Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Катя: Военная история |
год: | 2009 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Эльёр Ишмухамедов |
сценарий: | Валерия Костина |
продюсеры: | Александр Боковиков, Ольга Костина, Сергей Сендык |
видеооператор: | Владимир Панков |
композитор: | Александр Бакхаус |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 5 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 46 мин |
Открыл для себя этот сериал, так как предложила его посмотреть моя девушка, которая смотрела его ранее и желала пересмотреть. Сериал, что отмечу, понравился мне с первой серии. Здесь довольно тонко показан переход от мирной советской жизни к ужасам Великой Отечественной войны, а затем показано постепенное возвращение на круги своя после войны.
Причем, что неожиданно, и что никогда не увидело бы свет в советскую эпоху из-за цензуры, здесь критикуется в том числе советский строй. Я бы даже сказал, что здесь очень достоверно показана жизнь советского народа в предвоенные и военные годы. Несправедливость власти в те годы — одна из ключевых тем. Сама война в глобальных масштабах здесь не рассматривается — только локальные ужасы, пережитые отдельной группой людей, знакомых и родственников заглавной героины, собственно, Кати.
У Кати тяжелая судьба, война забрала у нее много близких и друзей, и по ходу сериала из 15-летней «шпаны» девушка превращается в уверенную в себе женщину, которой волею судеб приходится решать отнюдь недетские проблемы и повзрослеть раньше срока. Этим сериал и цепляет — характер Кати выписан превосходно, понимаешь что и зачем она делает. То же касается и ряда персонажей из близкого круга Кати, часто мелькающих в кадре. Но, что парадоксально, совершенно не прописан избранник Кати, парень Павел. Он совершенно не развивается по ходу повествования и откровенно раздражает в определенные моменты своей однообразностью, монотонностью. Это самый нераскрытый герой, и это портит впечатление от всего сериала, поскольку это все же парень заглавной героини и нам его очень часто демонстрируют.
Во всем остальном серьезных претензий к сериалу у меня нет. Я остался довольным его просмотром и даже когда-нибудь обязательно пересмотрю его. Жаль только, что военные годы тут показаны отрывочно и быстро следует уже послевоенный финал. В более раскрытом виде послевоенная тематика жизни советского народа перешла во второй сезон данного сериала, наименованный «Катя: Продолжение» (2010).
20 апреля 2018
Бывает же у нас такое, что современный кинематограф выдает вполне неплохие сериалы о ВОВ. Да, это не такое часто явление на наших экранах, но все же это случается.
Я бы отнесла сериал «Катя» именно к таким. Не без ляпов, но зато без пошлости и откровенного очернения СССР, что нынче модно. Сериал о простых людях, таких разных и таких одинаковых в своем желании вырвать победу у врага. Сколько горя выпало на нашу страну, на этих обычных людей… большим плюсом помимо сюжета стал актерский состав. Практически все отлично справились с ролями, я действительно поверила, что это люди того времени, советские граждане. Теперь немного о каждом.
Катя, главная героиня. Задорная девятиклассница с двумя хвостиками, которая ждет лета, чтобы гонять с мальчишками во дворе. Это лето принесло ей первую любовь, а стране принесло войну. И с войной ее жизнь круто меняется, как и у всех вокруг. Ей приходиться быстро повзрослеть, встретиться с предательством и смертью, но не потерять человеческое лицо. А сколько таких девчонок в один миг повзрослели в июне 41… Катерина Щпица приятно удивила, у нее тот тип внешности; что она без труда может сойти за школьницу. Ну и актерская ее игра была очень достойная.
Анна Новикова, мать Кати. Настоящая мать семейства, которая пытается как-то прокормить детей. Опять же, сколько таких матерей остались без кормильца с детишками, выкручивались как могли… Алена Бабенко справилась с ролью прекрасно. Ее Анна поражает своей силой духа, которую она всячески пытается передать детям. Она может переживать, бояться, но никогда не показывая это своим родным, чтобы они держались молодцом, подбадривая их.
Павел Алексеев, возлюбленный Кати. Сын родителей-врагов народа. А вообще обычный парень, в меру задиристый, гордый… Мне понравилось, что у него оказалась вполне обычная внешность, не голливудская. Вот такие мальчики и добавляли себе возраст в метрике, чтобы скорее поехать на фронт, защищать страну…
Сева Барсуков, друг Кати. Типичный отличник, надежда семьи, прекрасный художник. Война отняла у него семью, здоровье… но он все равно остается человеком. Роль исполнена просто отлично, Сева не так идеален, он иногда любит поныть, он иногда слишком серьезен… но он такой настоящий.
Нина Гордеева, подруга Кати. Она фигурирует в первых сериях, но ее преданная любовь к Севе заставила обратить внимание… а эти слезы радости, когда она узнает, что любимый человек жив, пусть и калека… Сколько таких женщин и девушек плакали от радости, несмотря на то, что мужья, женихи возвращались с войны без рук и ног…
Клавдия Новикова. Грандиозная актерская работа Елены Яковлевой, я бы сказала, она главная звезда этого фильма. Ее героиня олицетворяет русскую женщину, та, что прятала партизан, что выхаживала раненых, которая перенесла оккупацию, но не прогнулась под врага.. если б не эти женщины, выиграли бы мы войну?
