Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чужая |
английское название: |
Die Fremde |
год: | 2010 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Фео Аладаг |
сценарий: | Фео Аладаг |
продюсеры: | Фео Аладаг, Зюли Аладаг, Карстен Аурих, Джулия Радке, Daria Moheb Zandi, Андреас Шрейтмюллер, Катя Де Бок |
видеооператор: | Юдит Кауфман |
композиторы: | Стефан Муча, Макс Рихтер |
художники: | Силке Бур, Джойа Распэ |
монтаж: | Андреа Мертенс |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $19 631 |
Мировые сборы: | $1 072 414 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 февраля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 59 мин |
Прослушивая дискографию Richter`a, я наткнулся на альбом с сандтреком к этому фильму и решил посмотреть его. Описание предвещало историю о трудностях положения женщины в исламском обществе. В действительности фильм об этом, но не совсем. В картине освещается довольно радикальная ситуация исламской действительности. Боже упаси оценивать по этой ситуации всё исламское общество. Крайняя ситуация частного характера, и, по-моему, в реальности более присущая семьям из «низших слоёв», нежели представленной в фильме. В целом фильм о наших общественных предрассудках, о нашей общественной картинке. Ситуации такого характера встречаются далеко не только в семьях почитающих ислам, но и во всех других. Случай в турецкой семье здесь обозначен лишь как частный и случай с традициями и религией вообще. Речь идёт о нашей внутренней культуре. Что нам важнее: счастье наиближайшего нам человека или мнение совершенно чуждых нам людей? Каждый делает свой выбор, но это не зависит не от религии, традиций или чего-либо ещё. Зависит от нашей внутренней культуры, нашего понимания, нашего принятия недостатков других людей и стремления сделать мир лучше, принося счастье другим. Молодой человек, представленный в фильме, как новый избранник Умай, воплощает все эти качества. Он излучает настоящий «европейский» тип культуры. «Европейский» не в смысле места проживания, а в смысле уровня внутреннего развития. Так же, если бы мы говорили о «русском» не только потому, что он родился в России, а потому что он его духу близки такие писатели, как Толстой и Чехов. Он принимает Умай такой, какая она есть. Со всем её горем, недостатками и проблемами. Он готов смириться со всеми недугами ради того, чтобы разделить бесценное мгновение с изумительным человеком, который хочет, чтобы его уважали, хочет получить достойное образование и не хочет поддвергаться средневековому мракобесию традиционных предрассудков совершенно чуждых людей.
Такова печальная судьба людей в нашем обществе, которые хоть немного отличаются от других.
Сегодня перед нами стоит выбор двигаться назад в средневековье или вперёд к цивилизованному обществу.
Я рад, что существуют такие храбрые люди, которые между двух этих путей выбирают второй несмотря ни на что.
И это истинное мужество.
8 из 10
19 июня 2014
Умай — молодая мама, которая сбежала от мужа к своим родителям в Германию, но и у них горя нахлебалась. Как же иначе? По мнению ее семьи, Умай — нарушительница вековых устоев, непорядочная женщина, девица легкого поведения.
Сбежав из Стамбула от мужа, который бил и ее, и ребенка, Умай сталкивается в трудностями, которых в Германии, казалось бы, и в помине быть не должно. Но нет: Умай попадает в то же самое традиционное общество, которое держится на доминировании мужчины над женщиной, на насилии, на «традициях», которые Умай не принимает и не желает принимать: из огня да в пламя.
Что остается делать молодой женщине с ребенком? Спасаться. Начинать новую жизнь. Хотя бы пытаться.
Должна сказать, что мужчины в этом фильме представлены потрясающе: ну прямо как животные. Мехмет — старший брат — считает себя настоящим мужчиной, поэтому держит младших сестер и брата в ежовых рукавицах. Он-то себя львом возомнил, вершителем справедливости… Он швыряет в окно приюта камень, дебоширит посреди ночи с дружками и кричит ругательства своей сестре. Так должен поступать мужчина? Потрясающее изображение. Это люди, которые между высоким мнением о себе и родным человеком выбирают первое.
Фильм «Чужая» раскрывает подробности жизни в традиционных семьях. Женщинам в такой среде приходится ой как нелегко (особенно сильным), потому что с детства их окружают жестокие люди, которые требуют повиновения, а когда их фантазия перестает работать, они переходят к рукоприкладству — правильно, аргументы ведь закончились. Как еще объяснить женщине, что она должна быть молчаливой подстилкой и забитой паинькой? Кулаками. Только есть женщины, которых и кулаки не остановят, потому что они знают, что правда на их стороне, и никакие «устои и традиции» не помешают такой матери, хоть и очень молодой, но не по годам мудрой, спасти своего ребенка, разумеется, не без помощи хороших людей. Опять же, хотя бы попытаться…
Теперь немного об актерах. Особого внимания достойна Сибель Кекилли. Она в 2004 году уже снялась в фильме «Головой о стену» режиссера Фатиха Акина. К чему это говорю: у двух фильмов есть пересечение — они затрагивают одну тему, но Сибель Кекилли потрясающе сыграла и юную своенравную Сибель из «Головой о стену» и мудрую Умай в «Чужой». Это игра от сердца, не просто «по сценарию»: перед нами совершенно два разных человека, две судьбы, две личности.
