучше я пошлю лучик презрения жюри Каннского фестиваля, ведь скажем прямо, если бы не золотая ветвь, я бы даже не обратил внимания на этот фильм. Посему, если жаловаться, то не в адрес режиссера.
3 февраля 2011
Снежный человек? Новый арт-хаус от тайского мастера.
Мистика — вот, я бы сказал, ключевое слово этого фильма. Однако при слове «мистика» возникают совершенно разные ассоциации, от магии средневековья до романтических историй про жизнь в других мирах. Однако здесь о другом… Ведь, на самом деле, перегородка, отделяющая наш мир от другого существования настолько тонка, что подчас ее практически не существует, и пытливый взгляд читает знаки тех, иных планов. во сне и наяву, приближаясь загадке жизни и смерти. И иногда так все переворачивается, что иное существование становится более реальным, чем жизнь, ибо оно делает нашу жизнь гротескной и нереально-мелочной, никчемной и смешной.
Со времен великого «Зеркала» не было столь прекрасной и мастерской ленты о том, как иные миры, загадочные и неожиданные, вдруг резко вторгаются в нашу жизнь, наделяя ее иным, вечным и страшным смыслом.
8 января 2011
Мы ограничены в своем восприятии, и в то же время безграничны в духовном плане. «Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни» для западного зрителя — интеллектуальное испытание на прочность и таран, пробивающий наши заскорузлые представления и образы. Один из самых необычных фильмов 2010 года, титулованный высшей кинопремией, Золотой пальмовой ветвью, будто диковинная штука, привезенная из нового, только что открытого мира, вызывающая если не восхищение, то недоумение и ступор. Даже сейчас, когда не осталось «белых пятен» на географической карте, неожиданно обнаружилось «белое пятно» на карте кинематографической, и что еще более важно, ментальной. Апичатпонг Вирасетакун, посол из параллельной реальности, с помощью дядюшки Бунме и его призраков, готов приоткрыть тайну инобытия. Главное, внимать.
Если изобразить свои представления и понятия, согласно которым мы воспринимаем действительность в виде сферы, то «Дядюшка Бунме» так или иначе, окажется тоже сферой, только располагающейся по соседству. Сферы, к которой у нас нет доступа, нет мостиков, а потому проникновение в соседнюю сферу неизбежно должно сопровождаться с попыткой покинуть сферу привычную, и здесь кроется главная трудность и спорность в восприятии «Дядюшки Бунме». Фабула фильма, завязанная на реальном случае из жизни тайского труженика и его последних днях, развивается посредством его мистической способности видеть призраки умерших родственников и помнить прошлые жизни. Непривычно и отличительно от западных образцов здесь то, что призраки суть такие же полноправные обитатели мира людей, как и сами люди, и потусторонние визиты не вызывают у героев даже маломальского удивления. Причем призраки Вирасетакуна существуют не только в привычном нам образе полупрозрачных человекоподобных существ, но и как лесные чудовища, напоминающие то ли гориллу, то ли йети.
Фантазия режиссера, по видимости, проистекает не столько из жизнеописаний реального Бунме, сколько из культурного кода самого Таиланда, его мифологизированной составляющей, замешанной на примитивных легендах и буддийской концепции круга перерождений. Велика здесь роль и личности самого Апичатпонга Вирасетакуна, твердо придерживающегося своей стилистике. И если все же провести параллель с западной культурой, то «Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни» близок более всего школе магического реализма, зародившегося в джунглях Латинской Америки, подобных Индокитаю. Чудеса умело вплетены в реальность и сами постепенно становятся реальностью, а сознание героев, если не имеет более широкие границы, то их границы не совпадают с нашими рациональными. Впрочем, что такое рациональные вещи? Как оказывается, это не совсем то, что нельзя пощупать. Дядюшка Бунме обнимает погибшую жену, явившуюся, чтобы проводить его в последний путь, а сам дядюшка обещает свояченице вернуться после смерти и помочь вести ей хозяйство. Реалистичность дневных кадров сменяется воспоминаниями Бунме, в которых он видит свое прошлое и будущее, а дальше и вовсе герои Вирасетакуна раздваиваются. Реальность подобные отклонения нисколько не стесняют.
Фильм Апичатпонга Вирасетакуна нельзя назвать зрелищным в привычном для нас понимании. Это медитативная лента, к которой подключили диск расслабляющей музыки «звуки леса». В оригинале «Дядюшка Бунме» еще снабжен серией фотографий, короткометражкой и видео инсталляциями, выведенными под общим названием «Примитив». И примитивность истории в современном понимании обсуждению здесь даже не подлежит: духи, прошлые жизни, ферма… Если же понимать под примитивностью нечто понятное, не требующее малейшего напряжения ума, то «Дядюшка Бунме» умело высвечивает нашу примитивность и ограниченность. Картина-то на самом деле сложная и требующая вдумчивого зрителя, готового исследовать новую реальность, пробираясь сквозь чужой культурный код и усталость, наваливающуюся после сорока минут просмотра.