Григорий, староста деревни. Неоднозначный персонаж. Человек, который общается с немцами, забирает последнюю еду… а с другой стороны, помогает прятать партизан, защищает односельчан перед немцами, спасая им жизни.. ю трудно было в те годы разобрать порой, кто же друг, а кто предатель… и сколько ошибок было сделано в те годы, скольких посчитали врагами зря… Неожиданная роль Дмитрия Нагиева, он приятно удивил, открылся с новой, драматической стороны.
Алексей Шумилин, красноармеец, командир. Один из моих любимых героев. В нашем понимании боец Красной армии — паренек лет 20, а ведь это не так. Были там люди разного возраста. Это и отцы были, и деды. Вот такие, как герой Бориса Щербакова, веселые, верные, задорные.
Пожалуй, этот сериал можно порекомендовать к просмотру, ведь нельзя забывать подвиг нашего народы в те страшные годы…
7 из 10
6 апреля 2017
Вообще, я не любитель русского исторического кино про войну, особенно про ВОВ. Но однако, однажды скучным вечером я наткнулась на диск и меня понесло.
История типичная, детям в ходе войны пришлось быстро повзрослеть.
Мне очень понравилась история тем, что я прочувствовала каждую боль, каждую эмоцию героев из сериала. С первой же серии я плакала навзрыд и только тогда поняла каково было нашим предкам на этой жестокой войне.
Минус этого сериала. Ход войны шел без уклона на историю и все действие происходило летом. Операторская работа, это не придирка, но во время бомбежки были взяты отрезки из старой черно-белой хроники и как то не увязывалось, хотя это наверное просто такой замысел.
9 из 10
3 марта 2016
Обычная жизнь обычной девчонки в обычном городе. Родители да знакомые, любимый паренёк и верные друзья. И тут неожиданно война. Само собой, война не спрашивает, кто ты, поэтому приходится Кате быстро взрослеть, переживать потери, бегать от немцев и испытывать прочие ужасы.
Плюсы.
Актёры. Что Шпица, что Нагиев, что Дапкунайте — оставили положительные впечатления. Остальные просто держали уровень. В общем, актёры явно старались.
50 на 50.
Кинохроника. Где-то удачно применили, где-то никак. Стилизация под кинохронику, к слову, тож неплоха.
Оператор. Не бесил, старался. Конечно, ничего особенного не показал, но и этого вполне достаточно.
Историческая достоверность. Её тут практически нет. Впрочем, кабы режиссёр заявлял о том, что он снимает правду, правду и только правду о войне — тогда бы прицепился по всем пунктам. А так что с него взять…
Минусы.
Работа режиссёра. Нет, постановка средне, но действие всё время происходит летом! Не могли потерпеть до осени-зимы-весны?! Хорошо, что о победе под Москвой или под Сталинградом не сообщали — было бы совсем весело.
Стерильность. Вот бегут люди по лесопарку. Да-да, лесопарку: всё так прибрано, расчищено, а вдруг актёр или статист споткнётся и упадёт? Или когда всё поле проходят — и опять чистая одежда. А уж немцы свой мотоцикл явно обожают: всё время чистенький, то ли моют всё время, то ли новый закупают тоже всё время. И это при том, что мотоцикл катается по нашим сельским дорогам!
Сценарий. Задумка неплохая, но реализация ужасная. Интерес к перипетиям довольно дохлый, на всякие мелочи откровенно плюнули.
Итог.
Слабый проходной сериал. Единственное достоинство — Катерина Шпица. Могли бы сделать и получше — это прям чувствовалось. Но не захотели.
P. S. Продолжение почти на том же уровне, но хуже.
2 из 10
2 декабря 2011
Давно я не смотрела ничего стоящего, посвященного войне и в целом той эпохе. Этот сериал смело можно ставить в один ряд с такими шедеврами, как «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Ни в чем не уступает.
Сюжет, музыка, актеры — всё именно так, как должно быть. Создатели фильма поработали с полной отдачей.
Возможно, ничего нового я не узнала. Но при просмотре почти каждой серии у меня на глазах были слезы. Слезы горя, радости, разочарования, восхищения. Горя — когда умирали совсем молодые, да и не молодые герои за свою Родину. За то святое, что должно жить в каждом из нас. Радости, восхищения — как ни странно, по этим же причинам. Люди любили свою страну. Боролись за нее. Их не могли напугать ни немцы, ни бомбежки, ни массовые расстрелы. Благодаря этому мы и выиграли войну — сплоченности и патриотизму. На контрасте с тем, что я вижу сейчас, этот фильм, как глоток свежего воздуха. Ведь были же настоящие герои, настоящие мужчины — были! Женщины, которые готовы на всё, ради своих мужчин. Настоящие женщины!
Актеры справились с ролями, я даже не могу сказать, на все сто. Тут явно больше. Очень удивили Яковлева и Нагиев. Одну я помню по «Каменской», второго по ток-шоу «Окна». Не сказать, чтобы серьезные роли. Но ТАК сыграть в этом фильме. Они достойны высших наград. Молодые актеры: Шпица, Кисличенко, Иосифов — отличная игра, «незатертые» лица.
Музыка такая, что слезы на глазах в некоторых моментах выступают. Берет за живое.
Такие фильмы надо смотреть, чтобы не забывать, какими усилиями и через какую боль досталась нашим предкам эта победа. На что они шли ради своих детей и внуков, ради нас. Ради того, чтобы мы жили. Жили в свободной стране — России. Перед тем поколением, перед людьми, которых показали в этом сериале, я преклоняюсь, и говорю им СПАСИБО за жизнь, и за нашу великую историю.
p.s. и отдельное спасибо создателям фильма.
