Анархия в Жирмунае
Anarchija Zirmunuose
5.9
5.8
2010, драма
Литва, 1 ч 30 мин
16+

В ролях: Гедре Гедрайтите, Лина Будзейкайте, Александрас Клейнас, Мартинас Недзинскас, Мигле Поликевичюте
и другие
Юная Виле приезжает из провинции в большой город учиться. В поисках дешевого жилья Виле натыкается на самодельный стикер с объявлением и, придя по указанному адресу, знакомится с Сандрой. Девушки становятся подругами: под влиянием новой знакомой Виле очень быстро адаптируется к реалиям городской жизни. Но вскоре обстоятельства заставляют девушку убедиться, что анархическое поведение Сандры не имеет никакого отношения к политике, и что ее новая подруга обладает весьма специфическими криминальными способностями…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Анархия в Жирмунае

английское название:

Anarchija Zirmunuose

год: 2010
страна:
Литва
слоган: «O tai blogai?» ('Can you blame us?')»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Феликсас Абрукаускас
композитор:
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 100000
Дата выхода
Мировая премьера: 9 сентября 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Анархия в Жирмунае», 2010

Видео: Трейлер (Анархия в Жирмунае, 2010) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Анархия в Жирмунае», 2010

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Анархия в Жирмунае», 2010

Потерянные

Я все-таки люблю всякие редкие фильмы, которые редко добираются до кинотеатров, да даже до экранов телевизоров. Среди них попадаются по-настоящему качественные, интересные, а иногда — просто претенциозные, но не содержащие в себе чего-то реально стоящего. Куда отнести «Анархию», я пока не решила: наверное, я до сих пор в фильме не разобралась.

На первый взгляд, «Анархия» — вне всякого сомнения, «умный» фильм, в котором можно найти и проблему, показанную на примере отдельно взятого района, и противоречие, однако, что хотели сказать, я так и не поняла, может, просто недостаточно просвещенная. Но на второй взгляд, начинает закрадываться мысль, что что-то не то. Фильм производит впечатление, что в нем есть мысль, но есть ли она реально, сказать не берусь.

Появляется ощущение, что зрителю предоставляют упаковку, правильно и грамотно оформленную — эти серые тона, повторяющиеся слова и действия, неформатность — которая, правда, наполнена вовсе не тем, что обещано. Почему же такое ощущение возникает? Возможно, фильм остается непонятым с моей стороны, из-за того, что я вовсе не из Литвы, и проблемы этой страны мне мало знакомы. Однако, что здесь есть? Заявленная анархия. Это явление в данной картине используется в двух качествах: как знамя и как покрывало. Анархия — это и стиль жизни, и просто яркое увлечение. Ничего политического здесь нет, но есть столкновение двух разных культур и порядка мыслей. Почему анархия — знамя и почему — покрывало? Потому что рисуя знак анархии на различных вещах, герои будто оправдывают свои поступки: они идейные, они только за хорошее, просто хорошее в их понимании — вот это. Это все они так называют — анархия — и практически в нее верят. А покрывало? Потому что служит очищением для совести и чем-то, что скрывает криминальность и противозаконность действий.

Вопрос, на который я не смогла ответить: кому адресована эта картина? Если молодежи, то она слишком тягучая, слишком серая. Совсем не факт, что молодежь это способна оценить, да и вряд ли молодые люди готовы ассоциировать себя с героями. Людям старше? Может быть, чтобы иметь возможность пообсуждать молодое поколение. Но такие люди фильм вообще вряд ли увидят. Есть еще фестивальная публика, и, наверное, именно она — целевая аудитория. «Анархия» — возможность заглянуть в проблемы чужой страны, увидеть вовсе не блеск, а практически дно. Может, именно поэтому практически единственным местом действия выбран район советской постройки, где больше старого, и, может даже, замшелого, а не какой-нибудь современный по-европейски квартал города. Есть в этом и некоторое противоречие: район интересен молодым людям, хотя сам район не молод. Столкновение молодой энергии и покоя.