Прошу меня простить, у меня до сих пор дрожат руки и слезы в три ручья. «Чужая» — очень сильная картина, раскрывающая человеческие пороки. Это возможность посмотреть в глаза жестокости и страху. Это шанс узнать правду про то, что происходит в душах и мыслях людей, которые живут (или вынуждены жить) в таком обществе: обществе безнравственном и аморальном.
Фео Адалаг, danke.
10 из 10
17 ноября 2012
Отличная жизненная драма о семейных ценностях.
Главная героиня — турчанка Умай живущая в семье мужа в Стамбуле однажды решает покинуть этот дом, она забирает маленького сына от отца и сбегает с ним в Германию к свои родителям. Однако те тоже не горят желанием ее видеть, так как тем самым она навлекает на них позор. И встает вопрос, что для родителей важней: родная дочь или община?
Фильм показывает быт и традиции мусульманской общины, на примере одной семьи, с правилами, канонами и устоями, которые и пытается нарушить главная героиня фильма, исходя из своих личных мотивов, чем только очень сильно осложняет свою с ребенком жизнь, обрекая себя на изгнание.
Фильм получился очень сильным, эмоциональным и драматичным. Хочется отметить отличную актерскую игру Сибель Кекилли, которая прославилась благодаря фильму Фатиха Акина Головой о стену. Стоит добавить, что фильм получил приз на Берлинском кинофестивале.
Рекомендую к просмотру. Особенно тем кому понравился фильм Развод Надера и Симин.
13 апреля 2012
Несмотря на хорошую игру Сибель Кекилли, фильм не делает главного — не вызывает эмоций. Соответственно, и высокой оценки получить не может. Тем не менее, лента получила несколько призов от Берлинале, Монреаля и прочих фестивалей. Название этого парадокса — «Эффект открытой пробки».
Главной причиной сюжетной драмы является провальная практика мультикультурализма в Европе. Но несмотря на проблемы, сомнения в успешности мультикультурализма считались в толерантной Европе моветоном. Примерно так же в СССР не приветствовались публичные сомнения в победе коммунизма, покуда Горбачёв не открыл пробку шампанского «Гласность». И полилась, полилась не всегда приятная и полезная субстанция.
С недавнего времени на Западе высшим официальным стали признаваться проблемы ассимиляции. Европейцы долго этого ждали, поэтому так усиленно захлопали первым ласточкам тренда. Хотя хлопать особо-то и нечему. Отминусовав у «Чужой» политику, получим крайне скудный остаток чистого искусства.
Из интересных режиссёрских находок — разве что эпизод в немецкой школе, когда преподаватель рисует ученикам молекулу этилового спирта. Подобно тому, как отношение к алкоголю красной линией разделяет Восток и Запад, так и школа может преобразовывать культуры.
5 из 10
20 августа 2011
Немецкое кино от непростых исторических тем переходит к социальной тематике наших дней, и вот уже на Оскар-2011 претендует не рассказ о призраках прошлого и былых героях, а горькая семейная драма из жизни турецкой диаспоры в сердце современной Германии. Фео Аладаг рисует историю молодой Умай, решившей сбежать с сыном от привыкшего к рукоприкладству мужа из Турции в родительский дом в Германию.
По законам, принятым в мусульманской общине, жена не имеет права просто уйти от мужа; ребёнок же в любом случае остаётся у отца. Соблюдение этих традиций в среде Умай не обусловлено внутренним осознанием их важности, а является средством укрепления статуса семьи в лице общины.
В «Чужой» первостепенное место занимает именно семья. Семейному общению уделено больше всего экранного времени. Умай с сестрой и младшим братом с любовью вспоминают счастливое безоблачное детство. С родительской теплотой встречают беженку отец и мать. Но боясь стать изгоями в лице общины за «позор» дочери, они вынуждены следовать правилам. Семья оказывается зажатой между стеной закона общины и любовью к Умай.
Для Умай атмосфера закрытости семьи создаёт то убежище, то место заточения — в противовес холодной внешней среде, которая несёт и свободу, и невыносимое одиночество. От него Умай бежит вновь к родным. Чья любовь окажется сильнее?
Фильм точно, безапелляционно, но с нужной долей политкорректности вскрывает проблему «преступлений чести» в исламском обществе. Готовых решений нет, но есть надежда, что сила любви поможет и понять друг друга, и принять чужой выбор.
9 из 10
29 декабря 2010