10 из 10
1 июля 2011
Вот действительно нет в России человека, семьи, которого бы не тронула война. И у кого-то этот герой не отец бравший Берлин, не брат направивший свой самолёт на эшелоны врага, не муж закрывшей собой пулемет, а вот такая девочка Катя.
Пацанка и девочка огонь, для которой самая величайшая трагедия проиграть в футбольном матче двор на двор, но начинается война, и что-то другое становится самым важным, дорогим и любимым в это время. И она не едет в эвакуацию-она остаётся работать в госпитале, ради братьев, ради любимого человека, с которым они только встретились в предвоенную весну, а до Победного мая, ещё будет очень много времени, много смертей, но и много добра будет. Иначе бы не выжили и не победили.
А вот такой мальчик Пашка, просившейся на фронт, получивший отказ «не по возрасту». Призывавшийся на следующий год, из-за родителей направленный в штрафной батальон. Получивший ранение и казалось бы переведенный в действующую армию. Не успевший или не захотевший эвакуироваться вместе с госпиталем. Будучи раненым сам под пулями выносил другого раннего из города, через реку.
Колька, Костыль -мальчишки сражавшееся двор на двор, вдруг стали солдатами. Победителями той войны. И живые, и мертвые. ъ
Папа Кати, и дядя, как тысячи, миллионы других мужчин ушли на фронт, сражаясь за своих детей, за свою улицу, за свою страну. Сражаясь до конца, потому что пронеся в себе чувство надежды и веры, и погибли ли они на поле боя, или от предательского ножа в спину, не так важно, смерть разная, свято то, что они погибли за нас, за то что бы мы жили сейчас.
Клавдия-это удивительно тёплая, наша русская женщина. Которые были всегда, и будут. Как бы не менялось время. Она прятавшая раненых наших бойцов. Она которая выхаживала немецкого солдата, и бежала за ним, что бы укрыть одеялом. Он перестал быть немцем, он стал пареньком у которого тоже есть мама, любимая, его там тоже ждут, и наверное уж кто-кто, а это раненный мальчишка не виноват в этой войне.
Староста Григорий-иногда для того что бы победить.. надо сыграть ту роль, которую тебе отвели. Даже предателем назвать его не получается. А что он должен был бросаться с кулаками на немцем? что б затем они расстреляли и сожгли не только его семью, внуков, но и весь посёлок. Забирал картошку, а взамен давал то, что мог. Жизнь для всех в поселке, и старался до конца, пока наши пришли и не расстреляли. А сколько таких было, без суда и вины, за то, что они помогали, но помогали не так, как считалось идеологически правильным. А вот так, но из о всех сил.
Партизаны и раненые солдаты. Жена партизана. Люди которые находясь в глубоком тылу врага, верили в Победу, и делали всё возможное для этой Победы. Сражаясь за свою полянку, за свою деревню, подрывая эшелоны, и отправляя важные документы, которые не успели отправить до прихода немцем, всем этим они ковали.. каждый миг, делом за делом они сражались за всю Страну.
Для меня фильм «Катя» некое удивление. Значит ещё могут сейчас наши снимать про войну без пошлости и грязи, без пресловутого грязного белья на теле и в душах. Снимать такое крепкое кино, пусть рока и в виде сериала. Удивление вызывает Дмитрий Нагиев, человек безусловно талантливый, харизматический, но для меня он всегда был прапорщиком и ведущим «Окон», а здесь такой взлёт и подъём. или уже не было столь сильных ролей, все считали его балагуром и шоуменом и не давали развиваться, или режиссеры с ним работал как-то ни так. Но здесь всё сошлось, и я вижу перед собой-замечательнейшего русского актёра, которых сейчас почти нет ни в поколении сорокалетних, ни говоря уже о совсем молодых.. Минусы есть, но в таких картинах даже говорить о них не хочется, потому что на каждый минус, будет несколько мощных плюсов. Но здесь всё же мы обсуждаем именно произведение, а не саму тему, поэтому вот так: 1) Великолепные актёры старшего поколения Елена Яковлева, Алёна Бабенко, Александр Феклистов, Борис Щербаков, Дмитрий Нагиев и неплохие актеры младшего поколения, по крайней мере не замылены и не затасканы сериалами низкого уровня. Но разница в исполнение и переживании чувствуется. И очень сильно. На экране появляется Елена Яковлева у могилки, и не куда отойти не получается, только на экран смотришь. А появляется Катерина Шпица и рушится что-то, и можно отвлекаться. Однако в сценах где и старшие и младшие вместе, младшие словно подтягиваясь выходят на иной более сильный уровень. 2)Нелепый монтаж хроники и современных кадров, он хороший как приём, как идея, но выполнение очень сильно бьёт по глазам, и лучше было бы если бы этого вообще не было, или была бы иная подача хроники. 3)Какое-то одно время года. Из-за этого очень трудно воспринимать события.. а они то не месяцами а годами измеряются. А там постоянное весна-лето. Хотя быть может это тоже был некий приём от режиссера, только не доделанный до совершенства. Что началась война, время и сезоны застыли. И вся война это вот такой пресловутый июнь, а затем сразу май 1945 года.
Минусы такие, что их легко перевезти в плюсы. А младшему поколению можно простить неопытность, уже одно то, что они это делали вызывает уважение к молодым ребятам, а опыт придет.
О правдивости жизни и быта, я судить не берусь. Меня тогда не было. Но сопоставляя фильм и рассказы бабушки, у меня отторжения к фильму, что это неправда-нету. а бабушке я верю, а значит я верю фильму.
