Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Энид |
английское название: |
Enid |
год: | 2009 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Джеймс Хоуз |
сценаристы: | Линдсэй Шаперо, Шела Стефенсон |
продюсеры: | Ли Моррис, Элинор Моран, Шела Стефенсон, Сэлли Вудворд Джентл |
видеооператор: | Мэтт Грэй |
композитор: | Николас Хупер |
художники: | Дэвид Роджер, Кейт Евенден, Люсинда Райт |
монтаж: | Ричард Кокс |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Просматривая фильмографию Хелены Бонем-Картер, я нашла «Энид». Мне очень нравится эта талантливая, незаурядная актриса, поэтому меня не смутило скромное количество отзывов на фильм.
«Энид» — биографическая лента, повествующая о жизни известной английской детской писательницы Энид Блайтон, которая до сих пор входит в пятерку самых популярных авторов переводной литературы.
Байопики зачастую блеклы и драматически слабы. Как правило, в лучшем случае зритель получает красиво упакованные пустышки, в худшем случае — сборник слухов-сплетен или заунывные пафосные излияния, где нет духа Личности, которой посвящен фильм, эпоха представлена номинально-костюмировано, а актеры стыдливо отчитывают тексты, так как основная задача подобных «творений» снять кальку с сабжа, а не создать историю. За примерами далеко ходить не надо: «Принцесса Монако», «Диана: История любви», «Семь ночей с Мэрилин» — ленты о легендарных женщинах, с прекрасными актрисами в главных ролях получились до зубовной боли нудными и безликими.
До просмотра фильма я слыхом не слыхивала об Энид Блайтон, поэтому искажение фактов из ее жизни меня мене возмутило, в то же время фильм про неизвестную писательницу вряд ли удержал меня надолго у экрана, будь он столь занудным, как вышеупомянутые киноленты. «Энид» в первую очередь — блестящая, сильная драма, где нет ни криков, ни биться посуды, ни слез, старательно размазанных по щекам, есть только сжатые губы младшей дочки Имоджен, дети, подглядывающие, как мать развлекает чужих ребятишек, слова-пощечина матери от той же Имоджен «Я не хочу, чтобы она провожала меня в колледж». Психологическое напряжение нарастает с каждым кадром, а на экране почти пасторальная безмятежность: ретро-шик сороковых, богатый дом, чаепитие в садике, вечернее платье и нитка жемчуга. Фильм чем-то схож с «Ангелом» Озона, но там героиня Ромолы Гарай — неграмотная, но упорная простушка, дорвавшаяся до роскоши и живущая в мире своих грез, не калеча и не разбивая жизнь других. Энид — сильная, эгоистичная женщина, застрявшая в детстве. Ради достижения цели она готова убрать с пути любые препятствия — детей, мужей, опорочить доброе имя горничной. Для нее существует только одна реальность — ее книги, ее герои и юные читатели, для которых она устраивает пикники и праздники. Все, что мешает — нужно устранить, вырвать недрогнувшей рукой. Энид — очень жестокая женщина, и если потребительское отношение к мужчинам можно оправдать детской травмой — их семью бросил отец, и теперь все будут бросать бедную девочку, то ее жестокость по отношению к собственным детям нельзя оправдать ничем.
Из биографии писательницы получилась хорошая, сильная драма благодаря актерам, в первую очередь Хелене Бонем-Картер, сыгравшей Энид Блайтон. Хелена — лицедейка высшего класса, легко передающая все смены настроения героини, ее детские капризы, мечтательность, расчетливость и упорство. Не поленитесь посмотреть фильм в оригинале, чтобы насладиться, как отрешенное бормотание Энид сменяют жесткие доминантные нотки в голосе. Нельзя не отметить Мэттью Макфейдена и Дэниса Лоусона — актеры сыграли мужей Энид. Ей повезло, оба мужчины искренне любили ее и готовы были заботиться о ней, обеспечивать комфортную жизнь. Увы, благодарности от жены ни один так и не дождался.
