Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В пути |
английское название: |
Na putu |
год: | 2009 |
страны: |
Босния-Герцеговина,
Австрия,
Германия,
Хорватия
|
режиссер: | Ясмила Жбанич |
сценарий: | Ясмила Жбанич |
продюсеры: | Раймон Гобель, Дамир Ибрахимович, Бруно Вагнер, Дорис Хепп, Йорг Шнайдер, Барбара Альберт, Леон Лючев, Карл Баумгартнер |
видеооператор: | Кристин А. Мэйер |
композитор: | Брано Якубович |
художники: | Маглайлик Лада, Амир Вук, Лейла Ходжич |
монтаж: | Ники Моссбёк |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 февраля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Югославская трагедия, затронувшая всю Европу и вошедшая в чёрный список самых противоречивых военных конфликтов, из фактора анализа на прочность и силу духа постепенно превращается в средство самоанализа для переживших её. Ясмила Жбанич — одна из тех, кто не боится показать слёзы соотечественников, что видны или ощутимы в каждом из её фильмов. Режиссёру чуть за сорок и высшим достижением признан фильм «Грбавица», отмеченный главным призом Берлинского фестиваля 2006 года и ставший началом откровенного разговора Ясмилы с невидимым зрителем на разные темы, лейтмотивом которого является подорванный социум её родины. Спустя три года она открыла миру новую картину под названием «В пути», в которой Ясмила соприкасается с религией и верой и собирает почти ту же самую команду актёров. Среди этих узнаваемых лиц больше всего внимания к себе приковывает хрупкая и чарующая Эринка Цвитешич, наделённая не менее магическим именем Луна.
Босния, в которой она живёт вместе с мужем Амаром, медленно, но верно втягивается в русло европейской действительности. Люди всё так же трудятся и отдыхают, проводя время в шумных вечеринках или устраивая себе тихие домашние вечера. Супруги работают в аэропорту, Луна — бортпроводницей, а Амар трудится авиадиспетчером. Их жизнь, в целом, выглядит спокойной и свободной от проблем, не считая трудностей с зачатием ребёнка и пристрастием мужа к алкоголю. Последнее обстоятельство и даёт старт радикальным и болезненным изменениям в семье — Амара увольняют с работы за пьянство, а тут ещё и бывший сослуживец предлагает ему отказаться от привычной жизни в прямом смысле этого слова, став правоверным мусульманином-ваххабитом.
Воспитанная в семье боснийских мусульман, Ясмила Жбанич рассматривает проблемы религиозной идентичности общества послевоенного времени, но ещё более важную роль отводит способности к вере в возможность достижения счастливого будущего. Между исламским фундаментализмом, наследованным от османов и воинственным исламом моджахедов, укрепивших свои позиции в ходе Боснийской войны, она выбирает первое и пытается ответить на свой вопрос на примере ваххабитского сообщества. Хотя роль этой организации в самой Боснии рассматривается более с культурологических и религиозных позиций, вполне понятно, что отношение к её формату коренных жителей весьма спорное. И для этого есть более чем важные причины. Достаточно лишь сказать, что дело доходит уже до выкупа ваххабитами целых посёлков, и цель таких проектов напрямую связана с оружием и войной. В фильме Ясмилы Жбанич никаких крайностей, слава богу, нет, но сила влияния сектантов впечатляет. Несколько недель, проведённых там, изменили Амара до неузнаваемости. По его словам, это помогло ему обрести душевный мир и избавиться от алкогольной зависимости, но чувствуется, что всё здесь не так просто. Став строгим поборником исламских традиций, Амар всеми силами пытается склонить к этому и жену.
Для Луны эти изменения поначалу кажутся чем-то не слишком серьёзным, но посещение общины убеждает её в обратном. Лагерь ваххабитов находится где-то за пределами Сараево, напоминая небольшой палаточный городок. Мужчины и женщины живут в строгой сегрегации, при этом изолированность не мешает им чувствовать себя спокойно и соблюдать религиозные обряды. Луна всё больше сомневается в Амаре и его выборе, от которого страдает не только она, но и их родственники, исповедующие умеренный ислам. Даже когда она узнаёт о том, что беременна, сомнения не оставляют её, грозя перерасти в стойкий внутренний конфликт. Затянувшиеся раны трагического прошлого снова открываются, причиняя Луне душевную боль, и она делает большую паузу внутри себя, которую в другом значении можно рассматривать как начало пути к райским берегам настоящего счастья, не имеющего чётких очертаний, но уже осознаваемого. Достижение этой задачи требует какого-то духовного поворота, быть может, переосмысления прежней жизни с позиции не себя-жертвы, а той, что даст возможность измениться. Загадочная полуулыбка Луны в финале не оставляет сомнений в её готовности, даже если ей придётся делать это в одиночестве.