Есть в картине и свои фишечки: например, варенье, которое даже зрителю начинает надоедать, не говоря уж об основных персонажах, которые его почему-то не любят. Варенье кажется каким-то напоминаем о мире и покое, о чем-то самом родном, поэтому, наверное, отказ любых героев от варенья может быть вполне болезненным для героини Вилле. Да и окончание истории с вареньем — явное подведение некоторой черты, когда вот это все, что воплощало варенье, героиня отпускает, меняя свои ценности и приоритеты. Вилле, пусть и главная героиня, в картине выступает как наблюдатель, хотя что-то в ней тоже меняется. Это все стремление к яркости и неординарности, в данном случае, вот в таком вызывающем виде. Сандра — главная анархистка фильма — выступает в качестве привидения, которое существует, говорит с тобой, но которого больше никто не видит. На протяжении фильма сохраняется ощущение нереальности ее существования. Даже весьма откровенная сцена между героинями — это тоже кажется куда больше сном, воображением, чем реальностью. Слишком героиня бесстрашная. Все в ней, одновременно с этим, несколько фальшивое — ее попытки кого-то наказать и побить, ее лихое вождение не своей машины, ее речи… Она почти не живое существо, но воплощение чего-то, что здесь и сейчас становится привлекательным. Ей живым человеком быть и не надо, и ее превращение в него из воинственного приведения в финале приводит к полному фиаско всего, о чем рассказывалось ранее.

Картина эта вовсе не может похвастаться разнообразием мест. Практически все действие происходит в квартире, иногда на ночных улицах или в университете. Все это остается несколько унылым, вполне соответствующим главной линии — якобы анархии. Она, ее проявления — как вспышки пламени в погруженном в сон мире. Но, наверное, такая ограниченность действия — это все-таки плохо. Ведь, кроме анархии, была показана и эволюция самой Вилле — от простой потребности быть самостоятельной и где-то жить и обустраивать свое гнездо, до потребности не быть одинокой. Однако вот эта линия оказалась какой-то брошенной: личной жизни героини посвящен небольшой кусочек фильма, где появляется приятной наружности герой, а все остальное — все равно погоня за призраками, попытка их понять и даже иногда — разоблачить. А призраки разоблачать не надо, ведь это может привести к разочарованию, что еще хуже обмана.

А главную мысль при всем этом обилии слов я все равно не поняла. Понятно, что анархия — лишь прикрытие, пусть и притягательное. Понятно, чего может желать молодой человек. Понятно, что в показанном на экране много фальши. Но в чем главная проблема? Заявленная в самом начале проблема миграции из страны затрагивается в картине всего пару раз… Анархия точно ее не отражает. Возможно, дело в том, чтобы осветить проблему потерянности молодого поколения, у которого много энергии, но много и нежелания что-либо делать, причем принципиального. Для такой молодежи любое социальное движение — возможность как-то выразиться, может быть, и дешево, пусть и с блеском. В этом потерянность Сандры. Но в чем потерянность Вилле? Может, лишь в том, что она этой напускной яркостью не обладает, но она куда более настоящая, и на самом деле, не относящаяся к этому странному слою маргиналов. Как бы там ни было, история несколько странная, несколько недосказанная, и я продолжаю ее не понимать.

Для общего развития посмотреть картину очень даже стоит, но не хотелось бы верить, что наши ближайшие соседи обладают только таким кинематографом. Все-таки есть здесь явная фестивальная направленность, а это дает понять, что фильм — вовсе не типичный представитель индустрии. Правда ли показана в фильме, я не знаю и вряд ли узнаю. Приходится еще и признать, что фильм не очень хорошо снят, повествование довольно медленное и монотонное, несмотря на бодрое музыкальное сопровождение. В фильме есть определенное сожаление, но оно не слишком заражает зрителя. Иногда стоит снимать кино с лучшим расположением духа, получиться может пронзительней.