Мне трудно судить о достоверности событий, так как, повторюсь, об Энид Блайтон я ничего не знала, но если акцентировать внимание на кинематографической части, то мы получаем очень хорошую, добротную драму. Смотреть обязательно.
24 августа 2015
Душераздирающий фильм. Перед тем, как смотреть знала только то, что фильм о детской писательнице. Извините, об авторе, как просила сама миссис Блейтон. И я никогда бы не подумала, что фильм настолько сложный и грустный.
Так, наверное, всегда: талантливые люди не умеют уравновесить свою личную жизнь и свое творчество. И скорей всего каждая написанная книга, нарисованная картина, сочиненная композиция имеет две стороны медали. С одной стороны, которую видно всем — блестящее произведение. А другая сторона — темная, насыщенная болью автора или его близких.
Кто бы мог подумать, что человек, который пишет такие легкие сказки, ведет своих маленьких читателей по волшебным странам, где всегда солнечно и добро побеждает зло будет столь неоднозначным в обыденной жизни?
Хотя, скорей всего, не будь всего того, что случилось с Энид, не было бы и сказок. И не понимала бы она детей так, как понимала.
Актеры, режиссер и оператор рассказали нам удивительную сказку. Сказку для взрослых. Да и не совсем сказку. Но сделали это очень искренне, правдиво, мягко и с красивой музыкой.
Фильм очень грустный. Самая настоящая драма. Но нужно не побояться и посмотреть.
10 из 10
28 августа 2013
Она расскажет сказку. Закроет глаза и войдет в ваш мир, как давняя знакомая. Она знает все миры и приключения. Знает, куда вы бежите от родителей. Ее сердце наполнено детским смехом. Никогда не станет взрослой. Несмело закрывает глаза. Она знает, куда бежать от реальности…
Я расскажу вам сказку.
Камера, вспышки. Ей никто не верит. Она не пишет для взрослых. Ее сердце с детьми. Она не разочарует их. 6000 слов в день. Невозможно. Слава губительна. Она живет не ради славы. Вспышки гаснут, ее оставляют в покое. Дети рядом. У них много вопросов. Мечтательный взгляд и ложь, которую она ненавидела…
Детство — волшебная пора.
Никогда ей не было так хорошо, как тогда. Бежала, задыхаясь от смеха. Ожившие деревья получали имена. Рядом отец. Она любила его больше жизни. Ничто не заменит его нежный взгляд. Он улыбнулся ей. И волшебство исчезло. Все рухнуло. Родители кричали, ругались. Ее братьям было страшно. Она обещала — расскажет сказку. Поверила в выдуманный мир. Все закончилось. Голос матери прозвенел в тишине. Он ушел, Энид.
Я знаю — ты не хочешь принимать правду.
Нет! Никто не остановил ее. Ворвалась в комнату родителей — отзвуки касающихся вешалок были ей ответом. Невыносимая тишина. Сердце разрывалось от горя. Но вдали она увидела свой мир. О котором не узнают. Спасение? В такт с вешалками билось ее разбитое сердце.
Когда я повзрослею, я не забуду то, о чем думаю сейчас. Повзрослев, я буду знать, что дети будут делать. Я буду знать, чего они боятся. Я буду знать, что они ненавидят. Надеюсь, они полюбят меня, хотя мне далеко не 8 лет.
Прошли года. И однажды ей надоело играть. Уходила из дома, не слыша мольбы матери. Когда в стуке вешалок ей послышалась печаль, она поняла, на что способна. Она убежит отсюда. В мир, написанный чернилами. Жила. Верила. Но увидела стену, которую пробьешь лишь отчаянием. Ее комнату окружала сетка с вплетенными письмами. Мисс Блайтон, ваши произведения хороши, но… Ее рассказы не нужны им. Фальшивая похвала. Но одно письмо перевернуло ее жизнь.
