Рейтинг фильма | |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мороз |
английское название: |
The Frost |
год: | 2009 |
страны: |
Норвегия,
Испания
|
режиссер: | Ферран Ауди |
сценаристы: | Ферран Ауди, Генрик Ибсен |
продюсеры: | Джемма Комас, Аманда де Луис, Ларс Л. Марой, Рауль Пералез, Eirik Vaage |
видеооператор: | Дэвид Омедес |
композиторы: | Хесус Диас, Флетчер Вентура |
художники: | Jos Ignacio Gandarias, Rignmor Giske Hansen, Karin Augusta Nogva, Мариано Санчез, Eaut Tolosa, Антонио Беларт |
монтаж: | Бернат Арагоньес |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Достойно экранизировать классическое произведение является заведомо непростой задачей, поэтому особенно приятно наблюдать те фильмы, которые считаются потенциальными «тёмными лошадками» будущих фестивалей и зачастую остаются без наград. Режиссёрский дебют Феррана Ауди не изобилует громкими фамилиями, но испанец нашёл довольно неожиданное решение снять фильм, напрямую затрагивающий совершенно чуждый скандинавский менталитет и основой для него сделал пьесу Генрика Ибсена. «Маленький Эйольф» был создан Ибсеном ещё в конце XIX века и является не самым известным сочинением этого выдающегося норвежского драматурга, но литературная и нравственная значимость написанного прошла испытание временем.
Адаптировав ключевых героев и события вокруг них к современности, Ферран Ауди демонстрирует духовное состояние людей, утративших семейное счастье и живущих, скорее, личными иллюзиями об идеальном мироустройстве. Несбыточность этих желаний, за версту отдающих стойким эгоизмом, тяжелее всего сказывается на единственном сыне Альфреда и Риты, которого и зовут Эйольф. Но терпение Судьбы небезгранично, и однажды она посылает семье настоящее испытание, которое должно было расставить знаки препинания в несложном предложении «простить нельзя так жить».
В определённом значении, «Мороз» — это сплошная метафора. Много внимания здесь уделено природе, заснеженным горным высотам. Эти места под стать мечтам Альфреда, готового остаться в них навсегда и с неохотой вернувшегося в свой дом. Туда, где всё настолько обманчиво хорошо, что отсутствие крыс вначале кажется вполне благополучным фактором. Эти неприятные для людей создания отнюдь не случайно вводятся в действие, знаменуя крайнюю степень упадка психологического климата в семье Эйольфа. Крысы, которых обычно трудно прогнать из жилища, давно уже ретировались с этого гиблого места, наполненного холодом и отчуждением, с этого тонущего корабля, ещё недавно мчащегося с раскрытыми парусами навстречу светлой и беззаботной надежде. Из всего окружения лишь Эйольфу суждено почувствовать этот печальный факт, и, в некотором роде, стать той же крысой, сделавшей свой выбор.
Абстрагировавшись от первоисточника, испанский режиссёр создаёт в картине целый клубок страстей из гнева, обиды, взаимной неприязни, суеты и других признаков регресса в отношениях. Когда Альфред и Рита переступают крайнюю черту совместного кризиса, они превращаются в монстров, готовых в буквальном смысле слова перегрызть друг друга. Периоды бурь и ураганов сменяются относительным затишьем, оба осознают, что опустились на такую глубину, выбраться из которой может помочь лишь чудо или взаимное прощение. И, как это часто бывает в реальности, гордость и сила духа перетягивают канат в свою сторону, мешая друг другу, пока тот не оборвётся. Такие роли могут сыграть не все и нужно отдать должное Тронду Эспену Сейму и Айтане Санчес-Хихон, игра которых производила очень яркое впечатление. Наблюдая эту актрису уже во втором фильме, я могу сказать, что ей удаются разные характеры.
«Мороз» также является неплохой зарисовкой на общечеловеческие темы, выдержанной в лаконичном, но довольно любопытном стиле. Нам показывают разные поколения людей, которые задаются cхожими вопросами о смысле жизни, но одним только предстоит найти им применение, а другие уже вдоволь наигрались с реальностью и незримо ищут выход из своего положения, который в лучшем случае может привести их к прозрению, а в худшем — к смерти. Не стоит только забывать, что мороз, разрушающий плод, не всегда уничтожает семена внутри него.
3 августа 2015