В «Дядюшке Бунме, который помнит прошлые жизни» есть много свежего, того, что кинематограф в своей истории обошел. Апичатпонг Вирасетакун будто говорит за представителей магического, шаманского периода истории, который в некоторых районах земного шара до сих пор длиться. И настала пора с ним познакомиться поближе.
7 из 10
3 января 2011
Рано или поздно западный мир утомляет: если любовь — то любовный треугольник, если политика — то лицемерная борьба за власть, если деньги — то финансовые махинации, если жизнь — то либо героическая, либо никчемная. Иным представителям современного киномира уродливый гигант материализма надоел еще в начале нового тысячелетия; а потому они одними из первых приметили тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула и даже успели окрестить его чуть ли не главной надеждой мирового кинематографа. Каннский фестиваль — своего рода барометр тенденций и законодатель тематических и стилистических «мод» — держался дольше: за последние десять лет жюри одаривало пальмовыми ветвями лишь тех, кто громко высказывался по какой-нибудь наболевшей проблеме.
Вот ирония: сколь много понадобилось лет, чтобы наболевшей проблемой стала сама привязанность фильмов к наболевшим проблемам. «Дядюшка Бунми» не открывает обществу глаза на расовые конфликты (хотя упоминает напряженность между тайцами и лаосцами) и не указывает обвинительно пальцем на социальные кризисы (хотя демонстрирует пустоту городской жизни). Фильм Апичатпонга Вирасетакула возвращает кино в рамки подлинного искусства и его основной темы — души.
Душа, согласно «Дядюшке Бунми» — одна на всех, общая мировая. Частями этой души являются человек и природа, поэтому они подсознательно тянутся друг к другу, а в случае феномена прошлых жизней и вовсе становятся одним целым. Время и физическое состояние теряют важность: корова из далекого прошлого есть человек из настоящего, который, в свою очередь, сливается в гармонии с лесом будущего.
Главный герой — степенный таец лет пятидесяти — приезжает в загородный дом с семьей не просто ради того, чтобы в покое лечить больную печень. Он возвращается в лоно природы, чтобы умереть и переродиться. Потому дядюшку Бунми совсем немного удивляет, что в первый же вечер за обедом к нему присоединяются призрак его умершей жены и блудный сын, когда-то давно отправившийся в лес на поиски неведомого животного и в своем путешествии приобретший звериный вид. Бунми и его родственники спокойно принимают их, с теплотой расспрашивают о загробной жизни, показывают альбом с фотографиями. Предвещая смерть, призрачная жена и звероподобный сын Бунми не пугают: между жизнью реальной и потусторонней в мире, созданном Апичатпонгом Вирасетакулом, различий нет. В один из своих последних дней герой даже спрашивает у жены, фактически мертвой, но при этом достаточно живой, чтобы проводить ему очищение печени: «А что, если я уже мертв?». Жена лишь отворачивается и молчит.
Потому что нет смысла говорить с Бунми о телесном, если его душа чиста, а значит — вечна. Свои грехи он искупил: упоминая об «убийствах коммунистов, совершенных ради своего народа», он далее говорит, что тяжкое бремя ему облегчает построенный в саду навес — то, что приближает его к природе, к целительному естеству. То, что очищает дядюшку Бунми лучше, чем любая операция на почке.
Впрочем, отказывая в весе всему материальному, режиссер при этом не проводит четкую разделительную полосу между реальностью и ирреальностью, еще раз подчеркивая связь Бунми и его семьи с природой. В фильме простые бытовые события загородной жизни представлены в массе мелких деталей, работающих на их правдоподобность: светильник в спальне, веселые байки садовников, мягкая ткань полога кровати. И в то же время у этой самой кровати наблюдает за спящей сестрой призрак жены Бунми, а в вечерней черноте окружающего леса поблескивают красные глаза обезьян-духов. Для пущей ясности в фильме есть сцены, где близость человеческого и природного становится очевидна: один из героев покачивается в гамаке в том же ритме, что и ветви деревьев вдали.
И таких сцен, наполненных изящным в своей простоте символизмом, в «Дядюшке Бунми» немало. Создавая, казалось бы, сложный и непонятный мир, имеющий в своей основе богатейшую восточную мифологию, режиссер никогда не лишает зрителя ключей к его пониманию. И использует он для этого целый ряд приемов: от ассоциативных цепочек (вода, отводящаяся из почек Бунми, сливается с водой озера) до общекультурных образов (история о принцессе, вступающей в половую связь с сомом суть древнегреческий сюжет про Леду и Зевса-лебедя).
Но, подобно айсбергу, у которого отчетливо видна лишь небольшая верхушка, подлинная глубина «Дядюшки Бунми» скрывается во мраке тайских лесов. Возможно, рациональный анализ фильму лишь вредит, так как пресловутая «медитативность», ныне превратившаяся лишь в еще один зрительский штамп, в данном случае имеет основания быть. Необходимо всматриваться в завораживающе прекрасные пейзажи; необходимо вслушиваться в богатый набор звуков леса; необходимо погрузиться в ирреальную реальность Апичатпонга Вирасетакула с головой, чтобы пропустить фильм не через голову, но через… да, действительно, душу.