Листок, упакованный в конверт. Хью Поллок, редактор, ее спасение. Важный шаг. Это не конец. Мгновение — мир закружился вокруг белоснежного платье, фаты и радости. Она всегда любила интересных.
Я знаю все тайные места, куда они хотят сбежать.
Счастье, планы, мечты. Они сидели на диване, выбирая иллюстрации к книгам. Ей нравилось одно, ему — другое… Хью привозил мешки с письмами от поклонников. Они восхищались ею. Ты не поймешь, Хью. Но они были счастливы. Энид представляла лепечущих крох, но увидела кричащего ребенка. Появилась Дороти. Она утешала ребенка — за матерью закрылась дверь.
Джиллиан. Имоджен. Их мать за закрытой дверью. Ее мир — ее творчество. Ничего, кроме печатной машинки. Она не замечала тишину. Хью исчезал для нее. Перестал быть веселым, решительным. Ее идеал — отец. Идеал? Он бросил тебя. Хью не разрушил иллюзию. Она решила — он в подметки не годится ее отцу. Но в мыслях Хью витало мрачное слово — война.
Прекрасно! Уходи! Бросай нас, оставляй на произвол судьбы!
Для него это было делом чести. Но Энид не осознавала войну. Уходи, никто не держит. Кроме девочек, которые не могли жить без отца. Ночь — стук вешалок. Он ушел, Энид. Упрямый ребенок твердил не переставая. Она не сопротивлялась. Ничто не будет прежним. Когда он ненадолго вернулся, Энид не церемонилась. Закрытая дверь. Слезы, прощания. Порваные письма. В чем он виноват?
Музы — это чушь. Если хочешь писать, садись и пиши.
Я очарована. Ничто не разлучит меня с «Энид». Я полюбила этот фильм всей душой. За 82 минуты я изменилась. Я нашла «Энид» в фильмографии неповторимой Хелены Бонем Картер. Утонченность английских фильмов принимают за чопорность. Но четкой речью передают все — от восхищения до ярости. Я понимаю тех, кто смотрит фильмы на языке оригинала. Я влюбилась.
Энид Блайтон уникальна. Ее незачем осуждать — слепая вера. Ее незачем хвалить — ей не нужна ваша похвала. Она живет, чтобы дарить детям радость. Она понимала их. Она — ребенок. Или хочет им быть. Кто она? Веселая, беззаботная, как с детьми? Властная, равнодушная, как с семьей? Никто не знал ответа.
Она безумно любила отца, но не мать. Однажды ее мир умер. Виновата мама. Энид уехала, забыла семью. Неутихающая боль. Безумный стук вешалок, проходящий через весь фильм и обладающий глубоким смыслом, до сих пор раздается в моих ушах. Энид нашла успокоение. Писать — ее призвание. Хью Поллок, редактор, ее первый муж. Ее дети — Джиллиан и Имоджен. Она не любила своих детей. Мое сердце разрывалось от ее равнодушия. Роковое пренебрежение к маленьким душам. Почему, за что? Она не понимала, что рушит все на своем пути. Лишает страдавших от равнодушия матери дочерей тепла. Ей не понять чувств других. И она поплатилась за это. Безумно больно. Равнодушие убивает. Злость губит. Доброта неисчерпаема.
Как можно так играть, Хелена! Я не отрывала глаз, глотала каждое слово! Энид обладала непростым характером. Я не могла сдержать эмоций. Энид не хочет взрослеть. Хелена прожила эту роль. Я смотрела в до боли знакомое лицо и не видела Хелену, а только Энид. У Хелены потрясающий выразительный голос, невероятная мимика. Как приятно слышать английское «yes» вместо американского «yeah»! Лучшая роль Хелены. Мэтью Макфейден и Дэнис Лоусон достоверны, Клэр Рашбрук незаменима. Синед Майкл и Рамона Маркес — Джиллиан и Имоджен. Синед незаметна, а Рамона замечательна, вызывала умиление. Лиза Дивини, Александра Брайан — Энид в 19 и 12 — играют безупречно.