6 из 10

21 июня 2014

Больше хороших сценариев

Этому фильму не хватает как ни странно хорошо доработанного сценария, так как герои, типажи, даже камера и местами даже мысль — все это есть. И вполне приковывает, не давая переключить на другой канал, хоть это и проще простого.

На первый взгляд этот фильм и правда создает впечатление авторского подвига, портреты в лаконичном освещении, молчаливые сцены, такой убедительный строгий взгляд героини, этому хочется верить и с этим хочется прожить. Но провальная логика в истории, банальность и затянутость многих сцен и нависающая от этого пустота, разрушают прелестные фотообразы как главную мечту режиссера. Не плохо, по крайней мере, что он сам ими любуется, выбрав их, между прочим, очень точно — разными! Но кино — это сложная механика о человеке, то есть незаметная механика, если она мастерская, всякий раз вырастающая в вихрь настроения, сочувствия, любви или ненависти и тд. Но здесь же ясно, что фильм просто скучный, а сценарист каким-то невидимым тормозом не дает героиням быть органичными, бесбашенными и мешает сделать фильм живым. Думаю, они бы справились. И это при том, что основная тема выбрана отлично! Вот только если бы фильм снимал суперпрофессионал, у меня не было бы чувства, что я листаю журнал «парикмахерское искусство» (это из-за крупных планов причесок, новых почти в каждой сцене), а увижу еще и психологию.

Говорят, что критиковать просто, но в этом случае не смотря на слабый результат, автора следует похвалить авансом за смелый дебют и за точное направление, и, пожалуй, за попытку сделать собственное кино. За то, что он, выбрав социальную тему, пытался решать ее эстетически. Эта задача большого искусства. И это верная дорога. И, наверно, прислушиваясь к внутреннему чувству, он сообщил, что взрывать — это порой единственный выход.

Я верю, что талант и вкус развиваются, и свежие идеи часто бывают несовершенны, разворачиваясь в полной мере лишь через время и с опытом. Пожелаем режиссеру ему удачи и хороших сценариев!

7 из 10

29 июня 2013

Анархия в Перспективе

Смотря этот дебютный фильм молодого литовского режиссера (как образчик молодого кинематографа молодого государства) отчасти соглашаешься с жюри Московского кинофестиваля, отметившего его в конкурсе дебютов «Перспектива». Я не знаю какие у фильма были соперники и критиковать жюри в круг моих целей не входит — я упоминаю об этом факте только потому что фильм действительно ценен как пример возможной перспективы, ибо сам по себе он ничего особо ценного или оригинального не представляет. Картина делает в сущности то, чего ждешь от кинематографа маленькой молодой страны, почти никак не проявляющей себя на кинопорище: в ней копируются иностранные шаблоны и стереотипы (преимущественно американские); есть связующие весь сюжет (в общем-то средненький) линии, но они порой кажутся не очень убедительными и четкими.

Тем не менее стоит отметить, что смотрится фильм легко и особого раздражения не вызывает, а его сценарий, впрочем, не особо хорошо проработанный, может даже увлечь.

Помимо прочего, интересно посмотреть на отделившуюся от СССР 20 лет назад прибалтийскую республику и срез жизни молодежи в ней, за что фильму отдельная благодарность.

28 января 2012

Беспредельный террор

Взяв неисчерпаемую тему молодежного террора через призму субкультур, Саулюс Друнга расставил интересный акцент на представительницах женского пола, стравливая в одной картине бунтарку с короткой стрижкой и невинного ангелочка из провинции, показывая во что может обратить «педагогическое образование» первую и городской андеграунд вторую. Наглядная демонстрация в принципе оказалась в замыкающем эпилоге, едва ли не противоречащим всей основной картине и категорически не нужным, но бурной сценой заканчивающей основную, по всей видимости, авторскую задумку.

Темп действия очень лихо набирает обороты, громкий звук саундтрека регулярно долбит по ушам, неровный монтаж внезапно начинает и прерывает развернувшиеся на экране сцены, а на фоне драмы о выживании в городских условиях разворачивается на только анархический беспредельный террор, но и даже история лесби-любви, невероятно тонко выстроенная и блестяще обыгранная.

