Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Маргарет Тэтчер |
английское название: |
Margaret |
год: | 2009 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Вся правда о «железной леди» |
режиссер: | Джеймс Кент |
сценарий: | Ричард Коттан |
продюсеры: | Хилари Бенсон, Роберт Купер, Бетан Джонс, Кейт Триггс, Сэнна Уоленберг |
видеооператор: | Дэвид Одд |
композитор: | Доминик Малдауни |
художники: | Дэвид Роджер, Кейт Евенден, Джеймс Кист |
монтаж: | Уильям Дайвер |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 февраля 2009 г. |
на DVD: | 26 мая 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Ничто в мире не вечно. Незыблемые традиции разрушаются, вековые устои исчезают. А карьеры великих людей клонятся к своему закату. Благодаря своим навыкам, умениям, складу ума и характеру можно долгое время оставаться на вершине своей карьеры. Долгое, но не все время. В конец концов наступит тот момент, когда нужно будет уйти. Уйти достойно, уступив место новому поколению. Итак, «Маргарет Тэтчер».
Маргарет Тэтчер более десяти лет занимала должность премьер-министра Великобритании. Ее консервативная политика способствовала улучшению ситуации в ослабленной стране. Многие возводили ее личность в статус культа. В Советском Союзе ее называли «Железная Леди» за упорство, несгибаемый характер и целеустремленность, нежелание идти на компромиссы. Однако ее карьера не могла продолжаться вечно и, на первый взгляд, непоколебимая власть пошатнулась в один момент. Эта история затрагивает последние месяцы нахождения Маргарет Тэтчер в должности премьер-министра, когда ей пришлось вступить в свою последнюю битву на политической арене.
Не смотря на то, что фильм затрагивает одно из важнейших и переломных событий в жизни Маргарет Тэтчер, он очень слабо отражает характер «Железной Леди». Начинаясь с первого неожиданного удара в виде заявления от одного из членов партии, сюжет скорее напоминает взгляд на важные политические события прошлого, без акцентирования внимания на отдельной личности. Да, фильм о Маргарет, и камера захватывает ее в кадр чаще остальных, однако ее характер, внутренний мир, проще говоря — личность, остается за пределами истории. Она — просто историческое лицо, о котором снимают фильм. Даже ее взаимоотношения с мужем не нашли никакого отражения, хотя, по ее собственным словам, именно его поддержка стала для нее самой крепкой и незыблемой опорой на всем протяжении карьеры и особенно на ее закате.
Строгость повествования практически не оставляет место для эмоций. В этом плане фильм очень сух. Что может стать преградой для правильного восприятия картины. Очень много действующих лиц, которые для далекого от политики в целом, и политики Великобритании в частности, зрителя смешиваются в одну сплошную массу, в пиджаках и галстуках (как говорили о том периоде — была практически поголовная одержимость серым цветом). Постоянные диалоги, имена, должности — все это практически убивает действие. Гораздо лучше в этом плане смотрится картина «Слишком крут для неудачи», где создатели смогли найти баланс между политической историей и исторической (недавнего времени) драмой. Музыка же, за ее отсутствием в большинстве сцен, лишь подчеркивает художественную неидеальность фильма. И только финал ознаменовался эмоциональным всплеском, когда мы понимаем, что какой бы «железной» не была Маргарет Тэтчер, она в первую очередь человек, женщина, у которой есть нервы и душа. Хотя, в целом, все-таки ее образ так и остался не до конца раскрытым.
Картину сложно назвать биографической драмой. Точь-в-точь воспроизводя реальные исторические события, «Маргарет Тэтчер» только благодаря стараниям актерского состава и работе операторов остается в рамках художественного произведения. Положительная же сторона кроется в другом. Обилие действующих лиц, реальных фактов и деталей формируют своеобразный видеокурс по истории политики Великобритании и биографии Маргарет Тэтчер.
6 из 10
29 июня 2012
Английский писатель Эрнест Херст стал известен всему миру как критик тетчеровского капитализма сразу после выхода в свет его громко нашумевшего дебютного романа в 1986-ом году с интригующим названием — «Нет, госпожа премьер-министр». В своем произведении Херст в частности предупреждал о грядущей экономической дерегуляции, которым угрожало объединенному королевству финансовая политика Маргарет Тэтчер. В книге с юмором разбавленные образы персонажей олицетворяют социальный протест к фетишизированю богатства в Британии 80-ых. Помимо всего Херст входит в специальный совет кинокритиков у себя на родине, занимающийся главным образом анализом национального кинематографа. В интервью нашему корреспонденту «Статус времени» писатель и кинокритик рассуждает об историческом портрете Маргарет Тетчер, о ее политической психологике и становлении «железной леди».
Статус времени: В 2009-ом году успешно стартовал в широкий прокат очередной байопик Маргарет Тетчер уже режиссера Джеймса Кента. К тому же стало известно, что в скором будущем и голливуд представит свою кино-адаптацию биографии Тетчер, с участием в главной роли Мэрил Стрип. По-вашему, чем обусловлена столь резкая заинтересованность кинематографистов персоной Маргарет Тетчер уже при ее жизни?