Фильм из которого я выношу фразу сказанную Клавдией «Я теперь знаю, что такое война, это когда убивают людей, а остаются звери» А люди могут быть и с одной и с другой стороны, точно так же как и звери. И то, что всё, что бы не пришлось пережить, переживётся, надо верить и ждать. Верить в себя, и в добро и правду. Верить в близких тебе людей, и верить в добро чужих. И всегда, как бы судьба не раскидывала, войной или тюрьмой, или даже смертью. Надо жить и помнить. Тогда ожидание поможет живым вернуться, а мертвым навсегда остаться жить в памяти.
«Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.»
8 из 10
13 мая 2011
Господи, какой же это полный и безоговорочный провал!.. Хотя «провал» подразумевает, что режиссер пытался и хотел, но вот не получилось. Тут — совсем не то: режиссер и все те, кто занимался материальным и техническим обеспечением фильма, «творили» явную и откровенную халтуру. Ну, военная тема сейчас в моде — а потому, вложив микроскопические деньги и не приложив ни малейшего таланта, умения и желания, можно быстренько слепить нечто слезоточиво-военненькое для домохозяек и случайных нетребовательных зрителей. Именно что слезоточивое и для домохозяек — потому что все, кто более-менее интересуется военным кино, не осилят и 2—3 серий и с проклятиями вырубят плеер и забросят сие творение на самую дальнюю пыльную полку (а то и в мусорное ведро).
Конечно, Яковлева, Дапкунайте, Щербаков, Нагиев просто по определению не могут сыграть совсем халтурно… Они и плюс однозначная и чуть ли не единственная удача этого кино — главная героиня Катя в исполнении Катерины Шпицы — хоть как-то на себе вытянули это «зрелище». Но в целом получился полный позор. Во-первых, скуднейший даже для сериала бюджет фильма, что чувствуется буквально во всем (или все деньги на перечисленных актеров ушли?). Во-вторых, наплевательское отношение к деталям быта и вообще атмосфере предвоенной и военной эпохи (на это денег явно не хватило совсем). Перечислять тут можно очень долго — начиная с висящего на стене затянутого в пухлый пластик фото, где Ленин читает газету в своем кабинете (помните, были такие в 1970-х годах очень популярные ширпотребовские украшения интерьера), до конверта, в котором Катя получает письмо о смерти матери (на обороте этого явно современного конверта крупно напечатан «образец написания цифр индекса» — а почтовые индексы в этом современном виде введены в СССР в 1960-х; и что — ассистентам режиссера лень было склеить конверт из старой желтоватой бумаги???). А как выглядели довоенные школьники — смотрите в фильме «Завтра была война», атмосфера того времени там тоже показана отлично…
О военных нелепостях и глупостях говорить вообще не имеет смысла — там нелепость вообще всё. Уже набившие оскомину фашисты, которые все поголовно с автоматами — при том что солдаты всех армий во Вторую мировую были вооружены в основном винтовками (в том числе и немцы, и наши). Немецкие мотоциклисты — а вот они все поголовно без пулеметов (хотя они-то как раз практически всегда с пулеметами были), а ведь на мотоциклетных колясках наблюдаются стойки для крепления пулеметов MG… Что, не выдали для съемок пулеметиков — или и на них деньги сэкономили?! Взятые из кинохроник бомбардировщики, ни с того ни с сего взявшиеся бомбить в лесу малочисленную группу раненых… В реальности вполне профессионально грамотные пилоты «юнкерсов» бомбы на столь ничтожные цели не тратили. Истребители еще могли — но тоже не в лесу, а нарисовать на компьютере атакующий «мессершмит» явно денег пожалели. Блудящая в лесах и перелесках малочисленная группа немцев с бронетранспортером и прицепленной к нему явно послевоенной пушкой вызывает смех — равно как и тупая сцена боя немцев с партизанами. В общем-то, смех вызывают практически все военные детали — тот, кто данной темой интересуется, меня прекрасно понимает, а всем остальным скажу: по бредовости и маразму военная тема этого фильма превзошла даже другой недавний «шедевр» — фильм «Лейтенант Суворов».
Сюжет фильма в принципе сносен, но именно если брать его в кратком изложении — при просмотре этого явно затянутого кино все подробности сюжета вылезают в своей неприкрытой нелогичности и неправдоподобности.
О том, что денег было очень мало, говорит и крайняя малолюдность фильма (массовку одевать надо и платить ей тоже), и то, что весь фильм снимали максимум пару месяцев — на экране какое-то вечное окончание лета, хотя вроде проходит несколько годков вместе с зимами и прочими временами года (зима так и не показана ни разу). То есть когда немцы ушли из оккупированной деревни, а им на смену пришли наступающие наши — только тогда я с изумлением понял, что это не начало осени 1941-го, а уже 1943 год, а то 1944-й…
Актеры кроме перечисленных играют неумело, хотя, может, и стараются, работа гримеров — никакая, то есть все мальчишки — друзья и симпатии Кати за 4 года (с 1941 по 1945) не повзрослели вообще и явно даже бриться не начали. А как надо гримировать, чтобы один актер играл персонажа на протяжении чуть не всей жизни, смотрите советский телесериал «Вечный зов» (ведь могли же!!!).
Печально, что другого кино у нас сейчас нет. Хотя можно привести в пример сериал «Курсанты» — там тоже денег не особо много вложили, но ведь получилось же для сериала неплохо!!! В общем, говорить больше не о чем. Если для кого-то всё перечисленное только мои придирки, то — приятного просмотра. Лично я ничего больше режиссера Эльера Ишмухамедова смотреть не буду из принципа — такой халтурщик снять что-то хорошее просто не способен. Это — диагноз.