Безумно проникновенная музыка! Незабываемая, чудесная, чарующая… Я влюбилась в нее. По коже бежали мурашки. Я хочу слушать эту музыку вечно. Николас Хупер — гений.
Другой мир. И девочка другая.
Спи, мой остров. Небо плачет. Ее настигает привет из прошлого. Два слова, сразившие ее. Придешь на похороны? Ей нечего сказать. Закрылась дверь. 30 лет не видела семьи. У нее нет матери. Мать умерла для нее в день, когда Энид покинула дом. 30 лет… Время ушло. Но никто ни о чем не узнает. А Энид будет помнить. Но она возвращается в волшебный мир. Закрылась книга. Выходят дети. Одна в комнате. Для нее книга не закончилась. Спи, мой остров. Наступит день, и дети снова будут с тобой.
Итог:
Любовь, жизнь, сказка. Проникновенная, трогательная картина об ошибках, жизни и мечте, равнодушии и счастье. Потому, что она никогда не будет взрослой. Можете судить Энид. Но нельзя судить человека, живущего в мечтах.
10 из 10
1 июня 2011
Этот фильм я посмотрела чисто случайно, хотя больше не из простого любопытства, а из-за того, что давненько не смотрела фильмов с участием Хелены Бонем Картер. Так как большинство фильмов из ее фильмографии я уже просмотрела, то выбор был не сильно широким. Поэтому выбор пал на фильм под названием «Энид», который показывали по каналу BBC Four в 2009 году.
Фильм повествует о небезызвестной детской писательнице 20 века Энид Блайтон, написавшей более 750 книг. Фильм больше повествует не о карьерном росте писательницы, хотя конечно это тоже присутствует. Скорее жизни, непростом характере, где ее книги играли роль внутреннего мира, где писательница могла скрыться от всех невзгод не принимавшей и не понимавшей ее жизни. Картина получилась довольно разнообразная и то, что я получила удовольствие от просмотра, это самое малое что я могу сказать. Сценарий биографического фильма настолько удачно охватил все аспекты жизни писательницы, что можно приятно удивляется во время просмотра картины. Больше всего мне понравилось то, что сценаристы картины больше внимания уделили характеру самой Энид Блайтон, показали насколько были сложны ее отношения с родственниками, мужьями и дочерьми.
Конечно же, любой сценарий без великолепной актерской игры мог бы провалится, но этому фильму было это не суждено. В первую очередь я хочу поблагодарить Хелену Бонем Картер. Если я напишу, что Хелена сыграла «как всегда превосходно», то я не скажу ничего, а должно быть что даже оскорблю талант этой актрисы. Она сыграла не просто хорошо или отлично, а точнее она не сыграла, она прожила эту роль, будто бы превратившись в саму Энид Блайтон во время съемок. Каждая ее роль заставляет не просто восхититься талантом актрисы, а рассуждать о ее поступках, о характере, притом это не зависит от того, какого плана роль — главная или второстепенная. Любая роль Хелены запоминается, заставляет задуматься и, по-моему, это самое лучшее впечатление для зрителя. В этом фильме Энид Блайтон была показана не с одной стороны семьи или со стороны литературного творчества. Хелена мастерски создала образ эксцентричной, замкнутой в своем мире женщины, которая готова пережить любые трудности, которые попадались ей на пути, но в то же время настолько равнодушная ко всем окружающим, более всех к своим близким. Образ получился живым, в какие-то моменты, главной героине хотелось сочувствовать, в какие-то, закидать камнями. На экране создался образ неоднозначный и эксцентричный. Еще одна прекрасная и неповторимая роль в копилку Хелены Бонем Картер и вера в то, что ей и вправду подвластна любая роль.