Эрнест Херст: Популярность Тетчер в 80-ые годы, когда она рулила Великобританией ни чем не отставало от популярности таких политических икон прошлого века коими были Голда Меир и Индира Ганди. Благодаря им широко распространенное вульгарное предубеждение о женском потенциале социальной активности в глобальных масштабах развеялось в прах. Находясь в тени инфантильных мужских кокет, женский портрет представился совсем с другого угла в мировоззрении не только интеллектуалов, но и простых людей, вновь ввернувший к жизни исполненный загадочности и мистической непостижимости мифь о внутреннем мире женщины, распространенный в Европе в период ренессанса. Так вот, исторические образы токих полит-персон со временем становятся все более дорогим товаром в отрасли искусства, ибо они в огромнейшем объеме несут сабой эмоциональные переживания своих современников. Сними связана и ностальгия по прошлому. Это значит, что люди, отягощенные современностью не будут скупиться на пару баксов ради того, чтобы снова ощутит «старые добрые времена». Акулы кино-бизнеса осознают это.
Статус времени: После просмотра «Маргарет…» создается ощущение что семейный аспект из жизни Тетчер теряется в глуши «черных смокингов» окружающих ее на протяжение почти всего фильма. Это только мои впечатления?
Эрнест Херст: Думаю, Кентом все так и было задумано, ведь это политически фильм. Однако даже если главная тема фильма структурно развилась бы вокруг семейного образа Тетчер, все равно не обошлось бы как вы выразились без «черных смокингов». Они сопутствовали не плохим фоном политической деятельности Тетчер не вольно усиливая выразительность ее эстетического идеала женственности перед мировой публикой. Кент хотел, и у него получилось с приемлемой ясностью показать отношение Тетчер к политике доходящую чуть ли не до интимной привязанности. Тут семейная среда становится слишком узкой, слишком нудной, слишком ограниченной, будто заглушающей прилив деятельных сил этой женщины, привыкшей и подавать мяч и отбивать его в одно и тоже время. В семье нет оппонентов, нет дебатов, нет сцены и нет королевской публики, а все это для нее как кислород, который она должна вдыхать, потом выдыхать, потом снова вдыхать и так далее чтобы жить, быть или просто существовать. Это объясняет, почему Маргарет во всех коротких семейных сценах фильма игнорирует своего мужа Дениса, лишая его возможности быть любящим мужем. Видите ли, этакая курьезность, лишенная всякой оригинальности, семьи Тэтчер в том, что Маргарет самоотверженно стремилась сохранить себе положение главы государства и ни чуть не уступала перспективу того же положения в семье своему мужу Денису. Остается только смеяться, если бы это не было печальной иронией.
Статус времени: Образ Железной леди, — это миф, или заслуга Тэтчер?
Эрнест Херст: Помимо всего, Тэтчер сумела продержаться «одиннадцать раундов» против тяжеловесов своих недоброжелательных заскамейщиков явно чувствующих себя униженными тем, что капитан их мужской команды женщина, а они лишь черно-белые карикатуры с бантиками на воротниках за ее спиной. Это положение было идеально разыграно Джеймсом Кентом и в фильме, когда Маргарет, в похвальном исполнении Линдсэй Дункан подходит к кучке сплетничающим министров и сдержанной элегантностью английского тона, лексикой свойственной ей сатиры нещадно атакует эти безвкусные картинки Английских «сэров», годных только как визуальное дополнение полит-пространства Тэтчер. Безусловно, в ней сочетались весьма не простые, парой, выходившие за рамки привычного нам видеть в женщинах, интеллектуальные и духовные навыки. Но, по простому постановлению жизни всякий человек уязвим перед течением времени, и уязвимость эта ни чем не превосходит хрупкость глиняного сосуда.
Статус времени: Тэтчер для вас символ возрождения Великобритании как мировой державы или капиталистической дерегуляции?
Эрнест Херст: Британия конца 70-ых в экономическом смысле доживала последние минуты своего существования. Народ находился во всеобщем отчаянии и состоянии неопределенности. Калейдоскоп событий резко стал меняться как только во главу государство победоносным энтузиазмом встала леди Тэтчер. Она напоминало огромный денежный кредит из милости выданный судьбой британскому народу. Тэтчер любила людей, но больше всего она любила богатых людей. В фильме Джеймса Кента присутствует сцена, когда среди прочих своих воспоминаний детства Маргарет в удивлении себя обнаруживает четко запавшийся в памяти звон денег, и это не случайно. Богатство было ее засознательной одержимостью. Тэтчеризм позволял одним людям разбогатеть за счет других. Гигантская аккумуляция богатств в руках немногих современним перестала быть морально неприемлемой. Британия разбогатела став великой державой мира, но внутри королевства из за избытка богачей финансовая система Тэтчер отчасти началась рушитсья. Наступило время вернуть заем. Судьба оказалась суровым кредитором. Касательно моего личного отношения к политикам скажу определенно ясна; я не пацифист, но когда в современном обществе человекоубийство все еще именуется словом «патриотизм», по-моему, это средневековый дегенератизм.
Статус времени: Чему учит нас прошлое?
Когда мы откажемся от уверенности в своей абсолютной правоте и желания всегда доминировать, человечество станет намного счастливее. Если у вас есть чуточку целеустремленности и постоянства желания, поверьте, тогда, и без привилегированных положении вы сможете творить прекрасные вещи в жизни.
P. S. По художественной форме рецензия плод воображения. Частично в ней содержаться отсылки к реальным положениям в переосмыслении автора.
15 августа 2010