7 марта 2011
В многосерийном фильме «Катя» не сразу бросается в глаза тот факт, что главную героиню играет юная актриса, которую также зовут Катя. Скорее всего, это чистой воды совпадение, но я все же надеюсь, что эта небольшая деталь помогла юной актрисе Екатерине Шпица лучше вжиться в образ Кати кинематографической. Впрочем, обо всем по порядку.
Тихий провинциальный российский город перед 41-м годом. Люди живут, тянут свою лямку, радуются, смеются. Пацаны дерутся улица на улицу. А чего не драться-то? Тогда ведь не было ни Интернета, ни компьютерных игр, ни телевидения с подростковыми сериалами. Я еще немного застал «махач» ребят из цикла район на район, улица на улицу, но сейчас до этого никому нет дела. Нынче драка пацана из одного района с пацаном из другого может возникнуть моментально. Только один будет из района N 9, к примеру, Буэнос-Айреса, а другой из девятого района Урюпинска. И битва сия будет виртуальной посредством супермегабойцов.
Фильм «Катя» переносит нас в другие условия. Главная героиня — Катя, обычная школьница предвоенной поры. Девочки, как доказано, развиваются раньше мальчишек, и по фигуре Кати можно заключить, что она вполне сформировавшаяся особа подросткового возраста. Это что касается внешних форм. Но вот поведение ее сильно отдает мальчишеством. Она любит «тусоваться», как сейчас говорят, в компании ребят. Вместо, скажем, кружка пения или вязания, предпочитает рубиться в футбол с пацанами.
Умеет она и на мотоцикле гонять (папа научил) и мальчишеские физиономии конкурентам с других улиц городка «начистить». А когда героиня Екатерины Шпица сигает с высоченной колокольни из-за пари на нижестоящее здание, то зритель прямо таки заключает заслуженное: «Вот сорванец!» Хотя Катя — девица, напомню. Оператор показал полет ее тела снизу, и был сей акт пикировки не так уж и короток. Понятно, что прыгал каскадер, но все же эта мимолетная сцена убедила меня — зрителя — в безалаберности Кати, в ее подчас возмутительной бесшабашности.
Авторы сериала «Катя» прервали мирную жизнь героини и ее близких вторжением фашистов на территорию СССР. Девочке, как и всей стране, пришлось взрослеть ускоренными темпами, под шквал минометного огня, автоматных очередей и настоящей крови. Как я уже упомянул, Катя — вполне сформировавшаяся девушка. Гормоны играют, хочется любить. Личная жизнь школьницы расцвечена незамысловатым любовным треугольником. Поглядите: война уже идет, а она сидит в подполе деревенского дома с двумя молодыми людьми. Все трое накрыты одним тонким одеялом.
Первая сторона треугольника — Паша (Николай Кисличенко). Статный хлопец, сильный. В него и влюблена героиня Екатерины Шпица. Но под одеялом еще один юноша — художник Сева (Илья Иосифов), у которого война отняла уже практически все. Даже ногу, сделав его калекой. Сева давно влюблен в Катю, а она относится к нему как к другу, не более. Персонаж Ильи носит очки, владеет красноречием. Он пишет портреты и, как вы понимаете, главное действующее лицо на его холстах — Катя. Он влюблен в нее так же горячо, как поэт бывает влюблен в свою музу.
Вот они трое под одним одеялом — главная героиня, ее любовь — Павел и только друг — Сева. Они греют друг друга, потому что иначе погибнут. Но огонь любовного конфликта тлеет. Как-то он должен разрешиться. Или война его разрешит, залив кровью, или вспыхнет он с силой, чтобы сжечь всех участников треугольника. Что ж, зритель ждет и смотрит дальше.
Вот деревня, оккупированная немцами. Живет своей жизнью. Почти все мужики подались в партизаны. Немцы гуляют, отнимают еду у местного населения. Одна из коренных жительниц — Клавдия (Елена Яковлева) — женщина средних лет. Этот персонаж в «Кате» — весьма удивителен! Прямо как Баба-Яга в ступе, засела Клавдия в своей избе. И сию метаморфозу мы наблюдаем с Яковлевой после образа Каменской. Небо и Земля! А если уж копнуть глубже, в «Интердевочку»…
В «Кате» Елена Яковлева очень органично смотрится у видавшей виды деревенской печи! Удивительный колорит получается. Клавдия — простая русская женщина, но тянет не женскую лямку.
Прячет раненых красноармейцев в подполе и в яме за сараем, в то время как фашисты шастают вокруг, как на променаде. А она весьма мудро старается сохранить живыми людей. Расстреляли бы ее сразу же немцы, если бы обнаружили, кого она укрывает.
Да, характер, который сыграла Яковлева, можно смело интерпретировать как характер именно русской женщины.
Глядите, как Клавдия бежит за тяжело раненым немцем, которого фашисты разместили у нее в доме, и за которым она ухаживала по распоряжению комендатуры. Ведь враг он ей, ее родным, ее друзьям, всей стране! Но — человек. И вот фашисты драпают под ударами Красной Армии, свои же, немцы, грубо кидают своего же умирающего и тащат на мороз. Спешное отступление. Клавдии бы радоваться, но она уже прикипела к фрицу душой. К болезному, окровавленному.