Изумительный кастинг, влившийся в своих персонажей настолько идеально, вызывает абсолютный восторг буквально с самого начала. Здесь все настолько искренние и живые, что картина держит в эмоциональном напряжении от начала до конца. Трансформация характеров по мере развития действия, смена амбиций и пересмотр приоритетов, переданы с большой долей логики событий и непосредственно интереса к продолжению увиденного. Удачные сценарные находки до и дело удивляют и ставят персонажей в такие рамки, из которых находится удивительный и впечатляющий выход. Каждый раз становится все более любопытно, куда же все это приведет, и что будет с героями дальше.

Эмоциональной насыщенности добавляет и сильная, грациозно продуманная история отношений. Ангел и дьявол в своем взаимодействии преподносят такой контраст взглядов и мировоззрения, то разделяясь, то тесно переплетаясь между собой в различных смысла выражения, что дух захватывает от таких замечательных героев, не смотря на устраиваемый ими вандализм и преступления. Брутальная жестокость контрастирует с лесбийской эротикой, наивность выступает оппозицией опытности, а знания в противовес устоявшимся реалиям. Бунтарский дух и способы адаптации в продуманной до мелочей истории.

Анархия, выстроенная стимулирующим фоном, выбрана скорее как наиболее яркое и экстремистское направление среди молодежных субкультур. В конце концов снимать кино, скажем, об угрюмых готах, ничего не понимающих в готике было бы куда скучнее, чем об анархистах, не имеющих толком к анархии никакого отношения, заодно сюда удалось поместить извечное противостояние «неформалов» с так называемыми «гопниками», стычкам которых можно посвятить и отдельную картину. Ну а подобные историю среди андеграунда наркоманов или в среде нацистов изъезжены вдоль и поперёк, поэтому куда интереснее смотреть на ни чуть не менее актуальных панков-анархистов, тем более когда подавляющая часть персонажей — женского пола.

Фильм получился бы абсолютным шедевром, если бы у режиссёра хватило смелости не добивать анархическим эпилогом, а остановится на кульминационном светлом моменте — заключительных улыбках в учебном заведении, слепив-таки городскую сказку вместо безумного финала. Концовка угробила многие благие начинания, хотя в каком-то смысле довела персонажные зачатки характеров до должного конца. Но форма выступила против содержания, фабула слишком скомкано уместилась в выделенный хронометраж, а толкового завершения так и не получилось, что сильно бьёт по впечатлениям.

И тем не менее, не смотря на то, что все поднятые проблемы ни один тематический фильм, включая этот, не в состоянии охватить, цепляющую и трогающую историю создателям развернуть удалось. Яркий кастинг, выдавший столь же колоритных героев, приятно запоминается и разыгрывает отличную драматическую основу показанных событий, а общий драйв картины помогает столь стремительно окунуться в действие и переживания, что цепкая атмосфера действительно заслуживает похвалы. Получился великолепный фильм, испорченный собственным финалом, но не теряющим от этого многих своих достоинств. Прекрасная и очень интересная история о молодых девушках в криминальной среде.

7 из 10

26 июня 2011

Драма Анархия в Жирмунае в кинотеатрах c 2010 года, дебютный показ состоялся более 14 лет назад, его режиссером является Саулюс Друнга. Главные роли в фильме исполняют: Гедре Гедрайтите, Лина Будзейкайте, Александрас Клейнас, Мартинас Недзинскас, Мигле Поликевичюте, Юдита Урниките, Тома Васкявичюте, Северия Янушаускайте, Тома Гаилютэ, Simas Buziliauskas, Evelina Dumasiute, Neli Ivancik, Danas Macijauskas, Migle Rimaityte, Laurynas Perkumas.

Расходы на создание кино оцениваются в 100000. Страна производства - Литва. Анархия в Жирмунае — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.