Фильму «В пути» не суждено было стать ангажированной зарисовкой для государства и он в достаточной мере этичен в демонстрации образов и суждений. Ясмила Жбанич талантливо и деликатно помогает нарушить молчание, традиционно окружающее жертв военного опустошения в первые годы и десятилетия после милитаристского кошмара. Религиозная история Боснии и Герцеговины не менее важна и должна быть доведена до будущих поколений, считает она. Но делать это нужно через обычных людей, не боясь быть не услышанным и не понятыми. В истории с Луной и Амаром режиссёр видит именно таких людей, заслуживших право на счастье и свободу выбора.
1 апреля 2016
С большим интересом посмотрел картину Ясмилы Жбанич. Актуальная и для нашего народа тема, после долгого периода безбожия. История о обретении веры в Бога одним из супругов. И хотя речь идёт о мусульманах, проблемы, как оказывается, очень схожи.
Для одного из членов семьи, внезапно открывается путь к Богу. В его жизни начинают фигурировать такие понятия как грех, необходимость молиться (общаться с Богом), пост, воздержание, ограничение в развлечениях… Другой супруг не узнаёт свою половину, человек стремительно меняется, он становится другим, «не таким». И, в данном случае, жену это начинает тревожить, она не узнаёт своего любимого. В тоже время он, ещё вчера любивший крепко выпить, повеселиться и, в любое время и в любом месте, занятся сексом, теперь начинает говорить о грехе, каких-то ограничениях. В жизненных неурядицах, ему открываются духовные причины. Между любящими людьми появляется водораздел. Почему так происходит, если Бог сам есть Любовь?
Процесс воцерковления сопряжён с с таким состоянием человека, которое называется неофитство. Он, со всем максимализмом воспринимает всё что слышит и читает в религиозных текстах, радикально относится к любым отклонениям и нарушеним, начинает обличать окружающих, тем самым провоцируя в них агрессию и раздражительность. Проблема в том, что он ещё не имеет гибкости, его стремление стать лучше и чище, не имеет равновесия с пониманием, сочувствием и терпением к тем, кто ещё не понял того, что открылось ему. И, не дай Бог, в этот период встретить неразумного священника, который, вместо того чтобы сдерживать его пыл, будет давать ему прямолинейные советы, могущие разрушить семью, что, к сожалению, случается.
В фильме отсутствует эта тема, мы не слышим что советуют мужу-неофиту его наставники, или он не просит совета, а жаль, я бы с интересом послушал, какой подход у мусульман.
Остаётся только ждать Русского фильма, на данную тему, и надеяться, что снят он будет грамотно.
Великий князь Сергий (дядя последнего Императора), будучи православным, был женат на Великой княгине Елизавете, которая была лютеранкой. Сильно любя жену, и желая чтобы она стала единоверной с ним, он был настолько деликатен, что через 7 лет (много это или мало?), она, без никакого давления, по собственному желанию приняла Православие (став святой Русской Церкви). Вот пример подражания на все времена.
Хорошо, что финал фильма открытый. Всё в их руках. Если они смогут уважать выбор и свободу друг друга, всё будет хорошо, хотя и не просто.
Фильм живой, настоящий. Хорошая игра актёров, показаны настоящие отношения, реальные проблемы. Жизнь, как она есть.
8 из 10
13 августа 2013
Современное кино стран бывшей Югославии, как и многим, мне известно по фильмам Эмира Кустурицы, фильмам, которые отличаются удивительной самобытностью, особым стилем, сочетающим в себе экспрессивность, абсурдность и трагикомичность, что выделяет их среди других и делает Кустурицу самым известным современным режиссером балканских стран. Хотя подождите, каких других? Осознав, что я понятия не имею о современном кино «югославских» стран, решила посмотреть этот фильм молодого режиссера Ясмилы Жбанич «В пути».
Неторопливое повествование знакомит нас с главными героями — Амаром и Луной, обычной парой, живущей в Сараево и мечтающей завести ребенка. Привычный жизненный уклад рушится, когда Амара увольняют с работы, а бывший военный товарищ предлагает новую — в мусульманской общине на удаленном острове Ябланица, где постепенно и происходит радикальная смена взглядов Амара на жизнь. Полностью погруженный в навязанную религию, забыв о толерантности — это уже не тот человек, которого знала и любила Луна.
Через кризис отношений главных героев раскрываются основные проблемы во взглядах на религию послевоенной Боснии, страны, основное население которой составляют славяне, исповедующие ислам, но проникнутый европейской культурой, позволяющие себе употреблять алкоголь и не носить хиджаб, но после межнациональной, межрелигиозной войны возрастает количество «радикальных» мусульман, которые хотят видеть в стране жизнь по законам шариата, порой доходя до создания кампаний по призыву неверующих к исламу и нарушению конституционных законов страны.
В целом фильм именно про развитие отношений двух людей на фоне погружения одного из них в религию, про болезненные воспоминания о боснийской войне и веру в счастливое будущее.
7 из 10
15 марта 2013