И бежит Клавдия с одеялом за немецкими солдатами, что несут носилки, и кричит в голос, чтобы сбавили ход, а она бы прикрыла одеяльцем ее немца. Ведь малейшая простуда — и хана тяжело больному арийцу. Но она — русская женщина — видит в нем уже не солдата армии противника, а обычного паренька, пусть и из Германии. Паренька, у коего тоже есть мать, братья-сестры. Вот какую грань выделяет, прежде всего, Клавдия/Яковлева: на первом плане живет милосердие как составная часть исконно русского характера. Здесь мы видим, как мастерски меняется амплуа настоящей актрисы в зависимости от съемочного антуража.
В «Кате» и «Каменской» Елена — совершенно разная актриса. Я полагаю, что данная перемена у Яковлевой получается естественно. За плечами весомый актерский багаж, умение вжиться в образ. По-моему, в «Кате» мы можем наблюдать одну из лучших ролей Елены Яковлевой.
В целом, проект Эльера Ишмухамедова и Сергея Сендыка оставляет вполне благоприятное впечатление, несмотря на некоторые недостатки. В частности, в целях экономии средств на настоящие машины, наверное, показан немецкий самолет из военной хроники, что бомбит наших раненых бойцов. Далее он смонтирован в фильм в сцену обстрела с воздуха отряда красноармейцев. Ребята — актеры падают, да, даже гул «мессершмита» вполне реален, но в целом понятно, что никакой самолет даже не пролетал мимо. Пожалуй, есть некое странное ощущение от микса в одном проекте профессиональных актеров (Дапкунайте, Феклистов, Яковлева, Щербаков, Бабенко, Нагиев) и совсем «зеленых» ребят и девчонок. Вряд ли это так уж плохо, но контраст в актерской игре различных персонажей бросается в глаза.
Но, в целом, в «Кате» тематика затронута близкая каждому. Мне нравятся такие фильмы. Полагаю, что авторам можно пожать руку с благодарностью.
8 из 10
15 января 2011
Перед тем, как посмотреть сериал, я прочитала все отзывы. И хорошие, и плохие. И так как я крайне скептически отношусь к нашему нынешнему кинематографу вообще, и пессимист в частности, я ожидала откровенной чепухи.
К счастью, я ошиблась.
Сериал замечательный, насколько такое слово употребимо о страшных годах 1941—1945. Во-первых, рассказ идёт не о фронте, а о тыле, который иногда оказывался опаснее открытого столкновения.
Актёры подобраны бесподобно.
Алёна Бабенко -Ингеборга Дапкунайте.
Две женщины, две соперницы. Один донос. Первая теряет жизнь, вторая семью.
Собственно, это пара, которая была неподражаема. Насколько Бабенко кажется среднестатистической, но настолько же тёплой, настоящей МАМОЙ. И насколько Дапкунайте «дамочка с распальцовкой», но сразу кажется, что что-то там не так, есть какой-то червячок, мешающей ей стать такой же тёплой и любящей.
Главные герои
Катя-Паша-Сева
Или Катя Шпица-Николай Кисличенко- Илья Иосифов.
В общем, треугольник банален до зубовного скрежета. Жила-была девочка, девочка-пацанка, если точнее. Был у неё друг. Друг был художником, интеллигентным мальчиком, очень и очень правильным. И вот ходил он вокруг да около, трогательно заботился, но сердца не трогал. А потом появился новый мальчик, внезапно взявшийся непонятно откуда, в меру хулиганистый, в меру правильный, очень принципиальный. И одним поступком так это самое сердце тронул, что пацанка надела платье и расцвела.
И все 12 серий проходит перед нами эта спонтанная, вспыхнувшая в одночасье любовь. И меняется Катя, даже выражение глаз изменяется. Надеюсь, Катя Шпица сможет донести свой талант до зрителей и в дальнейшем.
Паша — сборный образ мальчика, когда-то обозлившегося на весь белый свет, а потом всё-таки нашедший на этом свете Свет. В общем, очень среднестатистический мальчик. Внешне. Но какой же он… не знаю как сказать.. настоящий, пожалуй вот это слово, настоящий. Без искусственности. Даже победоносная улыбка, когда он выставлял Севу за дверь, и помогла Кате в её трагедии — эта очень ребячья улыбка «я выиграл», она -подтверждение его искренности.
Сева — в тихом омуте черти водятся. Был тихий мальчик, ни в чём не прекословивший родителям. Не простивший им предательства. Не простивший им чужой замученной жизни. Но всё так же любящий их, готовый пойти на смерть ради них. Илья Иосифов отдал всё, что мог. И жгучая ненависть к Паше в самое неподходящее время, Севе-то всего 16, и трогательная забота о Кате, и то, как быстро он понял, что любит его Нина, как принял он эту любовь и смог ответить на неё. Он взял на себя ту драматическую часть, которая должна была достаться Николаю Кисличенко, и которую тот отдал на откуп Севе. Попробуйте показать что-либо практически без жестов.
Елена Яковлева — интеллигентная, всегда элегантная Яковлева в роли Клавы, в общем, очень доброй, но чисто деревенской женщины. Я не могу описать её, она жила Клавой. Мудрая, пожившая женщина, без семьи, но с племянницей и братьями, она… она слишком реально сыграла, чтобы говорить о ней как отдельно от Клавы.