И чем ближе находятся зритель и картина на протяжении полутора часов истории дядюшки Бунми, тем сильнее шок от завершающих пятнадцати минут, когда действие без предупреждения переносится в замкнутые помещения, в четыре белые стены сначала храма, где хоронят героя, затем гостиничного номера, где семья разбирает деньги и смотрит телевизор. Словно в издевательство над подлинной духовной чистотой Бунми вводится персонаж-монах, который позволяет себе придти в отель, скинуть традиционные одежды, помыться и переодеться в «гражданские» джинсы и футболку. И вновь простой и понятный параллелизм: лже-монах принимает душ, стремясь к очищению телесному, духовное же очищение людей, живущих вне города, ему недоступно.
Именно поэтому, закончив переодевания, он замирает на месте перед телевизором вместе с остальными героями. Без движения духа не существует вообще никакого движения. Бунми и его родные в деревне так или иначе постоянно двигаются — медленно, в ритме с ветвями деревьев. Звук их шагов гармонирует с птичьими трелями; финальная же громкая музыка вызывает жуткий диссонанс и острое желание скорее вернуться назад, к природе и покою. Туда, где в сюжете исчезают все рациональные понятия, в длинных статичных планах теряется время, а красота леса позволяет сомневаться в том, с чем имеешь дело — кинематографом, живописью или, быть может, с самой жизнью?
Прием для современного кино сложнейший, а потому тем более удивительный: «Дядюшка Бунми» плавно подводит зрителя к тому, чтобы он сам сделал выводы. Если вообще захочет их сделать. Апичатпонг Вирасетакул не заставляет что-либо домысливать, но в то же время оставляет возможность как для более глубинного исследования, так и для истинно-зрительского созерцания. Нет и не может быть ответа на вопрос, какой из этих подходов к картине является правильным или более честным. Такова уж реальность тайского режиссера, который отрицает традиционные понятия и категории, а признает единственно духовность. Право, сколь сильно в кино не хватало этой по-настоящему Великой Реальности!
16 октября 2010
Дядюшка Бунми доживает свои последние дни на ферме в джунглях Таиланда, в окружении приехавших из города хромой свояченицы и племянника, а также не в меру услужливых и квалифицированных франкоговорящих гастарбайтеров из соседнего коммунистического Лаоса и духов ушедших из жизни жены и сына, причем последний является почему-то в виде крайне кустарно сработанной красноглазой обезьяны.
Дядюшка Бунми страдает от серьезной болезни почек, считает это издержками кармы, поскольку слишком много коммунистов он в свое время убил, однако серьезных угрызений совести этот последний факт у него, очевидно, не вызывает, тем более что и свояченица убеждает его, что важнее не действия, а намерения, а намерения у дядюшки Бунми были самые правильные. Вместо этого дядюшка Бунми, качаясь в гамаке, бессвязно и бессистемно вспоминает и прозревает свои прежние (и, возможно, будущие) реинкарнации и отрывки из прежних существований, — раздавленных насекомых, сбежавшего буйвола, изуродованную оспой принцессу, вступающую в интимную связь с рыбой-кошкой (единственный момент, в который у меня к фильму проснулся хотя бы слабый интерес), человека будущего, похожего на плюшевую гориллу, заарканенного одетыми в хаки хунвейбинами — пока эти медитативные экзерсисы не приводят его туда, где все началось — в пещеру, похожую на женскую утробу (символ, услужливо подсказанный явно проговоренным текстом), с бесцветными рыбками в склизском водоеме, похожим на сперму, и двумя скалами у входа, напоминающими мужской и женский профили, пока не слившиеся в объятье. И тут, конечно, да, в моем конце — мое начало, и наоборот.
Помимо ожиданий (моих, по крайней мере), в виде призрака дядюшка Бунми никому не является, хотя его родня продолжает жить еще на протяжении почти получаса фильма — ходит в храм (а племянник — так и монахи подается), отвечает на соболезнования, смотрит телевизор, частично раздваивается в исполнении этих обыденных ритуалов (как, похоже, и сознание режиссера к этому моменту). Вероятно потому, что призракам хорошо только в джунглях Таиланда, в городе эпохо глобализма они жить не хотят.
Сам фильм, мне кажется, тоже только бы выиграл, останься он в джунглях Таиланда. Не место ему в Каннах, а в триумфаторах и подавно. Не знаю, что такого невиданного увидело блазированное каннское жюри (во всяком случае, ни один критик до сих пор не в состоянии был родить более пяти связных строчек в защиту господина Апичатпонга Вирасеекула), но я не увидела в нем совершенно ничего ни нового, ни просто интересного — ни для ума, ни для сердца, ни для глаза. Вероятно, далека я от таиландского народа…
Исключительно из соображений политкорректности 4 из 10
5 сентября 2010