Другие актеры сыграли тоже весьма неплохо, но их сложно оценивать, поскольку большую часть времени мы видим переживания главной героине, сочувствуем ей, злимся на нее и с ней. Однако я все-таки хочу выделить актрису по имени Рамона Маркес, сыгравшую младшую дочь Энид Блайтон. Мне кажется, актрисе удалось создать правильный образ ребенка, до которой нет дела ее гениальной матери, пусть ее роль была не особо крупная, но я считаю, что ее невозможно не заметить. Думаю, девочка сможет в дальнейшем успешно продолжать свою актерскую карьеру, и я пожелаю ей удачи. Еще немало порадовала игра Дэниса Лоусона и Мэтью Макфейдена, игравших мужей Энид. Слабых ролей в фильме нет.
Очень понравилась и порадовала атмосфера Англии. Чудесно снято, хотя, конечно же, кто может снять лучше кино про Англию, чем сами англичане? Музыкальное сопровождение тоже очень порадовало, прибавив плюсов этому замечательному творению.
Смотреть или не смотреть, конечно, решать вам, но я буду советовать этой рецензией сделать это. Думаю вы не пожалеете увидеть настоящее, сделанное в лучших традициях английское кино, с великолепными актерами, которые прожили свои роли, хорошее и сильное кино с отличной режиссурой и прекрасным сценарием. Но если уж выбирать между смотреть или не смотреть, то я скажу — смотреть. Посмотрите, и я думаю, вам не будет жаль потраченного времени.
10 из 10
P.S. Интересно, а книги Энид Блайтон такие же интересные, как и ее жизнь?
16 апреля 2011
Серьезный драматический телефильм, на самом деле. Не мелодрама, как можно по незнанию подумать. Достойная режиссура, интересная и ненавязчивая подача неоднозначного материала, приятное цветовое решение, музыкальное сопровождение. Другое дело содержание. Энид Блайтон представляется в первую очередь не как замечательная писательница, а ужасная женщина: лицемерная, эгоистичная, с кучей комплексов и тяжелым характером. Сильная личность, но отвратительная мать, ложный друг, неверная жена. Непросто смотреть на жизнь такого персонажа.
Фильм обрывочно иллюстрирует ключевые моменты жизни Энид. Кто-то может поспорить, насколько точно преподнесен образ писательницы, насколько достоверно интерпретированы и перенесены на экран события ее жизни, но стоит ли.
Единственный конфликт картины — то, как ей жилось на свете, будучи успешной детской писательницей и ужасным человеком одновременно. Важно еще то, что здесь Энид как раз не понимает последнего. Она буквально остановилась в своем развитии, будучи 12-летней девочкой. Это женский эквивалент Питера Пена, вынужденный лишь грезить о мире вечного детства. Ее поступки — результат желания жить в своем маленьком мирке, где все по ее правилам, стремления убежать от неудобств и проблем реальности. В сочетании с упертостью, самонадеянностью и целеустремленностью — она как танк, идущий напролом, ей нет преград, и никто ее не остановит, никто не заставит остановиться и подумать о своем поведении.
К счастью, драму не превратили во вполне возможную мелодраму: Энид избавили от ненужных метаний чувств и совести. Фильм не пытается выжать слезу или заставить проникнуться ненавистью к героине. С другой стороны, это позволяет увидеть происходящее только с одной стороны, с которой демонстрирует режиссер.
Хелена Бонэм-Картер в роли Энид замечательна, впрочем, как всегда. Убедительна и профессиональна. Приятно было также увидеть на главных ролях Мэтью Макфейдена из «Крошки Доррит» и Дэниса Лоусона из «Холодного дома», а еще Клэр Рашбрук из второго сезона «Доктора Кто» и Джозефа Миллсона из «Приключений Сары Джейн». Другими словами, к актерам претензий никаких.
Стоит заметить, что у фильма был крайне небольшой бюджет (некоторые костюмы даже заимствованы из личного гардероба Хелены Бонэм-Картер), и съемки пришлось уложить в очень короткие сроки (16 дней). Однако это не помешало телефильму, транслированному по британскому каналу BBC Four, собрать во время премьеры третью по величине аудиторию с начала дебюта канала.
4 июля 2010