Типажи актёров мне очень понравились. Катя — Екатерина Шпица в свои 25 может выглядеть и на 15 и на 30, такой вечный тип лица. И её волосы, как их укладывали, не представляю — такие волосы не касались ножницы парикмахера, их стригла мама. Паша Алексеев — Коля Кисличенко, славянский тип, узкий подбородок, добрый великан, ямочки на щеках, ясные светлые глаза, из него можно слепить кого угодно, настолько светлая внешность. Сева Барсуков — Илья Иосифов, пожалуй, единственный, из кого не получится «слепить» много образов с этими кудряшками, но, если посмотреть на его фотографии, окажется, что это только образ. И тем более, эти круглые очки, в наше время мало кто умудрился бы в них выглядеть органично. Умудрился.
Нина, скорее всего, это отражение противостояния Бабенко-Дапкунайте в юном возрасте. Нина кажется доброй и даже забавной, но в её письме Севе проглядывает очень сильная женщина. «Я уверена, когда-нибудь ты поймёшь, что лучшая женщина — та, что умеет любить». Она говорит, что Катя не умеет, и, хотя прямо не очерняет подругу, возможно в будущем у неё есть опасность повторить судьбу матери Севы. Вернее была бы, если бы всё сложилось по-другому.
Второстепенные герои тоже очень яркие, Как яркие мазки на полотне — Григорий, очень умный и несчастный человек, сделавший больше, перейдя на службу к врагам, нежели если бы он ушёл к партизанам сразу, Зоя, эта сплетница, тоже «говорящий» образ. Предатели-ростовщики, отец и дед Нины, её мама, маленькие дети, жена партизана Фёдора, медсестра Шура и врачи госпиталя, майор Алексей, партизаны, список длинный.
Маленькие детки, кстати, были очаровательны — этот кроха-Петя, увидев Катю, такой трогательный. Сложно было бы от них просить о драматичности, но они справились.
Проблема наших современных фильмов о войне в том, что хотя бы визуально они слишком чистые. В прямом смысле слова. Мы привыкли, что в фильмах СССР (не нападаю на них, как раз наоборот) кадры в большинстве своём черно-белые, или сняты на плохой плёнке, заглушающей цвета. Поэтому нам трудно понять, что тогда тоже цвели цветы, зеленела трава, и платья на девушках были разных цветов. «Катя. Военная история» — очень удачный сериал в этом плане, сочетание цветов не даёт нам подумать о кукольности происходящего, но эти цвета есть, и эмоции тоже яркие, не замыленные.
Я думаю, «Катя. Военная история» — это очень хороший фильм о той войне, за победу в которой мы должны быть благодарны не только солдатам, но и тем, кто оставался за их спиной, невидимым силам тыла.
П. С. Надеюсь, не будет «Катя 2», это было бы слишком глупо, портить такой фильм, когда в нём ещё есть надежда на возвращение отца, мальчишек со двора и дорогих людей.
Но объясните мне, какой Макар понёс Пашу на крышу по приезду с фронта?! Вот и бегай за ним, Катя, по дворам вашей юности.
26 ноября 2010
Фильм, смотря который, я плакала, начиная с первой минуты… Весна 1941го года. Девятиклассники. Футбольный матч, от исхода которого, казалось, зависит неизмеримо многое! Гости в доме у Кати. Пироги. Первая любовь. Первый поцелуй.
Прерванный поцелуй. Прерванный войной. Страшной войной… В один миг рушатся судьбы всех героев сериала. Дети взрослеют. Взрослые пытаются выжить, накормить детей и при этом не стать предателем, не перейти на сторону немцев, которые обещают легкую жизнь, теплый кров, пищу тем, которые покажут карту минирования железной дороги, которые сдадут партизан, которые выпьют за фюрера и Великую Германию… Эта война расставит всех по местам. Я смотрела сериал и не понимала, положительный герой или отрицательный, сочувствую ли я ему, понимаю ли я его действия…
Мы видим жизнь тыла. Голод, предательство, борьба за выживание, трусость и геройство. На протяжении всего фильма я ловила себя на мысли, если ТАК было в тылу, что же было на фронте, там, где сотнями и тысячами гибли люди, сражаясь за свою семью и свою страну…
Что касается актерского состава, могу сказать, что их игру даже не назовешь игрой… Все настолько искренне: слезы, радость, грусть, отчаяние и, конечно же, любовь! Мне были интересны такие противоречивые персонажи, как родители Сени (Ингеборга Дапкунайте и Александр Феклистов) и староста Григорий (Дмитрий Нагиев).
Однозначно смотреть стоит. Чтобы помнить, через что прошли миллионы людей, которым мы сейчас обязаны за безмятежное небо над головой и за возможность жить на нашей великой Родине…
10 из 10
Спасибо за этот фильм!
Спасибо за эту победу!
13 июля 2010
Абсолютно фильм с большой буквы!
Видел работы Эльера, например такие шедевры как «Нежность» и «Влюбленные», достойные первых мест в истории советского кино. Где идея, суть в тесном взаимодействии с честными, трогательными образами, поэзией фильма.
«Катя»… — это продолжение, наследие кино такого уровня. Не рекомендую смотреть ищущим спецэффектов, натянутых на 3D, перемежающихся с уже привычным в «нашем дорогом российском кино» цинизмом и глупостью, а именно лицам, не достигшим возраста восприятия простых, истинных человеческих эмоций и красоты взаимоотношений. Катя как стержень в водовороте трагизма войны, объединяет все человечное, не давая опускаться слабым, переживая за каждого и проживая боль каждого, несет через абсурд войны с ее бесконечными смертями, свою боль, свою любовь. Это христианский фильм, не «православный», но отражающий идеал Христа. Все актеры первого плана отдали себя полностью в своих героях, особенно под огромным впечатлением от Екатерины, Елены, Алены. У Кати впереди большое творческое будущее, ее талант будет лишь расти.
Тронут фильмом, героями, переживаю его до сих пор.
3 мая 2010
Просто захватывающий сюжет. Я давно не был под таким сильным воздействием от фильма. Это не просто фильм, это абсолютный хит, в тематике военное кино. Да, тут есть место и любви и войне. Предательству и дружбе. Между прочим, состав актёров вполне внушительный и по знаменитости и по игре.
Я смотрел это кино… Смотрел и плакал… Ведь это наши предки, будучи еще совсем детьми проливали свою кровь за нас. Сейчас редко встретишь такое, очень жаль персонажей фильма, не дай Бог кому то испытать подобное.
Спасибо огромное за этот насыщенный фильм, больше бы таких!
13 декабря 2009
Последнее время на экраны выходит множество фильмов про войну. Видимо прочухали продюсеры, что эта тема всегда у нас будет востребована. Вот и лепят они их как горячие пирожки. В большинстве своем это посредственные картины сляпанные кое-как на потребу непритязательному зрителю, есть правда и исключения, такие как «Штрафбат» и «Я вернусь». Я надеялась, увидев на обложке диска «Катя», фамилии таких хороших актеров, как Елена Яковлева, Александр Феклистов, Борис Щербаков, Ингеборга Дапкунайте и Алена Бабенко, что фильм уж точно не будет проходным. Тем сильнее разочарование…
В очередной раз убеждаюсь, что плохой режиссер способен загубить работу самых великих артистов. Сериал получился тусклым, затянутым, не правдоподобно показано военное время, герои не убедительны. В начале, пока из сериала не вывели персонажи Алены Бабенко и Ингеборги Дапкунайте, как-то еще можно было смотреть, но к середине стало сводить скулы от тоски из-за приторных отношений главной героини и ее двух друзей-соперников. Немцы выглядят ряженными. наши солдаты-играют неубедительно. Сюжет топчется на месте и начинает раздражать уже к 5 серии.
В общем, стыдно снимать на святую для нашего народа тему такие поделки. Снимайте лучше сериалы про ментов, у них тоже есть свой зритель. Может прокатит.
6 октября 2009
Я пересмотрела свои взгляды на жизнь, на любовь, на семейные ценности после просмотра этого фильма. До покупки диска, смотрела фильмы по телевизору, сломя шею бежала с работы, чтобы не дай Бог ничего не пропустить! К сожалению, много чего пропустила, поэтому после повторного просмотра фильма на диске, рыдала в десять раз больше. В каждой серии есть такие трогательные эпизоды, после которых у меня на устах возникал вопрос:' За что и почему русским людям довелось испытать такие страдания и мучения, и откуда взялись силы, чтобы все это пережить?!»
Огромная благодарность создателям фильма и великим людям — актерам, которые не играли — нет! — они жили в этом фильме!! Молодые таланты ничуть не уступали мэтрам российского кинематографа! Спасибо вам и низкий вам поклон!
Всем своим родственникам и знакомым буду советовать посмотреть этот шедевр. Уверена в том, что не прочувствует этот фильм только тот, кто никогда не испытывал любовь к семье, ко второй половинке, к жизни, к Родине!!
30 сентября 2009
С моей точки зрения — абсолютно слабый фильм. Фильм, который уже через 3 месяца не вспомнит никто. Отсутствует историческая правда, отсутствует дух той страшной войны! Получился эдакий современный ремейк на военную тему.
7 сентября 2009
ЧЕЛОВЕКОМ — можно оставаться всегда, везде и при любых обстоятельствах! Много ли мы с Вами видели хороших российских сериалов? Да пожалуй, можно сосчитать на пальцах. Не будучи их поклонником, скажу, не лукавя, что фильм «КАТЯ» — представленный режиссером Э. Ишмухамедовым, на мой взгляд, пополнил «копилку» — настоящего кино!
Просмотрев, первую серию, уже не мог оторваться от экрана и досмотрел фильм до конца, на едином дыхании. Удивительно тонко играющая, обаятельная и красивая Екатерина Шпица, вообще режиссерская «находка», не просто чувственно проиграла роль Кати, а «прожила» ее! К постаревшим, время ведь берет свое, Елене Яковлевой (помните, какая была «наша» Интердевочка), Тамаре Акуловой, в которой, я едва узнал красавицу из «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго», правдиво и ярко сыгравшим деревенских жителей, можно отнести те же слова. Да, что там, и Борис Щербаков, которому и вовсе, всегда удавались военные (хотя бы — «Берег» по Ю. Бондареву), и И. Допкунайте, и А. Феклистов, и Дима Нагиев, и Алена Бабенко и т. д. ну просто безупречны.
Замечательные образы, созданные ими — запоминаются своей искренностью, жизненностью, психологизмом. И хотя есть — некоторые мелкие ляпы, которые впрочем, присутствуют буквально в любом фильме о войне, о них говорить не хочется, местами затянутость сюжета, которая свойственна сериалам, могу сказать, что этот фильм — ЖИВОЙ. Живой потому, что он о вечных ценностях, цепляющий своей динамикой, драматизмом, человеческой болью, трогательной любовью, страстями, заставляющий порой с такой силой сопереживать героям, что на глазах наворачиваются слезы.
Будет интересен, всем любителям кино… Моя оценка 10 из 10.
19 августа 2009